Авторская программа «Акробатика в художественной гимнастике» для детей дошкольного возраста

Гладкова Т.Б.

Акробатические упражнения -  одно из эффективных средств совершенствования устойчивости к различным ускорениям при перемещениях человека в пространстве.

Акробатические упражнения в художественной гимнастике используются как средство физической и общей двигательной подготовки гимнасток.  Они способствуют развитию силы, ловкости, гибкости пространственной ориентации и являются прекрасным средством тренировки вестибулярного аппарата. Навыки, приобретенные на занятиях акробатическими упражнениями, отличаются выраженной прикладностью и могут быть использованы в самых разнообразных ситуациях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akrobatika_v_hudozhestvennoy_gimnastike.docx183.31 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская программа «Акробатика в художественной гимнастике» 

для детей дошкольного возраста

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа составлена на основе общей программы по художественной гимнастике

и новых правил соревнований международной федерации художественной гимнастики на 2013 – 2016 годы.

Слово «акробатика» произошло от греческого слова «акробатэс» - хожу на цыпочках, лезу вверх.

Акробатические упражнения -  одно из эффективных средств совершенствования устойчивости к различным ускорениям при перемещениях человека в пространстве.

Акробатические упражнения в художественной гимнастике используются как средство физической и общей двигательной подготовки гимнасток.  Они способствуют развитию силы, ловкости, гибкости пространственной ориентации и являются прекрасным средством тренировки вестибулярного аппарата. Навыки, приобретенные на занятиях акробатическими упражнениями, отличаются выраженной прикладностью и могут быть использованы в самых разнообразных ситуациях.

Цель: повышение качество выполнения гимнастических упражнений художественной гимнастики развивая вестибулярную устойчивости к различным ускорениям при перемещениях гимнастки в пространстве

Задачи:  

  1. Содействовать укреплению здоровья и гармоническому развитию всех органов и систем растущего организма.
  2. Развивать и совершенствовать вестибулярный анализатор средствами акробатических упражнений. Последовательное овладение акробатическими упражнениями.
  3. Всесторонняя физическая подготовка с преимущественным развитием скоростно – силовых качеств, гибкости, ловкости и прыгучести.
  4. Специальная техническая подготовка и формирование гимнастического стиля выполнения упражнений.

 

  

Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

 

Для рациональной организации детей на занятиях физической культуры используются              методы

000000000

 

                                                                                         

                                                                       

 

                                                                   способы

Особенности проведения занятий

Наиболее рационально изучать акробатические упражнения фронтальным методом.

За время, отведенное на акробатику следует выполнить 5 – 8 упражнений, повторяя каждое

4 – 8 раз

Примерная схема чередования упражнений:

перекаты – кувырки – стойки – соединения кувырков – мосты – прыжки – перевороты – соединения стоек с перекатами и кувырками – выполнение упражнений в виде соревнования или игры.

Методы обучения

Изучение акробатических упражнений осуществляется при помощи методов расчлененно – конструктивного и целостного обучения.

Расчлененно – конструктивного – изучаемый элемент расчленяется на составные части, которые последовательно осваиваются детьми.

Метод целостного обучения используется при изучении технически несложных элементов и соединений, а также в случаях, когда формируемый навык не поддается расчленению. Для формирования двигательного навыка использование подводящих упражнений, дополнительных ориентиров, варьирование условий.

Метод программированного обучения по схеме

  • название упражнения
  • техника выполнения
  • что нужно знать   при освоении данного упражнения
  • что нужно уметь

Для закрепления и совершенствования упражнения используют метод стандартного упражнения – самостоятельное выполнение освоенного упражнения.

Метод переменного упражнения. Создание изменяющихся условий при выполнении освоенного упражнения.

 

Структура занятия

Группы

Части занятий

длительность частей занятий

 начальная подготовка

 Подготовительная часть

10 – 15 мин

Организация детей. Функциональная подготовка организма

Упражнения на внимание

ОРУ

Подготовительные упражнения

Скоростные упражнения

Основная часть

25 – 30 мин  

Освоение двигательным умениям и навыкам и их совершенствование

Воспитание физических качеств и способностей к анализу движений

Изучение основных упражнений связанных с проявлением:

  • быстроты
  • силы
  • выносливости
  • скоростно – силовые упражнения

Закрепление и совершенствование основных упражнений связанных с проявлением:

  • быстроты
  • силы
  • выносливости
  • силовые упражнения

упражнения на выносливость

Заключительная часть

3 – 5 мин

Физиологически оправданное завершение тренировки

Реабилитационные упражнения

на дыхание

на расслабление

упражнения на внимание

Типы занятий

В основу предложенной классификации физкультурных занятий положены три главных принципа:

  • отбор содержания развития;
  • методы и приемы развития;
  • характер образовательных задач

Содержание программы

В художественной гимнастике используются упражнения акробатики  

 Акробатические упражнения обогащают выразительную пластику комбинаций, вносят необходимый контраст, возникающий за счет перехода из стойки на ногах в партер, в положение, лежа в группировке. Кроме того, они повышают элемент риска в упражнениях с предметами, подчеркивают спортивную направленность художественной гимнастики.

  

Существует прямая зависимость между вестибулярной устойчивостью и качеством выполнения сложных гимнастических упражнений, связанных с вращением тела. От уровня вестибулярной устойчивости зависит точность дифференцировки в пространстве и качество формирования двигательных навыков.

С помощью специально подобранных упражнений можно оказывать положительное влияние на функциональное состояние вестибулярного анализатора. Необходимо специально тренировать вестибулярный анализатор. Специальные вращательные движения следует выполнять на каждом занятии, чередуя активные виды вращений с пассивными.

Содержание  

Группа начальной подготовки 1 года обучения

акробатика

  • кувырки вперёд: в сед на колене, с быстрым подъёмом
  • кувырки назад: на колени, в упор присев
  • стойка на лопатках без рук
  • стойка на груди с длительной фиксацией положения
  • стойка на локтях
  • опускание в «мост» без помощи

 

Группа начальной подготовки 2 года обучения

акробатика

  • стойка на лопатках с разнообразной работой ногами
  • стойка в «мостике» на одной ноге
  • стойка в «мостике» на одной руке
  • переворот боком вправо и влево
  • переворот вперёд на две ноги с помощью
  • переворот назад в положение, лёжа на животе, руки вверх с помощью

Учебно-тренировочные группы 1 года обучения

акробатика

  • стойка на груди с разнообразной работой ногами
  • стойка на руках ноги вместе у опоры
  • стойка на руках ноги врозь с помощью
  • переворот вперёд на две ноги из упора присева, толчком двух ног с помощью
  • переворот назад на две ноги, толчком двух ног с помощью
  • опускание в «мост» без помощи на одну руку

 Учебно-тренировочные группы 2 года обучения

 акробатика

  • переворот вперёд с колен через стойку на локтях
  • переворот боком вправо и влево на одной руке
  • переворот назад в положение, лёжа на животе, руки вверх
  • кувырки вперёд без рук
  • переворот вперёд на две ноги из упора присева, толчком двух
  • переворот назад на две ноги, толчком двух

Упражнения для развития равновесия

  • комплексы динамических и акробатических упражнений, направленных на укрепление

вестибулярного аппарата

  • удержание устойчивого положения после вращательных движений
  • прыжки через гимнастическую скамейку
  • перевороты боком на гимнастической скамейке
  • простейшая работа предметом с закрытыми глазами
  • игры: «Тоннель», «Узкий мостик», «Прогулка в горы», «Мы -пожарные», «Весёлое путешествие

Учебно-тренировочные группы 3 года обучения

 Упражнения для развития функции равновесия

  • комплексы динамических и акробатических упражнений, направленных на укрепление

вестибулярного аппарата

  • «Пружинки» на одной ноге, с закрытыми глазами
  • стойки на различной опоре
  • удержание устойчивого положения после больших прыжков
  • удержание устойчивого положения после вращательных движений
  • перевороты назад на гимнастической скамейке
  • работа предметом с закрытыми глазами
  • Игры: «Делай точней», «Тоннель»

акробатика

  • перекат назад через плечо в стойку на груди
  • кувырки вперёд без зрительного контроля
  • переворот вперёд из положения, лёжа на животе через стойку на груди
  • переворот вперёд на две ноги
  • переворот назад на одну ногу

Учебно-тренировочные группы 4 года обучения

Упражнения для развития равновесия

  • комплексы динамических и акробатических упражнений, направленных на укрепление

вестибулярного аппарата

  • удержание устойчивого положения после вращательных движений
  • прыжки через гимнастическую скамейку
  • мгновенная остановка после выполнения больших прыжков
  • комплексы акробатических упражнений, направленных на укрепление вестибулярного

аппарата

  • перевороты вперёд на гимнастической скамейке
  • разнообразная работа предметом с закрытыми глазами

акробатика

  • переворот вперёд на одну ногу
  • переворот вперёд на одну ногу со сменой ног
  • переворот назад на одну ногу со сменой ног
  • в стойке на локтях, вытянув ноги над полом, поворот вокруг себя на 90`.

Учебно-тренировочные группы 5 года обучения

Упражнения для развития функции равновесия

  • комплексы динамических и акробатических упражнений, направленных на укрепление

вестибулярного аппарата

  • «Пружинки» на одной ноге, с закрытыми глазами
  • удержание устойчивого положения после больших прыжков
  • удержание устойчивого положения после вращательных движений
  • перевороты назад на гимнастической скамейке
  • игры: «Делай точней», «Тоннель»
  • работа предметом с закрытыми глазами
  • разнообразные броски и ловли скакалки с закрытыми глазами

акробатика

  • стойка на руках без помощи
  • в стойке на локтях, вытянув ноги над полом, поворот вокруг себя на 180`.
  • переворот назад из седа, махом одной ноги
  • переворот назад на одну руку

 

 

 

Литература

Ашмарина Б. А.

«Теория и методика физического воспитания

М. просвещение

1990 г.

И.В. Винер

Н.М. Горбулина

О.Д. Цыганкова

Физическая культура. Гимнастика. 1 – 4 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений

Москва «Просвещение»

2011г.

Карпенко Л.А.

Методические указания по использованию современных средств художественной гимнастики.

ГДОИФК Л.

1998 г.

Л. Кечеджиева

М. Ванкова

М.Чипрянова

Обучение детей художественной гимнастике

Москва «Физкультура»

1985г.

В.П. Коркин

Спортивная акробатика Учебник для институтов физической культуры

М - Физкультура и спорт

1981г.

Т.С. Лисицкая

Художественная гимнастика. Учебник для институтов физ. культуры

М. Физкультура и спорт

1982г.