Медио и социокультурное воспитание школьников во внеурочной деятельности общеобразовательного учреждения

Кадакова Наталья Викторовна

Я педагог дополнительного образования МБОУ СОШ №13 г. Азова Ростовской области. Мой опыт работы как руководителя школьного танцевального коллектива "Карусель" и учителя ритмики в этой же школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт моей работы22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Медио и социокультурное воспитание школьников во внеурочной деятельности общеобразовательного учреждения

Доклад педагога дополнительного образования МБОУ СОШ №13 Кадаковой Натальи Викторвны

    Хореография – искусство синтетическое, в ней музыка живёт в движении, приобретает осязательную форму, а движения как бы становятся слышимыми. В «век гиподинамии», когда дети проводят большое количество времени сидя за партой, за компьютером или просто у телеэкрана, занятия хореографией становятся вспомогательным звеном для развития растущего детского организма. Во-первых, танец - это движение, которое развивает физическую силу, выносливость, ловкость, формирует фигуру. Во-вторых - искусство, развивающее художественное воображение, ассоциативную память, творческие способности. Хореография является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а следовательно, одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности.

     С начала моей работы в стенах нашей школы я провожу уроки ритмики в начальных классах во внеурочное время. Нужно отметить, что не всем учащимся, особенно мальчикам, нравится этот вид искусства. И чтобы заинтересовать их, я использую различные танцевальные жанры. Это детский танец, бальный и, конечно же, народный. Чтобы учащиеся имели представление, в чем различие жанров, я показываю им видео профессиональных кол-вов и коллективов нашего города на компьютере. Когда проходит изучение народного материала, я стараюсь использовать различные атрибуты во время урока. Детям нравиться с ними заниматься и иногда даже не хватает времени на уроке, чтобы всем попробовать с ними потанцевать, так как сразу для всех атрибутов не хватает.

 После изучения нескольких основных элементов и движений я даю возможность учащимся самим придумать какое-то движение, которое мы вместе со всеми разучиваем и вводим его в постановку наших танцевальных номеров. Это им нравиться и многие это делают с удовольствием. Некоторые танцевальные номера, если позволяет количество исполнителей, на выступления я одеваю в костюмы или используем какие-то элементы костюма. Это тоже нравится ученикам.

      Также на протяжении, вот уже, 20 лет я веду танцевальный кружок нашей школы «Карусель». В работе кружка, конечно же, используются различные виды жанров хореографии: детский танец, эстрадный, классический, народный, народный стилизованный. И есть постановки, которые несут в себе  национальную принадлежность различных народностей и культур. В репертуар коллектива входят такие постановки как: «Египетские мотивы», «Русская задорная», «Карело-финская полька», «Веселые ковбои», «Цыганский танец», несколько казачьих танцев.

 Каждая постановка несет в себе определенную задачу. Это могут быть танцы на трудовую тематику, например «Варежка», лексические танцы, где применяется хореографический материал на лексику с использованием различных рисунков танца. Это такие постановки, как: «Валенки», «Варенька», «Самовар», «Казачья проходка»,  «Щекотала ласточка» и др.. Но в каждой такой постановке должны соблюдаться как подбор музыкального сопровождения, так и образ отображающий музыку танца и его название. Здесь же нужно подчеркнуть и о соответствие сценического костюма, что в принципе касается любой хореографической постановки.  Также в репертуаре коллектива есть сюжетные и игровые танцы: «Как у нас на хуторе коровушка жила», «Шли казачки за водой», «Платок».

  Перед началом работы над постановкой, будь-то сюжетная или постановка на лексику, или имеющая национальную принадлежность, я отвожу некоторое количество времени на занятии, чтобы рассказать участникам, что я хочу показать этой постановкой, какой сюжет или образ она будет нести в себе.  Здесь же затрагиваются культура,  обычаи и характер той или иной национальной принадлежности плюс соответствие в донесении музыкального характера. Также использую показ видео с примерными постановками, как профессиональных ансамблей, так и самодеятельных коллективов.

   Многие постановки, перечисленные выше, были представлены на различных конкурсах и фестивалях, где были удостоены наград и призов.

    Мы живем на донской земле, и поэтому в работе коллектива красной нитью проходит  материал по региональному компоненту, т. е. казачий материал. Вот уже10 лет наша школа имеет областной статус казачества. Это накладывает особую ответственность на работу коллектива, т. к. коллектив постоянно принимает участие в ежегодных городских фестивалях проводимых Азовским казачьим обществом, на рождественских казачьих елках и различных концертах, которые также проводит городское казачество. Некоторые фотографии выступления коллектива, например      12 июня 2015г, были размещены на городском официальном сайте WEB.AZOV в разделе «новости культуры».

    Одной из основных моих задач, как руководителя, остается заинтересованность учащихся в посещении кружка и самих занятий. И поэтому я стараюсь выступление коллектива со своими постановками не ограничивать только внутришкольными и городскими выступлениями. Несколько лет подряд мы являемся участниками Всероссийских, Международных и областных фестивалей-конкурсов, где, с гордостью хочу отметить, коллектив постоянно занимает призовые места и награждается дипломами I, II и III-ей степеней и кубками.

В этом году наш коллектив в апреле отметил свой 20-летний юбилей большим концертом, где многие наши коллеги могли увидеть нашу работу в различных направлениях и жанрах хореографии, а также увидеть все наши награды.

Также об успехах нашего коллектива можно видеть в средствах массовой информации. Это местные печатные издания «Читайка» и «Азовская неделя».

      В этом году коллектив впервые принимал участие в Дистанционном Всероссийском хореографическом конкурсе «Дерево талантов», где представил три постановки «Шли казачки за водой», «Казачья проходка» и «Цыганский танец», где были награждены дипломами: два 1-х и одно 2-е место соответственно.

    Проводя работу по региональному компоненту, я, по возможности, стараюсь вместе с участниками коллектива посещать концерты казачьих коллективов в нашем городе. Так в феврале, несколько участников посетили концерт Гос. Академ. Ансамбля песни и пляски «Донских казаков». На память, жалко, конечно, что не все участники, сфотографировались с одной из участников ансамбля.

Хочу отметить, что меня радует заинтересованность некоторых участников коллектива в изучении не только нашего хореографического материала, с которым работает коллектив, но материала других национальностей. Так в рамках Международного фестиваля искусств, который проходил в мае, в нашей области, к нам в город городским отделом культуры был приглашен руководитель этнографического коллектива из Шотландии, который проводил мастер-класс по шотландскому танцу. Некоторые воспитанники нашего коллектива вместе со мной, приняли участие в этом мероприятии. Было очень интересно и все с удовольствием прониклись в изучение материала. Естественно, это было запечатлено фотоснимками.

   Также весной некоторые участники коллектива вместе с учащимися нашей школы входили в состав школьной команды для участия в фестивале-конкурсе самодеятельного молодежного творчества «Азовская молодежная весна 2016». Тема выступления команды была «Любовь к родному краю».

И заканчивая свой содоклад, хочу сказать о том, что я вместе со своими воспитанниками стараюсь, как говорится, идти в ногу. Речь идет об участии мною в конкурсах хореографического искусства Всероссийского и Международного уровня. Так в 2013 году в номинации «Я и мои ученики» на Всероссийском конкурсе мы заняли второе место, а в 2014 году в номинации «Танцующий учитель» я стала лауреатом Международного конкурса с вручением диплома  II-ой степени и призовой статуэтки.