Программа учебно-воспитательной деятельности Воскресной школы храма Рождества Христова

Крылова Светлана Васильевна

Программа учебно-воспитательной деятельности воскресной школы при храме Рождества Пресвятой Богородицы разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами «Об образовании в Российской Федерации» и «О свободе совести и религиозных объединениях», нормативными документами Русской Православной Церкви «Устав Русской Православной церкви», «нормативными документами Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви «Положение о деятельности воскресной школы (для детей) Русской Православной Церкви в РФ», «Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви (далее Стандарт)», «Православный компонент основной общеобразовательной программы дошкольного образования (для православного дошкольного образовательного учреждения на территории Российской Федерации)», СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям  и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_uchebno-vospitatelnoy_raboty_vsh.docx73.25 КБ

Предварительный просмотр:

Воскресная школа при храме Рождества Христова

Вознесенское благочиние

Выксунская и Павловская епархия

СОГЛАСОВАНО                                                      УТВЕРЖДЕНО

Настоятель храма                                                     Директор Воскресной школы

Рождества Христова                                                __________С.В. Крылова

__________ иерей Александр Ларин                          

ПРОГРАММА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ

ХРАМА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Разработала преподаватель Воскресной школы      Крылова  С. В.

с. Полховский Майдан

2017 год

                                       Содержание

Введение……………………………………………………………….........

3

I. Пояснительная записка……………………………………………………

4

II. Цели и результаты учебно-воспитательной деятельности для каждой ступени………………………………………………………………………

7

III. Программа духовно-нравственного воспитания детей………………

15

IV. Учебный план воскресной школы……………………………………..

18

V. Программы по вероучительным предметам и предметам духовно-                          нравственной направленности…………………………………………….

19

VI.Особенности организации учебно-воспитательной деятельности…..

23

Заключение……………………………………………………………………

23

Список литературы…………………………………………………………

24

Введение

Программа учебно-воспитательной деятельности воскресной школы при храме Рождества Пресвятой Богородицы разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами «Об образовании в Российской Федерации» и «О свободе совести и религиозных объединениях», нормативными документами Русской Православной Церкви «Устав Русской Православной церкви», «нормативными документами Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви «Положение о деятельности воскресной школы (для детей) Русской Православной Церкви в РФ», «Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви (далее Стандарт)», «Православный компонент основной общеобразовательной программы дошкольного образования (для православного дошкольного образовательного учреждения на территории Российской Федерации)», СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям  и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Программа разработана с учётом типа образовательного учреждения, определяемого нормативным документом Отдела религиозного образования и катехизации Русской воскресной школы Православной Церкви «Краткое руководство для определения типа воскресной школы», а также с учётом образовательных потребностей участников образовательного процесса.

Программа воскресной школы является нормативным документом, который регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности воскресной школы по реализации Стандарта.

Нормативный срок освоения Программы составляет четыре года. таким образом, эта Программа будет реализовываться, дорабатываться и корректироваться в течение 4-х лет.

1.Пояснительная записка

Православная воскресная школа – это педагогическая система дополнительного религиозного образования, в рамках которой осуществляется обучение религии с целью формирования у учащихся православного мировоззрения.

Современная воскресная школа как система дополнительного религиозного образования – это явление, обусловленное секуляризацией общества вообще и системы образования в частности: пока в 1917 году школа в России не была отделена от Церкви, обучение религии было встроено  в учебный процесс общеобразовательной школы, а дореволюционные воскресные школы представляли собой одну из форм общего образования.

В то же время нельзя сказать, что современная приходская воскресная школа не имеет корней в церковной педагогической традиции. Они есть и уходят в самую глубь истории Церкви, когда невозможно было и представить себе, что со временем кто-то станет сомневаться, нужна ли подготовка к крещению, должны ли христиане знать основы веро- и нравоучения и пр.

Воскресная школа – явление сравнительно новое в институциональном отношении, но древнее, как преемствующее церковной традиции оглашения, возрождающейся в конкретных исторических условиях, в том числе и через воскресные школы.

Приоритет в этой системе отдается воспитанию и формированию педагогической среды. Это не означает, что формированию знаний не уделяется большого внимания, но лишь то, что набор формальных знаний, умений, навыков – это ещё не само мировоззрение. Последнее формируется  через усвоение  учащимися веро- и нравоучительных представлений и понятий. Однако в этом отношении здоровая среда общения играет большую роль, нежели чем объём заученной информации. Нельзя забывать, что дети приходят в воскресную школу после шестидневной учебной недели и все, что будет им напоминать казенный учебный процесс ( в том числе и упор на заучивание материала), может вызвать отторжение и нежелание посещать занятия. В результате отпавшие будут потеряны для воскресной школы, как среды православного воспитания.

Следует отметить, что воскресная школа ориентирована в первую очередь на прихожан и в то же время не замыкается на них, но открыта для всех, кто интересуется основами православной веры. Более того, преподаватель должен строить свою беседу с детьми таким образом, чтоб и нерелигиозные родители, порой присутствующие на занятиях, получали пищу для размышлений и тоже мало-помалу просвещались и воцерковлялись.

Специфичной чертой воскресной школы как педагогической системы является текучесть среди состава учащихся. Учитывая этот факт, тематическое планирование следует строить таким образом, чтобы, во-первых, информативный материал и понятийный аппарат предшествующей ступени присутствовал в каждой из последующих, а во-вторых, раскрытие тем на занятиях должно строиться таким образом, чтобы учащийся, который по тем или иным причинам прервет своё обучение, усвоил бы по возможности максимум духовно-нравственных представлений и понятий, которые в последующей жизни оказались той путеводной звездой, которая вывела бы его к Богу или хотя бы в какой-то мере сохранила от зла.

Данная программа не включает всего многообразия предметов, которые могут изучаться в воскресной школе, но лишь курс Закона Божия, структурными компонентами которого являются Священная История Ветхого и Нового Завета (Библейская история), Катихизис, основы литургики, общецерковная история и история РПЦ. Все прочие дисциплины, изучаемые в воскресной школе, должны ориентироваться на курс Закона Божия как на ядро, в поле которого они вращаются подобно спутникам: межпредметные связи должны выстраиваться относительно этого курса как системообразующего на всех последующих.

2.Цели деятельности воскресной школы:

  • Дать начальную форму духовно-нравственного воспитания.
  • Дать православно-религиозное образование.

  Задачи воскресной школы:

  1. Воцерковление детей через естественное вживание в церковную общину и литургическую жизнь.
  2. Формирование потребности к участию в литургической, социальной, миссионерской жизни прихода.
  3. Воспитание в вере, включающее в себя обучение христианскому вероучению и евангельской нравственности;
  4. Адаптация к жизни в современном обществе в соответствии с нормами христианской морали.
  5. Всестороннее развитие личности и мотивации к познанию и творчеству и формирование общей культуры.
  6. Обеспечение необходимых условий для укрепления духовного и физического здоровья, гражданского самоопределения и творческого труда.

3.Основные направления деятельности воскресной школы

Для достижения целей и задач воскресная школа осуществляет следующие направления деятельности:

1.Просветительское (катехизическое).

Религиозное и духовно-нравственное направление реализуется посредством занятий по вероучительным предметам и предметам духовно-нравственной направленности, через паломнические поездки, участие в литургической жизни прихода и обеспечивает воспитание активной и многогранной личности христианина.

2.Социальное направление способствует взращиванию в воспитанниках христианских качеств (милосердия, жертвенности, терпения и др.)

3.Культурно-образовательное направление интегрирует в себе просветительскую работу, эстетическую, духовно – нравственное развитие через творчество детей.

4.Интеллектуальное направление способствует повышению мотивации к познавательной деятельности, развитию мыслительных способностей. В рамках этого направления предполагается участие в викторинах, познавательных и интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научных конференциях, интеллектуальных марафонах, исследовательских проектах и других образовательных событиях.

Перечень направлений учебной деятельности является открытым и может быть изменён в соответствии с запросами детей и их родителей (законных представителей).

4. Педагогические подходы в обучении и воспитании

1) Дифференцированный подход в воспитании и обучении, один из способов решений педагогических задач с учетом социально – психологических особенностей групп воспитания. Дифференцированный подход дает возможность воздействовать на отношения между личностью и группой, группой и коллективом, детьми и взрослыми. Этот подход раскрывает достоинства учащихся через игры, соревнования и находится в прямой зависимости от творческой атмосферы.

2)  Индивидуальный подход – важный психолого – педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка. Для этого необходимо наблюдение педагога, встреча с родителями. Чтобы в случае затруднения поддержать ребенка, во время прийти на помощь. Этот подход обеспечит эффективность каждого ученика.

3) Деятельностный подход в образовании – процесс деятельности ученика, направленный на становление его личности в целом. Это значит делать учение мотивированным, научить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель, находить пути и средства ее достижения. Уметь себя самоконтролировать.

        

5. Участники учебно-воспитательной деятельности

     Участниками учебно-воспитательного процесса в воскресной школе являются: настоятель прихода (духовник), директор воскресной школы, педагогические работники воскресной школы, учащиеся, родители (законные представители учащихся).

II. Цели и результаты учебно-воспитательной деятельности для каждой ступени

К планируемым результатам учебной программы отнесены:

Личностные результаты:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  • сформированность мотивации к изучению и познанию;
  • отражение индивидуально – личностных позиций, личностные качества.

Метапредметные результаты:

-освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммутативных).

Учет индивидуальных возрастных, психологических особенностей обучающихся.

Стандарт устанавливает требования к результатам учебно-воспитательной деятельности:

а) личностным, включающим готовность и способность воспитанников руководствоваться христианскими нравственными принципами в своей жизни, к саморазвитию и самоопределению, ценностно-смысловыми установками, отражающими индивидуальные позиции, наличие стойкой мотивации к учению и познанию, способность ставить цели и строить жизненные планы;

б) предметным, включающим освоенный воспитанниками в ходе изучения вероучительных предметов духовный опыт.

Предметными целями и результатами учебно-воспитательной деятельности воскресной школы для каждой ступени являются:

Дошкольная ступень

Православное воспитание детей дошкольного  возраста – это первая  ступень в процессе становления духовно-нравственной личности. В этом возрасте ребенок глубоко и трепетно воспринимает и переживает свои первые впечатления, обретая опыт, который в дальнейшем определит его жизненный путь и нравственный выбор. Очень важно, чтобы эти первые впечатления давали ему уроки добра и любви, раскрывали красоту и величие сотворенного Богом мира, учили беречь его. Воспитание в детях навыка добродетельной жизни должно проявляться в желании помогать другим людям, способности к сопереживанию, сорадости, адекватному проявлению своих чувств, в поддержании порядка и чистоты в доме и во дворе, в своих вещах.

Вероучительным предметом дошкольной ступени является «Введение в Закон Божий» (первичные понятия о Боге, о духовном мире, о молитве, о Священной Библейской истории, о храме Божием).

Изучение «Введения в Закон Божий» в дошкольном возрасте направлено на достижение следующих целей:

  • заложить основы православного мировосприятия, дать начальные знания о Боге и вере, мире и человеке;
  • пробудить личность ребенка, направить ее к познанию Бога, сформировать религиозные чувства;
  • воспитывать у детей чувство благоговения к святыне и святым, почтения и любви к родителям и другим людям, учить их бережно относиться к окружающему миру как творению Божиему;
  •  развивать творческие способности, направить их к умственному и физическому совершенствованию ребенка;
  •  помочь освоить  и закрепить первоначальные навыки  духовной жизни в Церкви;
  •  развивать нравственные чувства, дать первые представления о добре и зле, обогащать нравственный опыт детей через овладение навыками добродетельной жизни.

Для дошкольников рекомендуются занятия в форме уроков-встреч, уроков-бесед, творческих мастерских по 20-30 минут.

Предметные результаты изучения «Введения в Закон Божий»:

  • понимание, что Бог есть Творец мира;
  •  знание о молитве: где, когда и как надо молиться, молитвы предначинательные, молитва Господня, молитвы перед и после трапезы, причастный стих, Тропарь: Христос Воскресе!;
  • представление о Церкви Христовой как доме Божием;
  •  представление о Библии как Священной книге, знание главных сюжетов из Священного Писания (о сотворении мира, о Великом потопе, об Аврааме, Моисее, о главных событиях земной жизни Господа Иисуса Христа);
  •  знание Заповедей Божиих (обзорно);
  •  знание имен своих небесных покровителей; святых, почитаемых в храме, в семье;
  • умение совершать краткое утреннее и вечернее молитвенное правило;
  • умение различать образы Спасителя, Божией Матери и святых;
  • умение петь простые песнопения;
  • умение получать благословение и подходить ко Святому Причащению.

Начальная ступень

Вероучительными предметами начальной ступени являются: «Закон Божий» (в том числе: священная библейская история, устройство православного храма, богослужение и история Церкви; «Основы христианской нравственности» на основе Евангелия и житий святых); «Церковно-славянский язык» и «Основы хорового и церковного пения».

Изучение курса «Закон Божий»  направлено на достижение следующих целей:

  • заложить основы православного мировоззрения и мировосприятия;
  • дать знания о важнейших событиях священной библейской и церковной истории, о внутренней и внешней сторонах жизни Церкви, о нравственном духовном законе;
  • помочь овладеть основными навыками добродетельной жизни (по совести), богослужебной жизни через участие в Таинствах и Богослужениях, посильных храмовых послушаниях, правилами поведения в храме и личной молитвы;
  • воспитать нравственные чувства, уважение и любовь к родителям и старшим, к Родине, бережное отношение к окружающему миру, как творению Божию;
  • формировать ценностные жизненные ориентиры;
  • научить применять полученные знания для духовного и творческого совершенствования  и помощи ближнему.

Предметные результаты изучения «Закона Божия»:

  • знание, что Бог есть Творец мира, Иисус Христос Сын Божий – Спаситель мира;
  • знание и понимание молитвы Господней, молитв перед и после трапезы, до и после учения, причастного стиха, основных песнопений Пасхи (тропарь, стихиры, избранные песни Пасхального канона);
  •  представление о Библии как Священной книге, знание основных сюжетов Священной Истории Ветхого Завета (о сотворении мира, падении денницы, о первых людях и их грехопадении, истории Каина и Авеля, о Великом потопе, об Аврааме и Моисее); знание главных  событий земной жизни Господа Иисуса Христа, основных притч;
  •  представление о Церкви как собрании людей во имя Христа; храме и его устройстве, внешней и внутренней символике, священнослужителях, церковнослужителях;
  •  знание названий двунадесятых и великих праздников;
  • знание о Таинстве покаяния и Евхаристии;
  • знание имен двенадцать апостолов; представление о жизни апостолов Петра и Павла, архидьякона Стефана, великомучеников Георгия Победоносца и Пантелеимона, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святителя Николая Чудотворца, равноапостольных Константина и Елены;
  •  представление о Крещении Руси, апостоле Андрее Первозванном и равноапостольных Владимире и Ольге, о жизни благоверного князя Александра Невского, преподобного Сергия Радонежского, святителя Алексия Московского, благоверного князя Димитрия Донского, священномученика патриарха Ермогена, преподобного Серафима Саровского, блаженных Ксении Петербургской и Матрены Московской, праведных Иоанна Кронштадтского и воина Федора Ушакова; о новомучениках и исповедниках Российских;
  • знание десяти заповедей Божиих, заповедей Блаженств;
  • умение петь тропари двунадесятых праздников, тропарь и стихиры Пасхи;
  •  сознанное участие в Таинствах исповеди и причащения.

Использование своих знаний для:

  • выявления и осознания собственных греховных поступков;
  • построения исповеди и исправления грехов.

Изучение церковнославянского языка направлено на достижение следующих целей:

  • сформировать представление о церковнославянском языке как о величайшей ценности, достоянии общечеловеческой и национальной культуры, культуры славянских народов;
  • раскрыть его социокультурное и историческое значение для становления и развития духовного облика русского, всех славянских народов, славянских литературных языков, величие и богатство церковнославянского языка как языка богослужения Русской Православной Церкви;
  • овладеть традициями церковнославянского языка для совершенствования навыков чтения и понимания церковнославянских текстов, для осознанного участия в литургической жизни Церкви.

Предметные  результаты изучения церковнославянского языка:

  • знание истории жизни и трудов святых равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия;
  •  знание истории возникновения славянской письменности, развития церковнославянского языка;
  • знание азбуки: алфавитного порядка букв, названий, начертаний и звуковых соответствий каждой буквы;
  • знание основных особенностей церковнославянской лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса;
  • знание словарных слов для чтения и слушания Евангелия и Псалтири;
  • знание происхождения и значения общеупотребительных личных канонических имен;
  • овладение правилами чтения  и орфографии (особенности церковнославянской графики) церковнославянского текста;
  •   умение читать церковнославянский текст (молитвы предначинательные;  тропари наиболее употребляемые);
  •  умение ориентироваться в нумерации страниц, псалмов, стихов в церковных книгах;
  •  умение осуществлять переложение на русский язык псалмов и притч;
  •  умение анализировать и кратко характеризовать части речи, предложение;
  •  умение работать с церковнославянскими словарями.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни:

  • читать и понимать церковнославянский текст;
  • знать наизусть основные молитвы;
  • самостоятельно и регулярно совершать утреннее и вечернее молитвенное правило;
  •  осмысленно участвовать в Богослужении.

Основная ступень

Вероучительными предметами основной ступени являются: «Священное Писание»: «Ветхий и Новый Завет»; «Православное Богослужение» («Литургика»); «Основы православного вероучения»/(«Катехизис»); «История Христианской Церкви», «Христианская этика».

Изучение Священного Писания Ветхого и Нового Завета направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной христианской картины мира;
  • осмысление основных этапов спасения человеческого рода через Боговоплощение, Крестную Жертву и Воскресение Господа Иисуса Христа;
  • освоение знаний о важнейших событиях ветхозаветной и новозаветной истории;
  • овладение навыками работы с текстом Библии и навыками ее понимания;
  • формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с историческими событиями ветхозаветного периода и нравственным учением Господа Иисуса Христа;
  • применение знаний и представлений о нравственном законе в личной жизни для христианского самосовершенствования;
  • воспитание нравственных чувств, а также уважения, ответственности и бережного отношения к окружающему миру.

Предметные результаты изучения Священного Писания  Ветхого и Нового Завета:

  • знание о Библии, названий книг, составляющих ее, автора Пятикнижия;
  • знание основных событий библейской истории Ветхого и Нового Завета, основных прообразов ветхозаветной истории;
  • знание Десяти заповедей Божиих;
  • знание основных событий земной жизни Господа Иисуса Христа;
  • умение рассказать о Библии как о Священной книге, имеющей ценность для всех людей;
  • умение рассказать хронологию и содержание основных этапов Ветхозаветной истории и объяснить смысл;
  • умение раскрыть нравственный смысл десяти заповедей Божиих;
  • умение рассказать хронологию и содержание основных этапов Новозаветной истории и объяснить их смысл;
  • умение раскрыть нравственное содержание заповедей Блаженства.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания процессов, происходящих в нравственной жизни современного общества;
  • высказывания собственного мнения по вопросам нравственной оценки происходящего в современном обществе;
  • использования знаний христианской нравственности для личной благочестивой жизни.

Изучение «Основ православного вероучения»/ «Катехизиса» направлено на достижение следующих целей:

  • формирование православного мировоззрения и жизненной позиции православного христианина;
  • освоение знаний, касающихся православного вероучения;
  • овладение навыками добродетельной жизни;
  • формирование системы ценностей, основанных на православном мировоззрении;
  • применение полученных знаний для духовного самосовершенствования и приобщения других к православной вере, традиции и культуре;
  • воспитание религиозных чувств, любви, сострадания к окружающим.

Предметные результаты изучения «Основ православного вероучения»/ «Катехизиса»:

  •  знание Символа веры, смысла двенадцати членов Символа веры;
  •  знание молитвы Господней, смысла заложенного в ней учения о Надежде;
  •  знание заповедей Блаженства, заложенного в них учения;
  •  знание смысла и значения Таинств Церкви в жизни человека;
  •  представление о христианском понимании брака и нормах христианского поведения;
  • умение объяснять понятия «Бог», «Троица», «грехопадение», «Боговоплощение», «искупление», «спасение»;
  •  умение объяснять значение Крестной смерти Спасителя, учение о Духе Святом, учение о Богородице, понимание «святости»;
  • умение рассказать с христианских позиций о назначении и смысле жизни человека, раскрыть смысл слов «образ и подобие Божие в человеке», «обожение».

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания роли и места православного вероучения в жизни человека;
  • высказывания собственных зрелых религиозных суждений;
  • использования полученных знаний об основах веры для устроения  православно-христианского образа жизни.

Изучение «Истории Христианской Церкви» направлено на достижение целей:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям Церкви и Отечества;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всеобщей Церковной истории, их взаимосвязи с гражданской историей;
  • овладение методами исторического познания, умения работать с источниками исторической информации;
  • формирование представлений о важности исторической роли Русской Православной Церкви в истории России;
  • применение знаний и представлений о роли Православной Церкви в жизни общества для участия в межкультурном взаимодействии с представителями других религиозных традиций.

Предметные результаты изучения «Истории Христианской Церкви»:

  • знание основных этапов и ключевых событий истории общецерковной и истории Русской Православной Церкви;
  •  знание имен выдающихся церковных деятелей и их вклада в развитие Церкви и общества;
  •  представление о значении Христианства в культурном развитии Западной Европы;
  • понимание значения Крещения Руси и Православной Церкви в истории России;
  •  представление о Поместных Православных Церквах;
  • умение соотносить даты событий гражданской и церковной истории;
  • умение соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
  • умение рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание.

Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной церковной и общественной жизни;
  • объяснения своего личного отношения к наиболее значимым событиям и личностям Русской Церковной истории и всеобщей истории;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой национальной и религиозной принадлежности.

Изучение «Христианской этики» направлено на достижение целей:

  • воспитание личности, несущей в себе образ Божий;
  • освоение христианских представлений о смысле жизни, месте человека в мире, свободе и ответственности;
  • овладение способностью противостоять злу в мире и в самом себе;
  • формирование представлений о духовной жизни христианина;
  • применение полученных знаний в личной духовной жизни, в межчеловеческих отношениях и общественном служении.

Предметные результаты изучения «Христианской этики»:

  • представление о подходах к решению вопроса о смысле жизни в философиях и религиях мира;
  • знание христианского подхода к вопросу о смысле жизни;
  • знание положений Декалога и их актуальности в современном мире;
  • представление об основах духовной (внутренней) жизни человека;
  • умение применять знания в личной духовной жизни, межличностных отношениях и общественном служении.

Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • нахождения смысла своей жизни и определения себя в мире;
  • самоидентификации себя в мире как христианина;
  • противостояния злу в мире и в самом себе.

III. Программа духовно-нравственного воспитания детей.

Духовно-нравственная воспитательная работа в воскресной школе направлена на то, чтобы сплотить детей, родителей и педагогов в большую семью вокруг храма.

Духовно-нравственная воспитательная работа идёт в таких направлениях, как:

  • Духовное;
  • Познавательное;
  • Патриотическое;
  • Культурное;
  • Экологическое;
  • Краеведческое;
  • Творческое.

Духовное направление – это то, ради чего существует воскресная школа. Это когда ученик воскресной школы видит своих одноклассников на богослужении и участвует в церковных таинствах.

Важным звеном своей деятельности мы считаем преподавание духовных дисциплин, поэтому такое направление как познавательное тесно связано с образованием. Это интеллектуальные игры, викторины.

На второе место мы ставим работу с семьёй, родителями. Стараемся создать среду, которая содействовала бы выработке такой программы семейной жизни, которая приводит к спасению всю семью.

Также у нас есть краеведческое направление, где обязательно запланированы паломнические поездки, куда мы приглашаем не только учеников школы, но и членов их семей. Таким образом, семейный подход прослеживается и здесь.

Экологическое направление проявляется в уборке на территории храма и на церковной площади.

Культурное направление традиционно связано с проведением и организацией праздников, концертов, конкурсов чтецов и т.д.

Патриотическое направление всегда занимало значительное место в воспитательной программе воскресной школы.  Нами отмечаются знаменательные даты нашей страны, церкви.

Творческое направление в работе с детьми помогает раскрыть их индивидуальность, умения. Объединяет детей и родителей в реализации творческих проектов. Сплачивает семью при совместных послушаниях в храме.

Сетка часов учебного плана. Основная ступень

 Учебные предметы

Количество

часов в неделю

(всего за год)

I-й

год обучения

II-й

год обучения

III-й

год обучения

IV-й

год обучения

Священное Писание: Новый Завет. Часть 1.

1час

(28 часов)

-

-

-

Церковнославянский язык. Имяслов.

1час

(28 часов)

-

Священное Писание: Новый Завет. Часть 2.

1 час

(28 часов)

Основы церковнославянской грамоты

0,5 часа

(14 часов)

Православное Богослужение

-

0,5 часа

(14 часов)

0,5 часа

(14 часов)

Основы христианской нравственности

-

0,5 часа

(14 часов)

0,5 часа

(14 часов)

0,5 часа

(14 часов)

История Христианской Церкви

-

-

1час

(28 часов)

Православный Катехизис

-

-

-

0,5 часа

(14 часов)

Христианская Этика

0,5 часа

(14 часов)

Итого:

2 часа

(56 часа)

2 часа

(56 часа)

2 часа

(56 часа)

2 часа

(56 часа)

Учебный план Воскресной школы при храме Рождества Христова.

Предметы

Количество часов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

Первые шаги в Церковной жизни

28

Православный иконостас

28

Священная История Ветхого завета

28

Священная История Нового Завета

(1 часть)

28

Церковнославянский язык. Имяслов

28

Священная История Нового Завета

( 2 часть)

28

Основы церковнославянской грамоты

14

Богослужение Православной Церкви (Литургия)

14

История Христианской Церкви

28

Богослужение Православной Церкви (Всенощное бдение)

14

Катехизис

14

Основы христианской нравственности

14

14

14

Христианская Этика

14

Церковное пение

20

20

20

20

20

20

20

Изобразительное творчество и рукоделие (факультатив на усмотрение школы)

20

20

20

20

20

20

20

Уроков в неделю:

2+1

3+1

3+1

3+1

3+1

2+1

2+1

IV. Учебный план воскресной школы при храме Рождества Христова

Дошкольная группа

Программа по Закону Божию для детей младшего возраста

№  п/п

Тема

Количество занятий

1

Мир – наш дом. Бог – творец.

1

2

Твое святое имя.

1

3

Видеофильм «Ангел»

1

4

Храм – Дом Господа.

2

5

Наши молитвы.

2

6

Воскресенье – день Господень.

1

7

Понятие о святости.

1

8

Священное Писание.

1

9

Заповеди любви.

2

10

Золотое правило.

1

11

Слайд-фильм «Жизнь Иисуса Христа»

1

12

Рождество Христово( праздничное представление)

1

13

Крещение Господне.

1

14

Наши желания.

1

15

Трудолюбие.

1

16

Заповеди Божии.

2

17

Послушание и своеволие.

2

18

Грехи и покаяние. Добродетели.

2

19

Прощеное Воскресенье. Великий пост.

1

20

Заповеди Божии ( продолжение)

1

21

Практическое занятие: выполнение послушания в храме (подготовка к праздникам)

2

22

Красное яичко.

1

23

Паломническая поездка.

1

24

Повторительно-обобщающее занятие.

2

25

Открытый урок. Выставка детских работ и рисунков.

1

        Всего:

33

Начальная ступень

Учебный план для воскресной школы составлен  на основе УМК «Вертоград», составитель Захарова Л.А., рассчитанного на 7 лет обучения и предназначенного для воскресных школ, православных гимназий, общеобразовательных школ.

Класс

Возраст, лет

Предметы

Уч. год

1

Начальная ступень                 (7 – 11 лет)

Храмоведение. (Начальные понятия о Боге, о молитве, о храме).

2012-2013

2017-2018

2

Православный иконостас. (Двунадесятые праздники. Лики святых. Подробный разбор устройства иконостаса с использованием бумажной модели).

2013-2014

3

Ветхий Завет

2014-2015

Основная ступень (12-17 лет)

4

1.Новый Завет. Часть 1.

2.Церковнославянский язык. Имяслов.

2015-2016

5

1.Новый Завет. Часть 2.

2.Основы церковнославянской грамматики.

2016-2017

6

1.История Христианской Церкви.

2.Богослужение Православной Церкви (Литургия)

2017-2018

7

Богослужение Православной  Церкви

2018-2019

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ХРАМОВЕДЕНИЕ»

Тема

Кол-во часов

1

Знакомство. Твое святое имя. Именины.

1

2

О мире. Мир – творение Божие. О Боге – Творце.

1

3

О Боге. Свойства Божии.

1

4

Крестное знамение.

1

5

О молитве. Виды молитв.

1

6

Молитвы Пресвятой Троице. Славословие Пресвятой Троице. Трисвятое.

1

7

Отче наш. Иисусова молитва. Царю Небесный.

1

8

Об ангелах. Молитва Ангелу – хранителю. Поделка «Ангел».

1

9

Церковь земная и небесная. Молитвы за живых и усопших.

1

10

Молитвы Богородице: Богородице Дево. Достойно есть.

1

11

Церковные таинства.

1

12

О храме. О храмовом благочестии.

1

13

Устройство храма. Формы храмов.

1

14

Устройство храма. Форма и количество куполов.

1

15

Устройство храма. Части храма. Притвор, храм, алтарь, колокольня.

1

16

Устройство храма. Алтарь.

1

17

Устройство храма. Престол.

1

18

Устройство храма. Жертвенник.

1

19

Иконостас. Праздничный ряд иконостаса – Священная история в красках.

1

20

О Великом посте. О распятии и Воскресении Иисуса Христа.

1

21

Торжество Православия. Почему мы почитаем иконы.

1

22

Крест любой формы – истинный Крест.

1

23

Крестопоклонная неделя.

1

24

Иконостас. Царские врата – Благая весть.

1

25

От Пасхи до Троицы.

1

26

Пасхальная открытка. Готовим подарок на Пасху.

1

27

Поделка ко Дню жен – мироносиц.

1

28

День жен-мироносиц.

1

Итого:

28

Содержание курса «История Христианской Церкви»

Тема

Кол-во часов

1

Книга Деяний. Обращение Савла.

1

2

Чудеса, совершённые Петром.

1

3

Начало крещения язычников. Апостольский собор в Иерусалиме.

1

4

1 Миссионерское путешествие Павла.

1

5

2 Миссионерское путешествие Павла.

1

6

3 Миссионерское путешествие Павла.

1

7

Павел в Риме.

1

8

Апостольские Послания. Соборные послания Иакова, Петра, Иоанна.

1

9

Послания апостола Павла. Павел о любви в 1 Кор 13: 1-7 О пастырских посланиях. Наставления мужами и женам.

1

10

Откровение Иоанна. «Се, стою у двери и стучу..» «Новое небо и новая земля».

1

11

Успение Божией Матери.

1

12

Всеобщее гонение на христиан. Нерон, Диоклетиан. Разрушение Иерусалима.

1

13

Прекращение гонений. Воздвижение Креста Господня. Константин Великий.

1

14

Новые враги христианства. Юлиан Отступник.

1

15

1 Вселенский собор. Святители Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский.

1

16

2 Вселенский собор. Григорий Богослов. Василий Великий.

1

17

Христианская Церковь в 4 веке. Иоанн Златоуст.

1

18

Церковь в 7 веке. Страдания от Хозроя. Магометане.

1

19

Иконоборчество. 7 Вселенский Собор. Иоанн Дамаскин.

1

20

Просвещение славян. Святые Кирилл и Мефодий.

1

21

Крещение Руси.

1

22

Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона.

1

23

Мученики в Орде. Михаил и Феодор Черниговские. Роман Рязанский.

1

24

Преподобный Андрей Рублёв.

1

25

История Иконы. Иконография Спасителя.

1

26

Рассказ о своём святом. Самостоятельная работа.

1

Итого

26

Содержание курса «Богослужение Православной Церкви (Литургия)»

Тема

Кол-во часов

1

Евхаристия – сердцевина Литургии.

1

2

Престол. Жертвенник. Литургические принадлежности.

1

3

Литургия. Проскомидия.

1

4

Литургия оглашенных. Антифоны 1 и 2. Псалмы 102 и 146.

1

5

Единородный Сыне. Блаженны.

1

6

Литургия оглашенных. Малый вход. Тропари и кондаки. Трисвятое.

1

7

Литургия оглашенных. Чтение Апостола и Евангелия. Ектении сугубая, заупокойная, об оглашенных.

1

8

Литургия верных. Великий вход. Херувимская. Ектения  просительная.

1

9

Литургия верных. Символ веры. Евхаристический канон.

1

10

Литургия верных. Первое и Последнее явление Святых Даров. Причащение мирян. Благодарение и отпуст.

1

11

Литургия. Повторение.

1

12

Седмичный круг Богослужения.

1

13

Годовой круг Богослужения.

1

14

Зачёт.

1

Итого

14

Система контроля успеваемости

В школе используется система контроля успеваемости в виде промежуточной и итоговой аттестации учащихся. Школа самостоятельно организует общую проверку результатов учебно-воспитательной деятельности, используя разные формы контроля, преимущественно творческие. Знания оцениваются по пятибалльной системе. Промежуточная аттестация проводится в течение учебного года в форме собеседования по изученным дисциплинам. Итоговая аттестация проходит в форме итоговой аттестации по изучаемым дисциплинам. Итоговая аттестация должна проводиться  аттестационной комиссией на основании экзаменационных билетов, разработанных в ЕОРОиК и утверждённых архиереем.

Аттестационная комиссия возглавляется настоятелем (с благословения настоятеля – директором) и формируется им из числа священнослужителей, педагогов школы и родителей воспитанников; им же определяется и состав и количество членов комиссии (рекомендуемое количество – 4 человека).

Помимо этого учебным планом предусмотрены уроки:

  • Встречи с батюшкой (Уроки нравственности на основах православия).
  • Рукоделие - изготовление поделок на темы библейских и праздничных сюжетов с использованием различных техник: бисероплетение, вышивка крестом, гладью, вязание крючком и на спицах, мягкая игрушка.

VI.Особенности организации учебно-воспитательной деятельности

Виды деятельности в воскресной школе

 Для достижения своих целей и задач воскресная школа осуществляет следующие виды деятельности:

  • проведение занятий религиозной и духовно-нравственной направленности; · проведение дополнительных личностно и социальноориентованих занятий, направленных на воспитание активной и многосторонней личности христианина;
  • организацию и проведение выставок, выпуска стенгазет и др.

Дополнительные формы деятельности воскресной школы

 Школа может осуществлять культурно-просветительскую, концертную, паломническую деятельность.

Заключение

Задача воскресной школы состоит не в том, чтобы сообщить определенный набор религиозно-нравственных правил, а в том, чтобы сформировать «православное сознание», т.е. сознание приоритетного решения нравственных проблем, а также твердое убеждение в том, что православная воцерковленная личность несет ответственность перед родными, окружающей действительностью, а главное, перед собственной совестью и Богом.

Список  используемой литературы

Основная:

  1. Слободской С. Закон Божий: Руководство для семьи и школы. - М.: Елеон, 2000.
  2. Захарова Л.А. Комплект методических пособий для учителя. Пущино,2010.
  3. Захарова Л.А. Комплект рабочих тетрадей. Пущино,2010.
  4. Библейские рассказы и задания на каждый день,2008

Дополнительная:

  1. Евангелие в пересказе для детей / сост. Давыдова Н.В., худ. Киселева Т.В./- СТСЛ, 2004.
  2. Православный Церковный календарь.
  3. Зинченко З. Детям о православной вере: Книга для школы и семьи. Часть 1. - Саратов: Благовестник, 2000.
  4. Куломзина С. Закон Божий для самых маленьких / худ. Шиенок А. - М.: Паломникъ, 2004.