Открытое занятие "Карнавал животных"

Открытое занятие "Карнавал животных" с элементами музыкотерапии предназначено для детей младшего школьного возраста и направлено на коррекцию эмоционально-волевой сферы личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karnaval_zhivotnyh_konspekt.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное

учреждение дополнительного образования детей

центр эстетического воспитания детей

Конспект открытого занятия

«Карнавал животных»

Педагог-психолог

МАОУ ДОД ЦЭВД «ТЮЗ»

ст. Тбилисская

Корнева Олеся Владимировна

2014 год

Цель: развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с применением элементов музыкотерапии.

Задачи:

- создать в группе доброжелательную атмосферу;

- снизить уровень агрессивности и эмоционального напряжения;

- учить передавать заданные эмоциональные состояния;

- развивать воображение, внимание, музыкальные представления детей.

Дата проведения: 13 октября 2014 года. 

Музыкальное сопровождение: К. Сен-Санс «Карнавал животных»

Реквизит и необходимые материалы: элементы костюмов по числу воспитанников, изображения животных, плакат, макеты музыкальных инструментов, CD – диск, ноутбук.

Ход занятия.

  1. Организационный этап.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте поприветствуем, друг друга не просто так, а с помощью специального волшебного ритуала: возьмемся все за руки и подарим друг другу самую нежную и теплую улыбку!

Упражнение «Подари улыбку». (Участники образуют круг, берутся за руки, дарят улыбку.

  1. Основной этап.

Педагог: Ну, вот какие вы молодцы! Теперь мы можем начинать наше занятие. Оно у нас будет непростое. Нам предстоит совершить увлекательное путешествие в мир музыки и фантазии. Но прежде чем отправиться, ответьте мне, пожалуйста, на вопросы: «Кто знает, что такое характер?»,  «Какие бывают характеры?», «А характеры бывают только у людей?».  Так вот сегодня нам с вами предстоит научиться понимать характер музыки! Это очень не просто, но очень интересно!

Дети закрывают глаза, слушают музыкальный портрет «Марш льва» из сюиты К. Сен-Санса «Карнавал животных», идет обсуждение, определяется характер музыки.

Игра для снятия эмоционального напряжения «Львы».

Педагог: Сейчас предлагаю всем превратиться в царственных львов, почувствовать их грозный нрав.

Инструкция: Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», вы издадите самое громкое рычание.

Замечание: нужно попросить детей рычать как можно громче, изображая при этом львиную стойку. Детей можно подбадривать фразами: «А кто может рычать еще громче?», «Молодцы, хорошо рычите львы!»

        Педагог: Молодцы! А теперь прослушайте другой фрагмент.

Дети закрывают глаза, слушают музыкальный портрет «Куры и петухи» из сюиты К. Сен-Санса «Карнавал животных», идет обсуждение, определяется характер музыки.

        Воспитанники вокальной студии «Орфей» исполняют песню «Сели куры на забор» с элементами логоритмики.

        

Далее дети снова закрывают глаза, слушают музыкальный портрет «Куланы» из сюиты К. Сен-Санса «Карнавал животных», идет обсуждение, определяется характер музыки.

Педагог: А мы с вами продолжаем путешествие в мир музыки и фантазии. Предлагаю прослушать следующий фрагмент, а потом поиграть в игру.

Дети закрывают глаза, слушают музыкальный портрет «Слон» из сюиты К. Сен-Санса «Карнавал животных», идет обсуждение, определяется характер музыки.

Упражнение на групповое взаимодействие – «Доброе животное».

Участники встают в круг и берутся за руки. Педагог произносит тихим голосом под музыкальное сопровождение:

«Мы – одно большое животное, доброе животное! Давайте послушаем как, оно дышит! (Музыка стихает, участники прислушиваются к дыханию друг друга) Вдох – все делают шаг вперед, выдох – делают шаг назад. (Затем усложняется задание: вдох – 2 шага вперед, выдох – 2 шага назад). Так не только дышит наше животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад. Мы все берем дыхание и стук сердца нашего животного себе».

Звучит музыкальный портрет «Кенгуру» из сюиты К. Сен-Санса «Карнавал животных», после его обсуждения проводится комплекс артикуляционных упражнений.

Дети закрывают глаза, слушают музыкальный портрет «Аквариум» из сюиты К. Сен-Санса «Карнавал животных», после обсуждения детям предлагается нарисовать услышанную музыку, передав её настроение.

Педагог: Итак, следующий музыкальный портрет имеет интересное и смешное название «Действующие лица с длинными ушами». Слушаем!

Дети закрывают глаза, слушают музыкальный фрагмент из сюиты К. Сен-Санса «Карнавал животных».

Игра на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций – «Два барана».

Педагог: Помните, рано-рано два барана повстречались на мосту? Сегодня вам предстоит побывать в роли тех самых упрямых баранов. (Участники разделяются на пары. Широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями в друг друга.) 

Ваша задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Можно издавать звуки – «БЕ-Е-Е».

Дети прослушивают музыкальный портрет «Пианисты» из сюиты К. Сен-Санса «Карнавал животных», после обсуждения проводится пальчиковая игра «Белка» и разучивание чистоговорки «Белка шишки шелушила».

Педагог: Продолжаем занятие, слушаем дальше! Всем нам часто снятся прекрасные сны. В них мы превращаемся в принцев и принцесс, зайчиков и белочек, понимаем язык зверей и птиц. Давайте сегодня попробуем превратиться в птицу.

Упражнение-визуализация для снятия эмоционального напряжения с музыкальным сопровождением «Полет Лебедя», из сюиты К. Сен-Санса «Карнавал животных».

«Мы узнаем секрет ее красоты и легкости, полетаем над землей, почувствуем свежесть ясного голубого неба. Небо похоже на море, тело в нем такое же легкое, гибкое, как в воде. Небо – это голубое царство великолепных птиц. Одна из самых красивых – лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом. Поднимите подбородок вверх. Да именно такая шея у лебедя! Выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы – прекрасные лебеди! Закройте глаза, давайте подышим как птицы. Вдох-выдох. После вдоха говорите про себя: «Я – лебедь» (3 раза). Хорошо!

Шея лебедя вытянута, напряжена, спина гордая, прямая. Широко раскиньте руки-крылья, шире, плавно… Молодцы.

Согните чуть в коленях ноги, напрягите их и …резко выпрямите… Глубокий вдох … и …о, чудо! Мы взлетели… Вдох – выдох, (3 раза). Можно свободно взмахнуть крыльями. Тело, как пушинка, легкое, мы совсем его не чувствуем. Как хорошо и свободно! Чистое голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада …тишины…покой. Вдох-выдох (3 раза).

Под нами, как зеркало, блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть в нем себя. Какая красивая, гордая птица! Вдох-выдох. Мы плавно летим, нам нравится и совсем не страшно.

Спустимся пониже, еще ниже, еще ниже. Вот уже совсем близко поле, лес, дом, люди… И вот ноги легко коснулись земли… Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.

Замечательный был полет!

Пусть у кого-то не получилось. Не беда! И лебедь-красавец не сразу взлетел. Важно хотеть быть Лебедем! Все прекрасное когда-нибудь сбывается. Нужно только очень-очень верить в себя!».

        Педагог: А теперь настало время пригласить всех животных, с которыми мы сегодня встретились, на парад. (Детям раздаются элементы костюмов, под музыку и стихи ребята проходят в образе животного).

«Открывает «большую зоологическую фантазию» «Королевский марш льва» - торжественный выход царя зверей. Ах, как он любуется собой и своей внушительной поступью, оглушая окрестности грозным рычанием.

На марш настройтесь, белки, совы!-

Дает команду дирижер.

Прославят карнавал веселый

Большой оркестр и птичий хор!

Вот грозный лев выходит грозно

«Король» - в партере говорят –

Его боятся даже звезды:

Они слабей при нем горят!»

«Куры и петухи»

Это кто кудахчет там?

Это кто несется там?

Кто устроил тарарам?

Это куры с петухом.

Он - в мундире, с хохолком,

Смотрит зорко, далеко!

До чего петух хорош!

На кого же он похож?

Ой, хорош! Ой, похож!

Кто же, кто же, кто же он?

Может сам Наполеон?

«Браво, бис!» - со всех сторон.

«Антилопы»

Ну и топот, ну и рев!

Это музыка ослов!

Скачут, топают, орут,

Видно, их характер крут!

Уши как свои спасем,

Если музыкант осел?

«Слон»

А вот слониха-африканка

Всех черепашек превзошла:

Зачем ей марши и канканы?-

Вальсок притопывать пошла!

Ах, если бы для карнавала

Не лес столетний выбран был,

То и, наверно, до финала

Не каждый зритель бы дожил!

«Персонаж с длинными ушами»

Свивая длинные рулады,

Смежая веки от тоски,

Поют прекрасную балладу…

А кто? Да снова ослики!

Тссс! Не болтаем, не мешаем,

Почтенно, тихо слушаем…

Герои с длинными ушами

Теперь ласкают уши нам.

«Кукушка»

Где ты спряталась, кукушка?

В чаще леса? На опушке?

Или вон на том суку?

А в ответ: - Ку-ку! Ку-ку!

«Пианисты» (белка)

Никого ты не заставишь

Тут сыграть еще ловчей:

Белки прыгают меж клавиш,

Звуки льются, как ручей.

Бойко, звонко, прытко, быстро!

Нет, никто бы так не смог,

Только белки-пианисты

В восемь лап, а может нот!

«Лебедь»

Помнишь, лебедь знаменитый –

Тело серебром облито –

К нам спешил на карнавал,

В лунных волнах выплывал?

Мне поныне это снится:

Серебра сиянье длится,

Птица-лебедь между вод

С видом царственным плывет.

  1. Заключительный этап. Коллективная работа «Карнавал животных».

Литература:

  1. Музыкальная литература 1 год обучения. Учебник под ред. М.Ю. Шорниковой. – Ростов-на-Дону, 2010 год.
  2. Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций». – Ярославль: Академия развития, 2000 год.
  3. Кэмпбелл Р. «Как справиться с гневом ребенка». – СПб.: Мирт, 1998 год