Воспитательная система МАУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества" "Тёплый дом"

Торшина Анна Вячеславовна

Воспитательная система "Тёплый дом" с ведущим принципом гуманистической направленности воспитания, представляет собой целостное образование, в центре которого находится воспитанник и процесс его личностного роста и самоопределения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospiatelnaya_sistema_mau_do_tsrtdyu.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное  автономное  учреждение  дополнительного  образования  детей  

«Центр  развития  творчества  детей  и  юношества  города  Новотроицка  Оренбургской  области»

                                               Утверждаю:

                                           директор  

                                                               МОАУ ДОД ЦРТДЮ

                                                                                  Карева  Татьяна Петровна

______________

Воспитательная  система

«Теплый  дом»

Разработано:

Торшина Анна Вячеславовна,

Педагог дополнительного образования

Адрес  МОАУ ДОД ЦРТДЮ:

462351, Оренбургская  область

г. Новотроицк,

улица Советская 138 «А»

                                                                                Телефон: 8(3537) 68-18-81

г. Новотроицк, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

I. Концепция  воспитательной  системы………………………………………...4

1. Актуальность, цель, задачи……………………………………………..4

2. Основные  виды  совместной  деятельности  детей  и  взрослых…………………………………………………………………………...8

3. Отношения, складывающиеся между основными субъектами воспитательной деятельности…………………………………………………..11

4. Характер  взаимоотношений  с  окружающей  средой………………12

5. Особенности  управления  воспитательной  системой………………13

II. Описание  основных  способов  достижения  целей  воспитательной  системы…………………………………………………………………………...16

III. Управление  образовательным  учреждением  как  воспитательной  системой………………………………………………………………………….17

1. Планирование  процесса  воспитания………………………………...17

2. Организация  работы  педагогических  кадров………………………17

3. Поддержка  мотивации  воспитательной  деятельности  педагогов…………………………………………………………………………17

4. Контроль  процесса  воспитания………………………………………18

V. Приложения

Приложения  к  разделу «Концепция  воспитательной  системы»

1.Символика  ЦРТДЮ

2.Буклеты  творческих  объединений  ЦРТДЮ

3.Выпуски  газеты  ЦРТДЮрик

4. Детское  самоуправление  ЦРТДЮ

5. Совет  кружковцев

6. Тематика  родительских  собраний

7. Работа  с  родителями «Социальный  паспорт»

8.Тематика  родительской  газеты

Приложения  к  разделу «Основные  способы  достижения  целей  воспитательной  системы»

1.Положениия  и  сценарии  воспитательных  мероприятий

  • Сценарий  открытия  XV городского  конкурса  чтецов, посвященного  60-летию  ЦРТДЮ
  • Буклет «60  лет  ЦРТДЮ. 15  лет  городскому  конкурсу  чтецов»
  • Сценарий  турнира  по  дзюдо  памяти  Героя  России  Константина  Ситкина
  • Положение  о  проведении  конкурсной  спортивной  игры,  посвященной  Дню  Защитника  Отечества
  • Сценарий  проведения  встречи  с  ветеранами  Великой  Отечественной  войны
  • Сценарий  открытия  фотовыставки «Семейное  увлечение»
  • Положение  о  конкурсе  исследовательских  работ  «Судьба  семьи  -  в  судьбе  страны»
  • Положение  о  конкурсе  исследовательских  работ  «История  моей  семьи»
  • Сценарий  проведения  семейного  праздника  «Теплый  дом-2009»
  • Сценарий  проведения  семейного  праздника  «Теплый  дом-2011»
  • Сценарий  городского  фестиваля-конкурса  «Юный  постановщик – 2009»
  • Сценарий  городского  фестиваля-конкурса  «Юный  постановщик – 2011»
  • Методическая  разработка  «Интеллектуально-познавательная  игра  100 %»
  • Сценарий  фестиваля  детских  театров  моды  «Арт-весна-2012»
  • Сценарий  праздника  «Посвящение  в  кружковцы-2009»
  • Паспорт  проекта  «Детский  досуговый  Центр»  в  рамках  сотрудничества  ЦРТДЮ  с  УК Холдинга  «Металлоинвест»
  • Паспорт  проекта  «Здоровым  быть  модно»  в  рамках  сотрудничества  ЦРТДЮ  с  УК Холдинга  «Металлоинвест»
  • Паспорт  проекта  «Зеленым  по  грязному»  в  рамках  сотрудничества  ЦРТДЮ  с  УК Холдинга  «Металлоинвест»

Приложения  к  разделу «Управление  образовательным  учреждением  как  воспитательной  системой»

  • Организация  ЦРТДЮ  семинаров,  совещаний,  педсоветов  по  вопросам  воспитания
  • Планирование  воспитательной  работы
  • Аналитические  материалы
  • Диагностика  воспитательной  работы
  • Сводная  таблица  результативности  работы  с  родителями
  • Результативность  участия  творческих  объединений  Центра  в  городских,  областных, российских,  международных  конкурсах

Светлый  наш  мир – добрый  наш  дом.

Нас  теплом  сердец  встречает  всегда.

Из  гимна  ЦРТДЮ

   Дом – это  ощущение

Мир,  где  вам  хорошо

  несмотря  ни  на  что

В. Хайлов

I. Концепция  воспитательной  системы

1. Актуальность,  цель,  задачи

Центр  развития  творчества  детей  и  юношества – муниципальное образовательное  автономное    учреждение  дополнительного  образования  детей. Воспитательная  система  Центра  имеет  60-летнюю  историю,  традиции,  кадры,  социальные  связи  и  материально-техническое  оснащение.

Ведущим  принципом  воспитания  в  Центре  является  принцип  гуманистической  направленности,  что  соответствует  требованиям  современного  общества  и  приоритетной  Концепции  духовно-нравственного  воспитания.  

Условия  для  реализации  принципа  гуманистической  направленности  воспитания:

  • Добровольность  включения  воспитуемых  в  различную  деятельность
  • Вера  педагога  в  каждого  воспитанника
  • Предупреждение  негативных  последствий  в  процессе  педагогического  воздействия
  • Социальная  защищенность  воспитанников
  • Обязательный  учет  индивидуальных  интересов  и  предпочтений.

Правила  реализации  принципа:

  • Опора  на  активную  позицию  воспитанника
  • Уважительное  отношение  к  нему,  доброта  педагога
  • Умение  защищать  интересы  воспитанников,  постоянный  поиск  оптимальных  вариантов  решения  актуальных  задач
  • Формирование  гуманных  отношений  в  любых  объединениях.

Таким  образом,  отражаются  три  главных  направления  современного  воспитания

  • Социокультурное (выбор  и  осуществление  образа  жизни  и  поведения)
  • Индивидуальное (самостановление  личности)
  • Сопричастное (выбор  ценностей).

В  связи  с  вхождением  России  в  Болонский  процесс  и  выходом  на  единое  европейское  образовательное  пространство  при  создании  воспитательной  системы  Центра  учитывался  отечественный  и  зарубежный  опыт,  созвучный  принципу  гуманистического  воспитания:

- Воспитательная  система  Рудольфа  Штейнера (вальдорфские  школы).  Идея: становление  личности  ребенка  осуществляется  в  гармонии  с  его  физическим  и  психическим  развитием,  в  гармонии  с  природой  и  окружающим  миром  на  основе  принципа  свободы.  Происходит  одновременное  развитие  тела,  интеллекта  и  нравственности.

- Воспитательная  система  глобального  образования (Р. Хенви,  М. Боткин). Идея:  благополучие  каждого  зависит  от  благополучия  всех.

- Воспитательная  система  «справедливое  сообщество» (Л. Кольберг).  Идея: продвижение  личности  от  низшей  к  более  высоким  ступеням  морального  развития;  «нравственность  сотрудничества» - и педагог  и  воспитанник  имеют  равное  право  голоса  в  решении  проблем.

- Воспитательная  система  «общей  заботы» (И. П. Иванов).  Идея: социально-полезная  деятельность  детей  и  их  наставников,  сотрудничество  детей  и  взрослых,  творчество.

- Воспитательная  система  «диалог  культур».  Идея:  результат  воспитания – базовая  культура  личности.  Главное  в  культуре – не  предметы  и  знания,  а  ценности  и  нормы,  способы  мышления  и  творчество.

Исходя  из  ведущего  гуманистического  принципа  воспитания,  определяются:

1. Воспитательное  пространство  ЦРТДЮ  

2. Педагогические  идеи,  которые  являются  основой  построения  воспитательной  системы  ЦРТДЮ

3. Цель  воспитательной  системы,  с  опорой  на  принятый  в  современной  науке   компетентностный  подход.

4. Основные  виды  совместной  деятельности  детей  и  взрослых

5. Отношения,  складывающиеся  между  основными  субъектами  воспитательной  деятельности

6. Характер  взаимоотношений  с  окружающей  средой

7. Особенности  управления  воспитательной  системой.

И,  как  конечный  итог,  формируется  модель  выпускника  Центра  развития  творчества  детей  и  юношества.

Каждый  воспитанник,  переступая  порог  Центра  развития  творчества  детей  и  юношества,  оказывается  в  воспитательном  пространстве,  каждый  компонент  которого  способствует  воспитанию  детей.  Деятельность  педагогов  направлена  на  гуманизацию  пространства:  поиск  противовеса  негативным  для  ребенка  явлениям  социума.  Противовес – средства  и  возможности,  которые  предоставляет  современное  учреждение  дополнительного  образования  детей.    

Воспитательное  пространство  Центра  представляет  систему  условий  для  саморазвития  личности,  образуемых  отдельными  субъектами  этого  пространства:  педагогами,  детьми  и  родителями.

В  своей  совокупности  этот  разновозрастный  коллектив  составляет  ядро  воспитательной  системы.

В  условиях  воспитательного  пространства  ЦРТДЮ  каждому  ребенку  обеспечиваются  условия  для  духовного,  интеллектуального,  физического  развития,  удовлетворения  творческих  и  образовательных  потребностей,  формирования  личностной  позиции,  для  индивидуального  обучения.

Основу  построения  воспитательной  системы  ЦРТДЮ  составляют  педагогические  идеи:

Идея  сотрудничества,  которая  предполагает  совместную  развивающую  деятельность  воспитанников,  их  родителей  и  педагогов,  скрепленную  взаимопониманием,  проникновением  в  духовный  мир  друг  друга.

Идея  личностной  направленности.  Сущность  идеи -   в  полном  признании  уникальности  и  неповторимости  каждого  воспитанника,  уважении  его  достоинства,  доверия  к  нему,  принятии  его  целей  и,  исходя  из  этого, - создание  условий  для  его  духовного  развития.

Идея  многопрофильности  и  разноуровневости.  Воспитательный  процесс  в  ЦРТДЮ  осуществляется  по  следующим  образовательным  областям:  научно-техническое  творчество,  эколого-биологическое,  туристско-краеведческое,  спортивное,  социально-педагогическое,  естественно-научное,  культурологическое,  художественно-эстетическое.

Идея  полифункциональности.  Воспитательная  деятельность  реализуется  посредством  ряда  функций:  образовательной,  культурно-досуговой,  рекреационно-оздоровительной,  социальной  защиты,  методической,  научно-исследовательской.

Цель  воспитательной  системы  ЦРТДЮ  формулируется  с  опорой  на  принятый  в  науке  компетентностный  подход.

Цель  воспитательной  системы  ЦРТДЮ:  создание  условий  для  психолого-педагогической  поддержки  воспитанников  и  активизации  их  личностного  роста  и  самоопределения.

Ожидаемый  результат: модель  выпускника  ЦРТДЮ

Цель  воспитательной  системы

Ожидаемый  результат

Диагностика

Создание  условий  для  психолого-педагогической  поддержки  воспитанников  и  активизации  их  личностного  роста  и  самоопределения.

Выпускник  Центра:

  • Стремится  к  саморазвитию,  самовоспитанию самоизменению
  • Творческая  активная  личность
  • Умеет  организовать  свой  труд
  • Хорошо  ориентируется  в  различных  профессиях
  • Владеет  культурой  общения  в  коллективе  и  нравственными  нормами  поведения
  • Умеет  работать  с  источниками  информации
  • Имеет  достижения  в  области  изучаемого  вида  деятельности
  • Знает  свои   возможности
  • Обладает  гражданским  чувством
  • Стремится  к  физическому  самосовершенствованию
  • Готов  охранять  и  защищать  природу
  • Тест  «Мотивация  к  успеху»
  • Тест  «Уровень  самооценки»
  • Тест  «Художник  или  мыслитель»
  • Тест  «Уверенность  в  себе»
  • Тест  «Творческий  потенциал»
  • Тест  «Определение  коммуникативных  и  организаторских  способностей»
  • Тест  «Мои  жизненные  ценности»
  • Определение  уровня  воспитанности  по  карте  воспитанности
  • Анкета  «Личностный  рост»
  • Методика  Роджерса

Миссия  учреждения: «ЦРТДЮ – сфера личностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников».

Идея Центра  о самоопределении личности стала основанием, которое позволило сплотить педагогический коллектив и выстроить творческие отношения между всеми субъектами образовательного и воспитательного процесса: педагоги – воспитанники – родители

Вопросы воспитания в рамках воспитательной системы Центра,  рассматриваются на педсоветах, методическом совете, заседаниях методических объединений педагогов дополнительного образования детей, психолого-педагогических семинарах:

  • Творческое объединение как элемент воспитательной системы Центра.
  • Взаимодействие Центра с семьей в развитии творческой личности воспитанника, его самоопределения.
  • Социальное партнерство ЦРТДЮ, школ и детских клубов в развитии и воспитании ребенка.
  • Приоритетные направления воспитательной работы  ЦРТДЮ в учебном году.
  • Воспитательное значение оценочной деятельности педагога на занятии.
  • Патриотическое воспитание на занятиях в системе дополнительного образования.

Перспективы развития воспитательной системы:

  • создание в рамках каждой образовательной программы модели совместной деятельности педагогов, воспитанников, родителей как основы для организации сплочения дружественной социальной общности детского объединения;
  • использование преимуществ неформального общения в объединениях детей и взрослых для создания различных форм социальных общностей, в рамках которых происходит процесс освоения воспитанниками культурно-нравственных ценностей;
  • активизация традиционных и апробация инновационных форм и методов детского самоуправления в ЦРТДЮ на всех уровнях;
  • дальнейшая реализация программы «Ребенок. Творчество. Игра», «Каникулы» как направляющих модели воспитательной деятельности коллектива на разных уровнях воспитательной системы;
  • обеспечение мониторинга эффективности воспитательной системы.

В  настоящее  время  воспитательная  система  ЦРТДЮ  «Теплый  дом»  представляет  законченную  структуру  и  находится  на  стадии  активной  реализации

2. Основные виды совместной деятельности детей и взрослых.

Воспитательная система Центра,  основанная  на  принципе  гуманизма, призвана обеспечить многообразие видов творческой деятельности воспитанников для самореализации и накопления опыта личностного, жизненного и профессионального самоопределения через участие воспитанников в  следующих  блоках:

«Человек и край»

Задачи:

  • развивать интеллектуальное творчество воспитанников средствами краеведения;
  • привлекать к исследовательской деятельности школьников города по изучению истории и культуры родного края;
  • изучать окружающую среду;
  • активизировать работу школьного краеведения для целенаправленного и углубленного изучения прошлого и настоящего края.

Реализация:

  • традиционная научно-практическая краеведческая конференция    «Здесь мой край, здесь я живу»;
  • брейн-ринги, викторины о крае, о городе Новотроицке;
  • этнографические экспедиции по Восточному Оренбуржью;
  • походы и экскурсии по родному краю.

 «Человек и познание»

Задачи:

  • изучать углубленно предметы;
  • оказывать практическую квалифицированную помощь школьникам, проявляющим интерес к отдельным областям знаний;
  • овладеть сверхпрограммными сведениями, необходимыми для выполнения исследовательских, практических работ;
  • приобщать воспитанников ЦРТДЮ к мировой художественной культуре;
  • формировать у воспитанников стремления к самообразованию, саморазвитию.

Реализация:

  • выявление талантливых и одарённых детей;
  • реализация программы «Одаренные дети»;
  • разработка  и  реализация  индивидуального  образовательного  маршрута;
  • работа научного общества учащихся (секции: математика, физика, химия, биология, русский язык, информатика);
  • участие в очно – заочной школе «Дар»;
  • научно – практическая конференция школьников города  «Интеллектуалы  XXI  века»;
  • ежегодное вручение премий главы города победителям областных и Российских олимпиад;
  • городской конкурс «Ученик года»;
  • городской  праздник  «Талантливые  дети».

«Человек и профессия»

     Задачи:

  • развить у подростка интерес к проблеме профессионального самоопределения;
  • подготовить воспитанников ЦРТДЮ к самостоятельному и обоснованному выбору своего жизненного и профессионального пути.

       Реализация:

  • обучение  воспитанников  в  школе  начинающего  педагога  «Стимул»;
  • аттестация воспитанников, прошедших полный курс образовательной программы;
  • подготовка инструкторов по направлениям деятельности;
  • работа инструкторов в течение учебного года и в летнее время;
  • работа инструкторов в качестве помощников педагога;
  • профессиональное самоопределение выпускников Центра.

«Человек и досуг»

Задачи:

  • организовывать современный детский досуг;
  • развивать игровую деятельность как основу познания ребенком самого себя, своих возможностей и способностей;
  • обозначить приоритетные идеи в досуговой деятельности: интеллект, творчество, культура досуга, свобода выбора, открытость, ответственность;
  • привлечь родителей к организации досуга.

Реализация:

  • деятельность творческого объединения «Затейник»;
  • деятельность  спортивных  объединений
  • городские интеллектуальные, познавательно – развивающие и игровые программы;
  • работа  клуба  выходного  дня;
  • работа по программам «Каникулы», «Ребенок. Творчество.  Игра»;
  • работа профильное лагеря «Смена»;
  • традиционный  семейный  праздник «Теплый дом»;
  • ежемесячный выпуск газеты для воспитанников и о воспитанниках «ЦРТДЮрик»

«Человек и люди»

Задачи:

  • помочь ребенку в формировании своей позиции, своего мировоззрения и отношения к нормам и ценностям той социальной группы, к которой он себя относит;
  • создавать условия для формирования адекватной самооценки у воспитанников Центра;
  • помочь в понимании другого человека, в координации своих действий и поступков;
  • развивать способности эффективного взаимодействия с окружающими людьми.

Реализация:

  • работа  психолога  в  объединениях  по сквозной программе «Познай себя»;
  • час общения  с психологом «Пойми меня»;
  • работа телефона доверия;
  • индивидуальные  и  групповые  коррекционно-развивающие  занятия;
  • психолого-педагогическая диагностика;
  • работа консультативного пункта для родителей;
  • ежеквартальный выпуск газеты для родителей.

       Таким образом, педагогический коллектив ЦРТДЮ стоит на позициях приоритета общечеловеческих ценностей, приоритете духовных ценностей, которыми пронизана вся воспитательная система учреждения.

3. Отношения, складывающиеся между основными субъектами воспитательной деятельности.

      Спецификой нашего учреждения является тот факт, что пришедшие школьники сделали первый шаг навстречу своей склонности интересующему виду деятельности. Этим определяется своеобразие педагогического влияния на процесс самоопределения личности.  Он заключается в том, что педагоги Центра создают необходимые условия активизации процесса личностного, жизненного и профессионального самоопределения наших воспитанников. В основе взаимодействия педагога дополнительного образования и ребёнка лежит психолого-педагогическая поддержка, обеспечивающая «помогающие отношения» (по Роджерсу) субъекту, реализующему самоопределение, саморазвитие.

В Центре ребенок имеет право на:

  • свободу выбора форм образования, времени образования, направления деятельности, педагога;
  • на участие в творческих конкурсах, выставках, соревнованиях;
  • на участие в коллективных творческих делах Центра;
  • на  участие  в  органах  самоуправления.

Сотрудничество и сотворчество создает ситуацию успешности каждого ребенка, его самореализации. 

4.  Характер взаимоотношений с окружающей средой.

Центр развития творчества детей и юношества находится в центре города.

В данной части города расположены образовательные учреждения: шк. № 6, 7, 13, 15, 22, 23, гимназия № 1; 8 детских клубов по месту жительства, школа искусств, художественная школа, клуб «Самбо-78», сквер и памятник, посвященный воинам-интернационалистам.

  Задача Центра (ЦРТДЮ) состоит в том, чтобы, учитывая окружающую среду, потребности социума, остаться конкурентоспособным учреждением, но при этом, создать воспитательную систему, способную удовлетворить самые разнообразные потребности в дополнительно-образовательных услугах детей из различных слоев населения и базовых учебных заведений.

Поэтому, социальное  партнерство ЦРТДЮ выходит далеко за пределы района. В ее структуру входят 22 школы, 2 интерната, дошкольные учреждения,  клубы по месту жительства, учреждения культуры и спорта, Центр социальной помощи семье и детям, детский  реабилитационный  центр  для  детей-инвалидов   «Солнышко», службы  и  ведомства:  государственная  инспекция  безопасности  дорожного  движения,  инспекция  по  делам  несовершеннолетних,  Всероссийская  добровольная  пожарная  организация,  наркологический  диспансер.

Направления совместной работы.

Формы взаимодействия с педагогами:

  1. Коррекция  образовательных  программ.
  2. Профессиональная подготовка педагогов дополнительного образования детей  через систему методической работы:
  • методические объединения;
  • консультации;
  • мастер - классы;
  • массовые мероприятия, конкурсы;
  • творческие площадки.
  1. Формы взаимодействия  с учащимися:
  • участие в творческих конкурсах, фестивалях, игровых и интеллектуальных программах;
  • посещение выставок, экскурсии в Центр, встреча с педагогами и воспитанниками.

    4.  Информирование о совместной деятельности:

  • педагогический  совет;
  • психолого-педагогические семинары;
  • совещания при директоре, заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов организаторов по месту жительства;
  • СМИ.

В  2011 году Центр  развития  творчества  детей  и  юношества заключил договор с управляющей компанией Холдинга «Металлоинвест» о реализации   проекта «Школа полезного действия» (в рамках антинаркотической пргограммы) как бренда здорового, позитивного, успешного, воспитанного, образованного  поколения новотройчан. Задачи проекта: вовлечь школьников в социально значимые мероприятия, способствующие  развитию социо-культурной  среды города, сформировать навыки социального проектирования, сознание своей нужности и причастности в преобразовании действительности. В настоящее время школьниками осуществляется 3 проекта – благоустройство аллеи по улице Советской, создание детского досугового центра и акция «Здоровым быть модно!» (Паспорта  проектов  см. в  Приложении).

5. Особенности управления воспитательной системой.

В реализации концепции воспитания ЦРТДЮ помогает сложившаяся система управления

 

Управление воспитательной системой направлено на воспитанника ЦРТДЮ, которого мы видим образованным, знающим и любящим свой край, живущим в мире с собой и окружающим его людьми, определившимся в мире профессий, умеющим организовать свой досуг.

Активно в ЦРТДЮ работают органы детского самоуправления (Приложение  1).

  Цель:

  • создание условий для развития самоуправления в объединениях, стимулирование социальной активности лидерских способностей детей;
  • воспитание чувства гордости и ответственности за свой Центр творчества;

Задачи:

  • социализация и организация положительного, насыщенного общения детей из разных объединений и отделов;
  • развитие органов самоуправления;
  • организация и реализация творческого потенциала через совместные дела;
  • приобретение воспитанниками  новых умений и навыков в различных видах деятельности.

Структура  самоуправления  ЦРТДЮ:

во-первых, разновозрастный  коллектив мальчиков и девочек из разных школ города;

во-вторых, ограниченность во времени (ребята приходят в объединения 2-3 раза в неделю, после того, как закончились занятия в школе, а нужно еще выполнить домашнее занятие);

в-третьих, целенаправленность визита в Центр (идут на занятие в выбранное ими объединение);

в-четвертых, общение в рамках своего объединения становится объектом внимания воспитанника в течение всего времени пребывания в Центре.

Каждый воспитанник объединений Центра может участвовать в ученическом самоуправлении на следующих уровнях:

Индивидуальный.

  • быть полноправным членом коллектива;
  • выполнять разовые поручения;
  • быть членом творческой группы;
  • участвовать в КТД;
  • высказывать свое мнение и предложение по работе совета объединения.

Уровень первичного коллектива (объединения).

  • быть членом совета дела, совета объединения;
  • участвовать в планировании, проведении и анализе дел;
  • выполнять поручения  в  соответствии  со  структурой  самоуправления  ЦРТДЮ

Уровень коллектива ЦРТДЮ.

  • участвовать в работе совета кружковцев;
  • участвовать в КТД;
  • участвовать в планировании, проведении и анализе дел;
  • представлять интересы воспитанников кружка (объединения) на педсовете Центра;

Нормативно-правовая база:

  • Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Устав МОАУ ДОД «Центра развития творчества детей и юношества»;
  • Программа развития ЦРТДЮ;
  • Планы работы отделов;
  • План заседаний совета кружковцев.

Самоуправление  родителей (Приложение  2). Образовательные программы педагогов Центра включают воспитательный компонент  работу с родителями воспитанников для создания  благоприятных  условий  организации  образовательной и воспитательной деятельности Центра.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом осуществляется через деятельность в родительском совете объединения – общественном органе управления, родительских собраниях, конференциях.

Родители активно работают в советах объединений Центра.

В 2005-2006 – 29 человек;

 2006-2007 – 42 человека;

 2007-2008 – 76 человек;

 2008-2009 – 52 человека;

 2009-2010 – 64 человека;

 2010-2011 – 78  человек.

 2011-2012 – 71  человек.

 2012-2013 – 20 человек

2. Основные способы  достижения  целей воспитательной системы

(см. отдельный файл).

IV. Управление образовательным учреждением как воспитательной системой

1. Планирование процесса воспитания (приложение  9).

При планировании процесса воспитания ЦРТДЮ учитываются следующие компоненты:

  • Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.
  • Современные педагогические технологии в обучении (Портфолио воспитанника, проектная деятельность, индивидуальные образовательные маршруты, информационно-коммуникационные  технологии)
  • Деятельность органов детского самоуправления.
  • Инструктивно-методическая работа с ПДО
  • Координация воспитательной работы с заведующими отделами
  • Организация взаимодействия с родителями обучающихся в Центре.
  • Организация мероприятий, творческих дел,
  • Организация взаимодействия со школами и учреждениями социума

Педагогическое планирование воспитательным процессом в творческом объединении осуществляется  посредством:

  • диагностики интересов, потребностей, возможностей детей,
  • организации коллективного планирования,
  • организации жизнедеятельности коллектива,
  • сотрудничества с родителями в достижении воспитательных результатов,
  • сотрудничества с учреждениями, способными помочь в достижении воспитательных результатов
  • анализа  коррекции.

2. Организация работы педагогических кадров:

  • деятельность  муниципальной экспериментальной площадки
  • педагогические советы;
  • совещания при директоре, ЗДВР;
  • деятельность методических объединений педагогов по профилю;
  • деятельность  педагогов  отдела.

3. Поддержка мотивации воспитательной деятельности педагогов

Большинство педагогов стремится определить эффективность своего труда и  тех процессов, с которыми связана их профессиональная деятельность.

Для поддержки мотивации воспитательной деятельности педагогов используются следующие формы и методы работы:

  1. проведение фестиваля педагогических инициатив
  2. выпуск рекламной продукции (видеофильмы, буклеты, презентации) о деятельности творческих объединений,
  3. поощрение воспитанников, педагогов – участников конкурсов, соревнований ЦРТДЮ,
  4. присвоение коллективам звания «Образцовый детский коллектив»,
  5. участие в областных, зональных, российских, международных конкурсах, фестивалях, соревнованиях (Приложение  11)
  6. моральное и материально-финансовое стимулирование педагогов.

4. Контроль процесса воспитания (Приложение  10).

Должностной контроль – основной источник информации для анализа состояния учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, получения достоверных результатов деятельности участников образовательного процесса.

Основные направления внутреннего контроля:

  1. Состояние обучение воспитанников, качество знаний, умений и навыков.
  2. Индивидуальная работа с воспитанниками, имеющий высокий уровень способностей  по предмету деятельности.
  3. Уровень продвижения воспитанников в освоении образовательной программы.
  4. Выполнение программы воспитательной деятельности, подпрограмм.

Вопросы контроля рассматриваются на педагогических советах, совещаниях при директоре, методических объединениях:

  • Совместная деятельность дополнительного образования, семьи, школы, социальных партнеров по обеспечению благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития ребенка в клубах по месту жительства (педагогический  совет)
  • Развитие воспитательной системы Центра как фактор повышения качества дополнительного образования (педагогический  совет)
  • Создание условий успешности социально-психологического благополучия воспитанников художественного отдела ЦРТДЮ (педагогический  совет)
  • Организация партнерских отношений с семьями воспитанников. (совещание при директоре)
  • Воспитательная работа с обучающимися Центра на занятиях и во внеурочное время. Часы общения (совещание при директоре)
  • Детское самоуправление в Центре. Опыт и предложения (совещание при директоре)
  • Личностно-ориентированный час общения как средство развития индивидуальности воспитанника (заседание методического  объединения)

        

Таким образом, воспитательная система  «Теплый  дом»  с  ведущим  принципом  гуманистической  направленности  воспитания, представляет собой целостное образование, в центре которого находятся воспитанник и процесс его личностного роста и самоопределения.

Нами был проведен комплекс мер по повышению эффективности воспитательной системы, в результате она претерпела значительные изменения и характеризуется большей результативностью и системностью.

Одним из принципов образовательно-воспитательного пространства Центра является его открытость, возможности для взаимопроникновения идей, встреч творческих коллективов. Это объединяет коллектив в единое целое.

Анализ кадрового состава показывает, что в своем большинстве в ЦРТДЮ  работают педагоги с большим педагогическим стажем, однако, увеличивается число молодых педагогов. Таким образом, очевидно, что в Центре есть мудрость и  педагогический опыт,  инициативность  и  постоянный  поиск  нового,  а  также  общая   и готовность  реализовать свои творческие идеи.

Реализация городской программы «Воспитание юного новотройчанина» и программы деятельности учреждения позволили расширить направление образовательной деятельности и привлечь к получению дополнительного образования значительное количество детей и подростков.

Положительный опыт работы с творчески одаренными детьми подтверждает необходимость продолжения деятельности по данному направлению. Созданы условия удовлетворения разнообразных потребностей также и для детей с ограниченными возможностями, детей из асоциальных семей и школ-интернатов.

Центр развития творчества детей и юношества – современное учреждение дополнительного образования. Центр привлекателен для ребенка, где условия образовательно-воспитательного пространства позволяют ему по собственной инициативе обрести свою индивидуальность в жизненном, личностном и профессиональном самоопределении.