Программа по развитию коммуникативных навыков у детей и подростков «Азбука общения»

Поливода Ольга Александровна

Программа «Азбука общения» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности несовершеннолетних, воспитание личности посредством межличностного общения. Содержание программы направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в любой ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_azbuka_obshcheniya.docx42.9 КБ

Предварительный просмотр:

Обоснование программы

Общение — основное условие гармоничного развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность несовершеннолетнему усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях ребенок сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.

Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Программа «Азбука общения» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности несовершеннолетних, воспитание личности посредством межличностного общения. Содержание программы направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в любой ситуации.

Цель программы: развитие коммуникативной компетентности и личностного роста несовершеннолетних.

Задачи программы:

1) Формирование представлений воспитанников о важнейших социальных нормах и ценностях, определяющих поведение человека в обществе.

2) Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.

3) Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.

Методика и технология реализации:

Программа представляет собой цикл тематических занятий. Каждое занятие может быть реализовано как самостоятельное мероприятие, так и в комплексе с другими занятиями. Для эффективного усваивания материала  программа разделена на 2 блока:

Первый блок «Мир добра» (младший школьный возраст 7-12 лет)

Второй блок «Искусство общения» (подростки 13-18 лет)

Целевая группа: несовершеннолетние в возрасте от 7 до 18 лет, проходящие социальную реабилитацию в учреждении.

Форма проведения занятий: групповые занятия (тренинг, ролевая игра, беседа-диалог, самопрезентация).

Режим занятий: занятия по данной программе проводятся по блокам.

Первый блок «Мир добра» (младший школьный возраст – 7-12 лет) - 1 занятие в неделю;

Второй блок «Искусство общения» (подростки – 13 – 18 лет) – 1 занятие в неделю.

Занятия проводятся регулярно, для того чтобы навыки успели сформироваться и закрепиться.

Состав исполнителей: социальный педагог.

Специалист, имеющий высшее профессиональное образование, образовательный ценз которого подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

Кроме того, специалист проходит обучающие семинары, курсы повышения квалификации, посещает краевые мастер-классы, супервизии, занимается самообразованием.

Ожидаемый результат от реализации программы:

1. Овладение коммуникативными навыками и навыками эффективного общения.

2. Проявление положительных качеств характера в общении с окружающими людьми.

3. Осознание и самостоятельное решение проблемных ситуаций, умение корректировать свое поведение.

Материальное обеспечение цикла занятий, технические средства обучения: занятия проходят в игровом зале, имеются интерактивная доска, компьютер, музыкальный центр, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, фломастеры, ручки, карандаши, ножницы, клей, скотч, скрепки), видео и аудио материалы, спортивный инвентарь, модульное оборудование.

        

Мониторинг результативности занятий программы:

Эффективность реализации программы отслеживается с помощью вопросника «Коммуникативные и организаторские склонности»  В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС), рефлексии тренинговых занятий.

Период реализации программы: январь – декабрь 2018 года.

Календарно-тематический план

проведения занятий по программе развития коммуникативной компетентности

«Азбука общения»

на 2018 год

п/п

Дата прове-дения

Название разделов и тем

Количество часов

всего

Теоретические занятия

Практические занятия

I

Мир добра

50

25

25

1

«Разрешите представиться» - тренинг

1

0,5

0,5

2

«Я — доброжелательный» - самопрезентация

1

0,5

0,5

3

«Мы такие разные» - ролевая игра

1

0,5

0,5

4

«Я среди людей» - тренинг

1

0,5

0,5

5

«Сказочная шкатулка» - тренинг

1

0,5

0,5

6

«Всегда держи свое слово» - тренинг

1

0,5

0,5

7

«Фантазия и ложь» - тренинг

1

0,5

0,5

8

«Золотые ключики к сердцам людей» - ролевая игра

1

0,5

0,5

9

«Конкурс хвастунов»  - самопрезентация

1

0,5

0,5

10

«Подарок в ладошке» - тренинг

1

0,5

0,5

11

«Остров дружбы» - тренинг

1

0,5

0,5

12

«Школа вежливости» - тренинг

1

0,5

0,5

13

«Я – фантазер» - ролевая игра

1

0,5

0,5

14

«Вежливая азбука» - беседа-диалог, самопрезентация

1

0,5

0,5

15

«Будем общаться» - тренинг

1

0,5

0,5

16

«Как хорошо быть вместе» - тренинг

1

0,5

0,5

17

«Ссоры и споры» - тренинг

1

0,5

0,5

18

«Пойми меня правильно» - тренинг

1

0,5

0,5

19

«Вежливость - основа воспитанности» - беседа-диалог

1

0,5

0,5

20

«Азбука добра» - тренинг

1

0,5

0,5

21

«Я, ты, он, она…» - ролевая игра

1

0,5

0,5

22

«Расскажи мне о себе» - самопрезентация

1

0,5

0,5

23

«Дружба» - тренинг

1

0,5

0,5

24

«Пять слов о тебе» - беседа-диалог, самопрезентация

1

0,5

0,5

25

«Мимика и жесты» - тренинг

1

0,5

0,5

26

«Кто добро творит, тому зло не вредит» - тренинг

1

0,5

0,5

27

«Найти друга» - тренинг

1

0,5

0,5

28

«Ярмарка достижений» - ролевая игра

1

0,5

0,5

29

«Школа вежливости» - тренинг

1

0,5

0,5

30

«Сделай как Я» - ролевая игра

1

0,5

0,5

31

«Приятно ли быть Барбосом?» - тренинг

1

0,5

0,5

32

В человеке все должно быть прекрасно» - беседа-диалог

1

0,5

0,5

33

«Прелести человеческого общения»  - тренинг

1

0,5

0,5

34

«Собираем добрые слова» - тренинг

1

0,5

0,5

35

«Встреча с другом» - ролевая игра

1

0,5

0,5

36

«Я очень хороший» - самопрезентация

1

0,5

0,5

37

«Конструктивная критика» - тренинг

1

0,5

0,5

38

«Пойми меня!» - тренинг

1

0,5

0,5

39

«Красота души» - тренинг

1

0,5

0,5

40

«Правила дружбы» - тренинг

1

0,5

0,5

41

«Волшебные превращения» - ролевая игра

1

0,5

0,5

42

«Расскажи, что чувствовал» - тренинг

1

0,5

0,5

43

«Нас с тобой объединяет …» - ролевая игра

1

0,5

0,5

44

«Сиамский близнец» - тренинг

1

0,5

0,5

45

«Посмотри на хорошего человека» - тренинг

1

0,5

0,5

46

«Этикет» - беседа-диалог

1

0,5

0,5

47

«Достойный ответ» - тренинг

1

0,5

0,5

48

«Слушать и слышать» - беседа-диалог

1

0,5

0,5

49

«Про меня любимого» - самопрезентация

1

0,5

0,5

50

«Кодекс общения» - тренинг

1

0,5

0,5

II

Искусство общения

50

25

25

1

«Здравствуйте, это я» - тренинг

1

0,5

0,5

2

«Мальчики и девочки» - тренинг

1

0,5

0,5

3

«Каждый человек уникален» - беседа-диалог

1

0,5

0,5

4

«Круг общения» - тренинг

1

0,5

0,5

5

«Настоящий друг» - тренинг

1

0,5

0,5

6

«Мир эмоций» - тренинг

1

0,5

0,5

7

«Стиль моего поведения» - беседа-диалог,  самопрезентация

1

0,5

0,5

8

«Держи дистанцию» - тренинг

1

0,5

0,5

9

«Культура общения» - тренинг

1

0,5

0,5

10

«Комплименты» -  тренинг

1

0,5

0,5

11

«Азбука перемен» - тренинг

1

0,5

0,5

12

«Любимец публики» - тренинг

1

0,5

0,5

13

«Ромео и Джульетта» - беседа-диалог

1

0,5

0,5

14

«Доброта  - это солнце» - ролевая игра

1

0,5

0,5

15

«Необычное в обычном» - беседа-диалог

1

0,5

0,5

16

«Учимся общаться» - тренинг

1

0,5

0,5

17

«Уверенность в отношениях» - тренинг

1

0,5

0,5

18

«Креативное решение проблем» - тренинг

1

0,5

0,5

19

«Общение без слов» - тренинг

1

0,5

0,5

20

«Мои друзья» - тренинг

1

0,5

0,5

21

«Решение конфликтов» - беседа-диалог

1

0,5

0,5

22

«Конкуренция или сотрудничество?» - тренинг

1

0,5

0,5

23

«Мои чувства» - тренинг

1

0,5

0,5

24

«Творчество в быту» - ролевая игра

1

0,5

0,5

25

«Быстро и ловко» - ролевая игра

1

0,5

0,5

26

«Преодоление стрессов»  - тренинг

1

0,5

0,5

27

«Неопределенность» - тренинг

1

0,5

0,5

28

«Вместе мы – сила» - тренинг

1

0,5

0,5

29

«Я глазами других» - беседа-диалог, самопрезентация

1

0,5

0,5

30

«Цветок чувств» - тренинг

1

0,5

0,5

31

«Общение в жизни человека» - беседа-диалог

1

0,5

0,5

32

«Ищу друга» - тренинг

1

0,5

0,5

33

«Барьеры общения» - беседа-диалог

1

0,5

0,5

34

«Мой гнев» - тренинг

1

0,5

0,5

35

«Критика» - тренинг

1

0,5

0,5

36

«Письмо в будущее» - самопрезентация

1

0,5

0,5

37

«Необитаемый остров» - ролевая игра

1

0,5

0,5

38

«Разожми кулак» - тренинг

1

0,5

0,5

39

«Если бы я был…» - тренинг

1

0,5

0,5

40

«Это Я» - тренинг

1

0,5

0,5

41

«Мы выбираем, нас выбирают» - ролевая игра

1

0,5

0,5

42

«Мое настроение» - тренинг

1

0,5

0,5

43

«Поведение и культура» - тренинг

1

0,5

0,5

44

«А без друзей на свете трудно жить» - тренинг

1

0,5

0,5

45

«Комплимент - дело серьезное» - тренинг

1

0,5

0,5

46

«Давайте дружить» - тренинг

1

0,5

0,5

47

«Чувства» - тренинг

1

0,5

0,5

48

«Повесть о настоящем» - тренинг

1

0,5

0,5

49

«Приемы общения» - беседа-диалог

1

0,5

0,5

50

«Точка опоры» - тренинг

1

0,5

0,5

ВСЕГО

100

50

50

Список используемой литературы

Основная литература

1. Н.Е. Богуславская, Н.А Купина. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2011.

2. О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина  Речевая коммуникация. М., 2003

3. Разогревающие игры и психотехники // Основы технологии группового тренинга. Психотехники - И.В. Вачков, Учебное пособие. Издательство «Ось-89», 2011.

Дополнительная литература

1. Л.А. Егорова Классные часы: 4 класс – М.: ВАКО, 2010

2. Л.А. Егорова Классные часы: 5 класс – М.: ВАКО, 2010

3. Л.А. Егорова Классные часы: 6 класс – М.: ВАКО, 2010

4. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации/ под науч.ред. А.Ф. Шадуры – СПб.: Издательство «Речь»,2005.

Интернет-ресурсы

1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnayarabota/2011/08/04/ trening-formirovaniya-kommunikativnoy

2.https://infourok.ru/trening-na-razvitie-kommunikativnih-navikov-u-shkolnikov-1596108

3. https://kopilkaurokov.ru/psihologu/prochee/trieningh_kommunikativnoi_

kompietientnosti_podrostkov