а можно ли развить двигательные качества танцуя ?

Корнет Ирина Валентиновна

исследование способов развития физических качеств на занятиях по восточным танцам

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ВОСТОЧНЫМ ТАНЦАМ.

В современной методике физического воспитания существуют различные мнения по воспитанию двигательных качеств. Однако единого мнения по вопросу - какому из качеств необходимо уделять преимущественное внимание, нет. Кто-то отдает предпочтение воспитанию быстроты и скоростно-силовых качеств, аргументируя тем, что упражнения такого характера наилучшим образом соответствуют возрастным особенностям детей, другие авторы [16, 20] считают, что более высокий прирост результатов бывает при комплексном воспитании основных физических качеств. 

1. Цель, задачи, методы и организация исследования

Цель исследования – обоснование эффективности влияния восточных танцев на развитие физических качеств и повышения уровня физической подготовленности учащихся 5-х классов.

Задачи исследования:

  • создать представление о целесообразности формирования физических способностей проведения занятий по восточному танцу с помощью анализа литературных источников.
  • разработать экспериментальную методику занятий восточными танцами во внеурочное время у учащихся 5-х классов.
  • обосновать экспериментально эффективность проведения занятий восточными танцами у учащихся 5-х классов для развития физических качеств и повышения уровня физической подготовленности.

2.  Разработка методики систематических занятий во внеурочной деятельности для учащихся среднего возраста.

  Как показал анализ литературных источников, подростковый (средний школьный) возраст (от 11 - 12 до 14 - 15 лет) совпадает по времени со вторым периодом вытяжения, отличительной особенностью которого является рост тела в длину за счёт роста конечностей. Развитие скелета совершается неравномерно, и установившиеся в предыдущем возрасте пропорции тела изменяются: в то время как кости позвоночника и конечностей растут быстрыми темпами, наблюдается отставание в росте грудной клетки, которая становится очень узкой. Наблюдается диспропорция в развитии мышц и костей: в своём развитии мышцы не поспевают за ростом костей и лишь вытягиваются вследствие своей эластичности; это приводит к ухудшению координации движений, которые у подростка становятся неловкими, угловатыми. Вместе с тем в этот период (полового созревания) увеличивается мышечная сила, которая, однако, ещё не сопровождается развитием мышечной выносливости; это расхождение нередко является причиной мышечного перенапряжения, т. к. подростки, испытывая прилив сил, часто берутся за мышечную работу, которая по своей интенсивности и длительности намного превосходит их возможности. Усиленный рост костей позвоночника, таза, конечностей может сопровождаться нарушением их структуры и искривлением в результате тяжёлой мышечной работы, связанной с чрезмерными мышечными напряжениями. Всё это заставляет очень внимательно относиться к постановке физического воспитания подростков, подбирать и дозировать упражнения в соответствии с указанными особенностями их возраста.  Это требование диктуется также и особенностями сердечно-сосудистой системы подростка: по своим темпам рост сердца перегоняет в этом возрасте рост всего тела; в то время как масса сердца подростка увеличивается более чем в 2 раза, вес тела - лишь в 1,5 раза. Увеличение мощности сердца превосходит те возможности для его работы, в результате чего при мышечной работе значительно повышается кровяное давление. Подросткам противопоказаны чрезмерные силовые упражнения, требующие резких сильных движений или натуживания, а также соревнования в скоростном беге. Наиболее пригодны для данного возраста физические упражнения средней интенсивности при относительно длительной мышечной работе .

У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость.  При организации физического воспитания в этом возрасте нежелательны чрезмерные нагрузки на опорно-двигательный, суставно-связочный и мышечный аппарат. Они могут спровоцировать задержку роста трубчатых костей в длину и ускорить процесс окостенения. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости. Упражнения на гибкость требуют предварительного проведения подготовительных упражнений, разогревающих мышцы и связки, и упражнений на расслабление задействованных мышечных групп. Нельзя выполнять движения слишком резко. Продолжать уделять внимание правильной осанке. Упражнения, оказывающие значительные нагрузки на сердце, чередовать с дыхательными упражнениями. Плохо переносятся продолжительные интенсивные нагрузки, поэтому, например, интенсивный бег рекомендуется чередовать с ходьбой.

Необходимо широко использовать специальные дыхательные упражнения с целью углубления дыхания. Учить дышать глубоко, ритмично, без резкой смены темпа.

Нельзя объединять в одну группу мальчиков и девочек. Одинаковые для мальчиков и девочек упражнения выполняются с разной дозировкой и в разных упрощенных для девочек условиях. Нагрузка дозируется с учетом индивидуальных данных каждого учащегося. Для девочек рекомендуется использовать различные виды аэробики и упражнения, выполняемые под музыку.

Средства физического воспитания в среднем школьном возрасте - основные циклические упражнения, упражнения в метаниях, прыжках, лазании, преодоление вертикальных и горизонтальных препятствий, основы техники спортивных игр, а также новые технологии двигательной активности: аэробика, фитнесс и др.

 Известно, что развивать двигательные качества можно как с помощью общеразвивающих и подготовительных, так и с помощью специальных упражнений. Многочисленные результаты исследований показывают, что в условиях школы можно добиваться значительного прироста всех двигательных качеств у детей путем увеличения в занятиях времени и объема средств [3, 16].  Практикой физического воспитания подтверждается, что успешное развитие двигательных качеств у школьников вызывает у них интерес к выполнению различных упражнений, поэтому необходимо как можно больше разнообразить средства, методы и формы этой работы.

В связи с этим, на мой взгляд, весьма эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств являются восточные танцы.

3. Роль и значение восточных танцев для физического совершенствования школьников

Потребность в движении генетически заложена в человеческом организме и обусловлена   ходом его эволюционного развития. Физиологи и врачи утверждают, что без движения человек не может быть абсолютно здоровым. Но развитие науки и техники способствовало постепенному снижению двигательной активности людей, что со временем отрицательно стало сказываться на их здоровье. Но есть решение — Танцы!

Движения восточных танцев не присутствуют в нашей повседневной жизни, и поэтому на первый взгляд они кажутся нам непривычными и даже неуместными. На самом деле эти движения заставляют нас найти в себе и проявить очень важные качества и черты, которые способны улучшить и украсить нашу жизнь. Восточный танец способен преобразовать нашу несколько статичную и деревянную физическую сущность.

Танец живота - одна из многих форм внеурочной деятельности ,при помощи которых может быть достигнута огромная польза для физического и психического здоровья. Любая  аэробная нагрузка, приятная для человека, позволяющая регулярно и продолжительно заниматься ею, обеспечивает улучшение физической формы, повышает мышечный тонус или даже увеличивает мышечную массу, повышает силу и выносливость, улучшает чувство равновесия и координацию. Танец живота активно развивает координацию движений, вестибулярный аппарат, оказывает благоприятное воздействие на мышечные связки, сердечно - сосудистую систему.[46]

Танец живота-это одна из древнейших в мире форм упражнений, целая система движений, которые укрепляют тело изнутри. Этот гениальный танец формирует красивую фигуру, но при этом принципиально отличается от модного фитнеса. Одно из важнейших преимуществ танца живота состоит в том, что ,если все движения выполнять с правильной осанкой, то они растягивают  и снимают напряжение, укрепляя мышцы, поэтому тот, кто занимается  регулярно, менее склонен к болезням спины. Сложные движения танца приучают организм к длительным и разнообразным физическим нагрузкам, причем вместе с выносливостью тело приобретает гибкость и изящество[49].

Основной целью  занятий является оздоровление организма - поддержание достаточного уровня развития двигательных способностей при строжайшем соблюдении требований травмобезопасности и минимальном риске перенапряжения.

Bellydance (танец живота) объединяет в себе растяжку и тренировку силы мышц, развитие танцевальных, музыкальных способностей, природных данных и снятие психологического стресса, развитие уверенности в себе, в своих силах.  Это танец позвоночника, во время танца разрабатываются все отделы: от затылка до копчика. Движения задействуют практически все группы мышц, связанные с позвоночником, даже самые глубокие, чего нельзя добиться никакими другими современными системами гимнастики. Это  улучшает кровообращение и через нервные окончания оказывает положительное воздействие на весь организм. Многие болезни, связанные с позвоночником (сколиозы, остеохондрозы, патологические виды кифозов и лордозов ) лечатся танцем. Значительно улучшается состояние позвоночника уже через один месяц занятий даже у людей, перенесших травмы. Необходимые  в Bellydance гибкость и плавность  движений  помогают расслабиться и оказывают  терапевтическое воздействие на суставы.   Постепенность и регулярность- лучшие помощники. Физическую нагрузку необходимо добавлять плавно, постепенно и дозировано.

4. Методы исследования

4.1. Анализ научно-методической литературы

В процессе работы над темой исследования была проанализирована и обобщена литература по вопросу эффективности применения занятий восточными танцами. Анализ литературы представил влияние восточных танцев на комплексное развитие двигательных качеств и уровня физической подготовленности учащихся . Рассматривались вопросы о необходимости формирования навыков организации и проведения восточных танцев учащимися во внеурочное время, повышения физической подготовленности учащихся, а также анализировались наиболее эффективные и широко применяемые на практике методы обучения.

Проведенный анализ научно-методической литературы подтвердил актуальность нашей темы, позволил сформулировать рабочую гипотезу, поставить цель и задачи исследования.

Анализ научно-методической литературы подтверждает, что уровень развития всех двигательных качеств составляет в комплексе основу общей физической подготовки.

4.2. Тестирование физической подготовленности

Педагогические наблюдения проводились с сентября 2015 по май 2016 гг. в ГБОУ средней школе №643 г. Санкт-Петербурга. Участвовало в исследовании  14  учениц  11-12 лет  ,обучающиеся в 5в классе.

В процессе наблюдений анализировалось  содержание и планирование способов развития физических способностей на занятиях по восточному танцу в рамках внеурочной деятельности. В ходе предварительных педагогических наблюдений, по результатам тестовых испытаний определялся уровень развития двигательных способностей.

Для определения эффективности предложенной методики в эксперименте применялось тестирование физической подготовленности:

1. Скоростные способности (бег 30 м, сек)

2. Координационные способности (челночный бег 3х10 м, сек);

3. Силовые способности (подтягивание в висе на перекладине, кол-во раз);

4. Активная гибкость (наклон вперед, см);

5. Общая выносливость (бег 6 минут, м).

4.3 Организация и проведение эксперимента

Вся программа исследований была выполнена в два этапа.

Первый этап проводился с сентября 2015 по май  2016 гг. Основной целью исследований было изучение различных средств и методов развития физических качеств у учащихся среднего школьного возраста, проведение педагогических наблюдений. По материалам педагогических наблюдений были разработаны комплексы специальных упражнений, направленных на развитие двигательных способностей.

Второй этап (сентябрь 2015 – март  2016 гг.) предусматривал проведение педагогического эксперимента. Для решения поставленных задач были изучены 2 группы учениц 5в класса (средний возраст – 11-12 лет) ГБОУ средней школы №643 г. Санкт-Петербурга. Под наблюдением находились 14 человек. Из них 7 человек составили контрольную группу, 7 – экспериментальную группу. Контрольная группа занималась по общепринятой  программе. Экспериментальная группа занималась по специально разработанному комплексу упражнений, направленному на развитие двигательных способностей у учащихся 11-12 лет. Возрастной, и количественный состав школьников в обеих группах был идентичным.

4.4.  Методы развития физических качеств на занятиях по восточным танцам

При воспитании двигательных качеств необходимо:

- опираться на общие методические принципы физического воспитания, добиваясь сознательного и активного отношения учащихся к занятиям;

- постепенно и систематически повышать требования к учащимся с учетом их индивидуальных особенностей и условий проведения занятий;

- учитывать, что на начальных этапах физической подготовки избирательно-направленное воспитание одних двигательных качеств ведет к одновременному развитию других;

- чтобы добиться существенного прироста в уровне развития какого-либо качества, использовать в занятиях избирательно-направленный подбор специальных упражнений, специфические методы воспитания физических качеств, строго учитывать дозировку физических упражнений, направленных на развитие определенных качеств двигательной деятельности;

- учитывать индивидуальные возрастно-половые особенности учащихся.

4.4.1.  Методы наглядного восприятия

Методы наглядного восприятия - способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.

4.4.2.  Практические методы, основанные на активной деятельности самих учащихся.

На практике применяются:

Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.

Программа танца живота подразумевает подготовку и развитие (растяжение) мышц для исполнения движений танца, освоение основных движений танцевальной лексики bellydance, проучивание одной или нескольких несложных танцевальных композиций. Движения выполняются на всей стопе, подготавливая учеников к движениям на высоких полупальцах. Танцевальные элементы изучаются сначала по определенным сегментам (разбиваются на составные части), после проучивания которых движение выполняется слитно. На начальном этапе обучения важная роль принадлежит постановке корпуса и положению рук. Обучающиеся должны привыкнуть к правильной постановке корпуса и рук, выработать у себя привычку держать спину прямо, грудь приподнятой, руки в стороны, мягкие и т.д., чтобы в дальнейшем у них не возникало проблем с правильностью выполнения движений. Тряски выполняются с наложением движений танца живота медленного и среднего темпа, танцевальных шагов. Так же происходит увеличение темпа исполнения танцевальных движений. Большое внимание уделяется постановке корпуса и рук, т.к. руки считаются очень важным элементом любого танцевального направления, а так же показателем профессионализма исполнителя.

Кроме техники исполнения движений, идет работа над музыкальностью, чувством ритма.  Обучающиеся уже выдерживают хорошие физические нагрузки и обладают достаточными навыками и физическими способностями для усвоения более сложной программы. Начинается обучение упражнениям партера (движения танца живота, которые выполняются на полу). Проучиваются различные виды поворотов, вращений, шене и т.д. Уделяется внимание технике работы бедрами, грудью в сочетании с работой рук, добавляется больше перестроений в танце, когда движения исполняются в различных направлениях (диагональ, прямая, круг) и сочетаются трясками, волнами, ударами. Так же изучаются рисунки и перестроения в групповых танцах, проучиваются постановочные композиции (дуэт, малые группы).

Ступенчатый метод  широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.

Игровой метод  используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Игровой метод — это способ организации овладения специальными знаниями, умениями и навыками, развития двигательных качеств, основанный на включении в процесс обучения компонентов игровой деятельности (воображаемой игровой ситуации, сюжета, роли, действий с предметами, правил).[14]

Игровой метод может быть представлен в виде игры и в виде упражнений в игровой форме, которые, имея общие признаки, характерные для игровой деятельности, тем не менее, отличаются друг от друга. Физические упражнения в игровой форме являются двигательными действиями, подобранными в соответствии с конкретными задачами физического воспитания и имеющими сюжетную или ролевую окраску. Они имеют одну или несколько характеристик игровой деятельности, но остаются по своей сути физическими упражнениями, так как характер их выполнения полностью подчинен закономерностям техники данного двигательного действия, нагрузка на организм при этом может быть строго дозирована, а внимание обучаемого сосредоточено на технике выполнения изучаемого действия. Компоненты игровой деятельности, вступая во взаимодействие с обучением, делают его более привлекательным для детей. Роль оказывает стимулирующее влияние на выполнение действий, в которых эта роль находит свое воплощение, а образец, заложенный в ней, становится для ребенка эталоном, с которым он сравнивает собственное выполнение, контролирует его.

Игра же — это своеобразная деятельность, в которой используемые двигательные действия нельзя назвать упражнениями, так как они не подчинены регламентации способов их выполнения и строгой дозировке. В игре двигательная  деятельность организуется на основе образного или условного сюжета, характер и способы выполнения действия подчинены логике игрового процесса, выбор их происходит в изменяющейся обстановке, в игре наряду с формированием двигательных умений и навыков осуществляется развитие двигательных качеств и воспитание различных личностных качеств.[14]

4.4.3.  Методы для развития силы

-Повторный метод. Важным тренировочным фактором в этом методе является количество повторений упражнения. Метод предусматривает выполнение упражнения в среднем темпе .В основном работа ведется с тренировкой рук (сгибание,разгибание рук в упоре)- упражнения отягощенные  весом собственного тела

-Метод круговой тренировки. Обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Число упражнений воздействующих на разные группы мышц, продолжительность их выполнения на станциях зависит от задач, решаемых в тренировочном процессе, возраста, пола и подготовленности занимающихся. Комплекс упражнений с использованием непредельных отягощений повторяют 1-3 раза по кругу. Отдых между каждым повторением комплекса должен составлять не менее 2-3 мин, во время которого выполняются упражнения на расслабление. (упражнения отягощенные  весом собственного тела)

В отдельных занятиях может отсутствовать силовая серия упражнений и за счет нее удлиняться аэробная часть.

4.4.4.  Методы для развития скорости

- Повторный метод, о котором уже говорилось выше. Суть его сводится к выполнению упражнений с околопредельной или максимальной скоростью. Следует выполнять задания в ответ на сигнал (преимущественно зрительный) и на быстроту отдельных движений. Продолжительность выполнения задания такая, в течение которой поддерживается максимальная быстрота (обычно 5-10 сек.). Интервал отдыха между упражнениями должен обеспечивать наибольшую готовность к работе.

- Игровой метод. Упражнения для развития быстроты двигательной реакции проводятся, как правило, во вводной или в начале основной части урока после того, как закончена разминка, и организм детей находится в неутомленном состоянии. Так как по продолжительности они носят характер мгновенного действия, то паузы между повторениями могут быть очень короткими, а количество повторений большое. Упражнения на быстроту двигательной реакции удобно проводить во время изучения передвижений в танце (команд, поворотов, построений, перестроений, ходьбы по залу). Степень сложности упражнений и заданий, используемых для развития быстроты двигательной реакции, будет зависеть от возраста учащихся и того учебного материала, который осваивается.

3.4.4.5. Методы развития выносливости

Среди методов развития  выносливости выделяют: равномерный метод, переменный метод, повторный метод, игровой метод, соревновательный метод.

- Равномерный. Подразумевает непрерывную работу в период определенного промежутка времени с одинаковой скоростью.

-  Переменный. Главное отличие от первого – это то, что упражнения нужно выполнять с разной интенсивностью.

-  Повторный. Развитие основных физических качеств таким методом подразумевает выполнение одних и тех же упражнений с конкретными интервалами между ними.

-  Соревновательный. Этот метод подразумевает, что тренировка проводится с неким соперничеством. Соревновательный метод — это способ, основанный на включении в данный процесс компонентов соревновательной деятельности.[14]

Соревновательный метод предусматривает использование соревновательного начала в качестве подчиненного цели обучения. Определяющей чертой его является сопоставление сил в борьбе за первенство, за возможно более высокое достижение.

Объектом соревновательной деятельности может быть не только результат, но и качество выполнения двигательного действия, что довольно широко распространено в младшем школьном возрасте. Установка на соревновательную деятельность вызывает у детей стремление максимально проявить свои силы

4.4.6.  Методы для развития координации

Для развития координации используется метод стандартно-повторного упражнения.  Одна из первых характеристик танца – это темп музыки. Темп всегда обусловлен содержанием и характером музыки. В практике музыкально- танцевальной работы чаще всего применяются темпы: умеренный, довольно быстрый, быстрый, неторопливый, медленный. Первый этап работы над темпом – это следование темпу музыкального произведения, необходимо научить воспринимать и передавать в движениях различные темпы музыкальных примеров со всевозможными оттенками. Темп – это не просто скорость звучания, это художественная характеристика, которая влияет на эмоциональное восприятие музыкальной мысли. Поэтому, если не совпадает темп исполнения музыки и танца, это всегда читается как расхождение. Надо найти такой объем движений, такую степень мышечного напряжения, чтобы двигаться в данном темпе удобно, естественно и целесообразно. Необходимо также научить ребенка сохранять устойчивость в танце. Очень полезна тренировка в выдерживании взятого темпа танца. Важна задача по научению детей переключаться из одного темпа в другой, изменять темп танца в соответствии с изменением темпа музыки. 

Вторым методом развития координации является метод вариативного упражнения. Проявление координационных способностей: овладение новыми двигательными действиями; возможность дифференцировать различные характеристики движения (управлять скоростью, амплитудой); импровизация, комбинирование движений. Способы тренировки координации: Повышение координационной сложности движения - неординарное выполнение знакомых действий в необычной комбинации. Например, при выучивании связки можно варьировать последовательность её движений: с начала до конца, с конца до начала. Изменение внешних условий выполнения - работа с правой и с левой стороны, на зеркало и от зеркала, по секторам, в кругу, с перемещением в пространстве, в парах, тройках и т.д. Движение, доведенное до автоматизма, не может быть использовано для координационной тренировки. Утомление организма негативно сказывается на проявлении координационных возможностей из-за замедления передачи нервного импульса в мозг. При планировании тренировок нельзя оставлять сложные координационные действия на конец занятия. Оптимально тренировать координационные возможности после разминки в основной части урока. Выбирая одно движение, необходимо его постоянно усложнять.

Третий метод – игровой. Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования танцевальных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания на начальном этапе изучения танцев. Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые танцевальные движения.

За последние годы подвижные игры все решительнее завоевывает симпатии педагогов-хореографов. А ценность игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретенные учащимися в игровых условиях не только сравнительно легко перестраиваясь при последующем, более углубленном изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами. А на этапе совершенствования двигательных действий и неоднократное повторение в игровых условиях помогает развивать у учащихся способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде.

Помимо вышеперечисленных также используются повторный и соревновательный методы.

Большое значение  в танцах  имеет позостатическое равновесие.  Для его обучения используются следующие методические приемы:

  • удлинение времени сохранения позы;
  • исключение зрительного анализатора, что предъявляет дополнительные требования к двигательному анализатору;
  • уменьшение площади опоры;
  • увеличение высоты опорной поверхности;
  • введение неустойчивой опоры;
  • введение сопутствующих движений;
  • создание противодействия (парные движения).

4.7.   Методы для развития гибкости

Основным методом развития гибкости на занятиях по восточным танцам является повторный. Каждое занятие начинается с разминки, целью которой является разогрев мышц и связок перед занятием самими танцами - подготовка тела в целом и отдельных его частей, что позволит предотвратить травмы и сделает занятия более эффективными. Во время разминки весь организм мобилизуется, получая сигнал к началу тренировки.

Используются упражнения, обеспечивающие:

1. Разогревание - повышение внутренней температуры тела, улучшение циркуляции крови в мышцах.

2. Растягивание - повышение эластичности мышц и связок, повышение подвижности суставов.

Разогревание проявляется в ощущении тепла и появлении легкой испарины, в результате в организме происходят некоторые функциональные изменения:

  • постепенное повышение частоты сердечных сокращений;
  • увеличение скорости обменных процессов;
  • увеличение объема циркулирующей крови (увеличение количества крови, поступающей к мышцам);
  • увеличение темпа обмена кислорода между кровью и мышцами;
  • увеличение скорости передачи нервного импульса (улучшает координацию движений);
  • увеличение эластичности мышц, связок, сухожилий (повышает амплитуду движений);
  • увеличение количества суставной жидкости и подвижности суставов.[49]

Появление ощущения тепла служит сигналом для использования упражнений на растягивание мышечных групп, которым предстоит принять на себя большую часть нагрузки в продолжение занятия. При их выполнении интенсивность разминки несколько снижается, тем не менее, важность использования таких упражнений обусловлена необходимостью предотвращения возможных травм, болей в пояснице.

На занятиях bellydance применяется растягивание боковых мышц туловища (косые мышцы живота, межреберные мышцы), мышц спины, мышц бедра.

Принципы:

1) поочередное прорабатывание отдельных частей тела (начиная с головы, т.е. сверху вниз): разминка головы и шеи, рук, плеч,  корпуса, бедер, стоп.

2) танцевальные упражнения.

Медленные движения укрепляют мышцы и развивают гибкость. Движения можно разделить на 4 группы: скольжения, круги, волны и восьмерки.

Скольжения - изолированные движения головой, грудной клеткой или бедрами из стороны в сторону.

Круги - это мягкие символы бесконечности и текучести, здесь не должно быть острых углов. Круги можно делать плечами, руками, кистями, грудью и бедрами.

Волны максимально растягивают мышцы. Волнообразные движения можно выполнять тазом, грудной клеткой, руками и кистями. Они прорабатывают самые глубокие мышцы, тонизируя, растягивая и укрепляя их.

Существуют 4 типа «восьмерок»: горизонтальные внутрь, горизонтальные наружу, вертикальные внутрь и вертикальные наружу.

Развитие всех физических качеств (в комплексе) происходит в основной части занятия. Основная часть занятия строится на изучении и тренировке элементов классического bellydance, которые делятся на три группы: пластика, ударная часть, тряски.

Ударная часть является самой интенсивной и требует наибольших энергетических затрат. Группа должна быть готова к данному виду нагрузки. Пластика и тряски отличаются меньшей нагрузкой, особенно после первого периода освоения.

Для поддержания интереса у занимающихся преподаватель вводит новые элементы и движения, разрабатывает к каждому занятию связку, максимально приближенную к танцу, которую группа должна выучить в течение занятия. Данная связка включает в себя элементы всех трех групп элементов bellydance (пластика, удары, тряски) и составляется таким образом, чтобы развивать не только выносливость, но и координационные способности занимающихся.

На основе современных представлений о путях и методах воспитания двигательных качеств у учащихся, можно предположить, что восточные танцы способствуют воспитанию физических качеств, что достаточно высокий эффект может быть достигнут путем применения определенного круга специальных физических упражнений.

4.5  Средства развития физических качеств

    Специфическими средствами развития двигательных способностей  являлись танцевальные элементы, физические упражнения гимнастической направленности, подвижные игры, спортивные упражнения, акробатические упражнения, восстановительные упражнения. Процесс развития двигательных  способностей  осуществлялся постепенно. Дозировка упражнений на развитие способностей  была не большой, но упражнения применялись систематически, на каждом занятии, и давались упражнения и рекомендации к их выполнению на дом.

Нами было предложено использование на уроках, кроме элементов существующей типовой программы, танцевальные элементы восточного танца, средства оздоровительной гимнастики. В современных литературных источниках не полностью отражены такие вопросы, как воспитательное значение танцевальных элементов, средств гимнастики, влияние профилактических и корригирующих гимнастических упражнений на физическое развитие и совершенствование двигательных качеств. Предложенные нами методические нововведения заключались в следующем:

- учащимся предлагалась для обучения разновидность шагов (переменный шаг, перекатный шаг, танцевальные шаги на полной стопе,на полу пальцах ) и бега, различные виды равновесия, отдельные виды прыжков;

- учащиеся выполняли повороты, прыжки;

- для учащихся были предложены упражнения с предметами - платком, тростью, сагатами, скакалкой.

- учащиеся выполняли упражнения на расслабление для мышц рук, ног, туловища, упражнения на развитие гибкости, акробатические упражнения и  применялись различные игры для развития координационных способностей.

Занятия по восточному танцу проводились два раза в неделю по 45 минут. 

В результате проделанной работы по изучению различных методик и систем тренировок была разработаны тренировочные занятия, которые включают в себя самые различные методики и системы занятий. Эта комплексная программа направлена на развитие всех физических качеств занимающихся, общее укрепление здоровья и улучшения самочувствия.

В занятие были применены методики тренировок: «стретчинга» для улучшения гибкости, «силовой класс» - для повышения силовых показателей, и создания красивой эстетической фигуры, а так же занятия для повышения кардиореспираторной выносливости и развития координационных способностей. Таким образом, урок становится многофункциональным и интересным.

В структуре занятий, проводимых по Bellydance, выделяют три части: подготовительную, основную и заключительную (Приложение А).

В ходе практических занятий нами были использованы в подготовительной части урока строевые приемы и упражнения, общеразвивающие упражнения и упражнения  для повышения уровня гибкости: шпагатов, полушпагатов, наклонов туловища вперед из положения сидя и стоя. В основной части занятия использовались, стойки и упражнения на удержание равновесия, общеразвивающие упражнения на внимание и совершенствование координационных способностей: комплекс упражнений направленный на развитие координационных способностей .

Наиболее эффективными средствами воспитания координационных способностей являются игры и физические упражнения. Основным средством воспитания координационных способностей в нашей работе явились танцевальные элементы повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений нами  увеличивалась за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, и сочетая ходьбу, прыжки ,бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченный промежуток времени, под музыкальное сопровождение.

Нами было установлено, что упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшего развития координационных способностей.

Выполнение координационных упражнений следует планировать на первую половину основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению.

Обучение новым разнообразным движениям выполнялось с постепенным увеличением их координационной сложности. Развитие координационных способностей основывалось на принципе систематичности и не допускалось неоправданных перерывов между занятиями, так как это приводит к потере мышечных ощущений и их тонких дифференцировок при напряжениях и расслаблениях.

Общая установка учащимся  при занятиях «на координацию» исходила из следующих положений:

а)        заниматься необходимо в хорошем психофизическом состоянии;

б)        нагрузки не должны вызывать значительного утомления, так как при утомлении (как физическом, так и психическом) сильно снижается четкость мышечных ощущений, а в этом состоянии координационные способности совершенствуются плохо;

в)        в структуре отдельного занятия упражнения на развитие двигательных  способностей желательно планировать в начале основной части;

г)        интервалы между повторениями отдельных упражнений должны быть достаточными для восстановления работоспособности;

д)         воспитание различных видов координационных способностей должно происходить в тесной связи с развитием других двигательных способностей.

Анализ специальной литературы и результаты педагогических наблюдений позволили мне разработать специальные комплексы упражнений направленные на развитие физических качеств, определить их эффективность в основном педагогическом эксперименте.

5.   Педагогический эксперимент

Мною была выбрана рабочая гипотеза: предполагалось, что комплексное использование средств будет способствовать развитию физических качеств у учащихся среднего школьного возраста. Только создание условий  мотивации к занятиям физической культурой у учащихся средних классо позволит повысить уровень их физической подготовленности.

Предмет исследования: организация и проведение нетрадиционных уроков внеурочной формы  физического воспитания, применение комбинированных  методов и приемов физического воспитания, как фактор повышения физических качеств учащихся средних классов, которые являются важным условием комплексного совершенствования двигательных навыков, физического развития и укрепления здоровья.

5.1 Оценка эффективности методики занятий

Педагогический эксперимент проводился с сентября 2015 г. по март 2016 г. В нем приняли участие 7  учеников КГ группы (ученицы 5в класса) и 7 учеников  ЭГ группы (ученицы 5в класса, посещающие занятия по восточному танцу). По анатомо-физиологическим и возрастным особенностям группы идентичны. Контрольная группа занималась по общепринятой  программе. Экспериментальная группа занималась по специально разработанному комплексу упражнений.

В процессе педагогического эксперимента занятия в экспериментальной группе строились по разработанной модели инновационной здоровьеформирующей и развивающей двигательные способности. Содержание инновационной технологии представлено взаимосвязанными организационным и методическим компонентами, которые рассматриваются нами как педагогические условия эффективного использования данного нововведения.

В эксперименте доказывалась эффективность методов развития физических качеств на занятиях восточными танцами у учащихся 5 классов.

5.2.  Методика тестирования физической подготовленности

Опираясь на тесты физической подготовленности, которые применяются на традиционных уроках физической культуры ,я решила использовать их для проведения  исследования. За основу были взяты следующие тесты: 

Тест 1 « Скоростные способности»

-Бег 30 м с высокого старта. В беге принимают участие не менее двух человек. По команде «На старт!» участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде «Внимание!»принимают положение старта и по команде «Марш!» бегут к линии финиша по своей дорожке. Время определяют с точностью до 0,1 с.

Тест 2. «Координационные способности»

- Челночный бег 3х10 м. В забеге могут принимать участие один или два человека. Перед началом забега на линии старта для каждого участника кладут два кубика. По команде «На старт!» участники выходят к линии старта. По команде «Внимание!» наклоняются и берут по одному кубику. По команде «Марш!» бегут к финишу, кладут кубик на линию финиша и, не останавливаясь, возвращаются за вторым кубиком, который кладут рядом с первым. Бросать кубики запрещено. Секундомер включают по команде «Марш!» и выключают в момент касания кубиком пола. Время фиксируется с точностью до 0,1 с.60

Тест 3. « Силовые способности»

- Подтягивание. Девочки выполняют  из виса лежа на подвесной перекладине (до 80 см). По команде «Упражнение начинай!» производят подтягивание до уровня подбородка и опускание на прямые руки. Выполнять плавно, без рывков. При сгибании тела, сгибании ног в коленях попытка не засчитывается. Количество правильных выполнений идет в зачет. Девочки подтягиваются, не отрывая ноги от пола

Тест 4. «Активная гибкость»

- Наклон вперед из положения сидя на полу. На полу мелом наносится линия А, а от ее середины – перпендикулярная линия, которую размечают через 1 см. Ученик садится так, чтобы пятки оказались на линии А. Расстояние между пятками – 20-30 см, ступни вертикально. Партнер (или двое) фиксируют колени тестируемого. Выполняется три разминочных наклона и затем четвертый, зачетный. Результат определяют по касанию цифровой отметки кончиками пальцев соединенных рук.

Тест 5. «Общая выносливость»

- Шестиминутный бег. Бег можно выполнять как в спортивном зале (по разминочной дорожке), так и на стадионе (по кругу). В забеге одновременно участвуют 6-8 человек; столько же участников по заданию учителя занимаются подсчетом кругов и определением длины дистанции. Для более точного подсчета беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 м. По истечении 6 минут бегуны останавливаются, и определяются их результаты (в метрах).

5.3. Исходные показатели уровня развития физических качеств

у учениц, участвовавших в эксперименте. 

 В начале учебного года было проведено тестирование  физической подготовленности обеих групп (Табл.1). 

Таблица 1.  Тестирование в начале и конце года(контрольная группа)

 

Фамилия, имя

 бег 30м, сек

челночный бег 3х10м,сек

подтягивание из виса на перекладине, раз

наклоны вперед, см

6-минутный бег, м

н.г. 

 к.г.

 н.г.

 к.г.

 н.г.

 к.г.

 н.г.

 к.г.

 н.г.

 к.г.

1

Дегожская

5,5

5,6

8,5

8,6

5

7

8

8

1160

1200

Екатерина

2

Закутнова

5,3

5,3

8,5

8,3

18

18

15

16

1255

1260

Надежда

3

Колесник

6,2

5,9

10,6

11

2

4

7

7

1070

1040

Мирослава

4

Кустова

Вероника

5,2

5.0

8,2

8.3

15

16

20

22

1245

1290

5

Лукьянова

5,2

4,8

8,2

8,4

22

16

20

22

1215

1280

Яна

6

Павлова

5,1

4,9

8,2

8,1

11

15

15

19

1370

1410

Елизавета А.

7

Павлова

5,6

5,3

8,6

8,4

20

21

22

23

1260

1320

Елизавета К.

По окончанию педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование уровня развития физических качеств по программе аналогичной началу эксперимента. В начале педагогического эксперимента уровень физической подготовленности учащихся, входящих в состав экспериментальной и контрольной групп, был практически одинаков, т.е. группы были однородными.

Таблица 2.    Тестирование в начале и конце года (экспериментальная группа)

 

Фамилия, имя

 бег 30м, сек

челночный бег 3х10м,сек

подтягивание из виса на перекладине, раз

наклоны вперед, см

6-минутный бег, м

н.г. 

 к.г.

 н.г.

 к.г.

 н.г.

 к.г.

 н.г.

 к.г.

 н.г.

 к.г.

1

Гуламова

Сабина

6,1

5,7

9,3

8,7

18

21

17

21

1175

1290

2

Демидова

5,0

5,1

8,8

8,6

18

19

13

19

1210

1265

Василиса

3

Измалкова

5,4

5,3

8,4

8,1

4

8

13

16

1280

1340

Дарья

4

Нагорная

6,1

5,5

9,7

9,5

18

21

7

10

1255

1325

Виктория

5

Пучкова

5,3

5,3

8,6

8,4

18

19

26

27

1360

1410

Кристина

6

Сергеева

6,1

6,0

8,9

8,7

5

7

12

19

1050

1150

Елизавета

7

Сотникова

5,1

5,3

9,5

9,0

3

5

20

24

1085

1110

Анастасия

   

Сравнительный анализ исходных показателей уровня развития физических качеств выявил, что между учащимися различия отсутствуют (табл.1,2).

 В течение полугодия  в контрольной группе развитие физических качеств происходило на уроках физической культуре, а в экспериментальной -использовались те же способы развития физических качеств плюс дополнительные занятия в студии танца, где девочки выполняли специальные упражнения и работали по методикам, описанным выше.

 В ходе исследования было проведено промежуточное тестирование, в котором сравнивались результаты входящего тестирования детей контрольной группы (таблица 3) с их же результатом и экспериментальной- со своим же  входящим результатом.(таблица 4)

Таким образом, исследование показало, что применение специального комплекса упражнений ,методик обучения на занятиях по восточному танцу  выступают как эффективное средство развития физических качеств.

 

Таблица 3  Тестирование в середине года (контрольная группа)

 

Фамилия, имя

челночный бег 3х10м,сек

подтягивание из виса на перекладине, раз

наклоны вперед, см

6-минутный бег,м

1

Дегожская

8,5

6

8

1160

Екатерина

2

Закутнова

8,4

19

16

1254

Надежда

3

Колесник

10,7

3

7

1070

Мирослава

4

Кустова

 Вероника

8,0

18

22

1190

5

Лукьянова

8,1

20

21

1215

Яна

6

Павлова

8,1

14

16

1370

Елизавета А.

7

Павлова

8,4

22

22

1260

Елизавета К.

 

Сравнительный анализ уровня развития физических качеств учащихся 5 класса, занимавшихся по разным программам, позволил установить существенный прирост показателей   силы(подтягивание), координации (челночный бег ),выносливости(6 минутный бег),гибкости(наклон) у школьников экспериментальной группы, тогда как по  скоростной физической подготовленности подобного превосходства не отмечается. Тем не менее, исследование показало достоверное улучшение этого двигательного качества в экспериментальной группе. Представляется, что причина этого факта кроется в преимущественной направленности средств и методов физического воспитания данной экспериментальной программы. (Приложение Б)   

Считаю, что самым важным условием является обеспечение оптимального двигательного режима на уроках физической культуры, который позволяет  удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.  

Таблица 4    Тестирование в середине года(экспериментальная группа)

 

Фамилия, имя

челночный бег 3х10м,сек

подтягивание из виса на перекладине, раз

наклоны вперед, см

6-минутный бег,м

1

Гуламова

9,0

19

20

1260

Сабина

2

Демидова

8,6

19

17

1205

Василиса

3

Измалкова

8,2

7

15

1330

Дарья

4

Нагорная

9,5

19

8

1315

Виктория

5

Пучкова

8,3

20

26

1390

Кристина

6

Сергеева

8,7

7

16

1090

Елизавета

7

Сотникова Анастасия

9,4

4

22

1085

 

Практические рекомендации.            

При организации дополнительных занятий различной направленности у учащихся следует руководствоваться основными требованиями, предъявляемыми к комплексному развитию двигательных качеств у учащихся. При положительном их развитии у учащихся выявляются психофизиологические и физические качества, которые следует совершенствовать в наибольшей степени, так как они являются основополагающими в достижении необходимого уровня физической подготовленности.

Для учащихся 5 классов необходим выбор средств и методов, который диктуется наличием и характером суммарного утомления, а также уровнем развития физических качеств ,необходимых в учебной и будущей трудовой деятельности. Оптимальность физических нагрузок при выполнении различных по характеру заданий по восточному танцу снимает утомление, повышает интерес к занятиям. Физическая нагрузка при использовании игрового метода на занятиях у учащихся во внеурочной деятельности должна иметь тенденцию к постепенному увеличению воздействия на организм, но не должна неблагоприятно влиять на здоровье учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внеурочная деятельность является значимой частью основной образовательной программы, нацеленной на всестороннее развитие учащихся. Особое место в ней занимает спортивно-оздоровительная деятельность. Среди многообразия программ  развития физических качеств учащихся выделяются танцевальные направления, одним из которого является восточный танец. Целью данной работы было выявить наиболее эффективные способы развития физических качеств учащихся на занятиях по Bellydance. В процессе  исследования были поставлены и решены следующие задачи:

  1. Дана характеристика  основных физических качеств: сила, скорость, выносливость,  гибкость и ловкость.
  2. Выделены основные средства и методы двигательных способностей.
  3. Подобраны способы развития физических качеств на занятиях по восточному танцу, включающие в себя комплекс специфический упражнений на безе классического Bellydance и методов обучения (равномерный, переменный, повторный, игровой, соревновательный ,метод круговой тренировки).
  4. Проведен педагогический эксперимент с предварительным тестированием тех  физических качеств, на которые были направлены  воздействия  специальных  упражнений.

С помощью анализа литературных источников было создано  представление о целесообразности проведения занятий по восточному танцу  и разработана экспериментальная методика занятий. Была обоснована эффективность проведения занятий восточными танцами для учащихся 5-х классов для развития физических качеств и повышения уровня физической подготовленности.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Базовые движения belly dance

Разминка

п/п

Исходное положение

Описание

1.

Основная стойка

 1-наклон головы вперед;

2- и.п.;

3-наклон головы назад;

4- и.п

5-наклон головы влево;

6- и.п.;

7-наклон головы вправо;

8- и.п.

2.

Основная стойка

1-поворот головы влево;

2- и.п.;

3-поворот головы вправо;

4- и.п.

3.

Стойка,руки на бедрах ладонь вниз

1-наклон головы влево к плечу;

2- дугой наклон головы вниз.;

3- дугой подъем головы вверх- вправо;

4- и.п

5-8-повторить счет в другую сторону

4.

Стойка, руки на бедрах

1-4-круговые движения головой вправо,

5-8-в другую сторону

5.

Стойка, руки на бедрах

1-голова вперед

2- и.п.

3- голова назад

4- и.п.

6.

Стойка, руки на бедрах

1-голова вперед-вправо;

2- и.п.

3- голова вперед- влево;

4- и.п.

7.

Стойка, руки на бедрах

1- головы наружу  вправо;

2-возвращаемся в и.п.

3- голова наружу влево;

4- и.п.

8.

Стойка,  руки вниз

1-плечи кверху;

2- и.п.

3-плечи вниз;

4- и.п.

9.

Стойка, руки вниз:

1- правое плечо вверх; левое плечо вниз;

2- и.п.

3- правое плечо вниз; левое вверх

4- и.п.,

5-8-повторить счет в другую сторону

10.

Стойка, руки вниз

1-2-круг правым плечом вверх-назад

3-4- круг левым плечом вверх-назад

11.

Стойка, руки вниз, плечи кверху

1-4 -4 круга плечами назад

12.

Стойка, правая рука на поясе, левая в сторону

1-левое плечо вперед

2- и.п.

3-4-повтор

5-правое плечо вперед

6- и.п.

7-8-повтор

13.

Стойка, руки на бедрах

1-2 туловище вперед- вверх;

3-вниз,

4- и.п.

14.

Стойка, руки на бедрах

1-туловище вперед;

2- и.п

3- туловище назад;

4- и.п.

15.

Стойка, руки на бедрах

1-4-круг туловищем в горизонтальной плоскости

16.

Стойка ноги врозь, полуприсед, руки в стороны:

1-таз вправо;

2-таз влево

3-таз вправо

4- возвращаемся в и.п

5-8-повтор в другую сторону

17.

стойка ноги врозь, полуприсед, руки в стороны

1-таз вправо-вверх;

2-таз влево-вверх

3-8-повтор

Основная часть занятия

п/п

Название

Техника выполнения

1.

Волна руками

Из основной стойки  руку в сторону, немного согнуть в локте. Прямых рук в этом танце не бывает. Поочередно попытайтесь поднять вверх: плечо, локоть, запястье, кисть вверх.( Движение закончится на конце ногтя). Теперь попробуйте поочередно опустить вниз: плечо, локоть, запястье, пальцы.

2.

Плечи

Руки в стороны, немного согнуть в локтях, но помнить- руки должны оставаться на месте, без движения.

- Плечами круговые движения вперед и назад, одновременно двумя и поочередно.

-И.п., поработайте плечами вверх-вниз, так же одновременно и поочередно. Усложнение: плечевым суставом рисуем знак бесконечности -  при этом спина фиксирована, руки отведены в стороны и должны остаться без движения.

3.

Удары грудной клеткой

Не задействуя плечи, постарайтесь поработать грудной клеткой, имитируя глубокий вдох-выдох. Добейтесь максимального уровня в верхней и нижней точках.

4.

Спина

Прорабатываем группу косых мышц. Таз зафиксирован, а корпус выводим влево-вправо(8 раз). Положение плеч при выполнении этого движения параллельно полу. Сделайте легкие наклоны вперед-назад, причем наклоняясь вперед, сводим лопатки, подавая грудную клетку вперед, а отклоняясь назад - округляем спину, немного сутулясь. Старайтесь не делать резких движений, постепенно увеличивайте амплитуду.(8 раз)

5.

Круг корпусом

Соединяем движения «5» по часовой стрелке, и у нас получается «круг корпусом по точкам». Чем четче вы рисуете эти точки, тем эффектнее получается движение. Если не фиксировать точки рисунка, у вас получится плавный круг. Попытайтесь чередовать «круг по точкам» и плавный круг. Чтобы было легче, попытайтесь представить себя стоящей в центре вертикальной трубы. Спиной и грудью нужно поочередно касаться внутренних стенок трубы.

6.

Восьмерка грудью

 Ноги  в приседе, таз фиксирован. Руки перед собой, кольцом, чуть согнуты в локтях, ладонями к зрителю. Грудью рисуем знак  вопроса.

7.

Верхняя волна

Руки согнуты в локтях, кисти у бёдер. Обратная: наклон корпуса с прямой спиной вперед, мягкое округление спины и отведение ее назад в том положении, выпрямляем спинку и опять наклоняемся. Прямая: наклоняемся вперед, сгибая спину, тянемся вперед и, выпрямляя спину, отводим корпус назад.

8.

Волна сверху вниз

Руки наверху, соединены. Округляем спину слегка наклоняясь, потом выталкиваем грудь, немного вытягиваясь вперед, плавно выпрямляем спину, отклоняясь назад. Этот элемент можно попробовать сделать около стены. Расстояние между вами и стеной примерно 10-15 см. Первое касание: плечи - стена, потом плечи отводим назад, касаемся стены грудью, так же, отводя грудь, переводим касание до уровня животика. Следующий этап: стена - таз, и опять подаем плечи вперед. Теперь отойдите еще немного от стены и попробуйте повторить движения в том же порядке, увеличивая амплитуду.

9.

«Волна снизу-вверх»

Это набор движений «8», но выполненных в обратном порядке. Попробуем сделать эту Волну так же около стены. Первое касание: колени-стена, выпрямляя ноги и уводя их назад, тазом касаемся стены, отодвигая от стены таз, выталкиваем вперед живот и переводим касание до уровня груди. Последняя точка касания - плечи, а весь корпус отведен назад. Слегка округляя спину и отклоняясь назад, повторяем первое касание: колени - стена. Дальше все движения в этой же последовательности.

10.

Удары животом

Через пару глубоких вдохов и выдохов, снять напряжение с мышц живота. Теперь резко втягиваем живот, удерживаем в течение 5 сек. и расслабляем. Необходимо стабилизировать дыхание. Независимо от работы мышцами живота, дыхание не должно сбиваться. Следующее движение: медленно втягиваем живот и резко выталкиваем. Акценты ударов можно менять и чередовать, главное научиться контролировать дыхание. Если вы делаете отбивки в быстром темпе, дыхание необходимо фиксировать. Делаем вдох, глубокий выдох, останавливаем дыхание, и только после этого набираем темп в отбивках.

11.

«Нижняя волна»

Обратная: приседая в коленях, выталкиваем таз вперед, на полупрямых уводим назад, главное - удержать балланс корпусом. Прямая: работаем в обратном порядке. На полупрямых ногах, с прогибом в спине и расслабленным животом выводим таз вперед, втягивая живот в себя, возвращаем таз назад уже на более согнутых ногах

12.

Оттяжка(скольжение) бедрами

Ноги на ширине плеч. Движение осуществляется в вертикальной плоскости на прямых ногах, не отрывая стопы от пола. Грудь остается неподвижной. Поочередно максимально отводим бедра в стороны на равные расстояния от осевой линии, проходящей через пуп.

13.

Полукруг и круг тазом

Фиксируем корпус, на прямых ногах, не отрывая стопы от пола, выводим таз влево, через перёд плавно переводим вправо. Возвращаемся влево так же через перёд. Аналогично делаем 2 полукруга сзади (слева направо и справа налево), и, наконец, полный круг тазом направо(2 раза). Аналогично делаем движение налево.

14.

Горизонтальная восьмерка

Правое бедро выводится вперед, и через сторону плавно уходит назад, левое бедро подается вперед, в сторону, назад. Делайте это движение без остановки

15.

Скрутка бедра

И.п –полуприсед.

Движение таза-

а)вправо-вперед,

влево-назад
б) влево-вперед,

вправо-назад

16.

Качалка бедрами

И.п.- стойка, руки в стороны ,колени мягкие(плие)

1-таз вправо-вверх;

 2-таз влево-вверх

3-8-повтор

 Голова зафиксирована на одном уровне. Верхняя часть туловища  не двигается. Колени чуть согнуты. Поочерёдно сгибаем то правое колено, то левое, за счёт растяжения боковой мышцы.

17.

Удар прямой ( египет)

Обе ноги в приседе, спина зафиксирована, таз выбивает удары вперед-назад. При ударе вперед живот втягиваем, при ударе назад - выталкиваем.

18.

Тарелочка

- это круг тазом в горизонтальной плоскости. В приседе ,поочерёдно выпрямляя колени, плавно соединяем 4 верхних точки в круг: выводим правое бедро вверх (чуть сильнее согнув левое колено); переводим таз прямо вверх(живот в себя); левое бедро вверх; таз вниз (живот выпустили) .

19.

Разогрев ног

Поднимитесь на полупальцы и спуститесь, несколько раз. Оторвите пятку от пола на самое максимальное расстояние, имитируя пружину вырастайте и спуститесь, не касаясь пяткой пола. Присядьте и положите руки на свои стопы. Теперь распрямите колени, не отрывая рук. Проделайте это движение несколько раз. Ноги обязательно должны быть разогреты.

20

Маятник

Это восьмерка в вертикальной плоскости. Бедром схематично на стене рисуется знак бесконечности . Это будет выглядеть так: выводим бедро вверх, переводим в сторону, опускаем вниз и подтягиваем к себе, не останавливаясь продолжаем другим бедром.

21.

«Восьмерка» горизонтальной плоскости

мягко выводя бедро в сторону, отводим его назад или вперёд, в зависимости от направления восьмерки.

22.

Бочка

Ноги  на ширине плеч, рисуем самый большой круг тазом. Корпус наклоняем, слегка помогая, в противоположные стороны.

23.

Ключ

Основным, базовым движением этого танца является четкая отбивка ударов бедром в ритм музыки. Для удобства исполнения, ноги слегка согнуты в коленях. Стойка - полупальцы, но для начала пробуйте на полностью стоящей стопе. Подойдите к стене не вплотную, 10-15 см между коленом и стеной, не отрывая стопы от пола, коснитесь одним коленом стены, потом другим. Движение бедра будет направлено вверх-вниз. Отрабатывайте четкость ударов. Проверьте правильность исполнения: книгу на голову для баланса, ноги согнуты - работаем бедром вверх-вниз. Поочередная отбивка каждым бедром «1:1»(один-один). Постепенно увеличивайте количество ударов каждым бедром. Самые популярные отбивки: «l:l»-поочерёдно, «2:1» - одно бедро отбивает 2 удара вверх, другое один удар. Каждым бедром делаем два удаpa вверх «2:2». Сила ударов тоже варьируется. Сильные, жесткие, четкие удары соответствуют народному стилю и используются в основном для определенных отбивок в ритме. Спокойные, более легкие движения бедром лежат в основе классики этого направления, ими насыщен весь танец.

24.

Египетский ключ

Опорная нога полусогнута в колене, стопа плотно прижата к полу. Рабочая нога выведена на полупалец, сильно согнута в колене. Разгибая и сгибая колено рабочей ноги, выводим бедро, соответственно, вверх или вниз. Попробуйте сделать 10 ударов вверх. Следите за тем, чтобы корпус «не прыгал». Работать должно только бедро.

25.

Ключ шуруп

Постановка ног такая же, как и в египетском ключе, только бедро движется вперед-назад.

26.

Коленная тряска-Шимми

И.п –полуприсед.

попеременное выпрямление коленей.

движение таза-

а)вправо-влево,

б)вперед-назад,

в)по кругу

27.

Судан или бисер ( ягодичная тряска)

Подойдите к стене, прислонитесь спиной. Между стеной и обратной стороной колена 10-15 см. Поочередно выпрямляя колени, постарайтесь коснуться ногами стены. Постепенно увеличивайте скорость. Помните: при выполнении любого вида трясок, внутреннее бедро, ягодицы и живот должны быть расслаблены. Это состояние придаст необыкновенно яркую степень вибрации и не принесёт вреда здоровью.

28.

Египетская тряска

Колени сильно согнуты и более активны. Выталкиваем не только назад, но и хорошо выводим вперед. Эта тряска - производная от техники 1:1. Если в суданской тряске линия бедра стоит на месте, а работают только ягодицы, то в египетской тряске косточки бедра работают 1:1.Если необходимо, то вы можете помочь себе работой пяток. Пятками ударяем по полу, тем самым поднимая темп тряски и увеличивая силу и амплитуду. Сама тряска аналогична движению шуруп, но с большей динамикой. Ноги поставлены на ширине плеч. Руки для балансировки корпуса разведены в сторону. Стараясь не напрягать мышцы живота и ягодиц, выводим «косточку» бедра вперед и назад. Движение бедра выполняется параллельно полу. При достижении эффекта «легкости бедра» увеличиваем скорость вращения бедра. Корпус и руки удерживаем в зафиксированном положении. Изучая и отрабатывая эти виды трясок, пытайтесь исполнить их и на одной ноге. Одна нога опорная (на нее перенесем весь вес), вторая выведена на полупалец и отведена в сторону - это рабочая нога. Рабочая нога и есть исполнитель тряски. Техника исполнения тряски не меняется.

Заминка - Заключительная часть занятий носит восстановительный характер. Для устранения психомоторной и общей напряженности используют упражнения на «расслабление» или «растягивание». Упражнения стрейчинга выполняются под медленную спокойную музыку. Их цель - воздействовать на мышцы, наиболее нагруженные во время занятия. В частности, в заминке особое внимание следует уделить поясничному отделу позвоночника. 

   

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Сравнительные характеристики тестов

Рисунок  1 -  Скоростные способности

Рисунок  2 -  Координационные способности

Рисунок 3 - Силовые способности

Рисунок 4 - Активная гибкость

Рисунок  5 - Общая выносливость

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1     Абдулова A.M., Орлова Р.В., Теннова В.П., Иена Е.Б., Шенкмана С.Б., Болотников П.Г. Книга легкоатлета. - М., Физкультура и спорт, 2001г.

 2     Амшарин Б.А., Завьялов Л.К., Курамшин Ю.Ф. Педагогика физической культуры: Учеб. пособие. – СПб.: ЛГОУ, 2004. – 352 с. 

3. Б.А. Ашмарин., Ю.А. Виноградов, З.Н.Вяткина и др.; Под ред. Б.А. Ашмарина Теория и методика физического воспитания: Учеб. Для студентов фак. Физ. Культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура, - М.: Просвещение, 1990.-287 е.: ил. - ISBN 5-09- 001807-3.

4. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека.- Киев, 2007 .-226с.

5. Барабанов А.Г. Вопросы теории спортивной тренировки.- Волгоград, 2007.-97с.

6. Боген М.М. Обучение двигательным действиям.- М.: ФиС, 1995.- 192с.

7. Виленский М.Я. Профессиональное мышление в теории и практике педагогичекой деятельности преподователя физического воспитания // Теория и методика физической культуры, N7, 1989.- С.19-21.

8. Виленский М.Я., Зайцева С.Н. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущего учителя: Учебное пособие.- М.: Прометей, 2003.- 117с.

9. Вайцеховский С.М. "Книга тренера". М., Физкультура и спорт, 1971г. -205с.

10.4 Валик Б.В. Тренерам юных легкоатлетов. - М., Физкультура и спорт, 1974. - 168 с.

11.5 Выдрин В.М. Спорт в современном обществе .- М.:., Физкультура и спорт, 1980 г. с. 80.

12.Годик М.А. Спортивная метрология : учеб. для ин-тов физ. культуры / М.А.Годик. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 192 с..

13   Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010.

14   Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. - М., 2011.

15 ДеркачАА., Исаев А.А. Творчество тренера.-М.: ФиС, 1992.- 213с.

16 Демин М.В. Природа деятельности,- М.: Изд. МГУ, 2004.- 168с.

17 Егер К., Оелыплегель Г. Юным спортсменам о тренировке. - М., Физкультура и спорт, 1975г. -159 с

18   Еркомайшвили И.В. Основы теории физической культуры. Курс лекций. - «Уральский гос. Техн. Ун-т «УПИ». - Екатеринбург, 2004.

19. Жевновата Ж.Д., Заярин Г.А., Короткова Т.П., Рыбковский А.Г. Методика обучения видам лёгкой атлетике. Донецк, ДонГУ, 1989г.

20. Зимкина Н.В. Физиологическая характеристика и методы определения выносливости в спорте - М.: Физкультура и спорт, 2002г.

21 Курамшин. Ю.Ф. . “Теория и методика физической культуры: Учебник” под ред. проф., М., Советский спорт, 2007.

22. Курамшин Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств: Теория и технология применения / СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта.–СПб.,1998.–76с. 

23. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьн32. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Собр. соч.: в 5 т.- М., 1961.- т. 1-2.334с.

24. Лупандина Н.А. Требования к квалификационной подготовленности учителя физической культуры // Физическая культура в школе,- №9, 1988.- С.24-.

26. 11Ломан В. Бег, прыжки, метания. - М., Физкультура и спорт, 1974г.

27 В.И. Лях, А.А. Зданевич. “Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1-11 классы”., Москва, “Просвещение”, 2011.

28. 12Лях В.И. Физическая культура. 5-9 классы. Тестовый контроль - М.: 2009. -144 с.