ООД на тему: "Прекрасен севера мотив"

Данное занятие проводилось в рамках участия в районном конкурсе "Сердце отдаю детям"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_vpapku_dlya_zhyuri.docx40.35 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка занятия по теме: «Прекрасен севера мотив».

Объединение: «Северные мотивы»

Педагог ДО: Камина Оксана Владимировна.

Раздел 2: Знакомство с развитием истории народов ханты и манси.  

Тема занятия: «Прекрасен севера мотив».

Цель: Знакомство с  декоративно-прикладным творчеством малочисленных народов севера.

Задачи:

Дать детям представление о Ханты- Мансийском автономном округе - Югре.

Развивать умение детей пришивать орнамент при помощи бисера.

Воспитывать   у детей интерес к культуре малочисленных народов севера.

Тип занятия: усвоение новых знаний и навыков.

Методы обучения: объяснительный, демонстрационный, практическая часть, закрепление темы.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Материально-техническое оснащение:

Ткань, бисер ножницы, нитки, иголки, презентация при объяснении нового материала.

Оборудование и материалы:

         Для педагога:

                Для обучающихся:

Инструменты и материалы:

  1. ткань:
  2. нитки;
  3. иголка;
  4. ножницы;
  5. картон;
  6. для демонстрации презентации занятия: экран, мультимедиапроектор, флэш - карта с презентацией;
  7.  демонстрационный материал: выставка работ учащихся объединения «Северные мотивы».

Инструменты и материалы:

  1. ткань;
  2. нитки;
  3. иголка;
  4. ножницы;
  5. картон;
  6. схема изготовления изделия.

.

Этапы занятия:

Организационный момент

2 мин

Актуализация знаний

5 мин

Введение в практическую деятельность, инструктаж по технике безопасности

5 мин

Практическая работа.  Физминутка

22 мин

Контроль

5мин

Закрепление темы, анализ работ

2мин

Подведение итогов занятия

2 мин

Информационная карта занятия

Название этапа занятия

время

Методический инструментарий педагога

Содержание деятельности учащихся

Результат деятельности

1.Организационный.

2

   а)  взаимное приветствие;

   в)  организация внимания.

Организация рабочего места.

Эмоциональный настрой на восприятие, готовность  к занятию

2. Актуализация знаний.

5

Знакомство  с ХМАО

Просмотр  портретов, предметов прикладного  творчества

Просмотр мультимедийной презентации.

Участие в обсуждении.

Мотивация к деятельности.

3. Введение в практическую деятельность, инструктаж по технике безопасности.

5

Целеполагание. Инструктаж по технике безопасности.

Инструктаж по выполнению работы.

Принятие цели, инструктажа.

Алгоритм выполнения работы.

Настрой на работу.

5. Практическая  работа. (Физминутка)

22

Объяснение задачи. Наблюдение за ходом работы. Индивидуальная помощь, коррекция. Организация физминутки.

Поэтапное выполнение  задания по алгоритму.

Выполнение физминутки.

Индивидуальное изготовление работы. Смена видов деятельности

 6. Контроль.

5

Наблюдение за ходом работы. Индивидуальная помощь, коррекция.

Самоконтроль, взаимоконтроль

Готовое изделие

7. Закрепление темы. Анализ.

2

Анализ работы:     Сопоставление цели и результатов.

Обсуждение работы.

Закрепление знаний.

8. Подведение итогов, и оценка работ.

2

Оценка работ в целом и каждого в отдельности.

Самооценка.

Достижение цели. Оценка работ.

Ход занятия:

Вводная часть:

1.Организационный момент- 2 минуты

Здравствуйте ребята! Рада встрече с вами. Меня зовут Оксана Владимировна. Я живу и работаю в поселке  Излучинск. Сегодня я хочу предложить вам отправиться в интересное путешествие,  где мы узнаем много нового и интересного о нашем крае.

Тема нашего занятия: «Прекрасен Севера мотив».

Послушайте стихотворение:

На тысячи верст вековая тайга
И кедры могучие, как обелиски.
Частица России с названьем Югра
Известна как округ Ханты-Мансийский.
Бескрайний приветливый северный край,
Вобравший друзей и далеких, и близких,
Сургут, Нижневартовск, Излучинск, Урай -
И все это округ Ханты-Мансийский.

2.Основная часть. Актуализация знаний.

Исторические сведения.-5 минут.

Это стихотворение о нашем Ханты-мансийском автономном округе. 

Ханты-Мансийский автономный округ расположен в центральной части Западно-Сибирской равнины. Его территория составляет 534,8 тысяч квадратных километров, численность населения более 1490 тысяч человек. Административный центр Ханты-Мансийского автономного округа – г. Ханты-Мансийск. Расположен он в живописном месте на семи холмах недалеко от слияния двух великих сибирских рек - Иртыша и Оби.

Ребята, а какие народы проживали здесь  раньше?

Своим названием округ обязан коренным жителям - ханты и манси. Эти люди издревле живут на земле, которую раньше называли Югрой, или Югорией. «Югра» в переводе с хантыйского языка означает «люди на воде». Ханты и манси издавна кочевали на просторах Западной Сибири, селились по глухим лесам в среднем течении реки Оби. Ныне на территории округа проживают не только его коренные жители, но и русские, татары, башкиры и множество людей других национальностей. Богатство нашего  края – во взаимодействии национальных культур, в бережном и уважительном отношении к традициям разных народов, в почитании обычаев предков. Познавая край, в котором мы живем, открываем для себя много нового и интересного. Расширяется не только наш кругозор, мы еще больше начинаем любить свою малую родину. Чтобы иметь бесспорное право называться жителями Ханты - Мансийского автономного округа, мы должны усвоить то культурное наследие, что досталось нам от людей, живших задолго до нас.

Ребята,  а чем  славится наш округ? (ответы)

Славится наш округ не только красотой природы, ее богатством, но и людьми, проживающими на его территории.

Ребята, а каких знаменитых людей из представителей коренных народов  вы знаете, которые проживают в нашем округе? (ответы детей)

Гордостью Югры является его известные поэты и писатели: Еремей Айпин, Юван Шесталов, Андрей Тарханов, Анна Конькова, Роман Ругин, Юрий Вэлла, Микуль Шульгин. 

Проживают в нашем округе так же и люди, которые хранят традиции, обряды  и обычаи своего народа хранят его ремесло. Таких людей в народе называют мастерами и мастерицами.

Ребята, в нашем округе   проживают такие мастерицы как Нимперова Анна Петровна мастер хантыйского декоративно-прикладного творчества, проживает на родовых угодьях расположенных на реке Ай-Пим,  Бондаренко Фекла Семеновна - народный мастер России, мастер народных промыслов Югры.

Мастера и мастерицы создавали и продолжают создавать  красивые предметы, домашнюю утварь посуду, средства передвижения, орудия труда. Это всё предметы декоративно - прикладного творчества малочисленных народов севера: туесок, облас, подволоки,  сумочки - тучан.

А такие изделия сшили дети посещающие объединение «Северные мотивы» (показ выставки)

Ребята, посмотрите! Я держу в руках необычный предмет. А называется он оберег.

Кто знает,  что такое оберег? (ответы детей)

Оберег - это предмет или символ, призванный защищать своего владельца и его дом от бед, приносить в дом счастье и достаток. В тяжелых условиях Севера объясняется  потребность человека в поддержке и помощи.

Такими помощниками и были амулеты и обереги. Они защищали на охоте, на рыбалке увеличивали улов рыбы. У северных народов существует много разных оберегов и амулетов. Некоторые обереги шили из ткани. При его создании мастерица пришивала орнамент в середину изделия. Вот так выглядят орнаменты народов ханты и манси.  Каждый орнамент имеет свое название: Это орнамент «Медведь», «Зайчьи уши», «Выдра», «Кедровая шишка». Сегодня мы с вами тоже будем мастерицами и сошьем оберег. Его вы сможете подарить близким и родным вам людям, а можете оставить себе, и он будет вас хранить. Используем мы орнамент глухарка и медведь. Орнамент медведь символ природной силы и мощи. Он охраняет членов семьи от болезней, разрешает возникшие между ними споры.

Мастерица, взявшаяся за изготовление орнамента с изображение медведя: «Медвежьи уши», «Молодой медведь», «Медвежий позвоночник», «Медвежий след», обязана применить его, по всем правилам, на семи предметах. Используют этот орнамент в украшении мужской одежды: на рукавах малицы, парки, на подоле, капюшоне и так далее. Другой орнамент называется «Глухарка». Образ птицы один из центральных в искусстве народов Сибири. В нём сосредоточена связь трех частей Вселенной: неба (Верхний мир), земной тверди (Средний мир) и водной глуби (Нижний мир). В образе птицы представляется душа человека. Во сне душа обладателя амулета с изображением птицы неуязвима для злых духов.  Глухарь – хранящий сон. По поверьям народа ханты изображение глухаря считается детским оберегом, он охраняет душу  ребенка во время сна.

3.Введение в практическую деятельность, инструктаж по технике безопасности.- 5 минуты

Молодцы! Можно приступать к практической работе.

Перед работой давайте с вами повторим технику безопасности при работе с иглой и ножницами.

  1. ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены;
  2. хранить ножницы в определенном месте (коробке или подставе);
  3. при пользовании ножниц, нельзя отвлекаться, быть максимально внимательным и дисциплинированными;
  4. передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия;

5.  убедиться в отсутствии ржавых и гнутых иголок;

6.  не брать иголки и булавки в рот, не вкалывать в одежду;

7.  не оставлять иголки и булавки на рабочей поверхности стола;

  1. по окончании работ убрать все иголки и булавки в специальные коробки и подушечки.

5. Практическая работа-22 минут

А теперь слушайте и смотрите внимательно. Начинаю объяснение технологии пошива оберега.

  1. Сначала я беру иголку;
  2. Затем беру ткань круглой формы;  
  3. Нахожу  на этом круге  середину и прикладываю на середину орнамент;
  4. Иглой я прокалываю ткань и орнамент и  при помощи бисера пришиваю  орнамент к основе;
  5. Когда орнамент в нескольких местах скреплен с основой,  я пришиваю  по краю полоску с зубчиками,  используя бисер.
  6. Пришиваю  из тесьмы петельку;
  7. С изнаночной стороны  наклеиваю круг, что бы не было видно швов.

Вот мой оберег и готов. Посмотрите ( показ готового изделия).

А сейчас  приступайте к пошиву оберега. Ребята, помните, ваши изделия должны получиться аккуратными, при пришивании бисера нитку должно быть не видно, вы должны не только начать работу,  но и закончить ее.

Если вам будет трудно, то вы сможете попросить меня вам помочь.

Ребята,  вы наверно устали. Я предлагаю вам поиграть в игру: «Изобрази животное».

Физминутка: «Изобрази животное»- 2 минуты.

Ребята, я сейчас буду говорить название животного, а вы должны его изобразить.

Учащиеся изображают животных.

Можете продолжить работу.

6. Контроль - 5 минут

Давайте ребята посмотрим, какие обереги у нас получились, соответствуют ли они заданным критериям:

  • Аккуратность:
  • Нитка не видна;
  • Законченность работы

Посмотрите, какое изделие получилось у рядом сидящего человека. Оцените его работу.

Вывод:

Молодцы! Вы хорошо потрудились, а сейчас расскажите,  как вы  шили оберег?

7. Закрепление темы. Анализ- 2 минуты

1. Для чего предназначались обереги?

2. Какой орнамент вы  использовали при пошиве оберега?

3.Какие материалы использовали?

4.Каких критериев вы придерживались при пошиве изделия?

Давайте рассмотрим, что у нас получилось. Ваши работы пошиты аккуратно. Вы правильно пришили бисер  к орнаменту и тесьму.

8. Подведение итогов- 2 минуты

Что полезного вы почерпнули из сегодняшнего занятия?

Что  понравилось вам? (ответы детей)

Знакомясь с интересной культурой народов ханты и манси, вы сможете создать своими руками еще много красивых изделий.

Спасибо за урок.  Наше занятие подошло к концу.

Самоанализ  занятия

Педагог: Камина  О. В.

Объединение:  Северные мотивы

Группа  первого года обучения

Количество  учащихся:  7 человек

Возраст  учащихся:  10-12 лет

Раздел  программы: Знакомство с развитием истории народов ханты и манси.  (32часов)

Тема:  «Прекрасен севера мотив»

Данное  занятие  является  водным, На  занятии  происходит   знакомство  с   культурой малочисленных народов севера.  Дети  учатся   пришивать  детали  изделия  используя  такой материал как бисер.

Понятия для  закрепления:  орнамент, оберег.

Цель  изучения  темы:  Знакомство с  декоративно-прикладным творчеством малочисленных народов севера.

Задачи:

Дать детям представление о Ханты- Мансийском автономном округе - Югре.

Развивать умение детей пришивать орнамент при помощи бисера.

Воспитывать   у детей интерес к культуре малочисленных народов севера.

Этапы занятия:

Организационный момент

2 мин

Актуализация знаний

5 мин

Введение в практическую деятельность, инструктаж по технике безопасности

5 мин

Практическая работа.  Физминутка

22 мин

Контроль

5мин

Закрепление темы, анализ работ

2мин

Подведение итогов занятия

2 мин

Моделирование  образовательной  деятельности  на  занятии:

Содержание  занятия  соответствует  программе  первого года  обучения  дополнительной рабочей программы  «Северные мотивы».  При  планировании  учтены  реальные  возможности  детей.  Преобладающий  уровень  учебно  -познавательной  деятельности  репродуктивный,  так  как  учащиеся  являются  учениками    средней школы.

Выбранная  структура  занятия  рациональна  для  решения  поставленных  задач.  Это  позволяет  чередовать  различные  формы  работы: беседа,  практическая  работа.

Виды  деятельности: Ответы  на  вопросы,  обсуждение  предстоящей  работы.

 На  занятии были  использованы следующие   методы:

1.словессные - объяснение, рассказ,  обсуждение;

2.наглядные - показ  способов изготовления, схема последовательности изготовления; показ слайдовой презентации.

3.практические - практическая  работа;

На  занятии  были  использованы  различные  формы  организации  познавательной  деятельности

-индивидуальная  работа (каждый  делает  свою  работу)

-фронтальная  (во  время  беседы)

Высокая   работоспособность  обеспечивалась  за  счет  чередования  видов  познавательной  деятельности,  посильности  знаний и подвижной игры.

Хорошая  психологическая  атмосфера  на  занятии  поддерживалась  доброжелательным  тоном  педагога,  уважительным  отношением  друг  другу.

В информационной  карте  занятия  прослеживается  взаимосвязь  этапов  видов  деятельности,  методов  обучения и результатом  каждого  этапа.