«Духовно-нравственные основы развития личности обучающихся – актуальная проблема на современном этапе»

Зайцева Наталья Викторовна

В статье рассуждение о духовно-нравственном воспитании обучающихся в УДО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема выступления на педсовете

 «Духовно-нравственные основы развития личности обучающихся – актуальная проблема на современном этапе»

На сегодняшний день проблема гуманности стала одной из острейших проблем человечества. Экономический, политический кризисы, утеря идеалов привели к развитию безнравственности, к попыткам развития нашего общества как общества потребителей, к умалению «растаптыванию» своих корней. В то же время десятилетиями насаждавшиеся идеалы авторитаризма, развернутая в масштабах целого государства система воспитательной работы, перед фактом новых общественных отношений, кажутся не только бесполезными, но и лишними, даже вредными. Традиционное для русской педагогики и всей нашей духовной культуры понимание сокровенных глубин личностного самоопределения было отброшено.

        Сегодня, когда в социально-экономической жизни страны происходят небывалые перемены, когда все мы думаем о путях преобразования общественного воспитания, возникает необходимость решения стоящих перед нами новых задач. Применительно к образованию это означает гуманизацию (предполагает усиление человечности, уважение к человеческому достоинству, человеколюбие в обучении и воспитании); ориентацию на воспитание гуманной личности ребенка, его потребности, возможности и психологические  особенности. В общем актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания определяется самой жизнью, состоянием подрастающего поколения, перспективами его жизнедеятельности в новых условиях.

        Как известно, младший школьный возраст – период, наиболее благоприятный в духовно-нравственном становлении личности. К восьми годам у ребенка закладывается 80% интеллекта взрослого человека. Именно в это время ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли, разбирается в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. Он начинает задумываться над своим «Я», то есть вступает в сознательную фазу, когда изменяется весь строй личности ребенка, происходит естественный отбор нравственных ценностей.

        Наша задача, уважаемые коллеги- не дать угаснуть Божьему дару, не остудить благородные порывы, пока не привык еще малыш равнодушно отводить глаза и проходить мимо лично нуждающихся в сострадании. А это может произойти уже на первой ступени обучения, если у ребенка нет «тренировки» в нравственном поведении. В образовательных организациях современные учебные программы для начальной школы насыщенны учебным материалом, так что на воспитание, привитие духовно-нравственных качеств не остается времени. Поэтому характер нравственных взаимоотношений, который существует в процессе обучения, закрепляется и видоизменяется во внеурочной деятельности, т.е. на занятиях в учреждении дополнительного образования детей.

        Педагоги дополнительного образования уверены, что основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Необходимо отметить, что духовно-нравственное развитие  и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа в сознание человека.

        Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

  • Патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине.
  • Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • Гражданственность- служение Отечеству, правовое г7осударство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания;
  • Семья – любовь, верность, здоровье, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность, настойчивость;
  • Традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека;
  • Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • Природа- эволюция, родная земля, экологическое сознание;
  • Человечество- мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Д.Н. развитие должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Каким же должен быть идеал? Современный  национальный педагог и воспитатель – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.