Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению развития личности: «Подготовка к олимпиаде по русскому языку» для 7 класса

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников (7 класс) по общекультурному направлению

 

Цель программы: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся при формировании коммуникативных компетенций и нравственных ценностей.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_7_reshenie_olimpiadnyh_zadach.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  Гимназия №63 Калининского района

  Санкт-Петербурга

«РЕКОМЕНДОВАНО»

                                                                                                                                                 

Методический Совет ГБОУ Гимназии №63

Протокол №______ от ___.______________20….г.

Руководитель МО ________ /_______________/

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по ВР

Гулевич И.А._____________

____.______________.20…..г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ Гимназии №63

Туманова О.Г. ____________

_____._____________.20….г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

по  общекультурному направлению развития личности:

«Подготовка к олимпиаде по русскому языку»

для 7 класса

(1 час в неделю, 17 часов в год)

Учитель-составитель: Гончаренко Елена Валериевна

   

               

2016 - 2017 учебный год

Пояснительная записка

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности  школьников (7 класс) по общекультурному направлению

Цель программы: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся при формировании коммуникативных компетенций и нравственных ценностей.

Программа направлена на:

  • Развитие речевых способностей;
  • Развитие образного мышления;
  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
  • Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) -  для формирования здорового образа жизни.  
  • Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

Задачи:

  • Организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся совместно с общественными организациями, театрами, библиотеками, семьями обучающихся.
  • Включение обучающихся в разностороннюю деятельность.
  • Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
  • Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
  • Организация информационной поддержки учащихся.

Общие принципы деятельности учителя

При реализации целей и задач программы учитель  проводит входную диагностику личностного роста школьников (определяет развитие гуманистических ценностей, отношений ученика к миру, другим людям, самому себе, фиксирует жизненные приоритеты и предпочтения ученика), подбирает такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результатов определённого уровня, выстраивает логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого, проводит текущую диагностику сформированности универсальных учебных действий, в конце курса диагностирует результативность и эффективность внеурочной деятельности

Особенности реализации программы

  • Включение учащихся в активную деятельность.
  • Доступность и наглядность.
  • Связь теории с практикой.
  • Учёт возрастных особенностей.
  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Структура программы

Основным принципом построения программы является самодостаточность и законченность каждого занятия, т.е. обучающийся приобретает и реализует определенный навык в рамках одного конкретного занятия.

Ориентировочные формы организации внеурочной деятельности

  • Мастерские
  • Уроки-практикумы
  • Разработка проектов.
  • Лекции
  • Тренинги

            Семинары

Форма и критерии достижения предметных результатов

В течение полугодия ученики осваивают разнообразные формы словесного творчества, проводят работу над краткосрочными проектами, участвуют в театральной, экскурсионной деятельности, тренингах, мастерских и т.д., в результате чего у них должны сформироваться определенные коммуникативные навыки, мотивация к творческой словесной деятельности, саморазвитию.

Предполагаемые результаты реализации программы

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам литературы и культуры, к людям других поколений и социальных групп; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе; о возможностях творческого и образного мышления.

2. Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к культурным ценностям и  позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному слову, родной культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт самообслуживающей деятельности; опыт культуросберегающей деятельности; опыт охраны памятников истории и культурыопыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей, опыт создания индивидуального и группового творческого продукта.

Условия реализации программы

Нормативно-правовая основа

  • Закон Российской Федерации « Об образовании» (2012 г.)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010 г.)

Учебно-методический комплекс

  • Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. –Спб.,2007
  • Серия «Через игру – к совершенству» -Москва, Издательств «Лист», 1997г. – Евгения Синицына «Умные слова», « Умные загадки»
  • Успенский Л.В.  Слово о словах . - Ленинград , 1971г.: Детская литература 
  • Веннецкая Ольга Евгеньевна, Федина Нина Владимировна, Вербовская Елена Владимировна
    Игры, викторины и конкурсы. Пособие для педагогов .-Издательство :Просвещение, 2003г..
  • Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/ авт.-сост. В.В. Трошин. - Волгоград: Учитель, 2007.
  • Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2008.
  • Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2007.
  • Литература. 5-7 классы: викторины, занимательный материал /авт.-сост. В. В. Духно, О. В. Сухова. - Волгоград: Учитель, 2009.
  • .  В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. Занимательно о русском    языке. Ленинград. «Просвещение». Ленинградское отделение, 1990
  • Григорьян Л. Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). Пособие для учителей. М. «Просвещение», 1976
  • Г. Александрова. Занимательный русский язык(серия «Нескучный учебник»). Санкт-Петербург, «Тригон», 1997.
  • И. Я. Бурау. Загадки мира слов. Д., «Сталкер», 1997.
  • Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995.
  • Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.
  •   http://rus.1september.ru/article.php?ID=20030480
  •  Служевская Т.Л. Уроки русской словесностипрактикум по культуре речи.- "Тускарора", 1999 
  • http://festival.1september.ru/
  • http://nsportal.ru/
  • http://www.biblus.ru/

Информационно-техническая оснащенность

  • материалы для оформления и творчества учащихся,
  • наличие канцелярских принадлежностей,
  • компьютер
  • колонки
  • проектор
  • доступ в сеть Интернет

                                                                                 

                                                                              Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

дата

Рекомендуемая форма деятельности

Основное содержание

1

. Введение. Зачем нужна речь?

1

Мастерская                                

Ознакомление с правилами поведения на занятитях.  Лекция с составлением таблиц-памяток. Презентация.

2

  В мире фонетики. Дорога к письменности. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв.

1

Урок - практикум

Решение олимпиадных заданий

3

В мире слов. или Что такое лексика?

1

Семинар –практикум.

Решение олимпиадных заданий

4

 Где хранятся слова? «Копилки слов». Типы словарей.

1

Урок –практикум.

Составление словарной статьи. Решение олимпиадных заданий

5

«Что в имени тебе моем?» Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древнерусские имена. Имена-иностранцы

1

Практикум-исследование.  

Проект «Тайна моегоимени»

6

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Пословицы. Поговорки Афоризмы.

1

Презентация. Фразеологический КВН.

. Презентация. Фразеологический КВН. Решение олимпиадных заданий

7

Путешествие по России. Диалектные слова.

1

Урок-путешествие

Анализ литературных произведений.  Решение олимпиадных заданий

8

Можно ли самому  придумать слово(неологизмы)?

1

Урок-практикум. Работа с текстом

Работа с текстом.  Решение олимпиадных заданий

9

Метаграммы, или Превращение мухи в слона.

1

Уро-игра

 Превращение одного слова в другое путем последовательной замены букв.  Решение олимпиадных заданий

10

В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка

1

Урок-практикум

Составление словарика  «Орфоэпический минимум». Решение олимпиадных заданий  

11

Из чего состоит слово? Морфемы-кирпичики.

1

Урок-практикум.

Лингвистический диктант. Решение олимпиадных заданий

12

Морфемы-иностранки.

1

Лекция

Составление алгоритмов по темам. Решение олимпиадных заданий

13

Смотри в корень!

1

Урок-игра

«Орфографический фцтбол». Решение олимпиадных заданий

14

Когда без словаря не обойтись?

1

Урок-практикум

Презентация. Работа со словарем.  Решение олимпиадных заданий

15

Как трудятся приставки? (постоянные и непостоянные приставки)

1

Диктант-игра.

Диктант-игра.  Решение олимпиадных заданий

16

Суффиксы-волшебники.

1

Лекция

Особенности олимпиадных заданий

17

Из истории  русской пунктуации. Долой однообразие!

1

Урок-практикум

Решение олимпиадных заданий