Квест как форма организации мероприятий

Галина Владимировна Щербакова

Изменения, которые происходят в обществе в настоящее время, требуют использования в работе с молодежью новых педагогических технологий. Технологий, которые могли бы способствовать индивидуальному развитию личности в целом, развитию у нее творческой инициативы, выработке навыков самостоятельного ориентирования в информационных полях, формированию универсального умения решать проблемы различного характера, возникающие как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.

Сегодня можно говорить о том, что произошел всплеск интереса к интеллектуальному досугу, т.е. такому досугу, где широко используется способность человека усваивать знания и решать с помощью них любые нестандартные задания, выходить выход из запутанных ситуаций. Именно поэтому квест – это форма мероприятия, способная заинтересовать студенческую молодежь.

В новых условиях обучения методика квест - игры все шире используется не только в сфере организации досуга, но и учителями даже на уроках. Что же такое квест? Об этом читайте в статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Квест как форма организации мероприятий

Автор: Щербакова Г.В. –

специалист по работе с молодежью

Изменения, которые происходят в обществе в настоящее время, требуют использования в работе с молодежью новых педагогических технологий. Технологий, которые могли бы способствовать индивидуальному развитию личности в целом, развитию у нее творческой инициативы, выработке навыков самостоятельного ориентирования в информационных полях, формированию универсального умения решать проблемы различного характера, возникающие как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.

Сегодня можно говорить о том, что произошел всплеск интереса к интеллектуальному досугу, т.е. такому досугу, где широко используется способность человека усваивать знания и решать с помощью них любые нестандартные задания, выходить выход из запутанных ситуаций. Именно поэтому квест – это форма мероприятия, способная заинтересовать студенческую молодежь. 

Актуальность использования квестов для организации досуга подрастающего поколения сегодня осознается всеми. Исходя из опыта, можно утверждать, что современные подростки лучше усваивают новую информацию, которая была добыта и систематизирована ими самостоятельно в процессе обучения. Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества.

В новых условиях обучения методика квест - игры все шире используется не только в сфере организации досуга, но и учителями даже на уроках.

Что же такое квест? В мифологии и литературе на английском языке понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета — путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей, решение загадок [2].

Квест (quest в переводе с английского означает «поиск») – - это разновидность игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока [1].

В настоящее время «квест» - это игра по заранее продуманному сценарному плану, в которой нужно проявить интеллект, сообразительность, находчивость, интуицию, кроме того это просто активная форма отдыха.

Квесты можно классифицировать по следующим основаниям [3]:

1.        По степени реальности: реальные и виртуальные квесты. В основном квесты - это городские реальные игры, то есть предполагающие живое участие игроков в обозначенном игровом пространстве. Но существуют и виртуальные квесты, например: «Мозговой штурм». В этой игре участники разгадывают загадки и отвечают на вопросы, не отходя от компьютера: никаких заданий в реальной действительности выполнять не нужно.

2.        По времени проведения: дневные и ночные квесты. Городские игры могут проводиться как в ночное время (такие как «Дозор», «Схватка», и др.), так и в дневное («Фотоохота»).

3.        По продолжительности: короткие, среднедлительные и длительные квесты. Квесты могут продолжаться от нескольких часов («Схватка», «Дозор», «Зарница», и пр.) до 1 недели (например, «Мокрые войны»).

4.        По уровню сложности: элементарные (для новичков), продвинутые, гиперсложные квесты. «Схватка» - это сложнейшая на сегодняшний день городская игра, в которой «новичку» будет не просто разобраться. К более простым можно отнести квесты «Ме-гаквест» и «Дозор».

5.        По средству передвижения: пешие (все пешеходные экскурсионные квесты); автомобильные («Дозор», «Схватка», «Мегак-вест» и др.).

6.        По возрасту квесты можно разделить на: подростковые, молодежные, универсальные. Для подросткового в основном ориентированы экскурсионные квесты с интересным маршрутом по достопримечательностям города. Некоторые квесты предназначены для молодежи (а именно «Мегаквест» - спортивно-интеллектуальная игра для студентов вузов). В остальные квесты играют люди без ограничения по возрасту.

Как мы видим, разновидностей квестов огромное множество, а потому у педагогов и воспитателей открываются большие возможности для использования данной формы мероприятия в процессе воспитания подрастающего поколения.

Кроме того, что данная форма проведения мероприятия актуальна как одна из методик обучения и воспитания, нужно отметить, что некоторые виды квестов практически не требует материальных и технических затрат.

Социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют задуматься о будущем России. В настоящее время нарушены нравственные ориентиры и у взрослого поколения, и у подростков. Подрастающее поколение часто обвиняют в агрессивности и бездуховности, остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины” для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Поэтому актуальность проблемы духовно – нравственного, патриотического воспитания молодежи, сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Краеведческая работа открывает широкие возможности в воспитании подрастающего поколения. Она является перспективным направлением в самостоятельной учебно – исследовательской деятельности студентов, выработке умения понимать ценности прошлого, настоящего. Именно этим обусловлен выбор темы первого пробного квеста.

Проект «Городской квест «Легенды старой Калуги», посвященный 240-летию со дня образования Калужской губернии», был реализован в сентябре-октябре 2016 на территории города Калуги. Основная цель Квеста – актуализация роли краеведческой и экскурсионной деятельности, популяризация исследовательской краеведческой деятельности среди молодежи города Калуги.

Участниками квеста стали команды студентов учреждений среднего профессионального образования г. Калуги в составе от двух до десяти человек, зарегистрировавшие команду в группе проекта в социальной сети «ВКонтакте» https://vk.com/quest_legends_of_the_old_kaluga. Данную группу мы использовали как площадку для проведения проекта, в ней публиковались задания для прохождения, ответы участников, фотоотчеты и проч.

Если анализировать данное мероприятие с точки зрения количественных показателей эффективности использования квеста как формы реализации проекта, следует отметить, что количество команд составило 50% от общего числа учреждений СПО г. Калуги, тогда как по другим проектам количество команд – участниц достигает 35% от общего числа учебных заведений.

В декабре 2016 года был реализован еще один квест – «Есть память, которой не будет конца», посвященный празднованию 120-летия Г. К. Жукова, и в мае 2017 года третий квест «Листая страницы Великой Победы», в которых показатели сохранились на том же уровне.

Этап рефлексии, проведенный спустя несколько дней после квеста, показал, что знания и навыки, приобретаемые подростками в ходе квеста, усваиваются ими незаметно в ходе выполнения предлагаемых заданий. Ребята даже спустя несколько дней эмоционально делились впечатлениями, говорили, что узнали новые интересные факты, посетили незнакомые ранее места, отмечали, что квесты гораздо интереснее других мероприятий, потому что заставляют «мозг думать», «принимать решения молниеносно», «проходят весело», «не отнимают много времени для подготовки».  

Таким образом, квест как форму мероприятия можно эффективно использовать в организации досуга студенческой молодежи.

 

Список используемой литературы:

  1. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность. Теория и практика организации. - М.: Аспект Пресс, 2006.
  2. Квест // Проект wiki-linki.ru [Электронный ресурс] URL: http://wiki-linki.ru/Page/223906  (Дата обращения: 29. 01. 2017)
  3. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. - № 1-2. – 2015.
  4. Чистякова К. В. Причины популярности квестов как формы досуга современных россиян // Человек в мире культуры. - № 3/4(7) - 2013. - С. 20 - 22