Доклад.НЕИССЯКАЕМЫЙ ИСТОЧНИК ДУХОВНОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Тулумбаева Салима Фаритовна

Время идет вперед, оставляя в памяти народной отголоски традиций, которые когда-то составляли основу определенного этноса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tulumbaeva_s.f.doklad_2.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

НЕИССЯКАЕМЫЙ ИСТОЧНИК ДУХОВНОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

                                                                                                 Тулумбаева

                                                                                                Салима Фаритовна

 

         Время идет вперед, оставляя в памяти народной отголоски традиций, которые когда-то  в далеком прошлом  составляли основу мировоззрения определенного этноса, и  актуальность воспитания подрастающего поколения  в настоящее  время стоит как нельзя остро. В наше беспокойное время молодые люди  оказались,как выразился К.Ш. Ахияров, “в экстремальных культурно- экологических условиях”. По мнению К.Ш.Ахиярова, дети, подростки, молодежь  большую часть времени проводят вне семьи, вне родного дома. Связь  с родителями, семьей, родом, народной культурой трансформируется, что наносит непоправимый урон не только нравственному, патриотическому  и интернациональному становлению подрастающего поколения, но и, прежде  всего, их здоровью.

      Действительно, социально-экономические  потрясения последних, если можно так выразиться, десятилетий,  в корне изменили представление о семейном  укладе, об ответственности перед членами семьи и не только, о морально -этических нормах, о поведении и  воспитании. Откуда же берутся  люди, которым безразлична судьба родного языка, наши национальные традиции, наша история? Откуда такое безразличие к своим корням? Неужели  история “давно минувших дней” не интересна? Можно увидеть, и не раз,  молодежь, не знающих и не говорящих на родном материнском языке, которые  уже не смогут научить своих детей разговаривать, общаться на языке предков, не смогут передать свои чувства  и рассказать на родном языке о том, как цветут  разноцветным ковром  и благоухают на лугах цветы, как жужжит и собирает бесценный целебный  мед трудолюбивая  пчела, не будет петь на родном языке колыбельную песню  ребеночку молодая мама, не поймут и не почувствуют красоту и богатство, мягкость и лиричность  родного языка  из строк легендарных эпосов, будь это “Урал батыр “ или “Акбузат”:

 Яуға сапҡан батырҙай,                                                                                                     Алтын-көмөш эйәрле,

 Болғар тартҡы, айыллы,

Туҡымдары ынйылы,

 Тибенгеһе сәмсәле,

Болан тире таралғы,

Өҙәңгеһе көмөштән,

Эйәр ҡашы  алтындан,

Семәрләнгән аҡыҡтан,

Йылан ҡамсы ҡашында,                                                                                                         Ҡанъяғала ҡуржыны,

Ҡырпыуҙары сәхтиән,

Күмелдерек түшендә,

Арт һанында – ҡойошҡан,

Ебәк сылбыр нуҡталы,

Ҡуш ауыҙлыҡ йүгәнле,

Теҙгенен ҡашҡа шаҡарған,

Ҡырас яллы, төк сәсә,

Суртан һыртлы, тар бөйөр,

Ҡубаға һебә, ҡуян бот,

Текә тояҡ, ас яңаҡ,

Ҡамыш ҡолаҡ, киң танау,                                                                                                 Ҡарсыға түш, баҡыр күҙ,

Әтәс муйын, ҡуш урай,

Суңҡа эйәк, ҡымты ирен,

Аҡбуҙ толпар янында.   ( Отрывок из эпоса «Акбузат»)

     Материнский язык – основа основ развивающейся личности. Мать, лишившая своего ребенка родного языка, духовно порывает с ним, что в последующем  развивает в нем комплекс человеческой и этнической  неполноценности. Общеизвестно, что через родной язык из поколения в поколение передается опыт человеческой жизни, через него воспитывается молодое поколение. А ведь  в прошлом женщина играла самую главную роль,  она была душой общества (обшины), тогда как мужчина -  опора всего. По словам Р.Султангареевой, школа «Аҡ инә» обеспечивала социальный контроль морали, защиту и совершенствование  женского начала общины. «Воспитавший мальчика  - воспитывает мужчину, воспитавший девочку – воспитывает нацию», - утверждает пословица и доказывает, что первым и главным лицом в воспитании была и остается мать, и на нее возлагается большая ответственность.

   Влияние и роль народной педагогики на формирование основ воспитания подрастающего поколения огромно и бесценно. И  использование знаний этнопедагогики   поставит заслон бездуховности, национальному нигилизму, историческому беспамятству, поможет детям осознать свой гражданский долг. Народ сохранил те методы, средства, элементы и факторы  воспитательной традиции, которые действительно эффективны. Это природа, слово, поговорки, пословицы, сказки, легенды, эпосы, пожелание, благословение, заклинание, клятва, запрет, одобрение, проклятие и т.д. Можно отметить, что некоторые обычаи стали государственными: Сабантуй, Науруз, фестиваль «Русская зима» т.д. Главное не растерять те ценности в духовной культуре прошлого, которые были накоплены многими поколениями.

Р.Султангареева в своих научных трудах, анализируя башкирские йола как школа народного образования и воспитания, выделяет   главные принципы воспитания, выдержавшие испытание временем:

1. Полезное всегда ставилось выше инстинкта наслаждения.

2. Полезное (личное)всегда подразумевалось  за идеологией общины.

3. Идеология подразумевала формирование и ценность духовно сильных и их привилегии.

4. Эгоистическое «я» гармонично, без подавления личностного начала подчинялось общественному, традиционному.

5. Смена статуса и человеческой ценности происходила только по прошествии  необходимых испытаний и наказаний.

    Воспитание, формирование личности подчинялись морали, этикету, нормам рода, страны.

    В наше время современная педагогическая наука и народная педагогика взаимосвязаны. И воспитательной работе все больше и больше обращаемся  к истокам воспитания – народным традициям, которые никогда не исчезнут, а  послужат как неиссякаемый источник духовного оздоровления человека.