Учитель - звучит гордо

Деменева Татьяна Владимировна

Методический доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_uchitel.docx38.51 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель - звучит гордо.

«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- от того в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».  В. А. Сухомлинский.

        У полководца Александра Македонского спросил:

-Почему ты уважаешь своего учителя больше, чем родного отца?

-Отец подарил мне жизнь преходящую,- ответил Александр,- а учитель вечную.

Такое предание записал арабский писатель Аль - Хусри спустя 1300 лет после того, как были произнесены эти слова в честь учителя Александра- философа Аристотеля. Ещё спустя почти тысячу лет мы повторяем их, вспоминая своих учителей, своего первого учителя. Для большинства- это первая учительница, которая стала второй мамой, когда школа круто изменила жизнь. До этого была жизнь- игра. В школе настала новая пора: жизнь учеба.

Кто же такой учитель?

Когда- то такой профессии не было и учителем становился самый опытный, самый знающий. Перед ним преклонялись, в его словах искали ответа на самые важные вопросы, его советы становились законом для учеников. В Древнем Китае говорили: «Самое трудное в учении- научиться по- настоящему почитать учителя.»

        Выдающиеся люди разных стран во все времена стремились создавать свои школы в различных областях знания и деятельности.18 век дал целое созвездие выдающихся педагогов- М.В. Ломоносов, Дени Дидро, Жан Жак Руссо. Не случайно само время их деятельности получило название эпохи Просвещения.

        Профессия учителя становится всё более необходимой с 19 века. Создатели новых педагогических теорий И.Г. Песталоци, А.Дистервег, К.Д. Ушинский сами учительствуют. Открываются учебные  заведения для подготовки учителей. Свою школу в Ясной Поляне открывает Л.Н.Толстой. Он сам ведет занятия и пишет для ребят учебники.

        Сегодня учитель приходит в класс, окончив институт. Он получает знания по многим предметам, без которых невозможно хорошо вести урок. Это педагогика, психология, методика преподавания и другие предметы. С учителем к вам приходит опыт многих поколений, и вы узнаёте об открытиях, сделанных до вас. Но не только это. Ведь задача учителя – научить вас самим делать открытия, создавать новое. Научить этому очень трудно, а без учителя просто невозможно. Умный, грамотный учитель создаёт все условия для лучшего раскрытия способностей ученика и развития его интересов. А отталкиваясь от их интересов, способностей помогает ученикам проявить свою индивидуальность.

«Нет, и не может быть детей, которые бы не хотели учиться с самого начала учения»  В. А. Сухомлинский.

        Поэтому говорят, что без терпения, настойчивости и любви к детям нет настоящего учителя.

Сценарий классного часа.

Деньги – плохой хозяин или хороший слуга?

Цели: - формирование экономического мышления учащихся и культура  обращения с деньгами как части общей культуры человека, то есть--подготовка к будущей самостоятельной жизни.

- Развитие социального интеллекта.

- Знакомство с сокровищами народной мудрости.

План:

-история денег.

-проблемный вопрос: « деньги – это добро или зло?»

-самостоятельное решение денежных вопросов

-знакомство с основными элементами культуры обращения с деньгами.

Эпиграф: « И в стёртых исчисляется монетах цена великих дел, поэтами воспетых». Э. Верхарн.

Ведущий.

Вопросы учащимся: Можете ли вы решать денежные вопросы?

Всё ли можно купить за деньги?

Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток семьи, состоятельности фирмы, благополучие государства. Если у вас кто-нибудь спросит, что такое деньги, то вы, наверное, сильно удивитесь, ведь даже маленькому ребёнку понятно, что деньги - это такие бумажки или монетки, на которые можно купить почти всё, что угодно. С детства вы знаете, что они всегда нужны и чаще всего их не хватает. А что такое деньги, по сути, вряд ли кто задумывается. Но ведь на самом деле это удивительно: почему в обмен на какие- то цветные бумажки можно получить замечательную красивую игрушку, модную одежду или большой вкусный торт? Что за таинственная сила скрыта в них? Откуда они взялись? Всегда ли они были? А если нет, то когда они появились? И самое главное- почему? Как к нему относится? Чего больше – добра или зла приносят они людям? Вопросов много. И сегодняшний наш разговор станет полезным для тех, кто не знает, когда и почему появились деньги, кто хочет понять, какое значение имеют деньги в жизни людей, кто знает и  кто не знает, отчего существует в мире жадность к деньгам и преклонение пред ними, кому, интересно, узнаем, как изготавливаются деньги, и, наконец, для тех, кто хочет разгадать секрет превращения денег в своих надёжных и верных помощников.

1-й участник.

Точную дату появления денег назвать невозможно. Кто их изобрёл – тоже неизвестно. Произошло это примерно 7 тысяч лет назад. Пока первобытные люди производили мало продуктов питания, одежды и других самых необходимых продуктов, деньги им не требовались. Что собрали в лесу, то и съели, что соткали из конопляного волокна, то и носили. Со временем жизнь усложнилась. Появилась возможность производить некоторые излишки изделий и обменивать их на другие необходимые вещи. Тут- то и возникли проблемы. Как, скажем, обменять овцу на глиняный горшок? Или курицу на стрелу? Или ещё ситуация: надо выменять яйца на звериные шкуры, взяли 10 яиц – донесли 8, остальные разбили, шкуру не дали.

Долго маялись наши предки, пока не сообразили: надо выбрать из товаров какой- то один и сравнивать с ним ценность других. Такой товар деньгами как таковыми не был, но роль их до поры до времени выполнял успешно.

2-й участник.

В разные времена и у разных людей деньги выглядели и назывались по- разному. Например, самые первые русские деньги ходили на четырёх ногах, мычали и блеяли. Кстати, домашние животные выполняли роль денег у многих народов. Скот считали по головам. От количества голов зависело богатство хозяина. Древние римляне произносили слово «головы» как «капитал». Отсюда и произошло потом понятие капитал, что означало «главное имущество». Французский этнограф Клод Энер, изучающий жизнь кочевников, рассказывал: « Основное богатство- скот, главный подвиг – угон его от соседей». Но это далеко не единственная денежная единица прежних времён. Вот лишь некоторые предметы, которые использовались в качестве денег в разные времена у разных народов: рыба, меха, жемчужины, коровьи черепа, нанизанные на шнур клыки и хвосты свиней, зубы собак, кенгуру и дельфинов, стеклянные бусины, раковины, перья попугаев, используемые для выкупа за невесту в Новой Гвинее вплоть до наших дней; куски меди, бруски соли, железные прутья, бронзовые колокольчики, мешочки с бобами какао и т. д.

3-й участник.

А феи? Нет, речь идёт не о сказочном персонаже в воздушных одеждах, с прелестным облаком и умением творить доброе волшебство. Фея- это самая крупная и странная форма каменных денег с острова Ян, расположенного в западной части Тихого океана. Феи- это огромные каменные круги диаметром до трёх с половиной метров и весящие около пяти тонн. Монеты – феи лежали перед домом владельца, символизируя его достаток.

2-й участник.

Проблема заключалась в том, что один товар, используемый в качестве денег, не похож на другой и, как правило, его нельзя делить на части. Например, английский капитан Верни Камерун, побывавший в Африке, в своём дневнике рассказывает о том, как он покупал лодку, чтобы переправиться через озеро. Для этого ему пришлось обменять имевшуюся у него проволоку на сукно, сукно на слоновые бивни, и только после этого в обмен в обмен на бивни он получил лодку. На этот обмен у капитана ушло приблизительно десять дней.

1-й участник.

Со временем роль всеобщего обменного товара закрепилась за благородными металлами – золотом и серебром, так как они легко превращаются в слитки, делятся на части и мало изнашиваются. Первые металлические монеты появились 27 веков назад. Это произошло в античном государстве на берегу Эгейского моря – Лидии – на рубеже 8 – 7 веков до нашей эры. Их чеканили из природного сплава золота и серебра. Монеты получались неказистыми, но зато удобными для использования, полновесными, надёжными и запоминающимися. Но главное – появился новый вид платежного средства – монеты, которые вскоре по достоинству оценили в соседних, а потом и в дальних странах. И последовали примеру Лидии.

1-й участник.

В нашей стране первоначально основной денежной единицей была гривна – серебряный слиток определенного веса. Гривну можно было рубить на 4 части, отсюда и название – рубль. Когда товар стоил дешевле, рубль разрубали пополам – получались 2 полтины, кроме того, рубль можно было резать на 50 резаней. Название же копейки появилось в связи с тем, что на серебряной монете Московского княжества с одной стороны был изображён Святой Георгий на коне и с копьём в руке, от которого и пошло название монеты. (копьё – копейка) На другой стороне монеты изображался княжеский вензель ( решето). С тех пор копейка стала основной разменной монетой на Руси. Её приравняли к рублю в соотношении 100 : 1. Такое деление оказалось очень удобным. Само же название «деньги» произошли от слова « денга». Это название серебряной монеты, которую начали чеканить в годы правления Дмитрия Донского. Со временем денга была вытеснена из обращения копейкой.

2-й участник.

Но с появлением металлических денег проблемы всё – таки не исчезли. Использовали их не всегда было удобно. Достаточно привести один пример. Когда М. В. Ломоносов написал оду в честь императрицы Елизаветы Петровны, то за понравившуюся ей оду пожаловала учёному премию в 2000 рублей. Премию выплатили медными монетами. Она потянула на три с лишним тонны. На перевозку денег потребовалось несколько подвод. Бумажные деньги были изобретены в Китае в 8 веке. Когда в конце 13 века венецианский купец Марко Поло вернулся на родину после долгого путешествия по Китаю и рассказал о том, что там видел, его поднимали на смех. В частности не верили, что в Китае платят за товары « бумажками с печатью» ( так Поло называл бумажные деньги). Прошло несколько столетий, прежде чем европейцы убедились, что Марко Поло говорил правду. В большинстве европейских стран бумажные деньги появились в 17 веке. В 1994 году европейские бумажные деньги отпраздновали свой трёхсотлетний юбилей. Именинником был английский фунт стерлингов.

3-й участник.

А в России бумажные деньги появились в 1769 году. Их название «ассигнации» происходит от латинского слова «ассигнацио» - «назначение» (в смысле «назначать» «вводить в обращение»). Ввела в обращение бумажные деньги Екатерина 2. Её портрет украшал 100 рублёвую купюру, ласково называемую «Катенькой».

1-й участник.

Для денег не существует границ и для названий тоже. Название американского доллара, например, произошло от слова «талер». Это название серебряной монеты, которая печаталась сначала в Германии, а затем в других странах Европы. Американская валюта, кроме немецкого имени, имеет ещё и русскую внешность. Рисунок банкноты достоинством в один доллар выполнен более полувека назад русским художником Сергеем Макроновским.

2-й участник.

Кроме американцев, собственными деньгами, называющимися словом «доллар»; пользуются жители одиннадцати других стран. Называют свою валюту словом «франк» не только французы, но и граждане ещё семи государств. Кстати, денежная система Франции долгое время была запутанной. Вот пример из литературы. Д, Артанъян должен уплатить в трактире 11 ливров. Он даёт трактирщику 2 луидора, а тот говорит6 «С 1 дублона вам 3 экю сдачи». Названия денег настолько запутаны переводчиком, что в русских изданиях «Виконта де Бражелона» можно прочитать жалобу министра финансов Франции на то, что в казне нет ни копейки. Интересно, зачем королю Франции были нужны русские копейки?

3-й участник.

А вот Россия обладает рекордом по количеству денежных единиц внутри одной страны. Во время гражданской войны по стране гуляло свыше 2 000 самых разных и невероятных денежных знаков. Дошло до того, что выпустило свои деньги… ростовское скаковое общество. Всё это, конечно, создавало неразбериху и не поддавалось регулированию.  Лишь начавшаяся в 1922 году денежная реформа позволила сделать наш рубль полновесным и уважаемым.

1-й участник.

Сегодня же многие экономисты считают, что бумажные деньги устарели: быстро изнашиваются, сдерживают процесс товарооборота. В наши дни во многих странах современный человек может практически ежедневно обходится без наличных денег. Для этого достаточно открыть в банке лицевой счёт на определённую сумму, получив взамен пластмассовую кредитную карточку, на которой закодированы данные банка и владельца карточки. Используя кредитную карточку, можно оплачивать практически все услуги. Для этого достаточно вставить кредитную карточку в отверстие специального аппарата. Электронные приборы мгновенно расшифруют коды клиента, передадут их в банк, проверят сумму вклада, вычтут  из неё стоимость покупки и перечислят на счёт кредитора.

Ведущий.

Согласитесь, что между используемыми в качестве денег домашними животными и современными электронными деньгами огромное расстояние. И рассказывать о них можно очень и очень долго. Вообще, деньги - вещь таинственная. Начнёшь тратить – не остановишься, начнёшь про них рассказывать – не остановишься тем более. Пока путешествие в истории денег мы заканчиваем, но разговор о них продолжается. Как –то ещё в начале нашего века подсчитали, что специально о деньгах написано столько литературы, что если перечислять одни только названия книг для коллекционеров монет, то потребуется отдельная книжка. Деньгами занимаются такие науки как: археология, этнография, история, философия, социология, юриспруденция и, конечно же, экономика. Деньги – это тема множества произведений художественной литературы. Самым первым из них для вас было, наверное, «Муха – Цокотуха» Корнея Чуковского. Вы росли, читали другие, уже взрослые, книги, и героев многих из них волновали те же самые проблемы, связанные с деньгами. Мы предлагаем вам совершить небольшое путешествие в мир литературы и ответить на следующие вопросы.

Литературное путешествие. Викторина.

  1. Герой какого произведения наивно последовал следующему совету: «на этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс» - положи в ямку золотой, засыпь землёй, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое дерево, на нём вместо листьев будут висеть золотые монеты?»                    

Ответ: «Золотой ключик или приключения Буратино»А.Н.Толстой.

  1. Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор:

- клад… это деньги такие и сокровища, которые люди в землю спрятали. Разбойники всякие.

- А зачем?

- А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суёшь?

- Я? Про запас.

Ответ: Между котом Матроскиным и Шариком.

«Дядя Фёдор, пёс и кот» Э. Успенского.

  1. Между кем и в каком произведении состоялся этот диалог:

- Слушай – кА… если мы выроем клад, что ты сделаешь со своей половиной?

- Я? Каждый день буду покупать пирожок и стакан садовой воды, буду ходить в каждый цирк, который приедет в наш город. Уж я знаю, что мне делать, чтобы прожить весело!

-Не уж –то ты ничего не отложишь про запас?

- Откладывать? Это к чему же?

- А к тому, чтобы хватило и на будущий год.

Ответ: Между Томом Сойером и Геком Фином из повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера»

информация

Кстати, рассказывают, что однажды , ещё обучаясь в школе, Марк Твен вырезал на парте свои имя и фамилию. Учитель сказал: «Или плати штраф 5 долларов, или я тебя побью ремнём». Узнав об этом, отец Твена заметил: «Не могу позволить, чтобы нашу фамилию опозорили. Вот тебе, сынок, 5 долларов, а выпорю я тебя». После домашней порки мальчик смекнул, что учитель вряд ли будет бить сильнее, нежели отец, и оставил деньги себе. Спустя годы он хвастался: «Те пять долларов были первым моим заработком, и я понял, как много стоит моя подпись».

  1. Какие деньги ввёл на своём острове царь Гвидон?

Ответ: Золотые. ( « Все скорлупки золотые.

…Из скорлупок лью монету,

Да пускают в ход по свету»)

  1. «Там  царь Кащей над златом чахнет»

А где это – там?

Ответ: в Лукоморье. Сказки А.С. Пушкина.

  1. Кто и в каком произведении так рассуждает о денег:

- Вы довольно пошлый человек, вы любите деньги больше, чем надо.

- А вы не любите деньги?

- Не люблю.

- Зачем же вам 60 тысяч?

- из принципа!

Ответ: это диалог с Остапом Бендером и Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым. « Двенадцать стульев» И. И. Ильф и Е. Петров.

Когда общаются люди, деньги имеют далеко не последнее значение. По явление денег было не менее важно для развития человечества, чем изобретение паровой машине, железных дорог или телефона. Никакие машины не способны выполнить так много работы и сберечь столько человеческих сил, как деньги. Но в то же время деньги вызывают ожесточённую борьбу за обладание ими, причем борьбу злую и беспощадную. Жажда денег доводит людей до преступлений, развивает алчность, скупость, превращает накопление денег в жизненную цель. Сколько смертей, сколько горя связано с жаждой денег. Неустанно проклинали бесовскую власть денег великие гуманисты, видя в них зло, причину вражды между людьми. Деньги поселяют раздоры в городах и изгоняют людей из жилищь, деньги обращают людей самых благородных ко всему постыдному и гибельному для человека, они же извлекают из всякой вещи только зло и беззаконие. В старину поговаривали, что деньги изобрёл дьявол. Миф о деньгах как порождение сатаны. Вот такой пародокс – с одной стороны, деньги  - великое изобретение человечества, без которого невозможен был прогресс, а с другой стороны, это – зло, от которого надо избавиться.

        Возьмём мнение народа, выраженные в пословицах и поговорках, простые, но богатые по мысли изречения. Народ в своих пословицах передавал поколению свои заветные правила жизни, учил детей уму- разуму. Вспомните известные вам пословицы, которые имеют отношение к деньгам.

        

        Проводится конкурс знатоков. Победителем становится участник, закончивший аукцион, когда будет названа последняя пословица.

Примеры:

- Деньги любят счёт.

- За свой грош везде хорош.

- Без копейки рубля не бывает.

- Копейка рубль бережёт.

- Богатство разум рождает.

- Долг платежом красен.

- Долго спать, с долгом встать.

- Денег куры не клюют.

- И слова не скажи, только грош покажи.

- Тот мудрён у кого карман ядрён.

- С деньгами мил, а без денег постыл.

- Денежка не бог, а бережёт.

- Денег наживёшь – без нужды проживёшь.

- Деньга и камень долбит.

- Лишние деньги и лишняя забота.

- Будешь богат, будешь и скуп.

- Не хвались серебром, хвались добром.

- Меньше денег – меньше хлопот.

- Без нужды живёт, кто деньги бережёт.

- На что клад, коли в семье лад.

Диспут.

На основе информационного материала проводится диспут на вопросы, которые были заданы вначале занятия. Подробно обсуждается каждая  пословица, раскрывается смысл этих пословиц, в которых отражено и унаследовано точные , мудрые высказывания народа. Делаются выводы и приводятся примеры из жизненных ситуаций учащихся и даём ответ на вопрос: «Деньги – плохой хозяин или хороший слуга?».

        

самоанализ

На классном часе присутствовали 15 учеников из 3-а и 3-б классов. Возраст детей- 11 – 16 лет. Ученикам заранее было дано задание в поиске материала на тему классного часа; поговорить с родителями и высказать их мнение, найти материал в библиотеке, в интернете по проблемным вопросам и подготовиться к диспуту. Для сообщения информационного материала были задействованы 3 участника. Остальные дети активно дополняли найденные и интересующие их сообщения, пословицы и загадки. Дети активно участвовали

Классный час « Весёлые посиделки».

Цель. - Формирование интереса  учащихся к культуре своего народа, к его древним корням, воспитание на её традициях.

-воспитание любви к своим предкам, к своему роду, в процессе творческого осмысления культурного наследия своего народа.

-активное включение учащихся в изучение народной традиционной культуры; посиделках, обычаях, способствующих развитию творческих способностей.

План классного часа.

1. Путешествие в далёкое прошлое.

2. Посиделки – как вечер общения, пения песен, частушек, плясок, игр и т. д.

3. Конкурсные задания для участия детей на посиделках.

4. Играем в русские народные игры

Ведущий.

        Здравствуйте, дети! Я, сегодня вас приглашаю совершить путешествие в далёкое прошлое. И это путешествие мы назовём «Весёлые посиделки». Мы отправляемся, примерно, на 100 лет назад.

        В те времена , крестьяне, которые жили на Севере, в Архангельской области, Вологодской области и деревнях расположенных по берегам реки Северной Двины, разводили породистый скот. В лесу стреляли дичь, рябчиков, тетеревов, из сосны и ели гнали смолу. В реке Двине ловили рыбу. Но кроме этого они умели хорошо прясть и ткать. И эта работа считалась самой трудной из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти 5 месяцев в году с ноября по март, проводила она за прялкой. А ручное прядение было очень медленное. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной; чуть потянешь сильнее – она оборвётся, а чуть расслабишь нить – будет слишком толстой и неровной. В те времена девушка начинала готовить себе приданное с 6 – 8 лет, а потом с прялкой уже не расставалась всю жизнь. Веретена с напряденными нитками девушки складывали в специальные коробки – мочесник. С мочесниками и прялками, когда окончены работы по дому или в поле, девушки ходили на посиделки – весёлые вечеринки. Собирались девушки в какой - нибудь крестьянской избе. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, вышивать, вязать. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро наполнялась народом и работа чередовалась с песнями, играми и плясками. А какие посиделки без задорной частушки! Частушечный разговор мог происходить между подругами, соперницами или между парнем и девушкой. Всё то, что люди стесняются или боятся высказать пря мо, легко и естественно высказываются в частушке.

 

Две девочки (заранее подготовленные) поют частушки.

        Хорошо пропели песни

        Милые подружки.

        Только что за посиделки

        Без нашей частушки?

        Баяниста Петю я

        Давно заприметила,

        Играет он старательно,

        Моргает завлекательно.

        

        

Дай, бог, снежку,

Гладеньку дорожку,

Ко мне миленький приедет

К самому окошку.

Вася загадку гнул,

А теперь, поди, заснул.

Проснись, протри глазёночки,

Гляди каки девчоночки!

Ты прости, милёнок Федя,

Что тебя обидела.

Признаюсь -  болело сердце:

С другой тебя я видела.

Разохочусь петь, плясать

Я на посиделочках!

Хоть бы в гости пригласили

Ещё куда, девчёночки!

Может, там ребят поболе,

Может, там они смелей,

Может, там сыщу я долю –

Ещё будет веселей!

Поёт мальчик.

        

        Я приду с гармошечкой

        Под твоё окошечко.

        Поглядим, гармошечка,

        Откроется ль окошечко!

        Замечательно поёшь

        Трелью соловьиною.

        Только сердце не обманешь –

        Завлекла и кинула.

На  посиделках принято было выбирать зачинщика. Для этого кидали  вверх платки: чей выше – тот и зачинщик. Зачинщик предлагал игру, хоровод, пляски. Но самое интересным было то, что девушки брали на посиделки самую красивую расписную прялку. А их в доме было несколько штук. А там на посиделках у кого прялка была красивее, тому и чести было больше. Красивая прялка была гордостью девушки. И когда она шла на посиделки по улице, то держала прялку за ножку, чтобы все видели расписной наряд прялки. Прялка тогда была не только орудием труда, но и произведением искусства.

         Давайте попробуем представить некоторые картины прошлого ещё раз. После задорных частушек девушки опять усаживались за работу, вели жизненные беседы, узнавали новости; у кого какая беда случилась на подворье, а кому радость пришла в избу. Поговорив, затягивали задушевные песни о нелёгкой жизни.

        Родилась я, как в поле былина.

        Моя молодость прошла

        На чужой сторонке.

        Лет с двенадцати я по людям ходила:

        Где качала я детей, где коров я доила.

        Подоила я коров, молоко цедила,

        Процедивши молоко,

        В хоровод ходила.

        В хороводе я была

        Девица красива.

        Хороша я, хороша,

        Да бедно одета,

        Никто замуж не берёт

        Девицу за это.

Затем  меняется заунывная песня и девушки начинают водить хоровод и исполнять хороводные песни. Например:

        Сковородник на печи,

        Ты не много хлопочи!

        Десяточка два- три

        Ты блинов напеки.

        Двое ходят, двое бродят,

        Двое сойдутся и обоймутся,

        Обоймуться и поцелуются.

        По старому закону:

        Четыре на кону –

        Но не выщелкать.

        Целовать девять раз.

        Против носу, против глаз,

        Девяносто один раз.

Устали девушки и парни, и снова замелькали руки в работе. Отдышавшись , начинают турнир сказочников. Юноши состязаются в умении рассказывать были и небылицы. Например:

Делал мужик чунки (санки, салазки). Маленький сыночек спрашивает его:

-Батя, что делаешь?

-Чунки.

-Тебе на что?

-А, тятя, ты куда чунки- то спрячешь?

-А тебе на что?

-А как ты- то стар будешь, так я тебя и свезу.

-Нет, нет, я пошутил, я дедушку не повезу.

-Ну так, тятя, и я тебя не повезу.

Затем юноши по очереди рассказывают свои истории. В подобных турнирах побеждал самый талантливый сказочник. Такие одаренные юноши пользовались уважением, всегда были желанными в любой компании.

        А какие же посиделки без прибауток?

Они могут быть очень разными: то песенками, то стихами, то коротенькими рассказами, но главное – они всегда весёлые. И прибауткам, и небылицам запрещалось только одно: быть нескладёхами. Например, песенка – прибаутка.

        Сидит ворон на сосне,

        А сова на другой.

        Гой- гой- гой на другой. (2 раза)

        У совы ворон пытает:

        Кто в лесу гуляет?

        Гу- гу- гу гуляет. (2 раза)

        Дровосеки гуляют-

        Секут лес и валят.

        Чах- чах- чах валят. (2 раза)

        И секут, и кричат,

        Испугать зверей хотят.

        Тух- тух- тух хотят. (2 раза)

Стишок – прибаутка:

-федул, что губы надул?

        -Кафтан прожёг.

        -Можно зашить!

        -Да иглы нет.

        -А велика ли дыра- то?

        -Один ворот остался.

Рассказ прибаутка:

        Повстречались под вечер два приятеля. Один другого спрашивает:

-Что сегодня делал?

-Рукавицу искал.

-Нашёл?

-Нашёл.

-Где же они были?

-Да за поясом. А ты куда шагаешь?

-За семь вёрст.

-Киселя хлебать?

-Нет, комара искать.

-Это которого же комара?

-Да того, который за нос меня укусить хочет.

-Да он же при тебе.

-Где это при мне?

-Да на носу у тебя.

Любимыми на таких посиделках были и скороговорки. Вот тут – то и начиналось настоящее состязание! Для скороговорки важно, чтобы её произнесли не только как можно скорее, но и как можно правильнее. Ведь недаром народ дал скороговоркам ещё одно имя – чистоговорки.

        Итак, состязание начинается: кто первый?

(дети заранее получили задание; подготовить скороговорки)

Например:

-Умный ты умник,

Разумный разумник!

Пожалуй- ко, умник,

Пожалуй, разумник,

С шейки платочек,

С головки веночек,

С руки перстенёчек!

Долог зимний вечер. Горит – потрескивает берёзовая лучина, тени бегают по стене, разливается тепло от русской печки… В такие вечера загадки служили подспорьем хорошему настроению. Как ни трудна была загадка, а всегда находились самые сообразительные.

А сейчас мы на наших посиделках позагадываем друг другу загадки да посмотрим на самого умного да смекалистого.

( дети загадывают друг другу подготовленные загадки). Например:

Рассыпалось ночи золотое зерно,

Глянули поутру– нет ничего.(звёзды на небе)

По высокой дороге идёт бычок круторогий,

День он спит, а ночью глядит.(Месяц)

Щука хвостом махнула, лес погнула.(Ветер)

Не драгоценный камень, а светится. ( Лёд)

Маленький, лёгонький, а за хвост не подымешь. ( Ящерица)

Не птичка, а с крыльями. ( Бабочка)

Сама холодная, а людей жжёт. (Крапива)

А какие посиделки без игр!

И мы сейчас с удовольствием поиграем в русские народные игры.

Начинаем играть в игры: «считалки», «змейки», «третий лишний», «Полочка – выручалочка»

Ну, как, понравилось играть в старинные игры? Быстро летит время… Пора расходиться по домам. Уже ночь во дворе. А завтра рано вставать.