Разработка модели структуры тренировочных нагрузок для копьеметателей в годичном тренировочном цикле, на этапе начальной специализации

Совершенствование системы подготовки спортивных резервов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл реферат 5204.71 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СТРУКТУРЫ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК ДЛЯ КОПЬЕМЕТАТЕЛЕЙ В ГОДИЧНОМ ТРЕНИРОВОЧНОМ ЦИКЛЕ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ


Совершенствование системы подготовки спортивных резервов является одной из первостепенных задач теории и практики спорта. Изучение различных сторон подготовки юных спортсменов позволило в настоящее время накопить значительный материал, который используется в тренировочном процессе. Вместе с тем, многие стороны процесса еще слабо изучены и требуют дальнейшей разработки [2, 4, 5].

В современных условиях повышение уровня спортивных достижений связано, с одной стороны, с увеличением объема и интенсивности тренировочных нагрузок, а с другой - с улучшением структуры построения тренировочного процесса. Дальнейший рост достижений в метании копья, возможность выступлений в соревнованиях в большей мере определяются постоянным совершенствованием системы подготовки спортсменов. Изучение и обобщение опыта подготовки метателей копья позволяет изучить закономерности применения тех или иных средств на различных этапах тренировочного процесса [1, 3, 4].

Так, отсутствуют научно обоснованные методические рекомендации по легкоатлетическим метаниям (планирование тренировочного процесса на разных этапах подготовки), недостаточно изучена динамика применяемых тренировочных нагрузок в многолетнем плане, а также отсутствуют примеры их годичного распределения в свете современных требований спорта.

В этой связи перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности построения годичного тренировочного цикла юных копьеметателей.
2. Исследовать динамику уровней силовой и скоростно-силовой подготовки копьеметателей в годичном тренировочном цикле.
3. Разработать модель силовой и технической подготовки копьеметателей на этапе начальной специализации.
Подготовка юных и взрослых квалифицированных легкоатлетов-метателей, как известно, значительно отличается как по своим задачам, так и по организации учебнотренировочного процесса. В то же время сложившиеся общие принципы построения тренировки не в полной мере отвечают специфике подготовки юных спортсменов [4].

Анализ данных научно-методической литературы, а также опрос ведущих тренеров г. Волгограда, работающих с метателями, показал, что в теории и методике спортивной тренировки есть несколько точек зрения на распределение тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки квалифицированных спортсменов.
Одна из концепций постепенного (плавного) повышения и снижения тренировочной нагрузки в «волнах» за определенные периоды времени чаще всего находит свое отражение в работе ведущих тренеров г. Волгограда. Следуя этой концепции, «волна» нагрузок в соревновательном периоде ниже соответствующей «волны» в подготовительном приблизительно на 10-15% по отношению к максимальному объему.

Гораздо реже, но тоже встречается концепция резкого колебания, чередования различных (малых, средних, больших) нагрузок и их параметров в отдельных занятиях и в недельных, месячных циклах тренировки. И, наконец, не нашли отражения в результатах анкетирования точки зрения: 1) концентрированного распределения тренировочных нагрузок одной преимущественной направленности на протяжении 2-2,5 месяцев (Верхошанский Ю.В.); 2) равномерного распределения тренировочных нагрузок силовой и технической направленности как в подготовительном, так и в соревновательном периоде (Бондарчук А.П.); 3) построение годичного цикла по принципу маятника (Аросьев Д.А.).

Отсутствие последних точек зрения по вопросу распределения тренировочных нагрузок силовой и технической направленности в результатах опроса тренеров объясняется, по всей видимости, тем, что данные варианты распределения в большей мере приемлемы для квалифицированных спортсменов-метателей, опрошенные же тренеры работают с юными спортсменами. Кроме того, принцип концентрации нагрузок (объем нагрузки увеличивается более чем на 10% по отношению к среднемесячной величине) для юных метателей неприемлем не только из-за малой его эффективности, но из-за опасности перегрузки систем организма и травматизма опорно-двигательного аппарата при применении длительных нагрузок силовой направленности. Длительные силовые нагрузки отрицательно сказываются на состоянии сердечно-сосудистой системы юных метателей. Артериальное давление спортсменов повышается до 130-150 мм.рт.ст. и удерживается в течение всего периода применения концентрированных силовых нагрузок. Кроме того, подъем тяжестей большего веса сопровождается компрессионным воздействием на опорно-двигательный аппарат и, особенно, на позвоночник, вызывающим деструктивные его изменения. После подъема предельного веса рост атлета уменьшается на 2-3 см вследствие компрессорного воздействия тяжести на опорнодвигательный аппарат, и, особенно, на позвоночник, восстановление роста происходит через 2-3 минуты отдыха.

И еще немаловажный фактор, свидетельствующий не в пользу концентрированных нагрузок. Концентрированное распределение нагрузок приводит к адаптации организма юных спортсменов к повышенным нагрузкам. Разница в объеме тренировочных нагрузок при волнообразном и концентрированном распределении достигает значительных величин. На примере метателей разница в силовой подготовке в одном занятии составляет 5-6 тонн, в недельном цикле - 14-15 тонн. Преждевременный выход спортсменов на повышенные объемы тренировочных нагрузок нередко приводит к перенапряжению, перетренированности, травмам и, как следствие, к вынужденному уходу молодых метателей из спорта.

В процессе исследования нами изучалась динамика распределения средств силовой и технической направленности в годичном тренировочном цикле. Для этого были выбраны 2 тренировочные группы равнозначные по уровню подготовленности. Первая группа тренировалась по методике с использованием волнообразного распределения нагрузки за определенные периоды тренировки. Причем в этой группе прослеживалась установка на опережающую направленность физической подготовки над технической.

Большие по объему тренировочные нагрузки, направленные на развитие физических качеств, в частности силовых способностей, выполнялись в подготовительном периоде, а большие по объему нагрузки, направленные на совершенствование техники основного соревновательного упражнения, - в конце подготовительного, начале соревновательного периодов.

Вторая группа тренировалась по методике с использованием резкого колебания чередования различных (малых, средних, больших) нагрузок в отдельных занятиях и в недельных, месячных циклах тренировки.
Результаты динамики основных средств подготовки в обеих группах представлены в таблицах 1 и 2.

Помесячная динамика основных средств подготовки метателей 2-ой группы не имеет какой-либо системности, поэтому мы в своей работе ограничились анализом проделанной работы в первой тренировочной группе.

Из таблицы 1 видно, что объем бросковых упражнений имеет тенденцию к увеличению в первом подготовительном периоде от 302 бросков в сентябре до 561 броска в декабре. После чего в первом соревновательном периоде происходит его уменьшение до 259 в январе и 346 бросков в феврале. Начало второго подготовительного периода характеризуется большими исходными величинами относительно первого. Далее происходит увеличение до начала второго соревновательного от 432 бросков до 561 броска. По окончании второго соревновательного периода объем бросковой работы снижается до 302 в июне и 173 в июле. Все это свидетельствует о плавном повышении объемов бросковых упражнений в подготовительных периодах и снижением их в соревновательных.

Динамика объемов работы силовой направленности имеет такой же характер, как и работа над совершенствованием технического мастерства. В первом подготовительном периоде происходит плавное увеличение от 59,6 в сентябре до 85,8 тонн в декабре. В первом соревновательном происходит снижение до 26,4 и 33,0 тонн в январе и феврале соответственно. Далее опять наблюдается повышение до конца подготовительного периода до 85,8 тонн и снижение ко второму соревновательному периоду до 39,6 в июне. В июле минимальный объем силовой работы - 19,8 тонн.

Динамика основных средств подготовки метателей копья 1 группы

 

Динамика основных средств подготовки метателей копья 2 группы

Динамика объемов работы с отягощениями локального воздействия имеет примерно такой же характер. Причем, весьма очевидной является опережающая направленность физической, в частности, силовой подготовки по отношению к технической.

Параллельно нами изучалась динамика уровня силовой и скоростно-силовой подготовленности метателей в годичном тренировочном цикле. В качестве критериев оценки были выбраны результаты в тестах: бросок ядра снизу двумя руками вперед, жим лежа, прыжок в длину с места, бег на 30 м. Исследовались показатели только в первой тренировочной группе.

В результате исследований установлено, что все показатели, характеризующие силовую и скоростно-силовую подготовленность улучшаются от начала до конца 1 -го подготовительного периода, при этом показатели силы (жим лежа, бросок ядра) достигают своего пика в конце 1 -го подготовительного периода, в начале 1 -го соревновательного периода. После чего происходит некоторая стабилизация и даже не существенное, но снижение в соревновательном периоде. В начале 2-го подготовительного периода опять наблюдается некоторое улучшение в показателях и далее снижение почти до конца 2-го соревновательного периода. Что касается скоростной подготовленности, то от начала 1 -го подготовительного периода до начала соревновательного происходит вначале умеренное, затем существеннее улучшение. В дальнейшем наблюдается стабилизация почти до конца 2-го соревновательного периода. Уровень скоростносиловой подготовленности растет почти до конца 1 -го соревновательного периода, после чего происходит умеренное его снижение и стабилизация.

Таким образом, следует сказать, что, несмотря на то, что в конце сезона показатели силовой и скоростно-силовой подготовленности выше лучших показателей предыдущего сезона, своих лучших значений они достигают в конце подготовительных периодов.

В соревновательных периодах наблюдается их существенное снижение, т.е. к началу соревновательных периодов достигнутый уровень максимальных силовых и скоростно-силовых показателей снижается к тому времени, когда спортсмены начали входить в состояние спортивной формы в основном соревновательном упражнении.

Анализ результатов наших исследований показал, что у большинства метателей объем нагрузки в месячных циклах колеблется от 4 до 13% от общего годового объема. В связи с этим, за признак волнообразного увеличения нагрузки были приняты показатели в диапазоне от 4-5 до 13%. Если 100% годовой объем нагрузки разделить на 11 месяцев, то 9,1% можно считать средним объемом нагрузки в месячном цикле подготовки. Нижняя граница, с которой начинается отсчет нагрузки, равная 4-5% от годового объема, будет характеризовать малый объем, а верхняя граница, равная 13% от годового объема, - максимальный. Нагрузки в месячном цикле свыше 13% можно считать нагрузками концентрированного увеличения. Анализ динамики объемов тренировочной нагрузки, а также уровня силовой и скоростно-силовой подготовленности свидетельствует о состоятельности и 1 -го и 2-го варианта распределения объемов тренировочных средств в годичном цикле. Однако мы решили в своем проекте тренировочной программы подойти к этой проблеме несколько иначе.

В нашем проекте за основу была взята установка на опережающую направленность технической подготовки по отношению к силовой. Большие по объему тренировочные нагрузки, направленные на совершенствование техники основного спортивного упражнения, должны выполняться в подготовительном периоде, а большие по объему нагрузки, направленные на развитие максимальной мышечной силы, в конце подготовительного, начале соревновательного периодов.

Тренировка с увеличивающимися весами отягощений как средство повышения силы и использование приобретенной силы в основном движении - разные компоненты спортивного совершенствования. Для эффективного использования общей силы в структуре движения необходима специфическая нейромышечная координация. Чем выше степень специфичности, тем быстрее произойдет утилизация добавочной силы в основном движении. Вот почему подготовительный период необходимо посвящать работе над совершенствованием техники движений. Такое распределение позволит лучше реализовать принцип постоянного развития силовых качеств в технике движений. На этом основано положение о необходимости улучшения личных достижений в одном из силовых упражнений на этапе подготовки к ответственным соревнованиям. Спортсмены за сезон, как правило, имеют 18-22 старта. Относительно небольшие объемы соревновательной и тренировочной нагрузки в летний период неизменно приводят к снижению темпов развития спортивной формы и нивелируют значение работы, проделанной в подготовительном периоде. Эволюция методики подготовки в зимний период в настоящее время продолжается в сторону увеличения объемов нагрузки технического характера. На основании экспериментальных исследований и теоретических данных была предпринята попытка разработки рациональной структуры тренировочных нагрузок юных метателей копья.

Данный годичный цикл имеет «трехгорбое» построение с большим объемом нагрузки в январе, апреле и июне, т.е. перед зимними, весенними соревнованиями и в середине летнего соревновательного периода. В зависимости от календаря соревнований большие по объему тренировочные нагрузки могут сдвигаться, но не более чем за месяц до основных соревнований. Характер и величина нагрузки в месячных циклах отражают смысловую направленность тренировочного процесса.

В разработанной модели четко видна опережающая направленность в подготовительном периоде средств технической, а в соревновательном периоде - средств силовой подготовки. Результаты же предварительных исследований (таблицы 1 и 2) показывают, что в практике подготовки метателей традиционно применяется иной вариант: почти весь подготовительный период спортсмены занимаются силовой подготовкой, а соревновательный - технической.

В нашем варианте силовая нагрузка почти до конца подготовительного периода носит умеренный характер, т.е. применяются средние веса отягощений. Силовая нагрузка является необходимым фоном, на котором выполняются значительные объемы нагрузок, направленные на совершенствование техники метаний. Физическая подготовленность юных метателей уже через 2-2,5 месяца восстанавливается до лучших показателей предыдущего года, и к моменту весенних соревнований спортсмен выходит на более высокий уровень физической подготовленности. Этим как раз и объясняется «трехгорбое» построение с большим объемом нагрузок в январе, апреле и июне, т.е. перед зимними, весенними соревнованиями и в середине летнего соревновательного периода.

Таким образом, разработанная нами модель распределения тренировочных нагрузок и средств подготовки юных метателей в годичном цикле будет способствовать не только удержанию достаточного уровня физических качеств в соревновательном периоде, но и будет способствовать дальнейшему их приросту, что должным образом будет выражаться в стабильности результатов в летнем соревновательном периоде.

Литература

1. Верхошанский, Ю.В. Теория и методология спортивной тренировки: Блоковая система тренировки спортсменов высокого класса / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры, 2005. - № 4. - С. 2-14.
2. Матвеев, Л. П. Модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки / Л.П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 3. - С. 28 - 37.
3. Новиков, А.А. Тенденции исследования соревновательной деятельности в спорте высших достижений. Современный олимпийский спорт / А.А. Новиков, Б.Н. Шустин // Тез. докл. межд. науч. конгресса (Киев. 10-15 мая 1993 г.) - Киев, 1993. - С. 167-170.
4. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте /
В.Н. Платонов // Общая теория и ее практические приложения. - Киев: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
5. Суслов, Ф.П. Структура годичного цикла тренировки в скоростно-силовых видах спорта / Ф.П. Суслов, B.C. Рубин, Т.Т. Селиванова, Б.Н. Шустин // Научноспортивный вестник. 1996. - № 5. - С. 7-10.