Методические рекомендации "Газета как форма творческого саморазвития учащихся"

Скакун Анна Андреевна

Данный материал поможет в работе педагогам, занимающиеся выпуском школьных и детский газет. В работе описаны этапы создания газеты, даны практические рекомендации, а также основные термины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра проблем воспитания и дополнительного образования

Газета как форма творческого саморазвития учащихся

Итоговая работа

 

Кемерово 2016


СОДЕРЖАНИЕ

Введение        3

1. Понятие газеты: виды и жанры        5

2. Система выпуска газеты        7

3. Газета "Новый взгляд" как форма творческого саморазвития учащихся        11

Заключение        14

Список литературы        15

Приложения        16

Приложение 1. Положение о газете "Новый взгляд"        16

Приложение 2. Словарь терминов        18


Введение

Сегодня от учащихся требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтобы ребёнок мог применять полученные знания. Но так как учебный процесс предоставляет мало возможностей для реализации чувства взрослости, то они находят другие возможности для его проявления. Нашей задачей является направить их в нужные русла.

Дом детского творчества – это маленькое государство, и как во всяком государстве, в нем должны быть свои средства массовой информации. Поэтому наше детское информационное агентство "Поколение.ru" решило запустить новый проект для учреждения – создание газеты "Новый взгляд".

Проект газеты «Новый взгляд» особенно актуален сегодня, в связи с тем, что газета – это важнейшее средство самовыражения ребенка, воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также повышения интереса к учёбе.

Именно детские газеты позволяют научиться высказывать свои идеи, помогают лучше познать себя, открыть мир. Она моделирует собой ситуацию взрослой жизни, позволяет охватить достаточно широкий круг учащихся, различных и по возрасту, и по интересам, и по социальному положению, способствует сплоченности детей, совершенствованию межличностных отношений через умение считаться с мнением, интересами и желаниями своих товарищей.

Целью создания газеты является не просто раскрытие творческих способностей учащихся, освещение событий учреждения, создание живой, активно работающей информационной среды, но и демонстрация технических возможностей новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Основные задачи проекта:

• ознакомить учащихся с текстами разных стилей и жанров, с основами их создания и редактирования, а также с особенностями подготовки газет;

• способствовать развитию навыков связной речи, умения писать статьи различных жанров и стилей, проектной деятельности, веб-технологий;

• раскрыть творческие возможности учащихся, привлекаемых в качестве корреспондентов, фотографов, дизайнеров;

• объединить в коллектив творчески мыслящих людей с целью реализации их интересов и возможностей.

Педагогические принципы, используемые в работе:

•        личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся, способствует обучению свободно и творчески мыслить;

•        коммуникативная направленность даёт учащимся возможность общаться в процессе создания, выпуска и реализации газеты;

•        деятельностный характер обучения позволяет работать индивидуально, в парах, группах;

•        взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рубрик, разделов, тематических выпусков газет;

•        поэтапность обучения от простого к сложному способствует свободному владению письменной речью при создании заметок, статей.


1. Понятие газеты: виды и жанры

Слово «газета» произошло от названия мелкой венецианской серебряной монеты - итал. gazzetta (гасета). В XVI капитанов кораблей, которые продавали и покупали товары интересовали различные сведения о политических событиях, ценах на товары, движение кораблей и т.п. Распространять такую информацию, взяло на себя специальное бюро, у которого был цех «писателей новостей». Цех выпускал рукописный листок, в котором сообщались новости. Листок продавался за мелкую монету - гадзетту.

Газеты - это орган прессы, которые имеют постоянное название, выходят тиражом через определенные промежутки времени (не меньше раза в месяц), не повторяются по содержанию и оформлены в одном стиле.

Исходя из вышеизложенного будем считать, что детская газета – это набор новостей, статей и рассказов, которые прошли редакционную обработку и предназначены для чтения.

Можно рассматривать несколько типов детских газет:

  • печатная газета чаще всего отличается по следующим параметрам: формат, периодичность выхода, способ распространения, место/регион распространения, цветность. Преимущества такого типа газеты - это тактильные ощущения, возможность оставить экземпляр на память, медленное и внимательное чтение, а самое главное - привычка читать.
  • стенгазета может выполняться на бумаге размера от А0 до А4. Для создания такой газеты достаточно карандашей, фломастеров, красок. Отличительной особенностью является то, что она публикует рукописи авторов, то есть заметки, которые учащиеся писали на листе бумаге. Преимущества стенгазеты - это простота при изготовлении, отсутствие необходимой техники (компьютера, принтера). Однако есть и недостатки - это ограниченный круг читателей и неудобный формат для распространения.
  • электронная газета может быть выполнена сразу в нескольких формата: копия печатной версии газеты, в виде портала/сайта или раздела на сайте учреждения, в виде группы в социальной сети. Преимуществами такой газеты выступают оперативность, возможность расширение круга читателей, неограниченность материала, менее затратна в производстве.

Есть несколько вариантов журналистских жанров. Остановимся на самых распространенных для детской газеты, а именно:

1. Новость – сообщение, которое представляет интерес для общества. Новость должна быть точной, достоверной и объективной. Также считается, что новость должна отвечать максимум на шесть вопросов: Что? Где? Когда? Кто? Почему? Как?

2. Репортаж сообщает о фактах и событиях, показывая их через непосредственное восприятие автора, как бы воссоздавая картину происходящего. В основе репортажа всегда находится интересное событие, которое развивается на глазах у читателя. Это своего рода история события.

3. Интервью – один из основных способов сбора информации. Заданием интервьюера есть получение мнения людей на определенные темы путем постановки целенаправленных вопросов. Газета дает возможность научиться правильно задавать вопросы и мыслить логично. Оба этих навыка несомненно пригодятся в жизни.

4. Комментарии – это журналистский жанр, который представляет актуальные события с акцентом на собственном мнении. Наиболее распространенными видами комментария являются: колонка журналиста/редактора или редакционные материалы.


2. Система выпуска газеты

До начала издания необходимо хорошо обдумать и прийти к общему мнению относительно проекта. Определить содержание, дух газеты, ее форму - все это необходимые действия. Для этого следует ответить самим себе на такие вопросы как:

•        кто потенциальный читатель?

•        какого характера информацию он ищет в газете?

•        с какой частотой будет выходить газета?

•        каков предполагаемый формат и объем газет?

Если дело поставлено хорошо, то публика с удовольствием будет читать каждый новый номер газеты. Следовательно, надо думать о публике и печатать то, что ей интересно.

Таблица 1. Этапы создания газеты

Содержание этапа

1

Определение цели газеты и целевой аудитории

2

Выбор формата и способа распространения

3

Набор редакции из учащихся

4

Распределение редакционных обязанностей

5

Выбор названия газеты

6

Разработка дизайна газеты

7

Мозговой штурм по идеям и темам

8

Сбор информации и написание материалов

9

Подготовка иллюстраций

10

Сдача материала редактору. Редактирование

11

Верстка

12

Внесение правок

13

Печать

14

Распространение

15

Обсуждение первого номера

16

Обратная связь с читателями

Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной. Издание отражает яркие события учреждения и города, мнения интересных людей с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, здорового образа жизни. Статьи должны носить жизнеутверждающий, оптимистичный характер.

Верстка — производственный процесс составления полос газеты. Это один из основных процессов полиграфического производства, в ходе которого печатное произведение приобретает окончательный вид. От ее выполнения прямо зависит качество готовой газеты.

Чтобы издавать и распространять газету, прежде всего, нужна крепкая команда. С самого начала необходимо распределить функции и определить специализацию каждого члена группы в зависимости от наклонностей и компетенции. Все поручения внутри объединения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.

Схема 1. Распределение редакционных обязанностей

корреспонденты

корректоры

главный редактор

фотокорреспонденты

дизайнер

верстальщики

Таким образом в процессе создания газеты участвуют от 6 до 12 учащихся (в зависимости от количества рубрик) и педагог, а также неограниченное количество родителей.

Главным редактором выступает руководитель творческого объединения, так как в процессе создания газеты нужно осуществлять контроль, планирование, рецензирование, корректирование и даже подвергать цензуре поступающие материалы.

Для работы редакции необходимы корреспонденты и фотокорреспонденты. Хорошо, если это будут учащиеся разных возрастов.

Корреспонденты занимаются поиском, сбором и передачей информации с места событий, что требует от корреспондентов умение грамотно излагать информацию в письменном виде, анализировать полученные сведения, проверять надежность источников и многое другое.

Фотокорреспонденты выполняют все виды фотосъемки, обрабатывают отснятые материалы, готовят материалы к выходу в печать.

Дизайнеры проводят практическую работу по художественному созданию макета газеты согласно теме выпуска, принимают подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций.

Корректор занимается проверкой текстов перед их публикацией, поиском и исправлением опечаток, грамматических и стилистических ошибок, контролем соблюдения редакционной политики.

Верстальщики осуществляют тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях. Верстальщиками выступают учащихся, умеющие работать на компьютере и обладающих знаниями специальных программ (Adobe Photoshop, Word, Microsoft Office Publisher и другие).

Полномочия пресс-центра:

•        проводить анкетирование, опросы, брать интервью у учащихся, педагогов и родителей учреждения;

•        опубликовывать в газете объявления, рекламу, поздравления;

•        содействовать развитию различных форм активности учащихся учреждения;

•        организовывать творческие конкурсы среди объединений Дом детского творчества;

•        использовать для работы компьютерную и копировальную технику;

•        распространять газету среди детских творческих коллективов.

Создание школьной газеты – интересное и увлекательное занятие, помогающее сплотить коллектив учащихся и организовать познавательный и развивающий досуг.

Учащиеся должны понимать и осознавать, что работа по изданию газеты может научить их:

•        проводить социологические исследования, рейтинги, опросы;

•        брать интервью и знакомиться с интересными людьми;

•        опубликовывать в газете свои интервью и заметки;

•        проводить конкурсы и праздники;

•        использовать для работы компьютерную и цифровую технику;

•        общаться со сверстниками и людьми старшего поколения;

•        узнавать много нового и интересного;

•        получать удовольствие от проделанной работы.

Родителей тоже можно "зажечь" идеей издания газеты. Издание газета дает родителям:

•        возможность почувствовать сопричастность к жизни ребенка;

•        осознание того, что твой ребенок понимает актуальность своей роли и учится принимать решения;

•        возможность изучить новые программы и получить дополнительные знания об основах издательского дела;

•        возможность провести дополнительное время со своими детьми;

•        неоценимое наслаждения от создания совместного продукта с собственными детьми.


3. Газета "Новый взгляд" как форма творческого саморазвития учащихся

В 2016 году в Доме детского творчества открылось новое направление работы - Детское информационное агентство "Поколение.ru", которое в том числе и отвечает за выпуск детской газеты "Новый взгляд".

Наша газета – плод совместных усилий неравнодушного, активного, деятельного и творческого коллектива единомышленников из числа детей, педагогов, администрации учреждения.

Газета, выпускаемая детьми, даёт им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном коллективном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении. Кроме того, совместная работа помогает детям наладить систему новых отношений, помогающую выявить их способности, профессиональные качества, определиться в мире профессий. Таким образом, в подобном объединении решается важная задача допрофессионального образования и профессионального самоопределения старшеклассников.

По моему мнению, газета создаёт особые условия для активного включения детей в окружающую их социальную среду. Какую бы профессию учащиеся ни выбрали в будущем, полученные знания и умения пригодятся им всегда. Совместная работа по созданию газеты способствует экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и чётко, реализации потребности в коллективном творчестве, которая укрепляет связи с ближайшим социальным окружением.

На страницах прессы освещаются разнообразные события из жизни Дома детского творчества, его творческих коллективов, а также жизни города, тем самым давая возможность каждому проявить свою активность, внести свой вклад в общее дело, наполнить свою жизнь общественно значимым содержанием.

Эмблемой газеты стало изображение детей на земной шаре, держащихся за руки. Дети символизируют молодость и юность, земной шар - это символ объединения и единения. Эти символы были выбраны не случайно, ведь название газеты "Новый взгляд" - взгляд современного молодого поколения, другой "новый" взгляд на разные жизненные ситуации и события.

Работа творческого объединения строится на основе общеразвивающей программы дополнительного образования, основная идея которой - развитие личности ребёнка и его творческих способностей через работу Детского информационного агентства и создание необходимых условий для самореализации и самоутверждения личности.

Программа призвана помочь учащимся проявить свои творческие способности, развить умения, помогающие правильно и грамотно излагать свои мысли, прочувствовать ответственность за результаты своего труда, приобрести навыки работы в коллективе единомышленников.

Коммуникативная направленность обучения этой программы даёт учащимся возможность общаться и взаимодействовать, а деятельностный характер позволяет каждому научиться работать как индивидуально, так и в коллективе. Занятия по данной программе предполагают личностно-ориентированный подход, с помощью которого ярче раскрываются индивидуальные особенности учащихся, формируется умение свободно и творчески мыслить.

Образовательные и воспитательные задачи направлены на развитие и становление личности учащего, его самореализацию и свободное самовыражение. Грамотно сформулированные задачи создают особые условия для раскрытия литературного таланта детей и как нельзя лучше способствуют формированию у обучающихся следующих компетенций:

- личностные - знания, умения и навыки самосовершенствования;

- коммуникативные - речевые умения и навыки, взаимодействие и сотрудничество;

- информационные - поиск, обработка, отбор, использование, распространение информации;

- ценностно-смысловые - воспитание нравственности, формирование духовных ценностей, рефлексивное мышление;

- социально-трудовые - профориентация, активная гражданская и социальная деятельность;

- учебно-познавательные - логика, критическое и креативное мышление, планирование;

- общекультурные - осведомлённость в национальной и общечеловеческой культуре.

Практическим выходом реализации программы является издание информационно-познавательной газеты, а главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является подготовленный к публикации материал.

В результате к концу года учащиеся должны овладеть основными методами и приёмами корреспондентской работы, уметь грамотно излагать свои мысли, определять основные журналистские жанры и стили, составлять заметки, отчёты, интервью, репортажи. А самое главное – они должны научиться видеть необычное в обычном, работать вместе и сообща, взаимодействовать с окружающим миром на позитивной волне. Только в этом случае они станут успешными людьми, умеющими поставить чёткие цели, выбрать пути их достижения и добиться желаемого результата.


Заключение

Газета действительно играет большую роль в жизни издающих ее подростков. Она способствует взрослению учащихся, их воспитанию, а также помогает зарождению в стенах образовательного учреждения устойчивого мини-социума, действующей модели современного мира. В результате работы пресс-центра каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению задач.

Выпуск газеты – это хороший полигон для проведения профессиональных проб: профессии корректора, редактора, фотографа, журналиста, репортера, руководителя.

Для учащихся создание газеты – один из способов повышения их познавательной и творческой активности и одновременно результат проектной деятельности.

Такая работа, лично ориентирована, самомотивируема, поддерживает образовательные и воспитательные цели, позволяет учиться им на собственном опыте и опыте других в конкретном деле. А самое главное приносит удовлетворение участникам проекта газеты «Новый взгляд», видящим продукт своего труда.


Список литературы

1. Волков, И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы: [Текст] учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2012. – 144 с.

2. Гуревич, С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра [Текст] учеб. пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 288 с

3. Дымова И., Щербакова, Г. Актуальные проблемы современности и журналистика [Текст]: учеб. пособие. – М: ОГУ, 2012 год. - 132 страницы

4. Журналистика в школе. 8 – 11 классы: программа, материалы к занятиям: методическое пособие [Текст] /автор-составитель Н. А. Спирина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 207 с.

5. Корконосенко, С.Г. Теория журналистики: моделирование и применение [Текст]: учеб. пособие. – М: Логос, 2015 год. - 487 с.

6. Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналиста [Текст]: учеб, пособие. – М.: Просвящение, 2013.

7. Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио: методическое пособие [Текст] / автор-составитель Н.В. Кашлева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 154 с.

8. Смирнов, В.В. Жанры журналистики [Текст]: учеб, пособие. – М.: Филолог, 2012

9. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати [Текст]: учеб, пособие. – М.: Аспект Пресс, 2011.


Приложения

Приложение 1. Положение о газете "Новый взгляд"

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО ДДТ

Матвеева А.Г. _________

от ___________________

ПОЛОЖЕНИЕ

о газете «Новый взгляд»

Муниципального бюджетного учреждения

дополнительного образования «Дом детского творчества»

Киселевского городского округа

1. Общие положения

1.1. Газета является информационным, публицистическим, художественным печатным изданием.

1.2. Газета является печатным органом, выражающим мнение учащихся, родителей и педагогов учреждения.

1.3. Газета «Новый взгляд» - добровольная организация, в состав которой могут войти учащиеся 5 – 11 классов и педагоги.

1.4. Газета предназначена для воспитания творческих, всесторонне развитых, активных, социально зрелых личностей. Журналистская деятельность имеет огромное практическое и профориентационное значение для учащихся, способствует умению находить в жизни нравственные ориентиры.

2. Основные цели и задачи

2.1. Целью создания газеты является не просто раскрытие творческих способностей учащихся, освещение школьных событий, создание живой, активно работающей информационной среды, но и демонстрация технических возможностей новых информационных технологий в образовании

2.2. Основные задачи:

• ознакомить учащихся с текстами разных стилей и жанров, с основами их создания и редактирования, а также с особенностями подготовки газет;

• способствовать развитию навыков связной речи, умения писать статьи различных жанров и стилей, проектной деятельности, веб-технологий;

• раскрыть творческие возможности учащихся, привлекаемых в качестве корреспондентов, фотографов, дизайнеров;

• объединить в коллектив творчески мыслящих людей с целью реализации их интересов и возможностей.

3. Организация работы над печатным изданием

3.1. Работа над  газетой осуществляется на заседаниях редколлегии,  на которых определяется содержание, объем издания.

3.2.Периодичность выхода издания - один раз в месяц в течение учебного года (с сентября по май).

3.3.Тираж издания – по решению редакционной коллегии.

4. Состав и функции членов объединения газеты

4.1. Во главе газеты стоит главный редактор (руководитель  творческого объединения), который осуществляет контроль, планирование, рецензирование, корректирование поступающих материалов.

4.2. Корреспонденты занимаются поиском, сбором и передачей информации с места событий.

4.3. Фотокорреспонденты выполняют все виды фотосъемки, обрабатывают отснятые материалы, готовят материалы к выходу в печать.

4.4. Дизайнеры проводят практическую работу по художественному созданию макета газеты согласно теме выпуска, принимают подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций.

4.5. Корректор занимается проверкой текстов перед их публикацией, поиском и исправлением опечаток, грамматических и стилистических ошибок, контролем соблюдения редакционной политики.

4.6. Верстальщики осуществляют тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях.

5. Содержание газеты

5.1. Объем издания – 4-6 полос.

5.2. Основные рубрики:

  • События, факты
  • Мнение эксперта
  • Пробы пера
  • В мире интересного
  • Правила дорожного движения
  • История нашего города
  • Знакомство с людьми
  • Гимнастика ума
  • Социальная аптека.
  • Правила жизни
  • Доска объявлений
  • Проба пера
  • Поздравляем

5.3. Выпуск газеты может иметь неограниченное количество сменных рубрик.

6. Печать и формы распространения газеты

6.1. Газета печатается в здании ДДТ.

6.2. Основные формы распространения газеты:

  • стендовая – оборудован специальный стенд, где каждый желающий может познакомиться с содержанием номера газета.
  • электронная – содержание газеты дублируется на странице официального сайта ДДТ и транслируется через технические средства в учреждении.
  • печатная – распространение среди творческих объединений ДДТ.

6.3. Обязательные экземпляры газеты предоставляются в музей ДДТ и архив учреждения.

7. Прекращение деятельности газеты

7.1. Деятельность газеты может быть прекращена в результате невыполнения возложенных на редакцию газеты функций.


Приложение 2. Словарь терминов

•        Верстка - размещение текста и графики на определенном формате

•        Полоса - формат, на котором ты будешь работать. Может быть любого размера

•        Гарнитура - тип шрифта

•        Колонка - часть текста

•        Кегль - размер шрифта

•        Залить текст - поместить текст в графический блок

•        Интерлиньяж - расстояние между строками

•        Пункт - единица измерения в полиграфии

•        Модульная сетка - невидимая структура страницы

•        Средник —  расстояние между колонками.

•        Линейка —  черточка любой толщины, разделяющая материалы.

•        Чердак — материал, размещаемый в верхней части страницы, по ширине превышает больше половины страницы (2/3), по высоте треть–четверть.

•        Подвал — материал внизу страницы.

•        Окно — текстовый или изобразительный материал, заверстанный в форме прямоугольника в верхнем правом углу. Окно отделяется линейками сверху и сбоку.

•        Фонарь — материал, размещенный по центру или внизу полосы на 2–3 колонки, причем высота фонаря больше, чем ширина. Отделяется линейками.

•        Стояк — текст, занимающий всю высоту полосы, занимает 2–3 колонки.

•        Уголок— материал, помещенный в любой из углов страницы, кроме правого верхнего.

•        Подверстка — текст или иллюстрация, которыми занимают свободное место под статьей для соблюдения высоты колонок.

•        Колонтитулы — обязательный элемент, который присутствует на каждой странице, кроме первой. Колонтитул содержит выходные данные газеты: название, номер, дату.