Игровая программа по станциям "Мастер-тур ХОББиТЫ"

фоменко светлана васильевна

Данная методическая продукция предназначена в помощь заместителям директоров начальных классов, педагога-организаторам, классным руководителям, специалистам по воспитательной работе как одно из мероприятий системы воспитания, направленных на развитие творческих  способностей и стимулирование творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.docx677.97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

игровой программы по станциям

«Мастер-тур ХОББИиТы»

для учащихся начальных классов

Составители:

Педагог-организатор отдела социально-культурной деятельности Фоменко Светлана Васильевна,

Методист отдела социально-культурной деятельности Тейбер-Лебедева Любовь Леонидовна

Санкт-Петербург

2016-2017

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. План проведения
  3. Ход проведения игровой программы
  4. Литература и другие источники
  5. Приложения:

- план размещения мастерских,

- маршруты мастер-тура,

- информационное письмо для ОУ района,

- анкета для педагогов коллективов – участников мастерских,

- карта маршрутов


Пояснительная записка

Актуальность. Дети и творчество – понятия практически неразделимые. Любой ребёнок по своей природе – созидатель и творец. И польза творчества для развития детей не вызывает сомнения – это важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания. Также во время работы ребенок выражает различные эмоции, оно вызывает положительные эмоции и помогает справиться с отрицательными. В ходе творческого процесса происходит осуществление интересного и плодотворного досуга, развивается стремление к созданию чего-либо, развиваются логика, фантазия, необходимая для развития мозга. Во время творческой деятельности дети начинают креативно мыслить, мыслить самостоятельно, творчески, они не следуют никаким примерам, а делают все сами, так как они придумали. Такая работа очень важна для общего развития. Творчество помогает ребенку развить такие функции как память, моторика, внимание, мышление, интеллект. В творческом процессе развивается тяга к прекрасному.

С одной стороны, творчество помогает ребенку лучше понять и принять окружающий мир. С другой стороны, через творчество, через самовыражение – педагог или родитель может лучше понять и постичь самого ребенка. А поскольку развитие творчества детей должно проходить в гармонии с их внутренним миром, очень важно понять -  что нужно каждому конкретному малыше, как он желает самореализовываться и самовыражаться. Так как вид предпочитаемой творческой деятельности определяется личными интересами ребенка, его способностями, его темпами развития, и его возрастом. Таким образом, у каждого ребенка должна быть возможность проявить себя в том, к чему лежит его душа. Так он сможет найти себя и ступить на путь, окрашенный яркими красками творчества.

Участвуя в игровой программе по станциям «Хобби и Ты» школьники совершают путешествие по стране «Увлечений», где живут Хобби. У них есть уникальная возможность погрузиться в мир творчества и  на практике попробовать себя в трех увлечениях, выбрав, новое и интересное увлечение для себя. Таким образом данная программа дает возможность участникам игры приоткрыть дверь в удивительный мир увлечений и в игровой форме погружает их в различные виды творческой деятельности, давая уникальную возможность на практике прочувствовать и выбрать именно то, что нравится. В чем ребенок испытывает потребность именно в этот период времени.

С точки зрения особенностей психологического развития целевой аудитории программы, то она рассчитана на детей 6 – 7 лет, в то время, когда они начинают ходить в школу и у них значительно увеличивается психологическая и физическая нагрузки. Творческая деятельность в данном случае выступает в качестве способа переключения с целью разгрузки психологического напряжения, полученного в школе за день. Трудный и не всегда идеальный мир врывается в жизнь бывшего дошкольника, и с помощью творчества он «раскрашивает» свой «новый» мир, делая его немного лучше и красивей. Яркие цвета творчества вызывают у ребенка большой психологический настрой и вдохновение. Вполне реально могут проступить таланты у ребенка даже в других сферах деятельности.

Особенности организации игровой программы.

  1. В начале программы 100 – 120 участников разделяются на четыре маршрута (по 30 человек), которые не пересекаются по ходу мероприятия. Каждый участник посещает один маршрут. Каждый маршрут включает в себя 3 мастерских, группа разделяется на три малые части (по 7 – 10 человек) и разводятся по трем мастерским, а затем меняются между собой, пока каждая группа не пройдет 3 пункта маршрута. Каждый маршрут рассчитан так, чтобы в нем были различные виды творчества и чтобы в каждом маршруте были наиболее популярные (пение и танцы). Если в программе будет задумано меньшее количество участников, то количество маршрутов можно сократить до одного (в зависимости от числа участников).  
  2. Мастерская представляет деятельность конкретного коллектива или отдела Дворца Каждый отдел должен представить одну (и более) мастерскую (например, «Я-артист», «Я-музыкант», «Я-танцор», «Я-художник»). Работа мастерской должна быть рассчитана на 6 групп детей по 10 человек. В течение 15 минут детям должно быть рассказано о студиях или направлениях отдела и проведено практическое мини-занятие (в идеале с конечным реальным результатом – рисунок, танцевальная импровизация и т.д.)

Данная методическая продукция предназначена в помощь заместителям директоров начальных классов, педагогам дополнительного образования, педагогам – организаторам, классным руководителям, специалистам по воспитательной работе как одно из мероприятий системы воспитания, направленных на развитие творческих способностей и стимулирование к творческой деятельности.

Цель игровой программы «Хобби и ты»:

Создание условий для стимулирования детей младшего школьного возраста к самопознанию и самовыражению средствами разнообразной творческой деятельности;

Задачи программы:

  1. дать практическую возможность принять участие в нескольких видах творческой деятельности в доступной и увлекательной форме;
  2. организовать содержательный досуг, позволяющий создать условия для психологической разгрузки и переключения внимания на творческий вид деятельности;
  3. создать условия для формирования предпочтений в конкретных видах деятельности, наиболее подходящий каждому конкретному ребенку.

Данное мероприятие рассчитано на детей 1 – 2 класса в возрасте 6 – 8 лет в количестве 120 человек.


ПЛАН

Игровой программы по станциям «Мастер-тур ХОББИиТы»

30  сентября 2016 года

Ход мероприятия

Время

Общее время

Ответственные

1

Встреча участников

12.00 – 12.05

5 минут

Тейбер-Лебедева Л.Л.

2

Разбивка по командам, рассадка в зале

12.05 – 12.10

5 минут

Бровченко А.Б., ПавленковаА.А., Берсенева А.В., Фоменко С.В.

3

Вводная часть ведущего, погружение в игровую ситуацию

12.10 – 12.20

10 минут

Тейбер-Лебедева Л.Л.

4

Работа по станциям

согласно маршрутным листам

Я-художник

Я-певец

Я-танцор

Я-актер

Переходы между станциями

10 минут

10 минут

10 минут

10 минут

10 минут

5

Общий сбор в актовом зале

13.10 – 13.15

5 минут

Бровченко А.Б., Павленкова А.А.,Берсенева А.В., Фоменко С.В.

6

Заключительная часть

13.15 – 13.30

Тейбер-Лебедева Л.Л.

Общая продолжительность

1 ч. 30 мин.


Материально-техническое обеспечение

Основные части программы

Что необходимо

Для ведущих и сопровождающих

Для станций - мастерских

Вводная часть

Актовый зал,

Посадочные места для всех участников, свето и звуко-аппаратура, микрофон,

праздничное оформление, «волшебные ворота».

Ростовая куклы для героя «Солнышко», радио-гарнитура, фонограмма игровой музыки,

«карты путешественника» с изображением маршрута – 120 штук на ленточке для шаров.

Таблички на каждом кабинете, где располагаются мастерские - четырех цветов (согласно маршрутам: горный, степной, лесной и речной) с названием мастерской: «я-танцор», «я-певец», «я-актер», «я-артист», «я-художник», «я-скульптор», «я-экскурсовод», «я-биолог», «я-шахматист».

Основная часть

4 листа с маршрутами листами, четыре цветных шарфа, символизирующих маршрут (горный – белый,

степной – желтый, лесной – зеленый, речной -  синий), веревки длинной 10 м. четырех цветов, 4 рации для контроля времени прохождения на станции

Мастерская «я-танцор» - танцевальный класс, музыкальный центр

Мастерская «я-певец» - класс для занятий вокалом, фортепиано, карточки с разноцветными нотками.

Мастерская «я-актер» - класс с ковром для активных игр, обручи, музыкальный центр

Мастерская «я-артист» - помещения для спортивных занятий с ковром, хула-хупы, булавы, мячики.

Мастерская «я-художник» - класс для рисования, 5 столов и 10 стульев, бумага, канцелярские принадлежности.

Мастерская «я-скульптор» - класс для лепки, 5 столов и 10 стульев, глиняные заготовки, канцелярские принадлежности.

Мастерская «я-экскурсовод» - класс для занятий, 5 столов и 10 стульев, карта Санкт-Петербурга формата А2, карточки с достопримечательностями.

Мастерская «я-биолог» - класс для занятий, контейнеры для мусора, раздаточный материал.

Мастерская «я-шахматист» - класс для занятий, 5 столов и 10 стульев, 5 шахматных досок, 5 игровых комплектов.

Заключительная часть

Актовый зал,

Посадочные места для всех участников, свето и звуко-аппаратура, микрофон,

праздничное оформление

Ростовая куклы для героя «Солнышко», радио-гарнитура,

Фонограмма.


Ход мероприятия

В проведении мероприятия задействованы:

  1. Ведущий;
  2. Проводники для 4 маршрутов
  3. Ведущие мастерских – 12 человек.

Световое и звуковое сопровождение

Действия ведущего и участников

Слова ведущего

Перед входом в зал все участники получают «карту маршрута путешествия» и занимают свои места в зале в соответствии с доставшимся им маршрутом.

Вводная часть

Звучат фанфары, включается игровой свет, микрофон ведущему

Фоновая игровая музыка

Участники сидят в зале на сидениях, разделенных на 4 сектора.

Вводные слова ведущего.

Дети реагируют на слова ведущего, делают вид, что что-то ищут в карманах.

Дети сидят и руками повторяют движения за ведущим.

Здравствуйте, ребята. Мы рады приветствовать Вас во Дворце детского (юношеского) творчества Московского района. Мы пригласили вас не просто так, а в путешествие. Да не простое путешествие, а в страну увлечений. Вы любите танцевать, а петь, а рисовать? И правильно, потому что ни одни человек (большой или маленький) не может прожить без хобби (хобби – это любимое занятие). Мы с вами сегодня обязательно попробуем разные хобби, но только после того, как попадём в волшебную страну под названием «Хобби и Ты». В ней живут маленькие человечки (дети) и педагоги, вместе с которыми ребята постигают прекрасный мир творчества.

А поскольку мы пригласили Вас в путешествие – Вам следует собраться и положить в воображаемый чемодан не зубную щетку и тапочки, а кое-что поважнее. В первую очередь, в стране Хоббитов вам понадобиться ВООБРАЖЕНИЕ, поищите – где оно там у вас затерялось? Все нашли, а теперь достали и показали мне какое оно у Вас большое. Во-вторых, вам понадобится дисциплина (положили руки на колени и замерли, молодцы), ведь путешествие – это дело серьезное.

У каждого маршрута будет свой проводник и Вы обязательно должны точно следовать за ним, чтобы не сбиться с пути и не потеряться. Договорились? И самое главное – хорошее настроение! Ведь без него не получится интересного путешествия. Улыбнитесь, чтобы я посмотрела какое у вас настроение. Молодцы, мы почти готовы.

Фоновая игровая музыка

Перелив волшебной музыки, свет выключается, дым – машина, свет включается, «волшебный вход» (занавес на сцене) приоткрывается.

Дети внимательно слушают, поднимают руки по просьбе ведущего

Проводники выходят, представляются и  встают рядом со своими командами.  

Проводники разматывают веревки и кладут детям на колени.

Участники повторяют волшебные слова.

Дети выходят через сцену вместе с проводниками, держать за веревки

По стране увлечений можно путешествовать по-разному, по четырем разным маршрутам. Поднимите руки – кто будет путешествовать горным маршрутом?

Кто степным?

Кто лесным?

А кто – речным, поднимите руки. Молодцы.

И сейчас я приглашу Ваших проводников с картами путешествия.

  • У «горного маршрута» проводник Аня,
  • У степного маршрута проводник Светлана,
  • У лесного маршрута проводник Аня.
  • У речного маршрута проводник Владимир.

Молодцы. У ваших проводников есть волшебные веревочки для путешествий. Когда начнется наше путешествие – Вы будете крепко держаться за них, чтобы не потеряться. Тогда можно отправляться…

Повторяйте за мной волшебное заклинание: …

Волшебная дверь в мир увлечений открыта. Маршрут горный поднимите руки. Молодцы. Вставайте и за проводником идите в волшебную дверь. Следующий маршрут – степной. У кого степной маршрут, поднимите руки. Вставайте, и вслед за проводником вперед на встречу приключениям. Маршрут Речной поднимите руки. Встали, взяли веревочку в руки и за своим проводником в волшебную норку. И маршрут Лесной встали, приготовились и пошли за проводником. Я буду ждать Вас, ребята, и встречать здесь после Ваших приключений. Удачи!!!

Основная часть

Танцевальная музыка

Проводник приводит детей в первый пункт маршрута – мастерская «Я – танцор»

Педагог здоровается с детьми, рассказывает об искусстве хореографии, учит детей простейшим хореографическим позициям.

Педагог играет на фортепиано

Проводник приводит детей в мастерскую «Я – певец»

Педагог здоровается с детьми, рассказывает о вокальном искусстве, о своем коллективе, выучивает и исполняет с участниками небольшую песню

Проводник приводит детей «Я – актер»

Педагог здоровается с детьми, рассказывает о театральном искусстве, о своем коллективе, проводит игровые актерские тренинги.

Проводник приводит детей «Я – артист»

Педагог здоровается с детьми, рассказывает оэстрадно-цирковом искусстве, о своем коллективе, делает небольшую разминку и дает основы работы с цирковыми снарядами.

Проводник приводит детей «Я – художник»

Педагог здоровается с детьми, рассказывает о изобразительном искусстве, об отделе, рисует простой рисунок по теме.

Проводник приводит детей «Я – скульптор»

Педагог здоровается с детьми, рассказывает о декоративно-прикладном искусстве и о лепке, об отделе, раскрашивает с детьми заготовки из глины.

Проводник приводит детей «Я – экскурсовод»

Педагог здоровается с детьми, рассказывает о видах историко-краеведческих и исследовательских работах, о истории города. Играет в краеведческую игру.

Проводник приводит детей «Я – биолог»

Педагог здоровается с детьми, рассказывает о отделе и защите окружающей среды. Играет в экологическую игру.

Проводник приводит детей «Я – шахматист»

Педагог здоровается с детьми, рассказывает о игре в шахматы. Дает детям возможность познакомиться с фигурами и изучить простейшие ходы.


Заключительная часть

Ведущий встречает участников в актовом зале. Дети рассаживаются на свои места. Ведущий подводит итоги и выслушивает мнение детей о мастерских.

Все собрались. Горный маршрут здесь. Вам понравилось? Степной? Лесной? Речной? Поднимите свои карты, Вы все мастерские успели посетить? Я Вас поздравляю - вы талантливые, веселые и активные ребята.

Я люблю добрый и увлекающихся ребят, и всегда, когда вы рисуете, танцуете, читаете книжки – у меня хорошее настроение. Приходите ко мне в гости почаще. Хорошо?

А сейчас Ваши проводники отведут Вас одеваться. А буду снова и снова ждать Вас в гости в страну Увлечений. До свидания, до новых встреч!!!

Список используемой литературы.

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 464с.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.: ил/ Психол. Очерк: Кн. Для учителя. – 3-е изд.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1996. – 534с.
  4. Шубина И.Б. Организация досуга и шоу-программ. – Серия «Хит сезона». Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 352 с.
  5. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь – игра. – М.:% АСТ-ПРЕСС, 1999. – 240с.: ил.


                                                                 Приложения

План размещения мастерских мастер-тура «Хобби и Ты»

Коллектив

Мастерская

№ кабинета

Педагог

1

Калинка

«Я – танцор»

7

Шубина Александра Александровна

2

Кантабиле

«Я – певец»

42

Батрукова Юлия Витальевна

3

Кантабиле

«Я – актер»

43

Такмакова Ирина Александровна

4

Дуэт

«Я – актер»

8

Федорова Юлия Леонидовна

5

ИЗО и ДПИ

«Я – художник»

24

Жданова Вера Васильевна

6

ИЗО и ДПИ

 «Я – художник»  

28

Городецкая    Ирина Валентиновна

7

ИЗО и ДПИ

«Я  - скульптор»

35

Зимарькова Галина Ивановна

8

Краеведение

«Я – экскурсовод»

40

Редькина Н  аталья Николаевна

9

Экология и здоровье

«Я – биолог»

71

Мурашова Олеся Александровна

10

Былинка

«Я – певец»

37

Мокрушина Вера Николаевна

11

Звездная улыбка

С 12.00 – 13.00

«Я – артист»

89

Мишетта Тамара Вячеславовна

Гардарика

11.00 – 12.00

«Я – танцор»

89

Сергеева Юлия Александровна

12

Шахматы

«Я – шахматист»

23

Замышляева Анастасия Владимировна

Маршруты мастер-тура «Хобби и ТЫ»

Маршрут

1 мастерская

2 мастерская

3 мастерская

Проводник

Горный

Я – певец

37 каб.

«Былинка»

Макрушина Вера

Я – художник

24 каб.

ИЗО

Жданова Вера Васильевна

Я – экскурсовод

40 каб.

Краеведение

Редькина Наталья Николаевна

Берсенева Анна

Степной

Я – танцор

89

Сергеева Юлия Александровна

Я – артист

Звездная Улыбка

Мишетта Тамара Вячеславовна

Я – шахматист

23 каб.

Анастасия Владимировна Замышляева

Я – эколог

71 каб.

Олеся Александровна Мурашова

Фоменко Светлана

Речной

Я – актер

8 каб.

Юлия Леонидовна

Я – танцор

7 каб.

Александра Александровна Шубина

Я – художник

28 каб.

Ирина Валентиновна Городецкая

Павленкова Александра

Лесной

Я - актер

43 каб.

Ирина Александровна Такмакова

Я – скульптор

35 каб.

Галина Ивановна Зимарькова

Я – певец

42 каб.

Юлия Владимировна Батрукова

Бровченко Анна

Информационное письмо для ОУ района

ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества Московского района

Мастер-тур «Хобби&Ты»

"ХОББИиТЫ" – это  проект отдела социально-культурной деятельности, взрослый мир в миниатюре, главные в котором - дети.Учащимся школ Московского района будут открыты двери во многие взрослые профессии, о которых они еще только мечтают, но попробовать себя в них смогут уже сегодня. Ведь зачастую профессия выбирается из детских увлечений и хобби.

Педагоги творческих коллективов и отделов Дворца откроют перед ребятами удивительный и разнообразный мир увлечений - будь то художник или артист, циркач или шахматист. Мы надеемся, что после более глубокого ознакомления с ними, ребятам будет проще найти свое место в огромном мире творчества и выбрать себе то или иное занятие в качестве главного хобби, которое поможет лучше организовать их свободное время и направить энергию и волю в правильное русло.

1. Дата и время проведения: 30 сентября (пятница); 11.00 – 12.00 – первый заход, 12.30 – 13.30 второй заход, продолжительность программы – 1 час.

2. Аудитория: учащиеся 1-х классов ОУ Московского района.

  1. Художественный замысел: Школьники совершают путешествие по стране Увлечений, где живут Хобби. У них есть уникальная возможность погрузиться в мир творчества и  на практике попробовать себя в трех увлечениях, выбрав, новое и интересное увлечение для себя.
  2. Сценарный план: В начале программы каждый класс делится на три части  (по 7 – 10 человек) и в сопровождении проводника следует по  своему маршруту, в который заранее включены 3 мастерские (например, «Я-артист», «Я-танцор», «Я-художник»). Время пребывания группы в мастерской – 10 минут.По истечении этого времени группапереходит на следующую мастерскую, после прохождения маршрута (через 50 минут) все группы встречаются в зале на финальную часть.

Справки по телефону: 371-37-90, отдел социально-культурной деятельности ДД(Ю)Т, контактное лицо – зав. отделом Тейбер- Лебедева Любовь Леонидовна.


Анкета для педагогов коллективов ДД(Ю)Т - участников

районного мероприятия для учащихся начальных классов

ОУ Московского района

мастер-тур «Хобби&Ты»

Отдел (коллектив) _________________________________

Дворца детского (юношеского) творчества Московского района

  1. Дата и время проведения: 30  сентября (пятница);

11.00 – 12.00 – первый заход, 12.00 – 13.00 второй заход.

  1. Аудитория: учащиеся 1-х классов ОУ Московского района.

  1. Художественный замысел: Школьники совершают путешествие по стране Увлечений, где живут Хобби. У них есть уникальная возможность погрузиться в мир творчества и  на практике попробовать себя в трех увлечениях, выбрав, новое и интересное увлечение для себя.

  1. Сценарный план: В начале программы каждый класс делится на три части  (по 7 – 10 человек) и в сопровождении проводника следует по  своему маршруту, в который заранее включены 3 мастерские. Количество маршрутов зависит от количества мастерских. Время пребывания группы в мастерской – 10 минут. По истечении этого времени группа переходит на следующую мастерскую, после прохождения маршрута все группы встречаются в зале на финальную часть.

  1. Работа мастерских: Каждый отдел должен представить одну (и более) мастерскую (например, «Я-артист», «Я-музыкант», «Я-танцор», «Я-художник»). Работа мастерской должна быть рассчитана на 6 групп детей по 10 человек. В течение 10 минут детям должно быть рассказано о студиях или направлениях отдела и проведено практическое мини-занятие (в идеале с конечным реальным результатом – рисунок, танцевальная импровизация и т.д.)

  1. Ответственный (педагог, который готовит и проводит мастерскую) __________________________________________________(ФИО, контактные данные)
  2. № кабинета (мастерской)_____________
  3. Ваши замечания и пожелания к организаторам мероприятия
    ____________________________________________________________________

Карта маршрутов

C:\Users\митя\Desktop\ХОББИиТЫ\карта 2 (1).jpg