«Проблема духовно-нравственного воспитания нахимовцев и ее решение в современных условиях».

Дорош Геннадий Анатолиевич

Современное воспитание молодежи осложнено многими негативными факторами и процессами, которые происходят в нашем обществе: кризис социальной системы, обострение политической ситуации, социальная напряженность, межнациональные распри, экономическая нестабильность, криминализация жизни, ухудшение экологической обстановки, падение нравственности. Ситуация выживания, в которой оказалось наше общество, объективно порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрессию, жестокость, борьбу, конкуренцию, нигилизм.

И самая большая опасность, в том что, в современном обществе, к большому сожалению, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодежи искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

В таких условиях все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять. Такая личность характеризуется дисциплиной духа, высокой требовательностью к себе, осознанностью нравственной сущности своих поступков, четкой ориентацией на здоровую, творческую жизнь, которая невозможна без духовно-нравственного развития.

Поэтому именно с духовно-нравственным воспитанием связывают сегодня возможность сохранения, как самой личности, так и всего общества в целом.

Особенно эта проблематика актуальна для общеобразовательных учреждений Министерства Обороны Российской Федерации, каким является Нахимовское военно-морское училище (НВМУ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie_nahimovtsev.docx30.58 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации»

«Проблема духовно-нравственного воспитания нахимовцев и ее решение в современных условиях».

Дорош Геннадий Анатолиевич,

воспитатель 111 класса,

капитан 1 ранга запаса

Санкт-Петербург

2016 г.


 «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».  Л.Н. Толстой

В последнее время значительно усилился интерес к духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. И этот факт не случаен.

Современное воспитание молодежи осложнено многими негативными факторами и процессами, которые происходят в нашем обществе: кризис социальной системы, обострение политической ситуации, социальная напряженность, межнациональные распри, экономическая нестабильность, криминализация жизни, ухудшение экологической обстановки, падение нравственности. Ситуация выживания, в которой оказалось наше общество, объективно порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрессию, жестокость, борьбу, конкуренцию, нигилизм.

И самая большая опасность, в том что, в современном обществе, к большому сожалению, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодежи искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

В таких условиях все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять. Такая личность характеризуется дисциплиной духа, высокой требовательностью к себе, осознанностью нравственной сущности своих поступков, четкой ориентацией на здоровую, творческую жизнь, которая невозможна без духовно-нравственного развития.

Поэтому именно с духовно-нравственным воспитанием связывают сегодня возможность сохранения, как самой личности, так и всего общества в целом.

Особенно эта проблематика актуальна для общеобразовательных учреждений Министерства Обороны Российской Федерации, каким является Нахимовское военно-морское училище (НВМУ).

Актуальность данной проблемы для НВМУ связана, прежде всего, с тем, что значительная часть современных юношей, не до конца осознает своей высокой социальной роли в государстве и обществе, предназначения мужчины, как будущего защитника Отечества. Именно поэтому, необходимо приложить максимум усилий по формированию у воспитанников таких качеств личности, как гражданина-патриота, мотивированного на продолжение обучения в высших военно-морских учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации, навыков и знаний по выполнению обязанностей младших командиров, социальных ролей в семье, коллективе, обществе и других. При этом, вся деятельность воспитательной системы училища направлена на формирование у юношей таких качеств личности как - чувство долга, достоинство, честь, забота, преданность, искренность, сострадание, послушание, дисциплинированность и организованность.

Следующим фактором актуальности духовно-нравственного воспитания в НВМУ является возрастные группы воспитанников, охватывающие ребят с 5-го по 11-е классы.

Не трудно догадаться, что для различных возрастных групп нахимовцев должны быть свои походы по их духовно-нравственному воспитанию.

Это только, кажется, что у поступивших в 5-й класс воспитанников, уже имеются необходимые основы для их духовно-нравственного развития, заложенные семьей. К сожалению, на современном этапе семья, как основной социальный институт, не в полном объеме выполняет свои воспитательные функции. Причин здесь множество, но главными из них являются то, что некоторые семьи оказались за чертой бедности, а во многих недостает элементарной духовной близости между родителями и детьми. Все это в значительной мере оказывает влияние на нравственную составляющую наших воспитанников.

Кроме этого в процессе нравственного воспитания огромную роль играет правильность и необходимость учета физиологических и психологических особенностей возрастного периода воспитанника.

Младший подростковый возраст охватывает период от десяти до двенадцати лет и характеризуется особенностями, такими как повышенная утомляемость. Это связано с расходованием всё возрастающего количества энергии, более всего нервной, в условиях, когда возникает несоответствие между развитием сердца, кровеносных сосудов и общим ростом тела.

Страдает и мозг, не получающий требуемого количества крови. Малокровие мозга является одной из причин быстрого переутомления и вялости. Если младшему подростку не создан щадящий режим труда и отдыха, чрезмерные затраты энергии неизбежны. К чему это приводит? Прежде всего, к немотивированным поступкам. Рост отрицательных явлений в поведении младших подростков самым непосредственным образом связан с утомлением.

Именно на границе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту решаются специфические задачи личностного развития и взросления человека, идет интенсивное усвоение культурных ценностей, определяющих в дальнейшем его главные жизненные предпочтения.

В дальнейшем, с началом этапа полового созревания (от 13 до 17-18 лет) изменения происходят в познавательной сфере подростка: замедляется темп их деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Подростки чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях.

В этот период подросткам, особенно мальчикам, свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы. Многие исследователи рассматривают этот возраст как период зенита любознательности, по сравнению с младшими и старшими детьми. Однако эта любознательность весьма поверхностна, а также практически полностью не связана со школьной программой. Некоторая «неуправляемость» нахимовцев данного возраста сочетается с особой восприимчивостью и поведенческой гибкостью, открытостью для сотрудничества и, вместе с тем, с достаточной интеллектуальной зрелостью, что позволяет взрослым (учителям и воспитателям) строить отношения с ними на основе диалога, на принципах партнерского общения.

Воспитанники старшего возраста активно начинают интересоваться своим собственным внутренним миром и оценкой самого себя.

Важным новообразованием этого возраста является чувство взрослости. С его помощью подросток сравнивает и отождествляет себя с другими, находит образцы для усвоения поведения и способов общения, строит свои отношения с людьми, перестраивает свою деятельность.

«Чувство взрослости», не подкрепленное еще реальной ответственностью, - это особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения старших нахимовцев с миром. "Чувство взрослости" появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых, особенно учителей и воспитателей.

Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса. Если наше училище не сможет предложить нахимовцам средств реализации их чувства взрослости, оно все равно проявится, но самым невыгодным образом - в уверенности нахимовца в учительской или воспитательской несправедливости и необъективности.

В нашем Нахимовском военно-морском училище для решения вопросов воспитания и социализации обучающихся, на ступени основного среднего образования разработана специальная Программа воспитания и социализации воспитанников училища.

Целью данной программы является создание оптимальных условий для формирования социально активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор профессии офицера военно-морского флота, активной жизненной позиции, личности, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях.

Основными направлениями работы по воспитанию и социализации нахимовцев являются:

  • государственно-правовое воспитание, социальная работа и профилактика правонарушений;
  • военно-патриотическое воспитание, информационно-воспитательная работа;
  • духовно-нравственное и культурно-эстетическое воспитание, развитие коллективно-творческой деятельности;
  • трудовое и физическое воспитание, приобщение к здоровому образу жизни.

Мы воспитатели можем в большей степени реализовать свои возможности по духовно-нравственному воспитанию своих нахимовцев при реализации такой деятельностной компоненты как внеурочная деятельность (или внеклассная работа).

Основу внеклассной работы по духовно-нравственному воспитанию нахимовцев класса составляет система воспитательной работы воспитателя класса.

В системе работы воспитателя можно выделить следующие направления:

  • непосредственное воздействие на воспитанника (изучение индивидуальных способностей, интересов, окружения, развития);
  • создание воспитывающей среды (сплочение коллектива, включение в разные виды познавательной деятельности, формирование благоприятной морально-психологической атмосферы в классе);
  • коррекция влияния различных субъектов социальных отношений воспитанников (помощь семье, взаимодействие с педагогическим коллективом, коррекция воздействия СМИ, нейтрализация негативных воздействий социума, взаимодействие с другими структурными подразделениями училища).

Духовно-нравственное развитие воспитанников реализуется в практической воспитательной работе каждого воспитателя.

Воспитательная работа предполагает единство и согласованность действий всех субъектов воспитания, осуществляется с использованием педагогических технологий, под которыми понимается комплекс взаимосогласованных и последовательно применяемых методов, средств и форм реализации воспитательных целей и задач.

Но весь этот комплекс ничто, если мы, воспитатели забываем о самом важном компоненте духовно-нравственного воспитания, на мой взгляд, о нас самих. Древний ученый и педагог Клод Адриан Гельвеций говорил: «Воспитатель – это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников».

Не секрет, что сильное влияние на нравственное развитие воспитанников в процессе обучения оказывает личность воспитателя.

В сознании нахимовца, не зависимо от его возраста, откладываются поведение воспитателя, его жесты, манера разговаривать; характер общения с ним, с другими учащимися, при различных обстоятельствах; как он держится с другими воспитателями, как реагирует на удачи и неудачи своих воспитанников. Воспитатель должен требовать от учащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И от того, насколько требовательным, последовательным окажется воспитатель, будет зависеть и результат. Именно при умелой организации и учебной, и внеучебной деятельности у нахимовцев формируются основы нравственного поведения, духовной культуры.

Нравственный облик воспитателя раскрывается нахимовцам в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если нахимовцы были свидетелями равнодушного или бестактного отношения воспитателя к кому-то, нравственному развитию нахимовцев наносится существенный урон. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами и поступками.

Что же нам воспитателям необходимо сделать и понять, чтобы лучше понимать своих воспитанников и эффективно влиять на их духовно-нравственное развитие, да в принципе не так уж много, просто нужно:

1. Постараться понять, что наши воспитанники, не смотря ни на что, являются детьми, поэтому и ведут себя как обычные дети.

2. Постараться принять любого нахимовца таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами.

3. Постараться более полно узнать, почему он стал "таким", и помочь ему стать лучше.

4. Найти позитивное в личности нахимовца, выразить ему доверие, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).

5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать "ситуации успеха", оказывать воспитаннику позитивную словесную поддержку.

6. Не упустить момент словесного или эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях воспитанника.

7. Учить и воспитывать на принципе «делай как я», а не на ошибочном принципе «делай, как я сказал».

В процессе духовно-нравственного воспитания мы, воспитатели, должны учитывать множество факторов, но главным из них является тот факт, что сегодня подростки не такие, какими мы с вами были вчера. И для того, чтобы их действительно воспитывать и развивать духовно и нравственно, мы должны и узнать, и понять их сегодняшних - новых, неожиданных. Понять, чем они живут, чем интересуются, что для них важно. А главное понять, что, несмотря на всю их внешнюю колючесть, браваду и независимость в суждениях им для их духовно-нравственного развития очень нужен добрый, умный воспитатель-провожатый, который требователен и к себе и к воспитанникам, но в тоже время все понимает и может помочь в любом деле.

Список литературы

  1. Акимов А.Е. Доминанта духовности.- М.: Просвещение, 1998.
  2. Горелова Н. Виват, кадеты! - Воин России, 2004 г., № 3, стр.110-112.
  3. Кондаков А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования – Педагогика.- 2010 - № 9.
  4. Киселев А. Ф. Выбор // Педагогика. – 2008. – № 9.
  5. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России - Педагогика.-2012 - № 9.