Казачья культура

Литвиненко Елена Николаевна

В настоящее время в России происходит возрождение казачьей культуры и казачьих традиций - ценного элемента российского наследия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий проведения круглого стола на тему

" Казачки- хранительницы самобытной культуры казачества"

Подготовлено

педагогом-организатором Е.Н. Литвиненко

Эпиграфы на слайдах:

1. «Были бы казачки - а казаки будут». (Казачья пословица)

2. «Мы ушли... и песни мы сложили,
Глубоко казачество любя.
И тебя, казачка, мы любили
И пою я нынче про тебя» (казачья песня)

3. «У нас на Дону не по вашему, не ткут, не прядут, — хорошо живут» (казачья поговорка)

4. «Слава богу что мы казаки» (казачья мудрость) 

Ход мероприятия:

Ведущий1: Добрый день, уважаемые гости, студенты и педагоги. Сегодня вы присутствуете на очередном мероприятии, посвященном неделе казачества. Мы проведем его в форме круглого стола и поэтому сегодня у нас в гостях: походный атаман Тамбовского казачьего общества, руководитель молодежного казачьего центра «Застава»  Савельев Евгений Петрович, заведующая филиалом библиотеки № 4 ЦБС Ломакина Галина Николаевна, также казачки Промышленно-технологического колледжа.

Ведущий 2 Вот уже более двух веков наше православное казачество отмечает «День казачки», «День матери», который приходится на 4 декабря, на большой церковный праздник «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Истоки чествования казачек ведутся с 1774 года, времени турецкой войны, когда девятитысячный отряд татар и турок вторгся в российские пределы на Тереке и окружил станицу Наурскую. Все строевые казаки находились в походе, и основную часть обороны взяли на себя их отважные жены вместе со стариками и ребятишками. И они выстояли! В честь этой нелегкой победы в станице Наурской насыпан курган Славы, а дата события названа «Днем матери-казачки».

На сцену выходят студентки, читают стихи.

Чтец 1:

«Казачка, казачка» - желанное слово,

В нем музыка, радость, волненье и свет.

Пусть доля казачья бывает суровой,

Но слава не меркнет в мелькании лет.

Великая слава сияла в Азове,

Где жены-казачки дрались на стенах.

Любимые лица лишь были суровей,

В крови и огне незаметен был страх.

Тяжелые годы войны и лишений

Казачки несли на усталых плечах.

Их мысли летели стадами оленей

О них, ненаглядных своих казаках.

Чтец 2:

Сквозь черные дымы станиц разоренных

Походным порядком с мужьями ушли,

В сердцах, с малолетства любовью зажженных,

Святую любовь, как алмаз, пронесли.

Они в зарубежье - все те же и те же.

Наследье далеких прабабкиных лет

Их души ласкает, волнует и нежит,

Дает им в сомненьях достойный ответ.

Спасибо вам, Нины, Евгении, Веры,

  Храните с молитвой отеческий дом.

  Спасибо за все и за то, дорогие,

  Что муж остается вовек казаком!

Приветственное слово атамана, представление студенток колледжа, входящих в состав молодежного казачьего центра «Застава».

Ведущий 1: Донские казачки… Самостоятельные, гордые, сильные... Женщина-казачка всегда держала в своих руках связь времен, воспитывая детей и направляя их по жизненному пути. Века постоянных боевых тревог, полукочевой образ жизни в прошлом выработали в казачке бесстрашие, решительность и способность сохранять присутствие духа в моменты неожиданной опасности. Она сумела достойно встать вместе с казаками с оружием в руках на защиту своих детей, куреня и станицы. И, несмотря на все это, она не теряла основных черт, присущих слабому полу: женственности, сердечности, кокетства, любви к нарядам. Наверное, как ни к кому больше, к казачке относится изречение древних «Женщина приходит в мир, чтобы возвеличить его своей красотой, материнской добротой и любовью».

Чтец 3:

        У казаков отношение к женщине было уважительным, например, в Уставе благочиния от 1794 года говорилось: «Буде кто … при женском поле употребит бранные или непотребные слова, с того взыскать пени, полусуточное содержание в смирительном доме и взять его под стражу». Конечно, из отношения мужчин и складывался характер казачек. Они сами не позволяли себе лишнего в общении с мужчинами, хотя темперамент их явно выделялся: не грубыми словами, а чувством справедливости, требованием уважения к себе.

        
Чтец 4:

Давайте поговорим о секретах женской силы донских казачек
          Сила Рода.  Казачки очень правильно понимали силу женского рода и непреклонно соблюдали традиции. Особую роль в казачьем доме играла самая старшая женщина – бабушка. Она была хранительницей семейных традиций. Она воспитывала несовершеннолетних внуков, которые называли её бабинькой. Всем известно, как казачки гордились своим происхождением – «не боли болячка – я казачка», как они избегали браков с иногородними, и с чужестранцами были неприветливы. Казачке было чуждо чувство подражания в поведении действий, поступках, одежде. Она всегда подчеркнуто проявляла свою принадлежность к казачьему народу и в одежде, и в разговоре, и гордилась этим. Выход замуж не за казака считалось позором.

Чтец 5:

          Женские обязанности. Девочек приучали шить лет с пяти-шести. Причём, малышки учились шить и вязать именно магические знаки, защищающие от злых духов. Символика донского казачества имел множество трактовок. Защитные обереговые орнаменты были тесно связаны со славянскими, очень перекликались. Сначала девочка вышивала защиту Рода, семьи, затем вышивала защитные орнаменты от злых сил, зависти. Взрослея, бабушка учила внучку вышивать орнамент к свадьбе, чтобы венчание состоялось под покровом защитных сил, а жених и невеста были горячо любимы друг другом. В семь лет юные казачки они начинали учиться готовить еду, а это в казачьем доме было делом непростым. Например, в праздники на стол подавали дулму с капустой, огурцами или с баклажанами, суп из дикой утки, лизни с гарниром из соленых огурцов, студень, гуся, индейку, вареное мясо дикого кабана, дрофы и многое другое. С малых лет будущую мать – девочку-казачку – бабушка или мать брала с собой в степь или в горы для сбора лечебных трав, цветов, и объясняла какая трава или цветок от какого недуга. Кстати, девушка-казачка была свободна в личной жизни. Родители не посягали на ее волю и не выдавали замуж помимо ее согласия. В случае неудачного брака, она могла добиться поддержки общества о разводе.

Чтец 6:

      Доброта. Казачки были щедры на милостыню, прикармливали бедняков, угощали монахинь, почитали священнослужителей. На добровольной основе казачки ходили на уборку церкви, на оказания помощи, при постройке хат, и во всех случаях, когда кому-то требовалась посторонняя помощь. Никто не неволил, не обязывал, не организовывал, а каждый знал, если я не приду, то и ко мне не придут.

       Чистоплотность. Казачки поддерживали дом в чистоте. Это отметил историк Г.В. Губарев. «Не вычистить курень и выпустить мужа и детей в неаккуратном виде – для казачки уронить свое человеческое достоинство». Помимо ежедневной уборки, курени тщательно мылись снаружи и изнутри к Пасхе, Рождеству и к празднику святых апостолов Петра и Павла.

Чтец 3: 

         Игривость. Известно, что на станичных праздниках устраивались веселые танцы, на которых даже замужней казачке не возбранялась плясать с любым мужчиной. Могла она пококетничать и на улице. В основном именно им всё и заканчивалось. Донские казачки всегда славились верностью и преданностью не только мужу, но и своему дому, своему клану.

        Редактор «Донских областных ведомостей» Семён Номикосов, составляя «Статистическое описание Области войска Донского», дал следующую характеристику донской казачке: «Она умела не пустить нужду в дом в отсутствии казака-кормильца, умела приобрести хлеб и скот и умела сохранить своё имущество от степных хищников».

Чтец 4.

        Не секрет, что донские казачки могли стрелять из ружья или рубить шашкой. Были среди них настоящие героини, о которых с уважением говорили на Дону. История помнит оборону Азова (в 1641 году), в то время новой казачьей столицы. Крепость атаковали 227 тысяч янычар, спагов и наемных иноземцев силистрийского паши Гуссейя Делия и крымского хана Бегадыря Гирея. Им противостоял шеститысячный казачий гарнизон, а также восемьсот казачек, которые не только заряжали ружья своим мужьям, но сами метко стреляли в турок.

Чтец 5:

      Красота донских казачек. Многие иностранцы, побывавшие в России, восхищались русскими женщинами, но казачки отличались особенной красотой, умом и силою. Немало тому свидетельств находим и в записках наших соотечественников.         Художник В. Суриков, по происхождению из старинного енисейского казачьего рода, оставил такие воспоминания: «Сестры мои двоюродные - девушки совсем такие, как в былинах поется про двенадцать сестер. В девушках была красота особенная: древняя, русская. Сами крепкие, сильные. Волосы чудные. Все здоровьем дышало».

        Силой их особенной красоты было смешение славянских черт с чертами горско-степными. Наверное, как ни к кому больше, к казачке относится изречение древних, что «Женщина приходит в мир, чтобы возвеличить его своей красотой, материнской добротой и любовью». Вся внешность казачки дышит изяществом и сознанием своей очаровательности, и что первое видится в казачке – это быстрота и проворность в действиях и поступках. Л.Н. Толстой в повести «Казаки», отмечая особенности красоты казачки, подчеркивает, что щегольство и изящество в одежде и убранстве хат составляет привычку и необходимость в их жизни.

Ведущий 2: Мы предлагаем вам посмотреть видеосюжет о казачках и их жизни.

Просмотр и обсуждение видеосюжета.

Ведущий 1: Образы казака и казачки были отражены во многих произведениях русской литературы. Подробнее о роли казачки в литературе расскажет заведующая филиалом библиотеки № 4 ЦБС Ломакина Галина Николаевна.

Выступление Ломакиной Галины Николаевны.

Ведущий 2: А теперь давайте послушаем о казачестве и православной вере.

Чтец 6   

       Вера православная. Огромное влияние на обычаи и мировоззрение казаков оказало их крещение в 34 г. от РХ Апостолом Андреем Первозванным, и принятие Христианского вероучения, которое казаки приняли  с радостью, став одним из первых Христианских народов, более того, казачество стало Воинством Христовым, защитником Христианской Веры и распространителем ее на землях Северного Причерноморья. Весь уклад жизни казачьей строился по Заповедям Божьим, в том числе и  отношение к женщине, как к равной с мужчиной, но имеющей другое призвание и путь в земной жизни. Сказано: «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж для жены, но жена для мужа» (1 Кор. 11,8-9). То есть в Священном писании ясно говориться о подчиненности женщины мужчине.  Так устроена природа женщины, что ей надо кто-то, кто защищал бы ее, оберегал, заботился, выполнял тяжелую работу. С другой стороны тоже Священное Писание указывает на то, что женщины не только равны с мужчиной в духовном плане, но иногда более сильны и стойки в Вере.  

Чтец 7

  Женщины-казачки были набожны – день начинался и заканчивался  молитвой, в воскресные и праздничные дни обязательно были в храме. Творили милостыню и приходили на помощь немощным. Казачка была сдержана в одеждах -  не носила  мужского платья, не стригла коротко  волосы.  В казачьем обществе было много вдов, ибо воинское дело такое. И казаки, воспитанные в таких семьях тем ни менее не становились «маменькиными сынками». Конечно, весь уклад жизни в казачьем обществе воспитывал казака, в этом принимали участие и старики и все общество и родня казака (дед, дядья т.д.), но именно мать с самого рождения вкладывала в сознание будущего воина фундамент для дальнейшего воспитания. За непристойное поведение подростка взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши», а то и «угостить» легкой оплеухой, сообщить о случившемся родителям, которые незамедлительно «добавят».
Казак относился к любой женщине как к своей сестре, а если женщина пожилая, то как к матери. Девушки сироты находились под покровительством Атамана, и он отвечал за них перед Богом и людьми, как будто был их отец. По уважительному отношению  к женщине – матери, жене, сестре мерилось достоинство мужчины.

Ведущий 1: Итак, узнав сегодня немного больше о казачестве, мы можем сделать следующие выводы. Так какими же чертами обладала настоящая казачка?

  1. Внешняя и внутренняя красота

    2.      Преданность православной вере, семье и дому, осмысленная покорность мужу

    3.     Гордость и смирение одновременно

    4.    Почитание и уважение традиций старшего поколения

    5.    Чувственная и притягивающая натура женщины



Ведущий1: Отрадно, что традиции казачества возрождаются. Нам есть чем гордиться, нам есть что беречь.  Мы призываем всех никогда не забывайте, какая земля вскормила вас. Как честно и доблестно защищали казаки  свою любимую, горькую, морозную и цветущую землю. Помните, что казачьему роду нет переводу! Всем спасибо за внимание. Особую благодарность мы выражаем нашим гостям! До новых встреч!


Предварительный просмотр: