ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПУШКИНА

В статье представлены формы и приемы работы с литературой о А.С.Пушкине и его лицейском окружении и со сказками А.С. Пушкина. Также даны рекомендации по игровым формам закрепления материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_mir_pushkina.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПУШКИНА

                        Александр Сергеевич Пушкин рядом с нами с раннего детства. Мы читаем и перечитываем его произведения, постепенно с годами проникая все глубже и глубже в сущность мудрости и красоты его слова.

Лицейский уголок

Смуглый отрок бродил по аллеям

У озерных глухих берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов…

                                          А. А. Ахматова

        Благослови, ликующая муза,

 Благослови: да здравствует Лицей!

                                             А. С. Пушкин. 19 октября. 1825

                        Лицей  явился на свет как одно из благих начинаний Александра I. В своих правах новое учебное заведение приравнивалось к университетам.                                                     Лицей создавался, как говорилось в постановлении, «для подготовки юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной». Объем проходимых наук был обширен. Во главе Лицея - выдающиеся  русские педагоги и просветители: Василий Федорович Малиновский и Егор Антонович Энгельгардт.  Шесть профессоров, известнейшие педагоги, по учебникам которых познавали науку многие поколения российских граждан: И. К. Кайданов, А. П. Куницин, Н. Ф. Кошанский, Давид де Бурди, Гауеншильд, Я. И. Карцов - пестовали, пробуждали умы и души юных лицеистов.                                                                                                                                        Воспитание в Лицее способствовало тому, чтобы приучить юных лицеистов к самостоятельному мышлению, независимости поступков. Педагогам предписывалось соблюдать такт, вежливость и называть лицеистов на «Вы». Среди лицеистов поощрялся дух чести и товарищества, уважение к собственному достоинству.  Позже А.С. Пушкин скажет: «Самостоянье человека - залог величия его».                                                                                                                              Шестилетнее пребывание в стенах этого закрытого учебного заведения сплотило лицеистов в единый союз. Это был союз «с правами уникальной духовной и душевной близости. Это даже не дружба в обычном смысле слова, а нечто высшее, во всяком случае, иное - необычное явление невиданного ни до того, ни после того типа связи».         Предлагаем Вашему вниманию некоторый опыт работы  по данной теме.

                        Выставка книг «Друзья мои, прекрасен наш союз!»

                        На выставке представлены книги, иллюстративный материал,  портретная галерея (игра), литературная викторина,  справочные материалы.

 В начале жизни школу помню я;

 Там нас, детей беспечных, было много;

 Неровная и резвая семья.

А. С. Пушкин «В начале жизни школу помню я…» (1830)

           

Вопросы литературной викторины «Лицейский экзамен».

- Что означает слово «лицей»?

- Кто был самым близким другом Пушкина в Лицее?

- Какое стихотворение читал Пушкин на лицейском экзамене?

- Какой русский поэт присутствовал в Лицее на экзамене по словесности?

- Кого называл Пушкин-лицеист, в своих письмах и рассказах, «мамушкой»?

- Кто вызывал «всеобщий восторг лицейской  молодежи»?

- Кому посвящены первые любовные элегии Пушкина –лицеиста?

- Кто автор первого лицейского гимна?  

- С каким стихотворением, написанным в Лицее, Пушкин впервые выступил в печати?

- Назовите первый литературный псевдоним Пушкина.

- Что вы знаете о судьбе друзей Пушкина?  (будущие поэты, декабристы, ученые ученые, офицеры русской армии и флота)

                        «Друзья моей души» (портреты лицеистов с дружескими прозвищами)

Златые дни! уроки и забавы,

И черный стол, и бунты вечеров,

И наш словарь, и плески мирной славы,                                                  

И критики лицейских мудрецов!

 А. С. Пушкин «19 октября. 1825»    (черновой вариант)

                        Представлены 11 портретов лицеистов, репродукция картины  И. Е. Репина  «Пушкин на акте в Лицее  8 января 1815 года», фотография памятника А. С. Пушкину- лицеисту, набор карточек «Дружеские прозвища лицеистов». Обращение к читателям: «Уважаемые читатели! Знаете ли Вы, как называется эта картина и кто ее автор? Где установлен памятник Пушкину-лицеисту? За какие черты характера или поступки лицеисты придумали эти дружеские «имена»?» Для ответов на вопросы читатели могут воспользоваться книгами выставки «Друзья мои, прекрасен наш союз!», Интернет-ресурсами или «Справочными материалами» к выставке.        

                «Справочные материалы».

                        Шесть лет (1811-1817) провели в закрытом учебном заведении Пушкин и его друзья. Вместе радовались, огорчались, скучали, влюблялись. У каждого из них был свой характер. Свои дружеские привязанности. И, как известно, у многих  лицеистов были свои дружеские прозвища. Давайте вспомним некоторые из них.

                Александр Пушкин –«Француз» (по общему признанию лучше всех знал французский), «Помесь тигра с обезьяной», «Егоза»  (очень ловкий, непоседливый, имел необычную внешность).

                Антон Дельвиг – «Тося» (немного ленивый, добродушный, мечтательный);

                Иван Пущин – «Жан» (Иван  в переводе с французского означает Жан;  из-за высокого роста его называли «Большой Жанно»; это был справедливый, смелый, спокойный и веселый юноша).

                Вильгельм Кюхельбекер – «Кюхля», «Бекеркюхель» (смешной, долговязый, восторженный, одержимый стихами, нелепый и трогательный; его любили, но часто подсмеивались).

                Федор Матюшкин – «Плыть хочется» (мечтал стать моряком) ;

                Владимир Вольховский – «Суворочка» (подражал военному мастерству А. В. Суворова, вырабатывал  кавалерийскую осанку);

                Алексей Илличевский – «Олосенька» ( ранний соперник Пушкина в поэтическом творчестве, любитель злых эпиграмм и карикатур, хорошо рисовал).

                Александр Горчаков – «Франт» (сиятельный князь, общепризнанный красавец).

                Михаил Яковлев – «Паяс» (композитор, актер, умел замечательно подражать; сыграл 200 ролей в лицейских спектаклях).

                Иван Малиновский – «Казак» (прозван так за доблесть и драчливость).

                Сергей Комовский – «Лиса»,  «Смола». (с одной стороны, скромный, набожный, а с другой – насмешлив и очень привязчив; за склонность направлять товарищей на путь истинный, иногда за счет наушничества гувернеру, его прозвали «фискалом». Кюхельбекер писал  ему: «Помни,  что нет ничего легче, как потерять свое доброе имя и что, будучи потеряно, оно невозвратимо»).

                        Литературное домино «Лицейские годы Пушкина» поможет определить самых внимательных читателей. Игрокам предлагается 11карточек. Каждая карточка разделена на две части: в первой части карточки - вопрос, во второй – ответ. Задача участников игры состоит в том, чтобы правильно сложить всю цепочку вопросов и ответов.

                        Начало игры. На карточке, в первой (левой части) - фотография Лицея, во второй (правой части) - вопрос литературного домино: «Где и когда был открыт Лицей ?»

                        2 карточка. Ответ: 19 октября 1811г. Царское Село. - Вопрос: Как А. Пушкин называл в Лицее свою комнату?

                        3 карточка. Ответ: «Моя студенческая келья». - Вопрос: Кто из лицеистов подписывал свои письма «№ 14»?

                        4 карточка. Ответ: Александр Пушкин (портрет). - Вопрос: Кому посвящены эти строки: «Мой первый друг, мой друг бесценный»?

                        5 карточка. Ответ: Иван Пущин (портрет). - Вопрос: Как звали близкого друга и прекрасного поэта, к которому А. Пушкин обращался: «Милый Тося», «Ленивец сонный»?

                        6 карточка. Ответ: Антон Дельвиг (портрет). – Вопрос: «Кому посвящены строки эпиграммы: «Вильгельм, прочти свои стихи, чтоб мне заснуть скорее»?

                        7 карточка. Ответ: Вильгельм Кюхельбекер (портрет). — Вопрос: Умный, веселый, благородный, красавец «Франт». Через много лет А С. Пушкин скажет об этом человеке: «Все тот же ты для чести и друзей» Кто это?

                        8 карточка. Ответ: Александр Горчаков (портрет). - Вопрос: Кому лицеисты дали прозвище «Плыть хочется»? В будущем этот мальчик станет адмиралом:                                     «О волн и бурь любимое дитя!»

                        9 карточка. Ответ: Федор Матюшкин (портрет). - Вопрос: Какое стихотворение читал А. Пушкин на Лицейском экзамене?

                        10 карточка. Ответ: «Воспоминания в Царском Селе». - Вопрос: Знаете ли вы первый литературный псевдоним А. Пушкина?

                        11 карточка. Ответ: Александр нкшп - Конец игры (рисунок А. С. Пушкина)

                                

                                У Лукоморья (сказки А. С. Пушкина)

                        А. С. Пушкин создал мир сказки, подобный которому  существовал до него в России лишь в устном народном творчестве.                                                                                     Сказки поэта - это дань мудрости, красоте и волшебному очарованию русских народных сказок, чудо которых открыли ему няня Арина Родионовна и бабушка Мария Алексеевна. Слушая тихий, певучий голос няни, Александр Сергеевич делал записи: «Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой -  убирает его. Двенадцать братьев приезжают: «Ах»,- говорят - «тут был кто-то - али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать али сестра». Неторопливый сказ вызывал в воображении поэта свои волшебные образы. Так рождалась своя «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Помните всем знакомые нам строки:

               Старший молвил: что за диво!                                                                                                         Все так чисто и красиво...

                        При этом не только сохранялось очарование устного рассказа, но и появилось иное, что прежде не существовало и не могло существовать,- тайна пушкинской поэзии                Еще одна запись Пушкина, как Султан Султанович, турецкий государь, слышит рассказ об удивительном чуде: «...У моря Лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет - сказки сказывает, вниз идет – песни поет». В прологе к «Руслану и Людмиле» незаметно и прекрасно поэзия преображает это повествование: «У Лукоморья дуб зеленый...».                                                                                        Меняя установившийся исстари сюжет сказки, поэт не изменял традициям устного народного творчества. Ведь и лучшие сказители чаще всего передавали сказку не слово в слово, а так, как она запомнилась, как соединилась с мыслью, с памятью, с пониманием жизни. Величайшее чудо пушкинской сказки рождалось в естественном соединении творчества поэта с красотой и мудростью народного творчества.

                Предлагаем следующие формы работы:

  1. Викторина «Нянюшкины сказки» ( устно).
  2. Литературная игра «Каждая из них - есть поэма».
  3. Сказочная математика «Думай, решай, отгадывай!
  4. Сказочная иллюстрация «Пословица не зря молвится».
  5. Мастер-класс «Оживи сказку».

                        Викторина «Нянюшкины сказки» включает в себя вопросы по сказкам           А.С. Пушкина, волшебные образы которых родились в русских народных сказках.

                        В какой сказке А. С. Пушкина есть чудо- остров, как он называется?                                       В русских народных сказках лежит этот остров за тридевять земель, в тридевятом царстве, посреди моря- океана. Живут там громы и ветры, громоносный зверь и пчелы- молнии, вещий ворон каркает.  («Сказка о царе Салтане», остров Буян)

                        В какой поэме Пушкина есть волшебный дуб зеленый, цепь златая на нем?         В русских народных сказках стоит дуб, вершиной в облака упирается, корни за 100 верст в землю раскинул, ветками Красное солнце закрыл, а на вершине его - ларец кованый... (поэма «Руслан и Людмила»).

                        Какую героиню сказок Пушкина можно назвать несравненной красавицей?                          В русских народных сказках живет ненаглядная красота, обладающая вещим умом, волшебною силой, властью над природными стихиями. Объясните Ваш выбор: Шамаханскую Царицу, Царевну- Лебедь или Людмилу из поэмы «Руслан и Людмила».

           Кто это: неизменный спутник богатыря, друг и помощник, от врагов спасет,              через леса и горы перенесет, в беде не оставит?  Богатырский конь.                                                   В каких сказках Пушкина богатырь едет на верном друге- коне в дальний путь, чтобы спасти свою любимую? («Сказка о мертвой царевне...», поэма «Руслан и Людмила»).

                        Кто это: «Идет направо- песнь заводит,  налево- сказку говорит»?                               В русских народных сказках спутник ведьм и колдунов, сказки сказывает, а как петь начнет, так на всех напустит заколдованный сон. (Волшебный кот. «У Лукоморья дуб зеленый...»)

                        Кто эта злая колдунья? В каких поэтических строках описано ее средство передвижения?                                                                                                                                  В русских народных сказках живет она в дремучем лесу, пешком не ходит, разъезжает по белу свету в ступе, заметая следы метлой.  (Баба Яга. «У Лукоморья дуб зеленый...»)

Там ступа с Бабою Ягой                                                                                                         Идет, бредет сама собой.  

                        Какой зверь лесной в тереме царевне верно служит?                                                           В русских народных сказках лесной зверь умел летать быстрее ветра, говорить человечьим голосом, мог обратиться то Еленой Прекрасной, то конем златогривым?

Царевна там в темнице тужит,                                                                                                   А бурый волк ей верно служит... («У Лукоморья дуб зеленый»)

                        Знаете ли Вы, следы каких невиданных зверей оставлены на неведомых дорожках Лукоморья?                                                                                                                          Живет она в райских садах. Когда поет, из клюва скатный жемчуг сыплется. Ночью перья у нее отливают златом- серебром. (Жар-птица. )                                                               Народ считал, что птица эта вещая, живет до 300 лет, а на черных крыльях своих бурю приносит. (Черный Ворон.)                                                                                                  Дрожит от его рева лес, бьет хвостом - реки выступают, дыхнет – трава сохнет, лист осыпается. Живет в пещерах горных. (Змей Горыныч.)

                        Литературная игра «Каждая из них — есть поэма»

                        Сила , богатство, образность языка в русских народных сказках настолько покорили А.С. Пушкина, что он писал: «Каждая из них - есть поэма». В своих сказках поэт сохраняет и развивает традиции русской сказки, самобытность и уникальность русской речи. Недаром В. А. Жуковский говорил: «Каждое слово Пушкина драгоценно».                                                                                                                                              Каждая сказка А. С. Пушкина имеет свою идею. Посмотрите на обложки сказок и определите, о какой  сказке можно сказать следующее и почему:

- Сказка исполненных желаний («Сказка о царе Салтане»)

-Сказка о разуме и глупости («Сказка о попе и работнике его Балде»)

-Сказка о жадности и глупости («Сказка о рыбаке и рыбке»)

-Сказка о верности данному слову («Сказка о золотом Петушке»)

-Сказка о романтической любви («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Поэтические загадки.                                                                                                                  Что это такое?

*Ты встаешь во тьме глубокой,                                                                                         Круглолицый, светлоокой,                                                                                                         И обычай твой любя                                                                                                                     Звезды смотрят на тебя.                                                                                                               (Месяц. Обратить внимание ребят на слово « светлоокой». Это слово женского рода. Месяц – полная луна. )

*  ... Ты могуч !                                                                                                                             Ты гоняешь стаи туч,                                                                                                                       Ты волнуешь сине море,                                                                                                           Всюду веешь на просторе,                                                                                                                 Не боишься никого,                                                                                                                           Кроме бога одного.                                                                                                                 (Ветер. Обратить внимание на слова- действия : « гоняешь, волнуешь, веешь, не боишься.». Показано движение.)

 *... Ты ходишь                                                                                                                                 Круглый год по небу,                                                                                                     Сводишь Зиму с теплою весной,                                                                                                                        Всех нас видишь под собой.                                                                                                   (Солнце. Как вы понимаете выражение « сводишь зиму с теплою весной?» )

*Верный сторож, как со сна,                                                                                         Шевельнется, встрепенется,                                                                                                      К той сторонке обернется                                                                                                                  И кричит : «Кири-ку-ку.                                                                                                  Царствуй, лежа на боку!                                                                                                        (Петушок. Обратить внимание на слова « шевельнется, встрепенется, обернется, кричит- живая картинка ).

 *...Оно                                                                                                                                                   Соку спелого полно,                                                                                                                Так свежо и так душисто,                                                                                                           Так румяно- золотисто,                                                                                                             Будто медом налилось!                                                                                                                 Видны семечки насквозь...                                                                                                          (Яблоко. Опорные слова в поэтическом рисунке яблока: спелый, свежий, душистый, румяный, золотистый, медовый, прозрачный. )                                                                                                                                            

 

*Ты гульлива и вольна;                                                                                                        Плещешь ты, куда захочешь,                                                                                                   Ты морские камни точишь,                                                                                                      Топишь берег ты земли,                                                                                                       Подымаешь корабли...                                                                                                              (Волна. Обратить внимание на слова « гульлива, вольна» - ощущение морского простора).

Речевые характеристики                                                                                                        : Кто с кем разговаривает?

*Отпусти ты, старче, меня в море,                                                                                           Дорогой за себя дам откуп:                                                                                               Откуплюсь, чем только пожелаешь.                                                                                  (Рыбка просит, обещает старику  – Золотая рыбка и старик).

*Здравствуй, князь, ты мой прекрасный!                                                                                                Что ж ты тих, как день ненастный?                                                                                         Опечалился чему?                                                                                                                           (Речь нежная, плавная, как сама Царевна- Лебедь  – Царевна- Лебедь и князь Гвидон).

*... Глупый ты бес,                                                                                                                    Куда ж ты за нами полез?                                                                                                                    И руками-то снести не смог,                                                                                                     А я, смотри, снесу промеж ног.                                                                                                   (Балда смеется, дразнит бесенка – Балда и бесенок).

*Нужен мне работник:                                                                                                                       Повар, конюх и плотник.                                                                                                                       А где найти мне такого                                                                                                     Служителя не слишком дорогого.                                                                                              (Речь попа деловая, идет торг – Поп и Балда).

*Здравствуй, Балда мужичок;                                                                                                          Какой тебе надобно оброк?                                                                                                                  Об оброке век мы не слыхали                                                                                                             Не было нам такой печали.                                                                                                             (Речь бесенка вкрадчивая, настороженная. – Бесенок и Балда).

*Дурачина ты, простофиля!                                                                                                              Не умел ты взять выкупа с рыбки!                                                                                        (Речь грубая, злая – Старуха и старик).

*Ты прекрасна, спору нет,                                                                                                            Но царевна все ж милее,                                                                                                                   Все ж румяней и белее.                                                                                                                     (Речь спокойная, уверенная - Зеркальце и царица).

*Кто же? Выдь и покажися,                                                                                                               С нами честно подружися.                                                                                                              Коль ты старый человек,                                                                                                                  Дядей будешь нам навек.                                                                                                                     Коли парень ты румяный,                                                                                                             Братец будешь нам названый.                                                                                                  (Богатырь говорит с почтением к незваному гостю).

*Помогите, ради бога!                                                                                                                             Караул, лови, лови,                                                                                                                                 Да дави его, дави...                                                                                                                  (Крик и шум. Баба Бабариха зовет на помощь).

*Я там был; мед, пиво пил -                                                                                                                              И усы лишь обмочил.                                                                                                                      (А.С. Пушкин улыбается).

*Не гонялся бы ты, поп за дешевизной.                                                                                          (Крылатое выражение.  –Балда и поп).

Волшебные образы.                                                                                                                  (Описание чудес)

*Там в облаках перед народом                                                                                                     Через леса, через моря                                                                                                                Колдун несет богатыря. – «Руслан и Людмила».

*Встрепенулась, отряхнулась                                                                                                                            И царевной обернулась. – «Сказка о царе Салтане...».

*Ей в приданое дано                                                                                                                          Было зеркальце одно;                                                                                                              Свойство зеркальце имело:                                                                                                                         Говорить оно умело. – «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

*Подошел он к своей землянке,                                                                                                            А землянки нет уж и следа.                                                                                                              Перед ним изба со светелкой. – «Сказка о рыбаке и рыбке».

*Петушок с высокой спицы                                                                                                         Стал стеречь его границы. – «Сказка о золотом петушке».

*Да вот веревкой хочу море морщить,                                                                                                       Да вас проклятое племя корчить.- «Сказка о попе и работнике его Балде».

Сказочные розыгрыши.

 ( Найти ошибки в тексте ).

*Три девицы под окном                                                                                                        Пели поздно вечерком. (пряли)

*Жил старик со своею старухой                                                                                                              У самого Черного моря.(Синего моря).

*Пень растет перед дворцом,                                                                                                                      А под ним стеклянный дом . (дуб, хрустальный дом).

*Смотрит- видит дело лихо:                                                                                                                Бьется лебедь средь ветвей,                                                                                                                      Филин носится над ней... (средь зыбей, коршун).

*Негде,  в тридевятом царстве,                                                                                                                      В тридесятом государстве,                                                                                                                  Жил- был славный князь Гвидон,                                                                                               Смолоду был грозен он. (царь Дадон).

*Вдруг шатер

 Распахнулся ... и горя

 Вышли 33 богатыря. (...И девица

Шамаханская царица,

 Вся сияя, как заря,

 Тихо встретила царя).

*Но невеста молодая,                                                                                                                       До зари в лесу блуждая,                                                                                                                 Между тем все шла да шла                                                                                                                И на домик набрела.( на терем ).

*Испугался зайчонок и к деду                                                                                                                  Пошел рассказывать про такую победу. (бесенок)

 *Царь Дадон гостей сажает                                                                                                        За свой стол и вопрошает...(царь Салтан).

*Тут она, взмахнув крылами,                                                                                                                 Полетела над волнами                                                                                                                                 И кричит: « Кири-ку-ку.                                                                                                           Царствуй, лежа на боку !» ( две сказки: « Сказка о царе Салтане» и « Сказка о золотом петушке»)

Сказочная математика «Думай, решай, отгадывай»

Сказочные цифры и числа.

                 На «сказочном цветке» (3 лепестка) с двух сторон нарисованы цифры. На первой стороне цифры «3», «7», число «33». Эти цифры легко можно найти в сказках Пушкина. На второй стороне – цифры «1», «8», число «71». Над этими цифрами нужно подумать.

*Цифра «3» : «Три девицы под окном...»;  3 раза забрасывал старик невод; 3 щелчка дал Балда попу; 3 раза превращала Царевна-Лебедь князя Гвидона в насекомых»;                     «Не тужи, что за меня есть не будешь ты три дня» - говорит Царевна- Лебедь и т. д.

Цифра «7»: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», царевне дано в приданое  «Семь торговых городов да сто сорок теремов».

Число «33»: «Жили- были старик со старухой ровно тридцать лет и три года.» ;                                33 богатыря.

Цифра «1»: «На девичник собираясь...», царица узнает у зеркальца, что «царевна все ж милее» и велит Чернавке увести царевну в лес (Девичник устраивался за 1 день до свадьбы).

Цифра «8»: в «Сказке о золотом петушке» военный поход  длится 8 дней (в одну сторону):                                                                                                                                   «Вот осьмой уж день проходит,                                                                                                     Войско в горы царь приводит...»

Число « 71»:                                                                                                                                   «Наступает срок родин;                                                                                                                     Сына бог им дал в аршин...» ( аршин = 71 см )

Сказочные задачки.

*«Гости видят: во дворце                                                                                                                          Царь сидит в своем венце,                                                                                                                         А ткачиха с поварихой,                                                                                                                                       С сватьей бабой Бабарихой                                                                                                                                      Около царя сидят,                                                                                                                          Четырьмя все три глядят.»                                                                                                                  Ответьте на вопрос : Почему три смотрят только «четырьмя»?

*Придумайте условие задачи, в которой «толоконный» ум + чья-то «догадливость» + чьи-то «уловки» оказались меньше сметливости и находчивости.

*Решите задачу. Сколько времени проходит с того момента, как царь Дадон стал обладателем золотого петушка, до того момента, когда петушок своего хозяина клюнул в темя?  (2 года 39 дней. )

Сказочная иллюстрация «Пословица не зря молвится».

                        На игровом поле представлены 10 иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина и              набор карточек  с русскими народными пословицами .

Задание. Подберите  пословицу к иллюстрации (по смыслу ).                                                   *Ил. «Царица и зеркальце» - пословица «Бела, румяна, да нравом упряма».

*Ил. «Царь Дадон, мудрец и петушок» - пословица « Невелик, а грозен».                          

*Ил. « Князь Гвидон смотрит на чудо-город» - пословица «Доброе дело без награды не     останется»

*Ил. «Чернавка ведет царевну в «глушь лесную» – пословица «Горькая слезинка даром не прольется».

*Ил. «Из вод морских выходят 33 богатыря» - пословица «Один - за всех, все- за одного».

*Ил. «Балда с зайчонком и бесенок « – пословица: «Двух зайцев гонять - ни одного не поймать».

*Ил. «Балда идет по дороге» - пословица «В людях живал, свету видал, топор на ногу надевал, топорищем подпоясывался».

*Ил. «Старуха сидит за праздничным столом в царских палатах»- пословица                « «Залезла ворона в царские хоромы. Почету много, а полету нет».

*Ил. «Бесенок тащит кобылу» - пословица «Бери в работе умом, а не горбом».

*Ил. «Поп нанимает Балду на работу» –пословица «Без ума торговаться- только деньги терять».

Мастер-класс «Оживи сказку»

Представить отрывок из сказки  А. С. Пушкина (живая картинка)

*И царица хохотать,                                                                                                                                      И плечами пожимать,                                                                                                                                   И подмигивать глазами,                                                                                                                                     И прищелкивать перстами,                                                                                                                                         И вертеться подбочась,                                                                                                                          Гордо в зеркальце глядясь.

*Верный сторож, как со сна,                                                                                                 Шевельнется, встрепенется,                                                                                                                      К той сторонке обернется                                                                                                                           И кричит:» Кири-ку-ку.                                                                                                                              Царствуй, лежа на боку!»

*Бедненький бес                                                                                                                                       Под кобылу подлез,                                                                                                                         Понатужился,                                                                                                                          Понапружился,                                                                                                                                Приподнял кобылу, два шага шагнул,                                                                                                       На третьем упал, ножки протянул.

          «Каждое слово Пушкина драгоценно»,- сказал В. А. Жуковский.  Имя поэта  А.С. Пушкина вечно. Творчество неисчерпаемо. Хочется верить, что путешествие в мир Пушкина, пушкинской поэзии, сказки для нас и наших детей будет бесконечным. Пусть каждое поколение открывает для себя своего Пушкина заново.

Список литературы.

1. Пушкин А.С. Лицейская лирика /Сост. предисл. и примеч. М. Н. Виролайнен-СПб.: Худ. лит., 1993.

2. Басина М. Я. Город поэта: Документальная повесть.- 2-е изд.- Л.: Дет. Лит., 1975.

3. Грот К. Я. Пушкинский Лицей (1811-1817): Бумаги первого курса, собранные академиком Я. К. Гротом.- СПб.: Академ. проект, 1998.

     В книге собраны документы и материалы, касающиеся первого курса Императорского Лицея. Здесь приводятся воспоминания и дневники первенцев Лицея, а также их переписка; классные сочинения, стихи, эпиграммы , «национальные песни»; все сохранившиеся лицейские журналы; подробные отзывы наставников о своих питомцах.

4. Любавин М. А. Лицейские учителя Пушкина и их книги.- СПб.: Изд-во «Сударыня», 1997.

5. Офенбах  П.Ф. Все о Пушкине.- СПб.: Издательский Дом А. Громова, 1997.

6. Руденская М.П., Руденская С.Д. «Наставникам… за благо воздадим»: Очерки.- Л.: Лениздат, 1976.

     Книга рассказывает об истории Лицея со дня его основания до создания в нем мемориального музея. В приложении: словарь лицеистов и наставников, основная литература по лицейской пушкиниане, именной указатель, перечень архивных источников.

7. Руденская М. П., Руденская С.Д. Пушкинский Лицей.- Л.: Лениздат, 1980.

8. Скатов Н.Н. Пушкин: Очерк жизни и творчества.- Л.: Дет. Лит., 1991.

    Автор книги уделяет большое внимание юношеским годам А. С. Пушкина, которые дают бесценный материал для размышлений о самосознании личности, ее самоопределении в обществе.

9. Эйдельман Н.Я. «Прекрасен наш союз…»: О первом лицейском выпуске/ Худож.          Ю. Иванов.- 2-е изд.- М.: Мол.гвардия, 1982.                                                                           Книга рассказывает о первом лицейском выпуске, о юном Пушкине и его друзьях.