Открытое занятие "Карнавал животных"
Открытое занятие "Карнавал животных" с элементами музыкотерапии предназначено для детей младшего школьного возраста и направлено на коррекцию эмоционально-волевой сферы личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karnaval_zhivotnyh_konspekt.docx | 25.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
центр эстетического воспитания детей
Конспект открытого занятия
«Карнавал животных»
Педагог-психолог
МАОУ ДОД ЦЭВД «ТЮЗ»
ст. Тбилисская
Корнева Олеся Владимировна
2014 год
Цель: развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с применением элементов музыкотерапии.
Задачи:
- создать в группе доброжелательную атмосферу;
- снизить уровень агрессивности и эмоционального напряжения;
- учить передавать заданные эмоциональные состояния;
- развивать воображение, внимание, музыкальные представления детей.
Дата проведения: 13 октября 2014 года.
Музыкальное сопровождение: К. Сен-Санс «Карнавал животных»
Реквизит и необходимые материалы: элементы костюмов по числу воспитанников, изображения животных, плакат, макеты музыкальных инструментов, CD – диск, ноутбук.
Ход занятия.
- Организационный этап.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте поприветствуем, друг друга не просто так, а с помощью специального волшебного ритуала: возьмемся все за руки и подарим друг другу самую нежную и теплую улыбку!
Упражнение «Подари улыбку». (Участники образуют круг, берутся за руки, дарят улыбку.
- Основной этап.
Педагог: Ну, вот какие вы молодцы! Теперь мы можем начинать наше занятие. Оно у нас будет непростое. Нам предстоит совершить увлекательное путешествие в мир музыки и фантазии. Но прежде чем отправиться, ответьте мне, пожалуйста, на вопросы: «Кто знает, что такое характер?», «Какие бывают характеры?», «А характеры бывают только у людей?». Так вот сегодня нам с вами предстоит научиться понимать характер музыки! Это очень не просто, но очень интересно!
Дети закрывают глаза, слушают музыкальный портрет «Марш льва» из сюиты К. Сен-Санса «Карнавал животных», идет обсуждение, определяется характер музыки.
Игра для снятия эмоционального напряжения «Львы».
Педагог: Сейчас предлагаю всем превратиться в царственных львов, почувствовать их грозный нрав.
Инструкция: Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», вы издадите самое громкое рычание.
Замечание: нужно попросить детей рычать как можно громче, изображая при этом львиную стойку. Детей можно подбадривать фразами: «А кто может рычать еще громче?», «Молодцы, хорошо рычите львы!»
Педагог: Молодцы! А теперь прослушайте другой фрагмент.
Дети закрывают глаза, слушают музыкальный портрет «Куры и петухи» из сюиты К. Сен-Санса «Карнавал животных», идет обсуждение, определяется характер музыки.
Воспитанники вокальной студии «Орфей» исполняют песню «Сели куры на забор» с элементами логоритмики.
Далее дети снова закрывают глаза, слушают музыкальный портрет «Куланы» из сюиты К. Сен-Санса «Карнавал животных», идет обсуждение, определяется характер музыки.
Педагог: А мы с вами продолжаем путешествие в мир музыки и фантазии. Предлагаю прослушать следующий фрагмент, а потом поиграть в игру.
Дети закрывают глаза, слушают музыкальный портрет «Слон» из сюиты К. Сен-Санса «Карнавал животных», идет обсуждение, определяется характер музыки.
Упражнение на групповое взаимодействие – «Доброе животное».
Участники встают в круг и берутся за руки. Педагог произносит тихим голосом под музыкальное сопровождение:
«Мы – одно большое животное, доброе животное! Давайте послушаем как, оно дышит! (Музыка стихает, участники прислушиваются к дыханию друг друга) Вдох – все делают шаг вперед, выдох – делают шаг назад. (Затем усложняется задание: вдох – 2 шага вперед, выдох – 2 шага назад). Так не только дышит наше животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад. Мы все берем дыхание и стук сердца нашего животного себе».
Звучит музыкальный портрет «Кенгуру» из сюиты К. Сен-Санса «Карнавал животных», после его обсуждения проводится комплекс артикуляционных упражнений.
Дети закрывают глаза, слушают музыкальный портрет «Аквариум» из сюиты К. Сен-Санса «Карнавал животных», после обсуждения детям предлагается нарисовать услышанную музыку, передав её настроение.
Педагог: Итак, следующий музыкальный портрет имеет интересное и смешное название «Действующие лица с длинными ушами». Слушаем!
Дети закрывают глаза, слушают музыкальный фрагмент из сюиты К. Сен-Санса «Карнавал животных».
Игра на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций – «Два барана».
Педагог: Помните, рано-рано два барана повстречались на мосту? Сегодня вам предстоит побывать в роли тех самых упрямых баранов. (Участники разделяются на пары. Широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями в друг друга.)
Ваша задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Можно издавать звуки – «БЕ-Е-Е».
Дети прослушивают музыкальный портрет «Пианисты» из сюиты К. Сен-Санса «Карнавал животных», после обсуждения проводится пальчиковая игра «Белка» и разучивание чистоговорки «Белка шишки шелушила».
Педагог: Продолжаем занятие, слушаем дальше! Всем нам часто снятся прекрасные сны. В них мы превращаемся в принцев и принцесс, зайчиков и белочек, понимаем язык зверей и птиц. Давайте сегодня попробуем превратиться в птицу.
Упражнение-визуализация для снятия эмоционального напряжения с музыкальным сопровождением «Полет Лебедя», из сюиты К. Сен-Санса «Карнавал животных».
«Мы узнаем секрет ее красоты и легкости, полетаем над землей, почувствуем свежесть ясного голубого неба. Небо похоже на море, тело в нем такое же легкое, гибкое, как в воде. Небо – это голубое царство великолепных птиц. Одна из самых красивых – лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом. Поднимите подбородок вверх. Да именно такая шея у лебедя! Выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы – прекрасные лебеди! Закройте глаза, давайте подышим как птицы. Вдох-выдох. После вдоха говорите про себя: «Я – лебедь» (3 раза). Хорошо!
Шея лебедя вытянута, напряжена, спина гордая, прямая. Широко раскиньте руки-крылья, шире, плавно… Молодцы.
Согните чуть в коленях ноги, напрягите их и …резко выпрямите… Глубокий вдох … и …о, чудо! Мы взлетели… Вдох – выдох, (3 раза). Можно свободно взмахнуть крыльями. Тело, как пушинка, легкое, мы совсем его не чувствуем. Как хорошо и свободно! Чистое голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада …тишины…покой. Вдох-выдох (3 раза).
Под нами, как зеркало, блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть в нем себя. Какая красивая, гордая птица! Вдох-выдох. Мы плавно летим, нам нравится и совсем не страшно.
Спустимся пониже, еще ниже, еще ниже. Вот уже совсем близко поле, лес, дом, люди… И вот ноги легко коснулись земли… Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.
Замечательный был полет!
Пусть у кого-то не получилось. Не беда! И лебедь-красавец не сразу взлетел. Важно хотеть быть Лебедем! Все прекрасное когда-нибудь сбывается. Нужно только очень-очень верить в себя!».
Педагог: А теперь настало время пригласить всех животных, с которыми мы сегодня встретились, на парад. (Детям раздаются элементы костюмов, под музыку и стихи ребята проходят в образе животного).
«Открывает «большую зоологическую фантазию» «Королевский марш льва» - торжественный выход царя зверей. Ах, как он любуется собой и своей внушительной поступью, оглушая окрестности грозным рычанием.
На марш настройтесь, белки, совы!-
Дает команду дирижер.
Прославят карнавал веселый
Большой оркестр и птичий хор!
Вот грозный лев выходит грозно
«Король» - в партере говорят –
Его боятся даже звезды:
Они слабей при нем горят!»
«Куры и петухи»
Это кто кудахчет там?
Это кто несется там?
Кто устроил тарарам?
Это куры с петухом.
Он - в мундире, с хохолком,
Смотрит зорко, далеко!
До чего петух хорош!
На кого же он похож?
Ой, хорош! Ой, похож!
Кто же, кто же, кто же он?
Может сам Наполеон?
«Браво, бис!» - со всех сторон.
«Антилопы»
Ну и топот, ну и рев!
Это музыка ослов!
Скачут, топают, орут,
Видно, их характер крут!
Уши как свои спасем,
Если музыкант осел?
«Слон»
А вот слониха-африканка
Всех черепашек превзошла:
Зачем ей марши и канканы?-
Вальсок притопывать пошла!
Ах, если бы для карнавала
Не лес столетний выбран был,
То и, наверно, до финала
Не каждый зритель бы дожил!
«Персонаж с длинными ушами»
Свивая длинные рулады,
Смежая веки от тоски,
Поют прекрасную балладу…
А кто? Да снова ослики!
Тссс! Не болтаем, не мешаем,
Почтенно, тихо слушаем…
Герои с длинными ушами
Теперь ласкают уши нам.
«Кукушка»
Где ты спряталась, кукушка?
В чаще леса? На опушке?
Или вон на том суку?
А в ответ: - Ку-ку! Ку-ку!
«Пианисты» (белка)
Никого ты не заставишь
Тут сыграть еще ловчей:
Белки прыгают меж клавиш,
Звуки льются, как ручей.
Бойко, звонко, прытко, быстро!
Нет, никто бы так не смог,
Только белки-пианисты
В восемь лап, а может нот!
«Лебедь»
Помнишь, лебедь знаменитый –
Тело серебром облито –
К нам спешил на карнавал,
В лунных волнах выплывал?
Мне поныне это снится:
Серебра сиянье длится,
Птица-лебедь между вод
С видом царственным плывет.
- Заключительный этап. Коллективная работа «Карнавал животных».
Литература:
- Музыкальная литература 1 год обучения. Учебник под ред. М.Ю. Шорниковой. – Ростов-на-Дону, 2010 год.
- Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций». – Ярославль: Академия развития, 2000 год.
- Кэмпбелл Р. «Как справиться с гневом ребенка». – СПб.: Мирт, 1998 год