Читающая семья
В статье говорится о значении семейного чтения, описываются игровые формы работы с книгой, способствующие организации интересного семейного досуга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitayushchaya_semya.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
«Читающая семья»
«Чтение — ничто:
Осмысленное чтение — кое-что.
Чтение осмысленное и прочувствованное — совершенство»
А. С. Пушкин.
Чтение, - по гениальному определению К. Д. Ушинского, - это упражнение в нравственном чувстве. Лучшие детские книги обращены к душе ребенка: сопереживая и сострадая литературным героям, радуясь и печалясь вместе с ним, ребенок-читатель воздействует на свое духовное «Я», воспитывает в себе «Душу живую». Нравственная жизнь читателя ведет к развитию его разума: учит сравнивать, делать выводы – учит мыслить. Таким образом, чтение – это живой творческий процесс познания мира и самого себя. Ребенок в процессе чтения развивается комплексно: вырабатывает память, учится терпению, чуткости, наблюдательности, познает новое, развивает волю, воспитывает сердце –все это в целом способствует совершенствованию его личности.
Существующая традиция семейного домашнего чтения рождает между родителями и детьми особые доверительные отношения: дети раскрепощены, они верят, что их поймут, что они интересны, они готовы состязаться с мамами и папами в своих знаниях и умениях.
Когда ребенок станет взрослым, многое забудется, но воспоминания о семейных вечерах и играх будут согревать сердце. Детям уже в раннем возрасте важно понять самих себя, они хотят самоутвердиться. Незнание своих возможностей порождает неверие в себя, самоуничижение, и как следствие – возникают неуверенность, тревожность, конфликтность, агрессивность. Вспомним, чего не хватало героям сказочной повести А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»? Страшиле – ума, Железному дровосеку – сердца, Льву – храбрости. Великий Гудвин вдохнул в каждого из них веру в себя, убедил своих друзей, что недостающие, по их мнению, качества как раз и составляют их подлинную сущность.
Чего особенно боится ребенок? - Сказать, что думает вслух: взрослые могут ругать (обидеть, публично задеть его чувства), дети могут посмеяться (обидеть). Если плохая техника чтения – читать вслух. Боится рисовать («Я не умею хорошо рисовать!»). Боится участвовать в командных соревнованиях («Из-за тебя проиграли!») Очень многие боятся темноты. У Дональда Биссета есть сказка «Про малютку-автобус, который боялся темноты». Маленький автобус никак не мог осмелиться выехать ночью, и тогда мама рассказала ему сказку о том, как сама темнота тоже сначала боялась автобусов, а потом вдруг однажды, когда сквозь нее промчалось несколько штук, ей это понравилось: «Немножко щекотно, но очень мило». Не успела мама закончить историю, как малютка-автобус сказал: «Ладно, поеду». Слушая сказку, ребенок представляет ситуацию, мама или папа могут с ним поиграть в игру «автобус- темнота»: щекотать друг друга, со смехом кричать:«Ой, боюсь!» Решение в данном случае об изменении своего отношения к темноте, своим страхам и соответственно поведения принимает ребенок самостоятельно.
Радостное чтение необходимо каждому ребенку как средство против страха, уныния и скуки, пробуждения в нем жизненных сил. Не случайно именно веселые книги, такие как «Приключения Незнайки и его друзей», «Денискины рассказы», повести А. Линдгрен, стихи Г. Остера так любимы детьми.
Читая художественные произведения, ребенок проигрывает определенные жизненные сценарии, модели поведения, погружается во внутренний мир героев и примеряет его на себя. Рождается разговор о самих себе, о своих привычках и поступках. Литературные герои помогают юному читателю пережить и осмыслить состояния добра и зла, любви и ненависти, победы и поражения. В отличие от живых людей они созданы творческим воображением писателя, его умом, одухотворены его фантазией. Детям не читают наставления, их не принуждают говорить о своих проблемах. Познание самого себя совершается в результате собственных открытий: «Это про меня».
Современная мама, издерганная жизнью и работой, часто или завышено требовательна или наоборот- не внимательна к своему ребенку. Для нее очень полезна сказка-притча В. А. Сухомлинского «Материнское счастье». Во время града гусыня спрятала под крыло гусят. Когда выглянуло солнце, они побежали на травку, и никто не сказал: «Мама, что с тобой?» И только самый маленький гусенок спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» Она тихо ответила: «Все хорошо, мой сын». Счастье, если наши дети не только понимают, почему сказка называется «Материнское счастье», но и откликнутся сердцем на боль и радость мамы-гусыни, задумаются о своем отношении к матери, а мамы смогут рассмотреть и поддержать маленького гусенка в своем ребенке, развить ростки искреннего внимания и сочувствия взамен равнодушия, агрессии и конфликтов.
Если в осмыслении разных персонажей – добрых и злых, милосердных и жестоких, верных и предающих – симпатии ребенка будут отданы первым, а антипатии вторым, то есть надежда, что его «Я» сформируется в гуманном ключе. Это позволит в будущем нашим детям вырасти думающими, самостоятельными личностями, способными противостоять стереотипам, негативу, сохранить свою индивидуальность, реализовать себя в творчестве. Но самое главное, пусть наши дети вырастут хорошими людьми.
Глубокий и сложный процесс преобразований и усвоений жизненных впечатлений происходит в играх. Творческое начало проявляется в выборе темы игры, рисунка, и в том, что дети с большой искренностью передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.
Родителям детей 6- 9 лет можно предложить провести игры, направленные на развитие фантазии, воображения, абстрактного мышления. Вместе с родителями дети могут сочинять сказку, придумывать своего героя, иллюстрировать. Например: игра-фантазия «Сказка на новый лад»; игра-викторина «Угадай, кто здесь лишний», игра в жесты (отгадать, какого героя озвучивает родитель или ребенок жестами); игра-путешествие (нарисовать страну сказок, придумать условия игры и путешествовать), игра в рифмы (придумать рифму за автора), игра-викторина «Путаница» (угадать героев и назвать сказки), игра в символы (дорисовать характерные детали какого-либо героя — к кругу- уши, усы, глаза, чтобы получился заяц или кот).
В результате совместных литературных и игровых вечеров удовольствие получают все: и дети, и родители.
В организации семейного досуга с подростками 10-12 лет очень важно создать атмосферу состязательности, стимулирующую самостоятельную читательскую деятельность ребенка. Сначала ребенок сам прочитал, а затем «сразился» со взрослым в литературном конкурсе.
Предлагаем литературные игры в копилку семейного досуга
для детей 10-12 лет.
- Литературный матч «Быстрые и сообразительные».
Играют две команды. Каждая команда получает и задает другой вопросы (по очереди). При «подаче» вопроса играющие перебрасывают мяч, игрушку, шайбу-подушку. Ведущий «Судья» ведет счет. Подсказки или другие дисциплинарные нарушения могут быть «оштрафованы»: дополнительный вопрос, шуточное задание, розыгрыши.
Источник: Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – любое издание.
Вопросы:
- Самое высокое дерево в мире (эвкалипт)
- Из стеблей этой травы делают удочки и лыжные палки (бамбук)
- Самое твердое дерево на свете (железное)
- Съедобны ли плоды колбасного дерева (нет)
- Где растет дерево-корова (в Бразилии)
- Есть ли на свете конфетное дерево (есть)
- Кукарекает ли морской петух? (трещит)
- Царапается ли морской кот? (царапается, его шип ядовит)
- Рыба, умеющая летать самолетиком. (летучая рыба)
- Родина картошки (Южная Америка)
- Из чего на Руси делали «тающие тетрадки»? (из воска)
- Игра «Крестики – Нолики»
Играют 2 команды: одна – Крестики (Х), другая – нолики (0).
литература | музыка | история |
спорт | языкознание | экономика |
химия | география | математика |
Ребенок или родители выбирают тему (предмет). Отвечают на вопрос по избранной теме. Выигрывает та команда, которая первой поставит в один ряд три своих знака (Х или 0)
Тема «Сказки А. С. Пушкина»
Предмет «Литература».
Задания:
1) Назовите сказку А. С. Пушкина (побеждает тот, кто правильно и быстро назовет сказки):
- сказка исполненных желаний – «Сказка о царе Салтане»
- сказка о разуме и глупости – «Сказка о попе и работнике его Балде»
- сказка о жадности и глупости – «Сказка о рыбаке и рыбке»
- сказка о верности данному слову – «Сказка о золотом Петушке»
- сказка о романтической любви – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
- Сказочные розыгрыши (найти в тексте ошибку)
- Три девицы под окном
Пели поздно вечерком (пряли)
- Смотрит – видит дело лихо:
Бьется лебедь средь ветвей,
Филин носится над ней…(средь зыбей, коршун)
- Испугался зайчонок и к деду
Пошел рассказывать
Про такую победу…(бесенок)
- Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем все шла да шла
И на домик набрела…(терем)
Жил старик со своею старухой
У самого Черного моря…(Синего моря)
- Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный князь Гвидон,
Смолоду был грозен он… (царь Дадон)
- Предмет «Математика»
- Решите задачу. Условие задачи («Сказка о царе Салтане»):
Гости видят: во дворце
Царь сидит в своем венце,
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Около царя сидят,
Четырьмя все три глядят.
- Вопрос: Почему три смотрят только «четырьмя»?
Предмет «Экономика» - Герои какой сказки заключили необычный трудовой договор?
(«Сказка о попе и работнике его Балде»)
Предмет «География»
- В славянских мифах есть упоминание о чудо-острове. Лежит он за тридевять земель, в тридевятом царстве, посреди моря-океана. Живут там громы и ветры, громоносный зверь и пчелы-молнии, вещий ворон каркает.
Как называется чудо-остров в сказке А. С. Пушкина?
(остров Буян «Сказка о царе Салтане»).
- Предмет «Языкознание»
- Особый сорт пшеницы, используемый на Руси для приготовления каши, любимая пища Балды. Что это такое? (полба)
- По словарю В. И. Даля это слово означает «толстое корневище, палица, дубина». В одной из сказок Пушкина оно – имя главного героя. Назовите это слово? (Балда).
- Предмет «Спорт»
- В какой сказке состязание по подъему тяжестей можно охарактеризовать пословицей «Бери в работе умом, а не горбом»?
(Бесенок тащит кобылу в «Сказке о попе и работнике его Балде»).
- Предмет «История»
- В какой сказке и кому угрожает рогаткой «царица злая». Рогатка – тяжелый железный ошейник с гвоздями, орудие наказания крепостных.
(угрожает Чернавке за спасение царевны в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»)
- Предмет «Техника»
- Какое чудо в сказке Пушкина можно назвать прообразом современного радиолокатора? (Петушок «с высокой спицы стал стеречь его границы»).
- Предмет «Музыка»
- Назовите композитора, написавшего музыку к операм по сказкам
- А. С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о Золотом петушке».
(Н. А. Римский-Корсаков).
Предмет «Химия»
В какой сказке А. С. Пушкина поцелуй стал лучшим противоядием?
(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).
3. «Игра «А.В.С»
Ведущий читает вопрос, у играющих карточки с набором букв «А,В,С»
Ведущий предлагает варианты ответов под определенной буквой, один из которых заведомо правильный. Играющие поднимают карточки с буквой, под которой, как они считают, прозвучал правильный ответ.
Тема «Сказки А.С.Пушкина
- «В каком значении в «Сказке о царе Салтане…» употребляется слово «гости»?
А - люди, приехавшие погостить;
В- представители купеческого сословия;
С - знатные, богатые купцы, приближенные к царскому двору (+)
- В «Сказке о рыбаке и рыбке» старуха заедает заморские вина «пряником печатным». Как вы думает, что представляет собой это лакомство?
А - пряник, испеченный с помощью деревянной формы-доски с вырезанными изображениями зверей, птиц, людей и др. (+)
В - большой пряник, сделанный в виде царской печати;
С - пряник, запечатанный в красивую упаковку
- Что такое «Лукоморье»?
А - опушка леса
В- холмистый берег реки или моря
С - изогнутый берег моря, бухта (+)
Ответы: С, А, С.
- Игра «Веришь – не веришь»
На карточках (из набора «Вопросы») под № написаны вопросы типа: «Верите ли вы, что…». Играющий дает ответ. Этот ответ проверяется по другой карточке под тем же № (набор «Ответы»).
Вопросы:
1). Верите ли вы, что в городе Ош на юге Франции в 1931г. был воздвигнут памятник д, Артаньяну - не литературному герою, а реально существовавшему
капитан-лейтенанту первой роты королевских мушкетеров.
- Верите ли вы, что Робинзона Крузо можно повстречать не только на
страницах приключенческой книги, не только в г. Ларго, где литературному герою и его прототипу (шотландскому моряку Александру Селькирку) установлен памятник, но и в России.
3) Верите ли вы, что для создания самого первого памятника русскому
писателю и его литературным героям, скульптору Клодту пришлось открыть свой домашний зоосад?
Ответы:
- А. Дюма в Королевской библиотеке прочитал воспоминания господина
д, Артаньяна. Из этих воспоминаний автор узнал жизнь, полную подвигов и приключений Шарля д, Артаньяна, родившегося в 1620 г. недалеко от городка Ош. Шарль был любимым мушкетером короля Людовика XIV, ему поручались самые ответственные и рискованные операции. При осаде крепости Маастрихт на границе Бельгии и Голландии Шарль д, Артаньян погиб. Дюма обессмертил имя командира мушкетеров в своем романе. Памятник в городе Ош – это памятник двум д, Артаньянам, литературному герою и его прототипу.
- В 70-80-е годы прошлого столетия в Ленинградском кораблестроительном
институте работал Олег Александрович Робинзон Крузо. Это громкое «литературное имя» Олег Алксанрович получил не случайно. Его дед, Николай Федорович Фокин, подобно Александру Селькирку в 14 лет убежал из дома, в Архангельске устроился юнгой на корабль. Однажды в Индийском океане с корабля увидели незнакомый остров. Чтобы обследовать его, юнге и нескольким морякам разрешили сесть в шлюпку. Но из-за шторма до берега доплыли лишь двое: юнга Фокин и еще один моряк. Несколько суток они просидели на необитаемом острове. Когда же смогли вернуться на корабль, то капитан назвал юнгу Робинзоном Крузо. В судовом журнале появилась запись: юнга Николай Робинзон Крузо. Так начался род Робинзонов Крузо в России.
3) Первый памятник писателю в России – памятник великому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. В конкурсе на лучший проект памятника великому баснописцу победил проект Петра Карловича Клодта. Скульптор решил изобразить дедушку Крылова вместе с героями его басен. Для этого требовалось вылепить множество зверей, птиц, даже змею и лягушку. Чтобы создать достоверные «живые» скульптуры зверья, скульптор собрал свой домашний «зоосад, так как зоопарка в ту пору в Петербурге еще не было.
5. Игра «Веселый грамотей»
Здесь вопросы с подковыркой,
Нужно только разобраться.
Есть в названии ответ…
Главное – не растеряться!!!
Игру можно проводить в форме семейного эрудициона. Для участия в ней требуется предварительная подготовка, знакомство со справочной литературой вашей домашней библиотеки. Для ответов на вопросы (если играющие не знают) ведущий разрешает пользоваться справочными изданиями, но в ограниченном временном отрезке. Вопросы могут быть и простыми и сложными. Главное, чтобы наши дети научились оперативно пользоваться источниками информации.
- Можно ли поймать сардельку не только в кастрюле, но и в море?
(сарделька – толстая короткая сосиска; сарделька – маленькая промысловая рыбка)
Источник: Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – М.: Рус. яз., 1986.
- Когда в России можно было считаться лучшим среди троечников?
(троечник – извозчик, ямщик, ездящий на тройке (Россия, 19 век)
Источник: Сомов В.П. Словарь редких и забытых слов. – М.: ВЛАДОС, 1996.
- В каких случаях туман бывает золотым?
(туман – (перс.) – иранская монета, имевшая хождение до 1932 года.)
Источник: Колесников Н.П. Словарь омонимов русского языка. – Ростов-на -Дону: Феникс, 1995.
- Когда и в каких случаях в России сказка считалась документом?
(сказка – официальное показание о чем-либо, данное по требованию суда)
Источник: Словарь устаревших слов. – М.: Рольф, 1997.
Почему сторожа у наружных дверей в подъездах жилых домов и учреждений называют швейцаром?
(По названию страны – Швейцария, откуда набиралась наемная стража французских королей)
Источник: Введенская Л.А., Колесников Н.П. От названий к именам. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.