Значение народной культуры в воспитании детей

Деменева Татьяна Владимировна

Методическое сообщение

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

"Детская школа искусств" пгт. Нижний Одес                                     _________________________________________________________

Тематический педсовет 

«Урок - основная форма организации обучения развивающейся личности в сфере дополнительного образования»

Методическое сообщение

«Значение народной культуры в воспитании детей»

Преподаватель художественного отделения:

Деменева Татьяна Владимировна

пгт. Нижний Одес

07.11.2014

               

«Значение народной культуры в воспитании детей»

Народная культура является одним из важных средств в нравственно – эстетическом воспитании детей. Они формируют у ребёнка определенные идеалы, способствует активному личностному осмыслению действительности.  Сила культурной традиции сохранила русскую народную куклу до сих пор во многих краях и областях нашей страны. Их творчество основано на животворной памяти того, что было веками родственно и любимо человеком. Каждый народ создавал свои куклы, передавая в них свой взгляд на мир, своё мироощущение. Куклы народов разных стран различны и своеобразны, но есть в них общие черты. У многих народов встречаются однотипные куклы с поразительным сходством их конструкций, форм и декора. Это сходство объясняется общностью народных культурных традиций и это родство делает их общепонятными для всех. Особенно важную жизненную функцию несла кукла в деревенской среде, в крестьянском быту. С её помощью передавалось мастерство по наследству, а с ним традиции нравственной  культуры. Скромно и незамысловато выглядят, на наш взгляд, куклы крестьянской детворы прошлого столетия. Казалось бы, чему могли научить топорные кукольные самоделки, или примитивные куклы из тряпок и соломы, или обычные глиняные образы кукол? Оказывается, очень многому из того, что необходимо было знать будущему деревенскому жителю. Мудрыми были тогда средства народной педагогики. Они проверялись жизнью и опытом не одного поколения людей. В каждой такой рукотворной куколке заложены глубокий смысл, мудрость предков и частичка души мастера. Наблюдательным воспитателем был народ.         

Много интересного наблюдали этнографы в XIX – начале XX века, изучая быт крестьянских детей. Особенно в северных деревнях, где дольше сохранялись обычаи и традиции, детские игры удивляли своей подражательностью. Они увлечённо «изображали» трудовую жизнь крестьян, их повседневные заботы и радости. Почти все обрядовые празднества деревни так же «проигрывались» в детских играх и особенно часто свадьба – торжественный и красивый народ обряд. Мастерски разыгрывали  дети со своими куклами сцены за сценой с песнями и танцами сватовство, посиделки, девичник, венчание

В далёкие времена в каждой крестьянской семье важную роль отводили кукле. Но кроме тряпичной куклы, любой предмет превращалась в куклу в руках у девочек?

Куклой становилось обыкновенное полено. Дети пеленали его в простынку, завязывали платком, бантами и убаюкивали как настоящую куклу. Потом при помощи метких ударов топора отца превращали деревянное полено в куклу-  «панку»  (демонстрация иллюстраций с подобными куклами).

Хорошие, интересные куклы получались из соломы, глины. Испокон веков ручная работа была обязательным занятием и цариц и крестьянок. В русской деревне самой распространённой была тряпичная кукла. Таких кукол делали из лоскутков ткани. Они были в каждой семье, а в иных избах их было до сотни. В народе считали; игрушка приносит ребёнку здоровье и благополучие. Люди замечали, когда ребёнок много играет в  куклы, это значит, семья будет жить в достатке и хорошо. Если же ребёнок небрежно обращается с игрушками; быть в доме беде. Так же верили, что игрушка охраняет детский сон и покой, и клали игрушку в люльку, рядом с ребёнком.

 Все эти народные поверья, приметы передавались из уст в уста по традиции, подобно сказкам, песням и таких кукол называли  берегинями. Тряпичные куклы мастерили девочки вместе с мамами, бабушками. А наряжали куклу с большим старанием, знали, что по ней люди будут судить об их мастерстве.

 Наряжённых кукол с песнями носили на руках, водили хороводы вокруг них, затевали игры. Существовало поверье, что при изготовлении обрядовых кукол нельзя было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому, ткань и нитки для кукол надо было только рвать руками. Но, частенько кукла оставалась безликой. По народным поверьям , кукла с «лицом» как бы обретала душу, выглядела, как живая и такая кукла становилась опасной для ребёнка. Игра безликой куклой побуждала у ребёнка воображение, фантазию, представить её в разных игровых ситуациях. Но проходило время, изменялась жизнь, быт менялся и мир игрушек. Многое забывалось в народной памяти, только не изменялись традиции.

Постепенно игрушки потеряли свою сверхъестественную силу. Безликая кукла детей мало стала устраивать и ей стали вышивать лицо, выводили чернилами, отмечали карандашом или углем. Несмотря на то, что люди были очень заняты тяжёлым трудом, они всегда находили минутку на ребячью потеху. В песнях, сказках, игрушках передавалось ребёнку понятие об окружающем мире, о добре и зле, о счастье и красоте. Существует много обрядовых кукол- берегинь, которые имели своё предназначение. Но самой любимой и памятной всегда была только та кукла, которая сделана своими руками.

Итак, кукла не рождается сама, её создаёт человек.

Наш дом - это зеркальное отражение нас самих. С выразительной точностью он отражает наши привычки, характер, убеждения, вкусы и пристрастия. Каждой хозяйке хочется сделать свой дом не только по – настоящему уютным, но и наполнить его энергией здоровья, любви, сделать его безопасным.