презентация по нормативно-правовым документам Концепция и Стратегия развития системы ДО

Минина Марина Анатольевна

В современных условиях государство предъявляет к системе дополнительного образования высокие требования. В нормативно-правовых документах все чаще появляется слово "миссия" педагога. Что же это значит? Чего ожидает государство от преподавателей ДШИ? Попробуем разобраться на основе Концепции и Стратегии развития системы ДО. Вашему вниманию предлагается презентация ( к сожелению в урезанном виде без аудио и видео материалов), в которой я попыталась обозначить ключевые моменты Концепции и Стратегии. Буду рада, если документ будет кому-то полезен.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  • Концепция и стратегия развития дополнительного образования детей
  • 2014-2015гг
  • Концепция предполагает:
  • Общественное понимание необходимости и миссии дополнительного образования (далее ДО) для наиболее полного обеспечения права человека на свободный выбор видов деятельности, в которых происходит  личностное и профессиональное самоопределение личности.
  • Конкурентные  преимущества ДО, которые следуют из вариативности содержания и форм организации образовательного процесса.
  • Миссию ДО, направленную на формирование мотивации к познанию, труду, творчеству, приобщению к ценностям и традициям российского народа, что обеспечит конкурентоспособность личности, общества и государства.
  • Преимущества дополнительного образования:
  • Персонализация, основанная на вариативности развивающих образовательных программ и их выборе детьми (семьей) в соответствии с интересами, склонностями и ценностями.
  • Открытость, предполагающая  взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями, занимающихся тем же или близким видом деятельности.
  • Дополнительное образование –
    «социальный лифт» для детей с ограниченными возможностями
  • В настоящее время в условиях информационной социализации ДО может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности, адаптивности к темпам социальных и технологических  перемен.
  • Проблемы сферы дополнительного образования:
  • Вариативность и обновляемость программ не всегда обеспечивает качество образовательных услуг;
  • Система ДО испытывает острый дефицит  в современном оборудовании, инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике,  интернет-связи;
  • Уровень зарплаты, не способствующий массовому привлечению талантливых молодых специалистов;
  • Обновление содержания ДО происходит медленно (отсутствие разработанных программ и методик по работе с детьми с ОВЗ);
  • Отсутствие нормативного регулирования в вопросах привлечения негосударственного сектора для модернизации инфраструктуры ДО;
  •                                                                                                              Обозначив приоритеты и проблемы, правительство разработало цели, задачи, принципы и механизмы развития ДО
  • Расширение обязательств государства по бюджетному финансированию ДО;
  • Содействие государственно-частному партнерству в сфере игровой индустрии, производящей безопасные  компьютерные игры общеразвивающего и обучающего характера;
  • Организация сетевого взаимодействия организаций разного типа;
  • Партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества и семьи;
  • Обеспечение инновационного характера развития системы ДО при использовании лучших традиций отечественной сферы ДО и успешных мировых практик;
  • Поддержка образовательных программ для детей из группы социального риска, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей из семей с низким социально-экономическим статусом;
  • Опора на инициативы детей и семьи, использование ресурсов семейных сообществ;
  • Основные направления реализации концепции
  • Внедрение механизмов поддержки организаций ДО, реализующих программы для детей в сельской местности;
  • Поддержка семейных, детско-взрослых практик дополнительного образования детей;
  • Проведение информационно-просветительской кампании для мотивации семей к вовлечению детей в занятия ДО, повышении родительской компетенции в воспитании детей;
  • Разработка механизмов мотивации бизнеса в развитии ДО детей с использованием системы налоговых льгот и преференций;
  • Стимулирование благотворительности физических и юридических лиц;

Реализация концепции будет осуществляться в два этапа 2014-2017 гг. и 2018-2020гг. Предполагается постоянный мониторинг реализации концепции со стороны Минобрнауки и Минкультуры России.

  •  ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  

                                             Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

от 29 мая 2015 г. № 996-р

МОСКВА

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия).

2. Минобрнауки России:

с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в 6-месячный срок разработать план мероприятий по реализации Стратегии и внести его в Правительство Российской Федерации;

совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию Стратегии.

Председатель Правительства

Российской Федерации Д.Медведев






  • УТВЕРЖДЕНА
    распоряжением Правительства
    Российской Федерации
    от 29 мая 2015 г. № 996-р
    С Т Р А Т Е Г И Я
    развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

        Цель, задачи, приоритеты Стратегии

Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

  • Что такое воспитание?
  • Воспитание – это педагогически рациональное управление процессом развития личности ребенка (Закон РФ «Об образовании»).
  • Воспитание – это целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном самоопределении; создание условий для самореализации личности (программа «Юные москвичи на пути в III тысячелетие»).
  • Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности (Х.Й.Лийметс, Л.И.Новикова, В.А.Караковский и др.)
  • Воспитание в образовательном смысле – это специально организованная целенаправленная деятельность по формированию и развитию сознания и самопознания ребенка, формированию нравственной позиции и ее закреплению в поведении.

Таким образом в определениях можно выделить общие признаки:

  •         Целенаправленность воздействий на воспитанника;
  •         Социальная направленность этих воздействий;
  •         Создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;
  •         Освоение человеком определенного комплекса социальных ролей.
  • Цель, задачи и приоритеты стратегии воспитания
  • повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки для социализации детей;
  • создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты;
  •  обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей
  • Основные направления развития воспитания
  • создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми;
  • создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания
  • развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно- эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;
  • развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей
  • Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает:
  • развитие сопереживания и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
  • создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;
  • формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
  • Приобщение детей к культурному наследию предполагает:
  • эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;
  • создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
  • поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
  • Ожидаемые результаты
  • повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей;
  • повышение роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности организаций сферы физической культуры и спорта, культуры; 
  • повышение общественного авторитета и статуса педагогических и других работников, принимающих активное участие в воспитании детей;
  • доступность для всех категорий детей возможностей для удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей и интересов в разных видах деятельности независимо от места проживания, материального положения семьи и состояния здоровья;