"Это интересно..." (Из истории становления толерантного отношения к людям с ОВЗ)

Учускина Надежда Анатольевна

Автор описывает исторические факты становления толерантного отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eto_interesno.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Это интересно….»

(Из истории становления толерантного отношения к людям с ОВЗ)

Все формы культурного поведения могут быть утеряны,

                        их приобретение дорого стоило,

также дорого стоит их сохранение.

Маргарет Мид, 1988 г.

Любые увечья человека сопряжены со страхом. Образцы культуры всегда находятся в рамках норм, принятых в какой-либо группе. Отношение к людям с нетипичной внешностью, поведением, образом жизни и мировоззрением принимают различные формы в зависимости от развития социума. Боязнь утерять целостность родовой человеческой сущности является универсальной чертой культуры. В разных культурах отношение к людям с дефектами развития неодинаково.

На всех этапах развития общества, начиная с древности, глухие вызывали у слышащих людей суеверный страх, и подвергались всяческим притеснениям. Особенно тяжелым стало их положение в средние века. Свирепствовала инквизиция[1]. Лишенных слуха считали "божьим наказанием" и, наряду с ведьмами и колдунами, сжигали. Лишь за огромные суммы денег глухой мог купить индульгенцию,[2] которая ограждала бы его от физического уничтожения. Все это привело к тому, что глухие замыкались в кругу семьи. Ни о каком обучении не могло быть и речи.

В Эпоху Возрождения бурно начинают развиваться медицина и биология, что дает возможность не только осветить причины глухоты, но и разработать теорию воспитания и обучения глухих, основоположником которой стал итальянский мыслитель Джероламо Кардано.[3] Наблюдая за глухими, он пришел к выводу, что среди этой категории людей следует различать глухих от рождения, рано оглохших и поздно потерявших слух. Кардано считал, что способ обучения следует выбирать в зависимости от того, к какой группе принадлежит больной.

В XVI веке в Западной Европе широкое развитие получило индивидуальное обучение глухих детей. В Испании, Италии, Франции, Голландии и других странах были открыты училища, в которых глухие проходили специальный курс обучения и приобретали трудовые навыки. Методы и сроки обучения были различны.

В Киевской Руси опекать глухих начали примерно с XI века. Первые приюты для глухих были открыты при Киево-Печерском монастыре. Духовенству было выгодно содержать "убогих", так как увеличивалось количество пожертвований, кроме того, их заставляли работать на монастырских хозяйствах. В XVIII  веке в России открываются воспитательные дома и дома призрения для лишенных слуха детей. В общественном призрении глухих начинают принимать участие лучшие представители передовой интеллигенции. Много внимания этому вопросу уделял Александр Николаевич Радищев (1749-1802 гг.). В своем философским трактате "О человеке, его смертности и бессмертии" (1792-1796 гг.) он изложил теоретические основы русской системы обучения глухих: "...человек одарен речью в то время, как другие его собратья немы. Один человек имеет нужные для этого органы. Речь есть средство общения, средство к собранию мыслей воедино. Но человек может и обойтись без языка и вместо речи говорить телодвижениями. Но в новейшие времена искусство мысли распростерто и на лишенных того чувства, которое к речи необходимо. Сколь же томны мысли без звучания речи! Хотя и лишение одного чувства укрепляет какое-либо другое; но разум лишенного речи больше будет изощряться подражанием, нежели собственною своею силою. Не имеющий слуха скольких внутренних чувств будет лишен и вообще их проявление ему мало будет свойственно. Итак, речь, расширяя мысленные в человеке силы, ощущает их действие над собой и становится проявлением всесилия".[4]

15 декабря 1806 года супругой императора Павла 1 императрицей Марией Фёдоровной в Павловске (крепость Бип) было основано первое в нашей стране училище для глухонемых (ныне школа-интернат №1 1 вида города Санкт-Петербург). Были приглашены педагоги из-за границы. В то время там обучалось 4 детей из состоятельных семей (обучение было платное). Воспитанники изучали русский язык, французский язык, арифметику, рисование, историю, географию и закон Божий. Курс обучения составлял 6 лет. Позже школа переехала в г.Санкт-Петербург, где находится по настоящее время.

Еще в 19 веке выдающийся русский сурдопедагог [5] Виктор Иванович Флери (1800-1856 гг.) первым осуществил подсчет количества глухих в России,  а также обосновал необходимость и ввел обучение глухих устной речи, в результате чего вышло в свет первое русское пособие по обучению глухих речи, где оценивалось значение «изустного слова» как "важного и полезного дополнения в воспитании глухих". Автор указывал, что "изустное слово доставляет глухонемым, между прочими выгодами, способ сообщения, самый употребляемый в обществе..."[6] 

Одной из характерных черт последующего развития русской сурдопедагогики, связанного с именами Спешнева, Селезнева, Остроградского, Васильева, Енько, Лаговского, является неуклонная тенденция к утверждению и усовершенствованию методов обучения глухонемых произношению.[7]

Позже в России открываются училища, где лишенные слуха могли получить образование. Но доступ в них имели лишь дети состоятельных родителей, так как плата за обучение была непомерно высокой. Бедные по-прежнему оставались без специальности, следовательно, без средств к существованию.

После революции 1917 года началась борьба за всеобщее обучение. Сначала при массовых школах были открыты группы для обучения лишенных слуха, затем стали организовывать специальные школы. В 1938 году впервые было созвано Всероссийское совещание по вопросам обучения и воспитания глухонемых детей. С тех пор система обучения и воспитания неслышащих детей в нашей стране непрерывно развивается и совершенствуется.

Из года в год, повышая качество учебно-воспитательной работы, школы 1 вида выпускают все более подготовленных учащихся. Им открыты доступы в училища, техникумы и вузы, огромное внимание уделяется вопросам их трудоустройства, культурного, физического и эстетического воспитания, а также пенсионного обеспечения.


[1] Инквизиция (от латинского inquisitio––розыск). В католической церкви в XIII-XIX вв. судебно-полицейское учреждение для борьбы с людьми, имеющими отклонения от чего-либо принятого в обществе. Судебное разбирательство велось тайно, с применением пыток, а окончательным приговором было сожжение на костре. См. Советский энциклопедический словарь.––М.: Советская энциклопедия, 1987.––Стр. 493.

[2] Индульгенция (от латинского indulgentia––милость)––в католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом. Широкая торговля индульгенцией (с XII-XII вв.) явилась средством обогащения духовенства. См. Советский энциклопедический словарь.––М.: Советская энциклопедия, 1987.–– С. 402.

[3] Кардано Джероламо (1501 г., по другим данным––1576 г.)––итальянский математик, философ и врач. См. Советский энциклопедический словарь.––М.: Советская энциклопедия, 1987.––Стр. 546.

[4] Радищев А. Н. Статья "О человеке, его смертности и бессмертии". Русская литература последней четверти XVIII в. М.: Просвещение, 1985, с. 282-284.

[5] Сурдопедагогика (от лат. surdus––глухой, и педагогика)––отрасль дефектологии, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха. См. Советский энциклопедический словарь.––М.: Советская энциклопедия, 1987.–– Стр. 1292.

[6] Флери В.И. "О преподавании изустного слова глухонемым", СПб, 1859 г, с. 11.

[7] Селезнев И.Я.. Вызывание у глухонемого произношения и чтения по губам. – С.Пб., 1868.

Остроградский А.Ф.. Руководство к первоначальному обучению глухих детей. – С.Пб., 1889.

Васильев И.А.. Методика обучения глухих речи, письму и чтению. – С.Пб., 1900.

Енько П.Д.. Методика обучения глухонемых речи. Ч.I .- С.Пб., 1907; Ч.II. – С.Пб., 1912.

Лаговский Н.М. (1863-1933 гг.), педагог. Обучение глухонемых устной речи. – С.Пб., 1911.