Исследования моих воспитанников

Василенко Ольга Станиславовна

Исследовательская работа по теме "Образ Салавата Юлаева в искусстве"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obraz_salavata_yulaeva_v_iskusstve_nauchnaya_rabota.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

                           

«Образ Салавата Юлаева в искусстве»

                 

         

Выполнила: Гусейнова Анура

                             

Руководитель: Мулюкова Ольга Станиславовна

                             

г. Нягань

2012 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………....

2

Глава I «Жизнь Салавата»……………………………………………………...

Биографическая справка……………………………………………………..

4

Салават – певец……………………………………………………………….

7

Салават – поэт………………………………………………………………...

8

Глава II. «Образ Салавата в искусстве»……………………………………….

Литература……………………………………………………………………

10

Музыка…………………………………………………………………………

13

Живопись………………………………………………………………………

15

Скульптура…………………………………………………………………….

18

Кинематограф………………………………………………………………….

21

Заключение………………………………………………………………………

22

Приложение……………………………………………………………………...

23

Литература……………………………………………………………………….

29

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время все чаще в центр внимания попадает молодежь. Развитие ее духовных и культурно – эстетических качеств, формирование гармонически, разносторонне развитой личности, содействие в поисках культурных ценностей. Кроме того, больше внимания стало уделяться башкирской национальной культуре и ее представителям.

Мы хотели бы обратиться к материалу, посвященному соратнику Емельяна Пугачева, участнику Крестьянской войны 1773 – 1775 годов, башкирскому национальному герою – Салавату Юлаеву.

Салават Юлаев – это символ героизма, мудрости, духовной мощи, мужественности для башкирского народа, для всей Республики Башкортостан.

В преддверии 260 – летия со дня рождения национального героя мы бы хотели открыть новую страничку в его жизни. Надеемся, что она позволит еще сильнее укрепить его значимость для башкирского народа.

Данные исследования раскрывают воплощение образа Салавата Юлаева в искусстве (литературе, музыке, живописи, скульптуре и кинематографе). Литература по этой теме существует, но мы решили более детально рассмотреть ее и постараться собрать как можно больше материала в одном источнике.

Наша работа состоит из двух глав, вступления и заключения. Первая глава содержит факты жизни и деятельности национального героя. Мы посчитали этот раздел нужным, так как, не зная, как и чем жил человек, нельзя возводить его до образа героя или опускать до уровня ничтожества. Материал собран из нескольких источников, так как еще нет произведения, которое бы  сполна осветило нелегкий путь Салавата. Воин, поэт, импровизатор. Он прошел трудную дорогу. Был вынужден постоянно бороться и отстаивать свои права. Трижды был ранен, а затем взят в плен и сослан вместе с отцом на вечную каторгу в Рогервик.

Вторая глава непосредственно посвящена воплощению образа национального героя в искусстве. О нем писали литературные произведения: от стихов (Ш. Бабич, Н. Наджми и другие) до пьесы (М. Карим) и романа (С. Злобин). Его образ воплощен в музыке: народные песни и произведения профессиональных башкирских композиторов (опера «Салават Юлаев» З. Г. Исмагилова). Он запечатлен в изобразительном искусстве (А. Лежнев, П. Лебедев, М. Арсланов, А. Кузнецов, А. Тюлькин) и скульптуре (Т. Нечаева, С. Тавасиев). Кроме того, замечательный режиссер Я. Протазанов в 1940 году поставил художественный фильм «Салават Юлаев», где рассказал о военных походах национального героя.

Вступление и заключение раскрывают цели и задачи, поставленные при разработке данного материала.

                                           

ГЛАВА I.

«Жизнь Салавата»

Салават на коне поскакал,

Он батыров на битву поднял.

Бил бояр Салават без пощады,

И хранит его имя Урал.

Перевод Д.А. Даминева.

Имя Салавата Юлаева – национального героя башкирского народа, верного соратника Емельяна Пугачева – популярно и любимо многими людьми разных национальностей.

Салават Юлаев родился 16 июня 1752 года в ауле Текей современного Салаватского района Республики Башкортостан. В семье старшины Шайтан – Кудейского юрта (волости) Уфимской провинции Оренбургской губернии Юлая Азналина. Он был третьим младшим сыном.

Его отец был известным человеком. Он участвовал в восстании башкир в 1755 году, отличился во многих военных походах русской армии. За что и получил серебряную медаль. Например, в 1771 году он был в составе отряда русских войск, сопровождавшего переселившихся калмыков из Поволжья в Джунгарию (современный северо-западный Китай), а в 1772 году был участником подавления польских повстанцев.

Русский писатель Ф.Д. Нефедов, одним из первых хорошо изучивший биографию Салавата, еще в 1880 году писал о его отце так: «Юлай Азналин был «человек богатый, умный и влиятельный, он пользовался общим уважением со стороны башкир и несколько раз подряд занимал должность волостного старшины…»

 Уже в 1772 году Салават Юлаев временно исполняет обязанности старшины, заменяя отца, находившегося в польском походе.

По свидетельству современников, Салават был среднего роста, легок и строен. Владел русским языком и тюрки.

По силе, ловкости и умению владеть оружием Салавату не было равных. Он первый джигит, ему нет соперника в борьбе (курэш). Эти качества проявились необыкновенно рано.

Совсем молодым Салават примкнул к восстанию. Лихой наездник был мало кому известен за пределами родной волости. Но неукротимая энергия, храбрость, целеустремленность, преданность делу, популярность среди многонациональных масс снискали ему заслуженную славу и сделали предводителем не только своего народа, но и одним из видных руководителей всей Крестьянской войны 1773 – 1775 годов.

Когда началось восстание под предводительством Емельяна Пугачева, в октябре 1773 года Юлай Азналин отправил отряд конников (около 100 человек) во главе с Салаватом в Стерлитамакскую пристань, где должен был формироваться сводный отряд (около 2000 человек) против повстанцев. Под командованием князя Уракова этот отряд направился к деревне Биккулово (в 70 верстах от Оренбурга). Салават и его соратники перешли на сторону Пугачева.

За храбрость, смелость, умелые военные действия в ноябре 1773 года Салавату Юлаеву был пожалован чин полковника, а в 1774 году – бригадира (по тем временам он приравнивался к званию генерала)[1]. После этого Емельян Пугачев направил его в район Сибирской дороги собирать новые силы для участия в восстании. Салават был самым молодым полковником повстанческой армии. Ему шел всего 21 – й год.

25 декабря 1773 года отряды Салавата Юлаева занимают Сарапул.

А в январе 1774 года Салават Юлаев завоевывает Красноуфимск, который становится одним из опорных пунктов восставших в Башкирии. Тогда же в сражении под Кунгуром национальный герой был ранен и отпущен домой для лечения.

В апреле – мае 1774 года вместе со своим отцом Салават действует в районе Сима – Катава. Около деревни Ералы Михельсон разбивает его войско. Отступая, Салават сжигает Симский завод, но перед сожжением, избегая лишних жертв, «жителей тамошних, выведя всех в степь, отпустили» (Наш Салават).

02 июня 1774 года около деревни Верхние Киги состоялась встреча Салавата Юлаева с Пугачевым. Впоследствии об этой встрече Пугачев показал на допросе, что когда он «пришел в башкирские селения, нашел стоящих на конях башкирцев до трех тысяч человек» под командованием Салавата Юлаева. Подъехав к Пугачеву, Салават сказал: «Это стоит наше башкирское войско, и мы дожидаемся ваше величество».

03 июня 1774 года состоялось генеральное сражение в районе Кигов войск Михельсона с Пугачевым. В этом бою Салават был снова ранен, однако продолжал руководить боевыми действиями. И 18 июня 1774 года совместно  с основной группой войск Пугачева Салават принимает участие в штурме Осинской крепости (ныне Пермская область). Во время боев под Осой снова получает ранение и отпускается Пугачевым «для лечения».

В августе – октябре 1774 года на территории Сибирской и Осинской дорог проходят ожесточенные сражения между царскими войсками и повстанцами, руководимыми Салаватом и его отцом Юлаем.

А 25 ноября 1774 года в лесах Кара – тау (на территории нынешнего Салаватского района) отряд поручика Лесковского, посланный подполковником Аршеневским, окружил и взял в плен Салавата Юлаева. После многочисленных допросов в Казани (декабрь 1774 года), Москве (25.02.1775 года), Оренбурге (17.04.1775 года) и Уфе (1.05.1775 года) 15.07.1775 года был утвержден приговор:

«…велеть им, Юлаю и Салавату, во всех оных местах учинить наказание кнутом, дав нижеописанное число ударов, а именно:

Юлайке: на Симском заводе – 45, на Усть – Катавском – 45 и в деревне Орловка – 45 ударов.

Салаватке: на Симском заводе – 25, в деревне Юлаевой – 25, в деревне Лак – 25, в Кунгуре – 25, в Осе – 25 и в том же месте, где он не доезжая Елдяка, чинил с подполковником Рылеевым сражение – 25 ударов.

А в последних, то есть Юлаю – в деревне Орловке, а Салаватке – близ Елдяка, вырвать ноздри и поставить на лбу и на щеках знаки «З», «Б», «И» (злодей, бунтовщик, изменник)».

После этого 03 октября 1775 года Салавата и Юлая под усиленным конвоем отправляют на вечную каторгу в Рогервик (Балтийский порт). 25 лет томится национальный герой башкирского народа в далеком Рогервике. А 26 сентября 1800 года Салават Юлаев умирает.

Салават участвовал в 22 сражениях и не знал поражения. Ни одному из царских генералов и полковников не удалось одержать над ним решительную победу и разгромить его конницу. Национальный герой внезапно нападал и организованно отступал, не допуская больших потерь.

Салават Юлаев был не только батыром, но и певцом. Р.Г. Игнатьев еще в 1875 году писал, что когда Салават пел песни, люди с охотою шли в бой, не чувствовали боли от ран, не боялись ни голода, ни холода, ни даже смерти от пули, сабли, штыка и умирали с радостью. Даже безоружные кидались в бой и отнимали оружие у солдат.

Соратники высоко оценивали не только его бесстрашие и боевые качества, но также и его песни, зовущие на борьбу, черпали в них мужество и силу. В башкирской народной песне поется:

Перед войском Салавата

Открывает путь гнедой,

Салават, в седло забравшись,

Песней увлекает в бой.

Лес густой и темна ночка,

Молния сверкнет, как нож,

Салават затянет песню –

Ворога бросает в дрожь.

С детства Салават слышал рассказы отца и матери о бедствиях народа, о башкирских восстаниях и их жестоком подавлении. Все это оставляло в его душе неизгладимый след и воплотилось в его поэзии. Для своего времени он слыл начитанным, образованным человеком. «Он ученый и поэт, - отмечал в прошлом веке писатель Федор Нефедов, имея в виду Салавата. – Перед молодым джигитом почтительно склоняют голову старшие, его начитанностью и умом восхищаются не только муллы, но и ахуны. Седые аксакалы пророчат Салавату большое будущее». «…Природа, родина, рассказы о героях с необыкновенной силой действовали на его впечатлительную натуру, поднимая в душе множество различных чувств, образов и картин…»

В своих стихах Салават Юлаев воспевает Родину. Он любуется красотой Урала, его горами, полями, лесами, реками, ему близки и дороги и сосны, и березы, и камыши, и цветы, выросшие на родной земле. Он радуется птичьим голосам, трели соловья, журчанию реки, шуршанию камыша (см. приложение, с. 24). Салават мечтает освободить родную землю от врагов, то есть от заводчиков и бояр и призывает свой народ подняться на борьбу, хочет, чтобы народ жил свободно, «как рыба в воде и птица в полете».

Песни и стихи, созданные самим Салаватом, пропитаны чувством благовения перед Уралом, преклонения перед воинами – батырами, в них разъясняется, что борьба за свободу является священным делом. Так, например, обращаясь к батырам в стихотворении «Юноше – воину», он говорит:

Будь, джигит, орлом – батыром,

Опирайся на друзей.

На врага, как лев, бросайся,

Своей жизни не жалей!

В кубаирах «Обращение Салавата» или «С ратью Пугачева слившись, в войско с ним соединившись», в своих песнях, боевых призывах он предстает перед нами также как организатор борьбы за свободу, как мудрый руководитель – приверженец дружбы и единения между народами, как народный идеолог.

Хотя поэзия Салавата Юлаева по объему не особенно значительна, она обладает высокой ценностью благодаря глубокому социальному содержанию и фольклорным чертам. Очевидным подтверждением этому является включение стихов и песен Салавата Юлаева во всемирную литературную сокровищницу классики мировой литературы.

В истории борьбы народов нашей страны за свободу Салават Юлаев являет собой самый притягательный и светлый символ дружбы и братства между народами.

Имя Салавата сегодня представляется символом гордости народа, духовным паспортом Республики Башкортостан. Ведь и фигура несгибаемого батыра на коне, украшающая герб нашей республики, сама по себе глубоко символична.

                                             

ГЛАВА II

«Образ Салавата в искусстве»

Уже более двух веков народ помнит своего батыра и поэта. Сочиняет о нем стихи, поет песни, старается запечатлеть его образ в картинах и кинематографе.

Писатели и поэты разных народов – башкир, русских, татар, чувашей, мари давно обратились к образу Салавата Юлаева. Первым в истории, за исключением народных сказителей, о башкирском батыре заговорил А. С. Пушкин. Во время своей поездки в 1833 году по Оренбургскому краю для сбора материала о Пугачевском восстании он интересовался и сведениями о Салавате. В своей книге «История Пугачева» он несколько раз упоминает Салавата, называя его «свирепым».

После А.С. Пушкина к образу Салавата Юлаева обратился русский писатель и краевед Р.Г. Игнатьев. Еще в 1875 году в своей книге «Сказания, сказки и песни» он представил Салавата как сказочного героя. Он писал, что Салават однажды один отбивался от целого полка, он столько перебил неприятеля, что из их тел можно было бы образовать гору, как Урал.

Р.Г. Игнатьев очень долго изучал материалы о Салавате в архивах, собирал о нем фольклорный материал. Его книга «Башкир Салават Юлаев - пугачевский бригадир, певец и импровизатор» была издана лишь в 1894 году после смерти автора. Книга состоит из трех частей: в первой Салават характеризуется как поэт – импровизатор, во второй – как батыр, сподвижник Пугачева, в третьей рассказывается о его поимке, допросах, наказании и ссылке на вечную каторгу в Рогервик.

 В те же годы образ Салавата Юлаева создан другим русским писателем Ф. Д. Нефедовым (1838 – 1902). Он неоднократно бывал в Башкортостане, им записаны и опубликованы десятки башкирских легенд и преданий, очерков. Одной из лучших книг Ф.Д. Нефедова является «Движение среди башкир перед Пугачевским бунтом. Салават, башкирский батыр» (1880). В ней он с любовью пишет о красоте природы Башкортостана, о широких степях и восхитительных долинах, дремучих лесах и из края в край тянущихся горах, переполненных зверьми и птицами.

Далее он пишет об истории башкир, об их быте, хозяйстве. В этой же книге Ф.Д. Нефедов вслед за Р.Г. Игнатьевым опубликовал несколько стихотворений Салавата Юлаева в переводе на русский язык.

После революции 1917 года одним из первых к образу Салавата обратился Шайхзада Бабич. Его одноименное стихотворение написано в стиле народных песен о Салавате с использованием народно – поэтических эпитетов, сравнений, образов. Так, поэт сравнивает его со львом; его стрела не знает себе равных в небесах и на земле (см. приложение, с. 25). Шайхзада Бабич говорит, что народ будет дорожить его именем и никогда не осквернит его.

Одним из лучших стихотворений о Салавате является произведение Назара Наджми «Два всадника» (см. приложение, с. 26). Два всадника – это царь России Петр I и Салават Юлаев. Они жили и творили в одну эпоху – в XVIII веке, но у них были разные судьбы. Один облечен властью, ему отлит памятник из бронзы по велению царицы, а другого, Салавата, она же в кандалах бросила в темницу. Но он обрел бессмертие в песнях.

В башкирской литературе трудно найти писателя, который бы не обратился к образу Салавата Юлаева. Рашит Нигмати, Баязит Бикбай, Ханиф Карим, Хаким Гиляжев, Гилемдар Рамазанов, Гайнан Амири, Абдулхак Игебаев – вот неполный список поэтов, написавших стихи, поэмы, драмы о Салавате Юлаеве. Национальному герою башкир свои произведения посвящали татарин Хасан Туфан, чуваш Яков Ухсай, казак Сырбай Мауленов, русские В. Шишков, П. Бажов, И. Эренбург, М. Львов,
А. Филиппов, В. Сидоров и многие другие.

Еще в 20 – е годы Фатхелькадыром Сулеймановым и Сагитом Мирасовым была написана первая пьеса о Салавате Юлаеве «Салават – батыр».

Роман Степана Злобина «Салават Юлаев» - один из лучших исторических романов в русской и башкирской литературе.

В годы работы в Уфе С. Злобин в архивах изучал историю, обычаи, обряды, фольклор башкирского народа.

Именно в это время он решил написать научный труд о башкирских восстаниях, о Салавате Юлаеве. Собрал очень большой архивный и фольклорный материал. Вначале он задумал писать поэму о Салавате, однако требовательный к себе Степан Злобин отказался от этой мысли. Ему хотелось рассказать о Салавате Юлаеве тысячам людей, и для этого он остановился на жанре романа. Писатель решил, что именно роман даст ему возможность наиболее полно раскрыть образ Салавата, рассказать об истории, нравах, обычаях башкирского народа.

Первый вариант романа «Салават Юлаев» был издан еще в 1929 году. Но Степан Злобин всю жизнь продолжал работать над ним.

Второй вариант, изданный в 1951 году, был дополнен главами, в которых рассказывается о противоречиях в самом обществе, раскрывается социальная обусловленность поступков героев. Так, в роман был введен образ башкирского феодала Бухаира, который выступает врагом не только башкирского, но и русского народов[2].

В 1953 году был издан третий вариант романа[3]. Если в первых двух вариантах основное внимание было уделено только Салавату Юлаеву, то в последнем – он рассматривается на широком фоне исторической действительности той эпохи.

В 1937 – 1938 годах пьесу о Салавате написал Баязит Бикбай. Позже им же было создано либретто оперы «Салават Юлаев», музыку к которой написал Загир Исмагилов.

В 1975 году трагедию о Салавате создал Мустай Карим. Эта пьеса - совершенно новое явление в нашей драматургии. Писатель дал своей пьесе подзаголовок «Семь сновидений сквозь явь». В ней постоянно перемежаются сон и действительность. Мустай Карим в своей пьесе поднял проблему ответственности человека перед народом. Салават постоянно размышляет: был ли он прав, подняв свой народ на борьбу против царизма, рабства. Его мучает совесть за пролитую кровь, за загубленные жизни. На вопрос Салавата: «Зачем же восстал, если не верил в победу?» - отец отвечает: «так совесть приказала!» Это означает, что совестливый человек не может не восставать против несправедливости, рабства, угнетения. Салават и народ побеждены, но не сломлены духом.

Музыкальная культура также обращается к образу национального героя.

После ареста и ссылки Салавата Юлаева в Рогервик башкирам запрещалось давать своим детям его имя, петь о нем песни. А певцов, кураистов, исполнявших песни о Салавате, наказывали. Но, несмотря на запреты властей, башкиры слагали песни и предания о своем герое. В них народ создал бессмертный образ народного батыра и певца – сэсэна.

Песни о Салавате весьма разнообразны как по содержанию, так и по мелодии. Р.Г. Игнатьев отмечал также, что сюжет песен не только в разных, но и в одной и той же местности излагается различно. Об этом свидетельствует бытование до сих пор многочисленных мелодий и их вариантов различного характера, без определенных закрепленных за ними текстов.

Песни о Салавате Юлаеве отличаются и в композиционном плане: песни повествовательного характера или песни – монологи народного батыра.

Большинство народных песен носит маршеобразный характер, им присущи торжественные, призывные интонации, пунктирный ритм.

Кроме народных песен образ национального героя воплощается и в профессиональной башкирской музыке. Выдающуюся роль в ее развитии и формировании ее национальных музыкальных традиций сыграл Загир Исмагилов.

В 1952 году республика готовилась торжественно отметить 200 – летие со дня рождения выдающегося сына башкирского народа, достойного сподвижника Емельяна Пугачева в Крестьянской войне 1773 – 1775 годов Салавата Юлаева. К этой дате были созданы многие поэтические и драматические  произведения: «Бессмертный Салават» Я. Кулмыя, «Двести лет над родными степями» Р. Нигмати, «Три села» Х. Гиляжева, «Каменный пояс» Е. Федотова, «Салават» Б. Бикбая. Последнее сочинение привлекло особое внимание Исмагилова. «Я рукоплескал этой книге, так как нашел в ней то, что волновало меня. Там были и мои мысли, и мои чувства», - вспоминает композитор. Окрыленный удачной находкой, он был уверен, что напишет оперу, о создании которой давно мечтал. Узнав о замысле композитора, Б. Бикбай согласился написать либретто (см. приложение, с. 27).

Над этим произведением композитор работал долго и упорно. Изучал эпоху Пугачевского восстания, собирал музыкальный материал, раздумывал о характерах своих будущих персонажей. В июне 1954 года новая опера «Салават Юлаев» была представлена на суд государственной экзаменационной комиссии. Она стала дипломной работой молодого композитора[4].

Нужно обратить внимание на характеристику главного героя. В арии Салавата выражены любовь к родной земле, трепетное отношение к ее горам, лесам, рекам. Салавату предстоит выбрать в жизни свой путь, он ответственен за судьбу многих конников, поэтому он сомневается и колеблется, и это состояние героя тонко передает музыка, которая чутко следует за всеми поворотами ее мысли (ария Салавата из 1 действия, 1 картины).

И совсем с другой стороны раскрывается Салават в куплетах. Здесь он поет о соколе, посаженном в клетку, а затем выпущенном на свободу (это образ Емельяна Пугачева), рисуется образ молодого егета, удалого батыра (куплеты Салавата из 4 действия).

Исмагилов с отличием закончил консерваторию и с оперой, посвященной легендарному герою башкирского народа, вернулся в Уфу.

Премьера оперы 15 апреля 1955 года стала крупным событием в музыкальной жизни республики. Это произведение открыло новый, зрелый этап в развитии башкирской музыки, а его успешный показ на Декаде башкирского искусства в Москве, на сцене Большого театра, в мае того же года, выдвинул Исмагилова в ряды видных советских композиторов.

Образ Салавата Юлаева является одним из центральных также в живописи и скульптуре Башкортостана. К этому образу еще в 30 – е годы обратился художник Лежнев Анатолий Петрович (1888 – 1956).

В конце 1920-х – 1930-х годах А. Лежнев создал цикл картин, посвященных национально – освободительной борьбе, положив тем самым начало развитию нового, исторического жанра в живописи Башкортостана. Размах этой борьбы, силу башкирского народа художник правдиво и убедительно показал в полотнах «Штурм Уфы пугачевцами» (1928), «Бой Салавата с авангардом Михельсона», «Казнь Чики Зарубина» (1930 – е годы). «Штурм Уфы пугачевцами» - картина построена на остро динамичных ритмах. Главный герой картины – народ, полная неудержимой устремленности толпа, плотной группой осаждающая неприятельскую крепость. Неотделим и от массы повстанцев и ее предводитель – могучий атаман Чика Зарубин. В этой слитности, массовости народного восстания, как это нередко встречалось в произведениях советских мастеров этого периода. Никто не выделен особо, но масштаб и сила крестьянского движения переданы в картине убедительно и ярко.

Но лучшим из этого ряда произведений считается мужественное и трагическое полотно «Поимка Салавата» (1930), где драматизм и сложность национальной истории показаны через судьбу одного героя, пытающегося уйти от преследующих его врагов. События, как известно, происходили недалеко от деревни Мендяшево Шайтан – Кудейской волости. Внешне негероичный образ Салавата полон здесь огромной внутренней силы, моральной стойкости и за этой силой незримо, но ясно видится несокрушимая стойкость и сила всего народа. Драматизм изображенного момента подчеркивает суровый и величественный горный пейзаж, написанный в белых, серебристо – черных тонах с множеством голубых, розовых отблесков. Своей напряженной тишиной он отвечает душевному состоянию героя. Центральную часть композиции со всех сторон замыкают поросшие лесом горы; пасмурное предвечернее небо, темные ели, мглистый воздух – все это словно насыщено морозной стужей.

Тема Салавата нашла отзвук и в творчестве талантливого художника и педагога, учителя многих ставших известными в последствии живописцев П.М. Лебедева. За время жизни в Башкортостане (с 1906 по1958 год с перерывами) он создал около 400 работ, объединенных общим названием «Сюита о Башкирии». Как жанрово – психологические  картины решены небольшие полотна «Салават в тюрьме» (1937), «В стане Салавата» (1938), в их живописном строе ясно ощутимы репинские интонации.

В военном 1941 году молодой тогда театральный художник
М.Н. Арсланов для украшения интерьера Башкирского театра оперы и балета выполнил крупное панно «Салават с конницей». В основу этого мужественного, наполненного строгой романтикой, произведения мастер положил своеобразное «вихревое» начало: как вихрь летела вперед конница Салавата, словно взвихривались в романтических контрастах яркие тона живописи.

Память народа о своем герое отразилась и в послевоенном творчестве художников Башкортостана. В 1955 году был написана картина Алексея Александровича Кузнецова «Допрос Салавата» - одна из лучших во всей башкирской живописи[5]. Сюжет произведения был подсказан художнику самой жизнью, памятью о том, что допросы Салавата проводились в Уфе, в Троицкой церкви, которая стояла на месте нынешнего Монумента Дружбы. Основу композиции составляет резкое противопоставление двух непримиримых сил. О работе над картиной Кузнецов рассказал в своих воспоминаниях. Он говорил о том, как понравился ему роман Степана Злобина «Салават Юлаев», с каким увлечением изучал он разнообразные материалы о Салавате и Пугачевском восстании, как ездил в Ленинград, сидел там взаперти в камере Петропавловской крепости, чтобы вжиться в свой замысел, ярче вообразить то, что было в реальной действительности.

Художник построил композицию своего полотна так, что фигура Салавата кажется словно приподнятой на невидимый пьедестал. И в лице, и в позе гордо выпрямившегося пленника видны независимость и бесстрашие, которые он сохранил после жестоких попыток. Когда, как известно, ему сломали руку, лишили глаза. В группе царских чиновников, ведущих допрос, наоборот, чувствуется смятение, нервозность. Каждое из действующих лиц картины индивидуально, своеобразно, запоминается неповторимым характером. Живопись полотна богата разнообразными оттенками белых, красных, голубых тонов, контрастирующих с темно – коричневым фоном. Благородство образа Салавата подчеркнуто мягким золотистым светом, выделяющим его лицо и фигуру из темноты окружающего пространства. Таким приемом художник выразил свое представление о красоте и гордости национального характера.

В 1959 году Кузнецов вновь обратился к теме Салавата, написав «Легенду о курае». По содержанию и цветовому решению эта картина совершенно другая – светлая, поэтичная. Художник рассказал в ней о юности героя, о красоте уральской природы, сформировавшей его характер. Цветущий весенний пейзаж, курай в руках юноши, яркие, свежие краски придают этому полотну музыкальный, песенный, несколько даже сказочный характер. Картина кажется проникнутой духом древних легенд.

Для образа героя в картине «Допрос Салавата» художнику позировал молодой живописец Амир Султанович Арсланов. В процессе работы у него родился собственный замысел произведения на эту тему. В результате в 1959 году им была написана парадная композиция «Салават Юлаев», где народный герой изображён на белом коне на фоне каменистого пейзажа. Суровый дух уральской природы удачно оттеняет здесь мужество, силу и бесстрашие героя, чертам лица которого художник придал сходство с лицом собственным.

Своеобразно еще одно произведение этой группы – картина «Изба Салавата» (1965) А. Э. Тюлькина. Объект внимания художника здесь – предметы, составляющие традиционное убранство башкирской избы: украшенный национальным орнаментом палас на полу, расписной деревянный сундук с высокой горкой разноцветных одеял и подушек, шитые полотенца, лук со щитом и стрелами в колчане на фоне досчатой стены. Во всем этом ощущается домашняя теплота и покой, тихий уют, в широкое восхищение натурой во всей ее живописной конкретности и тонко уловленный аромат эпохи. В то же время это не простое отражение человеческого быта, специфики национального житейского уклада – из множества различных ассоциаций и представлений здесь возникает образ той жизненной среды, которая естественно сформировала богатый душевный мир национального героя, свободолюбивого поэта и воина.

Много раз, начиная с 1945 года, обращалась к славному образу и скульптор Тамара Павловна Нечаева. Она воплощала его то в бронзе, то в гипсе, то в фарфоре и каждый раз раскрывала в нём всё новые и новые черты.

Именно Нечаева создала в 1952 году первый в республике бронзовый памятник – бюст Салавату, он установлен под открытым небом в его родных местах – Салаватском районе. Крупные черты лица, гордая посадка приподнятой головы, её чёткий, ясный силуэт – всё это создаёт впечатление весомости, монументальности, говорит о стойкости и твердости духа изображенного человека. Интересно, что национальные черты облика Салавата скульптору помогло передать характерное лицо артиста Арслана Мубарякова, над скульптурным портретом которого художница также работала в это время; сходство между двумя этими лицами угадывается легко.

Большой заслугой художницы в этой работе явилось то, что она сумела показать Салавата не только как несгибаемого защитника своей родины и народа, но и как вдохновенного поэта. Он предстает перед нами сильным, волевым и в то же время поэтически вдохновенным.

В 1989 году похожий памятник бюст из кованой меди был установлен в эстонском городе Палдиски – месте, где прошли долгие годы неволи Салавата. И здесь Нечаева выделила его образ не только силой и целеустремленностью, но и творческой одухотворенностью.

Совсем другим, радостным, светлым настроением проникнута хранящаяся в Художественном музее имени М.В. Нестерова небольшая статуэтка из расписного фарфора, изображающая молодого Салавата (1955 год). Крепкий, невысокий, курносый паренек, облаченный в красочный национальный наряд, закинув голову, подставив ветру юное лицо. Вглядывается в окружающий простор. Юноша словно впитывает в себя красоту вселенной, вслушивается в ее звуки, радуется солнцу, небу, родной земле, может быть, старается угадать свое будущее – об этом говорит легкая задумчивость в его взгляде. Работа художницы радует глаз мягкостью скульптурных объемов, плавной закругленностью линий, яркими голубыми и золотистыми красками декоративной росписи, украшающей белоснежный фарфор.

Декоративно и керамическое панно «Пугачев и Салават», созданной в 1969 году и также находящееся в музее имени Нестерова. Это красочная композиция на плоскости небольшой плиты, где главное значение придается силуэтам. Певучие, плавные изгибы фигуры Салавата, облаченной в светлые одежды, сопоставлены с более четкими линиями плотного по цвету силуэта Пугачева. Один воспринимается больше как поэт, другой – как бунтарь и воин, хотя были эти люди, как известно сподвижниками. Объединяет два разных образа светло – красный фон, напоминающий об отблесках народного восстания.

Событием в культурной жизни Башкортостана стало открытие в 1967 году в Уфе памятника Салавату Юлаеву, выполненного скульптором из Северной Осетии Сосланбеком Дафаевичем Тавасиевым, воспитанника Петербургской академии художеств. Замысел этой работы возник у него во время пребывания в Башкортостане в 1941 – 1946 годах. Двадцать последовавших за этим лет протекли в напряженной работе. В результате было создано произведение глубокое и сильное по своему воздействию, понятное и нужное народу Башкортостана, ставшее украшением нашей столицы.

Тавасиев выбрал для воплощения своего замысла самый трудный вид скульптуры – конный монумент. Салават представлен верхом на вздыбленном коне, властная рука всадника остановила и сдерживает его у самого края крутого речного обрыва. Конь весь еще в движении, оно ощущается особенно сильно, если мы встанем перед памятником. И от всего существа могучего скакуна словно исходит жар – так велика его неукротимая сила. Изображение всадника, его поза, уверенная. Крепкая посадка, жест руки с взметнувшейся вверх нагайкой олицетворяют волю и целеустремленность. Упрямый наклон головы, волевой подбородок, слегка сдвинутые брови раскрывают натуру порывистую и стремительную. Скульптор старался создать образ народного героя, неразрывно связанного со своим народом и его судьбой.

Органично вошел в общую композицию памятника и гранитный постамент, выполненный архитектором М.Г. Гайнутдиновым. Своими выступами и гранями он символизирует горные хребты Урала. Этот постамент помог художнику естественно вписать свое произведение в рельеф обрывистого берега реки Белой  в общий архитектурный облик Уфы. Ясный, величественный силуэт всадника на коне четко вырисовывается на фоне неба и уже издалека виден всем, кто подъезжает к нашей столице по железнодорожному или автомобильному мостам. Памятник парит над окружающим пространством – купами деревьев, холмами, зеленью лугов и перелесков, далеко расстилающимися по речным берегам. Он буквально захватывает своей жизненной правдой, мужественной и строгой красотой.

Монумент, созданный Тавасиевым. Прославляет нашу республику, силу и мужество ее народа, в символ которого он превратился.

Художник очень верно оценил значение Салавата для Башкортостана и в то же время создал произведение достойное того, чтобы им восхищались и другие нации.

Кроме всего прочего, в 1940 году режиссером Я. Протазановым был создан художественный фильм о боевых походах Салавата Юлаева, где роль Салавата исполнил Арслан Мубаряков.

Образ Салавата Юлаева будет образом вечным. К нему обратится еще не одно поколение поэтов, драматургов, композиторов, художников, скульпторов и режиссеров.

В Башкирии его именем названы район, город, улицы, культурно - просветительные учреждения. Открыт Музей Салавата Юлаева в селе Малояз и отдельный музей в селе Алькино Салаватского района республики Башкортостан. А в 1967 году учреждена премия имени Салавата Юлаева в области литературы, искусства и архитектуры (с 1992 года – Государственная премия Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева).

Салават Юлаев – это символ героизма, мудрости, духовной мощи, мужественности для башкирского народа, и для всей Республики Башкортостан.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

Цель нашей работы заключалась в первую очередь в том, чтобы собрать факты, связанные с личностью Салавата Юлаева. Мы постарались привлечь как можно больше литературных источников для более полного освещения данной проблемы.

Кроме того, по ходу исследования были приобретены некоторые качества, которые способствуют развитию личности ребенка:

1. Повысился интеллектуальный уровень.    

2. Были получены знания, как высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.

3. Обогатился духовный мир.

4. Приобретены умения держаться на публике.

5. Повысилась культура общения.

Принимая во внимание факты, составляющие работу, можно с уверенностью сказать, что Салавата Юлаева не зря возвели до ранга национального героя. Разве не вечными памятниками батыру являются образы, созданные и прославленные в литературе сначала А.С. Пушкиным, а затем Маминым – Сибиряком, В. Шишковым и другими, в кинофильме Протазанова «Салават Юлаев», в скульптуре Сосланбека Тавасиева, посвященной Салавату Юлаеву, в картинах художников, в операх и песнях композиторов? Образы, воплощавшие Салавата Юлаева в прошлом и воплощаемые сегодня в литературном слове, в камне, в красках, в мелодиях, в названиях городов, парков и улиц!

 

                                                 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Мой Урал. (Салават Юлаев)

Ай, Урал, ты, мой Урал,

Великан седой, Урал!

Головой под облака

Поднялся ты, мой Урал!

Моя песня о тебе,

О любви моей к тебе.

Вместе с полною луной

Золотом одет Урал,

Вместе с утренней зарей

Серебром блестит Урал.

По бокам твоим, Урал,

Встали темные леса,

А у ног твоих, Урал,

Степь – зеленая краса.

Белоснежные цветы

На лугах твоих растут.

И цветы, и соловьи

Честь Аллаху воздают.

Громко славит птиц напев

Первый ясный солнца луч,

А закатный солнца луч

Провожает, присмирев.

 Ай, Урал, ты, мой Урал,

Великан седой, Урал!

Все слова я растерял,

Как воспеть тебя, Урал?

Заиграй же мой курай,

Песню, чтоб вошла в сердца,

И Урал, и весь наш край

Прославляя без конца!

                       

Салават – батыр (Шайхзада Бабич)

Кто он, грозный Салават?

Чем он славен и богат?

Он – родной земли булат,

Он отвагою богат!

Ни во сне, ни наяву

Равных нет такому льву,

В небесах и на земле

Равных нет его стреле.

Наш Урал – его отец.

Он стремленье всех сердец,

На земле он свет земной,

В небе светится луной.

Он – отечества глаза,

Он – захватчиков гроза,

Саблей гору он свернет,

Криком озеро спугнет.

Салават, как наш Урал,

Никогда не умирал.

Кровь его – завет живым,

Мы ее не оскверним!

                           

Два всадника (Назар Наджми)

Два всадника – в порыве резком…

Одна дорога – две судьбы…

Один взлетел на берег невский,

Другой – поднялся на дыбы

Над Белой…

Властью облеченный

Один – с простертою рукой,

И на коне разгоряченном

У берега застыл другой…

Один – великою царицей

Отлит из бронзы навека.

Другого – в кандалах в темницу

Ее же бросила рука…

Один, вперед скача победно,

На поле гения воскрес,

Расправив крылья – Всадник Медный –

Под сенью северных небес.

Другой же – в безымянных песнях

Обрел бессмертья торжество,

Встав из глуби веков, воскреснув

В душе народа своего.

И вот сейчас он – всадник смелый

Землей любуется своей…

Вдаль взоры устремив – над Белой

Он взмыл – не выше ли царей?

Краткое содержание оперы

На кочевье старшины Юлая Азналина получен приказ послать отряд башкирских воинов во главе с Салаватом. Чтобы они помогли правительственным войскам бороться против восставших яицких казаков под руководством Емельяна Пугачева. Башкиры не хотят воевать, но под угрозами старшины Кулуя Балтасова вынуждены подчиниться. Прощаясь с Уралом, Салават клянется найти верный путь в жизни и во время ночного привала решает вести отряд к Пугачеву. Писарь Бухаир грозит конникам за это расправой.

Бухаир пробирается в осажденный Оренбург, где губернатор Рейнсдорф чинит зверскую расправу над всеми, кто сочувствует восставшим, и сообщает, что Салават увел свой отряд к Пугачеву. Разъяренный губернатор приказывает писарю войти в доверие к Салавату, убить его и вернуть башкир в Оренбург, за что обещает ему должность старшины.

В ставке Пугачева народ готовится к предстоящему бою. Пугачев размышляет о судьбе народа. Радостно встречают казаки башкирский отряд.

В доме Юлая жен Салавата Амина тоскует по своему мужу, от которого давно нет никаких вестей. Неожиданно в дом врывается Кулуй Балтасов со своими солдатам, которые избивают Юлая за «предательство» сына. Прозревший Юлай вместе с односельчанами решает присоединиться к Пугачеву. С ними увязался и Бухаир.

Войска Салавата штурмом овладевают Симским заводом, в чем им помогает отряд Юлая.

Бухаир наговаривает на Салавата и зовет его воинов покинуть отряд. Случайно подслушавшая этот разговор Амина спешит предупредить мужа, но Бухаир убивает ее. От воинов, задержанных при попытке к бегству, Салават узнает всю правду и казнит Бухаира.

Подходят войска Пугачева. Пугачев призывает весь народ идти вперед, на Казань, на Москву.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Аюпов М. Башкортостан – М.: Альфа, 1995. – 240 с.

2. Габитова М. Салават Юлаев – славный сын башкирского народа. // Учитель Башкортостана. – 1998. - №6. - с.54 – 55.

3. Евдищенко Г. Встреча в «Юрте Салавата». //Учитель Башкортостана. – 2002. - №2. – с. 57 – 59.

4. Злобин С. Салават.

5. Идельбаев М. Седло Салавата (перевод с башкирского языка Ф. Ахмадиева)// Ватандаш. – 2000. - №9. – с. 73 – 82.

6. Исламгулова Р. «Салават Юлаев» З. Г. Исмагилова: путеводитель по опере. Уфа: РИЦ Уфимского государственного института искусств, 2001. – 88 с., илл., нот.

7. Исмагилов З. Салават Юлаев: Опера в 4 – х действиях/Либр. Б. Бикбая; русск. текст М. Лаписовой: Клавир. – М.: Сов. композитор, 1986.

8. Кушнеровская Г. Изобразительное искусство Башкирской АССР. М.: Сов. художник, 1974 – 195 с.

9. Леман А. Загир Исмагилов // Музыка России: Вып. 1. – М.: Сов. композитор, 1976. – с. 122 – 132.

10. Мустай Карим (Каримов Мустафа Сафич) Слово о Салавате. // Наш Салават. Ред. Рахимкулов М. и Сафуанов С. Уфа, Башкнигоиздат, 1973. – с. 5 – 7.

11. Попова Л. (искусствовед) Образ Салавата Юлаева в изобразительном искусстве Башкортостана.// Ватандаш. – 2002. - №6. – с. 183 – 187.

12. Рахимкулов М. Воспевшие Салавата: Образ батыра в русской литературе (Художественно – краеведческие очерки). Уфа: Китап, 1994 – 160 с.

13. Сидоров В. О башкире – певце и бесстрашном бойце. Книга о Салавате Юлаеве. Издание 2 – е, дополненное. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1986. – 168 с.

14. Сидоров В. По следам Салавата: историко-краеведческие очерки. Уфа: 1988.

15. Сорокина В. (главный хранитель фондов музея заслуженный работник культуры РБ) Храм искусств в Уфе. //Республика Башкортостан. – 2000. - №1 (6). – с. 46 – 48.

16. Юлаев С. Стихотворения. Уфа: Китап, 2000. – 128 с.

17. Башкортостан: Краткая энциклопедия. – Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996. - 672 с., илл.

18. Культура Башкортостана. Учебник – хрестоматия для 7 класса. Ред. С. А. Галин – Уфа: Китап, 2002. – 216 с., илл.

19. Наш Салават. Ред. Рахимкулов М. и Сафуанов С. Уфа: 1982.

20. Родной Башкортостан. Учебное пособие для 5 класса – Изд. 1 – е. – Уфа: Башкирское издательство «Китап», 1993. – 288с.: ил., с. 181 – 186.

21. Салават Юлаев. Редактор Миняев Г. Уфа: Башкирское государственное издательство, 1952. - 40 с.


[1] В народной песне, прославляющей батыра, есть такие слова: «Бригадиром Салават стал в 22 своих годка».

[2] За это издание в 1952 году Степан Злобин был удостоен Государственной премии СССР.

[3] Этот факт еще раз доказывает, как требовательно относился писатель к своему роману о национальном герое башкирского народа.

[4] За оперу «Салават Юлаев» З. Исмагилову было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств России».

[5] На выставке в Москве в дни Декады башкирской литературы и искусства в 1955 году это произведение было отмечено как одно из лучших, а автор его был награжден орденом «Знак Почета».