Внеклассное мероприятие "Широкая Масленица"

Кротова Елена Викторовна

Данное внеклассное мероприятие будет полезно учителям начальных классов, работающим в системе ФГОС, для проведения тематического классного часа, для занятия по внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vneklassnogo_meropriyatiya_shirokaya_maslenitsa.docx558.72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

«Государственный гуманитарно-технологический университет»

Факультет переподготовки и повышения квалификации

Истринский профессиональный колледж – филиал ГГТУ

Тема работы

Итоговая практико-значимая работа

Выполнила слушатель курсов по программе  «Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся при изучении основ православной культуры в рамках реализации ФГОС»

Кротова Елена Викторовна,

Проверил: преподаватель

Меденкова Галина Викторовна.

Оценка:

Истра, 2018.

Внеурочное мероприятие для учащихся 3-4 классов

«Широкая Масленица»

Учителя начальных классов МОУ СОШ №1 г.о. Звенигород

Кротовой Е.В.

Цель занятия: способствовать обогащению духовного мира ребенка, повышение интереса к истории и традициям своей Родины через знакомство с культурным наследием русского народа.  

Задачи:

  1. расширение и углубление культурологических знаний учащихся;
  2. приобщение учащихся к культурным традициям своей Родины;
  3. умение активно и плодотворно работать в коллективе.

Формы работы учащихся: коллективная и индивидуальная

УМК:

  1. ПК, проектор
  2. Презентация по теме занятия «Масленичные гулянья»
  3. Оформленная выставка посвященная быту русского народа XIX в.
  4. Реквизит для игры «Блиномёт» (картонные блины и ведра)
  5. Чучело масленицы
  6. Наградные медали
  7. Сладости и сушки для угощения.

Планируемые результаты

Предметные:

  1. Погружение детей в атмосферу праздничных гуляний с помощью выставки посвященной быту русского народа XIX в. И музыкальному сопровождению.

Метапредметные:

  1. Размышление о эволюции быта русского народа;
  2. Применение речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;
  3. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.

Личностные:

  1. Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения к данной теме;
  2. Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности  в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
  3. Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач;
  4. Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, взаимопомощь и т.д.), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения  к  обычаям и традициям русского народа

Организационны момент

Детей встречают одетые в русские нардные костюмы, хозяин и хозяйка.

Хозяин: Гость на гость – хозяину радость.

Хозяйка: Просим на избу: красному гостю – красное место.

Хозяин: Будьте как дома, проходите гости дорогие!

Ребята рассаживаются по своим местам. Стулья расставлены так, чтобы ребятам было видно подготовленную выставку и интерактивную доску.

Мотивационный момент

Хозяйка: Сегодня мы с вами прикоснемся к частичке культуры нашей страны, к празднику, который праздновали еще наши предки, называется он Масленица! Но прежде, мы приглашаем вас в наш дом!

(Хозяин с хозяйкой проводят экскурсию по крестьянской избе, показывает и рассказывает об экспонатах).

Изучение нового материала (экскурсия)

Хозяин: Посмотрите ка гости дорогие на нашу избу. Несмотря на то, что изба чаше всего состояла из одной комнаты, она условно делилась на несколько зон. Был в ней печной угол, который считался грязным местом и отделялся от остального пространства избы занавесом.

Хозяйка: Посмотри те ка ребята, что расположено в нашем печном углу. Есть ли здесь знакомые вам предметы? (Ответы ребят: печь, крынка, ухват, корыто….)

Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. На Руси изба всегда выстраивалась так, чтобы красный угол находился с восточной стороны, в самом дальнем и хорошо освещенном месте. В нем находились иконы. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. Иконы устанавливались на специальной полочке и обязательно должны были стоять в определенном порядке. Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.

Хозяин: ребята, посмотрите внимательно, где же в нашей избе находится красный угол?

Внутреннее убранство традиционной русской избы особым роскошеством не выделялось. Каждая вещь была необходима в хозяйстве. У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. На стенках - расшитые белые полотенца; пол стол, скамьи выскреблены; на кроватях кружевные оборки - подзоры; оклады икон начищены до блеска. Почти всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи (лавки ) стольцы (табуретки), сундуки, - всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным , но и красивым, радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.

Хозяйка: А теперь гости дорогие давайте пройдем в женский угол и посмотрим какие сокровища таит в себе старый бабушкин сундук. (показывают рукоделия, вышивки, салфетки, пряжу. рассматривают прялки, веретено, старые утюги).

Хозяин: А теперь гости дорогие обратите внимание на наш праздничный стол. Главным нашим сегодняшним угощением будут конечно же блины. А сейчас предлагаю вам вернуться на свои места и продолжим знакомство с прекрасным праздником Масленицы. (ребята рассаживаются на места)C:\Users\Светлана\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC00092.jpg

А почему этот праздник называется масленица? Есть несколько легенд о появлении названия праздника «Масленица».

1 чтец: По одной версии в основе появления самого слова «масленица» лежит традиция русских выпекания блинов. Эта традиция связана с тем, что люди пытались привлечь милость солнышка, а также при помощи блинов уговорить его побольше греть замерзшую русскую землю. Вот для этого и стряпали блины, которые были символом солнца. Кроме того, также в русских деревнях принято производить разные действия, которые связанны с кругом. Например, объезжать несколько раз село на лошадях, или же украшать колесо от телеги и затем его на шесте носить по улицам, а также водить традиционные хороводы. Вот отсюда и название праздника — «Масленица».

2 чтец: Другая версия говорила о том, что название «Масленица» возникло еще и потому, что именно по православному обычаю на этой неделе мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты можно употреблять — вот следуя данному обычаю, и пекут блины масленые. По этой же причине, как правило, Масленицу называют также и Сырной неделей.

3 чтец: А если верить другим легендам то, Масленица родилась на далеком Севере, и по легенде отцом этого праздника был Мороз. В самое суровое и печальное время года — зиму человек заметил масленицу, которая пряталась за огромными сугробами, и позвал ее помочь людям своим теплом, согреть людей и развеселить их. И на зов человека Масленица пришла, но пришла она не хрупкой девочкой, которая пряталась от человека в лесу, а здоровой и красивой бабой с жирными от масла и румяными щеками, но коварными глазами и с хохотом. Она заставила не одного человека на неделю забыть о зиме, своим теплом разогрела кровь в его жилах, схватила его за руки и пустилась в пляс. Вот по этой легенде в старину Масленица была самым веселым праздником.

4 чтец: А сейчас, ребята, отмечают Масленицу? Как отмечают этот праздник, с чем его сейчас связывают? (ответы учеников) Каждый день недели в масленицу, что-нибудь, да означает, а вот что именно, мы с вами сейчас узнаем.

1 чтец : Понедельник — это «встреча» праздника. В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. По поверьям верили, что чем дальше катятся салазки или сани, чем громче шум и смех над ледяной горкой, тем намного лучше будет урожай и  длиннее уродится лен. В некоторых местах, заботясь о подобающей встрече и должном проведении всей Масленицы, начинали заранее печь блины.

2 чтец: Вторник — это «заигрыш», в который начинаются веселые игры, а за потеху и веселье по традиции угощают блинами. Русская императрица Анна Иоанновна на Масленицу в 1739 году женила придворного шута на шутихе и поселила молодых в Ледяном доме, в котором все, и даже дрова в камине, было сделано изо льда.                

3 чтец: А сейчас мы предлагаем вам поучаствовать в масленичных соревнованиях, игра называется «Блиномет». Будем соревноваться командами (делим детей на 2 команды, задача как можно больше блинов забросить в ведро). Награждаем победителей медалями. 

4 чтец: Среда — это всем известная «лакомка». Название этого дня говорит само за себя. В среду хозяйки поступают прямо по поговорке: «Что есть в печи — все на стол мечи!» На первом месте в ряду множественных угощений, конечно же, блины.      

Хозяйка: Мы уже говорили, что на Масленицу обязательно пекут блины. А вы умеете их печь? (Ответы) Кто знает, как пекут блины? (ответы) Скажите, ребята, из какой муки и теста готовили блины на Масленицу? (ответы учеников)                                                                        

 Хозяин: Что символизирует блин?  (Ответ: восточные славяне в IX—X веках поклонялись богу солнца Яриле. Очевидно, именно символом солнца и является горячий круглый блин).                

Хозяйка: С чем принято было есть блины? (Ответ: с красной и черной икрой, с соленой семгой, с маслом, с медом, со сметаной, с различными вареньями, кашами и т. д.)

1 чтец: Четверг — это день «разгуляй». В этот день чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивают по традиции катание на лошадях «по солнышку»  — т. е. по часовой стрелке вокруг деревни. Главное мужское дело в четверг — оборона или взятие снежного городка.  А сейчас мы проведем  соревнование: кто вспомнит больше поговорок со словами «блин» и «Масленица».

2 чтец: Пятница — это «тещины вечера», когда зять едет к теще на блины, а теща, конечно же, зятя привечает, и угощает блинами.  Предлагаю вам следующее развлечение, попробуйте отгадать ребусы.

3 чтец: Суббота — всем известные «золовкины посиделки». В этот день ходят в гости ко всем родственникам, и угощаются блинами.

Закрепление изученного материала

Хозяин и Хозяйка: А давайте, ребята, продолжим масленичную традицию и посоревнуемся в отгадывании загадок. Раньше, когда молодежь собиралась вечером в одной избе «на посиделки»— там царило веселье и обязательно загадывались загадки.  Ребята, хотите, чтобы весна пришла? Тогда отгадайте загадки.

  1. Бродит одиноко огненное око,

Всюду, где бывает, взглядом согревает. (Солнце).

  1. Заря-заряница,

Красная девица,

Травку выпускает,

Росу расстилает.

Едет стороной

С сохой, бороной,

С ключевой водой. (Весна).

  1. Они - на базарах, на княжьих пирах,

На игрищах тон задавали,

Играя на гуслях, волынках, гудках,

На ярмарках люд потешали.

Хоть бубен - не меч, а сурна - не копье,

Но кто же из смертных не знает,

Как песня уставшему силы дает,

Как музыка дух поднимает!

Беспечное племя веселых бродяг,

Рожденное духом свободы,

Не нужно им было ни славы, ни благ,

Довольно любви всенародной. (Скоморохи)

  1. Его празднуют весной, Этот праздник заводной,

Ярмарку все посещают, И блинами угощают.(Масленица)

  1. Его любят все на свете,

Любят взрослые и дети,

Хоть с начинкой, хоть без,

Каждый хочет его съесть,

Круглый он хрустящий,

От маслица блестящий. (Блин)

  1. Что за место вы скажите,

Как назвать его, друзья?

Будто в модном магазине,

Можно все купить всегда,

Есть прилавки и витрины,

Продавцы у них стоят,

Раз в году они выходят,

Сувениры продавать. (Ярмарка)

  1. Без него не обойтись,

Чтоб блины все удались,

Тесто, прежде чем месить,

Его нужно прикупить,

Сей продукт дает корова,

Он на солнышке блестит.

Улучшает вкус он блинный,

В холодильнике лежит. (Масло)

  1. Масленица - наслажденье!

Блинчики печем с утра.

К ним и масло и варенье

Ну и может быть …(икра)!

  1. Скоро Лакомка-Среда!

Не составит нам труда!

Мы традициям верны -

Едем к… (теще на блины)!

  1. Наступили холода,

Обернулась в лед вода,

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(Зимой)

  1. Годовой кусточек каждый день роняет листочек

Где пройдет – весь лист отпадет.

(Календарь)

  1. Заря-зарница, красная девица,

Травку выпускает, росу расстилает.

Едет стороной с сохой, бороной, с ключевой водой.

(Весна)

  1. Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.

(Снег)

  1. На ветках – плотные комочки,

В них дремлют клейкие листочки.

(Почки)

  1. Бродит одиноко огненное око,

Всюду, где бывает, взглядом согревает

(Солнце)

  1. Два братца в избе друг на друга глядятся, а не сойдутся (Пол и потолок)
  2. Хвост во дворе, а нос в конуре(ключ)

1 чтец: Воскресенье — это заключительный «прощеный день», когда просят прощения у родных и знакомых за обиды и после этого, как правило, весело поют и пляшут, тем самым, провожая широкую Масленицу. Давайте проверим, как вы запомнили приметы и обычаи Масленицы. (Кроссворд)

2 В

 

3 З

  Е

  И

  С

 М

 Н

4 Б

 А

1 М

 А

С

 Л

Е

Н

И

Ц

 А

 И

5/6С

О

Л

 Н

Ц

Е

     К

    О

    М

    О

    Р

   О

   Х

Вопросы:

  1. Давайте вспомним, как называется наш праздник?
  2. Какое время года встречает Масленица?
  3. А какое время года она провожает?
  4. Ч то является символом Масленицы?
  5. Что символизирует блин?
  6. Как называли странствующих актеров в Древней Руси, выступавших как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты.

Хозяин: Таким образом, и проходила масленая неделя. Народ во все времена, как только мог, так и старался отпраздновать ее веселее, сытнее, богаче. Считалось, что если так отпразднуешь масленицу, тогда и весь предстоящий год будет настолько же благополучным и сытым. Кульминацией Масленицы остается и по сей день, сжигание чучела Зимы — символ ухода зимы и наступления весны. В качестве жертвоприношения на праздник изготавливали большую смешную и одновременно страшную куклу, которая олицетворяла собой чучело Масленицы из соломы или тряпок. Затем несли чучело через всю деревню; выйдя за село, его топили в проруби или  сжигали или же разрывали на части, а оставшуюся от него солому раскидывали по полю. Так умиротворенно, тихо заканчивается этот праздник. На прощание люди говорили: Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай.      Хозяйка: Вот и наш праздник заканчивается. А в завершении нашего занятия мы предлагаем вам угоститься блинами (угощаем блинами, сушками, сладостями). Ребята, давайте  создадим свою традицию и прежде чем сжечь наше чучело Масленицы, давайте прикоснемся к ней, и каждый загадает свое заветное желание. (Все вместе собираемся и сжигаем чучело масленицы в школьном дворе в присутствии учителей, завхоза и рабочих с огнетушителями в целях безопасности).