Методическая разработка на тему: "Пасхальные традиции как средство формирование нравственных качеств подростков (на примере России, Великобритании и Германии)"

Екатерина Дмитриевна Трофимова

Данные методические разрабротки можно использовать  не только для работы с юными журналистами, но и в качестве внеклассного меропряития в образовательных организациях. Итогом работы занятия стали подготовленные полосы газет, а затем - сверстанный номер нашего издания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_trofimova_e.d.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

"Пасхальные традиции как средство формирование нравственных качеств подростков

(на примере России, Великобритании и Германии)"

Педагог дополнительного образования: Трофимова Екатерина Дмитриевна

Центр детского творчества № 6, объединение "Пресс-центр "Норд-Вест"

Время продолжительности занятия: 45 минут

Возраст учащихся: 14-16 лет

Задачи урока: 

Обучающие: 1) познакомить учащихся с понятием

"спецвыпуск"

2) развить умения составить информационное сообщение

3) формировать умения работать с концепцией издания

Развивающие: 1) развить логическое мышление, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свою новость

2) развить способности к самостоятельному труду

3) развить познавательного интереса

Воспитательные: 1) развить способности работать в группе, достигать согласия, приходить к единому мнению

2) воспитать интерес к познанию мира, используя межпредметные связи.

Оформление: на доске - иллюстрации, изображающие пасхальные традиции в Германии, Великобритании и России.

Материал: Листы формата А4, фломастеры, карандаши, вырезки из Интернета о Пасхе

Основные этапы урока: 

  1. Организационный – 2 мин.
  2. Проверка домашнего задания – 3 мин.
  3. Сообщение новых знаний – 20
  4. Викторина – 5 мин.
  5. Практическая работа – 10 мин.
  6. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания – 5 мин.

Вид занятия: беседа с использованием проектно-исследовательской деятельности

Основные формы работы на уроке: индивидуальная, работа в группах, коллективная.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие, представление, определение настроения учащихся, сообщение цели и задач урока. Тема занятия "Пасхальные традиции как средство формирование нравственных качеств подростков (на примере России, Великобритании и Германии)". Ознакомление ребят с планом работы на уроке.

II. Проверка домашнего задания

Педагог

Учащиеся

Начнем мы с традиционной проверки домашнего задания. Что было задано на дом?

С материалами чуть позже, а лексическое значение слов давайте проверим сейчас. Итак, кто хочет поделиться найденной информацией. (учитель выбирает кого-то из ребят, остальные добавляют, если отличаются значения).

Значения слов:

Традиция - Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.

Пасха - весенний праздник в память воскресения Христа.

Нравственность - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Мораль - Правила нравственности, а также сама нравственность.

Пост - Воздержание от скоромной пищи по предписанию церкви, а также период такого воздержания.

Спасибо, что поделились своими знаниями.  Эти слова нам сегодня пригодятся на занятии.

На дом было задано найти лексическое значение слов и подобрать две новости об этом.

Ученики рассказывают, какие слова были заданы и предлагают свои варианты. Слова: традиция, Пасха, нравственность, мораль, Пост.

III. Сообщение новых знаний 

Педагог

Учащиеся

Сегодня мы поговорим о пасхальных традициях не только в нашей стране, но и на примере Германии и Великобритании.  

Может, кто-то из вас знает что-либо об этом?

Хорошо. а о германии что-нибудь известно?

Давайте тогда вместе с вами сегодня и разберемся в особенностях празднования христианского праздника в трех странах: Германии, Великобритании и России. Для этого я попрошу вас начертить табличку из трех столбцов. Подпишите каждый столбик: Россия, Германия, Великобритания.

 

В Великобритании яйца приносит пасхальный кролик, дети его очень любят и ждут.

Принято дарить шоколадные яйца.

Кажется, там тоже есть кролик...

Записывают в таблицу необходимое.

Таблица "Особенности празднования Пасхи в России, германии и Великобритании"

Россия

Германия

Великобритания

Пасхальный обед

Пасха – это день обильного угощения. После Великого Поста на стол в этот день выставляются самые разные и вкусные блюда. И среди них первое место занимают ритуальные кушанья. И, прежде всего, это пасхи, куличи и крашеные яйца.

Основным блюдом пасхального стола считается запеченная рыба, а к десерту преподносится печенье самых разнообразных форм. На любом столе в этот праздник обязательным атрибутом является букетик нарциссов, так как немцы такие цветы еще предпочитают называть «пасхальными колокольчиками». Таким образом, в Германии, нарцисс – главный символ Пасхи.
Гостей же необходимо угощать шоколадным печеньем и чаем. 

Для пасхального обеда традиции рекомендуют: 
Обычно угощают мясными медово-чесночными фрикадельками, запеченной копченой ветчиной, весенним салатом, сосисками или беконом, глазированными яблоком, картофелем в розмариново-чесночном масле. В Англии на Пасху собирается вся семья, готовят воскресный обед: запекают барашка со множеством овощей (который,по идее,должен быть кроликом), пекут пасхальный торт (simnel cake), красят яйца.

Забавы, игры

Дети ходят по домам и произносят фразу: "Христос Воскрес!". Им отвечают: Воистину Воскрес!

 И угощают сладостями и яйцами.Игра - поиск шоколадных яиц, спрятанных Пасхальным кроликом.

Особенности

Накануне Пасхи во всех храмах проходят всенощные бдения и крестный ход вокруг церкви. К этому времени уже во всех домах испекли традиционную праздничную выпечку – куличи, которые символизируют собой тело Христа, и выкрасили яйца. И прямо с утра, верующие отправляются по домам с угощением, даря другу крашеные яйца, приговаривая при этом: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!». Этот обычай приветствия-поздравления, сопровождаемый обниманиями и поцелуями, получил название «христосование». Праздник христианской Пасхи продолжается семь дней и называется Святой неделей или Седьмицей.

В Страстную пятницу большинство немцев предпочитают, есть рыбу. В Германии перед наступлением Пасхи, а именно в пятницу, субботу никто не работает. В вечер субботы устраиваются большие пасхальные костры, как символ окончания зимы и сожжение всех неприятных чувств. Утро в пасхальное воскресенье у немцев начинается с завтрака в семейном кругу. Накануне вечером родители прячут корзинки со сладостями, маленькими подарочками и пасхальными яйцами. Взрослые и дети ждут Пасху с одинаковым нетерпением, ведь это означает четыре выходных дня подряд – начиная со Страстной пятницы и вплоть до пасхального понедельника (Дня Святого Духа). Многие используют эти дни для семейных прогулок или поездок, тем более, что у школьников в это время каникулы.

В Ланкашире, Чешире, Стаффордшире, Уорвикшире, а возможно и в других графствах, в старину существовал смешной обычай переносить друг друга на руках. В Пасхальный Понедельник мужчины носили женщин, а в Пасхальный Вторник женщины — мужчин. Двое крепких мужчин или женщин скрещивали между собой кисти рук таким образом, что получалось своеобразное «сидение» для третьего. Таким манером удавалось «проехать» несколько ярдов по улице!

В некоторых местах существует традиция играть на Пасху в футбол, где вместо мяча используется маленькая деревянный бочонок, наполненный элем. Эль выпивается, когда заканчивается игра.

Одна из типичных пасхальных традиций сохранилась в Рэдли близ Оксфорда. Прихожане берутся за руки и «обнимают» свой храм — образуют вокруг него живой круг.

IV. "Викторина"

Педагог

Учащиеся

Я думаю, что дома вы еще больше, может быть, даже вместе с родителями, познакомитесь с традициями Пасхи и занесете эту информацию в нашу газету.

А теперь я предлагаю вам проверить свои знания о пасхальных традициях в разных странах и посмотреть, насколько хорошо вы усвоили новый материал. Итак, викторина.

  1. Из чего делают блюдо "Пасху"?

(по разным рецептам добавляют разные ингредиенты, но бессменным остается - творог, яйца)

  1. Кто, согласно, традициям, приносит яйца в Германии и Великобритании?

(Пасхальный кролик)

  1. Как называется любимая игра малышей в Великобритании?

(Поиск шоколадных яиц)

  1. Как называется пост перед Пасхой и какова его продолжительность?
    (Великий Пост, 6 недель)
  2. За какое вознаграждение Иуда предал Христа? 
    (За 30 сребренников)
  3. Какие пасхальные традиции ты знаешь?
    (Учащиеся называют)

  1. Кто судил Иисуса? Что сделал этот человек после того, как осудил Иисуса на распятие?
    (Римский наместник Понтий Пилат. После осуждения Иисуса он умыл руки в знак непричастности к этой казни)
  2. По-немецки праздник Пасхи называется...  (Ostern)
  3. К пасхальным обычаям Германии также относятся... (Пасхальные костры).
  4.  Что в России принято давать детям, которые пришли к вам в дом? (Сладости, куличи, крашенные яйца)

Молодцы, ребята. Вы верно отвечали на вопросы, значит, новую информацию хорошо усвоили.

 Отвечают на вопросы викторины 

Учащиеся называют: крашение яиц, приготовление куличей и творожной пасхи, освящение пасхальной пищи, христосование с возгласом "Христос воскресе!" и ответом "Воистину воскресе!", праздничные пасхальные службы в церкви, крестные ходы, пасхальный колокольный звон - благовест (после молчания колоколов во время Страстной седмицы), пасхальная трапеза, пасхальные игры: катание яиц и т.д.

V. Практическая работа

Педагог

Учащиеся

А сейчас мы с вами разработаем макет газеты, которую вы дома будете верстать. Еще раз вспомним, что такое "макет"?

Только печатная форма?

Сегодня мы с вами создаем рисованную версию газеты, а дома вы подготавливаете электронную версию для дальнейшего тиражирования.

Макет - это напечатанная или нарисованная версия газеты.

Нет, еще и электронная (при помощи верстки издания).

VI. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания

Учитель подводит итоги урока, акцентирует внимание на тех вопросах, которые вызвали затруднение у воспитанников.

Я попрошу вас ответить на вопросы:

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что осталось непонятным?

- Как данное занятие формирует представление о работе в журналистике?

Домашнее задания. Дома вы должны сверстать продуманный на занятии макет и принести на следующее занятие. (Приложение: подготовленная по итогам занятия газета "Пасха радость нам несет" от апреля 2015 г. )

Использованная  литература:

1. http://www.lingvaflavor.com/pasxa-v-anglii

2. http://www.vagante.ru/countries/germany/tradition/germania_tradition_01.htm

3. http://www.advantour.com/rus/russia/traditions/easter.htm

4. http://foma.ru/narodnyie-tradiczii-prazdnovaniya-pasxi.html

5. http://www.o-germany.com/?p=25