Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по подготовке и проведению концерта
Концертные выступления учащихся несут на себе не только диагностическую, воспитательную и общеразвивающую функции, но и являются мощным стимулом к дальнейшему профессиональному росту, а также к привлечению родителей к творческой жизни коллектива. Поэтому совершенно очевидно, что концерт требует тщательной подготовки, четкой организации и профессионального руководства. В связи с этим позволю себе напомнить уважаемым коллегам методику подготовки и проведения концерта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kontsert.docx | 20.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по подготовке и проведению концерта
Концертные выступления учащихся несут на себе не только диагностическую, воспитательную и общеразвивающую функции, но и являются мощным стимулом к дальнейшему профессиональному росту, а также к привлечению родителей к творческой жизни коллектива. Поэтому совершенно очевидно, что концерт требует тщательной подготовки, четкой организации и профессионального руководства. В связи с этим позволю себе напомнить уважаемым коллегам методику подготовки и проведения концерта.
По цели проведения концерты могут быть: отчетные, праздничные, тематические, рекламные.
«Основные этапы организации и проведения концерта: 1.Определение темы концерта. 2.Определение даты, времени и места проведения концерта. 3.Составление программы или сценария концерта. 4.Просмотр и отбор концертных номеров. 5.Продумывание текста конферанса и подготовка ведущих. 6. Подготовка и распространение пригласительных билетов. 7. Создание рекламы, оформление и вывешивание афиши о концерте. 8. Проведение репетиции концерта. 9. Проведение концерта.
1 – й этап. При выборе темы концерта необходимо учитывать:
- календарный и учебный период;
- тему учебного года;
- актуальные задачи детского объединения (учреждения).
2-й этап. Время проведения концерта может колебаться до нескольких часов в зависимости от темы концерта и его назначения. Рекомендуемая продолжительность мероприятия от 30 минут (для дошкольников и младших школьников) до 1,5 часа для старших. Необходимо учесть на данном этапе: день недели, выходные и праздничные дни; режим занятий обучающихся в школе; возможность посещения мероприятия родителями (в основном, это родители младших школьников).
Выбор места проведения концерта зависит от темы и сроков ее проведения. Местом проведения концерта может быть:
- актовый зал
- концертный зал образовательного учреждения
- музыкальный класс
- музыкальная гостиная
Необходимо:
- оформить помещение согласно тематике
- подготовить эскизы, атрибуты, декорации
- подготовить места расположения творческой группы, исполнителей, участников концерта, зрителей
- определить места, где переодеваются участники концерта (раздевалки, гримерки), участники мероприятия, гости, зрители
- Материально – техническое обеспечение:
- музыкальное оформление (фоновая музыка, фанфары, сигнальная музыка и т.п.)
- световое оформление
- техническое обеспечение (микрофоны, магнитофоны, видеомагнитофоны, телевизоры, видеокамеры, фотоаппарат и т.п.)
3-й этап Составление программы или сценария концерта.
Примерный план – сценарий концерта:
- вступительное слово ведущего (ведущих)
- ход мероприятия:
а) при подборе концертных номеров к ним нужно предъявить следующие требования: номер должен быть составной частью сценария (блока сценария), иметь законченный вид, соответствовать теме проводимого мероприятия, содержание номера должно соответствовать возрасту детей и уровню их подготовки;
б) до просмотра номеров необходимо ознакомить предполагаемых участников со сценарием, либо с проектом сценария, планом – сценарием;
в) музыкальное оформление: определение ключевых слов или фраз, звукового эффекта для создания атмосферы, соответствующей сценарному действию.
4-й этап Просмотр и отбор концертных номеров.
- отбираются лучшие художественные номера для концерта
- номера готовятся специально для концерта. При отборе концертных номеров нужно провести их конкурсное представление, а также коллективное обсуждение.
5-й этап Конферанс и подготовка ведущих.
Роль ведущего очень важна в любом мероприятии. Лучше всего с этой ролью справится человек, знающий все тонкости, всю «кухню» проводимого мероприятия, который участвовал в разработке, написании сценарного плана проведения мероприятия. Для ведущего важно четко контролировать процесс проведения концерта, динамику мероприятия, вовремя корректировать происходящее действо – все это плюс многое другое требует находчивости, терпения, внимательности, твердости и чувства юмора, и, конечно же, ведущий должен владеть ораторским искусством. Важно обсудить с ведущим форму одежды (костюма), а так же тщательно отрепетировать поведение на сцене и в зале.
6-й этап Приглашенными гостями могут быть: обучающиеся и педагоги учреждения, дети других объединений и образовательных учреждений, родители, друзья, представители учреждений, организаций, сотрудничающих с вашим объединением (учреждением)и т.д.. Пригласительные билеты на концерт могут быть оформлены на компьютере, при необходимости изготовлены с детьми вручную. На пригласительном билете можно разместить примерную информацию: личное обращение к приглашенному, название мероприятия (концерт), дату, время и место проведения, адрес, контактный телефон организаторов, краткую аннотацию мероприятия (например: «В программе…..»,«В ходе праздничного концерта… и т.п.).
7-й этап Создание рекламы - одного из основных инструментов организации. Реклама о проводимом мероприятии должна быть емкой, интригующей.Важно создать интерес к мероприятию, чтобы те, кто прочел рекламную информацию о концерте, захотели придти поучаствовать в нем. Оформляется и вывешивается афиша о предстоящем мероприятии. Задача объявления сообщить о мероприятии, о его содержании, организаторе, дате и месте проведения. Для аудитории подготовленной или заинтересованной достаточно перечислить основные элементы предлагаемого мероприятия, а для малоподготовленной – текст нужно строить так, чтобы он вызвал любопытство, непроизвольный интерес. Афиша должна избегать общих выражений, абстрактных определений, избитых фраз, безличных обращений, иноязычных слов и выражений.
8-й этап Проведение репетиции концерта. Репетиция - необходимый элемент организации любого мероприятия, в том числе и концерта. В ходе репетиций решается целый ряд организационных вопросов.
Примерные, наиболее важные этапы репетиционного периода:
- просмотреть на сцене каждый художественный номер, включенный в сценарий
- отрепетировать с каждым участником сценария или с отдельной группой участников
- назначить время сбора участников творческой группы и участников сценарной группы
- индивидуальная, групповая работа с отдельными участниками (творческими коллективами) концертной программы
- постановка вокальных, хореографических номеров (с привлечением специалистов данного вида искусства).
Возможно использование в постановке уже имеющихся номеров, но которые должны соответствовать общей идее представления. Репетиции проводятся по отдельным блокам сценарных действий (самостоятельных звеньев сценария). За 1 неделю до мероприятия (за 3 дня) проводится генеральная репетиция концертной программы в оформленном зале, где будет проводиться мероприятие.
9-й этап. В назначенный день и время: проведение концерта.
Выполнение всех предыдущих этапов, предложенных в методических рекомендациях, является гарантией успешности проведения концерта, его воспитательного эффекта.
Для этого, необходимо соблюдать следующие правила:
- начало и конец праздничного мероприятия должны быть яркими, запоминающимися
- все участники концерта должны хорошо знать, что и когда следует делать
- концертная программа должна идти на мажорной ноте и по возрастающей
- концовка или финальная точка в мероприятии должна быть запоминающейся и яркой
Литература:
- Стегалина Л.А. Методические рекомендации, Тальятти., 2012.