Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по подготовке и проведению концерта

Лебедева Лариса Антоновна

Концертные выступления учащихся несут на себе не только диагностическую, воспитательную и общеразвивающую функции, но и являются мощным стимулом к дальнейшему профессиональному росту, а также к привлечению родителей к творческой жизни коллектива. Поэтому совершенно очевидно, что концерт требует тщательной подготовки, четкой организации и профессионального руководства. В связи с этим позволю себе напомнить уважаемым коллегам методику подготовки и проведения концерта.                                                                                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kontsert.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

 Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по подготовке и проведению концерта

        Концертные выступления учащихся несут на себе не только диагностическую, воспитательную и общеразвивающую функции, но и являются мощным стимулом к дальнейшему профессиональному росту, а также к привлечению родителей к творческой жизни коллектива. Поэтому совершенно очевидно, что концерт требует тщательной подготовки, четкой организации и профессионального руководства. В связи с этим позволю себе напомнить уважаемым коллегам методику подготовки и проведения концерта.                                                                                        

По цели проведения концерты могут быть: отчетные, праздничные, тематические, рекламные.                                                        

«Основные этапы организации  и проведения концерта:                                        1.Определение темы  концерта.                                                                             2.Определение  даты, времени и  места проведения  концерта.                                   3.Составление  программы или сценария концерта.                                                     4.Просмотр и отбор концертных номеров.                                                                    5.Продумывание текста конферанса и подготовка ведущих.                                  6. Подготовка и распространение пригласительных билетов.                                       7. Создание рекламы, оформление и вывешивание афиши о концерте.                        8. Проведение репетиции концерта.                                                                                9. Проведение концерта.        

1 – й этап. При выборе темы концерта  необходимо учитывать:

  • календарный и учебный период;
  • тему учебного года;
  • актуальные задачи детского объединения (учреждения).

 2-й этап. Время проведения концерта  может  колебаться  до нескольких часов  в зависимости от темы концерта и его назначения. Рекомендуемая продолжительность мероприятия от 30 минут (для дошкольников и  младших школьников)  до 1,5 часа для старших. Необходимо учесть на данном этапе: день недели, выходные и праздничные дни; режим занятий обучающихся в школе; возможность посещения мероприятия родителями (в основном, это родители младших школьников).

Выбор места проведения концерта зависит от темы и сроков ее проведения. Местом проведения концерта может быть:

  • актовый зал
  • концертный зал образовательного учреждения
  •  музыкальный класс
  • музыкальная гостиная

Необходимо:

  • оформить помещение  согласно  тематике
  • подготовить  эскизы, атрибуты, декорации
  • подготовить места расположения творческой группы, исполнителей, участников концерта, зрителей
  • определить места, где переодеваются участники  концерта (раздевалки, гримерки), участники мероприятия, гости, зрители  
  • Материально – техническое обеспечение:
  • музыкальное оформление (фоновая музыка, фанфары, сигнальная музыка и т.п.)
  • световое оформление
  • техническое обеспечение (микрофоны, магнитофоны, видеомагнитофоны, телевизоры, видеокамеры, фотоаппарат и т.п.)

3-й этап Составление  программы или сценария  концерта.

Примерный план – сценарий   концерта:

  • вступительное слово  ведущего (ведущих)
  • ход мероприятия:

а) при подборе  концертных номеров к ним нужно предъявить следующие требования: номер должен быть составной частью сценария (блока сценария), иметь законченный вид, соответствовать теме проводимого мероприятия, содержание номера должно соответствовать  возрасту детей и уровню их подготовки;  

б) до просмотра номеров необходимо ознакомить предполагаемых участников со сценарием, либо с проектом сценария, планом – сценарием;  

в) музыкальное оформление: определение ключевых слов или фраз, звукового эффекта для создания атмосферы, соответствующей сценарному действию.

4-й этап Просмотр и отбор концертных номеров.

  • отбираются лучшие художественные номера для концерта
  • номера готовятся специально для концерта. При отборе концертных номеров нужно  провести их конкурсное  представление, а также коллективное обсуждение.

5-й этап Конферанс и подготовка ведущих.

Роль ведущего очень важна в любом мероприятии.  Лучше всего с этой ролью справится человек, знающий все тонкости, всю «кухню» проводимого мероприятия, который участвовал в  разработке, написании сценарного плана проведения мероприятия. Для ведущего важно четко контролировать  процесс проведения концерта, динамику мероприятия, вовремя корректировать происходящее действо – все это плюс многое другое требует находчивости, терпения, внимательности, твердости и чувства юмора, и, конечно же, ведущий должен   владеть ораторским искусством. Важно обсудить с ведущим форму одежды (костюма), а так же тщательно отрепетировать поведение на сцене и в зале.

6-й этап Приглашенными гостями могут быть: обучающиеся и педагоги учреждения, дети других объединений и образовательных учреждений, родители, друзья, представители учреждений, организаций, сотрудничающих с вашим  объединением (учреждением)и т.д.. Пригласительные билеты на концерт  могут быть  оформлены на компьютере, при необходимости изготовлены  с детьми вручную. На пригласительном билете можно разместить примерную информацию: личное обращение к  приглашенному, название мероприятия (концерт), дату, время и место проведения, адрес, контактный телефон организаторов, краткую аннотацию мероприятия (например: «В программе…..»,«В ходе праздничного концерта… и т.п.).

7-й этап Создание рекламы - одного из основных инструментов организации. Реклама  о проводимом  мероприятии должна быть емкой, интригующей.Важно создать интерес к мероприятию, чтобы те, кто прочел рекламную информацию о концерте, захотели придти поучаствовать в нем. Оформляется и вывешивается афиша о предстоящем мероприятии. Задача объявления сообщить  о мероприятии, о его содержании, организаторе, дате и месте проведения. Для аудитории подготовленной или  заинтересованной достаточно перечислить основные  элементы предлагаемого мероприятия,  а для малоподготовленной – текст нужно строить так, чтобы он вызвал любопытство, непроизвольный  интерес. Афиша должна избегать общих выражений, абстрактных определений, избитых фраз, безличных обращений, иноязычных слов и выражений.

8-й этап Проведение репетиции концерта. Репетиция  - необходимый элемент организации любого мероприятия, в том числе и концерта. В ходе репетиций  решается целый ряд организационных вопросов.

Примерные, наиболее важные  этапы репетиционного периода:

  • просмотреть на сцене  каждый художественный номер, включенный в сценарий
  • отрепетировать с каждым участником сценария или с отдельной группой участников
  • назначить время сбора участников творческой группы и участников сценарной группы
  • индивидуальная, групповая работа с отдельными участниками (творческими коллективами) концертной программы
  • постановка вокальных, хореографических  номеров (с привлечением специалистов данного вида искусства).

Возможно использование в постановке уже имеющихся номеров, но которые должны соответствовать общей идее представления. Репетиции проводятся по отдельным  блокам сценарных действий (самостоятельных звеньев сценария). За 1 неделю до мероприятия (за 3 дня) проводится генеральная репетиция концертной программы в оформленном зале, где будет проводиться мероприятие.

9-й этап. В назначенный день и время: проведение концерта.

 Выполнение  всех предыдущих этапов, предложенных в методических рекомендациях, является гарантией успешности проведения концерта, его воспитательного эффекта.

Для этого, необходимо соблюдать следующие правила:

  • начало и конец праздничного мероприятия должны быть яркими, запоминающимися
  • все участники концерта  должны хорошо знать, что и когда следует делать
  • концертная программа  должна идти на мажорной ноте и по возрастающей
  • концовка или финальная  точка в мероприятии должна быть запоминающейся и яркой

Литература:

  1. Стегалина Л.А. Методические рекомендации, Тальятти., 2012.