Музей Фаберже в Санкт-Петербурге.

Скворцова Екатерина Александровна

Уникальный музей посвященный творениям Карла Фаберже и его фирмы. Музей работает как культурно-просветительский и научный центр, регулярно организующий мероприятия, направленные на ознакомление широкого круга петербуржцев и гостей города с потрясающими экспонатоми русского искусства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Музей Фаберже в Санкт-Петербурге.14.52 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Музей Фаберже в Санкт-Петербурге.

Музей Фаберже— частный музей в Санкт-Петербурге, расположен в Дворце Нарышкиных-Шуваловых. Обладает не имеющим аналогов собранием русского ювелирного и декоративно-прикладного искусства XIX—XXвв. Наиболее ценные и известные предметы в коллекции музея— 9 императорских пасхальных яиц, созданных фирмой Карла Густава Фаберже. В коллекции музея, в том числе, находятся первое и последнее из императорских яиц.

Торжественное открытие музея состоялось 19 ноября 2013 года. Свои двери для широкой публики музей открыл в апреле 2014 года. Музей работает ежедневно, кроме пятницы, с 9.30 до 20.45.

Организация-учредитель музея— культурно-исторический фонд «Связь времен», созданный в 2004 году известным российским предпринимателем Виктором Вексельбергом.

Директор музея— Владимир Воронченко. Музей создан для коллекционирования, экспонирования и популяризации шедевров русского искусства. Целью создания музея является не получение прибыли, а возвращение россиянам утраченных шедевров российского искусства. Музей также работает как культурно-просветительский и научный центр, регулярно организующий мероприятия, направленные на ознакомление широкого круга петербуржцев и гостей города с историей творчества Карла Густава Фаберже.

Коллекция пасхальных яиц Фаберже.

        Фотографии всех предметов коллекции представлены на официальном сайте музея Фаберже. В Петербурге хранится  9 императорский пасхальных яиц и еще 3 пасхальных яйца  принадлежащих другим состоятельным людям – герцогине Мальборо, семье Кельрих.

        Традиция дарить пасхальные яйца производства Фаберже в высочайшем семействе Российской империи началась в 1885 году. Александр III заказал у молодого и неизвестного ювелира Карла Фаберже первое пасхальное яйцо «Курочка» для своей жены – императрицы Марии Федоровны, урожденной датской принцессы Дагмары. Карлу Фаберже заказали копию с известного в то время датского пасхального сувенира. Молодой ювелир блестяще справился с задачей и на будущий год ему заказали изготовить еще один пасхальный подарок.

        С этого момента и начинается триумфальное шествие ювелирного дома Фаберже по Европе и России. Магазины Фаберже были открыты в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе, Лондоне. Высочайшее семейство на каждую пасху заказывала у Фаберже яйцо с сюрпризом, эту моду поддержали и другие богатые люди. Карл Фаберже был не только талантливым ювелиром, но и хорошим организатором производства.

        Для простых людей фирма Фаберже изготавливала маленькие кулончики в виде яиц. Почти каждый человек мог себе позволить подарить пасхальное яйцо, произведенное на предприятии самого Фаберже, любимой. Императорская семья настолько доверяла Карлу Фаберже, что внешний вид очередного пасхального яйца всегда был сюрпризом. На изготовление одного пасхального шедевра уходил целый год, настолько это быта трудоемкая и тонкая работа.

        

  1. Рыцарский зал.

        В рыцарском зале представлены военно мемориальные предметы из серебра. Обычно такие предметы дарили командирам полков по случаю побед или по случаю торжеств и празднований. По большей части экспонаты представляют из себя огромные серебряные чаши для вина или пунша и маленькие рюмочки к ним. Есть закладные доски кораблей ВМФ Российской империи.

  1. Красная гостиная.

        В красной гостиной представлены предметы, произведенные в 1810-1840 годах первыми российскими ювелирными предприятиями. Фаберже не имеет к ним отношения. Однако эти предметы представляют интерес с точки зрения изучения развития ювелирного дела в России. Ранее таких предметом было существенно больше, многие из них были пущены в переплавку в трудные годы, тем ценнее для нас сохранившиеся экземпляры.

  1. Золотая гостиная

        В золотой гостиной представлены царские подарки. Это многочисленные табакерки, шкатулки, фоторамки, предметы не несущие в себе никакого функционального назначения и выполняющие чисто декоративные функции.

  1. Аванзал

        Кроме оригинальных произведений, созданных в единственном экземпляре по высочайшим заказам, предприятием Фаберже выпускалась продукция широкого потребления, которая была предназначена для всех слоев населения. Взглянуть на эти вещи можно в Аванзале. Это настольные часы, письменные приборы, фоторамки, пряжки для ремней. Многие вещи выполнены в технике гильоширования – нанесение на металлическую поверхность узора с последующим покрытием цветной эмалью. Данные часы специально были произведены для барона Ротшильда в цветовой гамме, используемой бароном на скачках в Дерби.

  1. Белая и голубая гостиная

        В Белой и Голубой гостиной выставлен русский фарфор XIX века – тарелочки расписанные розами из сада Жозефины Богарне и металлическая посуда покрытая разноцветными эмалями, много вещей в стиле русского модерна производства Ф.Рюкерта. Он сотрудничал с ювелирным домом Фаберже.

  1. Выставочный зал

        В Выставочном зале  расположена экспозиция камнерезных изделий  Фаберже. Стены этого зала украшают полотна русских мастеров XIX века, например, большая картина «Суд Париса» кисти Константина Маковского. За это произведение автор был удостоен Большой Золотой медали и ордена Почетного Легиона на Всемирной выставке 1889 года в Париже. Именно для этой выставке была возведена знаменитая Эйфелева башня.

  1. Готический зал

        Готический зал украшают русские иконы в богатых окладах. В этом зале выставлены Царские врата, живопись на них датируется 1600 годом, это самый старинный экземпляр коллекции в настоящее время. Ранее в Готическом зале располагался кабинет хозяина особняка.

  1. Верхняя буфетная

        Верхняя буфетная поразила меня современнейшим музейным освещением. такого чуда я еще нигде не видела, даже в музеях Вены, коих в нашем Венском путешествии посетили не мало. В Верхней буфетной царит полумрак, освещены только картины прожекторами, подвешенными к потолку. Создается впечатление, будто картины светятся изнутри. Произведениям импрессионистов как нельзя кстати подобное освещение.

        

        После революции предприятие Фаберже закрылось, основатель – Карл Фаберже был вынужден бежать из России и скончался в Лозанне в 1920 году в возрасте 74 лет. Архив фирмы был безвозвратно утрачен, многие секреты ювелиров пропали.

        

  1. Ссылки на публикации/сюжеты о музее:

http://topspb.tv/news/news44397/

http://www.regnum.ru/news/cultura/1804639.html

http://www.theartnewspaper.ru/posts/740/

http://topspb.tv/news/news44397/