Читающая семья

В статье говорится о значении семейного чтения, описываются игровые формы работы с книгой, способствующие организации интересного семейного досуга

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chitayushchaya_semya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

«Читающая семья»

«Чтение — ничто:

Осмысленное чтение — кое-что.

Чтение осмысленное и прочувствованное — совершенство»

                                                           А. С. Пушкин.

        Чтение, - по гениальному определению К. Д. Ушинского, - это упражнение в нравственном чувстве. Лучшие детские книги обращены к душе ребенка: сопереживая и сострадая литературным героям, радуясь и печалясь вместе с ним, ребенок-читатель воздействует на свое духовное «Я», воспитывает в себе «Душу живую». Нравственная жизнь читателя ведет к развитию его разума: учит сравнивать, делать выводы – учит мыслить. Таким образом, чтение – это живой творческий процесс познания мира и самого себя. Ребенок в процессе чтения развивается комплексно: вырабатывает память, учится терпению, чуткости, наблюдательности, познает новое, развивает волю,  воспитывает сердце –все это в целом способствует совершенствованию его личности.

        Существующая традиция семейного домашнего чтения рождает между родителями и детьми особые доверительные отношения: дети раскрепощены, они верят, что их поймут, что они интересны, они готовы состязаться с мамами и папами в своих знаниях и умениях.

        Когда ребенок станет взрослым, многое забудется, но воспоминания о семейных вечерах и играх будут согревать сердце. Детям уже в раннем возрасте важно понять самих себя, они хотят самоутвердиться. Незнание своих возможностей порождает неверие в себя, самоуничижение, и как следствие – возникают неуверенность, тревожность, конфликтность, агрессивность. Вспомним, чего не хватало героям сказочной повести А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»? Страшиле – ума, Железному дровосеку – сердца, Льву – храбрости. Великий Гудвин вдохнул в каждого из них веру в себя, убедил своих друзей, что недостающие, по их мнению, качества как раз и составляют их подлинную сущность.

        Чего особенно боится ребенок? - Сказать, что думает вслух: взрослые могут ругать (обидеть, публично задеть его чувства), дети могут посмеяться (обидеть). Если плохая техника чтения – читать вслух. Боится рисовать («Я не умею хорошо рисовать!»). Боится участвовать в командных соревнованиях («Из-за тебя проиграли!») Очень многие боятся темноты. У Дональда Биссета есть сказка «Про малютку-автобус, который боялся темноты». Маленький автобус никак не мог осмелиться выехать ночью, и тогда мама рассказала ему сказку о том, как сама темнота тоже сначала боялась автобусов, а потом вдруг однажды, когда сквозь нее промчалось несколько штук, ей это понравилось: «Немножко щекотно, но очень мило». Не успела мама закончить историю, как малютка-автобус сказал: «Ладно, поеду». Слушая сказку, ребенок представляет  ситуацию, мама или папа могут с ним поиграть в игру «автобус- темнота»: щекотать друг друга, со смехом кричать:«Ой, боюсь!» Решение в данном случае об изменении своего отношения к темноте, своим страхам и соответственно поведения принимает ребенок самостоятельно.

        Радостное чтение необходимо каждому ребенку как средство против страха, уныния и скуки, пробуждения в нем жизненных сил. Не случайно именно веселые книги, такие как «Приключения Незнайки и его друзей», «Денискины рассказы», повести А. Линдгрен, стихи Г. Остера так любимы детьми.

        Читая художественные произведения, ребенок проигрывает определенные жизненные сценарии, модели поведения, погружается во внутренний мир героев и примеряет его на себя. Рождается разговор о самих себе, о своих привычках и поступках. Литературные герои помогают юному читателю пережить и осмыслить состояния добра и зла, любви и ненависти, победы и поражения.  В отличие от живых людей они созданы творческим воображением писателя, его умом, одухотворены его фантазией. Детям не читают наставления, их не принуждают говорить о своих проблемах. Познание самого себя совершается в результате собственных открытий: «Это про меня».

        Современная мама, издерганная жизнью и работой, часто или завышено требовательна или наоборот- не внимательна к своему ребенку. Для нее очень полезна сказка-притча В. А. Сухомлинского «Материнское счастье». Во время града гусыня спрятала под крыло гусят. Когда выглянуло солнце, они побежали на травку, и никто не сказал: «Мама, что с тобой?» И только самый маленький гусенок спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» Она тихо ответила: «Все хорошо, мой сын». Счастье, если наши дети не только понимают, почему сказка называется «Материнское счастье», но и откликнутся сердцем на боль и радость мамы-гусыни, задумаются о своем отношении к матери, а мамы смогут рассмотреть и поддержать маленького гусенка в своем ребенке, развить ростки искреннего внимания и сочувствия взамен равнодушия, агрессии и конфликтов.

        Если в осмыслении разных персонажей – добрых и злых, милосердных и жестоких, верных и предающих – симпатии ребенка будут отданы первым, а антипатии вторым, то есть надежда, что его «Я» сформируется в гуманном ключе. Это позволит в будущем нашим детям вырасти думающими, самостоятельными  личностями,  способными  противостоять стереотипам, негативу, сохранить свою индивидуальность, реализовать себя в творчестве. Но самое главное, пусть наши дети вырастут хорошими людьми.  

        Глубокий и сложный процесс преобразований и усвоений жизненных впечатлений происходит в играх. Творческое начало проявляется в выборе темы игры, рисунка, и в том, что дети с большой искренностью передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.

        Родителям детей 6- 9 лет можно предложить провести игры, направленные на развитие фантазии, воображения, абстрактного мышления.  Вместе с родителями дети могут сочинять сказку, придумывать своего героя, иллюстрировать. Например: игра-фантазия «Сказка на новый лад»; игра-викторина «Угадай, кто здесь лишний», игра в жесты (отгадать, какого героя озвучивает родитель или ребенок жестами); игра-путешествие (нарисовать страну сказок, придумать условия игры и путешествовать), игра в рифмы (придумать рифму за автора), игра-викторина «Путаница» (угадать героев и назвать сказки), игра в символы (дорисовать характерные детали какого-либо героя — к кругу- уши, усы, глаза, чтобы получился заяц или кот).

        В результате совместных литературных и игровых вечеров удовольствие получают все: и дети, и родители.

        В организации семейного досуга с подростками 10-12 лет очень важно создать атмосферу состязательности, стимулирующую самостоятельную читательскую деятельность ребенка. Сначала ребенок сам прочитал, а затем «сразился» со взрослым в литературном конкурсе.

 

Предлагаем литературные игры в копилку семейного досуга

для детей 10-12 лет.

  1. Литературный матч «Быстрые и сообразительные».

        Играют две команды. Каждая команда получает и задает другой вопросы (по очереди). При «подаче» вопроса играющие перебрасывают мяч, игрушку, шайбу-подушку. Ведущий «Судья» ведет счет. Подсказки или другие дисциплинарные нарушения могут быть «оштрафованы»:  дополнительный вопрос, шуточное задание, розыгрыши.

Источник: Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – любое издание.

Вопросы:

  • Самое высокое дерево в мире (эвкалипт)
  • Из стеблей этой травы делают удочки и лыжные палки (бамбук)
  • Самое твердое дерево на свете (железное)
  • Съедобны ли плоды колбасного дерева (нет)
  • Где растет дерево-корова (в Бразилии)
  • Есть ли на свете конфетное дерево (есть)
  • Кукарекает ли морской петух? (трещит)
  • Царапается ли морской кот? (царапается, его шип ядовит)
  • Рыба, умеющая летать самолетиком. (летучая рыба)
  • Родина картошки (Южная Америка)

 -    Из чего на Руси делали «тающие тетрадки»? (из воска)

  1. Игра «Крестики – Нолики»

Играют 2 команды: одна – Крестики (Х), другая – нолики (0).

литература

музыка

история

спорт

языкознание

экономика

химия

география

математика

Ребенок или родители выбирают тему (предмет). Отвечают на вопрос по избранной теме. Выигрывает та команда, которая первой поставит в один ряд три своих знака (Х или 0)

Тема «Сказки А. С. Пушкина»

Предмет «Литература».

 Задания:

1)  Назовите сказку А. С. Пушкина (побеждает тот, кто правильно и быстро назовет сказки):

  • сказка исполненных желаний – «Сказка о царе Салтане»
  • сказка о разуме и глупости – «Сказка о попе и работнике его Балде»
  • сказка о жадности и глупости – «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • сказка о верности данному слову – «Сказка о золотом Петушке»
  • сказка о романтической любви – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

  1. Сказочные розыгрыши (найти в тексте ошибку)

-  Три девицы под окном

    Пели поздно вечерком (пряли)

  • Смотрит – видит дело лихо:

Бьется лебедь средь ветвей,

Филин носится над ней…(средь зыбей, коршун)

  • Испугался зайчонок и к деду

      Пошел рассказывать

       Про такую победу…(бесенок)

  • Но невеста молодая,

До зари в лесу блуждая,

Между тем все шла да шла

И на домик набрела…(терем)

      Жил старик со своею старухой

       У самого Черного моря…(Синего моря)

  • Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный князь Гвидон,

Смолоду был грозен он… (царь Дадон)

  1. Предмет «Математика»

- Решите задачу. Условие задачи («Сказка о царе Салтане»):  

Гости видят: во дворце

Царь сидит в своем венце,

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Около царя сидят,

Четырьмя все три глядят.

  • Вопрос: Почему три смотрят только «четырьмя»?

Предмет «Экономика»                                                                                                   - Герои какой сказки заключили необычный трудовой договор?

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

Предмет «География»

- В славянских мифах есть упоминание о чудо-острове. Лежит он за тридевять земель, в тридевятом царстве, посреди моря-океана. Живут там громы и ветры, громоносный зверь и пчелы-молнии, вещий ворон каркает.

Как называется чудо-остров в сказке А. С. Пушкина?

(остров Буян «Сказка о царе Салтане»).

  1. Предмет «Языкознание»

- Особый сорт пшеницы, используемый на Руси для приготовления каши, любимая пища Балды. Что это такое? (полба)

- По словарю В. И. Даля это слово означает «толстое корневище, палица, дубина». В одной из сказок Пушкина оно – имя главного героя. Назовите это слово? (Балда).

  1. Предмет «Спорт»

- В какой сказке состязание по подъему тяжестей можно охарактеризовать пословицей «Бери в работе умом, а не горбом»?

(Бесенок тащит кобылу в «Сказке о попе и работнике его Балде»).

  1. Предмет «История»

- В какой сказке и кому угрожает рогаткой «царица злая». Рогатка – тяжелый железный ошейник с гвоздями, орудие наказания крепостных.

(угрожает Чернавке за спасение царевны в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»)

  1. Предмет «Техника»

- Какое чудо в сказке Пушкина можно назвать прообразом современного радиолокатора? (Петушок «с высокой спицы стал стеречь его границы»).

  1. Предмет «Музыка»
  2. Назовите композитора, написавшего музыку к операм по сказкам
  3. А. С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о Золотом петушке».

(Н. А. Римский-Корсаков).

Предмет «Химия»

В какой сказке А. С. Пушкина поцелуй стал лучшим противоядием?

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).

3. «Игра «А.В.С»

        Ведущий читает вопрос, у играющих карточки с набором букв  «А,В,С»

Ведущий предлагает варианты ответов под определенной буквой, один из которых заведомо правильный. Играющие поднимают карточки с буквой, под которой, как они считают, прозвучал правильный ответ.

Тема  «Сказки А.С.Пушкина

        - «В каком значении в «Сказке о царе Салтане…» употребляется слово «гости»?

А - люди, приехавшие погостить;

В-  представители купеческого сословия;

С - знатные, богатые купцы, приближенные к царскому двору (+)

        - В «Сказке о рыбаке и рыбке» старуха заедает заморские вина «пряником печатным». Как вы думает, что представляет собой это лакомство?

А - пряник, испеченный с помощью деревянной формы-доски с вырезанными изображениями зверей, птиц, людей и др. (+)

В - большой пряник, сделанный в виде царской печати;

С -  пряник, запечатанный в красивую упаковку

        - Что такое «Лукоморье»?

А - опушка леса

В- холмистый берег реки или моря

С - изогнутый берег моря, бухта (+)

Ответы: С, А, С.

  1. Игра «Веришь – не веришь»

На карточках (из набора «Вопросы») под № написаны вопросы типа: «Верите ли вы, что…». Играющий дает ответ. Этот ответ проверяется по другой карточке под тем же № (набор «Ответы»).

Вопросы:

1). Верите ли вы, что в городе Ош на юге Франции в 1931г. был воздвигнут памятник  д,  Артаньяну  - не литературному герою, а реально существовавшему

капитан-лейтенанту первой роты королевских мушкетеров.

  1. Верите ли вы, что Робинзона Крузо можно повстречать не только на

страницах приключенческой книги, не только в г. Ларго, где литературному герою и его прототипу (шотландскому моряку Александру Селькирку) установлен памятник, но и в России.

3)   Верите ли вы, что для создания самого первого памятника русскому

писателю и его литературным героям, скульптору Клодту пришлось открыть свой домашний зоосад?

Ответы:

  1. А. Дюма в Королевской библиотеке прочитал воспоминания господина

д,  Артаньяна. Из этих воспоминаний автор узнал жизнь, полную подвигов и приключений Шарля д,  Артаньяна, родившегося в 1620 г. недалеко от городка Ош. Шарль был любимым мушкетером короля Людовика XIV, ему поручались самые ответственные и рискованные операции. При осаде крепости Маастрихт на границе Бельгии и Голландии Шарль д,  Артаньян погиб. Дюма обессмертил имя командира мушкетеров в своем романе. Памятник в городе Ош – это памятник двум д,  Артаньянам, литературному герою и его прототипу.

  1. В 70-80-е годы прошлого столетия в Ленинградском кораблестроительном

институте работал Олег Александрович Робинзон Крузо. Это громкое «литературное имя» Олег Алксанрович получил не случайно. Его дед, Николай Федорович Фокин, подобно Александру Селькирку  в 14 лет убежал из дома, в Архангельске устроился юнгой на корабль. Однажды в Индийском океане с корабля увидели незнакомый остров. Чтобы обследовать его, юнге и нескольким морякам разрешили сесть в шлюпку.  Но из-за шторма до берега доплыли лишь двое: юнга Фокин и еще один моряк. Несколько суток они просидели на необитаемом острове. Когда  же смогли вернуться на корабль, то капитан назвал юнгу Робинзоном Крузо. В судовом журнале появилась запись: юнга Николай Робинзон Крузо. Так начался род Робинзонов Крузо в России.

3)  Первый памятник писателю в России – памятник великому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. В конкурсе на лучший проект памятника великому баснописцу победил проект Петра Карловича Клодта. Скульптор решил изобразить дедушку Крылова вместе с героями его басен. Для этого требовалось вылепить множество зверей, птиц, даже змею и лягушку. Чтобы создать достоверные «живые» скульптуры зверья, скульптор собрал свой домашний «зоосад, так как зоопарка в ту пору в Петербурге еще не было.

 5.  Игра «Веселый грамотей»

                     Здесь вопросы с подковыркой,

                     Нужно только разобраться.

                      Есть в названии ответ…

                      Главное – не растеряться!!!

        Игру можно проводить в форме семейного эрудициона. Для участия в ней требуется предварительная подготовка, знакомство со справочной литературой вашей домашней библиотеки. Для ответов на вопросы (если играющие не знают) ведущий разрешает пользоваться справочными изданиями, но в ограниченном временном отрезке. Вопросы могут быть и простыми и сложными. Главное, чтобы наши дети научились оперативно пользоваться источниками информации.

    - Можно ли поймать сардельку не только в кастрюле, но и в море?

(сарделька – толстая короткая сосиска; сарделька – маленькая промысловая рыбка)  

Источник:  Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – М.: Рус. яз., 1986.

- Когда в России можно было считаться лучшим среди троечников?

(троечник – извозчик, ямщик, ездящий на тройке (Россия, 19 век)

Источник: Сомов В.П. Словарь редких и забытых слов. – М.: ВЛАДОС, 1996.

  - В каких случаях туман бывает золотым?

(туман – (перс.) – иранская монета, имевшая хождение до 1932 года.)

 Источник: Колесников Н.П. Словарь омонимов русского языка. – Ростов-на -Дону: Феникс, 1995.

- Когда и в каких случаях в России сказка считалась документом?

(сказка – официальное показание о чем-либо, данное по требованию суда)

Источник: Словарь устаревших слов. – М.: Рольф, 1997.

Почему сторожа у наружных дверей в подъездах жилых домов и учреждений называют швейцаром?

(По названию страны – Швейцария, откуда набиралась наемная стража французских королей)

Источник: Введенская Л.А., Колесников Н.П. От названий к именам. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.