Дополнительная общеразвивающая программа «Логоша»

Нестерова Дарья Николаевна

Дополнительная общеразвивающая программа «Логоша» имеет социально-педагогическую направленность и создает условия для удовлетворения индивидуальных потребностей  учащихся в интеллектуальном и личностном развитии, социализации и адаптации учащихся к жизни в обществе и формирования общей культуры учащихся.

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей «ключевой характеристикой программы является познание через   творчество, игру, труд и исследовательскую активность». Содержание программы ориентировано на устранение  речевых недостатков у учащихся.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей  программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы. Поэтому актуальность общеразвивающей программы «Логоша» определяется запросом со стороны родителей с детьми, у которых есть речевые недостатки речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Логоша» имеет социально-педагогическую направленность и создает условия для удовлетворения индивидуальных потребностей  учащихся в интеллектуальном и личностном развитии, социализации и адаптации учащихся к жизни в обществе и формирования общей культуры учащихся.

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей «ключевой характеристикой программы является познание через   творчество, игру, труд и исследовательскую активность». Содержание программы ориентировано на устранение  речевых недостатков у учащихся.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей  программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы. Поэтому актуальность общеразвивающей программы «Логоша» определяется запросом со стороны родителей с детьми, у которых есть речевые недостатки речи.

Основной базой рабочей программы являются:

1.«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой;

  2. Программа Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» с приоритетным осуществлением коррекции физического и (или) психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

Отличительные особенности программы «Логоша»          в том, что данная программа  позволит наиболее рационально организовать работу для детей с ОНР, сэкономить время  родителей  на подготовку к школе, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.

Программа «Логоша» имеет стартовый уровень сложности содержания, так как предполагает развитие элементарных умений и навыков, формирование общей культуры и выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся.

Программа рассчитана на детей 5-7 лет, которые будут посещать творческое объединение 2 раза в неделю по 1 часу (72 часа в год).  30 мин. продолжительность индивидуального занятия. Нормативный срок освоения программы - 1 год. Общий объем программы за 1 год обучения 72 часа.

Формы обучения и средства организации образовательной деятельности.

Педагог дополнительного образования:

  • индивидуальные коррекционные занятия

Родители:

  • игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
  • контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;
  • выполнение рекомендаций педагог д/о.

В программе выделены следующие разделы:

  • Работа над лексико-грамматической стороной и связной речью.
  • Формирование фонетической стороны речи и развитие фонематического слуха.
  • Работа над лексико-грамматической стороной и связной речью.
  • Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте.

При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с ОНР.

Цель программы:

Организация коррекционной-развивающей работы  для устранения речевых недостатков у детей  дошкольного возраста (5 – 7 лет) с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

В программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей дошкольного возраста с ОНР.

Основные задачи коррекционного обучения:

 Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является продолжение работы по развитию:

1. Обучающие

- познакомить с буквами и звуками;
- научить дифференциации букв и звуков;
- научить звукобуквенному анализу;
- научить звукослоговому анализу; 
- научить преобразовать слоги и слова;
- формировать умение отвечать на вопросы;
- ставить вопросы, пересказывать прочитанное; 
- научить правилам письма предложения;
- дать понятие об обозначение мягкости на письме;
- способствовать формированию грамматических средств языка и навыков словообразования;
- способствовать формированию правильного произношения звуков. 
2. Развивающие: 
- развивать слуховое и зрительное восприятия;
- развивать фонетический слух; 
- развивать такие психические процессы, как память, внимание мышление, волевые качества личности; 
- развивать графические навыки; 
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать лексико-грамматический строй речи; 
- развивать словарь ребенка;
- совершенствовать навыки звукового анализа при решении кроссвордов и отгадывании загадок; 
- способствовать правильному развитию речи. 
3. Воспитывающие: 
- воспитывать внимание к звуковой стороне речи;

- формировать  фонематическое восприятие; 
- воспитывать чувство уважения к сверстникам и взрослым; 
- воспитывать адекватную с самооценку.

Содержание программы

Учебный план по программе «Логоша»

№ п/п

Название раздела / темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

всего

теория

практика

Другие формы

1

Вводная диагностика. Обследование ребенка. Составление речевой карты

1

-

1

Вводная диагностика

2

Упражнения на развитие общей моторики

1

-

1

3

Упражнение на развитие мелких движений кистей рук и пальцев

1

-

1

4

Упражнения на развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти

1

-

1

5

Упражнения на развитие подвижного артикуляционного аппарата

1

-

1

6

Знакомство с артикуляцией звука [Р]

1

-

1

7

Специальные артикуляционные упражнения  для звука [Р]

1

-

1

8

Закрепление артикуляционных упражнений  для звука [Р]

1

-

1

9

Коррекция звука [Р]

1

-

1

10

Работа над звуком [Р]: звук в открытом и закрытом слоге, в звукосочетаниях.

1

-

1

11

Работа над звуком [Р]: звук в начале, в середине,  в конце слова

1

-

1

12

Работа над звуком [Р]: звук в сочетании с другими согласными

1

-

1

13

Звук [Р] в словосочетании,   в предложении

1

-

1

14

Звук [Р] в тексте

1

-

1

15

Пословицы и поговорки со звуком [Р]

1

-

1

16

Стихи, скороговорки со звуком [Р]

1

-

1

Самостоятельная работа  

17

Знакомство с артикуляцией звука [Л]

1

-

1

18

Специальные артикуляционные упражнения  для звука [Л]

1

-

1

19

Закрепление артикуляционных упражнений  для звука [Л]

1

-

1

20

Коррекция звука [Л]

1

-

1

21

Работа над звуком [Л]: звук в открытом и закрытом слоге, в звукосочетаниях.

1

-

1

22

Работа над звуком [Л]: звук в начале,  в середине,  конце слова

1

-

1

23

Работа над звуком [Л]: звук в сочетании с другими согласными

1

-

1

24

Звук [Л] в словосочетании, в предложении,  в тексте.  Стихи, скороговорки со звуком [Л]

1

-

1

Самостоятельная работа  

25

Дифференциация звуков [Р] и [Л]

1

-

1

Контрольный тест

26

Знакомство с артикуляцией звуков [С], [С']  

1

-

1

27

Специальные артикуляционные упражнения  для  звуков [С], [С']  

1

-

1

28

Закрепление артикуляционных упражнений для  звуков [С], [С']  

1

-

1

29

Коррекция  звуков [С], [С']  

1

-

1

30

Работа над  звуками [С], [С']: звук в открытом и закрытом слоге, в звукосочетаниях.

1

-

1

31

Работа над  звуками [С], [С']: звук в начале,  в середине,  в конце слова

1

-

1

32

Работа над  звуками [С], [С']: звук в сочетании с другими согласными

1

-

1

33

Звуки  [С], [С'] в словосочетании, в предложении, в тексте

1

-

1

34

Стихи, скороговорки со  звуками  [С], [С']

1

-

1

Самостоятельная работа  

35

Дифференциация звуков [С] и [ С']

1

-

1

Контрольный тест

36

Промежуточная диагностика. Знакомство с артикуляцией звуков [З], [З']  

1

-

1

Промежуточная диагностика

37

Работа над  звуками [З], [З']: звук в открытом и закрытом слоге, в звукосочетаниях.

1

-

1

38

Работа над  звуками [З], [З']: звук в начале,  в середине,  в конце слова,  звук в сочетании с другими согласными

1

-

1

39

Звуки  [З], [З'] в предложении, в тексте.   Стихи, скороговорки со  звуками  [З], [З']

1

-

1

Самостоятельная работа  

40

 Дифференциация [З] и [З'], [С] и [ С']

1

-

1

Контрольный тест

41

Знакомство с артикуляцией звука [Ц]

1

-

1

42

Работа над  звуком [Ц]: звук в открытом и закрытом слоге, в звукосочетаниях.

1

-

1

43

Работа над  звуком [Ц]: звук в начале,  в середине,  в конце слова,  звук в сочетании с другими согласными

1

-

1

44

Звук  [Ц] в предложении, в тексте

1

-

1

45

Стихи, скороговорки со  звуком  [Ц]

1

-

1

Самостоятельная работа  

46

Дифференциация [З], [З'], [С], [ С'] и [Ц]

1

-

1

Контрольный тест

47

Знакомство с артикуляцией звука [Ш]

1

-

1

48

Специальные артикуляционные упражнения  для  звука [Ш]

1

-

1

49

Закрепление артикуляционных упражнений для  звуков [Ш]

1

-

1

50

Коррекция  звуков [Ш]

1

-

1

51

Работа над  звуками [Ш]: звук в открытом и закрытом слоге, в звукосочетаниях.

1

-

1

52

Работа над  звуками [Ш]: звук в начале,  в середине,  в конце слова, в сочетании с другими согласными

1

-

1

53

Звуки  [Ш] в словосочетании, в предложении, в тексте

1

-

1

54

Стихи, скороговорки со  звуками  [Ш]

1

-

1

Самостоятельная работа  

55

Дифференциация  [С] и [Ш]

1

-

1

Контрольный тест

56

Знакомство с артикуляцией звука [Ж]

1

-

1

57

Работа над  звуком [Ж]: звук в открытом и закрытом слоге, в звукосочетаниях.

1

-

1

58

Работа над  звуком [Ж]: звук в начале,  в середине,  в конце слова,  звук в сочетании с другими согласными

1

-

1

59

Звук  [Ж] в предложении, в тексте.  Стихи, скороговорки со  звуком  [Ж]

1

-

1

Самостоятельная работа  

60

Дифференциация  [З] и [Ж]

1

-

1

Контрольный тест

61

Итоговая диагностика. Знакомство с артикуляцией звука [Щ]

1

-

1

Итоговая диагностика

62

Работа над  звуком [Щ]: звук в открытом и закрытом слоге, в звукосочетаниях.

1

-

1

63

Работа над  звуком [Щ]: звук в начале,  в середине,  в конце слова,  звук в сочетании с другими согласными

1

-

1

64

Звук  [Щ] в предложении, в тексте.  Стихи, скороговорки со  звуком  [Щ]

1

-

1

Самостоятельная работа  

65

Знакомство с артикуляцией звука [Ч]

1

-

1

66

Работа над  звуком [Ч]: звук в открытом и закрытом слоге, в звукосочетаниях.

1

-

1

67

Работа над  звуком [Ч]: звук в начале,  в середине,  в конце слова,  звук в сочетании с другими согласными

1

-

1

68

Звук  [Ч] в предложении, в тексте.  Стихи, скороговорки со  звуком  [Ч]

1

-

1

69

Дифференциация  [Щ] и [Ч]

1

-

1

Самостоятельная работа  

70

Стихи и тексты со звуками [З], [З'], [С], [ С'], [Ц], [Ш], [Ж], [Щ], [Ч], [Р] и [Л]

1

-

1

Контрольный тест

71

Резервное время

1

-

1

72

Резервное время

1

-

1

Итого всего часов:

72

0

72

Содержание программы

Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.

Учитывается следующее:

  • для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;
  • звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсроченно во времени;
  • окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.

Планируемые  результаты:

*Устранение  речевых недостатков у детей  дошкольного возраста (5 – 7 лет) с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития;

* обеспечить  эмоциональное благополучие посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса;

* научить детей понимать речь и применять лексико–грамматические средства языка;

* правильно произносить звуки речи;

* говорить развёрнутыми фразами;

* Овладеть элементарными навыками письма и чтения;

* знать буквы и звуки, дифференцировать их;

*делать звукобуквенный анализ и звуко-слоговой;
* отвечать на вопросы, пересказывать прочитанное;

*правильно  выполнять артикуляционную гимнастику;
*уметь делать адекватную самооценку.

  1. Комплекс организационно-педагогических условий

Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы

Согласно психолого-педагогической классификации Р.Е.Левиной, нарушения речи подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения. Довольно часто встречающимся видом нарушений средств общения является общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

Недоразвитие речи, особенно лексико-грамматической ее стороны, значительным образом сказывается на процессе становления ведущей деятельности ребенка. Речь, как отмечал в своих исследованиях А.Р.Лурия, выполняет существенную функцию, являясь формой ориентировочной деятельности ребенка; с ее помощью осуществляется речевой замысел, который может сворачиваться в сложный игровой сюжет. С расширением знаково-смысловой функции речи радикально меняется весь процесс игры: игра из процессуальной становится предметной, смысловой. Именно этот процесс перехода игры на новый уровень и затруднен у детей с ОНР.

Дидактические принципы:

  • принцип гуманистической направленности педагогического процесса;
  • развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих  детям дошкольного возраста преодолевать жизненные препятствия. Несмотря на дефекты речи различного генеза преодолевать комплексы неполноценности;
  • системно-деятельностный подход;
  • дифференцированный  подход (учитывалась различная структура дефекта, возрастные  и индивидуальные особенности  каждого ребенка);
  • принцип доступности (соответствует возрастным особенностям);
  • принцип практичности (знания и умения, полученные на занятиях, могут использоваться  как повседневной жизни, так и как инструмент успешности в учебной деятельности);
  • принцип комплексности: система занятий построена на межпредметных связях: Изо-деятельность, экология, театрализованная деятельность, художественная литература, математика.

Условия реализации программы:

       Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

  1. Кабинет,  оборудованный  детским столом, стульями и зеркалом.

2. Игры для развития фонематического восприятия

3. Артикуляционная гимнастика в стихах.

4. Игры по автоматизации звука.

5. Игры для развития связной речи

6. Игры для развития мелкой моторики.

7. Игры по обучению грамоте.

8. Игры для развития эмоционально-речевой сферы.

9. Игры для коррекции звукопроизношения.

10. Мультимедийные материалы.

Индивидуальные принадлежности для детей:

*зеркало

*логопедические тетради

*зеркало диаметром 10-15 см.

*карандаши цветные и простой

*тетрадь

*ручка

*альбом для рисования

Формы контроля:

Подведение итогов проходит в виде проведения самостоятельных и контрольных работ. Материал для данных работ подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря,  грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.

Список литературы

1.Быстрова Г.А. и др. Логопедические игры. Издание «СПБ»; КА  РО, 2002. – 96с.

2.Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий. М., ГНОМ Д,2010.-128с.

3.Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий.М., ГНОМ Д,2010.-160с.

4.Жукова Н.С.,  Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.  Преодоление общего недоразвития у дошкольников. М. Просвещение, 1990.-239с.: илл.

5.Елецкая О.В. Горбачёвская Н.Ю.Организация логопедической работы в школе.- М.; ТЦ СФЕРА, 2005.-192с. (логопед в школе).

6.Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи. М.;ЭКСМО: ОЛИСС.- 2011.-192с.

7. Лопухина И.С. логопедия- речь, ритм, движение; пособие для логопеда и родителей. Дельта, 1997.- 256с.

8.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР.СПБ,- ДЕТСТВО-ПРЕСС,2001., 352с.

9. Поваляева М.А.  Справочник логопеда. Ростов- на- Дону.ФЕНИКС.2002.-448с.

10.Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПБ.:КАРО, 2004.- 92с.

11.Рычкова Л.С.,Лаврова Г. Н. Дифференциальная диагностика уровня психического развития детей 2-7 лет. М.ТЦ СФЕРА,.2000. 120с.

12.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: Пособие для воспитателей детского сада. под ред. Сохина Ф.А.- М.;Просвещение,1991.-128с.;илл.

13.Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико – фонематическим недоразвитием (старшая группа). М. МГОПИ, 1993.-72с.

14.Фотекова Т.А.Тестовая методика диагностики устной речи детей. – М.:АРКТИ. 2000.- 56с.илл.(библиотека практикующего логопеда).

Приложение 2

РЕЧЕВАЯ КАРТА

  1. Фамилия, имя, возраст __________________________________________________________
  2. ФИО родителя _________________________________________________________________
  3. Домашний адрес, тел. ____________________________________________________________
  4. Дата зачисления на логопедический пункт _________________________________________

С

с'

3

з'

ц

ш

ж

Ч

щ

л

л'

р

р'

н

н'

м

м'

j

Изолирован

в словах

в речи

т

т'

д

д'

к

к'

г

г'

X

х'

в

в'

ф

ф'

а

о

у

ы

э

и

Изолирован

в словах

в речи

  Заключение педагога-логопеда_____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________