Веселые посиделки

Деменева Татьяна Владимировна

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veselye_posidelki.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

"Детская школа искусств" пгт. Нижний Одес                                       ____________________________________________________________

Классный час

«Веселые посиделки»

Преподаватель художественного отделения:

Деменева Татьяна Владимировна

пгт. Нижний Одес

2015

«Весёлые посиделки»

Цель. - Формирование интереса  учащихся к культуре своего народа, к его древним корням, воспитание на её традициях.

-воспитание любви к своим предкам, к своему роду, в процессе творческого осмысления культурного наследия своего народа.

-активное включение учащихся в изучение народной традиционной культуры; посиделках, обычаях, способствующих развитию творческих способностей.

План классного часа.

1. Путешествие в далёкое прошлое.

2. Посиделки – как вечер общения, пения песен, частушек, плясок, игр и т. д.

3. Конкурсные задания для участия детей на посиделках.

4. Играем в русские народные игры

Ведущий.

        Здравствуйте, дети! Я, сегодня вас приглашаю совершить путешествие в далёкое прошлое. И это путешествие мы назовём «Весёлые посиделки». Мы отправляемся, примерно, на 100 лет назад.

        В те времена , крестьяне, которые жили на Севере, в Архангельской области, Вологодской области и деревнях расположенных по берегам реки Северной Двины, разводили породистый скот. В лесу стреляли дичь, рябчиков, тетеревов, из сосны и ели гнали смолу. В реке Двине ловили рыбу. Но кроме этого они умели хорошо прясть и ткать. И эта работа считалась самой трудной из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти 5 месяцев в году с ноября по март, проводила она за прялкой. А ручное прядение было очень медленное. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной; чуть потянешь сильнее – она оборвётся, а чуть расслабишь нить – будет слишком толстой и неровной. В те времена девушка начинала готовить себе приданное с 6 – 8 лет, а потом с прялкой уже не расставалась всю жизнь. Веретена с напряденными нитками девушки складывали в специальные коробки – мочесник. С мочесниками и прялками, когда окончены работы по дому или в поле, девушки ходили на посиделки – весёлые вечеринки. Собирались девушки в какой - нибудь крестьянской избе. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, вышивать, вязать. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро наполнялась народом и работа чередовалась с песнями, играми и плясками. А какие посиделки без задорной частушки! Частушечный разговор мог происходить между подругами, соперницами или между парнем и девушкой. Всё то, что люди стесняются или боятся высказать пря мо, легко и естественно высказываются в частушке.

 

Две девочки (заранее подготовленные) поют частушки.

        Хорошо пропели песни

        Милые подружки.

        Только что за посиделки

        Без нашей частушки?

        Баяниста Петю я

        Давно заприметила,

        Играет он старательно,

        Моргает завлекательно.

        

        

Дай, бог, снежку,

Гладеньку дорожку,

Ко мне миленький приедет

К самому окошку.

Вася загадку гнул,

А теперь, поди, заснул.

Проснись, протри глазёночки,

Гляди каки девчоночки!

Ты прости, милёнок Федя,

Что тебя обидела.

Признаюсь -  болело сердце:

С другой тебя я видела.

Разохочусь петь, плясать

Я на посиделочках!

Хоть бы в гости пригласили

Ещё куда, девчёночки!

Может, там ребят поболе,

Может, там они смелей,

Может, там сыщу я долю –

Ещё будет веселей!

Поёт мальчик.

        

        Я приду с гармошечкой

        Под твоё окошечко.

        Поглядим, гармошечка,

        Откроется ль окошечко!

        Замечательно поёшь

        Трелью соловьиною.

        Только сердце не обманешь –

        Завлекла и кинула.

На  посиделках принято было выбирать зачинщика. Для этого кидали  вверх платки: чей выше – тот и зачинщик. Зачинщик предлагал игру, хоровод, пляски. Но самое интересным было то, что девушки брали на посиделки самую красивую расписную прялку. А их в доме было несколько штук. А там на посиделках у кого прялка была красивее, тому и чести было больше. Красивая прялка была гордостью девушки. И когда она шла на посиделки по улице, то держала прялку за ножку, чтобы все видели расписной наряд прялки. Прялка тогда была не только орудием труда, но и произведением искусства.

         Давайте попробуем представить некоторые картины прошлого ещё раз. После задорных частушек девушки опять усаживались за работу, вели жизненные беседы, узнавали новости; у кого какая беда случилась на подворье, а кому радость пришла в избу. Поговорив, затягивали задушевные песни о нелёгкой жизни.

        Родилась я, как в поле былина.

        Моя молодость прошла

        На чужой сторонке.

        Лет с двенадцати я по людям ходила:

        Где качала я детей, где коров я доила.

        Подоила я коров, молоко цедила,

        Процедивши молоко,

        В хоровод ходила.

        В хороводе я была

        Девица красива.

        Хороша я, хороша,

        Да бедно одета,

        Никто замуж не берёт

        Девицу за это.

Затем  меняется заунывная песня и девушки начинают водить хоровод и исполнять хороводные песни. Например:

        Сковородник на печи,

        Ты не много хлопочи!

        Десяточка два- три

        Ты блинов напеки.

        Двое ходят, двое бродят,

        Двое сойдутся и обоймутся,

        Обоймуться и поцелуются.

        По старому закону:

        Четыре на кону –

        Но не выщелкать.

        Целовать девять раз.

        Против носу, против глаз,

        Девяносто один раз.

Устали девушки и парни, и снова замелькали руки в работе. Отдышавшись , начинают турнир сказочников. Юноши состязаются в умении рассказывать были и небылицы. Например:

Делал мужик чунки (санки, салазки). Маленький сыночек спрашивает его:

-Батя, что делаешь?

-Чунки.

-Тебе на что?

-А, тятя, ты куда чунки- то спрячешь?

-А тебе на что?

-А как ты- то стар будешь, так я тебя и свезу.

-Нет, нет, я пошутил, я дедушку не повезу.

-Ну так, тятя, и я тебя не повезу.

Затем юноши по очереди рассказывают свои истории. В подобных турнирах побеждал самый талантливый сказочник. Такие одаренные юноши пользовались уважением, всегда были желанными в любой компании.

        А какие же посиделки без прибауток?

Они могут быть очень разными: то песенками, то стихами, то коротенькими рассказами, но главное – они всегда весёлые. И прибауткам, и небылицам запрещалось только одно: быть нескладёхами. Например, песенка – прибаутка.

        Сидит ворон на сосне,

        А сова на другой.

        Гой- гой- гой на другой. (2 раза)

        У совы ворон пытает:

        Кто в лесу гуляет?

        Гу- гу- гу гуляет. (2 раза)

        Дровосеки гуляют-

        Секут лес и валят.

        Чах- чах- чах валят. (2 раза)

        И секут, и кричат,

        Испугать зверей хотят.

        Тух- тух- тух хотят. (2 раза)

Стишок – прибаутка:

-федул, что губы надул?

        -Кафтан прожёг.

        -Можно зашить!

        -Да иглы нет.

        -А велика ли дыра- то?

        -Один ворот остался.

Рассказ прибаутка:

        Повстречались под вечер два приятеля. Один другого спрашивает:

-Что сегодня делал?

-Рукавицу искал.

-Нашёл?

-Нашёл.

-Где же они были?

-Да за поясом. А ты куда шагаешь?

-За семь вёрст.

-Киселя хлебать?

-Нет, комара искать.

-Это которого же комара?

-Да того, который за нос меня укусить хочет.

-Да он же при тебе.

-Где это при мне?

-Да на носу у тебя.

Любимыми на таких посиделках были и скороговорки. Вот тут – то и начиналось настоящее состязание! Для скороговорки важно, чтобы её произнесли не только как можно скорее, но и как можно правильнее. Ведь недаром народ дал скороговоркам ещё одно имя – чистоговорки.

        Итак, состязание начинается: кто первый?

(дети заранее получили задание; подготовить скороговорки)

Например:

-Умный ты умник,

Разумный разумник!

Пожалуй- ко, умник,

Пожалуй, разумник,

С шейки платочек,

С головки веночек,

С руки перстенёчек!

Долог зимний вечер. Горит – потрескивает берёзовая лучина, тени бегают по стене, разливается тепло от русской печки… В такие вечера загадки служили подспорьем хорошему настроению. Как ни трудна была загадка, а всегда находились самые сообразительные.

А сейчас мы на наших посиделках позагадываем друг другу загадки да посмотрим на самого умного да смекалистого.

( дети загадывают друг другу подготовленные загадки). Например:

Рассыпалось ночи золотое зерно,

Глянули поутру– нет ничего.(звёзды на небе)

По высокой дороге идёт бычок круторогий,

День он спит, а ночью глядит.(Месяц)

Щука хвостом махнула, лес погнула.(Ветер)

Не драгоценный камень, а светится. ( Лёд)

Маленький, лёгонький, а за хвост не подымешь. ( Ящерица)

Не птичка, а с крыльями. ( Бабочка)

Сама холодная, а людей жжёт. (Крапива)

А какие посиделки без игр!

И мы сейчас с удовольствием поиграем в русские народные игры.

Начинаем играть в игры: «считалки», «змейки», «третий лишний», «Полочка – выручалочка»

Ну, как, понравилось играть в старинные игры? Быстро летит время… Пора расходиться по домам. Уже ночь во дворе. А завтра рано вставать.