Социально-значимый проект "Памятники Победы"

Полякова Елена Анатольевна

Социально-значимый проект "Памятники Победы" (викторина-экскурсия для детей 9 - 13 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno-znachimvyy_proekt.docx720.69 КБ
Файл pamyatniki_pobedy.docx71.7 КБ

Предварительный просмотр:

D:\Users\user\Desktop\Аттестация педработников\Полякова 2018\2014\Памятники Победы. Титул.jpg

Заслушано

на заседании преподавателей Издешковского  отделения

МБОУДОД «Сафоновская ДШИ №1»

Протокол № 1 от 25 августа 2014 г.

Согласовано:

Заведующий Издешковским отделением МБОУДОД «СафоновскаяДШИ №1»

____________________       А.А.Поляков

«____»  августа 2014 г.

Утверждаю:

Директор

МБОУДОД «Сафоновская

детская школа искусств №1» ________________ И.В.Егорова

«____» ______________ 2014 г.

СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ

«ПАМЯТНИКИ ПОБЕДЫ»

(викторина-экскурсия для детей 9-13 лет)

с. Издешково

2014 г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Сафоновская детская школа искусств №1»

Издешковское отделение

Социально значимый проект

«ПАМЯТНИКИ ПОБЕДЫ»

(викторина-экскурсия для детей 9-13 лет)

Срок реализации: 2014 – 2015 учебный год

Разработчик:  Полякова Елена Анатольевна,  преподаватель.

Содержание:

  1. Введение
  2. Цель. Задачи
  3. Методы реализации
  4. План реализации проекта
  5. Ожидаемые результаты

Литература

  1. Введение

Викторина-экскурсия приурочена к праздничным торжествам в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

В год 70-летия Победы будет осуществлено множество идей, посвященных памяти тех лет. По всей стране  пройдут торжественные мероприятия, чествования ветеранов. Мы почтим память павших минутой молчания. И чем дальше уходит в историю от нас это время, тем пристальней стоит всматриваться, чаще и подробнее вспоминать и говорить о нём. Это понятно людям взрослым, чьи близкие остались на полях сражений или, сумев пережить те страшные годы, знают цену мирной жизни. Но детям свойственно с восторгом смотреть в будущее, мечтать, строить планы и только мы, взрослые  - педагоги, родители, бабушки и дедушки способны поселить в их душах память о пережитом, память о горе целого поколения.

В детской школе искусств учатся дети в разной степени способные и талантливые. Неизвестно кто из них сможет вырасти художником или музыкантом. Но уже сейчас, едва становясь на тропу творчества, каждый из них способен ощутить свою причастность к истории страны. Каждый может найти в себе силы и желание понимать язык искусства, говорящего о прошлом.  Хранить память – ту связующую нить, которая тянется из поколения в поколение и воскрешает  нашу боль по погибшим – молодым и старым, любимым и любившим, мечтавшим, как сохранили её для нас скульпторы и архитекторы во всех уголках нашей родины  и за её пределами в памятниках и мемориальных комплексах.

Каждый день, проходя по знакомым улицам или улицам чужих городов, мы видим Памятники Победы. Они снова и снова напоминают нам и нашим детям  «какою ценой завоёвано счастье» (1).

Поэтому столь важно и актуально в нашей сегодняшней жизни, когда всё меньше остаётся ветеранов, их рассказов, разговоров по душам, всё стремительно меняется и растёт количество повседневных забот успеть затронуть чувства тех, кто идёт в будущее.

Данный проект краткосрочный, рассчитан на 2014 – 2015 учебный год. Это необходимое время для его подготовки и осуществления.

Основная целевая группа – учащиеся детской школы искусств, а также их родители, друзья и приглашённые гости - представители среднего возраста.

  1. Цель. Задачи

Цель:

- знакомство учащихся и приглашённых гостей соответственно в активной и пассивной форме с некоторыми произведениями искусства, созданными в разных городах и странах как память о людях, заплативших высокую цену за Победу в войне 1941-1945 гг.

Задачи:

- приобщение в форме соревнования обучающихся искусству детей к ряду произведений, созданных талантливыми авторами;

- развитие познавательного интереса в процессе подготовки ответов к памятникам в тех местах, где дети и их близкие  могут оказаться путешествуя;

- воспитание у подрастающего поколения  чувства сопричастности к истории своей страны;

-  понимания  роли человека искусства  в увековечивании памяти павших  и победивших героев, памяти славных подвигов своего народа.

  1. Методы реализации

Реализация поставленной цели возможна в условиях подготовки и проведения массового мероприятия в форме викторины-экскурсии соответствующей тематики.

Такая форма мероприятия способствует решению поставленных задач:

- виртуальная экскурсия позволяет ознакомиться с теми произведениями искусства, которые напрямую связаны с событиями Великой Отечественной войны;

- викторина, как форма мероприятия, активизирует познавательную деятельность не только в процессе поиска и подготовки ответов, но и мотивирует на достижение лучшего результата в связи с присущим этой форме соревновательным компонентом;

- сочетание собственной познавательной активности со специально подготовленным, оформленным иллюстрациями и музыкальным сопровождением, текстом ведущего экскурсию позволяет оказать существенное влияние на эмоциональную сферу участников мероприятия.

Форма проведения мероприятия позволяет охватить достаточно большую аудиторию – участники викторины, болельщики, родители, приглашенные гости.

Немаловажно, что в течение нескольких месяцев дети будут активно искать и запоминать информацию, связанную с событиями Великой Отечественной войны и запечатленную в произведениях искусства и этот процесс  станет для них реально пережитым опытом.

  1. План реализации проекта

Реализация проекта начинается с изучения вопроса: в беседах с обучающимися выяснилось, что они затрудняются рассказать о каком-либо событии Великой Отечественной войны, запечатлённом в форме памятника. Это позволило более точно сформулировать тематику сценария и определить конкретные действия по осуществлению проекта.

  1. Организационный этап:

Для проведения мероприятия необходимо:

- определить количество и выбрать участников из числа обучающихся;

- выбрать жюри из числа родителей и преподавателей школы;

- договориться с администрацией школы о техническом обеспечении;  

- распределить между участниками материал для изучения;

- обеспечить участников необходимыми информационными ресурсами;

- найти спонсорскую поддержку для поощрения участников викторины;

- договориться с рекламным агентством о печати буклетов и календарей с изображением всех видео вопросов викторины-экскурсии;

- информировать население о предстоящем мероприятии своевременным приглашением.

  1. Основной этап

- подготовить сценарий, видеоряд, музыкальное оформление, используя фонд школы и интернет-ресурсы поисковых организаций;

- провести необходимое количество репетиций с участниками;

- ознакомить жюри,  участников и болельщиков с правилами проведения викторины-экскурсии;

- проведение мероприятия.

График реализации проекта

Беседы с обучающимися

сентябрь 2014 г.

Подготовка сценария, видеоряда,

музыкального оформления

октябрь, ноябрь, декабрь 2014 г.

Подготовка правил проведения мероприятия

январь 2015 г.

Переговоры со спонсором

январь 2015 г.

Работа с рекламным агентством

февраль, март 2015 г.

Работа с участниками команд

февраль, март, апрель 2015 г.

Работа с болельщиками

март 2015 г.

Приглашение гостей

апрель 2015 г.

Работа с жюри

апрель 2015 г.

Проведение мероприятия

май 2015 г.

Анализ проведённой работы

май 2015 г.

  1. Итоговый этап

Завершение проекта предполагает анализ результатов проведённой работы.

Обсуждение процесса подготовки и реализации проекта

Получение отзывов о мероприятии – насколько оно своевременно, информативно и значимо.

Публикация материалов на сайте образовательной организации и в средствах массовой информации.

5. Ожидаемые результаты

Количественные:

- рост социальной активности обучающихся, их готовность принять личное практическое участие в мероприятии, приуроченном к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне;

- рост мотивации к активной познавательной деятельности;

- участие в мероприятии родителей обучающихся, их друзей, приглашённых гостей, преподавателей школы.

Качественные:

- изменения в личностном развитии обучающихся, привлечение их внимания к героическим страницам истории своей страны;

- формирование навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела;

- привлечение общественного внимания к произведениям искусства, посвящённым событиям Великой Отечественной войны.

Материалы Викторины-экскурсии Памятники Победы могут быть использованы в других образовательных учреждениях с участниками указанного и более старшего возраста вне зависимости от конкретной даты.

Литература

  1. Рождественский Р. Реквием. – Художественная литература. М. 1970.
  2. «Юный художник» №4 2010 г.
  3. Интернет – ресурсы.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

"Сафоновская детская школа искусств №1"

Издешковское отделение

ПАМЯТНИКИ ПОБЕДЫ

ВИКТОРИНА-ЭКСКУРСИЯ,

посвященная 70-летию победы

в Великой Отечественной войне

1941 – 1945 годов

Разработала и провела:

преподаватель Полякова Е.А.

Май 2015 г.

Цели и задачи проведения викторины-экскурсии «ПАМЯТНИКИ ПОБЕДЫ»

Мероприятие приурочено к праздничным торжествам в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Цель проведения данного мероприятия однозначно определена его названием – «ПАМЯТНИКИ ПОБЕДЫ».  А именно: знакомство учащихся и приглашённых гостей соответственно в активной и пассивной форме с некоторыми произведениями искусства, созданными в разных городах и странах как память о людях, заплативших высокую цену за Победу в войне 1941-1945 гг.

Задачи мы поставили следующие:

- приобщение в форме соревнования обучающихся искусству детей к ряду произведений, созданных талантливыми авторами;

- развитие познавательного интереса в процессе подготовки ответов к памятникам в тех местах, где дети и их близкие  могут оказаться путешествуя;

- воспитание у подрастающего поколения  чувства сопричастности к истории своей страны, понимания  роли человека искусства  в увековечивании памяти павших  и победивших героев, памяти славных подвигов своего народа.

ПОРЯДОК (правила) ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ

В викторине принимают участие две команды по 5 человек из числа учащихся отделения изобразительного искусства и отделения музыкального исполнительства, соответственно – «Художники» и «Музыканты».

Не входящие в команду учащиеся становятся Болельщиками за своё отделение – изобразительного искусства или музыкального исполнительства.

В каждой из команд есть свой Капитан.

Из числа болельщиков Капитан может выбрать двух запасных, на случай отсутствия в момент проведения викторины кого-либо из членов команды. Команда имеет право участвовать в викторине в любом составе  – от 1 до 5 человек.

За три месяца до проведения викторины каждый член команды получает на руки перечень вопросов. Капитаны команд получают на руки «ПОРЯДОК (правила) ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ».

Для болельщиков вопросы и «ПОРЯДОК (правила) ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ» в это же время помещаются на информационный стенд.

Для поиска ответов на вопросы учащиеся имеют право пользоваться любыми источниками на своё усмотрение.

Ответы следует запомнить, так как в процессе соревнования пользоваться записями или любыми информационными носителями будет запрещено.

Члены команд, болельщики, преподаватели  отделений имеют право приглашать в число зрителей своих родителей, близких и знакомых людей.

Перед началом викторины Ведущий зачитывает «ПОРЯДОК (правила) ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ»

Во время проведения викторины членам команд, болельщикам и зрителям будут демонстрироваться соответствующие вопросам изображения.

Члены команд в течение 10 секунд должны дать полный ответ в соответствии с поставленным вопросом. Если в течение этого времени обе команды ответили правильно – очко присуждается обеим командам, независимо от того кто первый дал правильный ответ.

Если по истечении этого времени ответа не последовало – команды имеют право воспользоваться помощью болельщиков, посоветовавшись с ними в течение 10 секунд и в течение следующих 10 секунд дать ответ.

Капитан команды на любой вопрос может отвечать сам.  

Капитан решает, кто из участников команды будет отвечать.

Капитан решает, воспользовавшись помощью болельщиков, кто будет отвечать – он сам или болельщик.

Капитаны, имея при себе список всех участников мероприятия – и членов команд, и болельщиков, отмечает того участника команды или болельщика, который больше всех дал правильных ответов во время викторины.

Если ответа в отведённое время не последовало – очко считается проигранным как у одной из команд, так и у обеих.

Зрители не имеют права отвечать на вопросы. Если ответ поступает от зрителей – очко считается проигранным той командой, со стороны которой был приглашён этот зритель.

После ответа на вопрос Ведущий сопровождает изображение соответствующими пояснениями.

Подсчёт очков осуществляет Жюри в составе Заведующего Издешковским отделением, преподавателя отделения изобразительного искусства и двух родителей (по одному от учащихся отделения изобразительного искусства и отделения музыкального исполнительства). Жюри, также как и Капитаны,  имея при себе список всех участников мероприятия – и членов команд, и болельщиков, отмечает наиболее подготовленных учащихся.

По результатам викторины Жюри определяет команду-победителя.

ПАМЯТНИКИ ПОБЕДЫ

Наша викторина-экскурсия приурочена к празднованию 70-летия Великой Победы.

Известно, что наиболее значительные монументальные произведения на данную тему были выполнены и открыты как раз в преддверии различных юбилеев.  Мы вспомним сегодня только малую часть памятников Победы  и их самую общую классификацию.

Жанрово-стилистический диапазон памятников войны и победы широк, хотя все они, прежде всего, представляют два основных вида: первый объединяет весьма представительные, триумфальные, жизнеутверждающие монументы Победы, а второй – памятники, посвященные жертвам и утратам войны, это обобщенный реквием или пространный мартиролог конкретных людей и событий. Внутри этих двух видов сосуществуют сложные скульптурно-архитектурные ансамбли и скромные деревенские обелиски; пространственные композиции с широким использованием фигуративных и предметных символов (Родина-мать, Неизвестный солдат, колонны, стела, «пьетА», гении Славы и Победы, элементы и подлинные образцы боевой техники, Вечный огонь) и монументальная портретная скульптура, изображающая военачальников и героев сражений; лаконичные пластические образы-знаки и даже целые храмы, воздвигнутые непосредственно на месте сражений или в специально отведенной городской зоне.

Историки подсчитали, что в ходе войны наши Вооруженные Силы провели шесть гигантских битв, более сорока крупных наступательных операций. Именно в честь них и на территории великих сражений установлено большинство памятников, а также в тех городах и районах, где население защищало Родину на фронте и в тылу. В одной только Москве воздвигнуто более ста монументов и памятных знаков, посвященных Великой Отечественной.

Начнем нашу викторину-экскурсию с масштабных, величественных ансамблей, прежде всего в городах-героях и тех районах, откуда люди сотнями тысяч уходили на войну,  и большинство из них оставалось на полях сражений.

В своих ответах указывайте всех авторов – и скульпторов, и архитекторов.

1.Назовите общеизвестный символ Победы в ансамбле на Мамаевом кургане  Сталинграда-Волгограда.

(Евгений  Вучетич. Родина-мать)

В 1958 — 1967 гг. по проекту и под непосредственным руководством Евгения Вучетича совместно со скульпторами: М. С. Алешенко, В. Е. Матросовым, Л. М. Майстренко, А. Н. Мельником, В. А. Маруновым, В. С. Новиковым, А. А. Tюренковым; архитекторами: Я. Б. Белопольским, В. А. Дёминым, Ф. М. Лысовым и др.; руководителем  группы инженеров — Н. В. Никитиным,  был сооружён мемориальный ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде.

На возвышении кургана  установлен один из самых известных и величественных памятников монументального искусства, посвященных теме героического подвига советского народа в борьбе с фашистскими оккупантами — композиция «Родина-мать». В ней искренне и проникновенно воплотился призыв Отечества, в лице кричащей женщины с мечом в руках, защитить родную землю от врага-захватчика.

Далее переместимся в самый большой парк победы на столичной Поклонной горе.

2. Назовите скульптурную композицию, прославляющую ратные подвиги трех исторических поколений, воплощенных в фигурах русского витязя, гренадера 1812 года и советского солдата-победителя.

(Анатолий Бичуков. «Защитникам Земли Российской»)

Впервые соорудить памятник народному подвигу было предложено ещё в 1942 году, но осуществить его в условиях военного времени не удалось.

23 февраля 1958 г. на Поклонной горе был установлен памятный гранитный знак с надписью: «Здесь будет сооружен памятник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов». Тогда же вокруг посадили деревья, заложили парк, который назвали именем Победы. В 1970 —1980-х годах на сооружение монументального памятника от проведенных субботников и личных взносов граждан было собрано 194 млн. рублей. В дальнейшем выделялись средства государством и правительством Москвы. На весь комплекс отвели участок земли в 135 га.

Строительство мемориального комплекса Победы началось в 1984 году. Некоторое время считался «Комсомольской ударной стройкой». Комплекс был открыт ко дню 50-летия Победы, 9 мая 1995.

30 апреля 2010 года на Поклонной горе в торжественной обстановке был зажжён Вечный огонь от частички Вечного огня с Могилы Неизвестного Солдата в Александровском саду. Церемония завершилась выставлением у огня почетного караула из числа курсантов московских военных училищ.

Архитектурный ансамбль парка Победы и Поклонной горы включает:

- Памятный знак «Здесь будет сооружен памятник защитникам Москвы»

- Монумент Победы (архитектор проекта — Зураб Церетели)

- Центральный музей Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.

- Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе (архитектор А. Полянский)

- Мемориальная мечеть (архитектор И. Тажиев) (1997 г.)

- Мемориальная синагога и мемориальный музей Холокоста (архитектор М. Зархи)

- Часовня, воздвигнутая в память об испанских добровольцах (2003 г.)

- Выставка военной техники и вооружения под открытым небом

- Памятник «Защитникам земли Российской» (скульптор А. Бичуков)

- Скульптурная композиция «Трагедия народов» (скульптор З. К. Церетели, 1995 - 1996 гг.)

- Скульптурная композиция «В борьбе против фашизма мы были вместе» (авторская группа под руководством Салавата Щербакова, 2010 г.)

- Памятник Воинам-интернационалистам

- Памятник Героям Первой Мировой Войны (2014 г.)

Слава непокорённого Ленинграда увековечена в Ансамбле площади Победы и прилегающей части Московского проспекта, созданном под руководством архитектора Сергея Борисовича Сперанского.

В состав ансамбля входят:

- Комплекс жилых домов у площади Победы (коллектив проектировщиков под руководством С. Б. Сперанского)

- Гостиница «Пулковская» (авторы проекта В. С. Волонсевич, финский архитектор И.Вальяка, руководитель С. Б. Сперанский)

- Универмаг «Московский».

3. Назовите самое знаменитое сооружение на площади Победы Ленинграда и его авторов.

(Монумент «Героическим защитникам Ленинграда» (скульптор Михаил Константинович Аникушин, архитекторы В. А. Каменский, С. Б. Сперанский)).

Это памятник подвигу горожан в трагические дни блокады, памятник жизни и смерти, идущим рядом…Он посвящён героической обороне Ленинграда и прорыву блокады.

В состав монумента входят:

- внешняя архитектурно-скульптурная композиция, включающая стелу со скульптурной группой «Победители» (рабочий и солдат) у подножья и расходящимися от символического центра пьедесталами с многофигурными скульптурными композициями «Солдаты», «Лётчики и моряки», «Трудовой фронт», «На окопах», «Ополченцы», «Народные мстители (снайперы)»;

- внутренняя (нижняя) мемориальная площадь со скульптурной группой «Блокада», ограничена разорванным кольцом – это символ блокады Ленинграда, на нём горят вечные огни в виде факелов в память о подвиге минувших дней.

Под землёй расположен Памятный зал (музей), украшенный двумя мозаиками — «Блокада» и «Победа»;

К музею под площадью ведёт подземный пешеходный переход.

Первый свой разрушительный шаг война сделала в Крепости над Бугом. Здесь воздвигнут мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой».

Звание крепость-герой присвоено Брестской крепости 8 мая 1965 года. С 1971 года является мемориальным комплексом. С этого времени Брестская крепость становится символом непоколебимой стойкости советского народа. Мемориал «Брестская крепость-герой» построен по проектам скульптора Александра Павловича Кибальникова. К площади Церемониалов примыкают здание Музея обороны Брестской крепости и руины Белого дворца.

4. Назовите композиционный центр этого мемориального комплекса.

(Монумент «Мужество»).

На обратной стороне монумента размещены рельефные композиции, рассказывающие об отдельных эпизодах героической обороны крепости. В 3-ярусном некрополе, композиционно связанном с монументом, захоронены останки 850 человек. Перед руинами бывшего инженерного управления горит Вечный огонь Славы. На обзорной площадке сохранились руины казарм 333-го стрелкового полка и других оборонительных и жилых сооружений.

9 мая 1972 года на Пост № 1 у Вечного огня Брестской крепости впервые заступили юнармейцы. 24 сентября 1984 года открыт музей Поста № 1 «Мальчишки бессмертного Бреста». 23 февраля 1992 года на территории мемориала был открыт музей «Боевой славы авиаторов».

Большинство защитников и освободителей Севастополя были совсем молодыми людьми. Десятки тысяч из них не вернулись домой. Их имена — только в Книге памяти, а награда им — свободный и прекрасный Севастополь, который они защитили.

В этом городе значительная часть улицы Ленина со стороны моря не застроена. Здесь после войны был разбит сквер, получивший название "Сквер ленинского комсомола". Гуляя вдоль сквера вы увидите один из лучших монументов города. Он стоит над Южной бухтой, напоминая о комсомольцах, которые героически защищали Севастополь.

5. Скажите, как он называется, и вспомните его авторов.

(Памятник комсомольцам-защитникам Севастополя в годы Великой Отечественной войны. Скульптор Станислав Александрович Чиж, архитектор Владимир Иванович Фомин).

Памятник комсомольцам, построенный в 1963 году — один из самых искренних, проникновенных и динамичных монументов города. Скульптурная группа состоит из трех фигур: солдат, сжимающий винтовку, матрос со связкой противотанковых гранат, готовый к броску, и девушка-санитарка с медицинской сумкой через плечо. Замечательно переданы лица этих, разом повзрослевших,  мальчиков и девочек 1923 года рождения.

Памятник интересен тем, что был создан из органического стекла, тонированного под бронзу. Если присмотреться, то на пилотке юноши с винтовкой можно увидеть небольшие иголочки. Они сделаны для того, чтобы на памятник не садились птицы.

У памятника под специальной мемориальной плитой была заложена капсула с посланием комсомольцев 60-х годов молодежи 90-х. В 1995 году, в день 50-летия Победы, капсулу вскрыли, письмо прочитали на торжественном митинге. Авторы послания верили, что мы уже живем при коммунизме! В тот же день на место извлеченной была заложена новая капсула. Ее должны прочитать в 2017 году, 7 ноября.

В Ленинском районе Новосибирска установлен памятник сибирякам – участникам Великой Отечественной войны.

6. Перед вами фрагмент скульптуры с фигурой Матери. Скажите, как называется  памятник и кто его авторы.

(Мемориальный ансамбль «Подвигу сибиряков в Великую Отечественную войну 1941 — 1945 гг.»  или монумент Славы, сооружён по проекту А. С. Чернобровцева, архитекторов М. М. Пирогова и Б. А. Захарова. Автор скульптуры Скорбящей Матери – Борис Леонтьевич Ермишин).

 

Монумент-мемориал построен на окончании бульвара, который был распланирован в середине тридцатых годов в составе проектируемого тогда «социалистического города» шириной 200 метров. Он состоит из прямоугольной площади Торжеств, замыкаемой с востока пятью десятиметровыми пилонами, символизирующими годы войны. На них имеются соответствующие символике лет фигурные рельефы, атрибуты и надписи. У подножия пилонов — урны, где хранится земля с мест сражений (под Ельней, с Бородинского поля, с Мамаева кургана, с мест сражений 19-го Гвардейского Сибирского добровольческого корпуса). За пилонами — площадь Скорби и Печали со скульптурой Скорбящей Матери и чашей с Вечным огнем, зажжённым от металлургической печи завода им. В. П. Чкалова, работавшей все военные годы. На пилонах со стороны этой площади 30266 фамилий воинов-новосибирцев, погибших в годы войны. Площадь ансамбля занимает почти два гектара. Его окружают березы.  За мемориалом расположена аллея Славы, где стоят 100 елей, посаженных в честь новосибирцев Героев Советского Союза.

Памятник является объектом культурного наследия России.

9 мая 1970 года был открыт памятник воинам Мордовии, павшим в годы Великой Отечественной войны. В этом мемориальном ансамбле тоже присутствует образ Матери.

7. Назовите авторов и город, в котором находится этот мемориальный ансамбль.

(Авторы: скульптор Николай Васильевич Томский и архитектор Алексей Николаевич Душкин.

Город – Саранск).

Композиционное решение здесь простое и торжественно строгое. Мать-Мордовия вручает меч сыну-солдату. На гранитном пилоне надпись: «Вечная слава воинам, павшим за свободу и независимость Советской Родины в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов. Вы ушли из жизни, чтобы спасти жизнь. Подвиг Ваш навеки в сердцах благодарного народа». Перед памятником горит Вечный огонь.

 В 1985 году вблизи монумента были установлены пять стел из розового гранита, на которых высечены имена уроженцев Саранска, не вернувшихся с поля боя – свыше шести тысяч человек. В 2005 году, в канун 60-летия Победы, ансамбль был дополнен композицией из колонн с арками, соединяющими весь комплекс.

Кострома. В 1976 г. открыт памятник воинам – костромичам. Он находится в сквере на бывшей Сенной площади, переименованной в 1967 г. в пл. Мира.

Скульптура состоит из фигуры солдата в резком порывистом движении, с победно поднятым во вскинутой руке автоматом. Другой рукой он поддерживает на колене обнаженную фигуру погибшего юноши.

8. Как называется монумент и кто его автор?

(Монумент «Слава». Авторы Михаил Фёдорович Бабурин и Галина Петровна Левицкая.  Архитектор Е.И. Кутырев).

Монумент славы воинам-костромичам, участникам Великой Отечественной войны на площади Мира прославляет жителей города, отдавших жизнь на фронтах в суровые военные годы.

Монумент слегка сдвинут к левому углу от входа на обширную центральную площадь сквера, вымощенную геометрическим узором из крупных, квадратных, красных и мелких, фигурных, серых плит. Красная полоса опоясывает памятник и продолжается по центру ступенек, поднимающихся к постаменту. Монумент представляет собой бронзовую двухфигурную композицию, установленную на невысокий, протяженный постамент, сложенный из разновеликих блоков и плит красного гранита с неширокой черной лентой по фасаду. Скульптура слегка смещена влево от центра, что усиливает динамику всей композиции. Общий смысл композиции подчеркивается летящим силуэтом развевающейся за спиной воина плащ-палатки.

Обратимся к группе памятников в честь павших героев, несломленных, непокорённых, мирных жертв войны и самых больших ее трагедий.

Пискаревское мемориальное кладбище - свидетель общечеловеческой трагедии и место всеобщего поклонения. Мемориал посвящён памяти всех ленинградцев и защитников города.

На месте массовых захоронений жителей блокадного Ленинграда и воинов-защитников города в 1945 – 1960 гг. по проекту арх. А.В. Васильева и Е.А. Левинсона был возведён мемориальный комплекс. Его торжественное открытие состоялось 9 мая 1960 г.

Ежегодно, в памятные даты (27 января, 8 мая, 22 июня и 8 сентября) проходят торжественные церемонии возложения венков.

9. К какому  монументу на Пискарёвском кладбище возлагают венки?

Назовите авторов этого монумента.

 («Мать-Родина». Скульпторы Вера Васильевна Исаева и Роберт Карлович Таурит).

Фигура «Мать-Родина» на высоком постаменте четко читается на фоне бескрайнего неба. Её поза и осанка выражают строгую торжественность, в руках – гирлянда из дубовых листьев, оплетённых траурной лентой. Кажется, что Родина, во имя которой люди принесли себя в жертву, как бы возлагает на могильные холмы эту гирлянду.

На верхней террасе  Пискаревского мемориала горит  Вечный огонь в память обо всех жертвах блокады и героических защитниках города. От Вечного огня до монумента «Мать-Родина» тянется трёхсотметровая Центральная аллея. Вдоль аллеи на всём её протяжении высажены красные розы. От них влево и вправо уходят печальные холмы братских могил с плитами, на каждой из которых высечен год захоронения, листочки дуба – символ мужества и стойкости, серп и молот – на могилах жителей, а на могилах воинов – пятиконечная звезда. В братских могилах покоятся   420 тыс. жителей Ленинграда, погибших от голода, холода, болезней, бомбёжек и артобстрелов, 70 тыс. воинов – защитников Ленинграда. Есть на мемориале и около 6 тыс. индивидуальных воинских могил.

Вдоль восточной границы кладбища расположена Аллея Памяти. В память о защитниках Ленинграда на ней установлены мемориальные плиты от городов и регионов нашей страны, СНГ и зарубежных стран, а также организаций, работавших в блокадном городе.

Мемориальная стена-стела завершает ансамбль. В толще гранита – 6 рельефов, посвященных героизму жителей блокадного города и его защитников – мужчин и женщин, воинов и рабочих. В центре стелы – эпитафия, написанная Ольгой Берггольц. Особую силу имеет строка «Никто не забыт и ничто не забыто».

Важную роль в художественном облике ансамбля мемориала играют ограда с чугунной решёткой, большой и малый пруд, бассейн из белого мрамора, каменные скамьи, обелиски на верхней террасе, гранитные розетки с водосливами в пролёте арок подпорной стены. Около 46 видов деревьев и кустарников высажено на территории комплекса. Каждый день здесь звучит классическая музыка.

Пискаревское кладбище занесено в Книгу рекордов Гиннесса.

Бессмертному подвигу  28 героев-панфиловцев, участников битвы под Москвой, посвящён Мемориал «Героям-панфиловцам». Его авторы – скульпторы А. Постол, Н. Любимов, Ф. Фёдоров, архитекторы Ю. Кривущенко, И. Степанов, В. Датюк и инженер С. Хаджибаранов.

10. Назовите место нахождения мемориала и год его открытия.

(С. Нелидово, Волоколамский район Московской области у разъезда Дубосеково.

9 мая 1975 г. к 30-летию Победы).

Бой под Дубосеково вошёл в историю как подвиг 28 панфиловцев, всем его участникам в 1942 году советским командованием присвоено звание героев Советского Союза.

Именно здесь, неподалеку от поселка Дубосеково, в ноябре 1941 года были произнесены ставшие впоследствии знаменитыми слова: «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва».

Мемориал памяти представляет собой шесть стоящих на холме скульптур солдат - они символизируют шесть национальностей. В полутора километрах от Дубосеково, в деревне Нелидово, находится музей с экспонатами, связанными с именами героев.

В память сотен белорусских деревень, уничтоженных вместе с населением, воздвигнут  мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс на месте бывшей деревни Хатынь. Над созданием мемориала трудились архитекторы Ю. М. Градов, В. П. Занкович, Л. М. Левин.

11. Назовите автора главной скульптуры мемориала и скажите, как она называется?

(Сергей Иванович Селиханов. Скульптура «Непокорённый человек»)

В лаконичную архитектурную композицию  включены простые скульптурные формы: «Хатынский набат», «Кладбище деревень», «Дымы Хатыни», «Площадь памяти» с мемориальной плитой и Вечным огнём. Мемориал является Филиалом Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.

В июне 1944 г. на территории Литвы фашисты сожгли деревню Пирчюпис и 119 её жителей за связь с партизанами.  Мы снова видим трагический образ Матери в работе скульптора Г.Йокубониса и архитектора В. Габрюнаса  

12. Вспомните название памятника.

(«Памятник жертвам фашизма в деревне Пирчюпис»)

Памятник жертвам фашизма состоит из монументальной статуи «Мать» и стены с рельефами и фамилиями погибших. Памятник отличается напряженным психологизмом образа матери — преисполненной гнева и скорби старой литовской крестьянки, а также суровой выразительностью обобщающих форм, точно найденным соотношением архитектурно-пространственного решения с окружающим пейзажем. В отстроенной заново деревне находится мемориальный музей Пирчюписа.

Ещё одна женская фигура, выражающая боль и отчаяние, расположена на территории концлагеря, в котором уничтожено более 100 тысяч человек. Архитекторы: Г. Асарис, О. Остенбергс, И. Страутманис, О. Закаменный, А. Паперно,Г. Минц, М. Гундарс, скульпторы: Л. Буковский, О. Скарайнис, Я. Зариньш, Э. Неизвестный создали мемориальный комплекс Памяти жертв фашизма.

13. Скажите, где находится этот мемориальный ансамбль, в состав которого входит скульптура «Униженная»?

 (На месте нацистского лагеря смерти Саласпилс).

Общая площадь 40 гектаров. Под траурными плитами находится земля, собранная из 23 подобных концлагерей, действовавших на территории Латвии в годы немецкой оккупации.

Перед глазами предстаёт массивная асимметричная бетонная стена, с узким вырезом входа. На ней надпись на латышском языке: «За этими воротами стонет земля». Это ворота жизни и смерти. После того, как пройдешь через них, взгляду открывается большое поле, окаймлённое сосновым и берёзовым лесом. На нём семь фигур, отлитых из грубого, галечного бетона. Каждая из фигур — аллегория, в которую авторы вложили образ мучеников лагеря. У каждой есть свое имя: «Несломленный», «Униженная», «Протест», «Клятва», «Rot Front»,  «Солидарность», «Мать».

Фигуры угловаты, в них есть шероховатость от фактуры материала. Они стоят прямо на земле, без всякого постамента. Пропорции выверены идеально. Общая экспрессия действует настолько эмоционально, что не оставляет места равнодушию. По краям, на месте сожжённых гитлеровцами бараков — стилизованные бетонные глыбы. В зарешёченных вставках люди оставляют цветы, а на месте детского барака лежат принесённые игрушки.

Звучит метроном, отбивающий ритм сердца. По краям поля на бетонных кубах выбиты надписи на русском и латышском языках:

Здесь людей казнили за то, что они были невиновны… Здесь людей казнили за то, что каждый из них был человеком и любил Родину.

Поле замыкает круговая дорога — «Дорога страданий», один из главных элементов ансамбля.

 В Порховском районе Псковской области в 10 километрах к юго-западу от города Порхов –  была деревня Красуха.  Когда началась Великая Отечественная война все молодые мужчины из деревни ушли на фронт. В ноябре 1943 года недалеко от деревни взрывом была уничтожена автомашина фашистского командования. А уже 27 ноября того же года немецкие каратели ворвались в Красуху, согнали всех жителей в сарай и подожгли. Тогда в огне погибло 280 человек.

После войны Красуху некому было восстанавливать.

В 1968 году скульптором Антониной Усаченко здесь, на насыпном холме, был установлен памятник.  Трагедию стёртой с лица земли деревни снова воплощает согбенная женская фигура.

14. Скажите как  называется памятник.

("Скорбящая псковитянка").  

К склону холма прислонен отесанный камень с надписью: "Трагической и мужественной Красухе от земляков". На противоположной стороне дороги есть тропа, по обе стороны которой растут ели и березы. Она ведет к обелиску.

В памятнике погибшим «Комсомольцам Орловщины» тема реквиема решена в двух фигурах молодых бойцов, принимающих последний бой. Памятник открыт в июне 1972 года.

15.Назовите его авторов.

(Скульптор — Александр Николаевич Бурганов. Архитектор — Роман Константинович Топуридзе).

Бесконечное пластическое разнообразие представляет собой группа памятников, посвященных родам войск и различным военным профессиям. На заре 19 века утверждалось, что артиллерия – бог войны. Но в 20 столетии самая кровопролитная война провозгласила ещё одного немилосердного бога – танк. Очень многие памятники вознесли на пьедестал это смертоносное чудовище войны. Ведь под его броней сражались и наши экипажи-освободители.

На 624-м километре автомагистрали Москва – Симферополь в Белгородской области, в честь героев-танкистов, участвовавших в разгроме фашистских войск на Курской дуге, в 1954 г. установлен на постаменте, облицованном мрамором, прославленный советский танк "Т- 34".

Авторы мемориала - архитектор Л. Божко, художники В. Казак, В. Леус, А. Гребенюк.

16. Скажите, как называется этот памятник?

(«Памятник советским танкистам»)

Мемориальный комплекс - филиал Белгородского государственного краеведческого музея. На переднем плане - памятник танкистам: на постаменте из розового гранита установлен танк Т-34. У подножия на могиле металлические плиты с именами павших танкистов. На мраморной плите слова: "Советским танкистам - участникам разгрома немецко-фашистских войск".

На широкой площади за танком на стилобате сооружена 44-метровая дугообразная монументальная стела с рельефами из красной кованой меди, символизирующая линию фронта. Справа и слева на стилобате установлены два артиллерийских орудия. На стеле барельефные изображения воинов - танкиста, летчика, пехотинца.

В центре Мемориала - Вечный огонь.  По обе стороны от Вечного огня расположены символические могилы павших в боях воинов.

Мемориальный комплекс включает,  также,  аллею Героев и зал Воинской славы. Он находится под стилобатом. Мемориальный комплекс - филиал Белгородского государственного краеведческого музея.

Незадолго до Курской битвы начал поступать на фронт самолёт Як-З -       один из лучших истребителей второй мировой войны. Моральному состоянию и боевому духу немецких асов был нанесен удар, от которого они уже не смогли оправиться до конца войны.

17. Назовите основателя и руководителя Опытно-конструкторского бюро, под чьим руководством был разработан и запущен в серийное производство этот самолёт.

(Авиаконструктор - Александр Сергеевич Яковлев)

"Самолет Як-3 установлен в честь советских летчиков и трижды орденоносного Саратовского авиационного завода, выпускавшего эти истребители в годы Великой Отечественной Войны" — так гласит надпись, сделанная на камне постамента.  Серийное производство Як-3 в Саратове началось в марте 1944 года.

 Саратовский самолет пришелся по душе не только советским, но и французским летчикам. После войны полк "Нормандия-Неман" перелетел во Францию на сорока подаренных ему самолетах Як-3, которые без единой катастрофы прослужили в полку "Нормандия-Неман", а затем в лётных школах ВВС Франции до 1956 г.

 

Во второй половине ноября 1941 г. немецко-фашистские части, используя свое превосходство в живой силе и технике, с северо-запада по кратчайшему пути - Озерецкое, Мышецкое, Красная Поляна, Лобня - рвались к Москве, до которой оставалось менее 30 км. В ночь на 1 декабря подразделения противника захватили Красную Поляну, деревню Катюшки и ворвались в Горки-Киевские. Завязались жестокие бои.

 На одном из участков 1 декабря против наступающих автоматчиков и танков противника оказалась батарея зенитчиков. Вступив в бой, зенитчики подбили два вражеских танка, остановили атаку врага. Бойцы батареи также понесли тяжелые потери. Через день 20 танков при поддержке артиллерии и минометов на оставшийся в строю один расчет орудия начали новую атаку. И в этот день батарейцы-зенитчики не дрогнули. Они подбили шесть вражеских танков. Подошедшие войска 20-й армии остановили врага, а 4 декабря в результате контрудара отбросили вражеские части на запад.

 Как памятник великой битве за Москву, несгибаемой воле советских воинов-зенитчиков на развилке Дмитровского и Рогачевского шоссе на постаменте стоит зенитное орудие, одно из тех, каким сражалась 13-я батарея 864-го зенитного артполка. Автор памятника - архитектор Г. Шубин.

18. Вспомните название этого памятника.

(«Героическим зенитчикам»)

На средства брянских автотранспортных организаций и дорожных предприятий сооружён Памятник советским воинам-водителям, погибшим во время Великой Отечественной войны. Это первый сооруженный в Советском Союзе памятник водителям, павшим на дорогах войны. Его авторы — скульптор Г. Ф. Мовчун, архитектор А. А. Гайдученя.

19. Скажите, где находится этот памятник?

(На выезде из Брянска, по направлению в Орёл, на автомагистрали  А141).

У подножия тридцатиметрового пилона фигура солдата-шофера. Он стоит на подножке автомобиля. Правая рука воина лежит на баранке, взгляд устремлен вперед, на дорогу. На противоположной стороне дороги на постамент поставили грузовые машины военных лет.

Большой плакат при подъезде к мемориалу призывает проезжающих почтить память погибших воинов-водителей. Длинными громкими сигналами большинство проезжающих мимо машин отдают дань памяти погибшим водителям.

С первых дней Великой Отечественной войны перед моряками Северного флота встала сложная задача: прикрыть с моря правый фланг советско-германского фронта. Уже в первый день войны береговая батарея подожгла вражеский корабль. На третий день войны  был сбит в небе Заполярья первый фашистский самолет. За годы войны североморцы уничтожили 865 боевых кораблей и транспортов, сотни самолетов противника.

В жестоких боях с самолетами и кораблями противника моряки обеспечивали условия для плавания судов союзников. В 1973 г. был открыт Памятник в честь моряков – североморцев.

20. Назовите его авторов.

(Авторы - скульпторы Георгий и Юрий Нерода, архитектор А. Пушкин, инженер А. Шашков).

На 11-метровом постаменте установлена 15-метровая бронзовая фигура матроса с автоматом в руках. Матрос как бы замер на миг в своем стремительном броске навстречу врагу. За его спиной - город, впереди - гладь залива с застывшими на нем военными кораблями. На бетонном постаменте - барельефные изображения эпизодов боёв североморцев и наименования частей, соединений и отдельных кораблей флота, отличившихся в годы Великой Отечественной войны.

С первых дней гитлеровской оккупации на смоленской земле разгорелось пламя партизанской борьбы. В 119 партизанских отрядах сражалось свыше 60 тыс. человек. Партизаны Смоленщины подорвали и сожгли 1358 железнодорожных эшелонов, уничтожили большое число автомашин, танков, бронетранспортеров, взорвали сотни мостов, более 700 км железнодорожных путей.

На территории области были освобождены несколько районных центров, в них восстановлена Советская власть, работали предприятия, школы, больницы.

 В поселке Слобода (ныне Пржевальское) Демидовского района 16 июля 1941 г. произошел первый на Смоленщине бой партизан с немецко-фашистскими захватчиками. В 1978 г., в канун 35-летия освобождения Смоленщины, в поселке был открыт мемориал.

21. Скажите, как он называется?

 («Партизанам Смоленщины»).

 

На постаменте из железобетона скульптурная группа, выполненная из меди. Авторы мемориала - скульптор М. Альтшулер, архитекторы Ю. Абрамейцев, В. Попов.

С самого начала Великой Отечественной войны среди москвичей развернулось массовое патриотическое движение - добровольное вступление в ряды защитников Родины, создание народного ополчения.

В отряды шли все, кто мог носить оружие.   В конце июля 1941 г. дивизии народного ополчения приняли присягу и влились в ряды действующей армии. Ополченцы мужественно сражались в авиационных, артиллерийских, стрелковых частях, в саперных подразделениях, в партизанских отрядах. Московское ополчение прошло славный боевой путь. Оно участвовало в освобождении Украины и Белоруссии, Прибалтики и Молдавии.

В 1964 г. одна из улиц столицы названа улицей Народного ополчения. В 1974 г. в канун праздника Победы здесь сооружена скульптурная композиция.  Её авторы - скульптор О. Кирюхин и архитектор А. Ершов.

22. Скажите, как она называется?

("Ополченцы").

Четырехфигурная скульптурная группа отлита в металле, размещена на площадке, выложенной гранитной брусчаткой. На постаменте, облицованном красным полированным гранитом, - воины-добровольцы, чеканя шаг, идут защищать Родину.

Обширна монументальная галерея «персональных» памятников героям и выдающимся военачальникам. Здесь первое место, конечно, принадлежит маршалу Победы Георгию Жукову. Мы посмотрим только один его памятник на Манежной площади столицы.

23. Назовите авторов монумента.

(Авторы монумента — скульптор Вячеслав Михайлович Клыков и архитектор Юрий Пантелеймонович Григорьев).

Памятник Георгию Константиновичу Жукову установлен 8 мая 1995 года в честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне.

Маршал изображён верхом на коне, который топчет копытами штандарты нацистской Германии. Герой привстает на стременах, приветствуя своих боевых товарищей. Скульптор стремился изобразить наиболее торжественный эпизод в жизни Жукова, когда он принимал Парад Победы 24 июня 1945 года. Бронзовая скульптура установлена на массивном гранитном постаменте. Общий вес памятника — 100 тонн.

Войска  генерала армии Ивана Даниловича Черняховского освобождали Вильнюс. Заботясь о сохранении уникальной архитектуры города, Черняховский запретил использование тяжелой артиллерии и бомбовых ударов, хотя это и означало дополнительные потери. Памятник генералу был открыт в 1950 году в Вильнюсе. Автором памятника были скульптор Н. В. Томский и архитектор и Л. Г. Голубовский.

Памятник Черняховскому представлен скульптурой в полный рост, в распахнутой шинели и без головного убора. Бронзовая фигура была установлена на прямоугольном гранитном постаменте, украшенном барельефами, изображающими людей, с радостью встречающих советских солдат. На передней стороне постамента надпись по-литовски: «И. Д. Черняховскому от литовского народа». У подножия памятника находилось гранитное надгробие с памятной надписью и датами рождения и смерти (1906–1945) И. Д. Черняховского.

Во время подъёма националистического движения в Литве вначале 1990-х гг. памятник был демонтирован властями Вильнюса. Несмотря на противодействие местных властей, начальник городского управления культуры Иван Чухнов при поддержке местного гарнизона добился спасения памятника от уничтожения и перевёз его в Россию в Воронеж, где он и обрёл новую родину. В деревянной упаковке памятник простоял целых два года, пока общественность  города собирала деньги на новый постамент. Бронзовая фигура была установлена на новом бетонном постаменте, облицованном плитами из розового павловского гранита работы архитектора С. А. Гилева. Памятник был открыт 9 мая 1993 года.

24. Куда был вывезен прах генерала и где теперь его могила?

(Прах генерала был  вывезен из Вильнюса в Москву. Теперь могила Черняховского на Новодевичьем кладбище).

В годы Великой Отечественной войны героизм и гражданскую доблесть проявили дети и поэты.

Володя Дубинин был одним из членов партизанского отряда, воевавшего в каменоломнях вблизи города Керчь. Вместе с товарищами Ваней Гриценко и Толей Ковалёвым  они подносили боеприпасы, воду, питание, ходили в разведку. Оккупанты-захватчики вели борьбу с отрядом каменоломен и замуровывали выходы из неё. Поскольку Володя был самым маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам, не замеченным врагами. Во время Керченско-Феодосийской десантной операции Володя  вызвался помогать сапёрам при разминировании подходов к каменоломням. От взрыва мины погибли сапёр и помогавший ему Володя Дубинин. В память о юном пионере-герое в 1964 году установлен памятник работы скульптора Л. Смерчинского, архитекторов А. Морозова и Н. Каганова.

25. В каком городе, и где находится этот памятник?

(В городе Керчь в сквере Пионеров).

Скульптура Володи Дубинина в полный рост на постаменте высечена из большой монолитной глыбы крымского диорита серого цвета. Володя в распахнутом пальто, на голове шапка-ушанка. Юный разведчик в движении, он как бы выходит из скалы. Правая рука чуть согнута и опирается на скалу, левая опущена и сжата в кулак. Не по-детски серьезное лицо выражает собранность, твердость, решимость. На памятнике надпись: "Герою-пионеру В. Дубинину от пионеров и комсомольцев г. Керчи".

В 1966 году, на площади в Казани в память о Герое Советского Союза, лауреате Ленинской премии - поэте-патриоте Мусе Джалиле,  участнике антифашистского подполья, казнённом в нацистской тюрьме, установлен Памятник – монументальный комплекс. Он расположен у южного фасада казанского кремля, напротив зданий Городской думы и Национального музея Республики Татарстан.

26. Назовите авторов композиции.

(Авторы композиции: скульптор Владимир Ефимович Цигаль и архитектор Лев Григорьевич Голубовский).

Памятник представляет собой пространственно-развитый комплекс, состоящий из трёх основных частей: площадки-стилобата, скульптуры и гранитной стенки.

Памятник Мусе Джалилю  включён в список памятников культуры РСФСР, подлежащих охране как памятники государственного значения. Дважды в год у памятника проводятся торжественные митинги с возложением цветов.

По всей стране и за её пределами воздвигнуты десятки памятников простым солдатам и офицерам, исторически конкретным лицам. Но ещё больше памятников обобщённого характера, Неизвестным солдатам, Воинам-освободителям, легендам и мифам военной эпопеи.

Вот знаменитый Василий Тёркин – одна из достопримечательностей Смоленска.  

27. Вспомните, где он расположен?

(Расположен в центре города, на площади Победы, у гостиницы Смоленск).

Скульптор А. Г. Сергеев запечатлел поэта-фронтовика А. Т. Твардовского и воспетого им солдата, неунывающего Василия Тёркина, на привале за дружеской беседой. Памятник отлит из бронзы. Это единственный памятник, изображающий автора и вымышленного героя вместе.

Вот «песенный герой», названный болгарами «Алёша» - памятник солдату - освободителю. Открыт - в 1957 году,  в Болгарии. Прообразом памятника считается рядовой сводной роты 3-го Украинского фронта Алексей Иванович Скурлатов, бывший стрелок 10 отдельного лыжного батальона 922 стрелкового полка, переведённый из-за тяжёлого ранения в связисты. В 1944 году он восстанавливал телефонную линию Пловдив — София. В Пловдиве Алексей Иванович подружился с рабочим телефонной станции Методи Витановым. Есть версия, что именно Методи Витанов передал фотографию Алексея скульптору Василу Родославову и тот создавал памятник, основываясь на этом изображении.

28. Назовите болгарский город, в котором находится памятник «Алёша» и место.

(Пловдив. На холме Бунарджик («Холм освободителей»)).

Памятник представляет собой 11,5-метровую железобетонную скульптуру советского солдата. В его руке оружие, направленное к земле.

Скульпторы Васил Радославов, Любомир Далчев, Тодор Босилков и Александр Ковачев.

Скульптура водружена на 6-метровый постамент, облицованный сиенитом и гранитом. Постамент украшен барельефами «Советская армия бьёт врага» (автор Георгий Коцев) и «Народ встречает советских воинов» (автор Александр Занков).

К монументу, стоящему посреди большой смотровой площадки, ведёт широкая лестница из ста ступеней (авторы архитектурно-планировочного решения — Борис Марков, Николай Марангозов, Пётр Цветков). Памятник можно увидеть практически из любой точки города.

А вот знакомый нам по талантливому кинематографическому образу «Отец солдата». В Грузии происходят странные совпадения, которые иначе как знаковыми назвать нельзя. В Кутаиси снесли "Мемориал Славы". И именно в этом городе родился выдающийся режиссер и лауреат Каннского фестиваля, который снял фильм "Отец Солдата" – один из тех фильмов о войне, над которыми плачут все поколения. Скульптор взорванного монумента Славы Мераб Бердзенишвили стал также автором памятника главному герою фильма "Отец солдата". После выхода фильма на экраны огромный монумент установили в поселке Гурджаани, как дань всем тем, кто победил в этой страшной войне XX века. И это один из немногих киногероев в мире, увековеченных таким образом.

29. Назовите кинорежиссера – автора художественного фильма «Отец солдата».

(Резо Чхеидзе).

На небольшом холме в КуртатИнском ущелье возвышается памятник воинам-куртатИнцам, не вернувшимся с Великой Отечественной войны. «Верный конь» символизирует скорбь всей Осетии по погибшим в войне сыновьям. Автором является осетинский скульптор Даурбек Цораев. Памятник находится в КуртатИнском ущелье у дороги.

30. Когда состоялось открытие Памятника воинам-куртатИнцам?

(Его открытие состоялось 9 мая 1971 года).

Красавец конь под седлом низко преклонил голову к надгробному камню, словно  оплакивая Неизвестного всадника.

Вечная память…

Перечень слайдов:

1. Скульптура «Родина-Мать» на Мамаевом кургане, г. Волгоград.

2. Скульптурная композиция «Защитникам Земли Российской» на Поклонной горе, г. Москва.

3. Монумент на площади Победы, г. Санкт-Петербург.

4. Скульптурный фрагмент мемориального комплекса «Брестская крепость-герой», г. Брест, Белоруссия.

5. «Памятник комсомольцам-защитникам Севастополя в годы Великой Отечественной войны», г. Севастополь.

6. Монумент «Подвигу сибиряков» - фрагмент скульптуры с фигурой Матери, г. Новосибирск.

7. Скульптурная композиция в ансамбле «Защитникам Родины»,  г. Саранск, Мордовия.

8. Монумент «Слава»,  г. Кострома.

9. Скульптура «Мать-Родина» на Пискарёвском кладбище, г. Санкт-Петербург.

10. Мемориал «Героям-панфиловцам», Московская область.

11. Скульптура «Непокорённый человек»  мемориала в Хатыни, Белоруссия.

12. «Памятник жертвам фашизма в деревне Пирчюпис», Литва.

13. Скульптура «Униженная» мемориального комплекса в Саласпилсе, Латвия.

14. «Скорбящая Псковитянка», Псковская область.

15. «Комсомольцам Орловщины, павшим в боях за Родину в период 1941-1945 годов», г. Орёл.

16. "Советским танкистам - участникам разгрома немецко-фашистских войск", мемориальный комплекс «Курская дуга», автомагистраль Москва-Симферополь 624 км.

17. Памятник «Советским соколам, защищавшим столицу», автомагистраль Москва-Минск 96 км.

18. Памятник «Героическим зенитчикам», Московская область.

19. Памятник «Воинам-водителям», Брянская область.

20. Памятник «В честь моряков Севера», г. Североморск.

21. Памятник «Партизанам Смоленщины» фрагмент мемориала, Смоленская область.

22. Скульптурная группа «Ополченцы», г. Москва.

23. Памятник Г. Жукову на Манежной площади,  г. Москва.

24. Памятник И. Черняховскому, г. Воронеж.

25. Памятник Володе Дубинину,  г. Керчь.

26. Памятник поэту Мусе Джалилю.  г. Казань.

27. Памятник А. Т. Твардовскому и Василию Тёркину, г. Смоленск.

28. Памятник «Алёша»,  г. Пловдив, Болгария.

29. Памятник «Отец солдата»,  г. Гурджаани, Грузия.

30. Скульптурная композиция «Доблестным сынам Куртатинского ущелья», Северная Осетия-Алания.

Использована музыка А. Шнитке из кинофильма "Сказка странствий".

 

Информация взята из журнала «Юный художник» №4 2010 г. и интернет- ресурсов.