Миссия учреждения культуры как основа стратегического планирования

Шнайдер Любовь Викторовна

Стратегическое планировани представляет собой набор действий  и решений, предпринятых руководством которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ ДО «Нижнесортымская ДШИ»

ДОКЛАД

«Миссия учреждения культуры как основа стратегического планирования»

        

Подготовила: преподаватель Л.В. Шнайдер

с.п. Нижнесортымский

2016 г.


Содержание

1.Введение

2.Основные понятия.

2.1. Понятие стратегического планирования.

2.2. Цели организации.

2.3.Миссия учреждения.

2.4.Значение миссии.

2.5. Выбор миссии.

3.Особенности стратегического планирования.

3.1. Виды стратегического планирования.

3.2. Выбор стратегии развития.

3.3. Методология стратегического планирования.

3.4. Методы стратегического планирования.

3.5. Реализация стратегического плана.

4. Пример стратегического планирования на базе Детской школы искусств (ДШИ) Сургутского района.

4.1. Актуальность проблемы.

4.2. Миссия, цель, базовые ценности ДШИ.

4.3. Стратегия перехода к новому состоянию ДШИ.

4.4. Ожидаемые результаты.

4. Заключение.


1. Введение

«Нет ничего более трудного, чем браться за новое,

ничего более рискованного, чем направлять,

или более неопределенного,

чем возглавлять создание нового порядка вещей…»

Кэррол Макиавелли «Государь»

 Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
 Это зависит от того, куда Вы хотите попасть,  ответил Чеширский Кот.

  Льюис Кэрролл «Приключение Алисы в стране чудес»

Динамичный процесс стратегического планирования является
тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции. Не
используя преимущества стратегического планирования, организации
в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели
или направления организации. Процесс
стратегического планирования обеспечивает основу для управления
членами организации.

Стратегическое планирование представляет собой набор
действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к
разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Согласно Питеру Лоранжу, процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим
в принятии управленческих решений. Его задача – обеспечить
нововведения и изменения в организации в достаточной степени.

Цель данной работы – освоение навыков стратегического планирования  для применения в практической деятельности.

2. Основные понятия

2.1. Понятие стратегического планирования.

Слово “стратегия” произошло от греческого strategos, “искусство генерала”. Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии учреждения и достижение его целей. Несколько основных тезисов, относящихся к стратегии, должны быть поняты и, что более важно, приняты высшим руководством. Прежде всего, стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными.

Планирование — процесс определения целей, стратегий, а также

мероприятий по их достижению за определенный период времени исходя из предположений о будущих вероятных условиях выполнения плана.

В понятие "планирование" входит определение целей и путей их
достижения.

Сам процесс планирования проходит в 4 этапа:
1. разработка общих целей;

2. определение конкретных, детализированных целей на заданный,
сравнительно короткий период времени;

3. определение задач и средств их решения;
4. контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления
плановых показателей с фактическими.

 Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится
определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому
надежность планирования зависит от точности фактических показателей
прошлого.

Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.

Стратегическое планирование – определяет цель движения организации. Подобный план является ориентиром, позволяющим планировать любые действия организации, а также определять соответствуют ли конкретные задачи стратегическим целям, и не являются ли они отклонением от той цели, к которой движется организация.

Стратегическое планирование – это аналитический процесс, в результате которого вырабатывается стратегические решения. Его целью является управление планами. Стратегическое планирование предполагает постановку вопросов, связанных с самим процессом определения целей:

  • Какие цели стоят перед объектом планирования?
  • В какой последовательности должны разрабатываться стратегические прогнозы, планы, программы?
  • При помощи каких методов следует решать проблемы стратегического планирования?
  • Каким образом можно достичь оптимизации стратегических оптимизации стратегических прогнозов, планов, программ.

2.2. Требования к стратегическому плану

 Несколько основных тезисов, относящихся к стратегии, должны быть поняты и, что более важно, приняты высшим руководством.

 Стратегический план придает предприятию определенность, индивидуальность, что позволяет ему привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для предприятия, которое направляет его сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги. Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность учреждения в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет о том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.

Стратегический план должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всего учреждения. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал учреждения и его нужды. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Поэтому необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции и т.п.

 Стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха, и организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд существенных благоприятных факторов для организации деятельности предприятия. Знание того, что организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Таким образом, планирование помогает создать единство общей цели внутри организации.


2.3. Цели организации

Первым и, может быть, самым существование решением при
планировании будет выбор целей организации. Вследствие своего
размера, испытывают необходимость в многоуровневых системах,
нуждаются также в нескольких широко сформулированных целях, также
как и в более частных целях, связанных с общими целями организации.
Основная общая цель организации - четко выраженная причина ее
существования - обозначается как ее миссия.
 Цели вырабатываются для
осуществления этой миссии.

Цель – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, на достижение которых направлена ее деятельность. Отличительными характеристиками целей является их конкретный характер, временная привязка, связанная с продолжительностью производственного цикла (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные цели).

В зависимости от отрасли, особенностей состояния среды, в которой функционирует данная организация, и ее миссии каждая организация формулирует цели в зависимости от набора параметров организации и количественной оценки этих параметров. Как правило, эти цели касаются четырех сфер:

- Доходы организации.

- Работа с клиентами.

- Потребности и благосостояние сотрудников.

- Социальная ответственность.

В крупных организациях общая цель дифференцируется по конкретным подразделениям, формируя так называемую иерархию целей. Иерархия целей должна отвечать следующим требованиям:

- цели более высокого уровня характеризуются более объемным спектром и более долгосрочным временным интервалом;

- сумма целей более низкого уровня должна равняться цели более высокого уровня.

Для того чтобы цели являлись основой развития организации, они должны включать в себя конкретные задания по темпу роста, который может быть более высоким, чем в среднем по отрасли, соответствующим среднему темпу по отрасли и, наконец, быть более низким, чем средний по отрасли.

Каждый из темпов имеет свои достоинства и недостатки. И выбор темпа обусловлен поставленными целями и наличными ресурсами.

Цели должны быть:

- достижимыми;

- гибкими, т.е. корректируемыми в соответствии с изменениями, которые могут произойти в окружении;

- измеримыми (должна быть возможность их оценить или количественно измерить, чтобы убедиться в достижении целей);

- конкретными (обладающими необходимыми характеристиками для того, чтобы можно было однозначно определить, в каком направлении должно осуществляться движение организации, цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки следует ее достичь и кто ее должен достигать);

- совместимыми, т.е. совместимость целей между собой, долгосрочные цели соответствуют миссии, краткосрочные цели – долгосрочным, иерархическая совместимость и т.п.;

- приемлемыми для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации, и в первую очередь, для тех, кому придется их достигать.

Формулированием системы целей завершается этап целеполагания и осуществляется переход к этапу определения возможностей достижения целей, иначе называемый анализом факторов внешней и внутренней среды.

Анализ факторов микросреды направлен на возможность прогнозирования действия всей их совокупности, на возможности в определенный срок достижения сформулированной цели.

Процесс планирования в компании начинается с определения исходных целей ее развития и деятельности, в основу разработки которых многие компании кладут цели-миссии. По сути дела цели-миссии, или главные стратегические цели, — это видение того, что из себя должна представлять компания или за что она должна бороться. В них должны быть отражены интересы всех групп влияния . Цели-миссии должны подчеркивать социальную значимость компании и служить средством консолидации и мотивации персонала компании. Интересы заинтересованных лиц и организаций (групп влияния) учитываются также при выработке исходных целей компании.

Исходные цели пропускают через тройной фильтр: доступные ресурсы, окружающая среда, а также внутренние возможности и результаты деятельности организации. Последние два фильтра по существу представляют собой ситуационный анализ. Результаты ситуационного анализа часто суммируются в разделе плана маркетинга под названием «СВОТ-анализ». В результаты ситуационного анализа также включаются предположения о будущих условиях деятельности организации, а, кроме того, прогнозные оценки ожидаемого спроса на потенциальных рынках на период действия плана маркетинга. На основе этих предположений и оценок в последующих разделах плана маркетинга устанавливаются цели маркетинговой деятельности, выбираются стратегии и разрабатываются программы маркетинга.


2.4. Миссия учреждения

«Мы её (миссию) очень долго формулировали. Мы её шлифуем до сих пор, потому что стали больше понимать, ситуация у нас начала меняться».

Валентин Зверев.Генеральный директор Шатурского мебельного комбината

Миссия  прежде всего послание (message) во вне, предназначение организации в глазах её клиентов  на долгую неопределённую перспективу.

Миссия – это главная особая цель организации как конкурентоспособной корпорации, представленная в наиболее общей (интегральной) форме, но при этом четко выражающая основную причину её существования.

Считается, что близкая к идеалу формулировка миссии должна включать следующие шесть моментов:

1  провозглашение ценностей и убеждений;

2  продукты, которые организация будет производить, или потребности, которые она собирается удовлетворять;

3  рынок, на котором организация позиционируется;

4  способы выхода на свой рынок;

5  ключевые технологии, которые будут использоваться;

6  стратегические принципы развития и/или финансирования.

При определении миссии необходимо учитывать интересы общества в целом, местного сообщества и партнеров, находящихся с нею в деловых отношениях.

Значение миссии достаточно многогранно. Она дает представление внешнему окружению о специфике данной организации, способствует объединению сотрудников, является основой для формулирования целей организации.

На современном этапе российские менеджеры сплошь и рядом считают, что миссия  как нечто глубоко осмысленное, хорошо сформулированное и известное всему персоналу – вещь не очень нужная.

Западные менеджеры, когда узнают, что у данной вполне успешной организации из России миссия отсутствует, смотрят на ее представителей, как правило, удивленно. Причем нередко это удивление особое: «Как такие малокультурные в области менеджмента люди могут заниматься бизнесом вообще и получать прибыль в частности?»

2.5. Значение миссии

 Значение соответствующей миссии, которая формально выражена
и эффективно представлена сотрудникам организации, невозможно
преувеличить. Выработанные на ее основе цели служат в качестве
критериев для всего последующего процесса принятия управленческих
решений. Если руководители не знают, какова основная цель их
организации, то у них не будет логической точки отчета для
выбора наилучшей альтернативы.

Формулировка миссии организации должна содержать
следующее:
1. Задача организации с точки зрения ее основных услуг или изделий, ее
основных рынков и основных технологий. Проще говоря, какой
деятельностью занимается организация?

2. Внешняя среда по отношению к организации, которая определяет рабочие
принципы фирмы.

3. Культура организации. Какого типа рабочий климат существует
внутри организации? Какого типа людей привлекает этот климат?


2.6. Выбор миссии некоммерческих организаций

Некоторые руководители некогда не заботятся о выборе и
формулировании миссии своей организации. Часто эта миссия кажется
для них очевидной.

Многие некоммерческие организации имеют так много различных
"клиентов", что им трудно представить подходящую формулировку цели.
Хорошие примеры могут дать учреждения федерального
правительства. Предполагается, что министерство торговли должно
способствовать торговле. Но, в дополнение к удовлетворению
потребностей американского предпринимательства, министерство
торговли должно также удовлетворять нужды конгресса, президента
и американской общественности. Аналогичным образом больница
должна обеспечивать своих пациентов, врачей, медицинских сестер,
технических работников и местное сообщество, в котором она
осуществляет свою деятельность. Несмотря на эти трудности,
некоммерческая организация должна сформулировать подходящую,
ориентированную на "клиента" миссию для себя самой.

3. Особенности стратегического планирования

3.1.Виды стратегического планирования

Существуют следующие виды стратегического планирования:

Долгосрочное (перспективное) планирование. Поскольку при разработке планов идут от будущего к настоящему, планы, рассчитанные на более короткий срок, становятся составной частью перспективных. Перспективные планы отражаются долгосрочные цели и генеральную стратегию действий. Разрабатываемые альтернативные стратегии, в план не включается, а отражаются в специальных программах, содержащихся в приложениях. Перспективные планы включают в себя показатели и предложения, которые отражаются в обобщенных, чаще всего финансовых, показателях. Перспективные планы разрабатываются на срок от 5 до 10 лет.

Среднесрочное планирование. В их основе лежит реальный спрос на продукцию организации, изменение ее характеристик в ближайшем будущем, перестройка технологии производства, финансовые ограничения, конъюнктура, риск потери партнера и др. Среднесрочные планы разрабатываются на срок от 1 до 5 лет.

Краткосрочное планирование. Такое планирование охватывает период в несколько недель или месяцев. Оно нацелено на регулирование текущего использования ресурсов и реализуется через составление календарных программ производства и контроля за ним, управления материальными запасами и полученными кредитами.

Оперативное планирование. В задачу оперативного планирования входит контроль за ежедневной загрузкой оборудования, последовательность операций, расстановка работников и др.

3.2. Выбор стратегии развития

На основе имеющейся базы стратегических данных, прогнозов и допущений, фирма приступает к выбору стратегических альтернатив своего развития.

Существует четыре вида альтернатив:

  •  Рост;
  •  Ограниченный рост;
  •  Сокращение;
  •  Сочетание трех предыдущих альтернатив в различных пропорциях.

Стратегия роста предполагает ежегодный рост основных показателей организации, ее чаще всего применяют предприятия в динамично развивающихся отраслях народного хозяйства, с быстро меняющимися технологиями, а также предприятия, стремящиеся к диверсификации (широкому проникновению в новые сферы деятельности). Бывает, что фирмы не выдерживают быстрый и краткосрочный рост, и разоряются, поэтому большинство фирм придерживаются стратегии ограниченного роста, расширяя свою деятельность с учетом реальных возможностей достигнутого уровня и внешних усилий. Это наименее рискованный способ действия.

Стратегическое сокращение выражается в том, что результаты работ фирмы в планируемом периоде предполагаются ниже, чем в предыдущем периоде. Данная стратегия применяется, когда речь идет о коренной перестройке организации. И если недальновидные руководители пытаются перестроить деятельность организации, сохраняя прежний рост, то результаты, как правило, отрицательные.

Сокращение осуществляется разными путями:

  •  полная ликвидация фирмы и создание на ее месте новой;
  •  избавление от лишних элементов;
  •  сужение масштабов фирмы, ее деятельности с одновременной переориентацией (данную стратегию избирают фирмы, если дела идут плохо или необходимо сокрыть доходы).

Сочетание трех типов стратегии практикуют фирмы, действующие одновременно в разных отраслях с весьма различными технологическими и экономическими условиями.

Успешная реализация стратегии требует надежных обратных связей и соответствующих инструментов. Один из инструментов, это тактика, когда формы и методы действий, ориентированы на достижение ближайших целей. Ее разрабатывают на уровне среднего звена руководства, и на короткий срок. Для достижения стратегических и тактических целей руководство фирмы разрабатывает текущую политику, которая включает в себя дискриминацию при поступлении на работу, увеличение прибыли за счет завышения цен, использование низких цен для вытеснения конкурентов и т.д.

Роль ориентира в организации целей и задач фирмы выполняют правила, которые предписывают строго регламентированные действия в определенных ситуациях, исключая свободу выбора. Правила, выполняемые в строгой последовательности, называются процедурами. Процедуры применяются в стандартных ситуациях, что позволяет экономить средства.

Таким образом, стратегия, тактика, прогнозы, правила, процедуры и

допущения представляют собой базу, на основе которой может осуществляться процесс планирования.

3.3. Методология стратегического планирования

Методология стратегического планирования опирается на четыре уровня знаний:

  • Общефилософский уровень – совокупность взглядов, знаний о явлениях окружающего мира (философия, культурология, математика; теория систем; теория организации; политология);
  • Общенаучный уровень – который дает понимание общих подходов, принципов, форм организации, систем (кибернетика; теория организации, теория систем и др.);
  • Конкретная методология наук – образует совокупные знания об управлении в социально-экономических системах (макроэкономика; право; социология; статистика, менеджмент и др.);

Методология, методика и технология стратегического планирования – наука о стратегическом планировании, которая наиболее приближена к практической деятельности, и призвана реализовывать достижения других наук.

Раскрывая методологию стратегического планирования, надо ответить на вопросы:

а) Что служит методологической базой?

б) Каковы общие методы стратегического планирования?

в) Какова системная модель организации и как ее интерпретировать?

г) Каковы принципы стратегического планирования?

Методологической базой стратегического планирования является системный и ситуационный подходы. Согласно системному подходу любую организацию следует рассматривать как систему, состоящую из определенных взаимосвязанных элементов, обеспечивающих ее жизнедеятельность, и элементов более крупной системы, функционирование и развитие которой определяется экономическими законами и закономерностями, характерными для данного типа систем.

Для каждой конкретной организации системы более высокого порядка выступают в виде определенной среды, состоящих из хозяйственных и правительственных органов управления; рынка, отечественных и зарубежных

конкурентов, средств информации и инфраструктуры.

Стратегическое планирование организациями основывается на следующих положениях:

Первое положение.

Организации являются сложными социально-экономическими системами, которые характеризуются рядом особенностей:

а) Организации создаются для достижения определенных целей;

б) Наличие определенных ресурсов и их преобразование в материальные

блага;

в) Соизмерение затрат на производство и использование товара с

результатами деятельности;

г) Сложность внутренней среды организации;

д) Многокритериальность задач управления;

е) Большая динамичность протекающих в системе процессов;

ж) Необходимость управления организацией, для чего создается специальный орган управления, имеющий определенную функцию и организационную структуру. Систему утвержденных норм контроля за их соблюдением.

Второе положение.

Организации являются открытыми системами, на которые воздействуют многочисленные факторы внешней среды. Поэтому эффективность организации, и ее стратегия, в значительной степени определяются ее адаптивными возможностями.

Третье положение.

Стратегии организаций во многом уникальны, следовательно, универсальных решений на все случаи жизни нет, отсутствуют и стандартные наборы правил, и порядок решения стратегических задач.

 Методология планирования базируется на следующих принципах:

  • Обоснованный и сознательный выбор целей и стратегии развития организации;
  •  Постоянный поиск новых форм и видов деятельности, для повышения
  • конкурентоспособности организации;
  • Обеспечение соответствия между организацией и внешней средой, управляющей и управляемой подсистемами и элементами организации;
  • Индивидуализация стратегии, где каждая организация имеет свои особенности, обусловленные сложившимся составом кадров, материально-технической базой, культурой и другими чертами, поэтому разработка стратегий должна производится с учетом этих особенностей;
  • Четкое организационное разделение задач стратегического планирования от задач оперативного планирования.

3.4. Методы стратегического планирования

Выделяют два основных метода планирования – балансовый и нормативный.

Балансовый метод – это совокупность приемов, способов выявления и обеспечения пропорций и связей через разработку взаимосвязанных балансов. Этот метод предназначен для увязки объема и структуры общественной потребности с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами и согласованием всех разделов и показателей плана как экономического, так и социального развития. Применение этого метода позволяет выявить и увязать натурально-вещественные и стоимостные пропорции в развитии экономики.

Разрабатываемые в процессе планированные балансы можно классифицировать по следующим признакам:

а) по признаку стадии планирования (прогнозные, плановые и отчетные

балансы)

б) по сроку действия (текущие, перспективные)

в) по признаку назначения (материальные, трудовые, финансовые)

Нормативный метод основан на определении и применении норм и нормативов. Нормы и нормативы для определенной совокупности показателей взаимосвязаны.

Норма – это научно обоснованная мера необходимых затрат ресурсов на изготовление единицы продукции заданного качества.

Норматив – это научное обоснованное соотношение в пропорциях, наиболее простое количественное выражение социально-экономических связей, которое охватывает две величины: расход материалов на единицу продукции и потребляемые продукции на душу населения. Все нормативы, применяемые в планировании должны быть прогрессивными и реальными, учитывать достижения НТП, организационно-технологические и социально-экономические ограничения конкретного периода.

Всю совокупность норм и нормативов можно разбить на группы:

а) нормы и нормативы, отражающие потребление услуг населением

б) экономические нормативы

в) нормы и нормативы, используемые в технико-экономических расчетах.

На нормах и нормативах основываются все технические, экономические и балансовые расчеты. Непременным условием прогрессивности норм является их пересмотр, в связи с меняющимися условиями производства.  Этот метод применяется при разработке всех планов социально- экономического развития. Поэтому перед разработкой плана, для каждого его раздела должна быть сформулирована своя нормативная база.

3.5. Реализация стратегического плана

Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда
оно реализуется. По этому вопросу Питер Друкер считает, что
пробным камнем для плана будет желание руководства предоставить
ресурсы для его выполнения. Светлые участки представляют добавления
к исходной модели. Обоснованные цели являются важнейшим
компонентом эффективного планирования, но они не обеспечивают
полностью адекватных ориентиров для принятия решения и поведения. Цель устанавливает, что организация хочет достичь и когда она
хочет получить желаемый результат. Метод достижения цели как
рассматривается только в общем смысле, а именно каким бизнесом
занимается организация. Такой подход дает огромную свободу
действий. Работники, ответственные за достижение целей, движимые
даже наилучшими намерениями, целей. Чтобы избежать подобной
дезориентации и неправильного толкования, руководство должно
разрабатывать дополнительные планы и конкретные указания по
обеспечению целей и наладить процесс реализации стратегического
плана.

Основной задачей этих директив является ориентация будущих
решений и поведения на реализацию альтернатив, которые, по
мнению руководства, является благоприятными для достижения общей
цели. Основная идея заключается в более тесной увязке действий, а
не в применении какой-то интеллектуальной смирительной рубашки.
Основными компонентами формального планирования будут тактика,
политика, процедуры и правила.


4. Пример стратегического планирования на базе Детской школы искусств (ДШИ) Сургутского района

В качестве практической части мне бы хотелось рассмотреть концепцию развития Детской школы искусств, в которой я работаю. Этот стратегический документ был разработан при моём участии в 2014г. Он рассчитан на 3 года.

Ключевым моментом в формировании концепции ДШИ являются противоречия и проблемы, выявленные в процессе анализа деятельности школы, социальной среды и запросов социума в соответствии с идеями обновления.

На замысел концепции оказали влияние следующие факторы:

  •  изменение образовательной парадигмы на современном этапе реформирования системы образования;
  •  анализ потенциальных ресурсов ДШИ для осуществления преобразований; – осмысление актуальных психолого-педагогических, социологических
  •  исследований, направлений философии образования и др.

4.1. Актуальность проблемы

Успешность адаптации личности в современных условиях определяется главным образом тем, в какой мере личность способна к адекватной оценке собственных возможностей и реальному самоизменению в соответствии с динамикой обстоятельств. Только человек, способный оценивать собственные действия, формулировать свои предпочтения, связывая их суждениями «хороший» или «плохой», а значит способный опираться на иерархию ценностей в процессе выбора возможных действий – только такой человек может определять самого себя».1

Жизнь свидетельствует о том, что наиболее успешны те личности, которые выполняют профессиональную деятельность, соответствующую их природным задаткам, склонностям, направленности мотивов, ту деятельность, в которой они могут добиться успеха, признания своих достоинств, осознания собственной значимости и компетентности.

Дополнительное образование, используя продуктивное обучение и включение детей в разнообразную творческую деятельность на основе увлеченности и интереса, может способствовать приобретению воспитанниками практического опыта продуктивной деятельности, выбору образовательной программы, соответствующей их индивидуальным особенностям и склонностям, их личностному, социальному, культурному и профессиональному самоопределению.

В соответствии с этим, проанализировав внутреннюю и внешнюю среду ДШИ, осознавая необходимость системных преобразований и учитывая стремление коллектива к достижению максимально возможных результатов жизнедеятельности, разработана модель ДШИ (среда успеха для самоопределения и самосовершенствования личности).

Идея самоопределения нашла свое отражение в трудах психологов (А.С. Белкин, Г.К. Селевко, Л.С. Выготский, Л.И. Божович). Самоопределение предполагает избирательное отношение личности к воздействию окружающих, которое она принимает или отвергает в зависимости от своих нравственных ценностей. Это не просто установка на то, чтобы быть не «как все», проявлять независимость там, где сталкиваешься с разумными требованиями. Это активная жизненная позиция, которая берет свое начало в ценностных ориентациях личности, выражающих сознательное отношение человека к социальной действительности и определяющих мотивацию его поведения. «Самоопределение - сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях».

Идея самоопределения исходит из того, что всякий ребенок - есть индивидуальность, и в этом смысле каждый ребенок талантлив. Нужно просто правильно поставить его в ситуацию поиска. «Задача не в том, чтобы последовательно прошагать по ступеням одной и той же для всех людей лестницы, а в том, чтобы счастливо, без зазоров, попасть в свою судьбу – единственную. Такому подходу к образованию соответствует педагогическая идея самоопределения».3

Самый первый шаг к самоопределению, к развитию творческой мысли – это способность сделать выбор. И здесь очень важным оказывается состояние социокультурной ситуации, атмосферы поиска, умное руководство и умная помощь.

Исследования подтверждают, что если индивид получает положительные эмоции от действительности, он увеличивает свои усилия. Позитивные подкрепления, акцентирования достижений в сочетании с гуманным подходом создают личности обстановку успеха, радости и удовлетворение от деятельности, обеспечивают внимание, интерес, возникновение нравственно-волевой мотивации самоутверждении. Исходя из данных предпосылок определена тема исследования на 2010-2015гг.

Тема исследования «Среда успеха, как фактор самоопределения личности».

 Под средой успеха понимаемается совокупность материальных, общественных и духовных условий жизнедеятельности личности в результате продуманной стратегии и тактики, при которых наиболее вероятно возникновение положительных эмоций, чувств собственной значимости и компетентности, мотивации на успех и достижение успеха.

Объект исследования – процесс самоопределения личности.

Предмет исследования – механизм воздействия среды успеха на процесс самоопределения личности.

Цель исследования: выявление, обоснование, разработка и экспериментальная проверка влияния среды успеха на процесс самоопределения личности.

На основе анализа философских, психолого-педагогических, методических отечественных и зарубежных источников, обобщения опыта работы учреждений дополнительного образования в соответствии с целью и предметом исследования выдвинута гипотеза: если создать среду, в которой индивид может достичь результатов деятельности, соразмерных или превосходящих его ожидания и ожидания окружающих, то эта среда станет фактором развития духовного мира личности, движущей силой ее самоопределения и творческой самореализации в системе общественных отношений. Среда успеха будет содействовать повышению уровня самооценки, формированию устойчивых чувств удовлетворения своей деятельностью, предупреждать отрицательные тенденции в поведении и нравственном развитии детей, и, в конечном счете – ориентировать и ребенка, и педагога на идею самоопределения, осознание и реализацию собственного предназначения.

Но вопрос детерминированности процесса самоопределения личности средой успеха не исследовался в современной психолого-педагогической науке (или нам такая информация не доступна). Да и понятие «среда успеха» не встречается в научной литературе. В это понятие вложено свое видение по аналогии с речевыми высказываниями «атмосфера успеха», «творческая среда» и научными трактовками «среды», «фактора», «успеха» и т.д. В процессе работы и само понятие, и его содержание может трансформироваться (при сохранении вложенного смысла).

Но сама по себе ориентация на успех не гарантирует формирование нравственной личности. «Только в сочетании с гуманной направленностью остальных ориентиров, ориентация на успех может восприниматься, как некое конструктивное преобразование действительности». Поэтому проблему успеха-неуспеха мы рассматриваем во взаимосвязи с гуманной концепцией К. Роджерса, концепцией возвышения потребностей по А.Маслоу.

Задачи исследования:

1. Выявить уровень разработанности проблемы самоопределения личности в условиях среды успеха в психолого-педагогической теории и практике;

2. Изучить состояние, определить компоненты и условия развития среды ДШИ;

3. Выявить слагаемые «среды успеха» для участников образовательного процесса (родителей, педагогов, воспитанников), и раскрыть структуру их взаимозависимости;

4. Определить механизм отбора и обосновать новое содержание, формы и методы образовательного процесса на основе анализа образовательной среды ДШИ и изучения теоретического и практического материала;

5. Выявить закономерность самоопределения личности в условиях «среды успеха»;

6. Разработать технологию самоопределения личности в условиях «среды успеха»;

7. Осуществить в работе инновационный подход к организации самоопределения личности в условиях социокультурной среды успеха ДШИ;

8. Разработать программу развития ДШИ, комплекс образовательных программ и учебных планов по теме исследования;

9. Системная апробация новой модели ДШИ.

Самоопределение и творческая самореализация личности будут происходить более эффективно, если:

  •  управление процессом самоопределения личности будет происходить на рефлексивно-деятельностной основе;
  •  обеспечивается преемственность в организации самоопределения личности на всех этапах ее деятельности;
  •  сформирована готовность педагогов дополнительного образования к созданию среды успеха, как фактора самоопределения личности;
  •  предоставлен личности веер возможностей для осуществления осознанного выбора;
  •  реализуются инновационные подходы и технологии в организации образовательной деятельности.

Программа развития ДШИ, построенная по логике системных изменений в соответствии с целями и задачами эксперимента, в свою очередь, обоснует необходимость развития ДШИ, как учреждения дополнительного образования, выявит актуальные проблемы и перспективы роста.

4.2. Миссия, цель, базовые ценности ДШИ

ДШИ создана для удовлетворения потребностей детей в дополнительном образовании в соответствии с их возможностями, интересами и склонностями.

Миссия ДШИ – оказание педагогической поддержки воспитанникам в осмыслении, проектировании и реализации их жизненной стратегии, ориентированной на успешную деятельность в контексте современной среды.

В соответствии с миссией, Детская школа искусств самоопределяется к личностной философии образования. Развитие ребенка в ДШИ предполагается через создание целостной активной среды естественного проживания, обеспечивающей эффективный личностный рост. При этом личность рассматривается нами как субъект среды и как субъект собственной деятельности.

Базовыми ценностями ДШИ являются:

1. Ребенок, его индивидуальность, интересы, потребности и возможности.

2. Семья, как основа формирования и развития личности ребенка.

    3. Культура взаимоотношений между людьми, как одна из важнейших составляющих здорового общества.

4. Педагог, как личность, являющаяся основным носителем образовательной культуры.

5. Коллектив единомышленников, как основное условие существования и развития учреждения дополнительного образования.

6. Любовь к ребенку, как социальная ответственность.

Сущность подхода к личности ребенка заключается в признании его уникальности и неповторимости, уважении достоинства, принятии его личностных целей и интересов; в отношении к нему, как к гражданину общества, имеющему право на осуществление своих предпочтений, право самому делать выбор и нести за него ответственность.

Ведущие принципы деятельности ДШИ:

1. Возможность свободного выбора. Право каждого на свободу выбора и свободное самоопределение.

    2. Добровольность посещаемости воспитанниками занятий.

3. Возможность посещения занятий в нескольких отделениях и перехода с одного отделения на другое.

4. Доступность образовательных услуг для детей с разным уровнем подготовки и из разных социальных слоев.

5. Сотворчество детей и взрослых в интересующем их виде деятельности. Отношения творческого соучастия в направлении успеха и реализации общей цели.

   6. Индивидуальный подход к ребенку.

7. Системный подход к постановке и решению задач образования, воспитания и развития.

Эти концептуальные положения служат критерием движения к цели:

Цель: Обновление ДШИ, как системы условий, позволяющих личности стать субъектом собственного развития; как среды успеха для самоопределения и самосовершенствования участников образовательного процесса.

Создавая условия для успешной деятельности, необходимо придерживаться позиции формирования у субъектов образовательного процесса ориентации на успех за счет признания и осознания личностной и общественной значимости достижений (ориентация на достижение, как педагогический принцип). Выбираются такие методы, которые позволяют обеспечить рост личностных достижений (ориентация на достижение, как педагогический метод).

Используя принципы Дальтон-педагогики: свобода, самостоятельность и сотрудничество (три «С»), программа предусматривает решение задач по самоопределению согласно трем основным сферам человеческой жизни: дело, дом, досуг (три «Д»).

Три принципа создания условий для самоопределения личности.

Свобода выбора

Самостоятельность

Сотрудничество

                      ЗАДАЧИ

Развитие индивидуальности и удовлетворение разнообразных интересов детей на основе свободного, широкого и осознанного выбора. Поддержка стремления детей попробовать себя в разной деятельности.

Организация успешного опыта творческой деятельности при использовании развивающей среды ДШИ. Удовлетворение интересов в деятельности по развитию творческих способностей.

Овладение способами работы с другими воспитанниками, умение видеть их интересы и возможности, координировать совместную работу.

девиз

Выбирай сам.

Планируй, выполняй свою работу сам.

Научись считаться с другими!

4.3. Ожидаемые результаты

Для ДШИ:

- создание образовательной технологии самоопределения в условиях среды успеха4

- совершенствование педагогического процесса, достижение образовательных целей.

Для педагогов ДШИ:

- овладение методикой диагностирования детского коллектива на всех уровнях;

- повышение мастерства и компетентности педагогов;

- овладение методами и приемами, способствующими творческому развитию и самореализации личности;

- умение проводить экспертизу целесообразности введения различных педагогических инноваций в систему своей работы.

Для учащихся:

- повышение уровня воспитанности, самостоятельности, творческой активности.

Для родителей:

- уверенность в успешном настоящем и будущем своего ребенка.

Для общества:

- предупреждение роста асоциальных явлений в связи с вовлеченностью детей в трудовую, художественную, социально-педагогическую деятельность;

- обеспечение непрерывного образования подрастающего поколения.


5. Заключение

Общий стратегический план следует рассматривать как
программу, которая направляет деятельность фирмы в течение
продолжительного периода времени, давая себе отчет в том, что
конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная
обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.

Некоторые организаций, как индивиды, могут достичь определенного уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование.
Более того, стратегическое планирование само по себе не гарантирует
успеха. Так же как автомобиль с великолепной конструкцией
двигателя не сможет двигаться, если он заправлен бензином
низкого качество, так и организация, создающая стратегические
планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации,
мотивации и контроле. Тем не менее, формальное планирование может
создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов
для организации. Современный темп изменения и увеличения знаний
является настолько большим, что стратегическое планирование
представляется единственным способом формального прогнозирования
будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему
руководству средство создания плана на длительный срок.

Стратегическое планирование дает также основу для принятия решения.
Знание того, чего организация хочет достичь, помогает уточнить
наиболее подходящие пути действий. Формальное планирование
способствует снижению риска при принятии решения. Принимая
обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство
снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или
недостоверной информации о возможностях организации или о внешней
ситуации. Планирование, поскольку оно служит для формулирования
установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри
организации.


Библиография

  1. Ермаков В.П. Менеджмент для студентов ВУЗов. / Ростов-на-Дону «Феникс». 2007.
  2. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания. Пер. с англ. / М.: Финпресс, 2000. — 272 с.
  3. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Конспект лекций. / Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1995.
  4. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования: Учебное пособие. / М.: Финпресс, 1998. — 192 с.
  5. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. Пер. с англ. / СПб.: Питер, 2000. — 336 с.
  6. Попов С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4. / М.: Инфра-М, 2000. — 304 с.
  7. Стратегическое управление: практика принятия системных решений: Учебное пособие. Е.И. Велесько, А.А. Быков, З. Дражек. / Минск: Тэхналогiя, 1997. — 199 с.
  8. Томпсон А., Стрикленд А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегий. Пер. с англ. / М.: Банки и биржи, 1998. — 576 с.
  9. Кабушкин Н.И. “Основы менеджмента”; - “Финансы, учет, аудит” Экономпресс.  1997г.
  10. Мескон. “Основы менеджмента”.
  11. Наумов А. “Менеджмент”/ 1998г.
  12. Попов В.М. “Сборник бизнес-планов”; - “Финансы и статистика”/ М. 1998г.
  13. п/р Радугина “Основы менеджмента”/ Москва 1997г.
  14. Стратегическое планирование в организациях./ М. 1994. Деньги и кредит №9, 1996.
  15. Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия: учебное пособие./СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1993.
  16.  Гусев Ю.В. Стратегия развития предприятий./ СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.
  17.  Ансофф И. Стратегическое управление./М.: Экономика,1989.
  18.  Кинг У., Клилавед Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика./ М., 1988.
  19. Карлофф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы./ М., 1991.
  20. Парканский А., Дубинин С. и др. США: государство и рынок./  М., 1991.

21. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 Т. т.З.-М., 1983, Т.4-М.,

     1984, т1-М„ 1983.

22. Программы развития образовательных учреждений г. Сургута / Сургут 1999.