Проблема гуманизации образования и воспитания. Пути решения гуманизации общества.

Петрова Екатерина Сергеевна

Гуманизация образования: цели, задачи и условия

  «Проблема гуманизации общества,  в целом, и образования, в  частности,  является приоритетной в общественном сознании с середины XX столетия.  В 1990г.  на международном  симпозиуме  "Философия образования в перспективе XXI века" признана необходимость всему мировому сообществу  сосредоточить внимание на гуманизации образования. Гуманизация образования,  будучи одной из мировых тенденций,  является и основным  принципом реформирования образования в нашей стране. Это имеет объективные причины, так как в настоящее время цивилизационный процесс характеризуется глобальными экологическими проблемами,  экспансией  техносферы,  дегуманизацией общества. В нашей стране эти негативные явления усугубляются государственно-политическими,  экономическими   изменениями, которые  привели  к  экономической  нестабильности,  резкому расслоению и социальной незащищенности  большинства  населения,  межэтническим  и национальным конфликтам,  утрате ценностных ориентиров и глубокому нравственному кризису, на который    указывают    Л.П.Буева, В.И.Гараджа,   В.П.Зинченко, В.А.Лекторский и др. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filosofiya.docx70.99 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема гуманизации образования и воспитания.

Пути решения гуманизации общества.

Выполнила: Петрова Е.С.

Ярославль 2015год

Гуманизация образования: цели, задачи и условия 

  «Проблема гуманизации общества,  в целом, и образования, в  частности,  является приоритетной в общественном сознании с середины XX столетия.  В 1990г.  на международном  симпозиуме  "Философия образования в перспективе XXI века" признана необходимость всему мировому сообществу  сосредоточить внимание на гуманизации образования. Гуманизация образования,  будучи одной из мировых тенденций,  является и основным  принципом реформирования образования в нашей стране. Это имеет объективные причины, так как в настоящее время цивилизационный процесс характеризуется глобальными экологическими проблемами,  экспансией  техносферы,  дегуманизацией общества. В нашей стране эти негативные явления усугубляются государственно-политическими,  экономическими   изменениями, которые  привели  к  экономической  нестабильности,  резкому расслоению и социальной незащищенности  большинства  населения,  межэтническим  и национальным конфликтам,  утрате ценностных ориентиров и глубокому нравственному кризису, на который    указывают    Л.П.Буева, В.И.Гараджа,   В.П.Зинченко, В.А.Лекторский и др. /8/» /11/.

[1]

       Эта пространная цитата взята автором из собственной публикации 12-летней давности. Конечно, быстрых перемен ожидать не приходится, однако  жаль констатировать, что негативные   тенденции нарастают: кризис охватил весь мир, уже на  философских конгрессах 2000-х гг. (российских  и международных) заявлено о кризисе философии, гуманитарного знания, в целом – общества, уже, по мнению многих, кризис нравственный породил кризис финансово-экономический и обострил геополитические проблемы и отношения между странами и внутри них, а призрак глобализации как раньше «призрак коммунизма» также бродит по Европе и миру.

        По-прежнему пути выхода из кризиса ученые видят в изменении отношения к личности, в совершенствовании самого человека, возрастании его духовного потенциала,  в повышении его ответственности за судьбы мира,  то есть в гуманизации всех сфер жизни общества и, в первую очередь, образования. Гуманистические стратегии XXI века достаточно полно изложены в «Гуманистическом манифесте 2000» /7/. В преамбуле к Манифесту дается определение гуманизма как этической, научной и философской системы ценностей, изменяющей наш мир. Авторы документа предлагают модель планетарного гуманизма в контексте достижения долгосрочных целей. В перечне важнейших механизмов «создания лучшего мира в планетарном сообществе» образование рассматривается в одном ряду с этическими и правовыми механизмами.

        Сегодня мы говорим о модернизации промышленности, экономики, науки и понимаем, что она не состоится без подготовленных по-новому, в инновационной системе образования, кадров. Модернизация образования – важнейшая точка приложения сил. Эта идея прослеживается витоговом документе саммита «группы восьми» (G-8) «Образование для инновационных обществ в XXI веке» (Санкт-Петербург, 16 июля 2006 года).

Модернизационные процессы в образовании  в свою очередь тесно связаны с гуманизацией: самого образовательного процесса, принятия управленческих решений и научно-исследовательской деятельности в сфере образования.

О чем же так давно и на всех уровнях идет речь? Небольшой экскурс в предысторию вопроса напомнит суть и пути движения.

В педагогике по сути постоянно наличествуют два направления: технократическое (авторитарное) и гуманистическое (личностно ориентированное), при  этом укорененность в практике значительно сильнее у первого. Спорадически происходило усиление внимания к вопросам гуманизации, на протяжении последних 15-20 лет оно достаточно устойчивое.

           Гуманизация образования большинством исследователей понимается  как создание условий,  направленных на раскрытие и развитие способностей человека,  его позитивную самореализацию,  в основе чего лежит уважение к человеку и вера в него, определение целей,  содержания,  организации и  средств  его жизнедеятельности, а также характер взаимодействия с окружающими людьми, в целом - средой.

           Понятие "гуманизация"  является  производным  от термина "гуманизм", толкований которого существует множество. По определению И.Канта,  это "чувство блага в отношениях с другими". Нам представляется правомерным определение гуманизма как "исторически обусловленную систему воззрений,  которая признает  человека самодовлеющей ценностью, рассматривает его как сознательного субъекта своих действий,  развитие  которого по законам собственной деятельности является необходимым условием развития общества" /18, с.113/. Оно более других соответствует культурно-историческому подходу к личности.

         Согласно культурно-исторической концепции Л.С.Выготского  личность является участником историко-эволюционного процесса,  выступает носителем социальных ролей и обладает возможностью  выбора  жизненного пути,  в ходе которого ею осуществляется преобразование природы,  общества и  самой  себя /5/.

По мнению А.В.Брушлинского,  гуманистическая трактовка человека как субъекта противостоит пониманию его как пассивного  существа, отвечающего  на внешние воздействия (стимулы) лишь системой реакций, являющегося  "винтиком"  государственно-производственной машины, элементом производительных сил, продуктом (т.е. только объектом) развития общества  /4/. В  традиционной  педагогике именно таким пониманием человека (как объекта) определялись цели и задачи образования, методы и   приемы   обучения,  понимаемого  как  воздействие.  Так, Н.К.Крупская писала: "...методика органически связана со  знанием объекта воздействия,  то есть того человека, растущего, развивающегося, к которому она применяется"/15, с.557/.

         В науке лет двадцать наблюдается тенденция,  выражающаяся  в  отношении  к обучающемуся как к субъекту образовательного процесса. В чем суть гуманистического подхода? Каждый обучающийся рассматривается как уникальная целостная личность, для развития которой необходимо создание определенных условий.  Следовательно, целью образования становится развитие личности, а задачей - создание  условий  для этого развития.  В этом случае формирование знаний, умений и навыков является средством достижения цели. Образование из функционального,  превращающего  годы обучения лишь в подготовку к будущим социальным функциям, становится развивающим, создающим новые смыслы и отношения к жизни, проживаемой «здесь и сейчас».

         Наряду с идеологизированной постановкой главной цели обучения – подготовки советского гражданина-строителя коммунизма - и более подробных «обслуживающих» трактовок этой цели в  70-80-е  гг. XXвека стали намечаться конкретизированные цели,  в которых прослеживается задача сформировать личность с заданными  качествами (Ю.К.Бабанский,  М.М.Поташник и др.) /3/, проектировался "конечный  результат"  педагогической работы. Эти цели касались свойств и качеств учащегося, а также сформированности  знаний,  умений, навыков на определенном этапе обучения. Тем не менее главная цель формулировалась как "данность",  была запрограммирована КПСС и государством  /11,12,16/.

         В исследованиях В.В.Краевского, И.Я.Лернера речь идет о так называемом  "социальном  заказе общества" /14,16/,  что правомерно и всегда актуально. Однако нередко  прагматичность  традиционного,  формального подхода приводила к пониманию социального заказа общества на эмпирическом  уровне и,  соответственно,  к такому же уровню постановки целей обучения. Например, в 70-80 гг. XXвека недостаточность  подготовленных рабочих в сфере производства привела к введению в школах профориентации в качестве учебного предмета и обязательному получению какой-либо рабочей специальности,  обычно далекой от интересов выпускника и никогда им  не востребованной;  увеличение  числа  бракоразводных процессов послужило основанием введения  "Этики  и  психологии семейной жизни" и т.п. В 90-е гг. XXв. возникновение гимназий и лицеев в стране диктовалось не столько целями развития личности, сколько целью  подготовки для поступления в вузы, причем в условиях, когда не столько упало качество обучения в школе, сколько стали завышенными относительно единых на тот момент школьных программ требования вузов. На практике логика целеполагания сводилась либо к идеологическому компоненту,  либо к прагматически понимаемому заказу общества.

С позиций гуманистической парадигмы  не может быть одного источника целеполагания, их, как минимум, три: общество, обучающийся, преподаватель, а можно предложить боле дробное деление. Ю.К.Бабанский, М.М.Поташник, А.С.Белкин, В.В. Сериков и др. /1, 2, 21/ предложили многоступенчатое построение целей,  среди которых особо выделяются:  цель общесоциальная (для общества);  цель  институциональная  (для  вуза, школы, семьи и т.п.); цель функциональная (для разных аспектов процесса обучения);  цель ситуационная.  На каждом этапе (ступени) цели уточняются и конкретизируются.

         Цели являются источником мотивации к обучению и должны быть приняты учениками и студентами. Это означает, что цели должны либо совпадать  с их целями,  либо быть поставленными совместно с педагогом в ходе учебной деятельности, либо в ходе определенной работы по социализации и т.д. должны стать легитимными для учащихся (например, общесоциальные цели).

         Цели при гуманистическом подходе  полнее совпадают  с целями личности в подростковом  и молодом возрасте,  которому  присущи: специфическая социальная активность, усвоение норм и  ценностей взрослого мира,  настойчивое  самоопределение,  несущее осознание себя в обществе, учет своих возможностей, формирование мировоззренческих позиций и оценочных представлений об окружающем мире и людях.  Главная цель процесса обучения при гуманистическом подходе - развитие личности -  изменяет взгляд на старшеклассника или студента,  позволяет при сохранении его прежнего зависимого по  объективным  причинам статуса и невозможности всегда действовать по своему усмотрению (но стремлении к самостоятельности) дать ему  ощущение принятия решений,  значимости его роли, влияния его личности на процесс обучения.

      Роль постановки целей для мотивации нельзя переоценить, особенно если учитывать, что учебная деятельность полимотивирована.  Рассмотрение мотивов - не предмет данной статьи, однако что еще важно помнить:  на формирование мотивации и успешности обучения влияют  и цели, и содержание, и выбор методов и приемов, и педагогические условия.

Трансформация целей   образования   влечет   за   собой изменение взглядов  на обучение.  Так, к примеру, И.Я.  Лернер уже в 1980-е гг. рассматривал обучение как акт взаимодействия учителя и  ученика  с  целью усвоения последним содержания социального опыта. А процесс обучения понимался им как происходящая по объективным законам смена актов обучения,  в ходе которой изменяются деятельность учителя и учащихся, а также свойства учащихся в результате их совместной деятельности /16, с.9/.

         Анализ проблемы гуманизации образования, позволил выявить несколько точек зрения.

          А.И.Субетто справедливо считает гуманизацию образования  одной из трех  составляющих, рассматривая в связке с гуманизацией общества и  гуманизацией экономики. Целью духовно-нравственно-центристской   гуманизации   образования А.И.Субетто видит восстановление достоинства, духовного, исторического  самосознания  российского общества, возвращение к коренным ценностям культуры и истории. Гуманизация образования состоит в обновлении содержания образовательных программ в  плане  усиления человековедческого, биоведческого корпусов знания; в становлении  образования  как  главного цивилизационного механизма /22/.

         В антропоцентрической концепции И.А.Зимней  гуманизация образования рассматривается как "смыслообразующая компонента всей общеобразовательной системы,  фокусирующая в себе цель, содержание и формы образования как гуманистическая парадигма". Гуманизация,  по мнению  И.А.Зимней,  предполагает общую для всего образовательного пространства гуманистически ориентированную цель образования;  изменение содержания обучения в плане его гуманитаризации;  общий подход к образованию как личностно-деятельностный; форму обучения  как  деятельностно-задачную /9, с.28-30/.

         И.В.Бестужев-Лада подошел комплексно к понятию "гуманное образование" и объединил в его характеристике следующие составляющие:  дифференциацию образования сообразно  общественным потребностям и личным склонностям-способностям учащихся; демократизацию образования; щадящие технологии  обучения  и воспитания,  не унижающие личность и не требующие физического и нервного перенапряжения; оптимизацию процесса  обучения и воспитания по критерию максимизации результатов при минимизации затрат времени и сил /3, с.120/.

         К.Роджерс в противовес традиционной системе образования с  консервативностью,  иерархичностью  структуры "руководство-подчинение", контролированием поведения, сознания человека, объектным отношением к нему предложил гуманистическую систему взглядов на процесс обучения,  которая строится на следующих принципах:

     - открытость общения (самораскрытие как учащихся, так и преподавателя);

     - проявление  всех потенциалов человека (реализация того, что заложено в человеке как возможность);

     - целостный  подход  к  развитию и обучению (интеграция интеллектуального, телесного и духовного начал);

     - акцент  на обучение через опыт (имитация на уроке реальных жизненных ситуаций,  где сочетается развитие  эмоциональной и когнитивной сфер учащегося);

     - индивидуальный подход, т.е. уникальный стиль обучения каждого человека (центрация на потребностях, интересах, эмоциях учащихся);

     - изменение роли учителя (он - фасилитатор обучения, то есть создатель определенной атмосферы в обучении,  при которой учащиеся находят внимательное и поддерживающее отношение окружающих);

     - предельно  активная роль учащегося (самостоятельность в выборе того, чему, как и сколько он будет учиться);

     - введение  понятия "свободы учения" (рассмотрение личных качеств и особенностей поведения  учителя  через  призму того,  насколько они способны обеспечить учащимся эту свободу) /20/.

         Итак, основные позиции относительно гуманизации образования обозначены, конечно, можно было бы порассуждать о новейших исследованиях в этой области, но, на наш взгляд, основное сказано в 80-90-е годы XXв. Очевидно, что накопилось множество теоретических изысканий, однако слабо представлены механизмы. Формирование педагогических условий является и поныне «белым пятном», если судить по практике педагогической деятельности и разработанности научно-методической базы. 

         Это заставляет еще раз обсудить «как», какими способами выстроить процесс обучения на гуманистических основаниях.

         Изучение сущностных характеристик, психолого-педагогических механизмов гуманистической парадигмы образования, опыт и результаты  исследований (формирующего эксперимента) позволяют выделить педагогические условия, способствующие гуманизации  обучения.

         1. При гуманизации обучения учитываются психолого-возрастные  особенности  обучающихся,  специфика содержания и методика преподавания как школьного предмета, так и вузовской дисциплины.  Психологические, психолого-физиологические характеристики возраста влияют на мотивацию, постановку целей обучения,  выбор методов, форм и приемов работы. Возрастные особенности изменяют восприятие содержания обучения и оценку взаимоотношений в учебном процессе, иногда – в значительной степени. В свою очередь, мотивирующая постановка целей, выбор содержания обучения, педагогической технологии позволяет индивидуализировать обучение, учесть личностные особенности каждого.

         2.  Гуманистически ориентированное   обучение  строится  на этических основаниях, требует взаимодействияобучающего и обучаемого с целью содействия  в созидании своей личности, установлении собственного отношения к миру и людям.  Характер межличностного взаимодействия по типу субъект-субъектных отношений является  обязательным условием гуманизации обучения.

         3.  Еще одним условием гуманизации процесса обучения является дифференцированный подход,  при котором учитываются  потребности, особенности и склонности обучающихся. Составление  программы, планирование,  подбор учебников,  учебных  пособий и других материалов  осуществляются  не только в соответствии с требованиями государственных стандартов, но и с учетом уровня знаний, форм и условий обучения. Из этого следует,  что готовые программы  и  планы, несмотря на их большой выбор в настоящее время, не могут использоваться механически.  Заранее  программа  может  быть  составлена только  в  общем виде,  уточнить выбор тем и количество часов для их изучения следует после анализа потребностей, запросов и пожеланий обучающихся, а также представлений преподавателя об уровне их подготовки, что выявляется в начале курса путем анкетирования, беседы, тестирования. 

         4.   Существующая ныне   вариативность  содержания  обучения позволяет предоставлять давать учащимся право выбора на  различных  этапах учебной деятельности, что соответствует личностным устремлениям подростков и молодежи и высоко ими ценится. Особо нужно отметить использование учебников. В современных условиях существуют  вариативные  учебники и учебные пособия. Задача преподавателя состоит в том, чтобы ознакомить обучающихся с различными учебниками,  пособиями,  монографиями, хрестоматиями, охарактеризовать их с точки зрения современных научных  подходов,  предлагаемой  системы взглядов на изучаемую дисциплину. Кроме того, в школе и на первых курсах вузов важно научить пользоваться научным и справочным аппаратом книги,  посоветовать, в каких случаях эффективность использования того или другого  пособия  выше.

Даже при наличии авторского учебника преподаватель все-таки должен ориентировать на право выбора учебника или пособия студентами при самостоятельной  работе  над материалом. Преподаватель рекомендует использовать разную учебную и  справочную  литературу,  учит формировать  собственное мнение, познакомившись с различными взглядами на изучаемую проблему. В таком  случае преподаватель  выступает как организатор  работы  с литературой,  направляющий и помогающий рациональной организации данного вида деятельности.

         5.      При обучении,  ориентированном на личность,  построении субъект-субъектных отношений основной технологической единицей обучения становится ситуация общения. Ситуация общения как особый вид учебной ситуации – это поле совместной деятельности тех, кто учит, и тех, кто учится,  организованное на гуманистических принципах. Данная учебная ситуация - это среда, мотивирующая успешное усвоение знаний и обретение компетенций, способствующая формированию самостоятельного суждения,  креативному подходу к процессу познания.  Такая психолого-педагогическая среда - и условие, и средство становления личности, а реализация подобной учебной ситуации имеет развитие личности своим конечным результатом.

         Учебная ситуация  является процессом,  который включает необходимые для осуществления педагогических задач составляющие: методы, приемы, формы, способы организации данной среды общения.

Структура  ситуации  общениятакова:

- этап восприятия и ориентировки,  на котором воспринимается  и осмысливается предмет (объект) познания и формируется образ ситуации, в которой объект будет рассматриваться;

- этап  формирования  проблемы и мотивации для ее решения.  На этом этапе выявляется проблема,  которая интересует участников  общения.  Проблема  связывается с личным опытом, имеющимися знаниями,  осуществляется мотивация  для  решения проблемы;

- этап выбора способов решения проблемы,  форм и  видов деятельности;

- этап учебной работы в режиме диалогического  общения, позволяющий использовать усвоенные знания,  показать способы индивидуальной работы над  проблемой,  выразить  собственные взгляды, что способствует самоутверждению обучающихся;

- этап усвоения знаний как личностно-значимых  и  самопознания через выражение собственных мыслей.

         Учебная ситуация общения требует специальной подготовки к  ней, которая  начинается  с момента планирования как всего курса, так и темы. Особое внимание к планированию вызвано изменением структуры курса для такого распределения учебного материала, которое создает условия для ситуации общения на разных этапах процесса обучения.

         Даже при выборе путей изучения темы создается ситуация общения, в которой предварительно это обсуждается  с обучающимися.  Так,  на каждом этапе учебной деятельности обучающимся предлагается выбор,  самостоятельный  поиск.

         При подготовке лекции (подающие методы) необходимо выделить  узловые  вопросы темы,  акцентировать  на них внимание;  поставить проблемные вопросы,  на которые впоследствии нужно будет найти  ответы; учесть знания, интересы,  обучающихся, побуждая их к более глубокому  изучению  или  самостоятельному исследованию. Преподаватель должен решить двуединую задачу:  1)обеспечить мотивацию для такого довольно монотонного приема репродуктивного характера, как лекция, чтобы повысить ее эффективность; 2)"спроектировать" будущие ситуации общения.

         6.   Учебная ситуация общения реализуется через диалог. Такой подход изменяет роль учителя (преподавателя) и характер образовательного процесса. В ситуации общения,  построенной на принципах гуманизации, при  совместной деятельности обучающего и обучаемого преподавателю отводится роль старшего умного, знающего, мудрого собеседника. Под  диалогом  в данном случае понимается не столько способ вербального общения,  сколько специально организованная коммуникативная среда,  которая способствует самоактуализации,  саморазвитию личности и в которой реализуется и  развивается  не только личность  ученика,  но  и личность Учителя. Диалог - форма взаимной деятельности участников образовательного процесса с учетом  их индивидуальностей,  своеобразия  воззрений и отношений с миром.

         Диалог требует относительно возможного равенства позиций участников, уважения и доверия друг к другу, способности принимать позицию другого, особенной эмоциональной атмосферы, способствующей искренности  в выражении мыслей и чувств.  Что касается размышлений о равенстве в диалоге, то здесь следует говорить о равенстве личностей, ведущих разговор,  отсутствии подавления, признании права на собственное мнение и на ошибку. Разумеется, не может быть полного равенства в учебной ситуации, потому что преподаватель имеет больше знаний, видит конечную цель в полном объеме, от него исходят постановка задач и предложения для возможности выбора заданий, он, в конце концов, выбирает технологию работы.

 По наблюдениям,  общение в режиме диалога трудно преподавателю,  но еще труднее  -  обучающимся, причем не только школьникам, но и студентам. Они  не  привыкли  к  нему  в общении со взрослыми в целом.  По наблюдениям социологов, в России во многих семьях принят авторитарный стиль общения с детьми, по отношению к младшим усвоен командный, менторский, поучающий тон.

          Эффективность диалогического общения заключается в  саморазвитии личности, в формировании самостоятельности суждений,  в создании ценностного отношения к  себе,  окружающим, предмету обсуждения, воспитании культуры в проявлении своих чувств, культуры интеллектуального труда и культуры общения.

          Для осуществления диалога  необходимо  соблюдение   нескольких условий:

                  - постановка проблем в  соответствии  с  дидактическими принципами,   которые  позволяют  выстроить  систему  знаний (проблем, вопросов), ведущую ко все большей  самостоятельности обучающихся;

                  - диагностика с помощью различных средств  (наблюдение, анкетирование, тестирование и др.) уровня знаний, стремления к открытости, мотивации, притязаний;

                  - учет степени готовности обучающихся к диалогу, толерантности,  опыта диалогового общения,  реагирования на суждения других;

                  - умение вовлечь учащихся в диалог, сделать общение динамичным,  организовать игровую ситуацию,  включить элементы театрализации, ролевой игры;

                  - отказ от оценочных суждений, безусловное уважение чужих взглядов независимо от степени их соответствия  общепринятым или личным, партнерство и условное равенство позиций.

         Диалог не только как коммуникативная среда, но и как способ  вербального  общения требует обучения ему.  Конечно, надо ознакомить обучающихся с приемами,  правилами ведения диалога,  учить умению добиваться поставленной цели, отстаивать собственное мнение, не унижая других людей, уметь понять чужую позицию, выслушать мнение оппонентов.

         Надо учитывать, что в диалогическом режиме работы оценки как таковой  не присутствует. Оценка нарушает принцип равенства общения,  заставляет бояться неверного ответа либо  выполнять  задания,  стремиться  к  выступлению только ради оценки. Однако по завершении работы оценка особенно глубокой работы может выразиться в устных формах или зачете.

         7. Опора на  ситуацию общения и диалог как основную технологическую единицу обращает нас к  методам самостоятельного  овладения знаниями (проблемным),  которые основаны на активном участии обучающегося в процессе обучения.  С помощью  проблемных  методов создается учебная ситуация,  требующая интеллектуальной деятельности для решения проблемы. Также в качестве основных следует назвать экспонирующие методы, предполагающие эмоционально-художественную активность обучающихся. Эти методы по  своей  сути  ориентированы  на создание ценностного опыта,  воздействие на эмоционально-волевую  сферу  обучающихся через эстетическое восприятие и переживание. Конечно, необходимы и другие методы: учебные, усвоения знаний (подающие), практические /19/.

При использовании методов репродуктивного характера большое значение имеет содержание предлагаемого материала, а также постановка личностно-значимых целей для его усвоения, это повышает интерес и мотивацию обучающихся.

         При гуманистическом подходе равнозначны две системы знаний: 1)знание содержания, предлагаемого для изучения и усвоения; 2) знание о способах, рациональных приемах получения знаний, технологиях учебной работы.  Как в школе, так и вузе необходимо обучать  способам,  приемам  организации работы над содержанием учебного материала, предлагать пути освоения содержания, формировать умения и навыки интеллектуальной деятельности.

Таким образом, обучение должно быть направлено на результативную  и процессуальную стороны учебной деятельностиобучающегося, на результат усвоения учебного материала и на развитие мыслительных процессов, формирование культуры умственного труда. Внимание обучающихся отроческого и юношеского возрастов к собственной личности, формирование самосознания, саморазвитие определяют то, что при  обучении им важен не только конечный результат, но и процесс, ход получения знаний. Этим объясняется выбор форм и методов учебной работы, позволяющий продемонстрировать ход размышлений, пути  поиска  решения учебной задачи, построить собственные схемы ответа, алгоритмы действий и привлечь знания, полученные самостоятельно, за пределами аудиторных занятий и учебника.

         Гуманистический подход предполагает вариативность педагогических технологий в зависимости от ситуативных учебных целей и особенностей его участников. Процесс обучения  должен  способствовать раскрытию личностной значимости знаний для каждого обучающегося,  Важно создать условия, при которых поддерживается мотивация к обучению, существует атмосфера творческого поиска,  предоставляется свобода выбора и "право на ошибку".

         8. Наиболее продуктивной учебной деятельностью в ситуации общения, способствующей созданию особой коммуникативной среды,   открытому обмену мнениями,  эффективному разрешению проблем, реализации творческих замыслов является работа  в группах,  особенно в школе - при  слабом  навыке диалогического общения - ученики активнее делятся мыслями в группе. Группы создаются  обычно на добровольной основе. Виды работы в группе и формы взаимодействия групп разнообразны.

         Выделение групповой  формы  работы  на уроке в качестве особого педагогического условия гуманизации процесса образования вызвано тем,  что при взаимодействии в процессе групповой работы,  по утверждению психологов, возникает рефлексия, перестраивается мотивационная сфера,  обучающиеся эффективнее овладевают  новыми  способами деятельности.

Эффективность работы группы повышается при правильном подборе качественного и количественного состава группы,  поэтому преподаватель  должен хорошо знать интеллектуальные и личностные особенности  обучающихся  и учитывать при  комплектовании групп. Результат совместной деятельности определяется суммированием,  наложением и дополнением усилий  участников  группы,  активной взаимопомощью.  Чтобы участвовали в работе все члены группы,  нужно: 1) создавать группы,  примерно равные по уровню знаний и способностям; 2) рекомендовать распределение заданий по уровням  сложности  и интересам внутри группы;  3) ставить условие, что за результаты работы группы отчитываются все ее участники  (это  заставляет  членов  группы заранее распределять задания).  Опыт показывает,  что при несоблюдении этих условий  и  стихийном формировании группы, в ней оказываются один-два сильных участника, которые выполняют всю работу при пассивном присутствии остальных. Но и в данном случае существует положительный момент: сильные ученики оказывают помощь менее подготовленным, демонстрируют рациональные способы разрешения проблемы,  навыки  самостоятельного  мышления. 

     Можно создать группу  на основе различных взглядов участников группы  на одну и ту же проблему, что оживляет обсуждение, сопоставление позиций.  Имеющиеся точки зрения обсуждаются,  сравниваются, выбирается  одна, обычно принимаемая большинством,  что позволяет глубоко проработать вопрос,  отработать логику рассуждения, учиться быть доказательным и корректным при отстаивании своего мнения.  Данная деятельность учит стратегии выработки решений и преодоления внутреннего  когнитивного  конфликта в группе, неизбежно возникающего при сопоставлении позиций. В результате обсуждения формулируются выводы,  пути решения проблемы,  то есть различные мнения и предложения упорядочиваются и координируются,  следовательно, у всех участников происходит коррекция точки зрения, ее уточнение и обогащение. Сложность организации данного вида групповой работы состоит в углубленной подготовке участников на предварительном  этапе.  Кроме того,  участники должны иметь опыт работы в группе,  уметь разбить проблему на  составляющие и вести обсуждение в определенной логике.

При подобной работе преподаватель не является участником группы (его позиция может стать довлеющей), он  является фасилитатором и консультантом.

         Важным продолжением групповой работы является дискуссия. Общая дискуссия основывается на том, что существует один объект, по поводу которого имеются разные позиции,  являющиеся основанием для разделения на группы. Преподаватель выступает в данном случае в роли модератора. Он должен уметь, с одной стороны,  разделить всех участников на группы по понятийному противоречию вокруг объекта обсуждения (проблемы),  с другой стороны, координировать разные точки зрения. Успешность проведения дискуссии зависит от тщательности подготовки учебного материала, от  наличия  опыта  проведения дискуссий, от навыков ведения дискуссии, знания определенных правил. Для позиционного взаимодействия следует выбирать проблемы,  не имеющие однозначного решения,  диалогичные в контексте культуры, тогда каждый участник формирует свой взгляд на мир, свое понимание обсуждаемого.

         Можно при организации работы группы основываться на распределении предлагаемого учебного материала и выполнение каждым своей части. Эта  форма подходит для выполнения конкретной познавательной задачи.  Члены группы, получив задание, совместно обдумывают пути его выполнения, выбирают для этого рациональные приемы работы, планируют свои действия, организуют взаимопроверку и обсуждение полученных результатов.  Иногда особенности задания таковы,  что часть работы  -  обсуждение проблемы, способов и путей выполнения учебных задач,  планирование - осуществляется совместно, а основная либо завершающая часть - по отдельности,  индивидуально.  В любом случае этот вид работы  предпочтительнее  индивидуальной,  так  как члены группы в обсуждении вырабатывают  рациональные пути и способы выполнения, учатся планировать, что далеко не всегда делается при индивидуальной работе,  обсуждают правильность  решения, получая дополнительную информацию друг от друга,  обогащая свои знания и приобретая уверенность  в  себе.

         Разнообразные виды работы в  группах,  различные  формы организации и изменение условий совместной деятельности  заставляют обучающихся изменять состав групп и учиться  сотрудничать с разными людьми, что несомненно совершенствует процессы взаимопонимания, навыки общения, формирует умение соотносить свои действия с действиями других. Бесспорно, эффективность подобной работы высока. Согласно пирамиде обучаемости, предложенной американскими учеными, уровень усвоения материала при работе в группах составляет 50%,  тогда как лекция - только  5%  /6/.  Наше  внимание к формам групповой работы вызвано как их эффективностью, так и нечастым, по нашим наблюдениям,  использованием  в  практике преподавания.

         9. Критерии эффективности   обучения  при  гуманистическом подходе имеют свои отличительные особенности.  Эффективность обучения не сводится к оценке знаний,  определяемой по конечному результату усвоения: уровню  воспроизведения знаний, применению знаний по образцу, оперированию знаниями в нестандартной ситуации. Эта система необходима, так как позволяет оценить количество знаний ученика (степень информированности),  но она  не  связана  с процессом приобретения знаний и теми внутренними психическими изменениями,  которые произошли при усвоении  знаний,  то есть не учитывает индивидуальные характеристики  учащихся  и личностный характер усвоения знаний.

         Условием гуманизации обучения является такой  подход  к оценке эффективности усвоения знаний, который позволяет оценить и способы учебной деятельности обучающихся. Важным критерием эффективности обучения наряду с оценкой усвоения знаний становится оценка овладения способами учебной работы,  так  как способ учебной работы включает в себя мотивационную и операциональную стороны познавательной деятельности, характеризует  индивидуальные особенности проработки учебного материала

разного научного содержания, вида и формы,  продуктивность использования знаний, то есть компетенции. В данном случае рассматривается  не  только  содержание обучения  ("что"),  но  и  способы усвоения этого содержания ("как").  В ходе образовательного процесса ведется  обучение рациональной  организации  учебной деятельности, технологиям учебной работы и выбору способа переработки учебного материала. Развитие личности связано не  только с  накоплением знаний, но и с отношением к получению знаний,  с познавательной  активностью  и самостоятельностью, с владением рациональными приемами учебной деятельности, умственного труда -  в конечном счете, в овладении культурой собственной  деятельности  во  всех  аспектах: познания, труда,  общения. Таким образом осуществляется подход,  ориентированный на контроль и оценку личностного роста и компетенций.

         При репродуктивном  обучении  обучающиеся  получают высокую оценку за хорошее воспроизведение содержания выученного материала. Но возможно, что это результат многократного прочтения и заучивания текста учебника ("зубрежка"). До настоящего времени, в основном, проверяется, что усвоено и не вызывает внимания другой аспект: как это сделано.

           Ориентация на личностный рост,  на формирование самостоятельности интеллектуальной деятельности требует оценивать  результаты учебной работы с учетом поиска рациональных способов решения учебных задач.  Путь выбора, поиска рациональных логических приемов,  попытки самостоятельного осмысления не всегда сразу дают возможность  достичь  высокого результата,  но в плане формирования личности, самопознания, саморазвития этот путь более ценен,  так как результат является собственным достижением обучающегося.

Известно, что все обучающиеся, независимо от возраста, ценят не только  результат своей работы, но и  процесс его достижения. Это нередко приходит в противоречие с внешней оценкой.  Возникает нежелательное расхождение между оценкой и самооценкой. Выявлено, что при оценке своей учебной работы по предмету школьники  ориентируются  как  на внешний критерий (оценку учителя, родителей,  сверстников), так и на внутренний (затраты учебного времени, овладение рациональными способами учебной деятельности,  устойчивый интерес к предмету и т.п.). С возрастом наблюдается следующая динамика: чем старше ученики, тем более значимым для них становится внутренний критерий.  На этом основании они оценивают себя, друзей, одноклассников.  Во внутреннем критерии также имеется  определенная  динамика:  переход  от  оценки  "вложенного труда" к оценке владения рациональными способами учебной работы.

        Овладение рациональными способами учебной работы  означает создание возможности свободно ориентироваться в учебном материале,  уметь его преобразовывать. Все критерии эффективности усвоения знаний служат целям индивидуализации и дифференциации обучения, поскольку оценивают процессуальную сторону учения как  субъектную  деятельность,  дают  преподавателю возможность узнать и оценить особенности проработки учебного материала. С учетом вышесказанного разрабатывается система обучающих заданий, промежуточного контроля с целью коррекции знаний,  итогового контроля по мере проработки материала.  Обучающиеся заранее информируются о всех этапах контроля,  о видах и  типах  контрольных заданий и сроках их выполнения. 

         10. Важнейшим условием гуманизации обучения является создание ситуации  успеха  на  всех  этапах учебной деятельности. Очевидно,  что обучающиеся имеют различную самооценку,  то  или иное  отношение  к  себе:  уверенность  в собственных силах, убежденность в правильности своих  действий  или,  наоборот, боязнь предъявить выполненную работу,  страх неудачи, ожидание критики и осуждения своих  действий.  Задача  учителя, преподавателя - найти индивидуальный подход к каждому,  заставить  поверить в свои силы,  изменить  взгляд на  свои действия и мнения как на заведомо неверные, суметь вызвать ощущение ожидания успеха.

         Эффективность решения вышеназванной задачи определяется следующими факторами:

     - совместной деятельностью с уважающими друг друга, интересующимися взглядами и мнениями друг друга людьми;

     - уважением и доверием к преподавателю;

     - одобрением  хороших  результатов со стороны преподавателя и товарищей;

     - возможностью  видеть результаты своего труда и совершенствовать работу при необходимости;

     - выполнением заданий, требующих интеллектуальных усилий, применения имеющихся умений и навыков;

     - уверенностью  преподавателя  и товарищей в возможности самостоятельного выполнения работы;

     - владением информацией о перспективах работы, совместный или самостоятельный поиск путей изучения,  решения проблемы;

     - интересной, увлекательной работой.

         Обучающийся получает  стимулы к обучению с помощью умелой мотивации, осознания собственных потребностей и интересов, содействия в выборе  путей  решения  поставленных им самим целей и задач.

 

         В завершение обобщим – при каких педагогических условиях возможна гуманизация обучения:

          - учет психолого-возрастных особенностей  обучающихся;

          - субъект-субъектные отношения между участниками образовательного процесса;

         - изменение роли преподавателя, формирующего благоприятную атмосферу для развития личности  обучающихся;

         - дифференциация обучения;

          - вариативность содержания и технологий обучения  и  предоставление обучающимся  права  выбора;

         - создание учебной ситуации как особой коммуникативной среды, диалогического режима общения;

         - организация групповых форм работы, способствующих диалогическому общению;

          - направленность  процесса обучения на результативную и процессуальную стороны учебной деятельности учащихся; оценка

двух ее  составляющих:  усвоения  знаний  и овладения способами учебной работы;

         - создание ситуации успеха.

         Скорее всего, перечислены не все условия, ясно, что никто, кроме автора и небольшого круга соратников, не опробовал их на практике, известно, что обучение гуманистических технологиям и подходам в полной мере не внедрено в учебный процесс педагогических вузов.

         Эти условия выполнимы. И что мешает найти свои условия и их новые сочетания? Все знаем: гуманизация – необходима. И во всех учебных заведениях, а не в некоторых, где особенно хорошо школьникам или студентам. Когда мы вырастим поколения, не знающие «прокрустова ложа» школы и отношений, от которых не растут крылья, тогда мы все начнем жить в обществе, где все обращены друг к другу, уважительны и уважаемы. Тогда и чиновник начнет смотреть не сквозь, а в глаза, желая помочь решить вопрос. И учитель не позволит уничижительных слов в адрес ребенка при товарищах и родителях. И врач будет лечить вашу маму, как свою. И много чего еще хорошего совершиться в жизни как в обыденной (что очень важно), так и в политической, экономической, социальной, культурной и пр.

Эссе «Педагогика гуманизма: как я её понимаю»

Гуманистическая педагогика - это система научных методов, которая утверждает воспитанника в роли полноправного, сознательного и активного участника учебно - воспитательного процесса, развивающегося в меру своих возможностей и способностей. Само понятие - гуманизм в переводе с латинского означает человеческий, человечный.Гуманизм - это единая концепция, определяющая человека как наивысшую ценность в мире. Основным положением этой концепции является защита достоинства личности, признание её прав и свобод, проявление и развитие способностей личности, создание для всего этого благоприятных условий.

Переход учебно - воспитательного процесса на новый гуманистический уровень следует понимать, как отказ от авторитарной педагогики, оказывающей давление на личность и отрицающей саму возможность возникновения между педагогом и воспитанником нормальных, равноправных, человеческих отношений, как переход к личностно-ориентированной форме обучения.

Гуманное общество могут создать лишь мудрые, гуманные люди, но таких людей может воспитать только гуманизм.

Гуманистическая педагогика - это сложное, многомерное явление, отражающее реальную картину воспитательно-образовательного процесса. Основная формула этого явления - любовь к детям. Без любви не будет ни педагогики, ни гуманизма!

«Сколько я буду жить, столько буду проверять в своей школе правдивость истины, в которую я искренне верю: человека можно воспитывать только добром». (В. А. Сухомлинский) .

Я часто в своей практике пользуюсь этой волшебной формулой близкой русской душе «Добро побеждает зло! » В каждой группе в любом детском дошкольном учреждении есть проблемные дети, а попросту «хулиганы». Как часто родители «хулиганов» негативно относятся к поступкам и словам своих детей, злятся, раздражаются, грубо разговаривают с ними. Многие педагоги порой используют ту же схему в воспитательном процессе, такие дети невольно становятся «изгоями». Я, наоборот, в своей работе стараюсь с проблемными детьми общаться ласково и нежно, пытаюсь найти в них как можно больше положительных черт, не скупясь на доброту и заботу.

Ко мне в группу ходил мальчик, поведение которого, слова, поступки, действия, мягко говоря, вызывали недоумение, подчас отрицательные эмоции и у детей, и у родителей этих детей, и у педагогов. Каждый день, наблюдая за ним, играя, занимаясь, беседуя с родителями, я сделала неутешительный вывод: ребёнок вынужден так себя вести, не получая достаточного внимания, любви, заботы, доброты от своих родителей. Ему необходима была такая форма поведения, при которой он был бы в центре внимания и детей и взрослых. Какие хитрости и уловки шли в ход, ему было совершенно неважно.

Имея «нехорошую» славу среди сверстников, близких и воспитателей, он блестяще работал на занятиях по математике, писал все буквы алфавита (это в средней группе, был музыкален, собирал сложные картины из пазлов, выигрывал у меня партии в шахматы! Перейдя в другую группу, видя меня в детском саду или встречая на улице, в любое время года и в любую погоду непременно поздоровается, подойдет, обнимет, а я думаю с облегчением: «Добро победило! ».

Я глубоко убеждена, что взрослые должны поддерживать в детях уверенность в полной защищённости их от зла и несправедливости, чтобы они никогда не испытывали страха из-за грозящего им неминуемого наказания за совершенный проступок. Иногда вина ребенка столь незначительна, случайна, а угрозы взрослых столь серьёзны, что малыш перестаёт ориентироваться в своих поступках, неправильно оценивает, что хорошо, а что плохо. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному, эмоциональному развитию ребёнка: он легко и охотно общается со сверстниками, делится с взрослыми своими радостями и огорчениями.

В своей работе мне очень хочется отметить влияние художественной литературы на формирование гуманных чувств у детей дошкольного возраста.

Преимущество искусства как средства воспитания гуманных чувств - в его эмоциональной оценке действительности. Искусство, художественная литература активно воздействуют на чувства и разум ребёнка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств ребёнка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребёнка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни.

«Искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение» (Б. М. Теплов, 1946, с. 96) .

«Восприятие искусства является для ребёнка своеобразной формой познания объективной действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы их участником». (А. В. Запорожец, 1986, с. 66) .

Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости. Какую же литературу можно использовать?

Конечно русскую классическую и переводную литературу. Это произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. Т. Аксакова, П. П. Ершова, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. А. Блока, С. А. Есенина, из переводных авторов - Ч. Диккенса, Р. Киплинга, Ш. Перро, братьев Гримм, Г. Х. Андерсена, произведения советских писателей: М. Горького, В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто и др.

Например для воспитания у детей старшего возраста гуманных чувств можно использовать сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, «Серебряное копытце» П. Бажова, «Конёк - Горбунок» П. Ершова.

«Айболит» К. Чуковского, «Уехали» А. Барто, «На льдине» Б. Житкова, стихи «Моя бабушка» С. Капутикян, «Посидим в тишине» Е. Благининой и др.

Для воспитания у детей гуманного отношения к животным можно использовать следующие произведения: Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка»; А. Куприн «Белый пудель»; М. Горький «Воробьишко»; рассказы В. Бианки, Е. Чарушина, М. Пришвина, Д. Мамина - Сибиряка.

В художественной литературе подробно раскрывается отношение детей к родителям, и особенно к матери. У дошкольников особые эмоции вызывают произведения, в которых рассказывается о маме. Доброе отношение к маме литературных героев может служить хорошим примером для ребят. Например, Алёша, маленький герой рассказа Н. Артюховой «Трудный вечер», с трудом преодолевая сон, поднимается с кровати и закрывает настольную лампу, чтобы свет не мешал спать уставшей маме. Он накрывает маму шалью, чтобы она не замёрзла. На эту же тему и стихи Е. Благининой «Посидим в тишине».

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

В последующей беседе нужно обязательно подчеркнуть, что девочка отказывается от своего желания побегать, поиграть, потому, что знает - мама устала, её нельзя будить.

Я бы многого хотела -

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать.

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит и я молчу.

У детей надо воспитывать сочувствие к старым людям, например к бабуш-кам. Прекрасным примером в данном случае может служить стихотворение А. Барто «Вовка - добрая душа», рассказ Е. Пермяка «Самое страшное».

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Воспитание у ребёнка чувства прекрасного является одним из условий воспитания гуманных чувств. Добрые человеческие отношения, окружающая природа, искусство - поэзия, музыка, живопись - способствуют пробуждению чувства прекрасного, а вместе с ним радости, оптимизма.

Стихи развивают воображение ребенка, пробуждают в нем чувство прекрасного, любовь к природе.

Таким образом, воспитание гуманных чувств необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональное отношение детей к окружающему является косвенным показателем становления их чувств. Художественная литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.

Безусловно, в столь сжатых рамках эссе невозможно в полном объеме раскрыть, объяснить понятие - педагогика гуманизма. Однако есть твёрдая уверенность в том, что эти два слова тесно взаимосвязаны друг с другом, а порой и неотделимы. А объединяет их одна формула - воспитание любви к себе, к детям, к окружающим, к природе, к животным, близким, к старикам - есть основа человечности!

Введение

     В образовательной  политике  нашего государства на современном этапе значительное место занимает проблема нравственного воспитания и духовных ориентиров молодого поколения России. Без укрепления духовных начал нашей жизни, ее нравственных основ невозможно успешное развитие российского общества.

      На основе послания президента Российской Федерации Федеральному собранию разработана «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», одним  из ключевых направлений которой является обновление образовательных стандартов, особенностью которых являются требования к результатам освоения образовательных программ, в том числе и в области духовно-нравственного развития. В рамках новых стандартов разработана концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (8.с.13)

В концепции отмечено, что «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования». Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных и семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения поколению и обеспечивающие успешное развитие страны  в современных условиях (17,с.32)

При  выполнении данной глобальной задачи,  очень важно обратить внимание к  формированию гуманистических основ ценностных ориентаций участников образовательного процесса. А участниками  являются педагоги, родители и дети. Каждый учитель согласится с тем, что одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности.

Основная часть

       Под гуманистическими ценностями понимаются  человеческие отношения, основанные на принципах равенства, справедливости,

проникнутые любовью к людям, уважением к человеческому достоинству. Это такие ценности, как: любовь к людям, семье, природе, Родине, забота о благе других и о своем здоровье.

        Существуют принципы гуманистической педагогики, а именно, ценность самой  личности, уважение к ней, доброе и ласковое отношение к учащемуся как основное средство. Личностно – ориентированное воспитание – воспитательная система, в которой ребенок является высшей ценностью и ставится в центре воспитательного процесса. Очень важно знать, что основной частью личностно – ориентированного воспитания является свобода: детей не принуждают выполнять требования, а создают условия для их выполнения. Например, при организации субботника на пришкольной территории я начинаю беседу таким образом: «Дорогие дети! Приближается прекрасное время года – весна! Природа просыпается после долгой зимы.  Мы уже видим как в нашем любимом городе трудятся жители возле своих домов. Чистят, подметают, словом, наводят порядок. Думаю, что наш лицей тоже наш общий дом. Давайте поможем себе навести порядок в доме! Перчатки, мешки, инструменты уже нас ждут». После такой беседы сразу поступает вопрос: А когда будет субботник? И остается только обговорить время, которое устроит всех учащихся, так как дети посещают различные кружки после занятий. В данном случае сила слова, убеждение играют большую роль. И еще выйти на субботник – это традиция  и  каждый гражданин принимает в этом участие.

          Система гуманных отношений педагога с детьми делится на три неразъединимые части: понимание, признание и принятие ребенка. Понимание ребенка – это значит проникновение в его внутренний мир.

 Нельзя это делать навязчиво, вызывая его на откровенность, что категорически запрещается, а все должно быть естественно, то есть ребенок должен видеть в воспитателе прежде всего друга, советчика, близкого человека, который любит его, не предаст.

 Признание ребенка – это его право быть самим собой. Принятие ребенка – это безусловное положительное к нему отношение.

Специальных методов,  организационных форм для личностно – ориентированного воспитания не существует. Опытный педагог – гуманист пользуется всеми воспитательными средствами классической педагогики. На современном этапе они трансформированы в соответствии с новыми целями и задачами воспитания. Главное, что изменяется в методах и формах воспитательного процесса, это направленность. Взять хотя бы такие общие методы воспитания, как убеждение и приучение. По- разному используют их педагоги на практике. Жестокие управленцы – авторитаристы направляют убеждение  прямолинейно, заботясь лишь о ясности и категоричности его предъявления. В гуманной педагогике то же самое убеждение будет выражено намного мягче, и в зависимости от особенностей  детей и ситуации оно примет новые формы. Главное – удовлетворить запросы, потребности, интересы ребенка. То же самое нужно сказать и об организационных формах воспитания.  Воспитательное дело-одна из общих форм, но превратится оно в формальное мероприятие сторонника жесткого управления или станет увлекательным занятием самих ребят и учителя-зависит от направленности и организации процесса. Например, если я задумала мероприятие, предварительно провела  хорошую работу, привлекла детей и родителей, и очень заинтересована в том, чтобы мероприятие прошло успешно, от первых моих слов,  от моей внешности и от искренней улыбки зависит многое. Важно создать уют, уместное украшение зала, создать теплую и доброжелательную атмосферу. Таким образом, хотя основные формы традиционного воспитания сохраняются, они все же отличаются между

 собой. Эти отличия мы заметим сразу, если не будем забывать, что

личностно – ориентированное воспитание направлено на формирование внутренней свободной, уважающей себя и других, активной личности. Значит, формы и методы его необходимо направлять так, чтобы они максимально приближали к достижению цели. А чтобы  они приобрели гуманистический характер, необходимо придерживаться правил, выработанных практикой:

- исключать методы наказания, унижающие личность, оскорбляющие ее достоинства;

- выбирать такие формы организации воспитательного процесса, которые не наносят ущерба здоровью учащихся;

- поощрять стремление ребенка честно относиться к своим обязанностям;

- строго, но доброжелательно и толерантно осуждать плохие поступки ребенка, объяснять, почему нельзя так поступать, как поступил он;

- поддерживать эмоциональное благополучие ребенка;

- формировать положительную самооценку ученика, в веру в себя и уважение к себе;

- активизировать деятельность ученика в нужном направлении, постепенно увеличивая свои требования и закрепляя достигнутые результаты;

- жить интересами и переживаниями ребенка,  вторгаясь в его внутренний мир осторожно, тактично, проявляя  эмпатию;

- искренне радоваться малейшему успеху ребенка, предоставляя ему возможности для самоутверждения;

- слушать ребенка внимательно, отложив все срочные дела ( что может быть важнее состояния ребенка в данный момент, если он подошел к педагогу за советом или за помощью);

- получать удовольствие от общения с учеником;

- не смотреть на воспитанника сверху вниз, глаза воспитателя должны

 находиться на уровне его глаз;

- а также направлять и развивать гуманистические тенденции  в семье ребенка.

И так, гуманного и благородного человека может воспитать только специально подготовленный, высоких моральных и душевных качеств человек – Учитель с большой буквы. Ему надлежит выработать твердые принципы, хорошо усвоить, что можно, чего нельзя, знать свои сильные и слабые стороны.  Уметь четко отделять личностно-ориентированное воспитание от индивидуального подхода, который требует, чтобы учитывались индивидуальные особенности школьника-его мышление память, характер. Моя цель – принести максимальную пользу, удовлетворить запросы ученика и родителей.

Заключение

«Преподавание благороднейшее дело, и я понимаю, что, несмотря на все его трудности, оно может доставлять большую радость тому, кто умеет пробуждать молодые умы». Эти замечательные строки принадлежат  Ромену  Роллану. Я согласна с этим утверждением и считаю, что выбранная профессия должна радовать тебя и вдохновлять на великие дела на современном этапе образовательного процесса. «Учитель – носитель и даритель Света». Вот главная идея, к которой нас подводит основатель международного движения гуманной педагогики академик Шалва Александрович Амонашвили: «Если учитель думает, что он лишь преподаватель, он тот, кто дает знания ученикам, а потом контролирует и оценивает качество их усвоения,- то он не Учитель…Свет преподавать и передаривать из рук в руки невозможно. Свет дарится и одаривание Светом есть самое истинное таинство педагогического мастерства. Чтобы дарить Свет, надо его иметь».

Книги великих педагогов – сами являются замечательными учителями, с которыми можно шагать по жизни, творить добрые дела и становиться лучше и совершеннее. Современный педагог не имеет права стоять на месте, только постоянный кропотливый труд, неустанный поиск новых идей. Поможет ему идти вдогонку за детьми. Умный наставник не заставляет ученика, а мотивирует его к учению, этим предоставляет ему возможность размышлять, работая в согласии с учеником, учитель дает ему возможность легко и с радостью воспринимать тот материал, который может изначально казаться сложным и недосягаемым.

Главная цель гуманной педагогики – воспитание благородного, умного, целеустремленного человека. А благородного человека может воспитать только учитель с богатыми духовными ценностями, любящий людей.

 Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия.    Я педагог со стажем, и могу  смело сказать, что  ранее в дошкольных учреждениях нравственное воспитание определялось идеологическими стандартами и ограничивалось знакомством с некоторыми нравственными нормами (правилами вежливости, культуры поведения этикета, а методами нравственного воспитания были убеждение и внушение). На современном этапе, доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как толерантность, сострадание, добро, милосердие, справедливость, щедрость, гуманизм. Гуманистические ценности теперь являются основой реализации ФГОС и ФГТ.   Моё подсознание мне  и раньше подсказывало, что нужны другие подходы в работе по  нравственному воспитанию с  дошкольниками, что должны быть другие методы и приемы, направленные  на воспитание  в детях гуманистических ценностей.    Ознакомившись с  ФГТ и ФГОС  и программой «От рождения до школы» я сделала вывод:  «На современном этапе человеческое детство представляет собой не только физиологическое, психологическое, педагогическое, но и сложное социокультурное явление. В программе «От рождения до школы»  «красной»  линией прослеживается гуманно – личностное отношение к ребенку в каждом из направлений образовательной области. Ребёнок – субъект собственной жизни, его нужно направлять, а не принуждать, так как любое потенциальное принуждение ведёт (в большинстве случаев) к моральной деградации растущей личности. Ребёнок сам, в меру своих сил, должен определиться, что ему интересно, что для него ценно и важно, а что не вызывает интереса, что является второстепенным».        Основополагающая  ценность  гуманизма – это ценность человека. Ценность человека может проявляться  в двух ипостасях: - как ценность другого человека; - ценность своего собственного «Я». Показатели ценностного и антиценностного отношения личности. Объекты отношений В чем выражается ценность отношений личности (показатели личностных отношений) В чем выражается антиценность отношений личности (показатели личностного регресса) ОТНОШЕНИЕ К МИРУ Семья - уважение семейных традиций, гордость за свой род, за свою фамилию. - социальная беспочвенность, игнорирование продолжения рода. Отечество - гражданственность, патриотизм. - обывательство и социальное иждивенчество. Земля - любовь к природе, бережное отношение к её богатствам. - потребительское отношение к природе. Мир - миротворчество и неприятие насилия. - милитаризм. Труд - трудолюбие, стремление к творчеству. - лень. Культура - интеллигенция - хамство, вандализм, бескультурье. Знание - любознательность - невежество. ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ Человек как таковой (такой же, как «Я» сам) - альтруизм. - эгоизм. Человек как иной (не такой как «Я») -толерантность. - национализм, расизм. ОТНОШЕНИЕ К САМОМУ СЕБЕ «Я» телесное - забота о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни. - пристрастие к вредным привычкам и постепенное разрушение организма. «Я» душевное - самовосприятие и душевное состояние. - комплекс неполноценности. «Я» духовное - свобода как главная характеристика духовного бытия человека, включающая самостоятельность, самовыражение, самореализацию человека. - превращение личности в «социальную пешку»   Из таблицы видно, что  развитие  личности человека определяется показателями ценностного и антиценностного отношения личности. Поэтому задача педагога способствовать ценностному  росту личности дошкольника. Те, гуманистические ценности, которые  будут  заложены  у ребенка с детства, с тем «багажом» он и вступит во взрослую жизнь.   Что  же касается формирования профессионального интереса у ребенка в будущем, то он не всегда начинается с осознания потребностей, призвания или общественного долга. Интерес, как правило, появляется стихийно и неосознанно вследствие эмоциональной привлекательности, ценности объекта либо деятельности. Ребенок ещё в раннем детстве, принимает на себя разные профессиональные роли,  проигрывает связанное с ним поведение, и заканчивает в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека. И каким, будет его  выбор профессии, зависит от тех  духовных ценностей и потребностей, которые были заложены в детстве, которые им движут в настоящем. Интересы, основанные на личных способностях, чувствах, гуманности сильнее и более реалистичны, чем интересы, обусловленные факторами престижа или принятой в данном обществе системы ценностей.   Поэтому,  каждый, кто выбирает профессию педагога, должен понимать, что он берет на себя ответственность за тех, кого будет учить и воспитывать. Вместе с тем он отвечает за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть педагогом, учителем, воспитателем.             Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность (компетентность) образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу – способствовать всеми возможными способами развивать личностные качества ребенка. Пришло время гуманитарных технологий. Принуждение становится неэффективным. Нужны средства «мягкого» влияния на обучающихся. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель-ученик», установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов педагога.

Эссе о гуманизме (интересный взгляд)

Человечное - это то, что присуще человеку изначально, то, благодаря чему он выжил и не деградировал умственно, то, что позволяет жить ему в обществе.

        К человечному (человеческому) - гуманному - относились доброта, сострадание, любовь, взаимопомощь, щедрость, великодушие, чувство прекрасного.

        К негуманному - ожесточение, неуважение к окружающим, уничтожение себе подобных, а также и неподобных, тирания, гордыня.

                А теперь в путь - в далёкое прошлое - для того, чтобы определить какие черты человеческой натуры сопровождали его в различные периоды истории, помогая ему выжить. Нашу первую остановку можно назвать до доисторической. Тогда люди, вернее их самые давние предки, были маленькими млекопитающими, которые, спасаясь от больших и зубастых хищников, вели борьбу за выживание.

И как же велась эта борьба. Во-первых, те «люди» стали всеядными (из насекомоядных), как и мы с вами, т.е. не брезговали во время обеда ни зелёной травкой, ни сладким плодом, какого-либо дерева или растения, ни насекомыми (в виду своих размеров), ни себе подобными (если выпадал такой случай). Во-вторых, они были очень осторожны, так как опасность подстерегала их на каждом шагу. В-третьих, они держались семьями, но это было присуще почти всем диким созданиям.

        Какие же человеческие качества помогли им выжить? Ну конечно же это умение приспосабливаться, обязательно хитрость и находчивость, так как без них не выжить в мире чересчур зубастых «друзей», взаимопомощь (но только в кругу семьи и не дальше), уничтожение более слабых видов и индивидов (случай с насекомыми и другими).

        Так что, если все они помогли выжить, то их можно внести в список человеческих, т.е. наиболее присущих, тогда ещё только зарождающемуся виду Homo sapiens.

        Конечно найдутся многие, кто скажет, что тогда разум человеческих предков соответствовал разуму любого животного, если, вообще, есть таковой, и нельзя выдавать повадки животного за человеческие качества.

Что ж, я безоговорочно капитулирую и предлагаю перенестись чуть ближе к нашему времени.

Представьте - Поздний палеолит, отдельные семьи кроманьонцев собираются в племена, вооружаясь палками, камнями, а также орудиями из их комбинаций. Мужчины или женщины (в зависимости от строя) охотясь уничтожают представителей других видов, не брезгуя ни самыми маленькими, ни самыми большими. Для уничтожения больших объединяются в группы. Иногда сгоняют с более удачных мест слабые племена, не обходится без уничтожения себе подобных, нередко с применением каннибализма. В то же время женщины или мужчины (опять в зависимости от строя) собирают коренья, съедобные растения и плоды, также смотрят за детьми и хранят огонь. Племя ведёт вожак, который работая наравне со всеми получает лучший кусок. Самые хитрые и одарённые становятся жрецами и получают часть добычи, затрачивая минимум усилий.

        А какие теперь человеческие качества стали наиболее характерны?        

1) Всё ещё остались хитрость и находчивость, к которым прибавилась изобретательность, без которых слабые «бывшие обезьяны» превратились бы из охотника в добычу.

2) Также осталась взаимопомощь (но её границы не выходят за пределы племени).

3) Не обошлось без уничтожения других видов и себе подобных, но теперь победа не только за голой силой, но и за знаниями.

4) Появляются зачатки любви как великого чувства между полами.

5) Также проявляются начальные формы тирании со стороны вождей и жрецов.

        Если кого-то не устроил первый список, то пожайлуста - вот вам новый, но я не думаю, что он выглядит приятнее.

        И опять найдутся те, кто скажет, что у этих людей хоть и был разум, но ещё не развитый настолько, чтобы позволить существовать гуманизму; другие скажут, что эти Homo sapiens подобны слепым щенкам, разум которых ещё не просветила великая вера - вера в высшую силу (Христа, Будду, Аллаха или ещё кого-то).

Поэтому заглянем на секунду в средневековье и понесёмся дальше. Эта эпоха настолько же многогранна, насколько трудна наша. Прекрасное время рыцарей с чистой душой, воспевающих женщин и любовь к ним, раздающих направо и налево свои богатства и жертвующих собой во имя других. А взгляните на целый «рассадник» религий, которые выросли из семян, посеянных ещё до нашей эры. Они почти все наперебой воспитывают в людях две основные черты: терпение и любовь к ближнему.

Но в тоже время те же «благородные» рыцари с сотнями тысяч себе подобных проливают кровь на полях сражений (и не всё ли равно, за благое или нечестивое дело), и не только щедро вознаграждают, но и грабят более слабых или неудачливых, а, взлелеянные ещё в Риме, гладиаторские бои переросли в состязания с благородным названием - Рыцарские турниры, которые больше нравятся толпе, а не участникам (хотя и среди последних есть любители «пустить» сопернику кровь).

Ну а что же религии? И они тоже разнесли чёрную славу о себе, когда с именем Господа на устах нация воевала с нацией, народ с народом, брат с братом, когда во имя Бога пытали и сжигали на кострах всех «неосторожных» вольнодумцев. Вот какая «прекрасная» эпоха.

И что же из неё в виде урока вынес человек?

Конечно же: доразвились до апогея любовь и чувство прекрасного, доброта и щедрость, великодушие и самопожертвование, изобретательность и тяга к знаниям, но на ровне с ними господствуют ненависть к носящим другие идеи или цвет кожи, выросли до небес гордыня и лень, неуважение к другим со стороны правителей и «людей веры», хотя очень часто этим «болеют» и простые люди, развиваются средства уничтожения себе подобных, которые иногда ставят целью не просто умерщвление, а принесение жертве максимальных мук.

Неужели, и это Вас не убедило, что в слове «гуманизм» - кроется не только прекрасное.

Тогда оглянитесь вокруг. И вы увидите, как миллионы умирают от голода и холода, в то время как тысячи купаются в роскоши и богатстве (это, наверное, - ЩЕДРОСТЬ и ВЗАИМОПОМОЩЬ), как на всей Земле то там, то здесь вспыхивают кровавые «бойни» (а это - ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ), люди приветствуют кровавые игрища, и чем больше крови, тем лучше (это - ЧУВСТВО ПРЕКРАСНОГО), уничтожены и продолжают уничтожаться не только различные виды животных, но и целые расы людей, стоящих на более низком уровне развития (это - СОСТРАДАНИЕ), люди готовы убить ради власти и каких-то бумажек под названием деньги (это - ДОБРОТА) и т.д. и т.п.

Я не хочу, чтобы Вы отказались от своих взглядов на гуманность. Да, я абсолютно согласен, что гуманизм - это и добро тоже. Я только хочу, чтобы вы приняли поправку к своему мнению об этом «великом» слове. И, если вы хотите использовать слово «гуманизм» как что-то ЧИСТОЕ, то используйте словосочетание - ИДЕАЛЬНЫЙ ГУМАНИЗМ, а если Вы реалист, то называйте вещи своими именами, такими как доброта, сострадание, любовь, взаимопомощь, щедрость, великодушие и т.п.,

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  Бордовский, Г.А. Марш – бросок в будущее или Акцент на гуманитарные технологии [текст]: интервью/ Н. Алексютина // Учительская газета. 2008. № 12  Корягина, И.И. Динамика развития гуманных взаимоотношений детей и взрослых в воспитательном процессе [текст].  И.И. Корягина – автореферат диссертации…..  кандидат педагогических наук. Кострома, 2004.  Крупнов, А.И. Гуманизация образования и развитие свойств личности [текст]. А.И. Крупнов – М., изд-во «Лексус», 2001.  Национальная доктрина образования в РФ., - М.,2001.  Программа воспитания и обучения детей в детском саду "От рождения до школы" под редакцией  Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С.Комаровой 2011г.  Федеральные государственные требования к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ № 655 от 23 ноября 2009.  http://wiki.rkc-74.ru/index.php/Компетенции в образовании. 2
 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002г.-37с.

 Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. М.,2001г.-17с.

 Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. М., 2002г.11с.

 [Текст] Е.Н. Шиянова, И.Б. Ромаева, Гуманистическая педагогика России: становление и развитие. М.,2003г.-45с.

Информационный выпуск «Гуманная педагогика», № 4(5), 2009.