Бальный танец, как телесно-ориентированная арт-терапия

Возможности бальных танцев в сфере формирования здоровой психики ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_metodichka_andreya.docx32.79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Дворец творчества «У Вознесенского моста» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Методическая работа

Бальный танец, как телесно-ориентированная арт-терапия.

Автор: Григорьев Андрей Александрович,

педагог дополнительного образования

2014 год

Введение.

Наше время характеризуется возникновением и  бурным развитием социального феномена, который можно назвать массовой танцевальностью и который проявляется в повышении роли бытовых танцев в структуре массовой культуры. Таней стал органичной частью нашей жизни. Он-досуг и спорт, он  зрелищность и релаксация. Танец представляет собой эффективное средство инкультуризации человека, является универсальным языком общения, важным рычагом в формулировании идеалов, ценностей, внутреннего и внешнего облика человека, а  также релаксации, терапии, методом быстрого группового сплочения, катарсиса и формирования эмоциональной близости.

Любой танец совершается под музыку. Влияние музыки на функциональные системы организма человека поистине всеобъемлюще. Она может положительно влиять на кровообращение, устранять усталость и поддерживать физическую бодрость. При активном восприятии музыки физиологические ритмы человека резонируют  и непроизвольно подстраиваются под ее частотные и динамические показатели, музыкальный темп, ритм, структурное  строение произведения. Отдельным органом и системы нашего организма в здоровом состоянии присуще особое сочетание гармонических колебаний, на терминологии музыкантов – нот. С этой точки зрения каждый человек – сложнейшее музыкальное произведение. Существует связь между вибрациями звуков и организмом: низкие частоты соотносятся с нижней частью тела, высокие-с верхней.

Выбор темы.

Спортивный бальный танец объединяет в себе не просто спорт и  искусство, а представляет собой богатейший вид творчества, отражающий  в себе все красоты мира, которые может показать человек, используя лишь один инструмент, собственное тело: красоту звука и ритма, линии, чувства, силы, скорости, напряжения и расслабления, цвета. Бальный танец обладает огромным потенциалом для развития личности; он формирует более высокий уровень культуры во внешнем виде («танцевальный имидж»), поведении, отношениях с другими людьми, а также – и уровень творческого  восприятия музыки.

Влияние занятий бальными танцами на детей трудно переоценить. В общеобразовательных школах, где они учатся, обучение формализовано и, несмотря на попытки что- либо изменить,  все-таки, таким и остается. Стандартизация необходима для того, чтобы дать учащимся необходимую сумму знаний. Также, вся система образования ориентирована на развитие левого полушария головного мозга. Обучение предполагает усвоение норм, формул, определений, систематизацию все увеличивающейся информации. Материал для лучшего усвоения подчинен логике. При таком образовании потери неминуемо велики: мир расчленяется, теряет краски и запахи, распадается его целостная картина.

Бальные танцы, как художественная деятельность развивает эстетические, нравственные, эмоциональные чувства, т.е. воспитывает саму личность. Занятия ими пробуждает творческую активность, эмоциональную отзывчивость, воображение и ассоциативное мышление. При этом происходит раскрепощение подсознания, появляется открытость и непредвзятость в  восприятии мира. Бальные танцы формируют культуру чувств и культуру общения.

Актуальность.

При обучении бальным танцам любой педагог сталкивается с тремя составляющими способностей своих учащихся:

- физические способности (координация, гибкость, выносливость и т.п.);

- эмоциональные способности (темперамент, открытость или закрытость, сила и проявленость чувств и т.п.);

- интеллектуальные (ментальные) способности (абстрактное мышление, пространственное воображение, память и т.п.).

Соответственно, для достижения положительных результатов своей деятельности необходимо искать интегративные подходы к личности обучающихся, которые бы непротиворечиво объединяли имеющиеся в настоящее время образовательные методики. Другими словами, следует объединить телесные переживания (ощущения), эмоции, чувства, мышление и духовные переживания в целостность, единство системы «человек» и показать, при каких условиях возможно достижение его подлинной целостности и аутентичности. С этой точки зрения танец понимается и используется не только как конкретное психофизическое действие, но и как интегративная метафора, позволяющая структурировать и трансформировать внутренний мир личности: осуществить приспособление к предметной среде путем преобразования предметного мира личности (человек изменяет свое отношение к объектам), либо осуществить гармонизацию внутреннего мира с внешним путем преобразования окружающей среды (человек изменяет свое поведение).

Интегративной метафорой характеристик личности является системный анализ движений, т.е. выделяется стратегический уровень анализа. При этом используются обобщения достаточно высокого уровня, хотя и хорошо узнаваемые в опыте (не по двум минутам движения, а по разным танцам, в разное время, под разную музыку).

Проблема.

На самом общем системном уровне мы рассматриваем танец как динамический, подвижный баланс трех аспектов: Потока-Структуры-Присутствия.

Поток-динамическая эмоционально-энергетическое качество движения. Структура-пространственно-временная форма движения. Присутствие-это презентативная субъектность движения, явленность субъекта в движении.

Баланс трех аспектов, как и любой баланс живых систем, не является идеальной целью, а укоренен в контексте (что мы называем танцем, кто танцует, где, в каких условиях и с кем вместе танец происходит, предыстория и куда все это направлено). В начал,  мы определяем контекст и его границы, а потом уже можем делать какие-либо выводы о самом танце и танцующем.

Смысл работы педагога заключении исследовании учащимися спектра их движений, мышечных напряжений, двигательных стереотипов, спонтанно возникающих эмоций и  чувств, их проявления, осознание; а также освоение новых движений (замена старых, неадекватных форм реагирования).

Педагога интересуют четыре вопроса:

- Как человек двигается?

- Что человек чувствует, когда двигается?

- Какие стратегии поведения и взаимодействия он использует?

- И, наконец, кто танцует? Как проживается та подвижная, меняющаяся идентичность «Я» в движении?

В психотехнологии выделяется три базовых механизма, работающих на изменение личности через танец  и движение:

- экспрессия (способность танца быть целостным и непосредственным выражением разнообразных человеческих чувств, состояний  и отношений);

- переобучение, которое может быть адекватным механизмом восстановления непрерывности и целостности развития и способом получения нового опыта;

- специфические (экстатические и инстатические) измененные состояния сознания; терапевтическую и трансформационную ценность имеют расширенные состояния сознания, которые индуцируются связным дыханием;

Цели и задачи.

При обучении бальным танцам работа происходит в трех основных областях:

- тело, его возможности и ограничения;

- представление о самом себе, расширение и раскрытие этих представлений;

- взаимодействие с другими людьми, сфера межличностных отношений.

Целью работы первой области является активация тела для того, чтобы помочь учащимся обнаружить напряжения и конфликты, развить больше возможностей тела для получения опыта, чувства телесной интеграции и координации. Для этого очень полезен биоэнергетический подход, который рассматривает функционирование человека в категориях тела и энергии, считая источником неврозов, депрессии  и утраты само отождествления подавление чувств, которое проявляется в виде хронических мышечных напряжений, блокирующих свободное течение энергии в организме. В раннем детстве проявляются, а затем закрепляются специфические навыки избегания боли, отчаяния и  страха и способы получения безопасности и любви окружающих. Они приводят к развитию структуры характера человека, который складывается из часто искаженного образа мира и собственной личности, ригидных схем поведения и чувств, а также ограничивающих жизненность организма паттернов «самообладания», называемых также панцирем характера. Таким образом, физический облик человека символически отражает его психику. Терапия состоит из познавания структуры характера и «оживления» замороженных в теле эмоций. Это приводит к освобождению больших запасов энергии, затрачиваемых до этого на сдерживание телесных импульсов. Особое значение имеет восстановление свободного дыхания, нарушения которого тесно связано со страхом. Целью терапии является разблокирование ограничений развития личности. В центре внимания находиться развитие эго и интеграция его с организма. Удовлетворение основных эмоциональных потребностей и личных стремлений без лишних затрат энергии связывается с реалистичной ориентацией в окружающем мире. Зрелая личность имеет контакт с внутренней энергетической пульсацией организма и изменяющимися чувствами. Она в состоянии в равной степени как контролировать их экспрессию, так и отключать самоконтроль, отдаваясь потоку спонтанности. Она имеет доступ в равной степени как к неприятным чувствам страху, боли, злости и отчаянию так и приносящим удовольствия переживаниям: радости, любви и сочувствию. Телесным выражением эмоционального здоровья является грация движений, хороший мышечный тонус, хороший контакт с окружающими людьми и с почвой под ногами, ясный взгляд и мягкий приятный голос.

Планирование деятельности

Танцевальная терапия-это психотерапевтическое использование танца и движения, как процесса, способствующего индивидуальному чувственному самовыражению и физической  интеграции. Ее основная цель-достижение внутренней и внешней гармонии посредством танца. Она дает возможность:

  • Снять напряжение, избавиться от страха и усталости;
  • Помочь замкнутым, необщительным, эмоционально-неуравновешенным людям;
  • Поддержать людей с психическими и физическими недостатками;
  • Выявить творческие способности, повысить собственную самооценку.

Любая терапия начинается с установления правильного диагноза,  какие есть у человека проблемы, из-за чего он испытывает отрицательные эмоции, в каких частях тела он имеет какой то дискомфорт? Существует множество различных способов (технологий) диагностики:

  • Всевозможные психологические тесты, где учащиеся в письменном виде отвечают на поставленные определенным образом вопросы;
  • Личные беседы с учащимися и их родителями;
  • Тесты прикладного характера (через рисование, лепку, составление каких – либо  фигур и т.п.);
  • Специальные тесты, которые позволяют оценить,  насколько учащийся гибок, растянут, координирован в своих движениях;
  • И многие другие тесты.

Но все они имеют единственный недостаток, что не могут дать объективную (на 100% точную) картину, всегда есть определенная доля погрешности. Во-первых, человек часто не может дать правдивый ответ на вопросы в тесте, т.к. этот правдивый ответ находится у него в подсознании, и он просто не осознает, что с ним происходит (у детей это встречается особенно часто); во-вторых, все люди обычно привирают, говоря, не какие они есть, а какими хотят стать.  Также все тесты требуют затрат определенного количества времени, которого как правило итак не хватает на освоение основного материала на занятиях.

Биоэнергетический  подход удобен тем, что он сразу напрямую обращает внимание на человеческое тело. А тело точно, на 100%, отражает психику (психосоматику) данного ндивидуума, хочет он того или нет, знает он об этом или нет. Не нужно задавать никаких лишних вопросов, просто надо внимательно  посмотреть, кто стоит перед вами. Единственное, что необходимо для такой диагностики (и это самок главное), определенные знания и опыт педагога.

Итак, с чего же лучше всего начинать наблюдение за учащимися, которые к вам приходят. С биоэнергетической точки зрения все люди имеют в своем теле две базовые, фундаментальные пульсации: вертикальную и горизонтальную. Это можно выразить следующим рисунком.

У людей с вертикальной  пульсацией тело как бы вытянутое сверху вниз (узкое), много энергии в глазах (как правило, визуалисты)  и в стопах. В длинном,  худом теле волна энергии (возбуждения) двигается вверх, что уменьшает ее интенсивность. Это движение  вверх может иметь несколько значений: стремление к нежности и опоре, отдаление от своей животной природы или стремление возвысится над другими. Форма лица у таких людей, как правило, продолговатая. У них ослаблен контакт с землей.  Следовательно, терапевтическая работа с такими учащимися направлена на усиление энергетических потоков к ногам (заземление), углублению дыхания, что  позволит им ощущать большую силу и цельность.

Если худое и длинное тело отражает ослабление энергетической пульсации, то короткое и толстое отражает усиление этой пульсации, т.к. укорочение волны увеличивает ее мощь. Люди с такой структурой (горизонтальной) располагают значительной физической силой, они склонны рваться вперед без оглядки на других. Но также строение тела такого типа может сопутствовать позиция пассивной обороны.

Структурная динамика также позволяет понять явление расщепления – серьезное нарушение в теле, которое может сопутствовать значительным нарушениям в личности. Известно, что в одном человеке могут существовать несколько личностей, соответственно, и  в теле они проявляются в той или иной степени. Такая диссоциация является возможной, т.к. тело человека разделено на три главных отдела: голову,  грудную клетку и таз. Расщепление наступает тогда.  Когда нарушается чувство единства. Существует много людей, у которых голова не соединена с сердцем, а сердце-с гениталиями. Во всех этих случаях можно найти напряжения в мышцах шеи и талии, ограничивающие протекающие возбуждения между главными  участками тела.

Важным моментом для танцевальных занятий является излишняя жесткость спины. Она основана на обездвиженности, а не на свободном течении энергии, больше на воле, чем на чувстве. Жесткость является отрицанием, а не утверждением. Она говорит: «Не уступлю, не поддамся, не размягчусь». Изначально направленная против требований или угроз со стороны общества или родителей, она, укоренившись в структуре тела, становиться сопротивлением жизни вообще. Сильное напряжение в верхней части спины, как правило, объясняется подавленным гневом. Когда человека охватывает гнев, его спина (как и у животных)  поднимается, он поднимает хребет, что указывает, что он готов к атаке.

Таким образом, личностные особенности ваших учащихся отражаются в позе, движениях, жестах и типе телосложения. Они могут производить впечатление «гнущихся под бременем ответственности», «слабых в коленях», «бесхребетных», «твердолобых» или «подставляющих себя под удар», что отражает их индивидуальные установки или личностные стили. Внимательное наблюдение может подтвердить, что у этих людей тела действительно так и выглядят.

Заключение.

В биоэнергетике термин «интеграция» используется для описания беспрепятственного движения возбуждения в теле от головы и обратно. У многих людей этот поток нарушен напряжениями между различными участками их тела. Эти расщепления явно видны на поведении тела, а не в глубине организма. Такой человек не осознает своего основополагающего единства. В процессе танцевальной терапии мы должны стремиться восстановить энергетический ток. Основа интеграции опирается на ощущение целостности. Без такого единения человек не может почувствовать разницу между тем, что хорошо и что плохо, несмотря на то, что он может знать на уровне мышления.

Танец, в том числе и бальный, позволяет вовлечь человека в процесс личностной интеграции и роста, которая также выражается в положительном влиянии на процессы социально-психологической адаптации за счет развития само восприятия, принятия других и повышения уровня эмоционального комфорта.

Список использованной литературы.

  1. Герцман Е.А.Античное музыкальное мышление.Л-д.,1986.
  2. Голмен Д.Многообразие медитативного опыта.Киев.,1997.
  3. Голицин Г.А.Информация и творчество.М.,1997.
  4. Иванченко Г.В.Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы.М.,2001.
  5. Козлов В.В.Интерактивная психология.Пути духовного поиска и ли освящение повседневности.М.,2007.
  6. Козлов В.В.Психология дыхания,музыки,движения.М.,2009.
  7. Лоуэн А.Депрессия и тело.М.,2002.
  8. Лоуэн А.Психология тела.М., 2004.
  9. Лоуэн А.Язык тела.Спб.,1997.
  10. Назайкинский Е.В.О психологии музыкального восприятия.М.,2001.
  11. Петрушин В.И.Музыкальная психотерапия теория и практика.М.,2001.
  12. Фельденкрайз М.П. Осознавание через движение.М.,1992.