Эссе на тему: "Я - педагог" к конкурсу "Педагогический дебют" 2017

Мацаева Алина Владимировна

Мацаева Алина Владимировна

учитель русского языка и литературы

МБОУ гимназия № 82

 

Эссе

«Я – педагог»

Какой именно смысл заложен в этом слове «педагог»? Кто в полной мере понимает, какую конкретно силу и энергию в себе оно несёт?

На самом деле это один из тех вопросов, на который нельзя дать однозначный ответ. Наверное, сколько людей, столько и мнений. И мнения эти могут зависеть от возраста, культурного уровня развития, от личного отношения к профессии и, может быть, даже от морального восприятия каждого дня.

На мой взгляд, педагог – это не просто человек. Это в первую очередь – личность. А что такое личность? Личность – человек, способный не просто мыслить и говорить, а способный быть чутким, понимающим, открытым. Ни для кого не секрет, что именно дети, с которыми нам приходится встречаться ежедневно, более тонко ощущают эмоциональное состояние тех, кто находится с ними рядом. Детей обмануть невозможно, они – это самый проницательный индикатор правды, истины, радости.

Изо дня в день, сталкиваясь с десятками детских глаз, невольно понимаешь, что они тянутся лишь к тому человеку, который способен стать им другом, быть равным им, а самое главное – быть всецело открытым к их юным сердцам, к их остроумию и любым начинаниям.

Горько осознавать, что подросткам приходится сталкиваться с равнодушием и жестокостью мира гораздо чаще, чем нам – взрослым. Мы то с вами способны проанализировать реальность, погрузиться вглубь своего сознания, подключить рационализм и тем самым побороть те опасности и неурядицы, которые довольно часто готовит госпожа Жизнь. А что происходит в такие моменты с ребёнком? Разве он способен на глубокомысленный анализ, который вынуждает заглушить любые эмоции? Ребёнок – это самое чистое, самое бескорыстное существо, которое можно встретить в этом мире. И он не способен отключать свои чувства. Он в трудную минуту погружается не в раздумья, а стремится найти выход в выплеске своих эмоций. К сожалению, далеко не всегда такие самостоятельные погружения в мир чувств и терзаний заканчиваются положительно.  Кто в такие моменты должен быть рядом? Мы – взрослые. А педагог – это тот, кто просто обязан в силу своего опыта и образования действовать на шаг вперёд, спасать прежде, чем эта помощь станет необходима.

Не хочу погружаться в рассуждения о печальных сторонах нашей жизни, лучше было бы акцентировать внимание на том, что может считаться гордостью нашего ежедневного труда.  Я уверена, что основным критерием оценивания педагогического мастерства должно считаться именно культурное и эстетическое развитие  учеников. В это понятие входят не просто навыки чтения, вычислений, письма и конспектирования. Педагог, прежде всего, должен научить детей выражать свои мысли, не бояться озвучивать собственное мнение.  Должен своим примером показать, как грамотно преподнести свою точку зрения так, чтоб за тобой последовали люди.

Рано или поздно наступает момент, когда ребёнок взрослеет и ему приходится сталкиваться с социальным неравенством, с несправедливостью и с эмоциональной борьбой ожесточённого общества. Как бы не была сурова реальность, но прошло время войн и животной агрессии. В современное время выживает не тот, кто сильнее физически, а тот, кто стоит выше предрассудков, необразованности и культурного падения. Я как педагог вижу своей прямой обязанностью – научить детей обладать культурой слова, культурой поведения, добиваться своих целей не с помощью моральных унижений и давления на других людей, а посредствам грамотного и чёткого изложения своих мыслей. Подрастающее поколение должно понимать, что для успешного жизненного взлёта не достаточно иметь большие крылья, необходимо этими крыльями управлять в полёте так, чтоб никакой ветер не смог сбить с поставленного пути.  Педагог, если он таковым является, прежде чем взглянуть детям в глаза, должен сам быть чётко нацелен на чистоту помыслов и объективность сужений. Мы не Боги, поэтому необходимо порой признавать и свои ошибки, а они бывают у каждого из нас. Нельзя бояться осуждения или упрёков, ведь дети никогда не осудят, если чувствуют искренность и заинтересованность.

Своё эссе хотелось бы закончить словами, которые пришли в голову именно в момент его написания: «Труд педагога можно сравнить с трудом шахтёра. Только шахтёр стоит у истоков земли, а педагог стоит у истоков личности».