Воспитательные воздействия кукол на эмоциональную и благоприятную атмосферу ребёнка

Деменева Татьяна Владимировна

Методическое сообщение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» пгт. Нижний Одес

________________________________________________________________________________

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

«Воспитательные воздействия кукол на эмоциональную и благоприятную атмосферу ребёнка»

                                                                     Деменева Татьяна Владимировна

                                                                     преподаватель художественного

                                                                                                      отделения

10.02.2016 г.

«Воспитательные воздействия кукол на эмоциональную и

благоприятную атмосферу ребёнка»

С давних времён была мудрой народная педагогика. Они проверялись жизнью и опытом не только одного поколения людей. В песнях сказках в игрушках передавались ребёнку понятие об окружающем мире, о добре и зле, о счастье и красоте. Наблюдательным воспитателем был народ. Важную роль в воспитании отводили кукле – она была символом продолжением рода, и игры в куклы особенно поощрялись. Вот какой любопытный рассказ услышали в одной из деревень  на Ярослакщине от девяностолетней женщины: «Моя бабушка вышла замуж в 14 лет и привезла с собой в дом жениха целую корзину с куклами. Молодуха часто пряталась на чердак, чтобы поиграть с ними. И никто из домашних не стал доглядывать за ней – то был строгий наказ свёкра. В народе замечали, когда дети много и усердно играют в куклы – будет в семье прибыль. Если же небрежно обращаются к куклам – быть в доме беде. Верили люди, что кукла охраняет детский сон и покой, и как «оберег» клали в зыбку рядом  с ребёнком.

  Деревенские старожилы вспоминают о том, как в старину часто «бывала» кукла на свадьбе , украшала свадебное печенье «приницу» и за шумным свадебным столом нарядно убранная, с алой лентой в кудельной косе, была сама «девичья краса». Все эти народные поверья передавались из уст в уст в уста, по традиции подобно сказкам и конечно же, отражались в самих куклах  в их образах. Тряпичная кукла была самая распространённая. Она была в каждой крестьянской семье, в иных избах их было до сотни. Да и что тут удивительного – таких кукол дети начинали «вертеть» с пяти лет. Свёртывали «в скалку», кусок ткани, белой тряпицей и обтягивали лицо, перевязывали льняной ниткой – и вот готова простейшая кукла. Теперь её можно «рядить». Обязательно пришивали кукле кудельную, либо волосяную  косу. Наряжали куклу с большим старанием, знали, что по ней люди судят о вкусе и мастерстве рукоделия будущей хозяйки. А шился костюм как настоящая одежда. Даже головные уборы кукол очень точны. Из любого материала могли смастерить хорошую куклу. Использовали бересту, прутья, лыко, мочало, тряпки. Делали куклы серьёзно с «душой» заботясь о будущем поколении. Все эти образы кукол несли в себе драгоценную способность к преемственности, передавая ребёнку духовную ценность, гармоничное ощущение радости труда и красоты. Куклы выступали в разных ролях – матери, дочки – по желанию играющих. Ребёнок не только играл ими, но стремился повторить, сделать самостоятельно – это побуждало его к труду, к творчеству. В игровом творчестве дети проявляли свободу и изобретательность. Для игр с куклами мастерили различную утварь, кукольные избы.  Конфетные обёртки, камешки, цветные стёкла, бусинки, узорные черепки – это неповторимая коллекция шла для украшения кукольного образа и быта. Перенимали приёмы работы с разными материалами. Жизненная сила народного творчества проявлялась во множестве  культурных очагов, возникающих, затухающих, рождающихся вновь. Каждый из них представляет собой огромную эстетическую и воспитательную ценность. Широко известна в России популярная кукла матрёшка - разъёмную деревянную куклу с цветистой росписью. Эта замечательная игрушка с ценными дидактическими качествами. Сначала матрёшка привлекает внимание ребёнка как кукла. Её образ –яркий, открытый, броский, её форма – добротная, устойчивая, крутобокая.Но кукла оказывается необычной, с чудесным сюрпризом – внутри сидит матрёшка поменьше, а в той ещё и ещё. И вот выстроена большая кукольная семья: шесть, восемь, десять, двенадцать… прекрасный игровой сюжет и одновременно развёрнутый гармонический ряд , где всё взаимосвязано. Одна игрушка обусловливает другую, разнимается и снова соединяется в единую форму. Расставлять её, собирать и разбирать  - не только увлекательная игра, но и обучение. Малышу матрёшка помогает освоить важнейшие признаки предмета: форму, цвет, часть и целое, величину и количество. И это серьёзное занятие проходит в интересной игре, приносит ребёнку радость, вызывает интерес, потому что дидактика матрёшки на редкость удачно «очеловечено». Матрёшка – кукла так выразительна и совершенна, что живёт уже больше ста лет, и продолжает жить, и повторяться в разных вариантах. Сейчас дети играют иными куклами. Многообразны современные куклы. В ней множество новых образов, художественно – стилевых поисков, авторских почерков. И каждая кукла, прежде чем стать эталоном, образцом для подражания, проходит долгий путь. Мы можем наблюдать здесь живой сплав коллективного и индивидуального творчества, рождение традиции и постоянную связь с современностью. Только в творческом труде многих специалистов возможно сегодня создание новых образцов кукол, отвечающих всесторонним потребностям наших детей, которые были бы интересны, занимательны и одновременно красивы.

Литература:  Г.Д. Дайн «Русская игрушка». Издательство «Советская Россия» 1987 год.