Гастрольно-концертная жизнь юга Дальнего Востока России, Харбина и Шанхая перовой половины ХХ в.

Лукьянов Станислав Георгиевич

Гастрольно- концертная жизнь Дальнего Востока в период 1904 – 1917 гг. в силу сложившихся исторических условий имела свои особенности от происходивших событий. В период русско-японской войны 1904 – 1905 гг. гастроли были единичными. В те годы в крае проходили концерты певицы Н.А. Диан и чтеца А.Е. Акацатова, а так же выступали итальянские оперные труппы братьев Гонсалес, оперная труппа Барского,  драматическая труппа Мамонта Дальского. Семейные цирковые коллективы: Амександровы – Серж, Братья Виникины, семья Бондаренко, семья Боровских. Знаменитый гимнаст и дрессировщик Белинг. Состояние войны и признаки надвигающейся социальной бури сказались на общем уровне всей культурной жизни региона. Её упадок отмечала пресса тех лет: «Отсутствие каких бы то ни было развлечений», "спектакли местных трупп с художественной точки зрения ниже критики", «скукатища смертная». (Дальний Восток. 1904 18 марта).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gastrolno-kontsertnaya_zhizn_yuga_dv_harbina_20_v.doc90.26 КБ

Предварительный просмотр:

Гастрольно-концертная жизнь юга Дальнего Востока России, Харбина и Шанхая перовой половины ХХ в.

Автор:  Лукьянов Станислав Георгиевич

             Педагог дополнительного образования МОАУ ДО «Дворец детей и юношества»  

Гастрольно- концертная жизнь Дальнего Востока в период 1904 – 1917 гг. в силу сложившихся исторических условий имела свои особенности от происходивших событий. В период русско-японской войны 1904 – 1905 гг. гастроли были единичными. В те годы в крае проходили концерты певицы Н.А. Диан и чтеца А.Е. Акацатова, а так же выступали итальянские оперные труппы братьев Гонсалес, оперная труппа Барского,  драматическая труппа Мамонта Дальского. Семейные цирковые коллективы: Амександровы – Серж, Братья Виникины, семья Бондаренко, семья Боровских. Знаменитый гимнаст и дрессировщик Белинг. Состояние войны и признаки надвигающейся социальной бури сказались на общем уровне всей культурной жизни региона. Её упадок отмечала пресса тех лет: «Отсутствие каких бы то ни было развлечений», "спектакли местных трупп с художественной точки зрения ниже критики", «скукатища смертная». (Дальний Восток. 1904 18 марта).

Очень медленно росло число гастролей в годы первой русской революции. В 1906 году в крае гастролировали: флейтист Ключкин, драматический актер Мариус Петипа, пианист Левкасси – Либерман, фарсовая труппа А.Л. Роберга, артист Лидин – Дубровский, русские хоры под управлением Д.Е. Тёмкина и Хайхерта. Цирковые труппы Джорданса и Сержа.

В 1907 году гастрольная афиша включала выступления певцов императорской оперы М.А. Михайловой и А.М. Лабинского, пианиста М.О. Ослана, певицы М.И. Долиной, исполнителя цыганских романсов Н.Т. Северского, драматических актеров братьев Адельгейм и В.И. Варинова, скрипача К. Думчева, баритона императорских театров Вл. И. Лосева, разнохарактерного танцовщика Марковского, труппы Санкт -Петербургской оперы Г. Морского. Гастролировал – «Первый курляндский цирк», труппа «Семья Бондаренко», «Американский летучий цирк» А.А. Риналдо.

Подъем в развитии гастрольно-концертной жизни, наблюдавшийся в 1908-1913годы, отражал иное состояние общества: ощущавшего душевный комфорт в условиях мира и  улучшение  социально-экономических условий жизни дальневосточников. Стабилизация политической жизни, промышленное и сельскохозяйственное развитие, укрепление тран-спортной системы, строительство Транссибирской  магистрали, расширение культурного строительства и активизация культурной жизни стимулировали развитие гастрольно-концертной практики в эти годы.

Первая мировая война изменила психологию людей, привычный образ жизни. Война отодвинула проблемы культуры на второй план, затормозила развитие гастрольно-концертной практики. Дальний Восток жил тревогами всей страны. Однако, находясь вдали от боевых действий, регион значительно слабее испытывал их влияние. В 1916 году ситуация в культурной жизни Дальнего Востока вернулась к довоенной. Война имела затяжной характер и перераспределила поток гастролёров, предпочитавших двигаться на Восток. Политическая  и социальная стабильность, установившаяся в дальневосточном регионе, опять стала привлекать гастролирующих артистов. В 1916 году количество гастролей возросло. Периодичность выступлений не зависела от времени года. Понятие театрального сезона не применимо к гастрольно-концертной практике Дальнего Востока данного периода, так как в эти годы ещё не была создана организация, регулирующая приезд гастролирующих артистов, и они приезжали в течение всего года. Освоенное гастрольное пространство заполнялось всё новыми артистами. Многие из тех, кто однажды приезжал в дальневосточный регион, возвращались сюда с новыми концертными программами. Неоднократно приезжал известный тенор, солист императорских театров А.В. Смирнов, оперный певец А.М. Лабинский, великий драматический актёр П. Орленев, сын знаменитого балетмейстера, драматический актёр М. Петипа, известная исполнительница цыганских романсов М.Инсарова, Макленбурский струнный квартет, хоровая капелла М.Д. Агренёвой – Славянской, драматическая актриса Н. Гондатти и многие другие. Неоднократно гастролировала в регионе цирковая труппа Ф..Я. Изако, в которой работал известный, в то время,  прыгун И.Е. Сосин, Яков Каргаполов блестящий цирковой наездник, исполняющий номер «Парфорс». Труппа циркового предпринимателя А.Н. Мартини со своим знаменитым аттракционом «Воздушный полёт». В 1917 г. артисты, работавшие в цирке Ф.Я. Изако, гастролировавшие в этот год, в Иркутске, объединились в кооператив. Это первый в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке кооператив артистов цирка. Изако Ф.Я. продает свой цирк в Иркутске, и объединившись с труппой циркового  предпринимателя А.Н. Мартини, уезжает в Харбин.

На церемонии вручения профессору Цицикарского университета Ли Яньлину ордена Дружбы, президент России В. Путин сказал: «После 1917 г. многие наши соотечественники волею судеб оказались в Китае, найдя на долгие годы там свой второй дом. К сожалению, широкой общественности пока мало известно о многогранном и интересном периоде жизни российской эмиграции. Я хочу искренне поблагодарить профессора за всё, что он сделал до сих пор, за его преданность тому делу, которому он служит на протяжении всей жизни».

Отмеченные российским лидером заслуги китайского профессора перед Россией действительно неоценимы: Ли Яньлин тридцать семь лет собирал литературные труды представителей русской эмиграции в Харбине. В начале XXI в. Он выпустил десятитомник этих произведений.

Российские историки обратились к теме дальневосточной эмиграции несколько позднее китайских коллег – в 90-е годы. За прошедшее время и теми, и другими опубликовано немало научных трудов, но, насколько нам известно, театрально –концертная, цирковая деятельность русских в Харбине и Шанхае практически не изучалась.

Харбин, находящийся в Северо-Восточном Китае, был основан русскими в 1898 г. в связи со строительством Восточной Китайской железной дороги, которое закончилось в 1903 г. Вскоре после своего основания город стал важным железнодорожным и торговым узлом, значительная часть населения которого состояла из русских поселенцев. В Харбине образовалось русское городское управление, возникли православные приходы, торговые предприятия, средние и высшие учебные заведения, другие учреждения культурного характера.

С 1903 г. в Харбин начали выезжать гастролёры- театральные и эстрадные артисты, артисты цирка. Для которых такая поездка была неплохим способом заработка. Известно, что в этот же год возил по КВЖД свою полулюбительскую драматическую труппу один из первых забайкальских режиссеров В. Кургаев. Предприниматель Игнат Карлович Боровикс имел в Харбине свой цирк, при котором работал «Зоологический сад» (зверинец), а также имелся конный завод, продававший рысистых и скаковых лошадей, при конном заводе работала база отдыха «Заимка Заполье» .

В 1911 – 1914 гг. известные цирки Джорданса и Сержа, Ф.Я. Изака, А.Н. Мартини, по несколько раз в сезоне посещали Харбин: видимо, цирковых там уже было достаточно. Далее сценическая жизнь «русского Китая» пережила спад, поскольку с началом первой мировой войны КВДЖ стала возить не артистов, а солдат и грузы для фронта.

С началом великого русского исхода в 1919 г. Харбин стал одним из центров российского рассеяния. И хотя в основном здесь осела далеко не самая богатая часть русской эмиграции, однако, и в небольшом тогда китайском городке, где русское население в начале 20 –х годов прошлого столетия количественно превосходило китайское, работали русские театры, кинематографы, цирки, выходили русскоязычные газеты, а рестораны и клубы зазывали посетителей, обещая «кабарэтные» концертные номера.

Культурная жизнь города концентрировалась в основном вокруг Железнодорожного собрания (здесь в основном выступали «классики», ставилась опера, и играл Харбинский симфонический оркестр), кинотеатров «Гигант», «Модерн» и «Капитал» (где шли самые новые фильмы), Коммерческого собрания (здесь играли драматические труппы) и цирка И.К. Боровикса (где работала его труппа и он сам со своей женой, великолепной танцовщицей и жонглером).

На сцене самого крупного из кинотеатров – «Модерн» - также шли различные спектакли, водевили, дивертисменты, демонстрировались цирковые номера и программы в целом.

На сцене «Модерна» работал, в конце 20-х годов всенародный шут, знаменитый клоун-прыгун Виталий Лазаренко, в 1935 г . пел знаменитый Шаляпин. Федор Иванович, к тому времени уехал из РСФСР и больше не вернулся на Родину.

Приезжали в город с концертами певица Медея Фигнер, звезда эстрады А. Вертинский, приехал однажды ещё малоизвестный в СССР С Лемешев. В Харбине же юный воспитанник местного Политехнического института и сын одного из преподавателей Олег Лундстрем организовал свой, впоследствии знаменитый, джаз-оркестр. Но лучшим джазом Харбина считался «Джаз-оркестр Модерн» под руководством А. Бужинского. В 1939 г. его сменил джазовый оркестр «Фантазия», который мог играть ещё и классику, танго, вальс. Помимо исполнения джазовых композиций оркестр сопровождал шедшие в казино «Фантазия» ревю балеты, сольные выступления балерин, выступления цирковых артистов.

Самым крупным любительским объединением было Общество изучения русского старинного искусства (ОИРСИ). С 1938 года им руководило Правление КВЖД, средства для его содержания выделялись из прибыли железной дороги. Репетиции и концерты шли на сцене Железнодорожного клуба. Среди коллективов были оркестры балалаечников и гармонистов, хор. Помимо музыкальных программ успехом пользовались опера М. Глинки «Жизнь за царя», П. Чайковского «Черевички», «Евгений Онегин». Кроме того, был поставлен балет «Лебединое озеро», устраивались детские цирковые представления  - пантомимы: «Робинзон Крузо», «Дети капитана Гранта», «Хижина дяди Тома».

Несмотря на привлекательные стороны харбинского существования, для многих русских жизнь была нелегкой. Трудно было найти хорошо оплачиваемую работу; большие проблемы принёс глобальный экономический кризис 30 –х годов.

Виталий Лазаренко рассказывал, что встретил в Харбине Якова Каргаполова замечательного артиста, обладающего режиссерским талантом, исполняющего сложнейшие трюки в номере «парфорс», такие как прыжки через искусственные препятствия вроде «туннеля», представляющего собой легкую трубу, довольно длинную, иногда до трёх метров, которую держат несколько ассистентов, стоящих на тумбах. Лошадь бежит почти карьером, а наездник, поровнявшись с "туннелем", проскакивает сквозь него и вновь оказывается на плошади. Это вершина конного цирка, которой достиг Яков Каргаполов, а в Харбине, он жил хуже некуда, существовал на гроши, продавая по улицам в разноску газеты: обтрепанный, заросший щетиной - жалко было глядеть. Загубленный талант. Пакалечился в цирке и, выброшен на улицу. "Надолго ли хватит ему тех денег, которыми я ссудил его?" - сокрушенно качал головой Виталий Ефимович. Тогда из-за тяжелого материального положения и жестокости японских окупационных властей многие русские харбинцы стали перебираться в Шанхай.

Шанхай находился в числе десяти крупнейших международных портов и был городом контрастов. С одной стороны, он выделялся большыми, красивыми деловыми зданиями, особняками, многоквартирными домами, ресторанами, фешенебельными гостиницами и клубами. С другой, в городе было много нищих, существовала своя мафия, процветала преступность. В этой обстановке русская эмигранская колония Шанхая проявила поразительную жизнеспособность в начинаниях культурного характера. В городе издавалось несколько русских ежедневных газет, работал местный театр оперетты, театр драмы, балет, цирк. Как и в Харбине, в Шанхае существовало несколько русских литературных кружков, библиотеки, книжные магазины.

В Шанхае жил популярный эстрадный певец и композитор А. Вертинский, впоследствии вернувшийся в СССР. В Шанхае была довольно известная балетная труппа, в составе которой долгие годы блистала балерина Н. Кожевникова. После смерти С. Дягилева в 1929 г. его труппа распалась; одна часть обосновалась впоследствии в Шанхае и стала называться "Русь". Руководителем труппы был бывший дирижёр Императорского Мариинского театра Ал. Слуцкий. Ставились такие балеты, как "Шехерезада", "Раймонда", "Лебединое озеро". Работала и оперная труппа, в которой, кстати сказать, пели, танцевали, играли в оркестре многие вокалисты, артисты балета и музыканты, до этого работавшие в Свердловской опере.

В 1936 г. в Шанхай приехал О. Лундстрем со своим молодым джазовым коллективом. Частично распавшаяся из Харбина в Шанхай перебрасывается цирковая труппа  А.Н. Мартини и Ф.Я. Изако, которая в последствии, в полном составе выехала в Австралию со своими антрепренерами и была там очень популярна.

Российские эмигранты сыграли значительную роль в деле развития музыкальных контактов Китая и России. Эмигрант А.А. Авшалумов, приехав в Китай в 1918 г. собирал в Циндао, Тяньцзине, Шанхае китайские народные песни и занимался музыкальным творчеством. В 1945 г. в Шанхае была поставлена его опера "Мэн Цзян", написанная с использованием китайских мелодий.

В первую половину ХХ в. городам на КВЖД пришлось пережить немало исторических событий: русско-японскую войну, гражданскую войну в России, японскую оккупацию с 1932 до

1945 гг. окончательный и полный переход власти в руки китайских коммунистов. После  окончания войны с Японией русская эмиграция начала покидать Китай. Часть репатриировалась в СССР, другая эмигрировала в Австралию, кто-то добрался до Парижа и Нью-Йорка. Но все они с добрым чувством вспоминали страну, давшую им приют в тяжелое время.

        В 1956 году с триумфальным успехом прошли гастроли коллектива цирковых артистов в Китае. Четыре с половиной месяца наши артисты работали в Пекине, Тяньцзине и Шанхае. Представления проходили в больших спортивных залах (стационарных цирков, больших "Шапито", ещё не было). Наших артистов принимали бурными овациями, пресса публиковала восторженные отзывы. Именно, в эти гастроли нашими артистами был совершён акт доброй воли, в развитии российского и китайского зрелищного искусства ХХ века, как бы воздавая должное стране, ставшей второй родиной изгнанникам из России. Они согласились помочь 32 китайским коллегам освоить цирковые жанры. За четыре месяца, безвозмездной работы, было создано 14 номеров.

        Воздушная гимнастка Р. Немчинская - подготовила номер "Воздушных гимнастов на трапеции", В. Сербина - танцы на проволоке, В. Херц - силового жонглёра, А. Геллер - акробатов эксцентриков, братья Меренковы - акробатический номер на шаре, наездники Рогальские - комическую сценку на лошади, В. Ольховикова - номер с дрессированными собачками, братья Запашные - акробатический номер, И. Чижевский - акробатов на батуте (батут сплел сам), Иван Рубан - зоономер дрессированные львы и тигры, Б. Вяткин - подготовил 3 клоунов поставил им 30 реприз и 5 клоунад. По окончанию гастролей состоялось выступление учеников. Прошло оно с большим успехом, шанхайские газеты, высоко оценили работу. Газета "Синьвеньжибао" озаглавила рецензию "У хороших учителей - хорошие ученики". Через год ученики наших артистов стали выставлять свои номера на Международные конкурсы циркового искусства, а один из учеников Б. Вяткина Чень Ю-ань получил золотую медаль.

        Сегодня пришло время рассказать о том, какой пример взаимополезного сотрудничества подаёт нам эта страница нашей истории. И ещё раз вспомнить о наших соотечественниках, сохранивших и развивавших российское искусство во всех уголках Земли, куда бы их не забрасывала судьба.

        

        ЛИТЕРАТУРА

1. Встречи с цирковым прошлым - М., Искусство, 1990

2. Жарков А.Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология (ч.1).-М., МГУКИ, 2003

3. История Амурской области. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - Благовещенск, БГПУ, 2005

4. История культуры Дальнего Востока России: дооктябрьский период. - Владивосток, 1992

5. Кузнецов Е. Цирк - происхождение, развитие, перспективы.-М., Академия, 1931

6. Лукьянов С.Г. Nona finito. - Благовещенск, Визави, 2007

7. Маленькая энциклопедия "Цирк", изд. 2, Советская энциклопедия, 1979

8. Петровская Н. Театр и зритель провинциальной России. - Л., Искусство, 1979

9. Стрюченко И.Г. Русский Дальний Восток 1861 - 1971 годов - XV научная конференция. Владивосток, 1985

10. Хисамутдинов А.А. Владивосток. Этюды к истории старого города. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1992