История жанра эквилибристика

Лукьянов Станислав Георгиевич

Термин эквилибристика произошел от латинского Aequilibris, что означает находящийся в равновесии. По количеству разновидностей и степени их сложности эквилибристика представлена в цирке весьма разнообразно. Она хорошо сочетается с элементами других жанров, и это обстоятельство издавна широко используется при создании номеров

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_zhanra_ekvilibristika.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное автономное учреждение

дополнительного образования

«Дворец детей и юношества»

История жанра

эквилибристика

Подготовил: педагог доп. образования

Лукьянов С.Г.

г. Райчихинск - 2015


         Основной задачей формирования подрастающего поколения в нашей стране является воспитание нового человека, сочетающего в себе духовное богатство, нравственные идеалы и физическое совершенство. Эти качества, определяющие гармоничное развитие личности, приобретают особое значение для тех, кто решил посвятить себя трудной и благородной профессии артиста цирка.

Показывая лучшие духовные и физические качества человека, его неограниченные возможности, цирковое искусство утверждает прекрасное, утверждает величие человека.

Высокий уровень развития сложного и красивого жанра эквилибристики в современном цирке требует от исполнителей отлично развитого чувства равновесия, отточенной техники выполнения труднейших упражнений, пластической выразительности и большой артистической культуры.

Немало достижений в этом жанре, еще недавно доступных лишь выдающимся мастерам, сегодня демонстрируется многими артистами. В цирке появились трюки, которые еще несколько лет назад казались невыполнимыми; повысился коэффициент сложности, изменилась техника выполнения трудных элементов, а следовательно, претерпела некоторые изменения и методика обучения.


ЧТО ТАКОЕ ЭКВИЛИБРИСТИКА

Термин эквилибристика произошел от латинского Aequilibris, что означает находящийся в равновесии. Aequus — равный, libra — вес.
        

По количеству разновидностей и степени их сложности эквилибристика представлена в цирке весьма разнообразно. Она хорошо сочетается с элементами других жанров, и это обстоятельство издавна широко используется при создании номеров.

Эквилибристика подразделяется на следующие виды:

- ручная;

- на катушке;

- на шаре;

- на вольностоящих лестницах;

- на проволоке;

- на канате;

- на велосипедах.


ИСТОКИ ЖАНРА


        Искусство эквилибристики известно очень давно. Как и многие другие жанры цирка, оно возникло из трудовых навыков древних народов, праздничных игрищ, спортивных состязаний.

         Бродячие артисты прошлых веков показывали в своих выступлениях упражнения, основанные на сохранении равновесия. Они балансировали на бутылках, на ножках стула, ходили и танцевали на канате, балансировали длинный шест с мальчиком на вершине. Ни одно народное празднество или ярмарочное увеселение не обходилось без выступления балансеров. Но особенно широкое распространение получили выступления канатоходцев.
Изображения эквилибристов на камнях, дошедшие до наших дней со времен первобытного Китая, свидетельствуют о глубокой древности этой профессии. Китайские ремесленники, занимавшиеся плетением джутовых канатов, проверяя прочность своих изделий и стремясь вытянуть его, натягивали канат между деревьев, вставали на него, держась за палку, прохаживались, иной раз по нескольку человек. Постепенно вырабатывалась уверенность, развивалось чувство равновесия. Отдельные ловкачи научились стоять не держась, а там стали и ходить по канату. Можно предположить, что среди них завязывались соревнования: кто дольше простоит, кто дальше пройдет по канату не держась.

         В дальнейшем навыки балансирования на канате совершенствовались, превращались в ремесло.

          Среди многих упражнений на канате популярны были и танцы. Китайские канатоходцы танцевали с мечами, выполняя ими различные движения, имитирующие воинские действия.

           Выступления канатоходцев были известны и в Древнем Риме. В отличие от китайских древнеримские канатоходцы танцевали на котурнах — род сандалий на высокой подошве, увеличивающей рост.
Искусство канатоходцев было издавна широко распространено и у народов Средней Азии и Кавказа.

         Игры на канате восхищали своей ловкостью, изобретательностью и незаурядным мастерством.         Знаменитый канатоходец Блонден  (французский артист Эмиль Гравеле, выступавший под псевдонимом Блонден, прославился переходом через Ниагарский водопад по канату в 1859)  в своих воспоминаниях так-же упоминает о «древнефранкском, совершенно устаревшем «косом канате». Японские эквилибристы, поднимаясь по наклонному канату, ставили ноги так, что канат проходил между двумя пальцами, которыми они обхватывали его с обеих сторон.

         Первые сведения о канатоходцах в России относятся к 1605 году. Канатоходцы показывали свое искусство во время увеселений, организованных при дворе Дмитрия Самозванца, а также при коронации Анны Иоанновны. О выступлении канатоходцев извещают афиши крепостного цирка С. С. Апраксина. В XVI столетии крепостные крестьяне, из которых состояли труппы крепостных цирков, отпущенные на оброк, зарабатывали деньги различными ремеслами, а также выступлениями, в том числе и на канате. В середине XVII века при дворе царя Алексея Михайловича значился канатоходец Иван Семенов Ладыгин.
Нет сомнения, что древнее народное искусство канатоходцев оказало прямое влияние на развитие этой области в цирке.

         Известный русский канатоходец Федор Молодцов, прославившийся во второй половине XIX века, выступал в давней традиции.
Он ходил по канату в мешке с завязанными глазами, плясал трепака, стоя играл на балалайке, стрелял из ружья в цель; двигаясь по канату, балансировал на голове зажженную лампу, а затем и кипящий самовар.  

         Из трудового процесса возникла и эквилибристика на вольностоящих лестницах. Издавна сборщики фруктов пользовались деревянной лесенкой для снятия плодов с деревьев. Приставив лесенку к стволу, они поднимались на ее вершину, а чтобы удобнее было стоять, переносили одну ногу через последнюю перекладину, зажимали ее меж колен и в этом положении ухитрялись не только стоять, но и переходить с ней к другому дереву, придерживаясь за ветви. Постепенно развивалось чувство равновесия, и уже можно было стоять на лесенке не держась за ветви, регулируя ее устойчивость и передвижение усилиями ног.

         Широко распространенный цирковой снаряд — перш ( от франц. perche, англ. perch —шест, жердь. Цирковой снаряд, балансируемый вертикальном положении),  был известен в отдаленные века в Японии, Китае, Индии, на Ближнем Востоке. Там он изготовлялся из бамбука, природная гибкость которого использовалась для создания зрелищного эффекта: под тяжестью находящегося на вершине артиста перш пружинил, гнулся.
        В России упражнения с першом показывали скоморохи. В Киеве на фресках Софийского собора, относящихся к XI веку, в скоморошьем действе участвует и першист. В своих выступлениях древние балансеры использовали также и лестницу.

Почти все построения на эквилибристических снарядах и реквизите начинаются или завершаются стойкой на руках. Упражнения с деревянными кубиками, сейчас широко распространенные, впервые показали алжирские артисты Абаши и Мацус в XIX веке. Стоя на руках на двух пирамидах из нескольких кубиков, поставленных друг на друга, эквилибрист переносил туловище с одной руки на другую, поочередно откидывая в сторону по кубику. И поныне деревянные кубики являются неотъемлемым аксессуаром не только подобных номеров, но и применяются в индивидуальной тренировке эквилибриста-стоечника.

Но не все разновидности жанра имеют древнее происхождение. Эквилибристика на штейн-трапе могла появиться лишь после того, как в конце первой половины прошлого столетия цирк обогатился гимнастической трапецией, перенесенной на манеж из спорта.

Много позже других разновидностей эквилибристики появилась езда на велосипедах, ибо сам велосипед существует около двух веков. В 1800—1801 годах изобретатель-самоучка уральский крепостной Ефим Артамонов сделал двухколесный велосипед-самокат. Соорудив железную раму, умелец приладил к ней два колеса, расположив их друг за другом, и, нажимая на педали, приводил свою машину в движение. Попутно заметим, что в Европе велосипед с шатунами на заднем колесе, передвигавшийся за счет вращения педалей ногами, появился только в 1836 году

В России фигурная езда на велосипедах возникла во второй половине XIX века. Развитие спорта в 900-х годах вызвало увеличение количества спортивных площадок, циклодромов. Широкое распространение получили гонки и фигурная езда на велосипедах. Спортивные достижения нередко стали демонстрировать в цирке. Некоторые спортсмены впоследствии становились цирковыми артистами. Вначале выполнялись несложные элементы фигурной езды, а затем и игры — «Футбол на велосипедах», «Поло на велосипедах», «Баскетбол на велосипедах».

Зародившиеся в глубине веков отдельные трудовые навыки постепенно принимали характер спортивных упражнений, видоизменялись, совершенствовались. Но прошло не одно поколение, пока эти разрозненные действия приняли определенные зрелищные формы и, обретя выразительные средства и отличительные признаки, переросли в искусство.