Интегративный подход в бальных танцах

Методика проведения занятий в студиии бального танца "Эвридика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическое применение и результативность интегративного подхода в студии спортивного бального танца

Проблема методики обучения бальной хореографии, рассматриваемой в качестве одного из важных аспектов эстетического образования личности, являлась предметом исследований в разных исторических периодах жизнедеятельности общества. Среди основополагающих научных работ, составляющих солидную теоретическую базу, следует назвать исследования Белинского В.Г., Выготского Л.С., Верб М.А., Кабалевского Д.М., Кривицкого К., Неменского Б.М., Гончарова И.Ф., Сухомлинского В.А., Чернышевского Н.Г. Большой вклад в развитие танцевальной культуры внесли научные труды Вагановой А.Я., Васильевой-Рождественской М.В., Захарова Р.В., Ивановского Н.П., Резниковой З.П., посвященные теории и методике преподавания бального танца. Современные научные исследования вопросов обучения бальному танцу, базирующиеся на достижениях педагогической, психологической, философской и методической наук, позволили раскрыть новые организационные формы, методы и педагогические технологии профессионального развития педагогов в области методики и дидактики бального танца. К таким исследованиям можно отнести исследования Зиминой А.Н., Колодницкого Г.А., Чибриковой-Луговской А.Е., Федоровой Г.П.

Методологическую основу составили дидактические принципы технологии деятельностного метода (Анисимов А.С., Давыдов В.В., Занков  Л.В., Леонтьев А.А., Петерсон Л.Г., Щедровицкий Г.П. и др.), направленной на развитие у педагогов способности к самоопределению, рефлексии, моделированию и творческому применению на практике приобретенных знаний и умений; концептуальные положения психологической теории деятельности, разработанные в научных трудах Выготского Л.С., Гальперина П.Я., Леонтьева А.Н., Лернера И.Я., и др., позволяющие раскрыть рефлексивный, эмоциональный и когнитивный аспекты методической компетенции педагога.

Теоретическую основу составили научные идеи личностно-гуманного (Амонашвили Ш.А.) подхода, являющейся приемлемой для структурирования содержания повышения квалификации педагогов, отражающие принципы гуманной педагогики (Бондаревская Е.В., Сластенин B.А.); научные работы по теории и методике преподавания бальной хореографии (Ваганова А.Я., Васильева Е.Д., Резникова З.П., Соколовский Ю.Е., Шмит Л.Н. и др.); по основам профессионального развития педагога (Аболин Л.М., Браже Т.Г., Вершловский С.Г., Воронина Г.И., Демин В.А., Зеер Э.Ф., Кузьмина Н.В., Шахматова О.Н. и др.); по вопросам формирования методической культуры педагога (Бокарева Г.А., Каптерев П.Ф., Соколовский C., Пассов Е.И., Соловцова Э.И.и др.).

          Учебно-познавательная деятельность представлена как специально организуемое как на занятиях, так и в соревновательной деятельности или самим учащимся обучение  с целью овладения основными элементами бальных танцев, это творческий процесс, в котором проявляются активность, самостоятельность, личная свобода и индивидуальная неповторимость.

При изучении работ ученых было усвоено, что для эффективного формирования креативности, физической выносливости, художественного развития  необходима продуктивная деятельность учащихся, которая осуществляется через выполнение различных творческих задач.

Мною разработана  и реализуется образовательная программа студии спортивного бального танца «Эвридика» на базе Дворца творчества «У Вознесенского моста» Адмиралтейского района.

Цель программы — художественно-эстетическое, духовно-нравственное, коммуникативное  развитие личности учащихся средствами спортивного бального танца. Она рассчитана на обучение детей хореографии, постановку и исполнение концертных номеров, приобретение профессиональных навыков и развития путей совершенствования по индивидуальному образовательному маршруту. Занятия в объединении приобщают учащихся к пониманию искусства танца. Поскольку занятия рассматривается  как система общего эстетического и общественного воспитания, то программа включает в себя не только тренировочные упражнения, определенный репертуар и беседы по искусству, но и тематику занятий по правилам общественного поведения, танцевальному этикету, музыкальной грамоте. Работа эта включает в себя образование и воспитание в семье, школе, и, конечно же, художественное воспитание в студии танца.

 Данная программа рассчитана на учащихся дошкольного, младшего,  среднего и старшего школьного возраста, включая в себя четыре этапа обучения, является многоуровневой. Срок реализации программы — 6 лет.

Если ребенок приходит заниматься бальными танцами в дошкольном возрасте, его обучение начинается в Школе танцев Эвридика. Программа Школы учитывает возрастные особенности этой возрастной категории. Дошкольники, как правило, плохо слышат ритм музыки, им трудно выполнять движения под счет. Поэтому в первую половину года учащиеся разучивают достаточно простые развивающие танцы под песенки из советских мультфильмов («Чебурашка», «Кот Леопольд», «Чунга-чанга» и др.). При исполнении танцев дети начинают непроизвольно подпевать этим песенкам и движения делают уже не под абстрактный счет, а на определенные слова. Кроме этого, музыка из советских мультфильмов несет большой  позитивный заряд и воспитывает в детях элементы добра.

На следующем этапе в группах 1-го и 2-го обучения  учащиеся разучивают основные движения и базовые элементы  техники исполнения в танцах медленный вальс, квикстеп, самба, ча-ча-ча и джайв. Возраст учащихся, в основном, 7-10 лет. Главной задачей на этом уровне является формирование индивидуальной стойки танцора, грамотной позиции в паре и ритмически точного исполнения фигур. Учащиеся этих групп уже начинают участвовать в городских конкурсах по спортивным бальным танцам в категории «Н» (начинающие).

В группах 3-го и 4-го года увеличивается количество и сложность изучаемых фигур, усиливаются требования к качеству их исполнеия. Кроме этого добавляются для освоения новые танцы — венский вальс, танго, румба. Важным моментом на этом этапе является присвоение парам первого танцевального «Е», т.е. они становятся официальными спортсменами, зарегистрованными в Федерации танцевального спорта Санкт-Петербурга. Помимо спортивного аспекта, пары принимают участие в большом количестве концертов как во Дворце творчества, так и на различных площадках района и города.

На 5-м и 6-м годах обучения основной упор делается на повышение мастерства пар. Происходит более глубокое изучение техники и характера исполняемых танцев, обращается внимание на эмоционально-образную подачу (особенно в латиноамериканских танцах), разбирается как психо-эмоциональное состояние и личностные установки танцора влияют на их исполнеие. Разучиваются фигуры в танцах медленный фокстрот и пасодобль. По мере роста спортивного мастерства и получения необходимого количества зачетных очков в соревнования пары повышают свой класс – «Е», «Д», «С» и т.д. — в Федерации танцевального спорта. Также, из пар высокого уровня формируются большие ансамблевые композиции для выступлений на концертах.

В процессе образовательной деятельности в студии применяются различные  педагогические технологии. Так, большое значение имеет применение личностно ориентированного подхода, что  обеспечивает: самопознание детей, развитие у них рефлексивных способностей, овладение способами  саморегуляции, самосовершенствования и самоопределения, введение обучающихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе  личностно значимой системы ценностных ориентаций; приобщение  к системе знаний об истории спортивного бального танца [35].

Важным является метод творческого самовыражения. Он помогает  привести каждого ребёнка в соприкосновение с собственным творчеством, дать ему возможность почувствовать сопричастность к  миру, помочь ему найти точку опоры в своей уникальности. Уметь найти резервы в собственной  индивидуальности—ценнейшее умение, необходимое личности в прогнозировании и дальнейшем формировании своей жизненной позиции [9].

Широкое применение индивидуализации в обучении в студии — это, прежде всего, такая организация учебного процесса, при которой выбор способов, приёмов, темпа обучения обусловливается индивидуальными  и возрастными особенностями учащихся. Поэтому при построении индивидуальных образовательных траекторий приоритетным, на наш взгляд, является субъектный подход к учащимся, в котором характерным является изменение соотношения ролей педагога и учащегося с устаревшей структуры «субъект-объектного» типа работы к «субъект-субъектному» типу сотрудничества [7]. Оценивание учащихся приобретает другую функцию — корректировки траектории индивидуальной или групповой работы. Производится оценивание двумя способами. Внешнее — результаты выступлений пары на конкурсах, т.е. в качестве эксперта выступают независимые судьи Федерации танцевального спорта. Внутреннее— педагог студии способом визуального наблюдения диагностирует текущее состояние танцевального мастерства данного учащегося. Для этой цели в студии разработаны специальные диагностические таблицы. В них учащиеся в каждой программе отдельно (европейской и латиноамериканской) получают балл (0,1,2,3,4) по каждому из трех критериев:

—  освоение необходимого количества фигур и танцев;

—  освоение основных элементов техники исполнения;

— эмоциональная выразительность и отдача при исполнении.

Таким образом, при диагностики также применяется интегративный подход, дающий возможность полно и системно оценить учащегося (приложение 1).

Реализация данной педагогической концепции способствовует не только повышению мотивации учащихся, но и формированию каждого из них как успешной социально-адаптированной, самокритичной личности. Этому также способствует наличие следующих условий успешной реализации системно-деятельностного подхода, сформулированных в виде дидактических принципов:

 — принцип деятельности заключается в том, что ребенок получает новые знания не в готовом виде, а приобретает их самостоятельно в процессе самостоятельной  деятельности на основе обучения в сотрудничестве;

принцип непрерывности означает преемственность между всеми уровнями овладения учащимися методикой обучения бальному танцу;

принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества;

принцип вариативности означает возможность выбора учащимися собственной образовательной траектории соответственно своим психофизическим данным, темпераменту, способностям;

принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на инициативу,  личностный опыт, достижения учащихся и использования форм и методов  в изучении бального танца, стимулирующих познавательную активность учащихся.

— принцип коммуникативности определяет активный характер процесса обучения, проявляющийся в организационных формах: обучение в команде, в сотворчестве; гуманных межличностных отношениях между педагогом учащимися,  педагогом и  родителями, учащимися различных групп и годов обучения в студии.

Новизна педагогического процесса в студии заключается в расширении границ изучаемой темы, выполнение учащимися новых ролей  при  изучении техники спортивного танца. Так, при работе над механикой танцевальных движений рассматриваются законы физики, по которым они производятся, приводятся примеры аналогичных кинематических моделей, которые учащиеся

                  Фото 1. Студия спортивного бального танца «Эвридика»

могут наблюдать в своей жизни. При исполнении движений и композиций под музыку учащиеся пробуют находится в различных эмоциональных состояниях и наблюдать, как это влияет на их танец; ищутся подходы для наиболее комфортного и естественного эмоционального самовыражения каждого отдельного учащегося. На более глубоком уровне педагоги и учащиеся работают над тем, как внутренние личностные характеристики отражаются на исполнении танца, раскрывается смысл простого правила «каков человек, таков и его танец». Описание: jYYIJCwhgL4.jpg

Еще одним важным аспектом педагогического процесса является    создание коллектива студии. Детский коллектив— явление сложное, многогранное и динамичное. Ребенок, становясь членом танцевальной студии, попадает в новую для него микросреду. В ней он должен найти себя, найти свое место среди сверстников, в «сердце» руководителя. Поэтому, педагогический процесс в коллективе спортивного бального танца логично рассматривать в русле социально-педагогического взаимодействия. Социализирующее влияние на ребенка имеет поливариантность ролевого поведения в творческом коллективе. И в первую очередь — это роль участника коллектива, когда каждый учащийся стремится учиться и совершенствоваться, овладевать навыками художественно-творческой деятельности, мобилизовать усилия для решения разнообразных творческих, образовательных  задач.

Описание: Bpw7G96-FJk.jpg

       

         Стать участником коллектива, во-первых, означает осознать обязанность сотворчества в коллективе, включиться в его творческую и общественно-полезную деятельность; во-вторых, это освоение разнообразных ролей, которые ребенок выполняет в танце, в паре, создавая художественные образы при исполнении танцев. Педагогическая ценность творческой деятельности ребенка в танцевальном коллективе обеспечивается интеграцией хореографии с музыкой, игровым и актерским искусством. Это дает возможность усилить творческое воображение, ассоциативное мышление, обогатить чувственную сферу восприятия искусства и его реализацию в танце. Результатами педагогической деятельности является высокий уровень усвоения программы учащимися, который подтверждается положительной динамикой результатов обучения по образовательной дополнительной программе.

           Студия спортивного бального танца «Эвридика» была образована и официально зарегистрирована в Федерации танцевального спорта Санкт-Петербурга. Уже в 1992 году пары студии приняли участие в международном конкурсе в Финляндии.

            1993 – 1995 годы — время не только многочисленных выступлений на городских конкурсах по спортивным бальным танцам, но и период интенсивных международных контактов. В 1993 году в гости к студии приезжают детские пары клуба «Грюн- Вайс» из города Вольсбург (ФРГ). Они проводят десять дней в нашем городе и выступают на конкурсе, который организует студия «Эвридика». На следующий год уже три пары студии вместе с преподавателями проводят неделю в гостях у клуба «Грюн-вайс»; причем на конкурсе, который проходил в эти дни, все три пары заняли первые места в своих категориях.

В 1994 году студия проводит большой городской конкурс с участием группы взрослых пар из города Гамбурга. Всего в период до 1995 года студия «Эвридика» провела более 10 городских конкурсов по спортивным бальным танцам для различных возрастных категорий детей, чем способствовала их развитию и  распространению в нашем городе.

         Также, примерно в эти годы педагоги студии осуществляют первые опыты постановки ансамблевых сценических номеров. Несмотря на то, что ансамблевая деятельность не является основной для студии, эти постановки имеют успех у зрителей.

         В период с 1995 года студия создала более десятка сценических композиций. Из них самые удачные и известные «Танцевальная фиеста», «Русская импровизация», «Испанская сюита» и другие. Основными концертными площадками для студии были ТКК «Карнавал» и БКЗ «Октябрьский». В 2000 году студия стала дипломантом городского фестиваля ансамблей бального танца, посвященного 55-летию Победы.

         Параллельно с работой в студии ее педагоги Андрей и Елена Григорьевы продолжали свои спортивные выступления сначала как любительская, а с 1995 года как профессиональная пара. С 1996 года они неоднократно принимали участие в крупнейшем мировом фестивале по спортивным бальным танцам в городе Блэкпул (Великобритания), выступали в открытом чемпионате Финляндии и в чемпионатах России среди профессионалов по европейской и латиноамериканской программам.

         Для повышения качества подготовки танцоров к сезону студия «Эвридика» с 1998 года начала выезжать в летний период на тренировочные сборы (1999г. —  г. Сочи, 2000г. — г. Бяла в Болгарии, 2001-2006гг. — г. Усть-Нарва в Эстонии). На сборах студийцы тренировались по 3-4 раза в день и проживали бок о бок 24 часа в сутки, что помогало дружескому сплачиванию танцевального коллектива.

          Результатом такой работы становились высокие места на конкурсах. Из наиболее заметных побед можно отметить I место в «С» классе в Чемпионате Санкт-Петербурга среди студентов в 2000 году, а в 2001 году пара студии становится победительницей московского Фестиваля студенческого творчества в европейской и латиноамериканской программах.

          С 2000 года студия «Эвридика» сначала сама начала выезжать на конкурсы в Финляндию, а затем стала организовывать подобные поездки для танцоров всего Санкт - Петербурга. Турку, Тампере, Лието, Карина, Хельсинки — вот неполный перечень городов, в которых выступали пары студии на международных конкурсах. Как правило, эти выступления были очень успешными, и в коллекции «Эвридики» — большое количество медалей и кубков из Финляндии.

В 2002-2005 гг. танцоры студияи принимали участие в одном из крупнейших конкурсов Швеции по бальным танцам «Лорэйн-Трофи». По результатам этих соревнований пары «Эвридики» заняли 8 первых, 5 вторых и 4 третьих места.

В последующие годы деятельность студии была направлена на создание качественных танцевальных пар для участия в городских конкурсах по спортивным бальным танцам, создание учебно-методического комплекса студии, модернизацию и обновление образовательных программ. В 2006 году коллективу студии было присвоено звание «Образцового». Каждый год танцоры студии, в среднем, завоевывали  более 50 дипломов 1-й и 2-й степени на городских конкурсах.

В настоящее время в студии занимается более 60 человек в возрасте от 5 до 18 лет, и ее работа складывается из нескольких основных этапов:

— многоуровневый и многофункциональный тренировочный процесс в зале, включающий в себя элементы шейпинга, хореографии, аэробики и стретчинга;

 — разнообразные выступления на городских, всероссийских и международных конкурсах по спортивным бальным танцам;

—  участие в концертных выступлениях;

— учеба педагогов студии на семинарах ведущих мировых специалистов в области бального танца с целью повышения своей квалификации.

Студия является членом Федерации танцевального спорта Санкт- Петербурга, а ее педагоги — членами городской Судейской коллегии.

Еще одним важным аспектом педагогической деятельности является сохранение здоровья детей, повышение их функционального тонуса.

Здоровым может считаться человек, который отличается гармоничным развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека. Определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) гласит: «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». Рейтинговая оценка хронических заболеваний показала, что на первое место в первом классе выдвигается кариес, а в одиннадцатом — нарушение опорно-двигательного аппарата. Состояние здоровья ребенка в России, начиная с прошлого века и по сегодняшний день, вызывает огромную тревогу. Причины, вызывающие эту тревогу, следующие.

Во-первых, школьные факторы риска удивительно «живучи», с ними трудно справиться. Проблема возникла не сегодня, о школьных болезнях специалисты заговорили еще в 1774 году. Здоровье детей в России никогда нельзя было назвать благополучным, и сегодня состояние здоровья наших детей не дает никаких оснований для успокоения.

         Во-вторых, школа и государство в начале прошлого века взяли на себя ответственность за здоровье детей, тем самым сняв эту ответственность с родителей и с общества; именно школа должна была обеспечивать ведение здорового образа жизни. Но это невозможно, т. к. прежде всего это проблема общества. К сожалению, за 100 лет ситуация мало изменилась, и осознания ценности здоровья нет ни в нашем обществе, ни в семье. Поэтому школа не может и не должна решать эту проблему в одиночку, хотя и может сделать многое.

        В-третьих, сложившаяся система образования в России, традиционная российская система образования — это огромная система знаний, состоящая из большого числа наук. За 100 лет методика преподавания, технологии и организация учебного процесса не стала больше соответствовать функциональным возможностям ребенка. Родители и общество сами загружают детей сверх меры. Требования школы становятся все более жесткими, и ребенок в силу ограниченности своих функциональных возможностей справиться с этими требованиями не может

Занятия ребенка спортивными бальными танцами может стать одним из эффективных средств реализации означенных целей. Эта позиция основана на глубоком убеждении в том, что спортивный танец обладает широчайшим спектром возможностей воспитательного, этического, эстетического, оздоровительного воздействия на развитие школьников. В обучении спортивным танцам определяющим являются общепедагогические принципы и методы преподавания. Однако специфические особенности спортивного танца как массовой формы хореографии вносят свои коррективы в методику преподавания. Коллективами спортивного танца решаются важные художественные и воспитательные задачи. Они состоят в том, чтобы развить художественные способности учащихся, привить им любовь к танцу, научить правильно и красиво танцевать, понимать язык хореографического искусства. А тот, в ком пробудилась любовь к истинной красоте танца, защищен от всего пошлого, малохудожественного. Верная передача характера, стиля, образного содержания музыки является непременным условием любой хореографической деятельности; необходимые для этого знания и навыки в известной степени можно развить в процессе обучения. Исполнение спортивных танцев предполагает также определенный уровень развития музыкальных способностей. Ведь движения танцующих должны совпадать с темпом музыки, изменяться соответственно изменению ритма, подчиняться общему характеру музыки. Музыкальность исполнения зависит в первую очередь от уровня развития музыкально-ритмического чувства, которое характеризуется как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения. Музыкально-ритмическое чувство присуще всем, но уровень развития его зависит от индивидуальных особенностей слуха. Доказано, что музыкально ритмическое чувство поддается развитию с помощью ритмических упражнений. Специальные упражнения на ориентировку в пространстве позволяют развить зрительную и двигательную чувствительность, быстроту реакции, также необходимые для исполнения спортивных танцев. Необходимые навыки технического освоения элементов танца, освоение элементов танца, освоение основных позиций, поз, положений корпуса закрепляются при помощи специальных, так называемых тренировочных упражнений. Их включение в урок танца является не только желательным, но бесспорным требованием построения занятий. Задачи обучения танцам при общей цели  овладение спортивными танцами - различны. Это конкретизирует работу педагога и определяет объем изучаемого материала. При этом единые правила исполнения самих танцев и их отдельных элементов (движений, поз, рисунков композиции т. п.) остаются неизменными. Выбор методов и приемов обучения зависит от задач, состава учащихся, срока обучения, возрастных особенностей и целевых установок. Таким образом, обучение бальному танцу - это всегда творческий процесс, в котором первостепенную роль играют индивидуальные качества преподавателя. При всем многообразии методов и приемов обучения можно выделить наиболее сложившиеся в практике преподавания бального танца

          Методика обучения бальным танцам разработана довольно широко. Выпущено большое количество книг, как российскими так и зарубежными педагогами и методистами. Однако специфические особенности бального танца, как массовой формы хореографии, а также индивидуальные качества преподавателя  вносят свои коррективы в методику преподавания.

          При всём многообразии методов и приёмов обучения необходимо выделить наиболее сложившиеся в практике преподавания бального танца. Прежде всего, аналитическая работа как в начале, так и в процессе всего обучения обеспечит эффективность освоения программы. Остановимся на основных способах повышения эффективности обучения бальному танцу.

           Занятия должны быть разнообразными как по содержанию (музыкально--ритмические упражнения, задания на координацию, выполнение упражнений тренировочного характера, разучивание и повторение отдельных фигур и их соединений), так и по набору применяемых методов. Это может быть небольшая беседа в виде вопросов и ответов, прослушивание музыки и самостоятельный её разбор, наблюдение учащихся за объяснением и показом педагога, разучивание и повторение движений танцев.

При повторении пройденного материала также необходимо избегать однообразия, скуки, вносить в знакомое движение, танец, элемент новизны, предъявлять новые требования, ставить новые задачу. Любое задание, которое предлагается выполнить учащимся, должно соответствовать степени подготовленности к нему.

Занятия должны идти в хорошем темпе, не следует слишком долго отрабатывать одно и то же движение или танец, неоправданно подробно объяснять, пытаться научить всему сразу. В течение занятия следует закрепить все навыки, которые вырабатывались ранее, повторить пройденные движения и фигуры, уточнить освоенное не до конца.

Наибольшую сложность для педагога представляет работа с начинающими. Они быстро устают, допускают много ошибок при исполнении, часто забывают пройденный материал. Чтобы добиться хороших результатов в обучении и воспитании, педагог должен использовать такие приёмы, которые делают занятие интересным, концентрируют внимание учащихся. Однако занимательное надо умело сочетать с малоинтересным, но необходимым.

Разучивание фигур танцев и соединений из них  проводится в определенной последовательности.

Сначала педагог дает общую характеристику предстоящей работы, т.е. объясняет какое движение из какого танца будет разучиваться (вводное слово педагога), разъясняет его ритмический рисунок. Приступая непосредственно к разучиванию движений, поз, переходов педагог объясняет и показывает их сам, затем то же повторяют учащиеся. Этот метод является традиционным и широко используется при обучении.

При разучивании движений с детьми и начинающими хорошие результаты даёт метод, при котором учащиеся повторяют движение вместе с объяснением и показом педагога без музыки и лишь затем исполняют движение самостоятельно. Это позволяет педагогу, фиксируя внимание на тех частях движения, где чаще всего допускаются ошибки, своевременно поправлять их. А учащиеся имеют возможность лучше разобраться в структуре движения, почувствовать его, быстрее запомнить.

Процесс разучивания обычно сопровождается музыкой или и же под счёт педагога. Наиболее распространённая последовательность разучивания под счёт и музыку такая: педагог показывает под счёт, ученики выполняют движение под счёт. Затем педагог показывает под музыку, ученики выполняют движение под музыку.

Существует несколько методов разучивания танцевальных движений. Выбор метода зависит от сложности его структуры, входящих в него элементов [14].

Так метод разучивания по частям сводится к делению движения на простые части и разучиванию каждой части отдельно с последующей группировкой частей в нужной последовательности в единое целое Таким способом хорошо усваивается структура движения, что является важным для формирования правильной танцевальной техники.

Целостный метод разучивания заключается в разучивании движения целиком в замедленном темпе.

Для разучивания особенно сложных движений может быть применено временное упрощение; этот метод заключается в том, что сложное упражнение сводится к простой структуре и разучивается в таком виде. Затем движение постепенно усложняют, приближаясь к законченной форме.

Каждый метод разучивания имеет свои достоинства и недостатки и применяется в зависимости от сложности фигур и соединений, а также учитывая уровень подготовки танцора.

Важное значение в бальных танцах играет разучивание положения корпуса и рук (индивидуальная стойка и позиция в паре), так как такое положение должно поддерживаться в течение всего исполнения танца. Основная стойка разучивается сначала в положении стоя на месте, затем закрепляются на простом танцевальном шаге, и лишь когда положения рук и поза легко и естественно принимаются учащимися, можно закрепить их на практике [26].

Описание: dNrPBC4e2fI.jpg

Фото 3. Назаров Денис – Сонькина Анна. Основная позиция в европейских танцах.

Полезно при разучивании положений рук и поз в парном танце объяснять и показывать каждый элемент отдельно. Такой метод позволяет добиться лучшего запоминания правил исполнения, более точного повторения элементов всеми учащимися. Одновременно с разучиванием упражнений для рук и корпуса должна вестись постоянная работа над позами и положениями в парном танце.

В заключительной части занятия разучиваются соединения танцевальных движений, поз, переходов, рисунка в танцевальные комбинации, фигуры и целый танец. Когда основные движения, позы, рисунок разучены, приступают к соединению их в танцевальные комбинации, которые разучиваются и отрабатываются. Затем комбинации собираются в фигуры танца, а фигуры — в целый танец. Фигуры танца и весь танец многократно повторяются учащимися и в целях запоминания, и для достижения более грамотного музыкального и выразительного исполнения.

Среди части педагогов распространено представление о том, что лишь при постановке сценического танца надо стремиться передавать художественный образ.

Но на самом деле любой танец: бальный, массовый, народный — эмоционально окрашен. В любом танце утверждаются определенные черты характера, определённые взаимоотношения между танцующими. Поэтическая задумчивость одного танца сменяется необузданной весёлостью другого и сдержанностью, величавостью третьего и т. п.

Представление о танцевальном образе у учащихся складывается постепенно. Обычно работа в этом направлении начинается с прослушивания музыки. Это помогает яснее представить характер образа, стиль танца.

Рассказ педагога о танце, о быте и нравах, обычаях того народа, чей танец разучивается, анализ того, какое они нашли отражение в танце, основные сведения об эпохе, в которую возник танец, знакомство с отличительными особенностями костюма, правилами этикета того времени, знание того, как эти бытовые характеристики проявились в бальном танце, расширяют и обогащают кругозор учащихся, дополняют образ, созданный музыкой.

Работа над танцевальным образом начинается с разучивания движений танца, отработки поз, положений рук. Точный  образный  показ педагога имеет большое значение и должен помочь учащимся увидеть типичные черты этого образа. Формирование эмоционального образа неразрывно связано с психологией данного танцора. Как правило, на начальных этапах обучения учащиеся исполняют все танцы независимо от их характера в одном эмоциональном стиле, который является отражением их психологического портрета. Поэтому какие-то танцы у данного танцора получаются достаточно хорошо, он их «чувствует», а какие-то,  мягко говоря,  не очень. Работа начинается с разъяснения ребенку особенностей его собственной психологии. Он их должен «увидеть» и почувствовать. Затем, для создания более правильного танцевального образа пробуются иные, не привычные для него эмоциональные подходы. Это также весьма полезно с точки зрения терапии. При такой работе часто происходит высвобождение излишне подавленных эмоций и разблокирование, тем самым, соответствующих мышечных зажимов. Также, большую помощь в этом случае может оказать показ танца учащимися, которым удалось найти точный, выразительный характер исполнения, т.е. дети учатся друг у друга [11].

Неразрывно с процессом создания танцевального образа связана  задача  — научить детей видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное в танце. Танец — это способ эстетического познания себя и мира. И если в процессе работы эта  задача решается, то тогда, занимаясь в коллективе, учащиеся не просто выучат определённое количество движений и танцев, но на каждом занятии будут познавать своеобразный выразительный язык хореографического искусства, получат представление о бальных танцах как о синтетическом виде искусства, где тесно переплетаются музыка и пластика. А работая над танцевальным образом, будут находить наиболее красивые и выразительные позы и движения.

Важным аспектом при работе с детьми является учет их возрастных особенностей. Так, например, занимаясь с группами младших школьников, необходимо  обращать внимание    на их, пока еще, слабое развитие мышечной базы. Они достаточно быстро устают от физических нагрузок. А из-за слабости мышц спины они не способны долго удерживать корпус в прямом положении. Поэтому педагог должен обратить внимание на укрепление и развитие разнообразных мышц тела, формирование устойчивых навыков правильной осанки и совершенствование основных   естественных движений.

Описание: QHx8YKV1HmE.jpg

          Фото 4.Косарев Иван –Жилевич София 1-е место на конкурсе «Восходящие звезды-20162» Федерации танцевального спорта Санкт-Петербурга в «Е» классе (возраст Дети-2).

          Слабость дыхательных мышц, недостаточно развитая сердечно-сосудистая система — все эти особенности требуют от педагога очень осторожного увеличения физической нагрузки. У детей младшего школьного возраста недостаточно развит анализаторный аппарат: зрительная, слуховая, мышечная и вестибулярная чувствительность, несовершенно восприятие: дети не умеют долго слушать музыку, неточно воспринимают движение, плохо ориентируются в пространстве и времени. Развитие органов чувств, сенсорных умений и совершенствование восприятия должны стать первоочередной задачей обучения. Хотя такие важные для занятий бальным танцем способности, как координация движений и моторная память, развиты у детей слабее, чем у взрослых, следует отметить, что эти способности быстро развиваются посредством упражнений и что младший школьный возраст является благоприятной порой для занятия танцем. Нельзя не учитывать при работе с детьми младшего школьного возраста того факта, что у них не развиты такие волевые качества, как настойчивость, целеустремленность, упорство, дисциплинированность. Поэтому особую привлекательность приобретают для детей этого возраста занятия по танцу, если они строятся на простом материале и включают элементы игры или соревнования [30].

С другой стороны, дети возраста 7 -10 лет с большим удовольствием учат все новое: новые движения, новые фигуры, новые танцы. Задача педагога, пользуясь этой детской любознательностью, заложить в них основную танцевальную базу (фигуры, элементы техники), которая позволит им в дальнейшем успешно продвигаться на своем танцевальном пути.

У подростков по сравнению с младшими школьниками имеется уже больше объективных возможностей для успешных занятий бальными танцами - лучше развита моторика, чувство ритма, умение передавать характер и стиль танца. Но  этот возраст имеет и некоторые свои сложности, которые педагог не может не принимать во внимание. Помимо процесса учебного занятия для них становится достаточно важным общение между собой, отношения и взаимодействие со своими сверстниками. Иногда это мешает развитию танцевальных способностей, когда ребенок чувствует себя скованным в группе, не может проявить себя свободно; иногда, наоборот, желание хорошо показать себя перед друзьями является достаточно мощным стимулом для совершенствования. Также необходимо учитывать, что в этом возрасте происходит физиологическая перестройка организма детей, которая происходит порой достаточно неравномерно. Планируя физические нагрузки учащихся, педагог должен внимательно наблюдать за их самочувствием. Важным является контакт и общение с родителями ребенка с целью более правильного направления работы. В возрасте 11-14 лет также начинается половое созревание детей, что, в свою очередь, сказывается на внешнем виде и взаимоотношениях мальчиков и девочек. Например, они смущаются при выполнении танцевальных движений, чувствуют себя скованно при работе  в парах. Аккуратная и внимательная работа педагога позволяет постепенно устранять возникшие сложности насколько это возможно для данного ребенка. В этом смысле, когда мальчик и девочка вместе выполняют порой достаточно сложную работу, бальные танцы являются хорошей школой умения строить отношения с противоположным полом для дальнейшей жизни.

 Работа с детьми старшего школьного возраста уже позволяет использовать интегративные методики обучения. У них уже достаточно развито сознание, сформирована устойчивая мотивация к занятиям, многие составляющие элементы тренировочного процесса они могут выполнять самостоятельно, без контроля педагогом. На этом этапе обычно происходит расслоение учащихся — некоторые из них связывают бальные танцы со своей будущей профессией, другие просто занимаются для своего удовольствия. Как правило, в этом возрасте пары уже имеют достаточно высокий танцевальный класс и большой конкурсный опыт. Работа педагогов заключается в постановке для каждой пары реалистичной цели и организации тренировочного процесса, направленного для ее достижения [45].Тренировки для таких пар носят сложный многоуровневый характер. Они состоят из

—  занятий по хореографии;

—  занятий по ритмической  азробике  и стретчингу;

—  занятий по постановке композиций исполняемых танцев;

—  занятий по отработке техники исполнения;

— занятий по выработке выносливости и скоростно-силовых качеств (прогоны);

—  психо-эмоциональные тренинги. 

Серьезная, вдумчивая работа с детским коллективом по обучению спортивным бальным танцам, следование методике обучения (использование как предыдущего опыта, так и освоение нового), правильный учёт возрастных психологических особенностей позволяют выделить основную направленность в работе педагога: внимание к сенсорному воспитанию, развитие музыкальности детей, формирование  эстетически красивой координации танцевальных движений, обучение умению ориентироваться в пространстве, формирование необходимых танцевальных навыков и умений [3].

Выбор методов и приёмов обучения зависит от типа коллектива, его задач, состава учащихся, их подготовленности, срока обучения, возрастных особенностей и целевых установок. Обучение бальному танцу — это всегда творческий процесс, в котором важную роль играют знания, умения и индивидуальные качества преподавателя.