НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Афлеева Венера Салимовна

В настоящее время нужно уделять особое внимание духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения для того, чтобы решить острую проблему современного общества:

- потерю моральных устоев и как следствие деформацию детско-родительских отношений.

Засилье иностранных слов, рекламных щитов на иностранных языках в витринах магазинов, звучащий иностранный сленг и показ фильмов, пропагандирующий чужой нам и не всегда понятный мир западной и американской современной культуры, отводит наших детей далеко от русских песен, танцев, лирики и сентиментальности. Дети становятся более «жесткими», как по отношению к сверстникам, так и по отношению к взрослым. Теряются моральные устои.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.58 КБ

Предварительный просмотр:

НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ

ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

В настоящее время нужно уделять особое внимание духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения для того, чтобы решить острую проблему современного общества:

- потерю моральных устоев и как следствие деформацию детско-родительских отношений.

Засилье иностранных слов, рекламных щитов на иностранных языках в витринах магазинов, звучащий иностранный сленг и показ фильмов, пропагандирующий чужой нам и не всегда понятный мир западной и американской современной культуры, отводит наших детей далеко от русских песен, танцев, лирики и сентиментальности. Дети становятся более «жесткими», как по отношению к сверстникам, так и по отношению к взрослым. Теряются моральные устои.

Детско-родительские отношения тоже деформируются не в лучшую сторону. С ростом благосостояния одной прослойки людей и обеднением другой многие дети остаются вне рамках детско-родительских отношений. Одни из-за занятости родителей живут в «свое» удовольствие по «своим» законам, в «своем» мире. Другие, из неблагополучных семей, теряются в мире взрослых и усваивают «богатый» социальный опыт, переданный родителями и людьми окружающими их «на дне» существования.

Как же научить детей оставаться добрыми, заботливыми и войти в большую жизнь с багажом знаний и умений, не растеряв национального колорита?

Здесь на помощь педагогам приходит фольклор: песенки, потешки, пословицы, поговорки, народные игры, хороводные игры, сказки, былины. Потешки являются спутниками детства. Они обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире. Так же в работе широко используются пословицы и поговорки.

А народные игры.  Игровая деятельность детей до семи лет была и есть основная форма бытия, она заполняет всю жизнь ребенка. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речи. Игры русских детей очень разнообразны, классифицировать их очень сложно. В эти игры обычно играют взрослый и ребенок, значит эти игры позволяют взаимодействовать ребенку и взрослому. В основе драматических игр лежит действие, развивающееся в диалоге персонажей. Застенчивый ребенок, надев маску или костюм одного из героев уже не боится высказывать свое суждение, это помогает ему раскрыть перед взрослым свое «Я».

Хороводные игры представляют собой коллективное песенно-хореографическое действо. В эти игры часто включаются пантомима, элементы драматизации, а так же пляски, прыжки, хлопанье в ладоши, притопы и т.д.

Для обогащения социального опыта детей педагоги читают сказки. Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее структурированной и более всех других жанров подчиняющейся определенным законам. Сказки учат детей тому, что добро всегда побеждает зло- у ребенка в этот момент формируется чувство оптимизма. Сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблемы, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их.

Во многих группах нашего учреждения большинство воспитанников, это мальчики, а воспитывают их женщины. Как же сделать так, что бы мальчик вырос мужественным, готовым прийти на помощь слабому, а в дальнейшем быть готовому к защите своего Отечества. На помощь педагогам приходят былины.

Русский героический эпос- замечательное наследие прошлого, свидетельство древней культуры и искусства народа. Русские богатыри никогда не лгут. Готовы умереть, но не сойти с родной земли, они почитают службу Отечеству своим первым и святым долгом.

Нельзя обойти стороной и календарные праздники. «Народность» праздника, т.е. участие «всего народа» - от мала до велика, позволяет ребенку естественным путем освоить духовный опыт своего народа: дети старшего возраста передают опыт малышам, а сами перенимают опыт от взрослых- взаимосвязь поколений. Родство.

В нашем учреждении в Годовой план включен народный праздник «Масленница». Празднуется целая масленичная неделя. Подготовка очень серьезная и масштабная, шьются костюмы, разучиваются песни, заготавливаются пособия: чучело масленицы, куколки-куватки, украшается территория детского сада.

Вот так, используя в работе культурное наследие, мы подводим детей к их духовному и нравственному развитию, которые не могут развиться спонтанно, а формируются в условиях выраженной любви, когда взрослый создает у ребенка потребность быть признанным, способным сопереживать и радоваться не только за свои достижения, но и за других, нести ответственность за себя и близких ему людей.