Творчество С.Я. Маршака как средство воспитания будущих граждан России

Для понимания детьми, что именно им предстоить строить новое общество и жить в нем, необходимо прилагать все усилия, в т.ч. обращаться к опыту Советского Союза. Ряд стихов такого детского поэта, как С.Я. Маршак, может помочь в этом как учителям, так и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon marshakovskie_chteniya_rech_noyabr_dekabr_2017.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Направление: «Маршаковские традиции в современной детской литературе».

Тема: «Творчество С.Я. Маршака как средство воспитания будущих граждан России».

Автор – преподаватель права,

правового обеспечения

профессиональной деятельности

 ГБПОУ «КМБ № 48»

к.и.н. Можаев Антон Викторович

В настоящее время в России осуществляется процесс построения нового общества, для которого основным требованием становится единство под лозунгом любви к Родине. Тяжелое наследие т.н. «лихих 90-х», основная суть которого сосредоточена во фразах «Ради денег можно пойти на многое, ради больших денег – на всё» и «На Западе лучше, потому что это – Запад», должно быть преодолено. Одна из форм преодоления состоит в корректировке и обновлении содержания гуманитарной части дошкольного и общего образования в сторону не только повышения уровня патриотизма (что само по себе вытекает из сложившейся ситуации), но и внедрения в повседневную детскую жизнь понимания того факта, что по окончании учебного процесса (особенно в области среднего профессионального/высшего образования) выпускника образовательной организации  ждет созидательный и осознанный труд, причем в первую очередь на благо Отечества. А для этого необходимы самые простые вещи: хорошо учиться, выполнять домашние задания самостоятельно, стараться узнавать что-то новое и прочее, что является основой обучения с незапамятных времен.

В силу возрастных особенностей большинство обучающихся по уровню дошкольного и начального этапа среднего общего образования не способны в полной мере осознать указанный выше факт и обучаться самостоятельно с соответствующей перспективой. Задача педагогов и родителей (иных законных представителей), зная особенности детской психики и психологии (хотя бы вспоминая себя в таком возрасте) и видя соответствующую положительную перспективу, помогать детям учиться так, чтобы впоследствии они стали полезными и достойными членами общества, работая на благо последнего.

Схожая ситуация сложилась в 1920-х – 1930-х гг. в Советской России: острая необходимость объединения будущих граждан страны на основе новых ценностей с целью осмысленного построения ими нового общества. В то время государство поощряло тех авторов произведений для детей, которые использовали свой талант в соответствующем направлении. Самуил Яковлевич Маршак (1887 – 1964) в этом отношении был примером для многих. Он,  наряду с В. Маяковским, был зачинателем русской детской литературы. Несомненно влияние, оказанное произведениями С.Я. Маршака на творчество, например, таких авторов, как Валентин Берестов («Как хорошо уметь читать», «Школьные зарисовки», «Рыбка строит дом») и Ирина Токмакова («Букваринск», «Живи, елочка!», «Дуб»).

Александр Фадеев в своей работе «О двух сторонах творчества С. Я. Маршака» (журнал «Литература и жизнь», 1960, 5 октября) подчеркнул, что Маршак сумел в своих стихах заговорить с ребёнком о самых сложных понятиях большого социального содержания, о трудовой доблести и о людях труда без всякой дидактики, в живой, весёлой, увлекательной и понятной детям форме, в форме детской игры. Нимало не желая умалить иные достоинства поэзии С.Я. Маршака, хочу лишь порекомендовать педагогическим работникам в сфере дошкольного и начального уровня среднего общего образования в их нелегком труде ориентироваться именно на эту особенность.

Вместе с тем, следует отметить, что имеющаяся детская литература, которую можно использовать в качестве учебных пособий, не отвечает стоящим на повестке дня требованиям. Рассмотрим следующие книги.

1. Екатерина Серова, Светлана Шанина. Хрестоматия по литературе 1 – 4 класс, 2010 г. Ростов-на-Дону, «Книга», ч. 1. Для 2 кл. Творчество С.Я. Маршака представлено стихотворениями «Вот какой рассеянный» и «Багаж», представляющими описания смешных случаев из повседневной жизни.

2. Большая хрестоматия для средней группы детского сада. 4-5 лет. АСТ, 2016. Творчество С.Я. Маршака представлено стихотворением «Где обедал, воробей?», в целом описывающим различные виды животных.

3. Универсальная хрестоматия для начальной школы. 1-4 классы /под ред. А. Жилинской. – М., Эксмо, 2017. Творчество С.Я. Маршака не представлено.

Возможно, такое отношение к произведениям С.Я. Маршака проистекает из того факта, что в общественном сознании существует и транслируется подрастающему поколению стойкое разделение между обучающимся и работающим, что определяет сложность как настройки обучающегося на будущую работу, так и обращение работающего к новым знаниям, умениям и навыкам в рамках самообучения.

Ориентируясь на слова А. Фадеева, хотел бы привести в качестве примера такие  стихи С.Я Маршака, которые полностью заслуживают размещения в соответствующих изданиях для уровня дошкольного и начального образования: «Кот и лодыри», «Книжка про книжки», «Мастер-ломастер», «Сказка об умном мышонке», «Чего боялся Петя». Каждое из этих стихотворений несет в себе историю, которую ребенок может в полной мере применить к себе, а учитель в своей работе сможет использовать эти стихи для иллюстрации собственных тезисов о необходимости хорошо учиться («Кот и лодыри»), в т.ч. и трудовым навыкам («Мастер-ломастер»), бережно обращаться со своими вещами («Книжка про книжки»), быть осторожным с неизвестными людьми и их пусть даже очень заманчивыми предложениями («Сказка об умном мышонке»), но в то же время помнить, что в своем доме, рядом с родителями ничего страшного нет и быть не может («Чего боялся Петя»).

Детский разум представляет собой, по латинскому выражению, «tabula rasa» - чистую доску. В деле обновления Российского государства работа взрослых состоит не только в честном труде на благо Родины, но и еще в помощи нашим детям, учащимся у нас всему сознательно и неосознанно. От нас, в первую очередь от педагогов, вооруженных методиками распространения и усвоения знаний, зависит – каким станет будущее, которое будут строить наши сегодняшние ученики.