Нравственный подвиг учителя

Вецкова Наталья Викторовна

Программа к конкурсу "Нравственный подвиг учителя"

Программа работы с детьми–инвалидами и детьми, имеющими  ограниченные  возможности  здоровья «Поддержим тех, кому тяжело»

в МАОУ СОШ №7 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_programma_2.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Наименование Программы.  

Программа работы с детьми–инвалидами и детьми, имеющими  ограниченные  возможности  здоровья «Поддержим тех, кому тяжело»

в МАОУ СОШ №7

Основание разработки Программы.

При разработке и реализации программы учитывались  следующие нормативно-правовые документы:

  1. Конвенция о правах ребенка и Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №  273 «Об образовании в Российской Федерации»
  3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011  N 163-р
  4. .Закон РФ «Об образовании» от 03.02.2014 N 11-ФЗ. Организация условий, способствующих оказанию позитивного влияния волонтеров на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
  5. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008).
  6. ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» с внесенными изменениями и дополнениями
  7. ФЗ от 24.06.1999 г. № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  
  8. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". 
  9. Краевая целевая программа  «Дети Кубани»   на 2014 - 2018 годы
  10. Устав школы МАОУ СОШ №7 ст. Полтавской

Разработчик Программы

Учитель :Вецкова Наталья Викторовна

Основные исполнители  Программы

Педагогический коллектив школы,  врач педиатр, медицинская сестра школы,  родители обучающихся (воспитанников),  волонтерский отряд школы  «Открытые сердца», представители управления социальной защиты населения МО Красноармейский район работающие в системе  профилактики и оказания помощи семьям, воспитывающих детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

- отдел семьи и детства МО Красноармейский район

- органы здравоохранения;

- отдел по делам молодежи;

- УО МО Красноармейский район;

- отдел спорта МО Красноармейский район;

- отдел культуры МО Красноармейский район;

Цели и задачи программы:

Цели:   Оказание помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья в преодолении социально-психологической изолированности, создание условий для их полноценной жизни в социальной среде. Содействие социокультурной адаптации детей с инвалидностью и детей  с ограниченными возможностями здоровья  через организацию обучающих и массовых мероприятий.

Задачи:

  1. Подготовка добровольцев волонтерского  движения «Мы - рядом!»  к систематической помощи детям-инвалидам, личностному общению, к формированию умений и навыков культурно-творческой деятельности детей данной категории.
  2. Выявлять детей с ограниченными возможностями здоровья, которым нужна помощь, изучать их проблемы, потребности, интересы;  помогать им и их семье в преодолении отчуждения,  социальной изоляции;  создавать благоприятную дружескую среду силами добровольцев.
  3. Формирование толерантного отношения в школе к детям – инвалидам,  детям с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Организация  участия детей данной категории, в летнем оздоровительного лагере на базе школы.
  5. Вовлечение ребят данной категории в досуговую деятельность.
  6. Организация психолого-педагогического просвещения среди педагогов и родителей по проблемам общения, развития и воспитания детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
  7. Организовать механизм взаимодействия школы с окружающим социумом через создание социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей-инвалидов и детей  с ОВЗ.
  8. Привлечение внимания общественности к проблемам семей с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В реализации программы участвуют:

  1. Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья                от 7-16 лет.
  2. Семьи, воспитывающие детей-инвалидов и детей с  ограниченными возможностями здоровья.
  3. Педагогический состав школы, педагоги дополнительного образования, участники  волонтерского движения «Мы - рядом!»,  попечительский Совет школы,  специалисты социальной сферы,  работающие с детьми-инвалидами, детьми  с ограниченными возможностями здоровья.

 Этапы реализации программы

         Программа рассчитана на три года обучения

Подготовительный этап  - 2013-2014учебный год

  • Анализ проблем в школе, микрорайоне, непосредственное планирование, согласование планов.
  • Написание программы.
  • Проведение педагогического совета
  • Создание  волонтерского движения «Открытое сердце». Набор           добровольцев.
  • Проведение тренингов и семинаров  для волонтеров. 
  • Входящая диагностика.
  • Знакомство с программой.

Практический этап – 2014г. - 2016г.

  • Реализация программы.
  • Координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией.

 Заключительный этап –  сентябрь  2016 год.

  • Психолого-социально-педагогический анализ  итогов работы.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

  • Накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Увеличение доли числа  детей – инвалидов,  детей с ограниченными возможностями здоровья  вовлечённых в досуговую деятельность в системе дополнительного образования.
  •  Преодоление барьера в общении детей- инвалидов, детей с ОВЗ и здоровых детей. Данная группа ребят раскроет свой творческий потенциал, всегда будет учиться чему-то новому, а также обретёт много единомышленников и друзей!
  • У родителей  появится повышение самооценки, уверенности, будет поставлена реальная цель в воспитательном процессе, учитывая особенности  своего ребенка
  • Осуществится психологическая коррекция проблем ребенка-инвалида или его родителей, гармонизируются отношения между ними.

Осуществление координации  за исполнением Программы

Администрация МАОУ СОШ №7

Оценка эффективности Программы

Последовательное осуществление системы программных мероприятий должно обеспечить создание комплексной  системы оказания  различной помощи  в школе детям – инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям.

Эффективность реализации Программы оценивается по тому насколько в школе созданы условия для самостоятельного творческого освоения детьми -инвалидам, детьми с ограниченными возможностями здоровья системы отношений с окружающими и самим с собой, а так же для совершения каждым ребёнком личностно – значимых жизненных выборов.

 

Действия по реализации цели и задач Программы

Подготовительный этап: 2013 – 2014 уч. г.

1. Нормативно-правовое обеспечение:                                                                                                          - изучение нормативных документов;                                                                                         - изучение позитивного опыта работы образовательных учреждений     Краснодарского края по данному вопросу;                                                                                   - разработка и  реализация перспективного плана мероприятий.  

 2.  Педагогическая поддержка:                                                                                                 - повышение профессиональной компетенции педагогов;

3. Проведение тренингов и семинаров  для волонтеров  направленных на постановку конкретных задач и поиск путей помощи детям-инвалидам, детям с ОВЗ.

Практический этап: 2014 – 2016  уч. г.

1. Реализация мероприятий школьной Программы с детьми – инвалидами и детьми, имеющими ограниченные  возможности  здоровья.

2. Организация и проведение школьных акций и школьных мероприятий с учащимися данной категории,  родителями.

3. Диагностика деятельности классных руководителей и учащихся по данной Программе.

4. Мониторинг программы и её корректировка.

Заключительный (обобщающий этап): 2016 уч. г.

1. Анализ работы по Программе.

2. Подведение итогов реализации программы.

3. Составление рекомендаций по работе в данном направлении, исходя из полученных данных.

4. Обобщение опыта работы по данной теме.

Форма подведения итогов

Промежуточные результаты 2014-2016г.г.

Ежегодный  отчёт работы по Программе на заседаниях различного уровня:  Попечительского Совета школы,  совещании  при директоре, ШМО классных руководителей. Педсовет, заседаниях волонтерского движения.

Подведение итогов - сентябрь 2016 г.

Школьный семинар по подведению итогов работы по данной Программе.

Дальнейшее развитие Программы

Программа  будет актуальна  и после её завершения. Соответственно она будет дополнена и модернизирована, будут включены новые приемы работы, но основа Программы останется без изменения.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

№п/п

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Профилактическая работа

 

1

Учёт информации о ребенке-инвалиде

В течение года

Администрация школы

2

Проведение просветительской работы среди общественности о формах оздоровления в различных сферах (медицинской, культурно-досуговой, образовательной)

В течение года

Психолог,  социальный педагог, специалисты соц. защиты, органы здравоохранения

Совершенствование нормативно-правовой базы

для обеспечения прав и защиты интересов детей-инвалидов

3.

Обеспечение выполнения государственных нормативно-правовых актов, определяющих права детей-инвалидов.

В течение года

Администрация школы,

специалисты соц. защиты

4.

Порядок получения непрерывного образования детей-инвалидов.     

Ежегодно

Администрация школы

5.

Жизнеустройство детей с ограниченными возможностями: дошкольное учреждение – школа - профессиональное образование – трудоустройство.    

В течение года

Администрация школы, классные руководители, специалисты ЦРБ, ЦЗН

6.

Проведение ежегодного анализа и учета детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на предмет их систематического обучения в школе.           

Сентябрь

Администрация школы, классные руководители,

специалисты ЦРБ

7.

Обеспечение психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса с детьми-инвалидами. 

В течение года

Педагог-психолог, Классные руководители

8.

Привлечение детей с ограниченными возможностями в различные детские объединения дополнительного образования, внеклассные мероприятия

В течение года

Социальный педагог, волонтерское движение

Мероприятия                                                                                                                         по реализации программы «Поддержи тех, кому тяжело»                                                  с детьми – инвалидами и детьми, имеющими  ограниченные  возможности  здоровья  на 2014 – 2016 г.г.

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Ответственные

1.

Индивидуальные консультации семейного психолога                     «Родитель +Ребенок»            Групповые  консультации  семейного психолога                    

По мере необходимости

Педагог-психолог

2.

Коллективные праздничные мероприятия:

 «Приглашаем на день рождения»

«Рождественские посиделки»

«Когда мои друзья со мной..»

«Все лучшее  - детям» праздник посвященный   «Дню защиты детей»

1 раз в квартал

январь

апрель

1 июня

Педагоги дополнительного образования, социальный педагог,                  участники движения                  «Мы - рядом!»  Родители воспитанников

3.

Занятия в кружках творческой направленности:

Танцевальный :элементы  танцевально-двигательной терапии, танец на колясках;   театральный                                 вокальный                                   декоративно-прикладной  ИЗО

В течение года

Педагоги дополнительного образования, участники движения                   «Мы - рядом!»  Родители воспитанников

4.

Экскурсии в места культурной и исторической значимости.

В течение года

участники движения                  «Мы - рядом!»  родители воспитанников,           соц. педагог

5.

Православные беседы   отца Симеона настоятеля Полтавского храма Рождества Пресвятой Богородицы для семей, воспитывающих детей-инвалидов

В течение года

Педагог ОПК

6.

Организация помощи   детям- инвалидам в передвижении  по населенному пункту, на мероприятиях, экскурсиях

регулярно

Социальный педагог,   участники движения                 «Мы - рядом!»

7.

Организация благотворительных     акций силами волонтеров:

“Подарок к школе

«Помоги другу»

«Подари любимую  игрушку»

«Вербочка  желаний»

«Они и мы рядом»   акция-концерт

В течение года

участники движения                     «Мы - рядом!»  

 попечительский Совет школы

специалисты социальной сферы

8.

Спортивно-оздоровительные мероприятия:

Дни здоровья;

*  «Веселые старты»

*  Соревнования по шашкам,   шахматам

*  Праздник «Папа, мама и я – спортивная семья»

  Посещение бассейна,                       конноспортивной школы

ежеквартально

в период летних каникул

участники движения                    «Мы - рядом!»  

учителя физической культуры

специалисты социальной сферы,

9.

Организация летнего отдыха учащихся детей-инвалидов. Посещение оздоровительной площадки на базе школы.

Июнь июль август

Администрация школы               специалисты социальной сферы,

10.

Конкурс творческих работ и детских рисунков, посвященный Дню матери

ноябрь

Педагог дополнительного образования

11.

Конкурс творческих работ                      «Мой  мир», посвященный Международному Дню инвалида

декабрь

Педагог дополнительного образования

12.

Выставка детских  рисунков, посвященная Международному Дню инвалидов  «Волшебная сила искусства»

декабрь

Педагог дополнительного образования

13.

Конкурс творческих работ   «Пасха в моей семье»                    

апрель

Педагог дополнительного образования                   Педагог ОПК

14.

«Мастерок» - выставка работ прикладного творчества, сделанных руками инвалидов

апрель

Педагог дополнительного образования, участники движения                   «Мы - рядом!»  

15.

«Перекресток Доброты» - концерт, посвященный Международному Дню инвалидов

декабрь

Педагог дополнительного образования,      участники движения «Мы - рядом!»  

16.

Конкурс детских творческих работ «Рождественская фантазия»

январь

Педагог дополнительного образования   Педагог ОПК

17.

Караоке-клуб «Голоса»- клуб выходного дня

1 раз в месяц

Учитель музыки

Пояснительная записка.

Постановка проблемы и необходимость разработки программных мероприятий.

          Я, моя семья,  мои друзья, одноклассники  с азартом смотрели выступления  спортсменов на  Олимпиаде и Паралимпиаде,  проходившую в Сочи в 2014гожду.

         Паралимпийцы меня вдохновляют на жизнь — стыдно киснуть, жаловаться, когда видишь, что творят люди без рук или без ног! Если эти люди так упираются и своим упорством достигают, казалось бы, невозможного, то нам,  здоровым, все испытания должны приниматься без страха и уныния.   Выступление спортсмена-колясочника Алексея Чувашева продемонстрировало чудеса силы и храбрости. Алексей с помощью одних только рук поднимается по канату на 15-метровую высоту и в очередной раз докажет, что невозможное – возможно!

Я решил узнать, как и чем  живут  дети-инвалиды  и дети с ограниченными возможностями здоровья  в моей станице. Из беседы с ними я понял одно - большинство детей-инвалидов считают себя ущербными, не такими как остальные. Да, возможно они правы. Но то, что он не такой как все не значит, что следует забиться в угол, сидеть в четырёх стенах. Надо стараться и продолжать делать успехи в любимом деле. Именно примером этих стараний являются паралимпийцы. И именно из-за того, что они не отчаялись, а пришли к успеху своим трудом, и есть один из поводов восхищаться людьми с ограниченными возможностями.
Обсудив с одноклассниками данную проблему,  я понял, что не многие осознают всю ту массу проблем, с которой приходится сталкиваться больным детям. Да, есть Фонды помощи детям- инвалидам, наверное,  они  гораздо глубже вникают в проблемы нуждающихся в помощи
 ребятишек,  но Фонды далеко, а Мы - рядом!  На очередном заседании Совета лидеров школьного самоуправления я с друзьями внес предложение  о создании  волонтерского движения помощи детям-инвалидам   «Мы - рядом!».  Именно добровольцы нашего движения должны сломать стену отчуждения детей-инвалидов от общества, сгладить социальное неравенство,  помочь ребятам полноценно жить, дружить, общаться, заниматься спортом, творчеством, радоваться жизни! Мы постараемся создать защитную и поддерживающую среду для детей-инвалидов и детей с ограниченной ответственностью обучающихся в нашей школе.

МО Красноармейский район

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7

Всероссийский   конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми

 « За нравственный подвиг учителя»

Разработчик программы:

 Учитель: Вецкова Наталья Викторовна

станица Полтавская

 2015год