работа в доп. образовании

дошколята

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zum_original.docx117.31 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОКУБАНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТ.СОВЕТСКОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОКУБАНСКИЙ РАЙОН

Принята на заседании                                                           Утверждаю

Педагогического/методического совета ДДТ

От «    »___________2016 г.                                        Директор ДДТ

Протокол № ______                                                           __________О.И.Калиненко        

Приказ №___________

От «____»__________ 2016г

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

                            социально-педагогической направленности.

«Знаю, умею, могу.»

Уровень: ознакомительный

Срок реализации программы: 1год ( 72  часа)

Возрастная категория: от 6 до7 лет

Вид программы: модифицированная

Автор- составитель:

Пилюгина Мария Вячеславовна

Педагог дополнительного образования

Ст. Советская

2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая   программа  «Знаю, умею, могу» относится к социально-педагогической направленности.

        Программа направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижения детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими программ начального общего образования.

Актуальность программы  заключается  в  социальной  потребности   раннего    развития  математических  способностей   детей дошкольного возраста,  не посещающих   дошкольные учреждения. Наиболее благоприятным периодом для начала приобщения детей к обучению является дошкольный  возраст. Учебные умения и навыки детей развиваются тем быстрее, чем раньше начинается обучение каким – либо видам мыслительной деятельности.  

 Дошкольное воспитание и образование детей является важным звеном общей системы образования.  Сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемных ситуаций, доставляет ребятам удовольствие получить результат тех или иных математических действий, у детей возникает потребность овладеть определенными знаниями самостоятельно.

Преимущество  данной  программы    в  знакомстве  детей  с  миром  точных  наук   при  помощи  сюжетно-ролевых, развивающих, логических, алгоритмических игр   на  занятиях-сказках,  занятиях-путешествиях, занятиях  моделирования и  конструирования…

Новизна программы  состоит в расширении форм работы на занятиях, обогащении содержания обучающими играми.  Обучающие игры – это вид деятельности, занимаясь которым дети учатся. Это средство расширения, углубления и закрепления знаний. Таким образом,  дети включаются в ориентированную творческую интеллектуальную деятельность.

Ключевые понятия вводятся через игровые задания и упражнения, поэтому внимание дошкольников опосредованно акцентируется на важных моментах, не снижая интереса к самому виду деятельности. В конце каждой изученной темы проводится итоговая игра. Игровые упражнения помогают ребенку адаптироваться в учебном процессе.

Педагогическая целесообразность программы основана на развитии  интереса  к  математическим  знаниям, потребности в развитии    математических    способностей,  любознательности, смекалки,    сообразительности детей, развитии логического мышления детей. У детей развиваются личностные качества, такие как терпение, усердие, сосредоточенность, самостоятельность, аккуратность.

    Невозможно добиться высоких результатов, не приложив трудолюбия, терпения. Многократность отработки навыков и умений, повтор действий повышают качество усвоения образовательной программы.                        

  Дошкольники радуются и с большим желанием начинают заниматься, когда видят, как возрастают их силы и возможности. Какой восторг и чувство собственного достоинства испытывает ребенок, участвуя в математической олимпиаде, как переживает чувство своей значимости, становясь не только участником, но и победителем. Конкретный результат вызывает чувство радости, удовлетворения. Задача педагога – в доступной форме дать начальные знания основ математической науки, раскрыть интеллектуальные возможности ребенка.

Предлагаемые в программе виды деятельности являются целесообразными для детей  дошкольного возраста, так как учтены психологические особенности дошкольника, уровень умений и навыковобучающихся,  а содержание отображает познавательный интерес данного возраста.

Отличительные особенности данной программы от подобных  программ  в систематизации материала - эффективность программы во   многом зависит от того, как отобран и организован учебный материал,    логические задания, наглядные пособия для показа и изготовляемые самими детьми.

 Программа носит вариативный характер :

  *как часть, входящая в общий комплекс  системы раннего развития детей,                                            

   *как интегрированная программа (взаимосвязана с другими учебными предметами:    развитие речи, изобразительная деятельность  и музыка),                                                                                                                                               *как отдельная программа обучения дошкольников элементарным математическим представлениям, которые являются базой обучения другим предметам.                                                                                                                         А также имеет тесную взаимосвязь с техническим, экономическим, экологическим и другими направлениями воспитательного процесса.

 Каждое занятие – это поиск причинно-следственной связи изучаемого материала «Почему?», «Как получить?»…

Адресат программы - дети дошкольного возраста.Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к азам учения (математике), к родной культуре, к общечеловеческим ценностям, закладываются основы здорового образа жизни. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Учитывая то, что характерными чертами детей является неравномерное развитие познавательных процессов и вследствие этого недостаточная развитость навыков общения и трудности в эмоциональной сфере, программа "Знаю, умею, могу" предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Обучение осуществляется по всем основным направлениям, в которых происходит развитие и становление личности ребенка, его вхождение в современный мир.

  В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально – практическим путем, поэтому программа носит выраженный  деятельностный  характер.

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.  Преимущество  программы "Знаю, умею, могу"  в  знакомстве  детей  с  миром  точных  наук   при  помощи  сюжетно-ролевых, развивающих, логических, алгоритмических игр   на  занятиях-сказках,  занятиях-путешествиях, занятиях  моделирования и  конструирования.

Цель, задачи,уровень программы, объём и сроки

Цель программы

Формирование познавательных интересов ребенка, развитие его  математических  способностей и  адаптация ребёнка к школе.

Уровень программы  "Знаю, умею, могу"  - ознакомительный, поэтому цель программы  в  знакомстве ребёнка со спецификой предмета. Ребёнок открывает для себя мир науки математики, её элементарных понятий.

Задачи:  

Образовательные: включение ребёнка в познавательную математическую деятельность, приобретение навыков счёта  и  выполнения   математических   действий  сложения  и  вычитания   в   пределах   10;

Личностные: способствовать  развитию  культуры поведения в социуме, навыков здорового образа жизни;

Метапредметные: развитие мотивации к изучению математики, способствовать   развитию самостоятельности,  мировоззрения    и   нравственной   позиции.

Содержание программы

Программа создаёт условия для интенсивной социальной адаптации детей и направлена на повышение психологической готовности ребёнка к включению в образовательную деятельность,  практического  погружения в процесс обучения  в школе.

Реализация программы

Для реализации программы создана интерактивная развивающая   тематическая среда: игры, упражнения, наглядный материал,  средства обучения (кубики, линейки,  формы геометрических фигур, конструктор)   и носит программа ярко выраженный  деятельностный характер.

Срок реализации,

особенности организации

На основании СанПиНа:

объём программы  рассчитан на:  1 год,  

- кратковременное  пребывания детей в организации до 1,5часа,

- предельная наполняемость групп –  8 человек,

- в группе могут быть  дети разного возраста и пола,

Виды занятий - практические и теоретические: занятия-игры, занятия-сказки,  занятия-путешествия, занятия  моделирования и  конструирования.

Режим занятий

Общее количество часов в год -72 часов,

- продолжительность одного занятия – 1 час.

- по 1-ому занятию  2 раза в неделю,

Набор

Принимаются все желающие от  пяти  до   семи  лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

Форма проведения занятий

Форма проведения занятия очная. Групповая  форма с ярко выраженным индивидуальным подходом.

В течение года могут в объединениях проводиться массовые мероприятия: игры, конкурсы, праздники, концерты, выставки, поздравления.

Образова-

тельные технологии

Технологии игровые, личностно-ориентированного обучения,  педагогика  сотрудничества, заложенная в программу,  дает  возможность  интерактивно  познавать    мир,   общаться    и    сотрудничать    с    ровесниками    и    взрослыми.

Кадровые условия реализации программы

Реализовать программу "Математическое воображение" имеет право педагог, обладающий профессиональными знаниями (со средне-специальным или высшим  педагогическим образованием), имеющим практические навыки организации интерактивной деятельности детей.

Результат реализации программы

Появление у учащегося первичного интереса к  математике.

Предметные результаты:

Математические  навыки:

  • понимание  числовых  действий, умение  искать  ответ.

Ребёнок  умеет:

  • свободно   считать   до  10   и  обратно, узнавать   все   цифры, выкладывать   кубики  по - порядку;
  • решать   элементарные   задачи,                           различать  геометрические   фигуры.

Ребёнок имеет  представление   о  размерах,  весе, форме,  времени,  карте  мира,  физических  явлениях,  экономических  понятиях.  

Личностные  результаты:

Коммуникативные  навыки:

  • умеет правильно определять   свою  самооценку,
  • сотрудничать  с  друзьями, уважать  окружающих,
  • имеет  представление о этических  и  эстетических   нормах.

Индивидуальные   склонности   к  учебе:

  • умеет  слушать, следить   за  развитием   нужной   мысли, усидчив, уверен  в  себе,
  • умеет  слушать  окружающих, самоорганизовываться.

Гуманистические   навыки:

  • умеет участвовать   в  обсуждении,
  • способен   рассуждать, задавать  вопросы   по  существу.

Научные   навыки:

  • проявляет   любознательность   в  познании  окружающего   мира,
  • понимает  ключевые  положения.

Здоровьесберегающие навыки:

       - проявляет умения самостоятельного ухода за собой -моет руки, умеет убрать своё рабочее место, делает зарядку, активно участвует в физкультминутках...

Этические навыки:

       - умеет правильно вести себя, знает основы этикета.

Метапредметные  результаты:

Моторные   навыки:

  • ребёнок умеет правильно    держать  карандаш.

Навыки   устной  речи:

  • ребёнок  готов   отвечать, вести  диалог.

Развита мотивация к изучению математики.

Развита мотивация к самостоятельности.

Развиты  основы мировоззрения    и   нравственной   позиции.

Результат обучения в количественном  выражении

Переход для дальнейшего обучения в первый класс школы не менее 25% учащихся.

Учебный план

№ п/п

 Название раздела, темы                                                                      

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Тема :Знакомство с цифрой 1.

1

15

45

Наблюдение

2

Тема: Знакомство с цифрой 2.

1

15

45

 Игра

3

Тема:  знакомство с цифрой 3.

1

15

45

Контрольные  задания

4

     Тема: Знакомство с цифрой 4.

1

15

45

Тестирование

5

Тема: Знакомство с цифрой 5

1

15

45

Наблюдение

6

Тема: Знакомство с цифрой 6.

1

15

45

Опрос

7

Тема:  числа и цифры  3, 4, 5, 6

1

15

45

 Турнир

8

Тема: числа и цифры 4, 5, 6,

1

15

45

Упражнения

9

Тема: числа и цифры 1,2,3, 4, 5, 0

1

15

45

Игра

10

Тема: числа и цифры 0, 4, 5, 6

1

15

45

Тест

11

Тема: Знакомство с цифрой 7.

1

15

45

Контрольные задания, конкурсы

12

Тема: числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

1

15

45

 Наблюдение

13

Тема: числа и цифры 1—8,

1

15

45

упражнения

14

Итоговое занятие

1

15

45

тестирование

15

Тема:  Порядковый счет.

1

15

45

Задания для закрепления

16

Тема: решение примеров

1

15

45

примеры

17

Тема: знаки <, >,

1

15

45

упражнения

18

Тема:  числа и цифры 1—9

1

15

45

Решение задач

19

Тема: порядковый счет.

1

15

45

Закрепление знания

20

Тема:  Знакомство с числом 10.

1

15

45

Работа в тетрадях

21

Тема: цифры от 1 до 10.

1

15

45

Логические задачи

22

Тема: Решение задачи.

1

15

45

Наблюдение

23

Тема: решение задач на сложение и вычитание.

1

15

45

 Игра

24

Тема: Решение примеров на сложение и вычитание.

1

15

45

Контрольные  задания

25

Тема:  Знаки <, >,.

1

15

45

Тестирование

25

Тема: Решение задач на сложение и вычитание.

1

15

45

Наблюдение

27

Тема Решение задачи на вычитание.

1

15

45

Опрос

28

Тема: Решение задачи.

1

15

45

 Турнир

29

Тема: Решение математической загадки.

1

15

45

Упражнения

30

Тема: Решение задач.

1

15

45

Игра

31

Итоговое занятие.

1

15

45

Тест

32

Тема: Порядковый счет.

1

15

45

Контрольные задания, конкурсы

33

Тема: Порядковый счет.

1

15

45

 Наблюдение

34

Тема: Решение задачи.

1

15

45

упражнения

35

Тема: Числа и цифры от 1 до 10

1

15

45

Наблюдение

36

Тема: Знаки =, +, -,

1

15

45

 Игра

37

Тема:  Счет по образцу и названному числу.

1

15

45

Контрольные  задания

38

Тема:  Знаки <, >, =.

1

15

45

Тестирование

39

Тема: Соотнесение количества предметов с цифрой.

1

15

45

Наблюдение

40

Тема:  Установление соответствия.

1

15

45

Опрос

41

Тема: Порядковый счет.

1

15

45

 Турнир

42

Тема: Арифметические задачи.

1

15

45

Упражнения

43

Тема:  Цифры от 1 до 10, число 11.

1

15

45

Игра

44

Тема: Независимость числа.

1

15

45

Тест

45

Тема:  Знакомство с числом 12.

1

15

45

Контрольные задания, конкурсы

46

Тема: Отношения между числами.

1

15

45

 Наблюдение

47

Тема:  Знакомство с числом 13.

1

15

45

упражнения

48

Тема: Решение примеров, знаки +, -,

1

15

45

Игра

49

Тема:  Ознакомление с числом 14.

1

15

45

Тест

50

Тема: Счет по образцу и названному числу.

1

15

45

Контрольные задания, конкурсы

51

Тема:   Знакомство с число 15.

1

15

45

 Наблюдение

52

Тема:  Числа от 1 до 15

1

15

45

упражнения

53

Тема:   Знакомство с числом 16.

1

15

45

упражнения

54

Итоговое занятие.

1

15

45

Занимательные вопросы

«Я уже считаю» И.В. Колеснико-ва стр.64 опрос

55

Тема:   Математические  загадки.

1

15

45

Наблюдение

56

Тема: Знакомство с числом 17.

1

15

45

 Игра

57

Тема:  Знакомство с  число 17.

1

15

45

Контрольные  задания

58

Тема:  Знакомство счислом 18.

1

15

45

Тестирование

59

Тема:  знакомство с  числом 18.

1

15

45

Наблюдение

60

Тема:  знакомство с числом 19.

1

15

45

Опрос

61

Тема: Число 19.

1

15

45

 Турнир

62

Тема:  Знакомство с числом 20.

1

15

45

Упражнения

63

Тема:  Решение арифметической задачи.

1

15

45

Игра

64

Тема: Знаки +, -, величина.

1

15

45

Тест

65

Тема:  Соотнесение количества предметов с числом.

1

15

45

Контрольные задания, конкурсы

66

Тема:  Соответствие между предметами и цифрой.

1

15

45

 Наблюдение

67

Тема:  Задачи-шутки, ориентировка во времени, решение примеров, математические загадки

1

15

45

упражнения

68

Тема:  Задачи-шутки, ориентировка во времени, решение примеров, математические загадки.

1

15

45

Игра

69

Тема:  Задачи-шутки, ориентировка во времени, решение примеров, математические загадки.

1

15

45

Тест

70

Тема: Закрепление пройденного материала

1

15

45

Контрольные задания, конкурсы

71

Тема: Закрепление пройденного материала

1

15

45

 Наблюдение

72

Итоговое занятие.

1

15

45

упражнения

Итого

72

18

54

Занятие 1

     Тема :Знакомство с цифрой 1.

Теория: число и цифра 1, величина, логическая задача на установление закономерности.

Практика: 1. Заучивание стихотворение И.Блюмкина;

                    2. Игровое упражнение «Сосчитай и нарисуй»;    

                    3. Учимся писать цифру 1;

                        4. Игровое упражнение «Закрась правильно» ;

                        5. Знакомство с пословицами, Физ.минутка «Смелый солдат»;

                        6. Игра «Соедини правильно»;

                        7. Логические задача «Когда это бывает?»;

                        8. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Разделы: количество и счет, ориентировка во

времени, логическая задача.

Занятие 2

Тема: Знакомство с цифрой 2.

Теория: число и цифра 2, знаки +, =, соотнесение формы предмета с геометрической фигурой, ориентировка на листе.

Практика: 1. Заучивание стихотворение И.Блюмкина;

                     2. Игра «Отгадай загадку» ;

                     3. Учимся писать цифру 2;

                     4. Игровое упражнение «Закрась правильно»;

                     5. Знакомство с пословицами;

                     6. Физ.минутка «Два хлопка»;

                     7.  Игра «На какую цифру похож предмет»;

                     8. Зрительный диктант. Самоконтроль и самооценка.

Разделы: количество и счет, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве.

Занятие 3

Тема:  знакомство с цифрой 3.

Теория: числа и цифры 1, 2, 3, соотнесение количества предметов с цифрой, логическая задача на установление закономерностей, квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку.

Практика:   1.Заучиваем стихотворение И.Блюмкина;

                      2. Игровое упражнение «Отгадай загадку»;

                      3. Учимся писать цифру 3;

                      4. Игровое упражнение «Нарисуй шарик»;

                      5. Знакомство с пословицами;

                      6. Физкультминутка «Три медведя»;

                      7. Логическая задача «Дорисуй недостающие фигуры»;

                      8. Работа со счетными палочками;

                      9. Рисование квадратов и цветка в тетради;

                     10.  Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Разделы: количество и счет, геометрические фигуры, логическая задача.

Занятие 4

     Тема: Знакомство с цифрой 4.

Теория: числа и цифры 1, 2, 3, 4, соотнесение количества предметов и цифр, величина, работа в тетради в клетку, круг, логическая задача.

Практика: 1.Заучиваем стихотворение И.Блюмкина;

                      2. Игровое упражнение «Отгадай и запиши»;

                      3. Письмо цифры 4;

                      4. Игровое упражнение «Сосчитай и напиши»;

                      5. Игра «Кто больше »;

                      6. Физкультминутка «Один,  два, три, четыре»;

                      7. Игра «Кто внимательный»;

                      8. Рисование кругов и неваляшек в тетради в клетку;

                      9.  Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Разделы: количество и счет, геометрические фигуры, логическая задача.

Занятие 5

Тема: Знакомство с цифрой 5

Теория: числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, знаки +, =, независимость числа от величины предметов, сложение числа 5 из двух меньших, логическая задача на установление несоответствия.

Практика: 1.Заучиваем стихотворение И.Блюмкина;

                      2. Игра «Отгадай и запиши»;

                      3. Учимся писать цифру 5;

                      4. Игровое упражнение «посчитай и запиши»;

                      5. Физкультминутка «Ловкий Джек»;

                      6. Игра  «Дорисуй зернышко цыплятам»;

                      7. Работа со счетными палочками;

                      8.Знакомство с пословицами, в котором встречается число пять;

                      9. Игра «Что перепутал художник»;

                      10.  Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Разделы: количество и счет, ориентировка во времени, логическая задача.

Занятие 6

Тема: Знакомство с цифрой 6.

Теория: число и цифра 6, знаки =, +, сложение числа 6 из двух меньших, логическая задача на установление закономерностей, понятия «длинный», «короче», «еще короче», «самый короткий».

Практика: 11.Игра  «Отгадай загадку»;

                      2. Учимся писать цифру 6;

                      3. Физкультминутка  «Считай и делай»;

                      4. Игра «Исправь ошибку художника»;

                      5. Логическая задача «Дорисуйте последний карандаш»;

                      6. Игровое упражнение «Закрась правильно»;

                      7.  Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Разделы: количество и счет, величина, логическая задача.

Занятие 7

Тема:  числа и цифры  3, 4, 5, 6

Теория: числа и цифры 4, 5, 6, знаки <, >, =, независимость числа от расположения предметов, квадрат, треугольник.

Практика:   1.Игра  «Отгадай загадку»;

                      2. Игровое  упражнение «Напиши правильно»;

                      3. Физкультминутка  «Считай и делай»;

                      4. Выкладывание из счетных палочек, квадрат, треугольник,             домика;

                      5. Игра «Считай, сравнивай, записывай»;

                      6. Игра «Рисуем треугольники»;

                      7.  Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Разделы: количество и счет, геометрические фигуры.

Занятие 8

Тема: числа и цифры 4, 5, 6,

Теория: числа и цифры 4, 5, 6, установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов, загадки, логическая задача на установление закономерностей.

Практика:   1.Игра  «Число, цифра, предмет»;

                      2. Игровое  упражнение «Сосчитай и закрась»;

                      3. Физкультминутка ;

                      4. Игра «Загадки и отгадки»                      

                      5. Игровое упражнение  «Сколько детей спряталось за забором»;

                      6.  Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Разделы: количество и счет, логическая задача.

Занятие 9

Тема: числа и цифры 1,2,3, 4, 5, 0

Теория: числа и цифры 1,2,3, 4, 5, 0, знак - , логическая задача на установление закономерностей, геометрические фигуры.

Практика:   1.Знакомство со знаком «минус» решение задач;

                      2. Знакомство с цифрой 0;

                      3. Физкультминутка  «Теремок»;

                      4.Игровое упражнение «Дорисуй листья на деревьях»                                                                                                                                        

                      5. Игра «Найди в группе предметы, похожие на геометрические фигуры»;

                      6. Игра «Преврати геометрическую фигуру в предмет»;

                      7.  Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Разделы: количество и счет, ориентировка во времени, геометрические фигуры.

Занятие 10

Тема: числа и цифры 0, 4, 5, 6

Теория: числа и цифры 0, 4, 5, 6, решение задачи, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки -, <, >, понятия «слева», «справа», «впереди», «сзади», нахождение различия в двух похожих рисунках.

Практика: 1. Решение и запись задачи;

                    2. Игра «Соедини правильно»;

                    3. Знакомство с крылатыми выражениями;

                    4. Физкультминутка «Теремок»;

                    5. Игра «считай, сравнивай, пиши»;

                    6. Игра «Ориентируемся в комнате»;

                    7. Игра «Кто внимательный?»;

                    8. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Разделы: количество и счет, ориентировка во времени и в пространстве, логическая задача.

Занятие 11

Тема: Знакомство с цифрой 7.

Теория: число и цифра 7, знаки =, +, математическая загадка, порядковый счет, выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2, 4 части.

Практика: 1. Игра «Отгадай загадку»;

                    2. Письмо цифры 7;

                    3. Физкультминутка «Теремок»;

                    4. Игра «Слушай и считай»                

                    5. Игра «Сложи квадрат»;

                    6. Выкладывание из счетных палочек прямоугольника;

                    7. рисование прямоугольников;

                    8. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Разделы: количество и счет, геометрические фигуры, величина.

Занятие 12

Тема: числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

Теория: числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, сложение числа 7 из двух меньших, дни недели.

Практика: 1. Задача шутка;

                    2. Игра  «Внимание, угадай»;

                    3. Физкультминутка ;

                    4. Игра «Считай, рисуй, записывай»                

                    5. Знакомство с пословицами;

                    6. Игра «Дни недели»;

                    7. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Разделы: количество и счет, ориентировка во времени.

Занятие 13

Тема: числа и цифры 1—8,

Теория: числа и цифры 1—8, знаки + , -, знакомство с названием месяца — декабрь, логическая задача на установление закономерностей.

Практика: 1. Игра  «Отгадай загадку»;

                    2. Знакомство с цифрой 8;

                    3. Физкультминутка «Раз - согнуться»;

                    4. Игра «бусы»;                

                    5. Знакомство с пословицами, крылатыми выражениями;

                    6. Игра « Соедини правильно»;

                    7. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Разделы: количество и счет, ориентировка во времени, логическая задач.

  Итоговое занятие

Занятие 14

Тема:  Порядковый счет.

Теория: порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших, величина — деление предмета на 4 части.

Практика: 1. Игра  «Подарки Деда Мороза»;

                    2. Игра «Дорисуй и напиши правильно»;

                    3. Физкультминутка;

                    4. Игра « Учимся делить круг»;                

                    5. Игра «Назовите правильно»;

                    6. Игра « Раздели  правильно»;

                    7. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Разделы: количество и счет, величина, логическая задача.

Занятие 15

Тема: решение примеров

 Теория: решение примеров, ориентировка в пространстве, овал, логическая задача на установление закономерностей.

Практика: 1. Игра  «А теперь сам считай»;

                    2. Игра «Рисуем овал»;

                    3. Физкультминутка «Быстро встаньте, улыбнитесь»;

                    4. чтение стихотворения В. Берестова «Лево, право»;                

                    5. Игра «Раскрась правильно шарики»;

                    6. Игра « Сколько котят в корзине?»;

                    7. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Разделы: количество и счет, ориентировка в пространстве, геометрические фигуры, логическая задача.

Занятие 16

Тема: знаки <, >,

Теория: знаки <, >, логическая задача на анализ и синтез, прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, порядковый счет.

Практика: 1. Игра  «Напиши правильно знаки»;

                    2. Игра «Смотри, считай, записывай»;

                    3. Физкультминутка «Быстро встаньте, улыбнитесь»;

                    4. Игра «Сколько гостей пришло к Тане?»;                

                    5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Разделы: количество и счет, геометрические фигуры, логическая задача.

Занятие 17

Тема:  числа и цифры 1—9

Теория:  числа и цифры 1—9, логическая задача на установление закономерностей, высокий — низкий, ориентировка во времени — дни недели,

Практика: 1. Игра «Отгадай загадку»;

                    2. Знакомство с цифрой 9;

                    3. Знакомство с крылатыми выражениями;

                    4. Физкультминутка «Зайцу холодно сидеть»;

                    5. Игра «Дорисуй правильно»;

                    6. Игра «Дни недели»;

                    7. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Разделы: количество и счет, величина, ориентировка во времени, логическая задача.

Занятие 18

Тема: порядковый счет.

Теория: порядковый счет, сравнение смежных чисел, квадрат, логические задачи.

Практика: 1. Игра «Слушай и считай»;

                    2. Игра «Считай и пиши»;

                    3.  Физкультминутка «Зайцу холодно сидеть ;

                    4. Игра «Сложи квадрат» ;

                    5. Игра «Слушай, смотри, думай»;

                    6. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Разделы: количество и счет, величина, геометрические фигуры, логические задачи.

Занятие 19

Тема:  Знакомство с числом 10.

Теория: число 10, выкладывание трапеции из счетных палочек, лодки, работа в тетради в клетку, нахождение различия в двух похожих рисунках.

Практика: 1. Игра «Отгадай загадку»;

                    2. Знакомство с цифрой 10;

                    3.  Физкультминутка со стульчиками ;

                    4. Трапеция из счетных палочек;

                    5. Рисование трапеции;

                    6. Игра «Будь внимательным»;

                    7. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Разделы: количество и счет, геометрические фигуры, логическая задача.

Занятие 20

Тема: цифры от 1 до 10.

Теория: цифры от 1 до 10, сложение числа 10 из двух меньших, логическая задача на установление закономерностей, круг, трапеция, треугольник, квадрат.

Практика: 1. Отгадай загадку, письмо цифры;

                    2. Игра «Запиши пропущенные цифры»;

                    3.  Физкультминутка со стульчиками ;

                    4. Игра «Примеров много, а ответ один» ;

                    5. Игра «Дорисуй недостающие фигуры»;

                    6. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Разделы: количество и счет, логическая задача, геометрические фигуры.

Занятие 21

Тема: Решение задачи.

Теория: решение задачи, соотнесение числа и цифры, знаки +, -,  работа в тетради в клетку.

Практика: 1. Игра «Составь задачу, запиши решение»;

                    2. Игра «Кто отгадывал загадку?»;

                    3.  Физкультминутка с пальчиками ;

                    4. Игра «Помоги зверушкам написать знаки»;

                    5. Игра «Рисуем кораблик»;

                    6. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Разделы: количество и счет, геометрические фигуры, ориентировка во времени.

Занятие 22

Тема: решение задач на сложение и вычитание.

Теория: решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет, логическая задача на анализ и синтез, работа со счетными палочками.

Практика: 1. Игра «отгадай загадку»;

                    2. Физкультминутка с пальчиками ;

                    3. Игра «Считай, закрашивай»;

                    4. Задания со счетными палочками;

                    5. Игра «Закрась правильно»;

                    6. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Разделы: количество и счет, логическая задача, геометрические фигуры.

Занятие 23

Тема: Решение примеров на сложение и вычитание.

Теория:  решение примеров на сложение и вычитание, составление числа из

двух меньших, ориентировка в пространстве, работа в тетради в клетку, круг,

прямоугольник.

Практика: 1. Игра «Где пять?»;

                    2. Игра «Дорисуй правильно»;

                    3. Физкультминутка «Слушай, делай»;

                    4. Игра «Отгадай загадку»;

                    5. Игра «Рисуем машину»;

                    6. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Разделы: количество и счет, ориентировка в пространстве, геометрические фигуры.

Занятие 24

Тема:  Знаки <, >,.

Теория:  установление соответствия между цифрой и количеством

предметов, знаки <, >, ориентировка во времени — дни недели, логическая задача на установление закономерностей, круг, треугольник, прямоугольник, трапеция.

Практика: 1. Игра «Считай и рисуй»;

                    2. Игра «Помоги написать знаки»;

                    3. Физкультминутка;

                    4. Игра «Узнай, какой день недели»;

                    5. Игра «Кто в каком домике живет?»;

                    6. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Разделы: количество и счет, ориентировка во времени, логическая задача, геометрические фигуры.

Занятие 25

Тема: Решение задач на сложение и вычитание.

Теория: решение задач на сложение и вычитание,  логическая задача на анализ и синтез, четырехугольники, шестиугольник.

Практика: 1. Игра «Составь задачу»;

                    2. Игра «Составь задачи»;

                    3. Физкультминутка «Ждут нас быстрые ракеты»;

                    4. Игра «Закрась лишнюю фигуру»;

                    5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Разделы: количество и счет, ориентировка во времени, логическая задача, геометрические фигуры.

Занятие 26

Тема Решение задачи на вычитание.

Теория: решение задачи на вычитание, установление соответствия между числом и цифрой, ориентировка во времени суток, работа в тетради в клетку, треугольники, понятия «большой», «поменьше».

Практика: 1. Игра «отгадай загадку»;

                    2. Игра «Исправь ошибку»;

                    3. Физкультминутка;

                    4. Игра «Напиши правильно»;

                   5. Игра «Рисуем кошку из треугольника»;

                   6. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

 Разделы: количество и счет, ориентировка во времени, геометрические фигуры, величина.

3анятие 27

Тема: Решение задачи.

Теория: решение задачи, отгадывание загадок, порядковый счет, дни недели, времена года.

Практика: 1. Игра «Кто боится зайчика?»;

                    2. Игра «Реши задачку»;

                    3. Физкультминутка «Назови скорее»;

                    4. Игра «Отгадай загадки»;

                   5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Разделы: количество и счет, ориентировка во времени.

Занятие 28

Тема: Решение математической загадки.

Теория: решение математической загадки, сложение числа 10 из двух

меньших, ориентировка на листе, логическая задача на анализ и синтез, круг,

овал, треугольник.

Практика: 1. Игра «Отгадай загадку»;

                    2. Игра «Дорисуй цветы»;

                    3. Физкультминутка «Найди свое место»;

                    4. Игра «Рисуем картинку»;

                    5. Игра «Найди закрась»;

                    6. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Разделы: количество и счет, ориентировка в пространстве, геометрические

фигуры, логическая задача.

Занятие 29

Тема: Решение задач.

Теория: решение задач, знакомство с названием месяца — апрель, логическая

задача на установление закономерностей, круг, квадрат, прямоугольник,

треугольник.

Практика: 1. Игра «Составь и реши задачу»;

                    2. Игра «Дорисуй правильно»;

                    3. Физкультминутка «Найди свое место»;

                    4. Игра «Дорисуй недостающую фигуру»;

                    5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Разделы: количество и счет, ориентировка во времени, геометрические

фигуры, логическая задача.

Итоговое занятие.

Занятие 30

Тема: Порядковый счет.

Теория: порядковый счет, решение математической загадки, ориентировка в

пространстве, работа в тетради в клетку.

Практика: 1. Игра «Что растет на нашей грядке?»;

                    2. Игра «Отгадай загадку»;

                    3. Физкультминутка «Прыгать заинька горазд»;

                    4. Игра «Дорисуй правильно»;

                    5. Игра «Рисуем лягушку»;

                    6. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Разделы: количество и счет, ориентировка в пространстве, геометрические

фигуры.

Занятие 31

Тема: Порядковый счет.

Теория : порядковый счет, сложение числа 10 из двух меньших, логическая

задача на анализ и синтез предмета сложной формы, треугольник, круг,

трапеция, символические изображения предметов из счетных палочек.

Практика: 1. Игра «Кто за кем»;

                    2. Игра «Дорисуй цветок»;

                    3. Физкультминутка «Прыгать заинька горазд»;

                    4. Игра «Закрась правильно»;

                    5. Работа со счетными палочками;

                    6. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Разделы: количество и счет, геометрические фигуры, логическая задача.

Занятие 32

Тема: Решение задачи.

Теория: решение задачи, примеров, соотнесение цифры с количеством

предметов,  стихи о цифрах с 1 до 10.

Практика: 1. Игра « Составь задачу»;

                    2. Игра «Составь, записывай»;

                    3. Повторение стихотворений  И.Блюмкина о цифрах;

                    4. Физкультминутка;

                    5. Игра «Кто какой пример решал»;

                        6. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Разделы: количество и счет, ориентировка во времени.

Занятие 33

Тема: Числа и цифры от 1 до 10

Теория: Числа и цифры от 1 до 10, математическая загадка, знаки <, >, работа со счетными палочками, квадрат, прямоугольник.

Практика: 1. Игровое упражнение «Напиши правильно»;

                    2. Игровое упражнение «Сосчитай и напиши»;

                    3. Игровое упражнение «Отгадай и запиши»;

                    4. Физкультминутка «Зайка»;

                    5. Игровое упражнение «Раскрась правильно»;

                        6. «Напиши правильно знаки»;

                        7. Работа со счетными палочками;

                        8. «Рисуем квадраты по образцу»;

                        9. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Занятие 34

Тема: Знаки =, +, -,

Теория: Знаки =, +, -, математические задачи, величина, ориентировка на листе бумаги.

Практика: 1. Упражнение «Напиши правильно»;

                    2. «Решаем задачи»;

                    3. Игровое упражнение «Помоги Незнайке»;

                    4. Физкультминутка;

                    5. Игровое упражнение «Напиши правильно»;

                    6. Слуховой диктант;

                    7.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Занятие 35

Тема:  Счет по образцу и названному числу.

Теория: Счет по образцу и названному числу, независимость числа от пространственного расположения предметов, геометрические фигуры, ориентировка во времени.

Практика: 1. Упражнение «смотри, слушай, делай»;

                    2. Упражнение «Сосчитай и напиши»;

                    3. Игровое упражнение «На какие фигуры похожи предметы в группе»;

                    4. Физкультминутка «Зарядка»;

                    5. Игровое упражнение «Нарисуй правильно»;

                    6. Игра «Части суток»;

                    7.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Занятие 36

Тема:  Знаки <, >, =.

Теория: Знаки <, >, =, соотнесение количества предметов с цифрой, состав числа шесть из двух меньших, логическая задача, геометрические фигуры.

Практика: 1.  «Напиши правильно знаки»;

                    2.  Игровое упражнение «Кто что считал?»;

                    3. Игра  «Домик»;

                    4. Физкультминутка «Два хлопка»;

                    5. Логическая задача  «Дорисуй недостающий домик»;

                    6. Работа со счетными палочками;

                    7. «Рисуем треугольники, трапеции »

                    8.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Занятие 37

Тема: Соотнесение количества предметов с цифрой.

Теория:  Соотнесение количества предметов с цифрой, математическая загадка, ориентировка во времени.

Практика: 1. Игровое упражнение «Посчитай и обведи цифру»;

                    2.  Игра  «Придумай вопрос»;

                    3. Физкультминутка «Назови скорее»;

                    4. «Отгадай загадку»;

                    5.  «Какие бывают часы»;

                    6.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Занятие 38

Тема:  Установление соответствия.

Теория:  Установление соответствия между количеством предметов и цифрой, дни недели, логическая задача, ориентировка в пространстве.

Практика: 1. Игровое упражнение «Соедини правильно»;

                    2. Игровое упражнение  «Помоги зайку»;

                    3. Физкультминутка;

                    4. Игровое упражнение «Смотри и считай»;

                    5.  «Нарисуй правильно»;

                    6.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Занятие 39

Тема: Порядковый счет.

Теория: Порядковый счет, счет по названному числу, логическая запет, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры.

Практика: 1. «Посчитай  и раскрась»;

                    2. «Слушай и рисуй»;

                    3.Логическая задача, «За каким пеньком спрятался зайка?»;

                    4. Физкультминутка «Найди свое место»;

                    5.  Игровое упражнение «Дорисуй яблоко»;

                   6. «Рисуем овал»;

                        7.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Занятие 40

Тема: Арифметические задачи.

Теория: Арифметические задачи, величина, ориентировка в пространстве, решение примеров.

Практика: 1. «Решаем задачу»;

                    2. «Решаем задачу»;

                    3. Учимся измерять линейкой;

                    4. Физкультминутка;

                    5.  Игровое упражнение «Слушай и рисуй»;

                   6. Игра  «Кто в каком домике живет»;

                        7.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Занятие 41

          Тема:  Цифры от 1 до 10, число 11.

Теория: Цифры от 1 до 10, число 11, логическая задача, ориентировка во времени.

Практика: 1.  Игровое упражнение «Соедини правильно»;

                    2. «Знакомимся с образованием числа одиннадцать»;

                    3. Учимся образовывать число одиннадцать;

                    4. Физкультминутка;

                    5.  Логическая задача «Дорисуй недостающую елочку»                

                    6. «Напиши на часах, которое назову»;

                   7.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Занятие 42        

 Тема: Независимость числа.

Теория: Независимость числа от пространственного расположения предметов, математическая загадка, отношения между числами, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры.

Практика:1. «Посчитай и напиши»;

                    2. «Отгадай загадку»;

                    3. Физкультминутка;

                    4. Игровое упражнение «Дорисуй смородинку» ;

                    5.  Задание  «Рисуем зайку»;

                         6. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Занятие 43

Тема:  Знакомство с числом 12.

Теория: Число 12, ориентировка во времени, логическая задача, геометрические фигуры.

Практика: 1.  «Знакомимся с образованием  числа 12»;

                    2. «Пишем число 12»;

                    3. Физкультминутка;

                    4. Задание «Найди и обведи»;

                    5.  Логическая задача «Дорисуй недостающую цифру»;                

                    6.  Игровое упражнение «Преврати круги в предметы»;

                   7.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Занятие 44

Тема: Отношения между числами.

Теория: Отношения между числами, математическая задача, величина, состав числа из двух меньших, логическая задача, ориентировка во времени.

Практика: 1.  Задание «Считай и записывай»;

                    2. Задание «Составь и реши задачу»;

                    3.Задание «Измеряй и черти»;

                    4. Физкультминутка;

                    5.  Игровое упражнение «Дорисуй шарики»;                

                    6.  «Напиши правильно»;

                   7.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Занятие 45

Тема:  Знакомство с числом 13.

Теория: Число 13, математическая задача, решение примеров, логическая задача, геометрические фигуры.

Практика: 1. Задание «Сколько карандашей у мышки»;

                    2. Задание «Пишем число 13»;

                    3.Задание «Составляем и решаем задачу»;

                    4. Физкультминутка;

                    5.  Игровое упражнение «Соедини правильно»;                

                    6. Логическая задача «Раздели круг»;

                    7. Задание «Рисуем собачку»;

                    8. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Занятие 46

Тема: Решение примеров, знаки +, -,.

Теория: Решение примеров, знаки +, -, соответствие между цифрой- и количеством предметов.

Величина, логическая задача, геометрические фигуры.

Практика: 1. Задание «Напишите правильно»;

                    2. Игровое упражнение «Помоги Незнайке»;

                    3. Физкультминутка;

                    4. Игровое упражнение «Слушай, смотри, делай»;

                    5.  Логическая задача «Сколько детей у папы»;                

                    6. «Рисуем треугольник»;

                    7. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Занятие 47

Тема:  Ознакомление с числом 14.

Теория: Число 14, ориентировка во времени, логическая задача.

Практика: 1. «Знакомимся с образованием цифры 14»;

                    2. «Пишем число 14»;

                    3. «Дни недели»;

                    4. Физкультминутка;

                    5. Логическая задача «Сколько детей наденут варежки?»;

                    6.  Игровое упражнение «Найди десять отличий»;                

                    7. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Занятие 48

Тема: Счет по образцу и названному числу.

Теория: Счет по образцу и названному числу, арифметическая задача, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры.

Практика: 1. «Посчитай и нарисуй»;

                    2. «Составляем и решаем задачи»;

                    3. Логическая задача «Обведи мальчика»;

                    4. Физкультминутка «Стойкий солдатик»;

                    5. Игра «Помоги мальчикам»;

                    6.  Игра «Дорисуй прямоугольники»;                

                    7. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Занятие 49

Тема:   Знакомство с число 15.

Теория:  Число 15, соотнесение количества предметов с цифрой, геометрические фигуры.

Практика: 1. «Слушай, считай, записывай»;

                    2. «Пиши число 15»;

                    3. Физкультминутка «Найди свое место»;

                    4. Игровое упражнение «Допиши и соедини правильно»;

                    5. «Рисуем кошку»;

                    6. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие 50

Тема:  Числа от 1 до 15

Теория:  Числа от 1 до 15, решение примеров, логическая задача, геометрические фигуры.

Практика: 1. «Обведи правильно»;

                    2. «Решаем примеры»;

                    3. «Логическая задача»;

                    4. Физкультминутка;

                    5. Логическая задача «Смотри и закрашивай»;

                    6.  Игровое упражнение «Дорисуй овал»;

                    7. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Занятие 51

Тема:   Знакомство с числом 16.

Теория:  Число 16, величина, ориентировка во времени, логическая задача.

Практика: 1. «Знакомство с образованием числа 16»;

                    2. «Пишем число 16»;

                    3.  Задание «Измерь и сравни»;

                    4. Физкультминутка;

                    5. «Нарисуй правильное время на часах»;

                    6.  Логическая задача ;

                    7. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Итоговое занятие.

Занятие 52

Тема:   Математические  загадки.

Теория: Математическая загадка, знаки +, -, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры.

Практика: 1. «Отгадай загадку»;

                    2.  Игровое упражнение «Помоги Незнайке написать знаки»;

                    3.  Физкультминутка;

                    4. Игровое упражнение «Дорисуй прямоугольник»;

                    5. Игровое упражнение «Дорисуй прямоугольник»

                    6. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Занятие 53

Тема: Знакомство с числом 17.

Теория:   Число 17.Решение примеров, счет по образцу и названному числу, логическая задача, ориентировка во времени.

Практика: 1. «Знакомство с образованием числа 17»;

                    2. «Пишем число 17»;

                    3.  Игровое упражнение, «Какие примеры решал снеговик? »;

                    4. Физкультминутка;

                    5. Задание «Нарисуй правильно»;

                    6.  Логическая задача «Нарисуй недостающий кораблик»;

                    7. Задание «Нарисуй стрелки к часам»

                    8. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Занятие 54

Тема:  Знакомство с  число 17.

Теория: Число 17. Ориентировка в пространстве, логическая задача, геометрические фигуры.

Практика: 1. « Продолжаем знакомство с образованием числа 17»;

                    2. «Продолжите узор»;

                    3.  «Слушай и рисуй»;

                    4. Физкультминутка;

                    5. «Будь внимательным»;

                    6.  «Рисуем собаку»;

                    7. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Занятие 55

        Тема:  Знакомство счислом 18.

        Теория: Число 18, состав числа восемь из двух меньших, счет по названному числу, логическая задача, геометрические фигуры.

        Практика: 1. «Знакомство с образованием числа 18»;

                         2. «Пишем число 18»;

                         3.  Игровое упражнение, «Помоги животному правильно написать цифру»;

                        4. Физкультминутка;

                        5. Задание «Нарисуй правильно»;

                        6.  Логическая задача «Дорисуй цветок»;

                        7. «Посчитай и пиши»;

                        8. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Занятие 56

Тема:  знакомство с  числом 18.

Теория: Число 18.Решение примеров, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве.

Практика: 1. «Знакомство с образованием числа 18»;

                    2. «Решаем примеры»;

                    3. Физкультминутка «Зайка»

                    4. «Когда это бывает»;

                    5.  «Дорисуй картинку»;

                    6. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Занятие 57

Тема:  знакомство с числом 19.

Теория:  Число 19, состав числа из двух меньших чисел, величина, логическая задача.

Практика:      1. «Знакомство с образованием числа 19»;

                         2. «Пишем число 19»;

                         3.  Игровое задание, «Считай и записывай»;

                        4. Физкультминутка;

                        5. Игровое задание «Дорисуй шарикам ниточки»;

                        6.  Логическая задача «Скольким утятам подарил ёжик сапожки?»;

                        7. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Занятие 58

Тема:  Число 19.

Теория:  Число 19, геометрические фигуры, величина, логическая задача.

 Практика :1. «Знакомство с образованием числа 19»;

                        2. Игровое упражнение «Дорисуй квадраты»;

                        3. Физкультминутка  «Теремок»;

                        4. Игровое задание, «Куда зайчик придет скорее»;

                        5. «Рисуем лошадку»;

                        6.  Игровое задание «Кто какой предмет выкладывал?»;

                        7. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Занятие 59

Тема:  Знакомство с числом 20.

Теория:  Число 20, решение примеров, задачи, логические задачи.

Практика :1. «Знакомство с образованием числа 20»;

                        2. «Пишем число 20»;

                        3.  «Решаем примеры»;

                        4. Физкультминутка;

                        5. «Решаем задачу»;

                        6.  Логическая задача «Закрась правильно»;

                        7.  Логическая задача «Дорисуй недостающую фигуру»

                        8. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Занятие 60

  Тема:  Решение арифметической задачи.

Теория: Решение арифметической задачи, решение примеров, величина, логическая задача, ориентировка на листе бумаги, работа в тетради в клетку.

Практика: 1.  Задача  «Сколько цветов на столе?»;

                    2. Игровое  упражнение   «Где чей домик» ;

                    3. «Закрась правильно»;

                    4. Физкультминутка;

                    5. Логическая задача «В каком домике живет мальчик?»;

                    6. Слуховой диктант;

                    7. Упражнение «Дорисуй»;

8. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Занятие 61

        Тема: Знаки +, -, величина.

         Теория :  Знаки +, -, величина, математическая загадка, ориентировка во времени, соотнесение количества предметов с цифрой.

Практика: 1. «Помоги собачкам правильно писать знаки»;

                    2. «Измерь правильно»;

                    3. «Загадка»;

                    4. Физкультминутка;

                    5. Игровое упражнение «Соедини правильно»;

                    6. Игровое упражнение «Обведи нужную цифру»;

                    7. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Занятие 62

Тема:   Соотнесение количества предметов с числом.

        Теория : Соотнесение количества предметов с числом, ориентировка во времени, решение примеров, геометрические фигуры.

Практика: 1. «Сосчитай и дорисуй»;

                    2. «Нарисуй правильно»;

                    3. Логическая задача «Закрась предметы»;

                    4. Физкультминутка «Клен»;

                    5. «Сосчитай и дорисуй»;

                    6. Игровое упражнение «Дорисуй колечки»;

                    7. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Занятие 63

Тема:   Соответствие между предметами и цифрой.

Теория: Соответствие между количеством предметов и цифрой, ориентировка в пространстве, логическая задача.

Занятие 64

         Тема:   Задачи-шутки, ориентировка во времени, решение примеров, математические загадки.

Занятие 65

Тема:   Задачи-шутки, ориентировка во времени, решение примеров, математические загадки.

Занятие 66

        Тема:   Задачи-шутки, ориентировка во времени, решение примеров, математические загадки.

Занятие 67

Тема:  Закрепление пройденного материала

Занятие 68

Тема:  Закрепление пройденного материала

Итоговое занятие.

Календарный учебный график  

Дата начала и окончания учебного периода

1 сентября 2016г.

до 31 мая 2017г.

Количество учебных недель

36

Место проведения занятия

МБУДО ДДТ,ст.  Советская

Время проведения занятия

Перемены 2 по 15 мин.

   1 группа          

День -

              Понедельник:

                             с 16.00-17.00час.

  Четверг:

                              с 16.00-17.00час.

Кабинет № 1

Сроки контрольных процедур

Сроки выездов, экскурсий, походов...

Начальная диагностика (сентябрь-октябрь), текущая диагностика (январь-февраль), текущая диагностика (март)  итоговая диагностика (май)

Форма проведения

Групповая

Участие в массовых мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, фестивалях, праздниках)

  * Новогодний утренник, декабрь;

  * Утренник  к 8 марта,

  * Выпускной утренник, май.

                        *индивидуальные консультации,

Основное содержание календарного учебного графика содержится  в КТП, приложение № 1.

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение- наличие кабинета с 8-ю посадочными  местами, учебные столы не менее 4-х, 8- стульев, освещение кабинета и возможность проветривания его должно удовлетворять требованиям СанПиНа.В кабинете должна быть доска для работы мелом, полки для демонстрации наглядных пособий,  центр кабинета  свободен и служит для проведения игр, физкультминуток, коллективных  творческих игр-тренингов.

Перечень оборудования, инструментов и материалов -                  Математические  действия  изучаются  на  наглядных пособиях демонстрационного, иллюстрационного, раздаточного  характера, таких как счётные палочки, карточки в виде грибов, рыбок, ягод, овощей, пластмассовые игрушки для счёта и составления  задач, макеты часов, календари,линейки и лекала, наборов цифр, наборов счётного материала, игры - пазлы, логических игр, игрушек из киндер-сюрпризов, карточки – цифры, набор плоскостных геометрических фигур, конверт с заданиями, линейки простые, линейки фигурные,...

п/п

Наименование

Количество

 ( на группу)

познавательные игры

7 шт.

бумага ксероксная

1  пачка

карандаши простые

10  пачек

карандаши цветные

10 пачек

карандаши восковые

10 пачек

ножницы

10 шт.

мел цветной

1 пачка

магнитная доска

1 шт.

пластмассовые  цифры

10 наборов

кубики

10 набор

раздаточный материал (мелкие игрушки, машинки..)

40 шт.

мячи

1 шт.

обучающие куклы (Знайка, Незнайка, Обезьянка, Утёнок, Медведь…),

5 шт.

муляжи овощей и ягод

(раздаточный материал)

30 шт.

корзинка

1шт.

 рабочие тетради

10 шт.

Оборудование (магниты)

по 1 шт.

Информационное оборудование

 видеоисточники - мультфильмы «Козлик, который умел считать до 10», "Вовка в тридевятом царстве";

презентации:  "История цифр", "Цифры", "Цифра 3,7,8,..", "Сказка про точку", "Логика", "Математика", "Состав чисел", "Весёлый счёт", "Сложение", "Смешарики","Учим цифры", "Муркин счёт", "Решаем задачи", "Право.Лево".

Цифровые образовательные ресурсы (интернет-источники):

1.Социальная сеть работников образованияnsportal.ru

2.Международный образовательный  портал  «maam.ru»http://www.maam.ru/

3.Сайт "Дошкольное образование"  http://www.twirpx.com/files/pedagogics/preshool/

4.Игры онлайн для малышей - "Внимание и логика", "Цвета и фигуры", "Математика дошкольникам".

Формы аттестации - оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе  «Знаю, умею, могу»  осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом "Положение  о внутренней итоговой аттестации освоения  дополнительных общеобразовательных  программ обучающимися объединений муниципальной бюджетной учреждения дополнительного образования Дома детского творчества муниципального образованияНовокубанский район".

Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов учащихся является промежуточная диагностика внутренней итоговой аттестации, составленный  педагогом.

Оценочные материалы –

  1. Колесникова Е.В. «Я уже считаю». Математика для 6-7 лет 2 издание., испр.-М.: ТЦ Сфера, 2016.- 64 с. (Математические ступеньки). Каждое занятие, предложенное в книге, включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие ребенка с учётом его возрастных особенностей в соответствии с ФГОС:

- « Познавательное развитие» (формирование представлений и понятий о числах, цифрах, геометрических фигурах.);

- «Социально-коммуникативное развитие» (формирование диалогической речи);

- «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование, штриховка).

  1. Колесникова Е.В. «Геометрические фигуры ». Математика для 5-7 лет 5 издание., доп.-М.: ТЦ Сфера, 2015.- 64 с. (Математические ступеньки). В тетради представлены задания по следующим разделам:

- Геометрические фигуры;

- Логические задачи;

- Развитие мелкой моторики.

  1. Колесникова Е.В. «Я составляю числа». Математика для 5-7 лет 2 изд.-М.: ТЦ Сфера, 2016.- 48 с. (Математические ступеньки).Задания предложенные в этой книге, способствуют расширению и углублению знаний и умений детей по одной из задач программы – ознакомлению  с составом числа из двух меньших.
  2. Колесникова Е.В. «Я решаю логические задачи». Математика для 5-7 лет 2 издание., испр.-М.: ТЦ Сфера, 2015.- 48 с. (Математические ступеньки).

- задания представленные в этой тетради, предлагают решение совокупности задач образовательных областей, что обеспечивает разностороннее развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей:

а) образовательноя область «Социальное коммуникативное развитие» (развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий);

б) образовательная область «познавательное развитие»(формирование познавательных действий, предпосылок к учебной деятельности, первичных представлений о форме, размере, количестве, числе, пространстве и времени.);

в) образовательная область «Речевое развитие»(использование на занятиях стихов, потешек, пословиц и поговорок.);

г)образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (реализация самостоятельной творческой деятельности при рисовании различных предметов, штриховка и т.д. )

д) образовательная область «Физическое развитие» ( развитие мелкой моторики на физкультминутках, включенных в каждое занятие).

  1. Колесникова Е.В. «Диагностика математических способностей 6-7 лет».

3 издание., испр. и доп.-М.: ТЦ Сфера, 2015.- 32 с. (Математические ступеньки).

Формы и виды контроля

сроки

Цель контроля

Форма контроля

1

Ноябрь

Закрепить представления о числах до 5,решение логических задач.

Тестирование

2

Декабрь

Закрепить представление о числах от 1 до 10, решение логических задач.

Тестирование

3

Март

Овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности.  

Занимательные вопросы

«Я уже считаю» И.В.Колесникова  стр.64.Опрос.

4

Май

Закрепить разделы,  пройденные за год.

Диагностика математических способностей для детей 6-7 лет,

Е.В. Колесникова

Критерии оценки ЗУН:

Высокий уровень – ребёнок бегло считает,

 правильно называет и распознаёт геометрические фигуры,

знает состав первого десятка чисел,

 выполняет аккуратно и правильно задание,

 не допускает ошибок при ответах,

умеет самостоятельно  дополнять, анализировать, фантазировать,

внимательно слушает, умеет сосредоточиться на выполнении задания,

Умеет работать аккуратно,

Умеет коллективно работать, помогает друзьям,

Соблюдает правила этики и эстетики.

Средний уровень-ребёнок считает медленно, но правильно,

правильно называет и распознаёт геометрические фигуры, но может допустить ошибки.

 выполняет задание не достаточно аккуратно,

знает состав первого десятка чисел, допускает  незначительные ошибки при ответах,

умеет самостоятельно  дополнять, анализировать, фантазировать, но делает всё неуверенно, сомневается.

внимательно слушает, умеет сосредоточиться на выполнении задания, только тогда, когда мотивирован.

Умеет работать аккуратно, но медленно.

Умеет коллективно работать только в соревновательной форме,

Соблюдает правила этики и эстетики, но излишне эмоционален.

 Низкий уровень – ребёнок   считает медленно, делает ошибки,

 неправильно называет и с трудом распознаёт геометрические фигуры,

выполняет задание неаккуратно,

 знает состав первого десятка чисел, допускает  много ошибок при ответах, отвечает не обдумывая,

не умеет самостоятельно  дополнять, анализировать, фантазировать,

невнимательно слушает,  не умеет сосредоточиться на выполнении задания,

не умеет работать аккуратно,

Умеет   работать только индивидуально, друзьям работать  не помогает,

Не соблюдает правила этики и эстетики.

Методические материалы.

На основе принципов построения программы определяются приемы и  методы обучения и воспитания.

Методы обучения:

*Словесный  (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, диалог).

*Наблюдения (зарисовки, записи, фотографирование).

*Исследования (знакомство с библиотечным фондом и электронными носителями).

*Практическая работа (упражнения, зарисовки, схемы, чертежи).

*Наглядный (образцы, таблицы, схемы, раздаточный материал)

*Обучение успехом (поощрения, открытые занятия для родителей).

*Игровой (путешествия, конкурсы, соревнования, праздники, ролевые и деловые игры и др.).

*Убеждения (пример, самоанализ, анализ практической деятельности.

 Содержание программы   определяет  оптимальную  и  рациональную  систему  подачи и усвоения  знаний, соблюден  принцип  «от  простого  к  сложному »  и   принцип   расширения   областей   знаний…

Образовательные технологии :

технологии игровые – одни из основных технологий программы «Знаю, умею, могу», ониявляются проникающими во все иные технологии дошкольного воспитания, так как основным видом дошкольной деятельности – является игра. В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их,
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам,
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных,
  •  группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.,

технологии личностно-ориентированного обучения - ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов ребёнка.

педагогика  сотрудничества, заложенная в программу «Знаю, умею, могу»,  дает  возможность детям интерактивно  познавать    мир,   общаться    и    сотрудничать    с    ровесниками    и    взрослыми.

Программа построена на основе следующих принципов:

* Дифференцированного подхода.

 Ведется совместная деятельность педагога и ребенка, основанная на началах сотрудничества. Учитывается индивидуальность каждого ребенка.

Системность подхода к решению теоретических и практических вопросов различных составляющих дифференцированного обучения.

Обучение ведется последовательно «от простого к сложному»

*Учета возрастных особенностей.

Подбираются формы, методы, приемы соответственно возраста  детей.

*Наглядности.

При обучении используется красочный демонстрационный и раздаточный материал.

*.Доступности и креативности

Каждый ребенок подводится к самоанализу и самооценке.

Дети выполняют работы по принципу «делай как я», «посмотри на образец и  сделай  лучше и интереснее»,    «посмотри на чертеж и  сделай  самостоятельно». При  этом участие  педагога  обязательно.                        

  *Единства развивающей и диагностирующей функций.

Применяемые  технологии обучения соответствуют его содержанию.

Переход от первого уровня усвоения знаний ко второму и последующим осуществляется с обязательной фиксацией  фактов усвоения: тесты, диагностика, контрольные занятия, проводятся занятия обобщения  и закрепления. Применяются в практической работе аналогии, сравнения, сопоставления, позволяющие проанализировать степень овладения детьми содержания образовательной программы, оценить их  интеллектуальное творчество.

*Связь теории с практикой.

Каждый блок программы заканчивается повторением и обобщением пройденного материала, где дошкольники на практике могут показать свои знания.  

*Принцип воспитания в процессе деятельности.

Поощрение активности детей, чередование их деятельности с отдыхом, требовательное отношение к недостаткам деятельности.

Формы организации учебных занятий -  беседа, игра,  конкурс, наблюдение,   открытое занятие, практическое занятие, презентация, творческая мастерская, тренинг, деловые и сюжетно-ролевые игры,  игры - путешествия, конструирование, работа  в  тетрадях, рисование, праздники.

Тематика и формы методических материалов по программе:

Каждое  занятие  имеет  свое  название, каждое  занятие - это  разнообразие  форм, методов  и  приемов  учения  и  общения.

Алгоритм учебного занятия

Занятие 1

Тема

Число и цифра 1, величина, логическая задача на установление закономерности, знакомство с названием первого осеннего месяца — сентябрь. Цель:

  • закрепить знания о числе и цифре 1;
  • учить писать цифру 1;
  • закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
  • познакомить с пословицами, в которых упоминается число один;
  • закреплять умение сравнивать знакомые предметы по величине (большой, поменьше, маленький), употреблять эти понятия в речи;
  • закреплять умение выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку;
  • познакомить с названием первого осеннего месяца — сентябрь;
  • учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навыки самоконтроля и самооценки.
  1. Заучивание стихотворения И. Блюмкина.

Выучите с детьми стихотворение.

Эта цифра — единица. Видишь, как она гордится? А ты знаешь почему? — Начинает счет всему!

  1. Игровое упражнение «Сосчитай и нарисуй» (лист 1, рис. 1). Задание.

Нарисуйте под каждой карточкой столько кружков, сколько на ней предметов или геометрических фигур.

Вопросы.

 Под какими предметами нарисовали один кружок? (Под яблоком, машиной.)

 Под какими геометрическими фигурами нарисовали один кружок? (Под квадратом, кругом.)

  1. Учимся писать цифру 1 (лист 1, рис. 1). Предложите детям обвести цифру 1 по точкам, а затем написать ее в каждой клеточке до конца строчки.
  1. Игровое упражнение «Закрась правильно» (лист 1, рис. 2).

Предложите детям закрасить изображения только тех предметов, которых по одному.-

Вопросы.

Какие предметы закрасили? (Рыбку, гривок, пирамидку.)

 Почему?(Рыбка — одна, грибок — один, пирамидка — одна, а елочек и шариков — по два.)

  1. Знакомство с пословицами.

Выучите одну пословицу по своему усмотрению или по желанию детей.

  • Одна пчела немного меду натаскает.
  • Одной рукой и узла не завяжешь.
  • Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
  • Один раз солгал, навек лгуном стал.
  1. Физкультминутка «Смелый солдатик».

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий,

 Ногу левую — к груди,

 Да смотри — не упади,

А теперь постой на левой,

Будто ты солдатик смелый.

  1. Игра «Соедини правильно» (лист 1, рис. .4).

Вопросы.

- Из какой сказки эти медведи? («Три медведя >.)

- Какого они размера? (Михайло Иванович большой, Настасья Петровна — поменьше, Мишутка маленький.)

Задание.

- Покажите стрелочкой и скажите, ктонакиком стуле будет сидеть? (Михайло Иванович — на большом стуле, Настасья Петровна — на стуле поменьше, а Мишутка на маленьком.)

  1. Логическая задача «Когда это бывает?» (лист 1, рис. 4).

Спросите детей, какое сейчас время года? (Осень.)

Загадайте загадку:

В каком месяце лето кончается, а осень начинается? (В сентябре.)

Дайте задание рисунки небольшого размера соединить с большим рисунком так, чтобы они относились к одному времени года.

Вопросы.

Какие рисунки соединили? (На дереве мало листьев, овощи, ежик с грибком.)

     С какой картинкой не соединили? (Со скворечником, скворцы прилетают весной.)

8. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Можно использовать два вида самоконтроля и самооценки: по образцу и по словесной инструкции. Желательно их чередовать.

По образцу

Дайте задание рисунки небольшого размера соединить с большим рисунком так, чтобы они относились к одному времени года.

Покажите детям заранее приготовленную правильно выполненную работу и предложите сравнить свою работу с образцом. Если работа ребенка соответствует образцу, попросите нарисовать внизу зеленый кружок, если есть 1—2 ошибки — желтый, если ошибок 3 и более — красный.

По словесной инструкции

  1. Назовите детям предметы и геометрические фигуры, под которыми должна быть написана цифра 1 (яблоко, машина, квадрат, круг).
  2. Назовите предметы, которые должны быть закрашены (рыбка, грибок, пирамидка).
  3. Скажите детям, от какого медведя к какому стулу должна быть нарисована стрелочка (от Михайло Ивановича к большому стулу, от Настасьи Петровны к стулу поменьше, а от Мишутки к маленькому).
  4. Скажите, что нарисовано на рисунках, которые должны быть соединены с большим (деревья почти без листьев, ежик с грибком, овощи).

Если все задания выполнены правильно, предложите нарисовать в правом нижнем уголке зеленый кружок, если есть 1—2 ошибки — желтый, если ошибок 3 и более — красный.

Скажите детям, что эти цвета символизируют светофор: зеленый — все в порядке, можно переходить к следующей страничке; желтый — надо поработать над небольшим количеством ошибок; красный — материал усвоен недостаточно хорошо и прежде, чем перейти к следующей страничке, надо еще поработать над этими заданиями.

Специальная, научная и педагогическая литература для педагога

  1. Колесникова Е.В. «Я уже считаю». Математика для 6-7 лет 2 издание., испр.-М.: ТЦ Сфера, 2016.- 64 с. (Математические ступеньки).
  2. Колесникова Е.В. «Геометрические фигуры ». Математика для 5-7 лет 5 издание., доп.-М.: ТЦ Сфера, 2015.- 64 с. (Математические ступеньки).
  3. Колесникова Е.В. «Я составляю числа». Математика для 5-7 лет 2 изд.-М.: ТЦ Сфера, 2016.- 48 с. (Математические ступеньки).
  4. Колесникова Е.В. «Я решаю логические задачи». Математика для 5-7 лет 2 издание., испр.-М.: ТЦ Сфера, 2015.- 48 с. (Математические ступеньки).
  5. Колесникова Е.В. «Диагностика математических способностей 6-7 лет».

3 издание., испр. и доп.-М.: ТЦ Сфера, 2015.- 32 с. (Математические ступеньки).

  1. Колесникова Е.В.  Математика для 5-6 лет: Сценарии занятий по развитию математических представлений 2 издание., испр.-М.: ТЦ Сфера, 2002.- 80 с. (Математические ступеньки).
  2. Колесникова Е.В.  Математика для 6-7 лет: Сценарии занятий по развитию математических представлений 2 издание., испр.-М.: ТЦ Сфера, 2002.- 88 с. (Математические ступеньки).

Литература для детей

  1. Колесникова Е.В. «Я считаю до двадцати» Математика для детей 6-7 лет.- 3-е изд., перераб. И дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2016.- 64 с. ( Математические ступеньки).
  2. Колесникова Е.В. «Я считаю до десяти» Математика для детей  5-6 лет.- 3-е изд., перераб. И дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2016.- 64 с. ( Математические ступеньки).

Литература для родителей

  1. Петерсон Л.Г., Качемасова Е.Е «Игралочка»Часть 1,2 Изд. «БАЛАСС»,2004
  2. Юдин Г.  Заниматика.  Москва. «РОСМЭН»,1998
  3. Серия «Папка дошкольника», «Думай, считай, решай»,2005
  4. Серия «Папка дошкольника», «Счёт до 20»,2005
  5. Серия «Папка дошкольника», «Послушный карандаш»,2005
  6. Серия «Папка дошкольника», «Складываем и вычитаем»,2005  
  7. Серия «Аппликация для малышей»,2007
  8. Соколова Е.И.. Учимся считать до 10. Практическое приложение, 2004
  9. Султанова М. Весёлые домашние задания.ООО «Хатбер-пресс»,2005
  10. Федины О.иС. «Форма и цвет», ОЛМА-ПРЕСС, 2006
  11. Шербинина  С..В Мир предметов. «Альт», 2004
  12. Шербинина  С..В  Подумай, поиграй, раскрась. «Альт», 2004.