Открытое занятие на тему: «Подготовка видеосюжета»

Екатерина Дмитриевна Трофимова

Данный урок входит в курс "Тележурналистика". Подготовка видеосюжета, умение грамотно составить закадровый текст, отобрать нужные синхроны или планы съемки - важно качество, раскрывающее профессионализм репортер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие на тему: «Подготовка видеосюжета»

Время продолжительности занятия: 45 минут

Цель занятия: развитие компетентности в подготовке видеосюжета

Задачи занятия: 

Обучающие: 1)познакомить учащихся понятиями «лайв», «синхрон», «стендап», «сюжет», «монтаж», «сюжет», «видеозаметка».

2) развить умения составить информационное видеосообщение, учитывая основные элементы в построении

Развивающие: 1) развить логическое мышление, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать собственный видеосюжет

2) создавать условия к самостоятельному труду

3) развивать познавательный интерес в сфере тележурналистики

Воспитательные: 1) развивать способности работать в группе, достигать согласия, приходить к единому мнению

2) воспитывать интерес к тележурналистике, используя межпредметные связи.

Актуальность

Телеэфир – это то, ради чего многие юнкоры мечтают стать журналистами. Данное занятие входит в авторскую программу «Пресс-центр» (2 год обучения), в план работы «Универсального журналиста». Ребята смогут не только получить теоретические основы, но и погрузиться в профессию, почувствовать себя истинным телерепортером.

Оформление: Учащиеся в течение всего занятия просматривают презентацию по теме, работая в интерактивном режиме. Воспитанники просматривают фрагменты видеосообщений.

Материал: в начале занятия учащиеся получают раздаточный материал – лист А4, на котором в таблице размещены значении понятия «видеосюжет» и «видеозаметка», необходимо найти сходства и отличия, внести данные в нее. Презентация «Как подготовить видеосюжет?», памятка по итогам занятия формата А4, видеоролики центральных каналов, видеоролики пресс-центра.

Основные этапы урока: 

  1. Организационный – 2 мин.
  2. Проверка домашнего задания, эксперимент – 15 мин.
  3. Сообщение новых знаний – 12 мин.
  4. Игра «Круто ты попал» – 3 мин.
  5. Практическая работа – 11 мин.
  6. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания – 2 мин.

Вид занятия: беседа с использованием игровых технологий

Основные формы работы на уроке: индивидуальная, работа в микрогруппах, коллективная.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, юные тележурналисты! Сегодня на занятии мы рассмотрим одну из самых важных и интересных тем в данной деятельности. Мы разберем основные понятия, которые нужно знать рядовому репортеру, чтобы грамотно выстроить свой сюжет.  В конце занятия каждый из вас подготовит план собственного видеоролика. Тема сегодняшнего занятия -  «Подготовка видеосюжета». Запишите себе в тетради, не забудьте  записать число. Работаем сегодня таким образом – экспериментальная часть, затем вы получите новые знания, проверите их на практике в рамках творческого задания, какого – узнаете чуть позже. А в заключение занятия я буду ждать от вас вопросов по изученной сегодня теме.

II. Проверка домашнего задания

Итак, традиционное начало нашего занятия мы будем соблюдать и сегодня. Ведь у журналистов должен быть большой лексический запас и широкий кругозор. Все вы дома просмотрели выпуски новостей, кто в Интернете, кто в газете, кто на телевидении, а кто-то слушал радио. Представьте нам свои наблюдения. Какие темы сейчас на пике популярности в каждом из видом СМИ, и обоснуйте, почему, как вы думаете.

№ слайда

Педагог

Обучающиеся

Слайд 1

Слайд 2

Слайды 3,4,5,6,7

Слайд 8

Слайд 8,9

Слайд 10, 11

Давайте послушаем наших выступающих.

Мы послушали обзор средств массовой информации, какой вывод можно сделать?

Как вы считаете, почему?

Спасибо за подготовку домашнего задания. Действительно, именно поэтому  средства массовой информации рассчитаны на массы людей и представляют интересы многих.

Давайте познакомимся с теми, кто готовит для нас вышеуказанные материалы (корреспонденты и телеведущие: Анна Урманцева, Ирада Зейналова, Светлана Сорокина, Васса Алфимова, Татьяна Дамаданова).

Перейдем к следующему заданию. Я решила провести эксперимент и данное задание мы проведем по принципу «от обратного». Я вам предлагаю два ролика, первый – видеосюжет, второй – видеозаметка. Вы просмотрите и то, и другое. Затем в таблицах, которые я вам раздала в начале занятия вы фиксируете отличия и сходства первого ролика от второго, смотрите только на техническую сторону, о содержательную часть сейчас нужно будет оставить в стороне.

Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Вы замечательно поработали, молодцы!

Телевидение: события на Украине, теракт в Шарли эбдо, 70-летие снятия блокады Ленинграда.

Радио: события на Украине, теракты во Франции, экономика России.

Интернет: события на Украине, теракты во Франции, экономика России.

Газеты: события на Украине, теракты во Франции, экономика России.

СМИ муссируют аналогичные темы.

Потому что именно эти темы глобальны, касаются многих людей.

Просматривают, записывают.

Называют:

Отличия: объем (видеозаметка меньше), количество интервьюируемых людей в кадре, голос диктора на фоне заметки и голос журналиста на фоне видеосюжета.

Сходства: есть и лид, и анонс ведущего, и интервью, и заключение. По структуре похожи.

III Сообщение новых знаний 

№ слайда

Педагог

Обучающийся

Слайд 12

Слайд 13

Отличия и сходства мы посмотрели. Давайте попробуем сформулировать, что же такое «видеозаметка» и «сюжет».

Хорошо, давайте запишем себе в тетрадь определения.

Видеозаметка – информационный жанр журналистики, краткое сообщение, в котором излагается какой-либо факт.

Видеосюжет – информационный жанр журналистики, в котором излагается факт и подробности.

Именно подробности делают его большим по объему, в кадре больше интервьюируемых, появляется журналист с микрофоном в кадре.

Тележурналист и автор учебника «Азбука телевещания» Нина Зверева рекомендует всегда перед съемками, задать самому себе ряд вопросов: 

  • Стали бы ваши близкие и вы сами смотреть этот сюжет?
  • Почему люди должны это смотреть? (если это касается всех и каждого, то вопрос снят)
  • Будут ли зрители на следующий день рассказывать друг другу об этом сюжете? (Если да, значит, это интересно)
  • Представим себе человека, который приехал в ваш город в командировку на один день. Поймет ли он все детали сюжета? (Если поймет, значит, это действительно сделано понятно).

Каждый корреспондент программы "Москва: инструкция по применению" (о новостях потребительского рынка) имеет короткую памятку, в которой содержится шесть пунктов. Как вы думаете, что это за пункты?

Хорошо, вы помните, по каким критериям отбирается новость в публицистике. Давайте запишем себе критерии для видеосюжета.

 Вот они:

  • ОБЪЕКТИВНОСТЬ - Уверены ли вы, что информация, которую вы сообщаете, соответствует действительности?
  • ПОЛЕЗНОСТЬ - Насколько ценна, практически применима и полезна информация, которую вы сообщаете?
  • УНИКАЛЬНОСТЬ - Насколько уникален ваш сюжет? Это можно увидеть только в данной новостной программе или про это часто говорят в других программах?
  • ШИРОТА - не слишком ли узок круг зрителей, в котором будет ценен и интересен ваш репортаж?
  • ЯСНОСТЬ - насколько ясно формулируется совет/инструкция по данной теме?
  • СВОЕВРЕМЕННОСТЬ - насколько актуальная данная тема сейчас? (Например - тема уборки снега летом?)

 

Формулируют:

«Видеозаметка – это небольшое по объему информационное сообщение на телевидении».

«Видеосюжет – это информационный жанр телевизионной журналистики, большей по объему, чем видеозаметка».

Оперативность, актуальность, информативность, что-то необычное, конфликт должен быть.

IV. Игра «Круто ты попал на ТВ»

Как и обещала в начале занятия, мы с вами сыграем в журналистскую игру. Правила простые: я предлагаю вам информационный повод, а вы, аргументируя, отвечаете, почему он подходит или не подходит для телевидения.

№ слайда

Педагог

Обучающиеся

Слайд 14

Информационные поводы:

- Заседание комитета по защите прав потребителя.

- Карантин по гриппу в регионе.

- Выпускник 40 лицея стал известным врачом.

- Ульяновск планируют переименовать в Симбирск

- Певица Валерия выступит в Ульяновске 18 февраля

Вы хорошо справились с заданием, молодцы!

Не взяли бы, так как это просто заседание, нет какой-то уникальности. Лучше было бы привести конкретный пример.

Это важно для зрителей, можно было бы рассказать, как от него уберечься, привести конкретный пример заражения.

Это было бы интересно, так как он – наш земляк, такие новости привлекают внимание. Хочется посмотреть на то, чего можно достичь.

Это интересно, будет  резонанс в обществе, так как люди не сходятся в одном мнении, можно было бы привлечь экспертов.

Можно взять как рекламный анонс, в принципе, это может быть интересно, если она приезжает в первый раз, или у нее уникальная программа.

V. Практическая работа

Подходим к финальному этапу – «Практическая работа». Но сначала запишем несколько терминов.

№ слайда

Педагог

Обучающиеся

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

СТЕНДАП - та часть сюжета, когда корреспондент появляется в кадре.

СИНХРОН - фрагмент прямой речи интервьюируемого человека.

ПОДВОДКА - текст ведущего перед сюжетом. Некоторые называют «студией» или «устно».

ЛАЙВ (от английского live – живьем) - единица журналистского материала, в котором жизнь показана такой, какой она есть, т.е., без закадрового текста и прочих профессиональных ухищрений. В некоторых редакциях лайвом называют, историю о человеке, описанную в тексте сюжета, с подсъёмками этого человека.

Перед началом работы каждый журналист составляет для себя  план вашего будущего сюжета. Когда материал отснят, готовит закадровый текст – то, что будет начитывать диктор или он сам.

Сейчас мы посмотрим еще один видеоролик, ваша задача – придумать к нему описание. Ролик будет без звука. Просмотрим его дважды, потом вы продумываете закадровый текст. Работаем в группах по три человека (если немного ребят, то по два, если много – по четыре).

Давайте послушаем ваши варианты.

А теперь послушаем оригинал.

Если сюжет сделан хорошо, то даже без звука мы поймем, о чем шла речь. Если же сюжет был сделан на бегу, что со звуком, что без него – тема останется для нас неясной.

Смотрят ролик, фиксирует замысел  в тетрадь.

Обучающиеся зачитываю полученные тексты.

 

VI. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания

Слайд 20

Давайте подведем итог сегодняшней работы. Сегодня мы узнали, что такое  видеозаметка, видеосюжет, как правильно их составлять, какие критерии для нас являются важными при  их составлении. Кстати, какие?

- Оперативность, полезность, уникальность…

Молодцы, вижу, что запомнили. А как отличить заметку от сюжета?

- В основе заметки – факт, в основе сюжета – факт и подробности.

Спасибо за работу, ребята. Задачи, которые я ставила перед сегодняшним занятием, воплотились полностью. Мы с вами познакомились с основными понятиями при работе с телесюжетом. А практиковаться мы с вами будем на следующем занятии. Подумайте, как вы можете воплотить идеи, которые сегодня предлагали по поводу съемки сюжета. Дома вы подбираете интервьюируемых, думаете над местом съемки и прописываете собственный стендап.

Слайд 21

Литература

Слайд 22

1. Глава из учебного пособия "Школа регионального тележурналиста": АЗБУКА ТЕЛЕРЕПОРТЕРА 
Издательство "Аспект Пресс", Москва, 2004 год.
Н.В. ЗВЕРЕВА

2. http://www.evartist.narod.ru/text1/13.htm

3. Интернет-словарь телевизионного сленга - http://klimentov.livejournal.com/2064.html

Приложение №1

Сходства и различия

Видеозаметка

Видеосюжет

Сходства

Отличия

Состав микрогруппы:

__________________________________________________

Приложение №2

Памятка

«Подготовка сюжета»

Лайв. От английского life – жизнь. Так называют отрезок видео (обычно до 10 секунд) с выразительным интершумом (аплодисменты, крик болельщиков, шум водопада и т.п.), который не закрыт закадровым текстом. Лайф дает возможность зрителю почувствовать себя на месте события. Очень оживляет сюжет.

Требования: в информационном телесюжете хронометраж лайфа не должен быть более 5 секунд («как выстрел»).

Синхрон. От греческого sin – вместе и chronos – время. Это прямая речь героя сюжета в кадре, иначе говоря – отрезок интервью. Называется так, потому что голос и изображение человека записываются и показываются одновременно. Термин пришел из времен, когда звуковое кино сменяло немое.

Требования: хронометраж – как правило, не более 25 секунд, обращать внимание на задник, на фоне которого стоит говорящий, кроме того у человека не должны «расти из головы» деревья, столбы и т.п.

 

Стендап. От английского stand up – стоять. Речь корреспондента в кадре. Обычно используется, чтобы продемонстрировать присутствие на месте события и к тому же создать эффект общения со зрителем.

Требования: следить при записи стендапа за своей внешностью, интересоваться у оператора, какой сзади план.

 

Титры – поясняющие надписи. Это могут быть титры в синхронах (имя, фамилия, должность героя сюжета), геотитры (указание места событий), поясняющие титры (типа «Съемка МЧС» или «Архив»), субтитры (например, перевод иностранного текста в нижней части кадра), а также «бегущая строка».

Требования: фактическая правильность и грамотность.

 

Закадровый текст. Его пишет автор (корреспондент). Называется закадровым, потому что того, кто говорит, зритель не видит. Начитывать текст может как сам корреспондент, так и диктор. Кстати, недавно блестящий журналист Кирилл Набутов и его режиссер в программе «Один день» на НТВ продемонстрировали нечто новое (или хорошо забытое старое?): в кадре шла нормальная картинка, развивалось некое действие, а в углу была врезка, где Набутов в наушниках синхронно начитывал перед микрофоном текст. Но, думается, что даже в этом случае текст следует называть закадровым.