"Ритмические игры на уроках хореографии"

Скирман Светлана Юрьевна

Методические рекомендации «Ритмические игры на уроках хореографии » предназначены для педагогических работников учреждений дополнительного образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Методические рекомендации

«Ритмические игры

на уроках хореографии »

Автор составитель :

Скирман Светлана Юрьевна,

 педагог дополнительного образования

Высшей квалификационной категории

(Skirmansveta@mail.ru)

Киселевск 2017

Методические рекомендации «Ритмические игры на уроках хореографии » предназначены для педагогических работников учреждений дополнительного образования.

Автор-составитель: Скирман С.Ю педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории МБУ ДОД  ЦДТ.

Содержание

Введение                                                                                                            3

От игры к танцу                                                                                                4    

Заключение                                                                                                        5

Приложения   « Игро-данс»                                                                          6-9                    

Список  литературы                                                                                        10

«В игре детей есть часто смысл глубокий».
Иоганн Фридрих Шиллер

Введение

   Танец - это творчество, танец - это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир.

      Используя музыкально-ритмические  игры,  на уроках  педагоги имеют прекрасную возможность выявить и развить у ребенка музыкальные способности: слух, голос, чувство ритма и т. д. С таким же успехом у детей могут развиваться и танцевальные способности.

Игра помогает ребенку в жизни, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определенную цель. В музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, самой творческой деятельности ребенка. Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности обучения, раскрепощению детей, избавлению от комплексов.

Каждое занятие   - это  игра, иначе маленьким танцорам просто будет не интересно. Прыжки и другие танцевальные движения в образах: жуков, аистят, игры в кузнечиков, мышат, лягушат помогут, а не помешают, освоит хореографию на базовом уровне. Придумать нужно  сюжет простой, понятный и доступный  для детей данного возраста.

    Задача педагога  - сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности - к учебной. В области дополнительного образования здесь решающую роль имеют танцевальные игры.  Ребенку должно быть интересно на занятиях  не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что это ему нравится, ведь игра – источник радостных эмоций, одно из лучших средств научить ребенка общаться со взрослыми и другими детьми. Игры способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов и помогают ребенку перейти к более высокой степени развития.

Правила игры:

1. И ребенку, и педагогу игра должна приносить радость. Каждый успех ребенка  – это обоюдное достижение: и ваше; и его.

2. Не заставляйте ребенка  играть, а  заинтересовывайте его  игрой, но, не доводите занятия играми до пресыщения.

3. Для детей первого года обучения  оживляйте игру сказкой , придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс.

Цель:  содействие  всестороннему развитию личности средствами танцевальных и музыкальных игр.

В соответствии с этим танцевальная игра имеет следующие задачи:

  • Коррекционные:

развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, координации движений;

формирование выразительных средств через движения.

  • Оздоровительные:

укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата; развитие быстроты двигательной реакции; развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);

  • Образовательные:

развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей; 

формирование умственных умений и навыков .

  • Воспитательные:

 воспитание общей музыкальной, двигательной культуры; эстетическое отношение к окружающему; развитие чувств и эмоций.

  • Развивающие:

 развивать познавательную активность; устойчивый интерес к действию; внимание, память, мышление;  ориентировку в пространстве.

От игры-  к танцу

Сущность игры как одного из видов деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Психологические свойства, которые выступают у ребенка в  первые три  года  обучения хореографией  получают развитие, закрепляются, и к началу подросткового возраста многие важные черты личности уже сформированы. Игра и занятия - две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Многие педагоги  отводят слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. К сожалению, многие педагоги  играми часто пренебрегают, ошибочно считая, что они лишь развлекают детей и развивают в них соперничество. Но надо помнить, что занятия, сами по себе, не являются ни ведущей, ни основной деятельностью для детей 7-10 лет. Чтобы учебный процесс был эффективным, мы предлагаем в младших группах максимально использовать игру. Правильно используя игры можно многого добиться в воспитании и обучении детей.  Насыщение занятия игровыми упражнениями, имитационными движениями, сюжетно-творческими зарисовками и сюрпризными моментами усилит эмоциональное восприятие музыки детьми, а, соответственно, поможет полнее и всестороннее решить поставленные задачи. Игра является важным видом детской деятельности и имеет большое значение для становления индивидуальности и формирования детского коллектива.

Заключение

Язык танца объединяет детский коллектив, а слияние игр и танца даёт каждому ребёнку дополнительный импульс, интерес к танцу и вообще к творчеству. Активным, творческим, пробуждающим в ребёнке художественное начало является и сам процесс обучения танцу. Именно в детском возрасте закладываются основы танца. Осваивая танцевальную лексику, ребёнок не просто воспринимает красивое, он преодолевает определённые трудности, совершает немалую работу для того, чтобы эта красота стала для него доступной.

Благодаря интересу детей к играм вообще, они легче втягиваются в обучение, вкладывая больше сил, а соответственно, получая и больше пользы, ведь игра – это особая форма усвоения ребёнком окружающей действительности, она выступает как универсальное средство развития и обучения, стимулирующее творческую деятельность детей и формирующее начальные хореографические умения.

Приложения

Игро - данс

Игра- манок  «Волшебные часики»

Все ребята становятся в круг. Педагог закрывает глаза, вынося вперед правую руку «стрелку часов» кружится по часовой стрелке, а дети против часовой  , при этом  педагог говорит слова « 12345- будем мы с тобой играть, 123- часики замри» Открывает глаза и приглашает в центр круга ребенка которого выбрали «Волшебные часики»

Игра «Заводные игрушки»

Один ребенок - покупатель, остальные придумывают, какой игрушкой они будут. На вступление они замирают, покупатель обходит каждую игрушку и заводит ключиком, игрушка оживает и начинает двигаться, в конце покупатель выбирает понравившуюся ему игрушку, которая потом становится покупателем. Музыкальное сопровождение каждый раз меняется.

 

Игра «Король »

Шел король  по лесу, по лесу, по лесу. Искал себе принцессу, принцессу, принцессу – все стоят в кругу, а «король » в центре круга. Он идет и оглядывается по сторонам.

Нашел король  принцессу, принцессу, принцессу – «король » кланяется и выводит «принцессу» в центр круга.

Давай  с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем. И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем – «король» с «принцессой» прыгают (прыжки по их желанию могут быть самыми разнообразными: на одной ноге, на двух, кружась из стороны в сторону, с продвижением вперед и т. д.). Все остальные дети хлопают в ладоши.

Давай и мы попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем. И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем – все участники в кругу начинают прыгать, подражая движениям «короля» и «принцессы». Так же разнообразно «дрыгают» ножкой выбрасывая вперед, назад, в сторону и т. д.

Игра «Путаница»

  Дети становятся по кругу. Считалкой выбирают из играющих «иголочку», «ниточку» и «узелок», которые выходят и круг. В это время остальные берутся за руки и поднимают их вверх воротиками. По сигналу «иголочка», «ниточка» и «узелок» начинают бегать между детьми. При этом «иголочка» старается запутать «ниточку» с «узелком».
  Когда дети освоятся, «ниточку» можно «удлинить», выбрав трех и более детей.
  Игру можно проводить, сопровождая движения текстом:
Игла-барыня, княгиня.
Весь мир нарядила.
Нарядила, обшила,
Сама раздетая ходила.
Она тонка, да длинна, 
Одноуха, да остра, 
Одноуха, да остра,
Всему миру красна.
Хвостик нитяной 
Тянет, тянет за собой. 
Сквозь холст он проходит, 
Узелок себе находит.

Игра «Топаем-хлопаем»

Массовая парная игра , в основе которого лежит ритмическое сочетание хлопков и ударов стопой об пол. Танец сопровождается веселой песенкой:

«Жили-были Топ и Хлоп,

 Два веселых друга,

 И ходили Топ и Хлоп

 Весело по кругу.

 

Если праздник настает,

Или день рожденья,

Топ придет, и Хлоп придет,

 В этом нет сомненья».

Припев:            

«Топ прикажет: «Топни ножкой посильнее:

Топ, топ, топ!»

Хлоп прикажет: «Бей в ладошки посильнее:

Хлоп, хлоп, хлоп!»

«Жили-были Топ и Хлоп,

Два веселых друга,

И ходили Топ и Хлоп

Весело по кругу.

Как прекрасно могут жить

Люди на планете,

Стоит радость подарить,

И большим, и детям!»

Припев:  повторяется.

Игра-  потешка «Сито»

Сито-бито, бито, бито. ( руки сомкнуть в круг)
Под бока, бока, бока.( бьем ладонями  по бокам)
Проходи-ка через сито, ( руки сомкнуть в круг)
Просевайся мука! ( сеем)

Ты пеки, пеки, пеки( показываем пальчиками друг на друга)
Из просеянной муки( сеем)
Блин-чи-ки,( ударяем ладонью об ладонь)
Пи-рож-ки ( ладони складываем в лодочку)
И о-ла-душ-ки! ( мелкие хлопки)

Игра «Паровозик»

Едет, едет паровоз,(Дети движутся паровозиком)

Сто окон и сто колёс,

Видно поезд за версту ту-ту.(Повторяют звук гудящего паровоза)

Паровоз вперёд летит

И колёсами стучит чух-чух.

Ты в окошко посмотри,(Смотрят вправо, смотрят влево)

Лес, луга увидишь ты.

Мы умчимся далеко,

Солнце светит высоко.

Машем маме, машем папе, (Машут правой рукой,вправо;др.рукой)

Бабушке и дедушке,(Повторяют те же движения)

Спим, спим…паровозик(Складывают ладошки  под щёчкой,закрывают глаза,в др,сторону)

Чух-чух - 4р., ту-ту…(«Гудят» ,продолжают движение «паровозиком»

 Игра «Мы проснулись,улыбнулись»

 Мы проснулись, улыбнулись, за руками потянулись.      руки вверх за  

                                                                                                                 голову,

Раз, два, три, четыре, пять – потянулись мы опять.          тянем носки ног.

Вот проснулись наши ножки.                             стопы ног вперед-назад

Разомнём мы их немножко.

Стопы дружно разгибаем,                                 ноги согнуть в коленях, 

А потом к себе подтянем.                                  подтянуть к животу.3        

                                                                                                                раза

А вот просыпается животик.                            гладим живот по часовой  

                                                                                                             стрелке

Ты его погладь, дружочек.

Сели дружно по-турецки:                                 выполняют движения

Спину держим прямо,                                       в соответствии тексту

Дышим носом – вдох и выдох.

Список литературы

  1. Басов М.Я. Движения под музыку. /В кн.: Избранные психологические произведения. М., 1995.
  2. Бубнова О.Б. Использование коммуникативных танцев в музыкально-ритмической деятельности младших школьников / О.Б. Бубнова //
  3. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. – СПб. : Музыкальная палитра, 2014.
  4. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль, 2000.  
  5. Балет:  энциклопедия.  /  Гл.  ред.  Ю.Н.  Григорович.  М.:  Советская  энциклопедия,  1981.  –  623  с.,  ил.
  6. Бурмистрова  Е.В.  Танец  и  музыкальная  игра:  нераскрытые  возможности  //  Прикладная  психология  и  психоанализ.  —  1998.  —  №  1.  —  С.  65—72.
  7. Танцевально-двигательная терапия (сборник). – Ярославль: 1994.