Организация воспитательной работы в разновозрастной группе девочек реабилитационного центра.

Савкова Оксана Юрьевна

Я работаю на разновозрастной группе уже более 10 лет. За это время сделала следующие выводы: организация учебно-воспитетельного и реабилитационного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние. Хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет работу педагога, однако в то же время открывает широкие возможности для организации общения детей разного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации работы в разновозрастной группе.

Я работаю на разновозрастной группе уже более 10 лет. За это время сделала следующие выводы: организация учебно-воспитательного  и реабилитационного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет роботу педагога, однако в то же время открывает  широкие возможности для организации общения детей разного возраста.

Как свидетельствуют мои наблюдения, младшие дети в разновозрастной группе охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и авторитарное отношение. Постоянное общение младших детей со старшими формирует дружеские отношения, самостоятельность. Особое значение приобретает пример старших для младших.

Помещение нашего социально-реабилитационного центра приспособлено для деятельности в малых группах, чтобы дети могли  объединяться  по разным принципам: учебная комната, где девочки или мальчики (живут на разных этажах) делают уроки, рисуют, занимаются лепкой из соленого теста, играют в дидактические игры; комнаты для проживания девочек ( мальчиков) группами по 3-4 человека одного возраста, фойе, где есть телевизор, место для напольных игр. Прежде, чем приступить к планированию воспитательно-образовательной работы весь состав своей разновозрастной группы девочек разбиваю на 2 подгруппы: подростки (10-14 лет)  и  младшие школьники (7-8 лет).

Работу веду по режиму дня, отличающегося для младших школьников и старших, при реализации которого учитываются возрастные особенности детей, их функциональные  возможности и потребности. Длительность активного бодрствования и сна; организованная и самостоятельная деятельность детей; прогулка составляются с учетом на старший и младший школьный возраст.

 Создавая в группе атмосферу эмоционального благополучия - стараюсь, чтобы каждому ребенку было уютно и комфортно. Необходимое  условие для эффективного развития и реабилитации детей:

1. Отсутствие психологического давления во время выполнения режимных моментов (утренняя гимнастика, умывание, свободное пробуждение), в ходе реабилитационного процесса (на занятиях используем все пространство учебной комнаты и фойе группы, спортзал.

2. Атмосфера доброжелательности  создается за счет введения «добрых традиций» жизни группы: совместные праздники, досуги, сочувствие, взаимопомощь, гостеприимство.

Старшие дети помогают младшим. Раздеваться, вещи складывать аккуратно, в школу старшие девочки ведут младших. В столовую идут кушать вместе.

3. Младших девочек стараюсь не отделять от общей группы, не отстранять от совместной деятельности. Разрешение присутствовать при работе старших накладывает на них обязанность не мешать им, дисциплинирует.

В организации реабилитационного процесса  применяю  групповые и индивидуальные формы работы с детьми, которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой.

В организации воспитательно-реабилитационной работы с  детьми использую следующие формы: реабилитационные занятия, игры, круглый стол, дискуссии, викторины, диспуты, основной целью которых является всестороннее воспитание и развитие каждого ребенка, формирования учебных  умений. Например: дидактические игры с различным содержанием, игры  со спортивным инвентарем (мячи, кегли, обручи), сюжетно-ролевые игры.