Проект "Передай добро по кругу" работа с детьми социально адаптированными и детьми с ОПФР

Шимко Елена Ивановна

На современном этапе перехода к инклюзивному образованию формирование толерантного отношения к  людям с ограниченными возможностями  здоровья   является важнейшей стратегической задачей государства. Уровень цивилизованности общества определяется отношением к людям с ограниченными возможностями и от участия в их во всех сферах жизни. Каждый ребенок хочет быть счастливым, в том числе и ребенок с ограниченными возможностями здоровья. И в первую очередь его счастье зависит от той психологической среды, в которой он живет и растет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pereday_dobro_po_krugu._prilozhenie_1.docx88.69 КБ

Предварительный просмотр:

ГКУ Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями

«Преодоление»

C:\Users\master\Desktop\Новая папка (2)\wereldbol-met-kinderen.jpg

Проект

для детей социально адаптированных и детей с ограниченными возможностями

«Передай добро по кругу»

        

Автор: Шимко Елена Ивановна,

 Макаренко Виктория Анатольевна

г.Южно-Сахалинск

2015г.

Проект «Передай добро по кругу»

Разработчики проекта:

Шимко Елена Ивановна - музыкальный руководитель ГКУ Центр «Преодоление».

Макаренко Виктория Анатольевна - педагог дополнительного образования ГКУ Центр «Преодоление».

Пояснительная записка

В центре разработана и реализуется программа патриотического воспитания, представляющая собой систематическую и целенаправленную деятельность коллектива по формированию и развитию гражданственности и патриотизма, чувства гордости за свою страну. Низкая социализация детей-инвалидов предполагает организацию мероприятий, подготавливающих ребят к самостоятельной жизни, к умению делать осознанный выбор, нести ответственность за свои поступки и решения. Основные направления программы:

- «Жить – Родине служить» (цени и оберегай свое Отечество)

- «Жизнь дана на добрые дела» (овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа)

- «Нет земли краше, чем страна наша» (свято относись к символике своей страны)

- «Береги землю родимую, как мать любимую» (люби и сохраняй родную природу)

- «Наша сила – семья едина» (люби родителей, родной дом, уважай старшее поколение)

На современном этапе перехода к инклюзивному образованию формирование толерантного отношения к  людям с ограниченными возможностями  здоровья   является важнейшей стратегической задачей государства. Уровень цивилизованности общества определяется отношением к людям с ограниченными возможностями и от участия в их во всех сферах жизни. Каждый ребенок хочет быть счастливым, в том числе и ребенок с ограниченными возможностями здоровья. И в первую очередь его счастье зависит от той психологической среды, в которой он живет и растет.

Работая с детьми-школьниками и детьми-инвалидами,  мы подумали, что решать проблемы толерантного воспитания естественно и актуально следует не столько в процессе учебной деятельности, сколько через организацию свободной деятельности и установление более тесных взаимоотношений обучающихся МБОУ СОШ № 30 и детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья ГКУ Центр «Преодоление», что позволяют одним детям развить свои социальные навыки, другим – развить чувство уважения и доброго отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья. Прогресс любой нации основан на приоритете духовно-нравственных ценностей и патриотизме. Несомненно, ситуация в отношении к детям-инвалидам в государстве меняется, меняется сознание людей, но проблем еще много. ГКУ Центр «Преодоление» является единственным в области профессиональным учреждением, которое осуществляет комплексную реабилитацию и социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями. Так как достойным гражданином ребенка может воспитать только взрослый, сам будучи терпимым, добрым, с активной гражданской позицией – мы решили начать с себя и создать систему деятельности и взаимодействия с разнообразными учреждениями, организациями и различными категориями населения. Эти идеи нашли воплощение в проекте «Передай добро по кругу». Этот проект является неотъемлемой важной составляющей программы «Все разные, Отчизна одна»

Основными источниками формирования духовно-нравственного и патриотического воспитания являются семья и образовательная среда. В силу того, что семьи с детьми-инвалидами больше волнует физическое и соматическое состояние детей, а духовно-нравственное и патриотическое имеет второстепенное значение, актуально вести целенаправленную комплексную деятельность со всей семьей. Не все наши дети по состоянию здоровья могут посещать образовательные учреждения. Поэтому основная нагрузка ложится на сотрудников Центра и родителей.  Особенность проекта в систематическом и методичном привлечении родителей по вопросам воспитания морали, духовности и патриотизма в работе школы для родителей «Искусство быть семьей».

Большие возможности в направлении  духовно-нравственного и патриотического воспитания предоставляет музыкально - театрализованная деятельность.

 В результате выступлений дети осваивают новые формы поведения, приобретают важные социальные навыки и опыт социального взаимодействия, что вселяет веру ребенка в самого себя и оказывает положительное влияние на все развитие ребенка. В театральной игре есть общая цель, которая реализуется как в результате — спектакле, так и в самом процессе подготовки к нему, в непредсказуемых, спонтанных импровизациях и экспромтах.  Работу,  направленную  на духовно-нравственное воспитание детей и подростков посредством музыкально-театрализованной деятельности,  можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения детьми установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать их поступки, позволят им стать достойными гражданами нашей страны.

 Анализ  системы  совместной работы по патриотическому воспитанию в Центре «Преодоление» и МБОУ СОШ № 30 мы начали с определения уровня воспитанности у детей основ патриотизма. С этой целью  нами была проведена диагностика, в которой приняли участие 26 детей:  12  детей дошкольного возраста и 14 школьного возраста.

   Результаты  диагностики показали, что только 3 ребенка (10%) имели бессистемные и отрывочные  представления о родном городе, крае и его символике. Ответы детей были без рассуждений и объяснений. 23 ребенка (34%) не проявляли желания узнать о стране, о  крае, о городе, в котором живут, затруднялись отвечать на поставленные вопросы, не могли объяснить символику родного города, часто отмалчивались. Анализ диагностики показал, что ребята не имеют достаточно знаний об окружающем мире, о праздниках и событиях, прославляющих героическое прошлое нашей страны, слабо сформированы  исторические представления, в семье мало уделяется внимания духовно-нравственному воспитанию детей, родители не обладают умением донести знания детям в доступной форме.  Таким образом, особое внимание в проекте должно быть  уделено работе с детьми, не посещающими образовательные учреждения, с  нарушениями интеллектуального  развития.

Анализ результатов анкетирования родителей показал, что 75% из опрошенных родителей не усматривали  в работе по нравственно-патриотическому  воспитательного развивающего потенциала. Семьи с детьми-инвалидами зачастую больше волнует физическое состояние детей, а нравственно-патриотическое воспитание для них имеет второстепенное значение.

Для реализации проекта  «Передай добро по кругу» объективно сложились определенные благоприятные  условия.

Территория школы  № 30 располагается недалеко от центра «Преодоление».14 детей с проблемами здоровья обучаются в  образовательном учреждении индивидуально на дому. Деятельность Центра направлена на интеграцию ребенка-инвалида в социум по всем направлениям.   Начало совместной  деятельности  было  положено  в  2010 г.

Наиболее интересной и эффективной формой взаимодействия стало представление  спектаклей театральной студии «Маленький театр» в центре для детей, получающих услуги по реабилитации.

В процессе работы естественным образом проводились и фольклорные праздники: «Колядки - святки», «Русские посиделки», «День Герасима –грачевника», «Брусничный Луп», «Праздник русского валенка», «Масленица».

Стало традицией использовать элементарное музицирование с инструментами народов мира и системой Саундбим в совместном исполнении.  Школьники и дети центра стали активно проводить календарные и тематические праздничные мероприятия. Первый совместный праздник с приглашением бабушек – тружеников тыла получился искренним и незабываемым. Потом были  «День народного единства», «Юбилей Александра Невского», «День Защитника Отечества», «Музыка народов мира», «День Победы»», «День освобождения Сахалина» и другие.

Духовно-нравственному воспитанию и развитию     наших детей и родителей помогают представители  православной церкви. Добро должно побеждать, а победа не дается без труда. Во времена испытаний люди всегда обращаются к богу и духовным ценностям. Отец  Роман, отец Максим, иерей Серафим, епископ Южно-Сахалинской и Курильский Тихон несут сотрудникам и семьям жизнеутверждающие ценности, нравственные идеалы. Совместное многолетнее празднование христианских праздников, просветительские беседы, ежегодное освещение Центра направлены на то, чтобы наши дети и родители утвердились в том, что всегда есть шанс изменить свою жизнь к лучшему.

Показателями  эффективности реализации данного проекта  являются:

-  увеличение активности участия  различных категорий населения,  представителей церкви, сотрудников учреждений и организаций, участников образовательного и реабилитационного  процесса  (детей, педагогов, специалистов центра, родителей) в специально организованных мероприятиях: выставках, концертах, фольклорных праздниках, музыкально-театрализованных  представлениях, в  спортивных мероприятиях, добровольческой деятельности, благотворительных акциях.

- положительные изменения во взаимоотношениях детей в классах интегрированного обучения.

-  снижение уровня  тревожности как  у родителей, воспитывающих детей с особенностями развития, так и у родителей здоровых детей.

 В 2015 году число  участников этих мероприятий  увеличилось   в 7 раз    по сравнению с 2010 годом, когда начиналась реализация программы. По результатам проведенной социометрии статус детей с особенностями развития  изменился - ровесники стали их принимать. снизились тревожность, и негативные ожидания от совместного обучения детей.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

                                                                         

Название проекта

«Передай добро по кругу!»

Проблема, на решение которой направлен проект, ее актуальность

Наличие социальных стереотипов у детей с ограниченными возможностями и у их здоровых сверстников, неадекватное восприятие детей с особенностями развития в обществе. Недостаточный опыт взаимодействий  детей с особенностями  и здоровых сверстников. Инклюзивное образование – одно из приоритетных направлений государственной политики современной России. Совместно организованные мероприятия нетипичных детей с обычными сверстниками позволяют одним детям развить свои социальные навыки, другим детям – развить чувство уважения и доброго отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Цель проекта

-Интеграция детей с особенностями психофизического развития  (ОПФР) в среду здоровых сверстников;

Создание условий, формирующих:

- толерантное отношение к людям с особенностями психофизического развития  (ОПФР);

-новый тип мышления у учащихся с ОПФР, позволяющий им адаптироваться в обществе, накапливать социальные практики.

Задачи проекта

  1. Создание условий для творческого, личностного, эмоционально-волевого и  духовно-нравственного развития детей, возможности активно участвовать в театральных постановках, праздничных мероприятиях различного уровня.
  2.  Организация и проведение совместных  социокультурных, спортивно-оздоровительных мероприятий детей нормы и их нетипичных сверстников;
  3. Создание условий в школе - участнице проекта, для зарождения   волонтерского движения; поддержка  волонтерского движения,  обучение навыкам взаимодействия с нетипичными детьми;
  4. Привлечение к  мероприятиям, направленным  на социальную адаптацию и интеграцию, социальных партнеров.

Мероприятия, проводимые в рамках проекта

  1. Встреча инициативной группы,  обсуждение  плана  совместной работы  по  проекту;
  2. Внедрение   инновационных методов и форм  работы  в музыкально-театрализованной деятельности, направленной на  духовно-нравственное  и патриотическое  воспитание.
  3. Создание волонтерского отряда в школе из учащихся средних  и старших классов; организация встреч ребят с ОПФР и ребят из волонтерского движения школы;
  4. Проведение волонтерами классных часов в  школе на тему «Уроки Доброты» с использованием созданной презентации;
  5. Проведение совместных  мероприятий детей нормы и их нетипичных сверстников;
  6. Проведение отчетной конференции по итогам работы проекта, оценка и распространение полученного опыта;
  7. Создание и распространение информационных материалов,  буклетов о проводимых мероприятиях, привлечение СМИ к освещению совместных мероприятий.

Целевая аудитория проекта

-  200 обучающихся МБОУ СОШ № 30

- Волонтеры школы – 35 чел;

- дети с ОПФР, обучающиеся на дому, –14 чел;

-Дети с ОПФР - воспитанники ГКУ  «Реабилитационный  центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление» -около 350 человек;

-дети Воскресной школы «Светлячок» Ново-Александровского прихода смоленской Божьей Матери «Одигитрия» -20 человек;

- Педагоги школы  – 16 чел;

-Специалисты ГКУ Центр «Преодоление» - 25 человек

- родители детей с ограниченными возможностями здоровья, участвующие в этом проекте.

Долгосрочность реализации проекта

Начало  деятельности - 2010 год, проект имеет долговременный характер.

Ожидаемые  результаты проекта

  1. Продвижение процесса социальной адаптации и интеграции детей с ОПФР;
  2. Воспитание толерантности и социальной активности   как одних  из ведущих  духовно-нравственных ценностей личности;
  3.  Формирование навыков социального взаимодействия у всех участников проекта;
  4. Приобщение участников проекта к  героической истории, истокам народной культуры, традициям родной страны;
  5. Воспитание милосердия, человеколюбия, веры в добро, духовности через знакомство с православной культурой;
  6. Максимальное раскрытие творческого и духовного  потенциала участников проекта.

Партнерские отношения

  1. Общественная организация родителей детей с особенностями психоречевого развития «Надежда»;
  2. Сахалинская региональная общественная организация « АРИДИ»;
  3. Сахалинская областная организация родителей детей с синдромом Дауна «Солнечный мир»;
  4. Благотворительный фонд «Улыбка ребенка»;
  5. Муниципальные общеобразовательные учреждения, школы искусств города Южно-Сахалинска;
  6. МУП «Центр молодежных инициатив»;
  7. Учреждения культуры г. Южно-Сахалинска и Сахалинской области.

Способы распространения информации о проекте

  1. Создание буклетов о детях с ОПФР для информирования обычных детей;
  2. Публикации  о проводимых  мероприятиях  в газете «Губернские ведомости»;
  3. Распространение информации на стендах и на сайтах МБОУ СОШ №30 и  ГКУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление».

Календарный план проекта  «Передай добро по кругу»

Мероприятия

Срок исполнения

Исполнитель

-Встреча инициативной группы  с администрацией  учреждений- участников проекта,  обсуждение планов сотрудничества;

-разработка плана-графика реализации проекта , обсуждение проводимых мероприятий

Январь-март  2015

 администрация образовательного учреждения МБОУ СОШ №30,

 ГКУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление»

инициативная группа

Создание волонтерского отряда, обучение навыкам социального взаимодействия с детьми с ОПФР; организация психолого-педагогического сопровождения

март

Инициативная группа проекта

Проведение классных часов «Уроки Добра»

Апрель-май

Классные руководители

Творческая деятельность  коллектива «Маленький театр» МБОУ СОШ № 30 и ГКУ Центр «Преодоление»

Театрализация сказок:

 «Дюймовочка»;

 «Гусарская баллада»;

«Заячья избушка»;

«Соловей» ( китайская сказка);

«Пятеро из одного стручка»;

«Приключение в сказочном лесу»;

«Апрелечка»;

Апрель-декабрь 2015г.

Руководители проекта

Сотрудничество  по направлению духовно-нравственного и патриотического воспитания: «Во славу России»-музыкально-театрализованная  композиция;

-  « Музыка народов мира»- игра-путешествие ;

 «Мир герои отстояли»- вокально-хореографическая композиция;

- « Мир детской дружбы» -фестиваль творчества;

-День освобождения Сахалина –историческая кругосветка

-«Отечество Мое!»- музыкально-театрализованная композиция;

- Цикл календарно-обрядовых и  фольклорных праздников, развлечений:

«Колядки-святки» – посиделки;

«День Герасима –грачевника»–фольклорно-игровая программа;

«Семья талантами богата»- ярмарка семейного творчества;

«Георгий Победоносец»- спортивно-игровые состязания

-Цикл православных христианских праздников «Светлая Пасха», «Рождественская звезда»


       

февраль

апрель

май

июнь

сентябрь

ноябрь

       Январь - декабрь

Руководители проекта,  

Руководители проекта,

 с участием Воскресной школы «Светлячок» Ново-Александровского прихода смоленской Божьей Матери «Одигитрия»

Организация физкультурно-оздоровительной деятельности.

- Малые  Олимпийские игры на территории ГКУ  Центр «Преодоление»

-«Равнение на победу!»-  командная эстафета на  территории МБОУ СОШ №30

июнь

ноябрь

Руководители проекта

администрация ГКУ Центр «Преодоление», администрация МБОУ СОШ №30

Акции

 «Марафон добрых дел» -помощь добровольцев в благоустройстве территории ГКУ Центр «Преодоление»

- «Ты не один!»- посещение детей с ограниченными возможностями передвижения на дому ( мини-концерт, экспресс-поздравления)

В течение года 2015

 Сентябрь-декабрь 2015

Руководители проекта, руководитель волонтерского движения;

социальный педагог        

Создание фотоотчетов по результатам проделанной работы и помещение на сайт ГКУ Центр «Преодоление» и

 МБОУ СОШ№ 30

Руководители проекта

Подготовка к  конференции  по итогам   деятельности по проекту за 2015 год (творческие отчеты, выставка рисунков, презентации)

Декабрь

Руководители проекта, администрация ГКУ Центр «Преодоление», администрация МБОУ СОШ № 30

C:\Users\master\Desktop\Новая папка (2)\wereldbol-met-kinderen.jpg