Этическая беседа как метод воспитания и форма внеклассной работы

Деменева Татьяна Владимировна

Методическое сообщение

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

"Детская школа искусств" пгт. Нижний Одес                                       ____________________________________________________________

Педагогический совет школы на тему:

«Психологический комфорт на уроке как условие развития творческой личности»

Методическое сообщение

«Этическая беседа как метод воспитания и форма внеклассной работы»

Преподаватель художественного отделения

Деменева Татьяна Владимировна

пгт. Нижний Одес

20.03.2015

           

«Этическая беседа как метод воспитания и форма внеклассной работы»

        Воспитание любого нравственного качества, характеризующего отношение школьников к обществу, труду, к людям и самому себе, предполагает воздействие на сознание, чувства и поведение учащихся. Для этого применяются различные формы и методы нравственного воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа методов, направленная на формирование нравственных оценок, суждений, понятий, воспитание нравственных убеждений. К этой группе методов относятся этическая беседа, беседы на нравственные темы, лекции, диспуты по этическим проблемам, читательские конференции. Положительные мотивы, привычки нравственного поведения воспитываются с помощью групп методов, направленных на формирование устойчивого нравственного поведения.

        Рассмотрим один из методов – этическая беседа. Этическая беседа – беседа учителя с детским коллективом на темы нравственности – занимает большое место в учебно-воспитательном процессе. Во время беседы школьники не только получают информацию о сущности и содержании тех или иных ном, но в процессе между участниками происходит обмен собственными мнениями и суждениями.

        В школьной практике сообщение и разъяснение знаний о нравственных нормах и правилах происходят постоянно: в процессе обучения, в повседневной жизни и деятельности детей. В совокупности все источники: реальная действительность и свойственные е         противоречия, содержание обучения, средства массовой информации, жизнь школьного и классного коллективов, личный опыт ребенка – дают достаточный материал о ромах морали. Но наблюдения за поведением младших школьников и даже подростков, изучение их знаний о нравственных нормах показывают, что у многих школьников эти знания бессистемны, неполны, а иногда ошибочны. Бессистемность знаний проявляется в том, что дети не знают всех основных норм морали узнают о норме в связи с данным, конкретным случаем. Если бы этого случая не произошло, школьнику не разъяснили бы, как надо следовать нравственному правилу в данной и аналогичной ситуации.

        У детей существуют и ложные представления о нормах морали. Они могут отнести, например, к истинному товариществу круговую поруку. Не различают честность и ябедничество, не всегда улавливают разницу мужду мужеством и ухарством. Одна из причин этих явлений заключается в том, что у детей нет достаточно целенаправленных наблюдений, знаний, необходимых для доступных им обобщений.

        Разрозненные, подчас противоречивые факты должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений и понятий. Решение этой задачи происходит в процессе систематических, заранее запланированных бесед.

        Формирование у школьников нравственных понятий, представлений, оценок, мотивов, установок, ценностных ориентаций является процессом формирования нравственного сознания в целом. Моральные понятия, которыми овладевают младшие школьники, способствуют формированию у них нравственных мотивов поведения, умения давать нравственные оценки явлениям общественной жизни, оценки и самооценки собственного поведения и своих товарищей, отношений в коллективе.

Этическая беседа на каждую тему должна быть построена так, чтобы знания одного ребенка дополняли знания другого. Один сам пережил какое-то событие, другой узнал о переживаниях людей из книжек, третий видел, как относятся взрослые и дети к каким-то событиям. Таким образом, суждения, переживания одного являются как бы продолжением знаний, чувств, другого. В этической беседе должна осуществляться познавательная деятельность, поэтому очень важно суметь поставить перед детьми общую цель узнать и понять, какие нравственные нормы и требования существуют, научиться всегда и везде следовать им, независимо от того, есть ли контроль взрослых или ребят, или его нет. Поэтому содержание и проведение этических бесед предполагает использование методов и приемов, направленных на пробуждение активности каждого ребенка, предоставление ему самому вычленять из всех жизненных факторов нравственную сторону, умения их оценивать по нравственному критерию характеризуется

        Процесс образования понятий характеризуется переходом от чувственной ступени познания к абстрактному мышлению, переходом от отражения мира в форме ощущений , восприятий и представлении         и отражению его в понятиях.

        Поэтому образование понятий требует у школьников собственных наблюдений, фактов, наглядно-чувственное восприятие, которых способствует накоплению образных представлений. Нравственное просвещение стимулирует превращение накопленных представлений в понятия. Размышления детей, эмоциональное отношение к изученным явлениям, овладение приемами анализа событий общественной жизни в процессе этих бесед, обеспечивает переход от образно-чувственного к понятийному отражению нравственных явлений.

Первоначальной формой чувственного познания являются ощущения, в которых отражаются отдельные свойства процессов и явлений. Ведущую в чувственном познании занимают зрительные ощущения. По утверждению специалистов, количество информации, которая приобретается с помощью зрения, примерно в тридцать раз превосходит количество информации, воспринимаемой органом слуха. В связи с этим очевидна необходимость в процессе нравственного просвещения учащихся предусмотреть сочетание словесной информации учителя с организацией личных наблюдений детй за поступками, действиями сверстников, взрослых, ибо огромное значение ощущений в процессе познания состоит в том, что они дают ребенку материал, позволяющий судить о каком-то явлении. На основе ощущений возникают восприятия, в которых явление отражается в целостном образе.

Переход от чувственного к отвлеченному является сложным процессом. Он осуществляется у школьника под руководством учителя в процессе этических бесед и на всех учебных занятиях. На основе собственной практики у ребенка совершается обобщающая деятельность разума, переработка данных чувственного познания. Ребенок много раз в своем опыте сравнивал, сопоставлял различные явления нравственно-духовной жизни и постепенно, отвлекаясь от случайного, второстепенного, выделял в этих явлениях общее, существенное, главное.

Между представлениями и понятиями нет барьера, а существует очень сложная взаимосвязь, им свойственны постоянные переходы.

Представления, становясь все более и более обобщенными, приобретают признаки понятия. Так, обобщенные представления о правдивости человека, который не обманывает окружающих, не скрывает своих ошибок, неправильных поступков и чистосердечно признается в них, о человеке, который не берет чужого, не присваивает найденных вещей, приобретают признаки понятия «честность».

Если же понятие приобретает конкретность, то переходит в представление. Вооружение учащихся нравственными представлениями и понятиями, умением вычленить из действительности явления нравственной жизни и подвергать из оценке по нравственному критерию является одним из условий формирования саморегуляции поведения, начиная с младшего школьного возраста.

Овладение нравственными понятиями не может исчерпываться только лишь познавательной деятельностью. Хорошо, когда человек знает, что такое справедливость, доброжелательность, честность и т.п.

Однако одних знаний не достаточно. Нужно, чтобы нравственные знания чувства, а также стремление поступать и действовать в соответствии с накопленными и усвоенными нравственными понятиями и представлениями.

Чтобы нравственные результаты урока-беседы стали ощутимее, он не должен быть однообразным, построенным лишь на монологе учителя. Это беседа, где звучит живой диалог детей и учителя, детей друг с другом, рождается совместная радость от взаимодействия в игре, творчестве, эксперименте.

На такой беседе нельзя затягивать элементы просветительства, увлекаться назиданиями, поучением, морализированием. Не нужно ребенка призывать и убеждать быть хорошим. Надо докозательно через игру, упражнения, педагогические задачи, тесты и эксперименты показать, что моральные нормы необходимы в человеческом обществе, что следовать им не сложно и приятно. Результат радостен как для самого человека, так и для окружающих.

Из беседы в беседу должна тянуться ниточка растущего этического знания, понимания других и себя, эмоционального отклика на боль и радость товарища. И содержание, и методика беседы направлены на то, чтобы ребенок думал, чувствовал и в своем поступке осуществлял собственные добрые намерения.

Список литературы.

1. Дорохов А. «Как себя вести», М.,1970

2. Богданова О., Калинина О., «Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками», М., 1985

3. Баранов С., Болотина Л., Сластенин В. «Педагогика», М., 1987

4. Савин Н. «Педагогика», М., 1978