Принципы воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования

Деменева Татьяна Владимировна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2015_printsipy_vospitatelnogo_protsessa.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

"Детская школа искусств" пгт. Нижний Одес                                       ____________________________________________________________

Доклад

«Принципы воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования»

Преподаватель художественного отделения:

Деменева Татьяна Владимировна

пгт. Нижний Одес

2017

               

«Принципы воспитательного процесса в учреждениях

дополнительного образования»

Современная педагогика характеризует термином «дополнительное образование» всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта. Этот список является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и их родителей.

        По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.

        Дополнительное образование детей в целом и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнительное образование – не система психолого-педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Это особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми.

В системе дополнительного образования (через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) воспитательный процесс направлен на индивидуальностно-направленное воспитание, то есть развитие индивидуальности и процесс ее становления. Его достижение возможно лишь тогда, когда два основных субъекта воспитательного взаимодействия – педагог и ребенок – поставят перед собой следующие цели:

  • Создание условий для развития и проявления индивидуальности детей (педагогическая цель)
  • Эффективное использование возможностей стать и быть самим собой (цель жизнедеятельности и самовоспитания ребенка).

К числу принципов воспитания, ориентированного на развитие индивидуальности растущего человека целесообразно отнести следующие принципы построения воспитательного взаимодействия:

- Целостность. Современный педагог должен направлять свои усилия на обеспечение развития ребенка как сложной и целостной системы. Причем педагогические действия не должны «распыляться» ради формирования каких-то отдельных, порой и не очень существенных, сторон и качеств человека, а должны сосредотачиваться на развитии системообразующего свойства, придающего человеку целостность.

- Бинарность. Этот принцип обеспечивает в процессе воспитательного процесса двуединство деятельности педагога и активности учащегося. Педагог обеспечивает развитие индивидуальности учащегося не только при определении методов воспитания, но и при выборе целевых ориентиров, содержания, форм организации, анализа и оценки воспитательного взаимодействия, то есть при отборе всех компонентов воспитательного процесса.

- Доминантность. Принцип доминанты требует от педагога внимательного изучения воспитанников и тщательного анализа их поступков, что способствует выявлению, осознанию и пониманию педагогом доминантных состояний у детей. Это является несомненно важным для развития индивидуальности учеников, ведь их совокупности присущих им доминант формируется «руководящий стержень» их мыслей и действий, то есть авторское отношение к жизни.

- Вариативность. Принцип вариативности требует от педагога умения проектировать и создавать в воспитательном взаимодействии с учащимися ситуацию выбора. Педагог может и должен помочь, чтобы учащийся жил, учился, и воспитывался в условиях постоянного выбора, содержания, форм и способов организации индивидуальной и коллективной деятельности.

- Принцип помогающих отношений. Педагог содействует формированию у ребенка умений самостоятельно решать проблемы своей жизнедеятельности и личного роста, способности к самопознанию, самостроительству, самореализации и самоутверждению. Принцип помогающих отношений нацеливает педагога на обогащение своего педагогического арсенала индивидуальностно-ориентированными формами и способами воспитательного взаимодействия.

- Принцип творческой активности. Этот принцип обращает внимание педагога на необходимость проектирования и создания условий для проявления и развития креативных способностей учащихся, на стимулирование у них желания стать субъектами индивидуального и коллективного жизнетворчества. Умелая педагогическая поддержка творческих устремлений воспитанников будет способствовать формированию у детей уникальных черт и качеств личности, индивидуального стиля деятельности, авторского отношения к своему внутреннему и окружающему внешнему миру.

- Принцип рефлексивности. Принцип рефлексивности является отражением необходимости осуществления педагогической деятельности по формированию у детей умений и навыков самоанализа и самооценки, потребности в рефлексии событий, происходящих в совместной или индивидуальной жизни.

        В соответствии с целями и принципами отбирается содержание воспитательного процесса. Оно должно содействовать развитию индивидуальности посредством созидания ее основных составляющих и интеграции их в единое целое. Поэтому содержание воспитательного процесса включает в себя следующие составляющие:

1. Созидание авторского отношения человека к собственной жизни, к своему социальному и природному окружению.

2. Развитие задатков и способностей растущего человека.

3. Освоение социокультурного опыта познания и преобразования себя и окружающей действительности.

4. формирование нравственной направленности ребенкуа.

5. развитие творческой активности детей.

        Качество функционирования и развития учреждения дополнительного  образования определяется, прежде всего, профессиональной позицией педагога. Поскольку именно он инициирует воспитанника к успешной творческой деятельности. На современном этапе развития образования для всякого педагога дополнительного образования предметом особой профессиональной заботы должна стать целевая задача; успешная социализация личности ребенка, развитие его духовно-творческих способностей, способностей и интересов, расширение его культурного кругозора, обогащение сферы его межличностного и внутригруппового взаимодействия, всемерная поддержка профессиональных устремлений.

Список литературы.

1. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования:учеб.пособие для студентов учреждений сред.проф.образования/ В.П. Голованов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 239 с.

2. Степанов, Е.Н. Развитие индивидуальности учащихся в процессе воспитания / Е.Н. Степанов – М.: 2006, №6. – 144 с.