Детская школа искусств: её настоящее и будущее

Кравцова Татьяна Викторовна

О путях развития детских школ искусств через сохранение традиций прошлого и внедрение новых форм работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детская школа искусств: её настоящее и будущее

        Содержанием современной государственной культурной политики России

является создание и развитие системы воспитания и просвещения граждан на

основе традиционных для России нравственных ценностей, гражданской ответственности и патриотизма посредством освоения исторического и культурного наследия России, мировой культуры, развития творческих способностей личности, способностей к эстетическому восприятию мира, приобщения к различным видам культурной деятельности. Признаётся приоритетность образовательной, воспитательной роли культуры и искусства, всемерная поддержка и развитие просветительской миссии культуры.

        В современном реформирующемся обществе необходимость изменений в музыкальном образовании продиктована, прежде всего, новыми культурными доминантами и ценностями. Модернизация социально-политической системы России не могла не сказаться на образовании вообще и на музыкальном образовании в частности.
        Изначально и на протяжении почти столетней истории существования детские музыкальные школы выполняли важную социально-культурную и социально-экономическую
 миссию. В первую очередь детским музыкальным школам в СССР отводилась роль начального звена профессионального музыкального обучения в уникальной трехступенчатой системе школа - училище - консерватория. Во вторую - общеэстетическое воспитание подрастающего поколения, обеспечивающее формирование культурно образованной части общества, заинтересованной аудитории слушателей и зрителей. Все школы работали по единой программе, утвержденной Министерством культуры. Деятельность детских музыкальных школ курировалась методическими центрами и музыкальными училищами соответствующей направленности. Никаких альтернативных направлений и вариативных систем не было.
        В постсоветское время в системе начального музыкального образования был сломлен идеологический прессинг, не стало привычного планирования и контроля. В детских музыкальных школах у преподавателей появилась возможность самостоятельно выбирать программы, работать по собственным методикам. С выходом в 1992 году Закона Российской Федерации «Об образовании» детские школы искусств были определены как учреждения дополнительного образования детей. Большинство музыкальных школ были переименованы в Детские школы искусств (благодаря открытию в их структуре отделений хореографического, эстрадного вокала, изобразительного искусства). Статус музыкальных школ в обществе заметно и неуклонно снижался. Одновременно стали проявляться тенденции разрушения традиций в подготовке творческих кадров для отрасли культуры, поскольку перед детскими школами искусств были поставлены задачи, аналогичные задачам, стоящим перед клубами, кружками, творческими секциями.

        Каких-либо норм, отражающих специфику деятельности именно детских школ искусств, законодательством не предусматривалось. Разработанные в начале 2000-х годов Министерством культуры России примерные учебные планы для детской школы искусств имели лишь рекомендательный характер. Многолетнее отсутствие единых требований к образовательному процессу детских школ искусств негативно отразилось на всей системе образования в сфере культуры и искусства:
- оказались утрачены традиционные методические связи и преемственность образовательных программ среднего звена (музыкального или художественного колледжа) с детской школой искусств;
- в детских школах искусств стали закрываться хоровые отделения, исчезать оркестры духовых и народных инструментов, а вместо них открываться отделения эстрадного детского вокала;
- снизился не только конкурс при приеме абитуриентов в учреждения среднего и высшего профессионального образования, но и качество подготовки абитуриентов;
- нависла угроза утраты первого звена трехступенчатой модели образования в области искусства, что могло привести к невосполнимой потере завоеванных позиций отраслевого образования.
        Такая ситуация негативно сказалась и на качестве реализации образовательной деятельности, и на социальном статусе педагогических работников, и на материально-техническом оснащении ДШИ. Согласно официальной статистике последних лет, число детских школ искусств в России (музыкальных, художественных, хореографических и др.) заметно сократилось. В настоящее время в Российской Федерации функционирует 5370 детских школ искусств, что составляет около одной трети всех учреждений дополнительного образования детей. По статистическим данным, в 1985 г. детских школ искусств в стране было 5890, а в 2008 -5456. Итак, сокращается число школ, в которых обучают игре на музыкальных инструментах. При этом увеличивается число школ, дающих общеэстетическое образование. Указанная тенденция может привести к ситуации, в которой не останется людей, играющих живую музыку, имеющих глубокие знания по ее теории и истории.
        В течение последних 20-и лет сначала стихийно и локально, а затем организованно стали обсуждаться проблемы функционирования системы музыкального образования, казалось бы, одной из самых незыблемых, устоявшейся, проверенной временем и признанной во всем мире. Постепенно, снизу, началась реорганизация системы музыкального и художественного образования. Вслед за изменениями, касающимися общеобразовательных школ, были разработаны многочисленные программы и «концепции» модернизации «дополнительного образования», к которому стали относиться детские музыкальные школы.

        Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" закрепил за школами искусств реализацию двух видов образовательных программ - предпрофессиональные и общеразвивающие дополнительные общеобразовательные программы в области искусств.

        На основании этого документа за детскими школами искусств закрепился правовой статус, в большей степени соответствующий их профессиональному предназначению. Это значит, что мы, детские школы искусств, остались в сфере дополнительного образования, но отныне проведена резкая граница между образовательными учреждениями дополнительного образования детей в виде домов и центров творчества и детскими школами искусств как реализующими дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств. Таким образом, школы имеют предпрофессиональный статус, обеспечивающий более четкую преемственность школ искусств с учебными учреждениями профессионального уровня.

        Основными целями дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства являются:


- формирование художественно-эстетических взглядов, моральных и нравственных установок, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;


- формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать многообразные культурные и духовные ценности;


- воспитание детей в позитивной творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.

        Реализация дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства направлена на решение следующих задач: творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающихся; выявление и продвижение одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте; создание комфортных условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности, стилевыми традициями, особенностями композиторской индивидуальности; создание теоретико-практической основы для приобретения учащимися опыта исполнительской практики; воспитание у детей культуры и опыта сольного и ансамблевого исполнительства и музицирования; приобретение детьми опыта творческой деятельности (фестивальной, концертной, конкурсной) и т.п.

        Основной принцип, заложенный в федеральных государственных требованиях,  - преемственность новых программ по отношению к действующим примерным и типовым учебным планам 1980-х и 1990-х гг. и учебным планам 2000-х годов.

        Основные изменения с введением предпрофессиональных общеобразовательных программ касаются:

направленности обучения на результат, который четко формулируется в разделе “Требования к минимуму содержания дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы” (достигнутые знания, сформированные умения, навыки в предметных областях и по предметам);

сроков обучения (вместо 3-х, 4-х, 5-ти, 7-летних сроков обучения вводятся 8-летние сроки для детей, поступающих в школу искусств в возрасте 7-9 лет, и 5-летние – для детей, поступающих в ДШИ в возрасте 10-12 лет);

введения дополнительного (9-го или 6-го) года обучения в целях продления предпрофессиональной общеобразовательной программы для детей, не освоивших программы основного общего или полного общего образования в силу возраста, а также детей, желающих поступить в профессиональные учебные заведения, где прием осуществляется на базе данных уровней общего образования;

новой структуры учебных планов, которые делятся на разделы: обязательная часть, вариативная часть, консультации, аттестация.

        Изменения в законодательство возвращают нас в историческое прошлое школ искусств, когда были сформулированы цели и задачи, соответствующие сегодняшнему понятию "предпрофессиональное образование”. Опыт прошлого определяет особенность предпрофессионального образования как обучения способных, "отобранных” при приеме детей с целью определения их будущего и создания условий для их профессионального самоопределения. В этой ситуации невозможно ждать стопроцентной поступаемости выпускников школы в профессиональные учебные заведения. Школе нужно обучать значительное количество детей школьного возраста (в среднем по России – 12%), и только самые способные и мотивированные на будущую профессию в сфере искусства пополнят ряды абитуриентов в профессиональные учебные заведения.

        Сложность ситуации для руководителей и преподавателей заключается в том, что за последние 20 лет школа находилась в постоянной борьбе за выживание, в ситуации хронического недофинансирования, демографического спада. Все это привело к отсутствию конкурса при приеме, падению качества образования, "сворачиванию” программ академического образования. В целях самосохранения школе пришлось открывать общеэстетические отделения, где учат "всему понемногу”. Тем не менее, при всей сложности нынешней ситуации Школы должны вернуть утраченные позиции. Именно на это и направлены изменения в законодательстве об образовании.

        Вот что говорит о новых программах И.Е.Домогацкая, директор Института развития образования в сфере культуры и искусства: "Есть неправильное понимание предпрофессиональной программы как очень сложной, обязательно ведущей ребенка в профессию. Но вспомните, ведь и раньше наши школы фактически работали по предпрофессиональным программам. Это был четко установленный учебный план, с годами обучения, с промежуточной и итоговой аттестацией. В принципе, ничего не изменилось, просто законодательно закреплено то, что наши школы делали всегда. При этом сегодняшний закон говорит и о том, что федеральные государственные требования и даже государственные образовательные стандарты, устанавливая определенные нормы, предполагают возможность вариативности учебного материала, то есть уровень сложности может быть разным. Открыв перечень федеральных государственных требований, вы не прочтете, что на выпуске из школы дети должны играть, скажем, Пятую фортепианную сонату Бетховена. И вообще не увидите названий конкретных произведений. Вы найдете общие требования: какие жанры, какие элементы фактуры должен освоить ребенок. Он, например, обязательно должен играть полифонию, освоить определенные технические стороны музыкального исполнительства. Но конкретно ничего не обозначено – вся конкретика в программах, которые каждая школа самостоятельно разрабатывает. Мы же, разрабатывая программы школьных учебных предметов в прошлом году, рекомендовали, например, несколько вариантов исполнительских программ – от упрощенных ко все более сложным. Так что в новый образовательный процесс можно будет встроиться самым разным детям.

        С другой стороны, а какова же тогда роль общеразвивающего блока? Давайте представим, что к какому-то моменту ребенок поймет, что ему сложно нести объем предпрофессиональной программы. И тогда школа предложит ему другие программы, более доступные и менее объемные, на которые он может перейти, осваивать их и ставить для себя иные задачи. Смысл общеразвивающих программ, в частности, и в этом: удовлетворить разные образовательные потребности с учетом склонностей, способностей различных детей, с учетом того, как они себя в этом образовательном процессе начинают ощущать."

        С 1 сентября 2013 года н начали работать по новому законодательству. Огромная работа проделана руководителями и преподавателями в этот острый период реформирования. Были внесены изменения в Уставы, получены лицензий на основе установленных норм, написаны новые образовательные  и рабочие программы, составлены новые учебные планы и локальные  акты, регламентирующие деятельность многочисленных внутренних вопросов ДШИ. Проделана работа по приведению всего комплекса документации, учебного процесса в соответствие с требованиями нового законодательства.

        Как нам жить дальше? Нужно ли бояться предпрофессиональных программ или всё же стоит разобраться в новых реалиях и подняться на новый уровень ответственности за свои результаты работы. Нам необходимо осваивать новые программы. Иначе нам грозит скатывание на дилетантский уровень, уровень художественной самодеятельности. Чему можно научить по программе фортепиано за 3-4 года? Работая же по предпрофессиональной программе, мы получаем наконец возможность дать детям  уроки ансамбля и аккомпанемента - всем в обязательном порядке, а не единицам. Уроки специальности в старших классах по 2,5 часа в неделю. Есть обязательные часы консультаций, те самые дополнительные уроки, которых нам так не хватает перед экзаменами. Мы получили возможность отбирать детей, но даже если мы ошиблись и ребёнок не оправдал наших ожиданий, у нас есть возможность перевести его на общеразвивающую программу.

        Да, предпрофессиональные программы ставят перед преподавателями и учащимися новые, повышенные требования.

        Преподаватель - отныне обязан не просто добросовестно вести свои уроки. Он обязан организовать творческую и культурно-просветительскую работу с каждым учеником своего класса. Концертная практика, конкурсно-фестивальная деятельность, воспитание заинтересованного, образованного зрителя-слушателя - отныне это не "внеклассная работа", а обязательная составляющая образовательного процесса.

        Ученик - обязан упорно, "по-настоящему" трудиться не только в классе, но и дома. В федеральных государственных требованиях прописаны минимальные часы самостоятельной работы по каждому учебному предмету. И это требование является обязательным для всех учеников музыкальных школ на территории России.

        Родитель - обязан обеспечить регулярность и эффективность домашней работы своего ребенка, организовать режим дня, обеспечить контроль и поддержку домашних занятий юного музыканта. Заинтересованность родителей, их глубокая вовлеченность в процесс, их постоянное присутствие на концертах и фестивалях, участие в проектах школы - обязательно условие успешности обучения наших детей!

        На протяжении всех этих трудных лет наши школы не только сохранили себя, но и устойчиво развивались, благодаря высокопрофессиональным педагогическим кадрам, благодаря традициям профессионального музыкального образования, накопленным школами за  годы работы.

        Но чтобы школа имела будущее, она должна соответствовать духу времени. Продолжая развитие академического направления школы,  мы должны находить новые ресурсы развития школы – это требование времени.

        Новое законодательство дает большие возможности, но и накладывает на каждого преподавателя большую ответственность за качество преподавания, сохранение устойчивого интереса учащихся к обучению.  XXI век – век новых технологий и высокого профессионализма во всех областях науки и искусства. И сфера музыкального образования в данном случае не является исключением.

        Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин в своём

Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 года, «мы знаем всеохватывающую, объединяющую роль культуры,  истории, русского языка для нашего многонационального народа и с учетом этого должны выстраивать государственную политику, в том числе в сфере образования. Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны - впитавших ее ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить".

        Нам с вами строить эти школы, нам воспитывать творческих людей. А трудности - они были всегда, нам к этому не привыкать. Желаю всем успехов на этом непростом, но интересном пути.